Акрополь. Афины. Греция. 1 часть

Ансамбль на Акрополе один из самых известных в мире архитектурных ансамблей. Ведь Афины старейшая столица в Европе, которая привлекает ежегодно миллионы туристов. Парфенон по праву считается шедевром архитектуры! Он олицетворение победы! Греческой победы над персами. Храмы Акрополя отстроили заново, после того, как персы сожгли Афины дотла. Поэтому, для того, чтобы понять этот ансамбль надо немного разобраться в том, что же тогда происходило и почему греки вложили столько сил и денег, чтоб увековечить свою победу!

Сооружениям на Акрополе в Афинах я посвящу несколько статей, потому что информации очень много. На скале находятся сооружения разного назначения и строили их в разное время. Поэтому каждому сооружению будет отдельная статья.

В этой же статье будут описываться общие понятие о культуре и искусстве греков времени постройки Парфенона и самых первых и важных сооружениях на Акрополе.

Поэтапно это будет так:

  • Культура классической Греции и их мировоззрение
  • Ранние храмы Афинского Акрополя
  • Перестройка Афин после войн
  • Расцвет аттической архитектуры
  • Задумка ансамбля Афинского Акрополя
  • Скала Афинского Акрополя
  • Идеология ансамбля Акрополя
  • Панафинейские торжества и шествие на Акрополь
  • Архитектурные приемы ансамбля на Акрополе

Вид на Акрополь

Культура классической Греции и их мировоззрение

Господствующим классом Древней Греции были рабовладельцы, которые занимались торговлей и промышленностью, но обрабатывали также при помощи рабского труда и землю. Природные свойства греческого полуострова способствовали развитию мореплавания и торговли. Изрезанная береговая полоса с далеко заходящими вглубь материка заливами, огромное количество островов, облегчавших морские сообщения, — все это сильно способствовало развитию морского транспорта между отдельными городами и государствами.

По всей Греции широко развилась городская жизнь, особенно в торговых и промышленных центрах, из которых главным были Афины. В V в. до н.э. говорили, что в Пирее, гавани Афин, можно получить товары всех стран легче и дешевле, чем где бы то ни было. Характерно, что во время Пелопоннесской войны все население Аттики нашло защиту в укрепленных Афинах, которые с моря получали все необходимое, так что для афинян не было гибельным опустошение спартанцами всей земли за стенами города.

Греко-персидские войны

Городскому торгово-промышленно-рабовладельческому населению, сорганизовавшемуся в форме маленьких демократических городов-государств, объединивших сравнительно небольшую, окружавшую город территорию, приходилось с большим трудом отстаивать свою независимость. Весь архаический период истории Греции наполнен жестокой борьбой с восточными деспотами, которые стремились захватить и подчинить себе маленькие, разобщенные греческие государства. Особенно ожесточенными и опасными были столкновения с самым мощным восточным властелином того времени, завоевавшим уже не одну сильную державу, с непосредственным соседом греков — персидским царем. Персы то наступали на Грецию, то опять подавались назад. Они одно время подчинили себе малоазийские греческие колонии, которые только-только начали было богатеть и создавать свою очень своеобразную и прогрессивную культуру, особенно ионические города.

Но вскоре антиперсидское движение широкой волной прокатилось по порабощенным колониям, которые стали делать попытки к освобождению. Эта борьба привела к решительному столкновению персов и греков, которые группировались вокруг наиболее сильных городов — Спарты и Афин. Судьба Греции висела на волоске. Персидский царь уже занял значительную часть Греции, уже Афины пали. Но ещё до прихода персов все афиняне покинули город, сев на корабли. Решающее морское сражение произошло при о. Саламине в 480 г. до н.э. Персы были окончательно разбиты. Греки одолели восточных деспотов и завоевали свою независимость.

