Афинская Агора и её реконструкция

 Афинская Агора

Агора — это место, где собирались люди. Агора была сердцем общественной жизни древнегреческого города. Это было место политических собраний и торговли, место управления и правосудия, религиозный и духовный центр. Агора была застроена очень давно и упоминается в эпосах Гомера.

Древняя Агора Афин занимает довольно большую территорию к северо-западу от Акрополя. С течением времени Агору стали пересекать три улицы. Первая проходит через площадь Агоры с севера-запада в сторону Акрополя. Именно по этой улице проходило шествие во время праздника Панафиней. Вторая улица ответвляется от первой у северного входа в Агору и следует на юго-запад, вдоль западной дороги. Третья улица замыкает площадь с юга, соединяя две предыдущие. Внутри них создаётся широкое треугольное пространство.

Древнейшие находки на Агоре принадлежат эпохе позднего палеолита. Много находок, в основном керамики, принадлежат раннему бронзовому веку. И область в Афинах развивается с периода 2000—1600 гг. до н.э.

Особенно процветала Агора в период 1600—1100 гг. до н.э. Это период расцвета микенской цивилизации в Афинах. В то время Афинская Агора функционировала как кладбище и как жилой район. Административный центр города располагался на Акрополе.

Славная история позднемикенского города прерывается в XII в. до н.э. Плотность застройки домов уменьшается, что свидетельствует о возвращении к форме землеустройства, в которой преобладают фермерские дома.

В период 760—700 гг. до н.э. происходит расцвет, во всей Аттике наблюдается рост населения, более широкое расселение людей по территории. Письменность также широко распространилась. В районе Агоры развиваются многочисленные гончарные и медные мастерские.

В VII в. до н.э. происходит стагнация, всеобщее волнение и социальная борьба между классами.

В VI в. до н.э. Агора снова развивается. С 556 года до н.э. учредили Великие Панафинеи и шествие фестиваля проходило через Агору.

В 507 г. до н.э. Афины побеждают коалицию всех своих врагов (Эвия, Беотия и Пелопоннес) и начинают строить свою морскую гегемонию.

Афины были сожжены персами

После победы над персами новообразованная греческая демократия начинает проводить обширную программу реконструкции. Но тем не менее в целом территория Агоры по-прежнему используется керамическими и медными мастерскими. В то же время появляются первые здания религиозного характера, такие как Алтарь 12 богов, Алтарь Афродиты Урании, административные здания (Булевтерий), а также фонтан.

Афинская Агора сверху (часть). Самая широкая дорога — Панафинейская

Раскопки Агоры в 1937 году

Афинская Агора в архаический период

Юго-восточный фонтан

Юго-восточный фонтан лучше всего сохранился на территории Древней Агоры. Представляет из себя прямоугольник размером 6,8 х 18,2 м. От Южной Стои фонтан разделён узким проходом. Изначально здание состояло из 3 частей: центрального помещения и двух боковых. Сохранились от них лишь нижние части камней. Датируется фонтан периодом между 530—520 гг. до н.э. Пол был выполнен из тонких мраморных плит. Пол в главном помещении был немного выше, чем в боковых.

Фонтаном это сооружение назвали, потому что была найдена глиняная труба, которая подводила воду к зданию с востока, а также две дренажные трубы, которые удаляли воду из двух боковых комнат.

Вход в здание осуществлялся через главную комнату. Скорее всего там находился резервуар, из которого набирали воду.

Реконструкцию здания выполнили с тремя дорическими колоннами, есть вариант и с ионическими капителями. Но «утвердили» дорические колонны. Хотя это только предположение, потому что никаких следов колонн и капителей не сохранилось.

Архаичный юго-восточный фонтан между Южной Стоа I и Монетным двором. Это был самый старый и самый важный проект водоснабжения Агоры.

В эллинистический период, в первой половине IV в. здание перестраивалось. Пол сделали ниже и вода стала поступать по открытому трубопроводу.

Возможно, фонтан перестал работать, когда образовались другие фонтаны и колодцы на Агоре.

Алтарь 12 богов

Располагался алтаря и Стои Зевса Элевтериоса, рядом с улицей Панафиней. Он отмечал центральную точку, от которой рассчитывались все расстояния в Афинах.

К сожалению, из-за того, что он частично находится под электрической железной дорогой, сегодня он практически не виден, а знания о нем неполны.