Расцвет Афин и война со Спартой

С этого времени и начинается замечательный расцвет Афин. Спарта всегда отличалась сильно выраженным аграрным характером, ну и воинственным тоже, чем обусловливается традиционный консерватизм спартанской знати и аристократический образ правления в стране. Настоящим передовым государством были Афины, с их огромным флотом и предприимчивым характером граждан. Победа при Саламине поставила афинян в особенно благоприятные условия. Они были освободителями греков от варваров (в Греции так называли всех иноземцев). Афины начали брать дань с союзных городов и перенесли казну с о. Делос в Афины, на Акрополь. Взносы союзников были главной основной финансовой мощи Афин. На этой базе расцвела замечательная культура Афин V века до н.э. и особенно —дорого стоившая строительная деятельность Перикла. Весь этот процесс вызывал протесты союзников, все усиливалось стремление отдельных городов освободиться из-под теперь уже насильственной опеки Афин. Спарта образовала в противовес афинскому морскому союзу другой, континентальный союз на Пелопоннесе, главной силой которого, в противоположность флоту афинян, было сухопутное войско. Спартанцы сами боялись роста Афин, тем более что они осознавали свой консерватизм, свою неповоротливость и огромную силу передовых Афин, которые трудно было победить при помощи сухопутного войска, пока они владели морем. Противоречия разрастались все сильнее, и дело дошло, наконец, до долголетней, мучительной и разрушительной Пелопоннесской войны между афинским и спартанским союзами, которая обозначает существенную грань в греческой истории и особенно в истории греческой культуры. С началом Пелопоннесской войны заканчивается классический период греческого искусства. Это период, главным образом, между концом Персидских войн (480 г. до н.э.) и началом Пеопоннесской войны, тянувшейся с 431-го, с небольшими перерывами, до 404 года до н.э. Вся Греция была в неё втянута.

Представления о человеке в Древней Греции

Греческий торгово-промышленно-рабовладельческий класс на основе мелкой собственности и демократического государственного устройства создал совершенно новое, по сравнению с восточными деспотиями, представление о человеке, глубоко отличное от восточно-деспотического. На Востоке человек понимался либо как угнетенный и бесправный, либо как обожествленный деспот. Природа населена таинственными божественными силами. Эти силы возвеличивают одних до сверхчеловеческого масштаба, других они принижают до полного ничтожества. Греческий рабовладелец, за счет предельного принижения эксплуатируемых им рабов, которых он прировнял к животным, ввел равенство среди свободных.

Идеология свободных строится на развитии индивидуальности, опирающейся на разум, на рациональные способности человека, которые стремилось усыпить средствами религии восточно-деспотическое религиозное мировоззрение. Грек строит свое представление о человеке на основе его физического строения, что связано с сильными материалистическими тенденциями в греческом мировоззрении VI и V веков до н.э.

 

«Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому то материалистическое мировоззрение было первоначально у греческих философов чем-то само собой разумеющимся».

Энгельс «Диалектика природы»

В противоположность восточно-деспотической двойственности человеческой личности, которая так ярко проявляется в резком противопоставлении приниженных и обожествленных, греческая идеология строится на идее совершенного нормального человека, в основе которого лежит его физическое строение и связанные с ним границы. Новое понимание человеческой личности очень ярко отразилось также и в том, что человека стали противопоставлять природе, с которой он борется и которую побеждает. И с природы грек VI и V веков до н.э. снимает покров религиозной интерпретации. Человек понимается как часть природы, но как наиболее совершенная её часть, которой должно принадлежать господство над ней.

В основе греческой культуры VI и V веков до н.э. лежит образ идеального человека, отличающегося от натуралистического человека тем, что он всесторонне развит и не обладает никакими случайными отклонениями от нормы и резко выраженными односторонностями. Представителям господствующего класса в городах очень рано открылась возможность много времени уделять физическому и духовному развитию. Широкое развитие физической культуры и спорта шло параллельно с оживленной умственной деятельностью, проявлявшейся в самых различных направлениях. Разделение физической и умственной деятельности, и, тем более, их противопоставление друг другу было ему совершенно чуждым и непонятным.

Вместе с тем идеалом классической греческой культуры V века до н.э. был человек-герой, т.е. человек не только всесторонне развитый, но и более сильный во всех отношениях.