Алтарь был раскопан в 1891 году во время строительства электрической железной дороги. Раскопки были продолжены в 1934 г. Американской школой классических исследований, когда памятник был правильно  идентифицирован. Исследования проводились также в 1946 г. в южной части алтаря.

Сегодня виден только юго-западный угол. Сооружение идентифицировали по надписи, найденной на постаменте статуи у алтаря. Алтарь почти квадратный в плане. На верхней поверхности платформы сохранились углубления, в которые были помещены основания столбов с каждой стороны. Было подсчитано, что с каждой стороны было 8 столбов на расстоянии 0,97 м. За исключением пространства между столбами в середине западной стороны, которое составляло 1,37 м. Очевидно, что это был вход. Углубление в центре этого места указывает на то, что вход был заблокирован какой-то деревянной решеткой.

От самого алтаря сохранились фрагменты, в том числе два фрагмента спирали на концах жертвенника. Его реконструировали по базе, размеры которой 1 х 0,6 м. и высотой 0,4 м. Датируется он V в. до н.э.

 

На западной стороне находится основание статуи. На постаменте находилась бронзовая статуя, у которой правая ступня была слегка выдвинута вперед. Скорее всего была ограждена.

Позже Алтарь 12 богов немного перестраивали. Изменили уровень нижней платформы. И затем сделали второй вход. Теперь у сооружения было 2 входа. Один с востока, другой с запада. Стойки между столбами были выполнены из мрамора. Общая высота не менее 1 м.

По следам на платформе можно предположить, что стойки у входа были толще у основания (0,14 м), чем у вершины (0,08 м). Предполагаемое объяснение заключается в том, что там был рельефный декор.

Томпсон предположил сюжеты для скульптурного рельефа. Он считал, что по сторонам входа были выполнены известные аттические рельефы, сохранившиеся в различных копиях и датируемые концом V в. до н.э.

Их темы:

  1. Гермес, Эвридика и Орфей, который возвращается и теряет свою возлюбленную.
  2. Две дочери Пилея, которые дают согласие Медее разорвать на куски их отца и сделать его молодым, бросив части в котёл.
  3. Пейрит (сидит), Тесей и Геракл, которые пришли спасти их из плена в Подземном мире
  4. Геракл сидит на скале с двумя Гесперидами в одноименном саду

Фукидид отмечает, что длина алтаря была увеличена, а надпись удалена, в которой упоминалось имя Писистрата младшего. Алтарь расширен и отделан мрамором на фасаде.

В 480 г. до н.э. памятник был разрушен персами, как и статуя.

На реставрацию памятника и возведению второго парапета ушло около полувека. Но в III в. до н.э. памятник снова был разрушен. В этом месте была найдена детская могила, относящаяся к этому периоду.

Томпсон считает, что в этот период были добавлены 12 богов и сооружение становится местом культа милосердия, что подтверждается рассказом Павсания. Статиос упоминает жертвенник, вокруг которого росли маслины.

Алтарь Афродиты

Алтарь Афродиты — наиболее хорошо сохранившийся памятник на северной стороне Агоры. Был раскопан Американской школой исследований в 1981—1982 годах.

Было найдено основание памятника в виде южной половины алтаря. База была ориентирована так, что священник смотрел на восток. Алтарь, размером 5,08 х 2,4 м, сделан из красноватого известняка. Облицовка была выполнена из кикладского мрамора, из которой сохранилось 3 плиты.

Общая длина алтаря составляла 4,42 м, а ширина 1,5 м. Сохранилась южная крайняя часть алтаря в виде волны. На прилегающей территории, на расстоянии 26 метров от алтаря, обнаружили части фронтона алтаря, украшенные рельефами с орнаментом. На основе этого фрагмента, установили, что фронтон состоял из 3 плит.

Датирован Алтарь по керамике, найденной внутри, а также пентелийского мрамора, широкое использование которого началось не ранее 490 г. до н.э.

Изучение остеологического материала, собранного при раскопках, показало, что жертвоприношения здесь совершались в основном весной. Жертвами были, характерные для поклонения богини, свиньи, голуби и козы.

Место считается жертвенником Афродиты, согласно описаниям Павсания. Здесь находилось святилище, с мраморной статуей Афродиты, работы Фидия. Также были найдены 2 рельефа с изображением богини. По описаниям к Алтарю должен примыкать храм, но он не был обнаружен. Возможно он находится немного на другой территории. Около 480 г. до н.э. окрестности были значительно подняты, покрывая первоначальную платформу Агоры. После 480 г. до н.э. памятник должен был сильно пострадать, что привело к его реконструкции.

Реконструкция произошла в 430—420 гг. до н.э. и в этом районе уровень земли подняли на 0,35 м. по отношению к предыдущей платформе.

Эакион

Сооружение расположено в южной части Агоры и было раскопано в 1953 году. Изначально предполагалось, что это здание суда, а недавние исследования показали, что это святилище Эака (царя острова Эгина) — эакион.

В VII в. до н.э. Афины хранили там зерно. Была найдена надпись 374—373 гг. до н.э., в которой говорится, что город Афины хранит большое количество зерна в Эакионе, которое строили для этих целей. Также описанию соответствует расположение сооружения.

Здание было почти квадратным в плане, размером 26,5 х 31 м.

На начальном этапе на участке не было построек внутри и не было перекрытия. Судя по керамическим находкам, постройку датировали 550 г. до н.э. Если принять во внимание описание Эакиона, то сооружение построили в 507—506 гг. до н.э., когда афиняне присоединились к Эаку в войне против Эвии, Беотии и Пелопоннеса, согласно описаниям Геродота.

Стены были построены на ступенчатом фундаменте. Главный вход располагался по центру северной стороны, и к нему вела пятиступенчатая лестница. Три ступени сохранились до наших дней. Ступени были сделаны из твердого светлого известняка. Стены из грубого серого эгинского известняка, из которой до наших дней сохранился только один камень. Его размеры в длину 1,2 м, в ширину 0,59 м, а в высоту 0,49 м. По этому камню и реконструировали стены. Общая высота стен остается неизвестной, но предполагается, что она должна превышать средний рост человека. По верху стен приходил карниз, который выступал примерно на 0,15 м. Снаружи на месте стыка проходил орнамент, раскрашенный в красный, зеленый и синий цвет. Многие части карниза были обнаружены в Стое Аттала.

Если версия, что это сооружение является святилищем Эака верно, то внутри был алтарь, возможно крытый, в котором должна быть культовая статуя, привезенная афинянам с Эгины около 480 г. до н.э.

Согласно надписи в 374—373 гг. до н.э. часть святилища была обнесена стеной. В третьей четверти IV в. до н.э., согласно исследованиям, была проведена масштабная реорганизация святилища, когда был построен фонтан, который, скорее всего, имел общую боковую стену со святилищем. С западной стороны святилища было добавлено несколько комнат. В южной части святилища были построены 2 стены, которые образовали комнаты. Примерно в 1,8 м. от комнат находятся основания 4 колонн, диаметр которых около 0,5 м. В то же время была добавлена лестница с северной стороны здания. К северной стене были добавлены большие водяные часы, которые использовались до II в. до н.э.

В эллинистическую эпоху снова была реконструкция. Внутри здания добавили перистиль. Перестроили колонны, теперь она образовывали квадрат со сторонами 13 м. По некоторым предположениям это пространство служило галереей с остроконечной крышей. Но никаких свидетельств этому не было найдено. По последней версии, это была открытая галерея.

В Римский период здание было разрушено Суллой. Западные помещения разрушили, а остальное пространство использовалось как бронзовая и гончарная мастерские.

Старый Булевтерий

Старый Булевтерий обнаружили по надписи, найденной на его месте. Это было скромное, с архитектурной точки зрения, здание, но в нём заседало первый демократически выбранный парламент древних Афин. Позже его заменил новый Булевтерий. Окончательно старый Булевтерий был снесен в 150 гг до н.э.

Сооружение начали исследовать в 1895—1896 гг., затем в 1907—1908 гг. Но на тот момент оно ещё не было правильно идентифицировано. Затем его исследовали в 1934—1935 гг. От постройки почти ничего не осталось, в некоторой степени сохранены фундамент пола и основания стен, по которым и выполняли реконструкцию.

Это было почти квадратное здание, размером 23,3 х 23,8 м. В помещении располагались деревянные скамейки в форме буквы «П» и прямоугольный вестибюль. Внутри было 5 колонн.