Греческой герой — выдающийся человек. В Греции центр тяжести перенесен на человека, и в этом состоит сдвиг колоссальной важности, произведенный греческой культурой.

Дискобол. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер

(первая классическая скульптура Оригинал «Дискобола» (ок. 450 г. до н. э.)

Противоречием сказанному о господствующем положении человека в греческой идеологии кажется на первый взгляд греческая религия. Ведь и главными монументальными зданиями, возводимыми греками в V веке до н.э., были все же храмы. Но греческая религия принципиально отличается от всех восточных религий именно очеловечиванием богов. Греческие боги — это те же люди, но несколько больших размеров и обладающие большей силой, большим умом и ловкостью. Но богам присущи все свойства и все слабости человека. Очень ясно природу своих богов осознал один грек, который заметил, что если бы у животных были боги, то они своей внешностью и поведением были бы похожи на тех животных, которые им поклоняются.

Для грека очень характерно и очеловечивание сил природы. Такое очеловечивание окружающего называется антропоморфизм (с греч. Придание человеческого образа) — это понятие в расширенном смысле можно применить ко всей классической греческой культуре. В области религии оно особенно ярко выражается в различных божествах гор, рек, лесов и т.д., которые изображаются и в искусстве, и в виде прекрасных юношей и девушек.

Греки впервые и практически и теоретически провозгласили знание как средство установления объективной истины, т.е. принцип науки. Греки первые отбросили традиционные взгляды на мир, созданные религией и культом, действующие на эмоции, и построили новую картину мира на основе человеческого разума. Не только естественные науки, но и гуманитарные науки получили в Греции и начало, и блестящее развитие.

В развитии науки Афины V века до н.э. играют исключительно выдающуюся роль. Так был в это время сделан ряд замечательных открытий в самых различных областях человеческой мысли. Так, например, была открыта Солнечная система, был преодолен геоцентрический взгляд на мир, и выставлено положение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Потом эта теория была забыта и вновь заменена на гелиоцентрическую теорию, пока уже намного позднее в Европе Коперник не повторил открытия своих греческих предшественников, взгляды которых были ему известны и которые, безусловно, на него повлияли. Право, наука, искусство и т.д. — каждая область, освобождаясь от религии, разрабатывает свою теорию на основе изучения действительности. В частности, искусство, освобожденное от служебной роли по отношению к религии, постепенно вырабатывает в Греции свой идеал красоты и превращается в «чистое искусство», основанное на эстетике — созданном греками учении о красоте.

Ранние храмы Афинского акрополя

В середине VI на Афинском акрополе был сооружен храм Афины Полиады и Посейдона. Храм также называли Гекатомпедон, т.е. Стофутовый, потому что он имел сто аттических футов в длину. Аттический фут равнялся 0,32 м. и применялся во всех расчетах афинских зодчих. Есть также версия, что Гекатомпедоном в древности называли храм, который стоял на месте нынешнего Парфенона. Сооружение было разрушено персами в 480 г. до н.э.

Храм Афины и Посейдона включал в себя 2 целлы. Одна Афины, другая Посейдона с дойным адитоном. Целла Афины находилась в восточной стороне, возможно была трехнефной. Соответственно целла Посейдона была с западной стороны и к ней примыкал пронаос, обрамленный антами с двумя колоннами между ними. Ширина пронаоса по фасаду была 12,3 м.

На фронтоне были скульптуры Зевса, сражавшегося с мифическими существами. Скульптуры были из пороса и датируются 570—550 гг. до н.э.

По характеру храм Афины Полиады был близок к коринфскому храму.

Около 530—520 гг. до н.э. храм перестроили. Старые стены сохранили, но окружили его колоннадой. Т.е. превратили в периптер. И его новые размеры по стилобату составили 21 х 43 м. при числе колонн 6 х 12.

Колонны храма сделали из пирейского известняка, а метопы, симу, черепицу кровли выполнили из мрамора.

Колонны были расставлены очень близко друг к другу, а угловые интерколумнии (расстояние между колонн) были уже других. Мутулы, соответствующие метопам и триглифам, были равны друг другу по ширине. Капитель была высокой и равнялась 1 метру. По форме была близка к классическим образцам, хотя вынос её ещё был велик.

Существует предположение, что при перестройке триглифный фриз на стенах раннего храма был заменен непрерывным скульптурным фризом ионического типа. Это предположение было основано на найденных скульптурных фрагментах, но вызывало ряд серьезных возражений, несмотря на всю свою заманчивость (в случае его справедливости этот фриз явился бы прототипом панафинейского фриза Парфенона).

Гейсон был увенчан дорическим киматием и не имел слезника.

К концу этого века греческая скульптура шагнула далеко вперёд. Были созданы статуи атлетов, которые называются «курос». И статуи девушек, которые называются «кора». Они были относительно статичны, но при этом уже чувствовалась в них жизнь и стремление к движению.

И вот уже на нашем храме фронтон был украшен объемными мраморными скульптурами.

Все города окружались стенами из сырцового кирпича на каменных фундаментах. И уже с середины V в до н.э. стали выполнять их целиком из камня. Линия стен обычно следовала рельефу местности. И при этом огражденная территория превышала площадь жилой застройки города.

Перестройка Афин после войн

В середине V в. до н.э. были построены укрепления, соединившие Афины с их гаванью — Пиреем, которая находилась на расстоянии 6 км от города. Укрепления называли «Длинные стены».

 В их сооружении принял участие Калликрат. Эти стены, как и стены Пирея, были разрушены во время войны со Спартой в конце V в. до н.э., в которой Афины потерпели поражение. Но в начале следующего века были восстановлены.

Во время выполнения этих работ по укреплению родного города афиняне достигли такого мастерства в кладке стен, что применили их как тактическое средство ведения войны для изоляции осажденных Сиракуз в 415—413 гг. до н.э. Быстрота возведения стен приводила в изумление осажденных (Фукидид).

Афины разрушали дважды — в 490 г. и в 479 г. до н.э. и затем отстраивали заново. И не смотря на значительный размах строительства, отстраивали стихийно, без изменений в планировке города.

Возникновение Афин восходит к глубокой древности. По легенде Тесей объединил несколько населенных пунктов в один город. К VI в. до н.э. Афины уже представляли собой большой город. Центром города была скала Акрополь — главный культовый центр полиса. Помимо Акрополя в городе были и другие важные места. Пникс — место древнего культа, позже стал местом афинского народного собрания. Ареопаг, его ещё называют холм Арея— ныне голая скала, а ранее место сбора аристократического совета. Агора, которая первоначально находилась между Акрополем и Пниксом, а затем перемещенная в район севернее Ареопага и ставшая общественным центром города. При Солоне город был обнесен стенами. Но Фукидид указывал, что укрепления города существовали и раньше.

В конце VI в. до н.э. при Писистрате было развернуто масштабное строительство. Храм Афины Гекатомпедон на Акрополе был перестроен. На южном склоне Акрополя построили театр Диониса. На агоре возвели алтарь Двенадцати богов. Во многих местах города основаны новые святилища. Писистрат провёл в город водопровод с далеких Гиметских гор, которые находились за 12 км от города. Часть канала была высечена в скале, а часть проложена по каменному акведуку. Вода поступала в главный городской водомет или фонтан-Калмероэ, названный с этого времени Эннеакрунос.

Территория города была тесно застроена до самых городских стен. Жилые дома были скромные, а улочки кривые. А вот общественные здания были богатые и величественные.

Но после персидского нашествия большая часть города была практически стерта с лица земли. И вообще существование Афинского государства было поставлено под угрозу. После того первостепенное значение получила постройка укреплений города. Фемистокл возвел городские стены, которые охватили гораздо большее пространство, чем прежние. Город был как бы повернут к морю, с которым его соединили «Длинные стены». Около 457 г. до н.э. было закончено строительство «Северной» и «Фалерской» стен. «Южная стена», которая также как и «Северная» тянулась к Пирею, была построена около 445 г. до н.э.