На фасаде также были 5 дорических колонн, перекрытыми деревянными балками. Но это только предположение. Также, предположительно, с южной стороны здания было два входа. Вдоль этой стены была небольшая лестница с двумя ступенями. Сооружение служило булевтерием до конца V в. до н.э., до того момента, как был построен новый Булевтерий. С тех пор здание служило архивом города, вплоть до 150 г. до н.э.

Афинская Агора в классический период

После того как Афины были завоеваны персами в 480—179 гг. до н.э. был разрушен Афинский Акрополь и Агора. И после окончательной победы греков над персами, началось массовое строительство. И в городе были построены административные и религиозные сооружения.

Строится Новый Булевтерий вместо старого, Стоя перестраивается, также реконструируется Алтарь 12 богов. Постепенно возводятся новые здания, около 430 г. до н.э. строится Южная Стоя, Стоя Зевса и Монетный двор. Это все было частью строительного плана Перикла. Позже построили храм Гефеста. На него у меня отдельная статья. В западной части Агоры были построены основные общественные здания — законодательные, судебные, административные и военные. В южной части Агоры — здания, связанные с коммерческой и экономической деятельностью города.

Агора в классический период

Панорамный вид на Агору V в.: 1.  Стоя Василиоса, 2. Стоя Элефтериоса Зевса, 3. Храм Гефеста, 4. Новый Булевтерий, 5. Старый Булевтерий, 6. Толос, 7. Памятник знаменитым героям, 8. Эакион, 9. Южная Стоя I, 10. Юго-восточный фонтан. , 11. Монетный двор, 12 здание суда, 13. Разные Стои

Афинская Агора после середины V в. до н.э. стала административным центром демократии, а Афины центром греческого мира. В середине IV в. до н.э. возникли трудности у Афин, после поражения в Пелопоннеской войне, но затем снова город начинает процветать. И строятся роскошные здания на Агоре — храм Аполлона, Квадратный Перистиль, Оружейная палата.

На Агоре были найдены очень важные скульптурные произведения. Мраморная голова богини-женщины, которая, основываясь на стилистическом сравнении с Артемидой восточного фриза Парфенона, приписывается одному из скульпторов, работавших над украшением афинского памятника. Работа датируется 440—420 гг. до н.э. и является одной из самых важных подлинных классических скульптур, найденных на Агоре.

Были найдены десятки фрагментов Гермеса, датируемые V—II вв. до н.э. Статуя Аполлона IV в. до н.э. — это самая известная из сохранившихся оригинальных работ. Эта статуя упоминается Павсанием. Бог был одет в тунику и держал лиру. Другая статуя богини того же периода считается Фемидой. К сожалению, она сохранилась в виде фрагментов.

Скульптуры украшали многие сооружения Агоры. Самые красивые скульптуры находились в Стое Зевса.

Рельефов сохранилось немного. На них отдается дань уважения победе, спортивным соревнованиям, которые происходят во время Панафинейских игр. На одном рельефе была тема против тирании. Также были найдены многочисленные мелкие изделия ручной работы. Среди них фигурка Аполлона из слоновой кости IV в. до н.э.

Керамика классического периода отличается от керамики архаического. Преобладает черная посуда. На некоторых краснофигурных сосудах изображены различные церемонии, которые возможно осуществлялись на Агоре, такие как шествие с факелами в честь Гефеста.

Стоя Василиоса

Стоя Василиоса была резиденцией лорда, который отвечал за религиозные и судебные обязанности. Она располагалась в северо-западной части Агоры, за пределами нынешнего археологического памятника. Вероятно, здание было построено после 480 г. до н.э.

Стоя Василиоса раннее ошибочно считалась Стоей Зевса. Была впервые раскопана в июне 1970 г., а раскопки были завершены в 1983 г. Здание не опубликовано.

Памятник сохранился в довольно хорошем состоянии, по сравнению с другими постройками Агоры, потому что был с древних времен покрыт толстым слоем земли и ила. В современных исследованиях иногда Стою Василиоса отождествляют со Стоей Зевса, от которой она была отделена проходом в 1м. (В русской Википедии и на схемах сооружение подписано как Царская Стоя, в греческих источниках как Стоя Василиоса).

Стоя Василиоса

Стоя Василиоса ниже Стои Зевса на 3,2 м. Портик сохранился в отличном состоянии, за исключением его южной части, которая оказалась под железной дорогой. Размеры внутренней галереи 16,63 х 6,02 м. Это одна из самых маленьких построек на Агоре. Колонна и одна ступень полностью сохранились. Они выполнены из твердого известняка.