Для строительства стен не щадили ни частных, ни общественных построек, ни надгробных памятников. На материал шло всё. И стены были возведены в самый короткий срок.

Во 2-й половине V в. до н.э. началось строительство на Акрополе. Постепенно обстраивалась и центральная площадь агора. Вокруг неё сосредоточиваются торговые и различные общественные здания. С запада находился храм Матери Богов, также расположились булевтерии — места собраний Совета пятисот. А ещё там находился Пританей. Это был очаг объединенных общин, где получали пищу почетные граждане. Также на западе был построен храм Диоскуров и фолос — круглое здание неизвестного назначения.

В северной части были Леокориум, «Царская стоя», «Пестрая стоя» и другие строения. Возле агоры был возведен храм Гефеста.

Афины при перестройке сохранили прежнюю, стихийную планировку нерегулярного города. С середины V в. до н.э. Афины играли выдающуюся роль в развитии греческого градостроительства, а в конце V и в IV вв. до н.э. проблемы градостроительства явились предметом внимания крупнейших мыслителей — Платона, затем Аристотеля. Философы рассматривали вопросы планировки городов с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельческого общества.

Расцвет аттической архитектуры

Своего наибольшего развития культура и искусство Древней Греции достигла во второй половине V в. до н.э. После удачного исхода греко-персидских  войн аттика достигает высочайшего внутреннего расцвета. Это — эпоха расцвета рабовладельческой демократии, возглавляемой Периклом. Афины были очень богатыми, поэтому содержали сильный военный флот. Это способствовало дальнейшей экспансии Афин.

Именно в этот период была сделана попытка создать единый всеэллинский архитектурный стиль, творчески сочетающий достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые ассиметричные композиции зданий, такие как Пропилеи и Эрехтейон.  Применение ордеров становится более свободным. Ордерная колоннада теперь не только окружает храмы и выделяет их в окружающем пространстве, но и служит также разделению отдельных частей пространства или же наоборот — раскрытию одного пространства в другое. Ордера значительно варьируются в своих пропорциях. Зодчие начинают сочетать в одной постройке дорического и ионического ордеров, что позволяет достигнуть большого разнообразия впечатления. В конце V в. до н.э. появляется коринфский ордер и его начинают также сочетать с дорическим и ионическим. И уже к IV в. до н.э. сочетание в одном сооружении различных ордеров становится характерной чертой эллинского зодчества.

Задумка ансамбля Афинского Акрополя

Афины во второй половине V в. до н.э. являлись политическим и  культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Это — время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов Калликрата, Иктина и Мнесикла. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль Афинского акрополя. Афины стали господствовать в морском союзе и уже в 454 г. до н.э. перенесли казну с Делоса в Афины. Это дало в руки Перикла средства, необходимые для осуществления грандиозного по тому времени архитектурного замысла.

Проект Перикла вызвал немало возражений среди самих афинян и среди их союзников. Но у Перикла были свои расчеты. Он хотел возвеличить Афины в глазах их граждан и всего греческого мира, а также решить важные внутренние экономические проблемы.

 

Плутарх рассказывает нам: «Клеветники кричали на народных собраниях, что он позорит народ, роняет его доброе имя тем, что перенес союзную греческую казну с Делоса в Афины. ..Кто не видит,—говорили они,—что Греция находится, очевидно, под властью тирана,—на её глазах на те деньги, которые она обязана вносить на ведение войны, мы, как тщеславная женщина, золотим и украшаем свой город. Он блещет драгоценными камнями, статуями и храмами, стоящими тысячи талантов. Перикл объяснил народу, что афиняне не обязаны давать союзникам отчета в употреблении их денег, раз ведутся войны для защиты. Что они дают не конницу, не флот или пехоту, а одни деньги, и что, если получившие их употребляют их по назначению, они принадлежат не тем, кто их дал, а тому, кто их получил. Город,—продолжал он,—достаточно снабжен необходимым для войны. Поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ упрочат их благосостояние. Нельзя будет обойтись без разного рода работников, нужно будет многое: все ремесла будут оживлены. Никто не станет сидеть сложа руки, почти весь город будет служить на жалованье и, таким образом, сам заботиться о своем благоустройстве и пропитании».

Молодые и здоровые люди получали во время войны жалованье от государства, но Перикл желал, чтобы и ремесленники, не обязанные служить в войсках, имели свою долю участия в доходах, но получали их не даром, а работая. Вот почему он предложил народу план больших построек, архитектурных работ, требовавших от исполнителей искусства и долгого времени, чтобы оседлое население могло иметь поле деятельности и пользоваться государственными доходами наравне с матросами или служившими в гарнизонах и пехоте.

У государства были лес, камень, медь, слоновая кость, золото, черное дерево и кипарис. У него были ремесленники для обработки всего этого: плотники, гончары, медники, каменщики, красильщики, золотых дел мастера и резчики слоновой кости, художники, вышивальщики, чеканщики, затем комиссионеры и поставщики, купцы, матросы, рулевые для доставки по морю, а для перевозки по суши — тележники, содержатели упряжки0 извозчики, канатные мастера, ткачи, рабочие, дорожные мастера и рудокопы. Каждое из ремесел имело своих рабочих из простого народа. Таким образом, эти занятия были распределяемы, так сказать, между всеми возрастами и профессиями, увеличивая благосостояние каждого.

Скала Афинского Акрополя

Скала Афинскго акрополя возвышается посреди долины. Долина с трёх сторон окружена холмами, а с четвертой, южной стороной примыкает к морю. Доступ есть только с западной стороны. Вершина как бы срезана и образует вытянутую с запада на восток площадку. Её длина 300 м и наибольшая ширина около 130 м. отметка наиболее высокой точки Акрополя над уровнем моря составляет 156,2 м, а над прилегающей котловиной и раскинувшимся у его подножия городом Акрополь возвышается на 70-80 м. Это как бы самой природой укрепленное место, расположенное в 6 км от удобной бухты – Пирея. Это место с очень раннего времени было избрано для поселения. Сохранились остатки крепостной стены циклопической кладки, сооружение которой афиняне приписывали своим легендарным предшественникам – пеласгам.

При Перикле были возведены почти все важнейшие памятники ансамбля.

Парфенон — главный храм Афины, покровительницы города. Он расположен у южного края скалы, на самой её высокой точке. Строился с 447 по 438 гг. до н.э., но отделка была закончена к 432 г. до н.э.

Пропилеи — парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя. Строились с 4327 по 432 гг. до н.э.

Грандиозная статуя Афины Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия. Статуя возвышалась на высоком пьедестале лицом ко входу и господствовала над всей западной частью ансамбля.

Подробнее о Парфеноне вы можете почитать во второй части

Акрополь. Парфенон. Афины. Греция. 2 часть

Выполнение широко задуманной реконструкции Акрополя осуществлялось с большой энергией и быстротой под руководством самого Фидия. Но после Перикла были построены лишь маленький храм Ники Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе), расширенной и укрепленной субструкциями. Храм был спроектирован около 449 г. до н.э., но построен около 421 г. до н.э. И потом построили ещё Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону, и расположенный почти параллельно Парфенону с северной стороны. Сооружение его было начато в 421 г. до н.э., но задержано Пелопоннеской войной до 407—406 г. до н.э. Таким образом, на возведение всех построек ушло около 40 лет.

«Мало-помалу, — пишет Плутарх,- стали подниматься величественные строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до высшей степени совершенства. В особенности заслуживает внимания быстрота окончания построек. Все работы, из которых каждую могли, казалось, закончить лишь несколько поколений в продолжение нескольких столетий, были закончены в кратковременное блестящее управление государством одного человека. Легкость и быстрота произведения не дают ещё ему прочности или художественного совершенства. Лишняя трата времени вознаграждается точностью произведения. Вот почему создания Перикла заслуживают величайшего удивления: они окончены в короткое время, но для долгого времени. По совершенству каждое из них уже тогда казалось древним, но по своей свежести они кажутся исполненными и оконченными только в настоящее время. Таким образом, их вечная новизна спасла их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу».