Фасад состоял из 8 дорических колонн с шагом 1,9 м. Сохранились следы первой и седьмой колонн.

Внутри центральная балка крыши первоначально поддерживалась двумя колоннами. Позже ещё четыре колонны были размещены с равным интервалом. Основание всех 4 колонн и нижние части ствола сохранились. Внутренняя колоннада была двухцветной.

Стоя Василиоса с двумя дополнительными крыльями. Среди них стояла великая статуя Фемиды, богини правосудия.

Две дорические капители были найдены на более высоких уровнях, но в  том же районе. И внутренние и внешние колонны были выполнены в дорическом стиле. Также были обнаружены два трона с пьедесталами. Мраморные троны подобны царским местам в театре Диониса.

Справа Стоя Василиоса 479 г. до н. э.

Со временем в постройку вносились изменения. Примерно к 410 г. до н.э. с северной стороны была добавлена пристройка. Примерно через 10 лет подобная пристройка появилась и с южной стороны с тремя колоннами.

Во время оккупации Афин Суллой в 86 г. до н.э. здание в значительной мере было разрушено, о чем свидетельствуют следы пожара. В очередной раз здание было разрушено в 267 г. до н.э., но снова было восстановлено. В начале VI в. местность была заброшена.

Храм Аполлона Патроса

Храм Аполлона был построен в IV в. до н.э. на западной стороне Агоры, рядом со Стоей Зевса. В нём находилась культовая статуя Аполлона, работа Каламидоса, а также другие известные скульптуры.

Храм был впервые раскопан в 1895 г. Немецким археологическим институтом. В 1931—1935 гг. исследования продолжились. Здание было идентифицировано на основании описания Павсания.

Под храмом имеются остатки более раннего храма Аполлона, который был разрушен в 480 г. до н.э.

Храм представляет собой небольшое здание размером примерно 10 х 16,5 м. на восточной стороне были 4 ионические колонны. Вдоль фасада было 6 колонн. Храм был выполнен в ионическом ордере, и по мнению Томпсона, источников вдохновения послужил Эрехтейон.

Неф храма был размером 8,64 х 9,28 м. в задней части нефа сохранились следы основания статуи Аполлона. Толщина стен здания около 0,70 м. Части из них сохранились с восточной стороны. На высоте 0,91 м. были размещены статуи.

Описания здания Павсанием важны, потому что указывают на произведения искусства, которые находились снаружи храма и внутри.

Новый Булевтерий

Новый Булевтерий был построен к западу от старого, примерно в 412—411 гг. до н.э. Он заменил старое здание и использовался до римского периода.

Фундамент размером 25,5 х 17,5 м. Форма пола указывает на то, что внутри пространство было организовано в виде амфитеатра. Само здание находилось на возвышенности, и пол был под небольшим уклоном вниз. Входы в здание были с юго-востока и с северо-запада.

Юго-западная сторона. Слева находился Толос, обеденная зона для правительственных чиновников. Рядом с Толосом стояли два Булевтерия. Самый новый был построен около 425 г. до н.э. Городские архивы, вероятно, хранились в более старом. Храм Гефеста стоит на холме.

В эллинистический период деревянные скамьи были заменены каменными. По некоторым данным в центре находился алтарь. В других источниках указывается, что в Булевтерии было святилище Зевса и Афины, которым молились политики. Согласно литературным источникам, вокруг сооружения был забор.

В эллинистический период к Булевтерию построили Пропилеи

Расписная Стоя

Расписную Стою раскопали в 1981 г. Она была построена во второй четверти V в. до н.э. и считается данью уважения Пейсианакту, зятю Кимона.

Расписная Стоя одно из самых известных зданий Агоры, где находились знаменитые картины Полигнотоса, Миконоса и Панаина на темы мифологии и истории Афин.

Была обнаружена только часть Стои, остальная часть находится под домами. И несмотря на это, исследования ещё продолжаются.

Галерея была построена между 475—450 гг. до н.э. Датировали на основании керамических находок из её фундамента.

В письменных источниках говорится о Стое Пейсианактос, которую назвали по имени афинянина, спонсировавшего строительство. По одной из версий он был зятем Кимона. С IV в. до н.э. сооружение стали называть Пойкили (Расписная) из-за росписей, украшавших стены и сделавших его одним из самых известных афинских построек.

Площадка, на которой стояла Стоя сохранилась в хорошем состоянии. На западе 4 ступени, а на севере и юге всего три. Очевидно, что это связано с разницей в высоте между восточной и западной сторонами здания.

Ширина здания 11,5 м. На фасаде были дорические колонны, а внутри ионические.

Со стороны внутренней колоннады на своем месте сохранились основание самой западной колонны, также шесть частей ионических колонн и четыре мраморные капители.  Две из них сохранились в достаточной степени, чтобы полностью восстановить их размеры, а также размеры ствола колонн. В верхней части диаметр колонны был около 0,49 м., а в нижней части около 0,6 м.

Боковые стены Стои не имели проходов, поэтому в галерею можно было попасть только с южной стороны здания.

Картины, находящиеся в Расписной Стое принадлежали таким авторам, как Полигнот, Миконос, Панаинос. Павсаний подробно описывает сюжеты, битву при Ойнои, битву Тесея и афинян против амазонок, которые пытались вторгнуться в город, греков при падении Трои во время которой Аякс Локрос изнасиловал Кассандру, укрывшуюся в храме Афины. И самая известная работа — битва при Марафоне. Также Павсаний рассказывает о статуях, стоявших перед галереей — законодателя Солона и Селевка. Павсаний также видел щиты, трофеи, добытые афинянами в войнах от скиносцев и спартанцев.

В исключительных случаях в Стое собирались суды, в составе до 501 судьи.

Часто здесь бывали путешественники и философы. Знаменитым обывателем Галереи был Зенон, основоположник философии стоицизма. Свое название течение получило в честь Расписной Стои.

Храм Зевса и Афины

Небольшой храм Зевса и Афины, построенный во второй четверти IV в. до н.э. сохранился до римского периода.

Впервые храм был раскопан Археологическим обществом в начале XX века. Примерно в 4,5 м. к востоку от фасада здания и точно по его оси был обнаружен алтарь. Сегодня там установлен жертвенник с надписью двух божеств — Зевса Фратрия и Афины Фратрии, который был найден в другой части раскопок, перед Стоей Аттала.

Храм Зевса и Афины

Неф храма был 5,2 х 3,65 м. с дверью на восточной стороне. В задней части сохранились следы постамента для культовых статуй. Изначально пол был выложен галькой, но в Римский период положили новый пол из кусков мрамора неправильной формы. Сохранились части дорического ордера. Колонна и антаблемент из пентелийского мрамора, часть карниза и триглиф из порфира.  Сохранились части более поздних реконструкций.

Стоя Зевса Элефтериоса

Самое раннее монументальное культовое сооружение, построенное на Агоре в классический период. Здание доминировало на восточной стороне, и помимо религиозного использования, было также местом встреч и развлечений афинян. В нём также могли находится некоторые правительственные законодатели.

Северная часть здания была раскопана в 1891 г, когда строили электрическую железную дорогу Афины-Пирей. Это первое обнаруженное здание. Некоторые части сохранились, и по ним составили архитектурный облик сооружения.

В архаический период на этом месте находилось небольшое святилище Элефтериоса Зевса, размером 1,78 х 2 м. Там же был обнаружен постамент для культовой статуи Зевса. Период использования этого святилища неизвестен. Считается, что святилище было разрушено во время персидских войн.

Стоя Элефтериоса Зевса — это элегантное дорическое здание с двумя выступающими крыльями. Фасад был выполнен из пентелийского мрамора. Внешняя колоннада состояла из 25 дорических колонн, а внутренняя двойная колоннада состояла из семи ионических колонн. Обе колоннады выполнены из пентелийского мрамора. Дорические колонны в нижнем диаметре были 0,7 м, а в верхнем 0,5 м. Колонны имели 24 каннелюры. Нижний диаметр ионической колонны достигал 0,6 м., а верхний 0,5 м.

Дорический фриз имел общую высоту 0,6 м. Ширина триглифов оценивается в 0,4 м, а метопы в 0,6 м.

Сохранилось несколько участков карниза. Фундаменты всех колонн были найдены у внутренней колоннады, за исключением крайней колонны в северном крыле. От стен здания сохранилось мало следов.