План и разрез Акрополя в Афинах

 

Идеология ансамбля Акрополя

Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, их героическую освободительную борьбу с иноземными захватчиками. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос, стоящей на страже и увенчивающей всю композицию ансамбля, в образе Афины Лемнии со шлемом и копьем в руках и, наконец, в статуе Бескрылой Победы, названной так, по свидетельству Павсания, потому, что деревянная статуя богини в храме была изображена без крыльев, чтобы она не могла покинуть афинян. Тот же мотив звучит и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

Вторая идеологическая линия, заложенная в архитектурных образах Акрополя, непосредственно связана с политикой Перикла. Его памятники должны были воплотить идею гегемонии Афин как передового общественно-политического и культурного центра всей Греции и как могущественной столицы союза греческих полисов. Ансамбль этот должен был также увековечить победу наиболее прогрессивных тенденций в общественном развитии полиса, которую в середине V в. до н.э. одержала афинская рабовладельческая демократия над наиболее косными элементами господствующего класса-аристократией.

Акрополь. Пропилеи. Афины. Греция. 3 часть.

 

Панафинейские торжества и шествие на Акрополь

В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Скульптор Фидий, близкий друг Перикла, руководил созданием всего ансамбля и создал важнейшие из его скульптур.

Композиционный замысел ансамбля был также связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь. Это был обряд, посвященный культу Афины, покровительницы города. Великие Панафинеи праздновались раз в 4 года. В последний день праздневств наиболее знатные и доблестные граждане города возглавляли торжественную процессию и подносили Афине священное покрывало-пеплос.

Процессия начинала свой путь из предместья города — Керамика. И они проходили по агоре и двигались по городу так, что участники всегда видели возвышающуюся скалу над городом и на ней Парфенон. Храм господствовал над городом благодаря своим размерам, четкому силуэту и расположению. И белое мраморное сооружение на фоне голубого неба сияло и открывалось в самых различных аспектах.

Путь был следующим: миновав рыночную площадь и холм Ареопага, торжественная процессия обходила Акрополь с востока и двигалась затем вдоль его южной стены и далее к западу мимо выстроенного при Перикле Одейона и театра Диониса, примыкавшего к юго-восточному углу холма.

Первое сооружение, которое открывалось перед процессией было храмом Ники Аптерос, т.е. Бескрылой Победы. Храм стоит на крепостной стене — Пиргосе, и кажется очень легким и воздушным. Если смотреть на храм снизу, то он кажется продолжением укороченного южного крыла Пропилеев.

Внизу Пропилеи, рядом справа храм Ники Аптерос

Подъем на Акрополь шел зигзагом: сначала по направлению к северному краю Пиргоса, а затем поворачивал к центральному проходу Пропилеев.

Торжественная дорическая колоннада Пропилей возвышалась на вершине крутого подъема между двумя массивами боковых крыльев, повернутых к зрителю своими глухими стенами и раскрывающихся в сторону прохода узкими колоннадами. Пройдя через Пропилеи, процессия оказывалась на верхней поверхности скалы Акрополя. От восточного фасада Пропилеев начиналась «Священная дорога». Она тянулась по продольной оси всего холма. В 30 метрах от Пропилеев, немного левее дороги, стояла колоссальная статуя Афины Промахос. Она господствовала не только над передней половиной Акрополя, но и над расстилающейся впереди долиной.

Афина Промахос

Справа от «Священной дороги» были святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы, покровительницы ремесел и искусств. К южной стене Акрополя примыкал длинный зал – халкотека.

Парфенон был высоко поднят на возвышенной площадке. 9 вырубленных в скале узких ступеней отделяли его от святилища Эрганы. Главная особенность этих ступеней — курватуры, свойственны также всем горизонтальным частям Парфенона. Ступени в скале, высеченные на несколько метров впереди западного фасада храма, расположены не по главной его оси, но сдвинуты влево. И также влево от оси храма сдвинуты вершины их курватур.