Здание служило местом сбора и развлечения афинян. Там Сократ встречал своих друзей, о чем Платон и Ксенофонт упоминают в своих произведениях. Было высказано мнение, что там также собирались законодатели, судьи, юристы и высокопоставленные люди. Там они знакомились, ели и общались.

Перед Стоей, примерно в 25 м. к востоку, на древней дороге, был найден алтарь, очевидно, принадлежащий культу Зевса Элефтериоса. Он имел размеры примерно 36,5 х 1,22 мю Алтарь имел стойки из пентелийского мрамора. Возможно он находился там с архаических времен.

Павсаний описывает произведения искусства, которые он там видел. Тым были сюжеты на тему двенадцати богов и Тесея, демократии, а также битве при Мантинее, написанная Евфранором. Павсаний также описывает статуи, располагавшиеся в крыльях здания. Там была статуя Конона и его сына Тимофея, статуя царя Кипра Эвагора, статуя Адриана и статуя Зевса Элевтериоса. Статуя последнего была установлена на основании круглой формы диаметром 4,2 м. Павсаний также упоминает обычай, по которому в галерею помещали щиты героически павших в битве. Воины, участвовавшие в битве против македонцев в 287—286 гг. до н.э. Возможно эти щиты украшали фасад.

Во II в. до н.э. за северной частью пристроили простое прямоугольное здание с отдельным входом. Между старой галереей и постройкой остался узкий проход. В римский период пол галереи был вымощен мраморными плитами, которые были сняты в позднеримский период (V в. н.э.) после разрушения здания.

Толос или Скиас

Толос расположен в западной части южной стороны площади Агоры. Был раскопан в 1933—1934 гг.

Название Толос дали потому что постройка похожа на навес. Здание было предназначено как место, где заседали Притания.

Притания — государственный совет из 50 человек. Притании созывались и вели экклесию. Экклесией назывался орган государства, осуществляющий законодательную, исполнительную и судебную власть. Притания правила в течении 1/10 года (35-36 дней).

Члены собрания питались в Толоса за счёт государства. Там же, 16 или 17 человек из них ночевали на случай непредвиденных событий.

Чуть севернее Толоса были найдены помещения, которые интерпретируются как кухня и кладовая.

Помимо членов самого совета, в Толосе также могли находиться секретари и другие должностные лица.

В Толосе также хранились эталоны мер и весов. Толос был местом поклонения. Из надписей III и II вв. до н.э. мы знаем божеств, которым приносили жертву: Аполлон-защитник, Артемида — Вулайя, Артемида – Фосфор.

Павсаний упоминает, что видел внутри Толоса серебряные статуи. Они, конечно, не сохранились.

Толос был построен в период с 470—460 гг. до н.э. Датировка основана на самой ранней найденной здесь керамике и украшениях.

Внутри купола были найдены остатки фундамента 5 из 6 колонн. Архитектура сооружения очень проста — внешняя стена образует цилиндр без какого-либо украшения, дверь с восточной стороны, возможно, ещё одна с севера и внутренних колонн для поддержки крыши. Диаметр здания 18,3 м. С восточной стороны дверь оформлена в виде портика, гипотетическая дверь на северной стороне была предназначена для сообщения с кухней. Облицовка здания мрамором проходила в нижней части на высоте около 1 м. Основания колонн образуют не окружность, а эллипс. Возможно они были ионические. В центре здания видны следы четырехугольного основания, от которого сохранился северный фрагмент. Возможно на этом основании располагался круглый мраморный алтарь. Ширина основного дверного проема неизвестна, предположительно 2,3 м.

Крыша — самый проблемный элемент при реставрации здания. Плитки крыши датируются периодом постройки здания. Использовались три вида плитки. Два вида треугольной черепицы и ромбовидная черепица. Предполагается, что покрытие доходило до самого верха крыши. Возможно, верхняя часть конуса была покрыта латунью. По одной версии количество плиток уменьшалось кверху. По версии Миллера, основанной на более поздних результатах раскопок, уменьшается размер плитки от слоя к слою. Он предполагает 16 рядов по 60 плиток в каждом. Однако были найдены плитки, которые оправдывают существование только 9 рядов плиток. В центре крыши было отверстие, через которое выходил дым и запах. Также были водосточные трубы на куполе.

Разрушение здания отмечены в позднеримскую и византийскую эпохи.

Памятник знаменитым героям

Городские жители Афин были поделены на 10 сословий. Десять знаменитых героев