Реконструкция Акрополя

Подобная ассиметрия, заметная зрителю, стоящему по оси западного фасада Парфенона, не является случайностью, курватуры ступеней кажутся симметричными относительно фасада для всякого, кто выходит на Акрополь из-под восточного портика Пропилей. А именно отсюда зритель впервые полностью охватывает Парфенон взглядом. Именно на эту точку зрения ориентировался зодчий, стремившийся достигнуть впечатления совершенной гармонии и сделать свое произведение столь же живым, как творение природы.

Акрополь. Храм Ники Аптерос. Афины. Греция. 4 часть

Далее «Священная дорога» пролегала вдоль северного фасада Парфенона. Проходя мимо колоннады, зритель мог видеть за ней, на стене храма, скульптурный фриз с изображением той самой процессии Великих Панафиней, в которой он участвовал.

Слева, позади статуи Афины Промахос, почти у самого северного края Акрополя и напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей необычной ассиметричной композицией храм Эрехтейон. В начале храм наполовину скрыт за невысокой стенкой и деревьями Пандросейона. И уже чуть дальше храм открывается во всем своем богатстве и сложности с полуколоннами западного фасада и портиком кариатид у гладкой южной стены. Противопоставление этого здания и Парфенона — одна из самых ярких черт ансамбля.

Акрополь. Эрехтейон. Афины. Греция. 5 часть

Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу принесенного в дар Афине вновь сотканного и богато украшенного вышивкой покрывала, на котором были представлены сцены борьбы богов с гигантами. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался вблизи этот ансамбль, составивший их гордость и славу.

 

Архитектурные приемы ансамбля на Акрополе

Архитектурные приемы, с помощью которых греки достигли единства и цельности впечатления, отличаются от приемов предыдущих периодов. Ранние ансамбли возникали без определенного плана и каждый зодчий, начиная свою постройку, заново решал проблему единства в застройке святилища.

О наличии единого плана Акрополя свидетельствуют древние источники.

Шуази в XIX в. провел сравнительный анализ расположения зданий на Акрополе в архаический и в классический периоды. На сопоставленных им планах, слева показан Акрополь в том виде, в каком его оставили Писистратиды и каким он оставался до сожжения Афин персами в 480 г. Правое изображение соответствует взаимному расположению зданий после восстановления Акрополя в V в. до н.э. Пунктиром показан путь Панафинейской процессии, идущей от Пропилей.

Схемы Шуази. Акрополь. Афины

В классическую эпоху подход к Акрополю был спрямлен и ориентирован прямо на главный портик Пропилей, которые теперь должны были не преграждать дорогу в крепость, а торжественно возглавлять общественную святыню, предмет поклонения и гордости граждан полиса.

Отдельные части ансамбля Акрополя искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными свободным равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. При сходстве форм и симметричном расположении небольшой и поставленный ниже Парфенона Эрехтейон был бы полностью подавлен. Но при асимметричной композиции, контрастируя с Парфеноном прихотливой оригинальностью своего облика, он вместе со статуей Афины Проманос оказался способным создать равновесие, между северной и южной половиной ансамбля. Большое значение в формировании композиции имело также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием в классическую эпоху вообще становится обычным архитектурным средством. Так стали средством формирования художественного образа неровности скалы, на которой возведены Пропилеи и Эрехтейон. Значение Парфенона подчеркнуто расположением его недалеко от края площадки, которая вся как бы служит ему основанием. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности и извилины природной скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в V в. до н.э. от параллельности в расстановке сооружений и учёт различных точек зрения, открывавшихся на постройки. Это не только позволило им избежать однообразия ансамбля, но и послужило источником исключительно живописной игры света и тени. Действительно, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана. Показательны некоторые наблюдения, сделанные Шуази.

Афинская Агора и её реконструкция

Источники:

Всемирная история архитектуры, Том II

Очерки по истории архитектуры. Том II. Брунов Н.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *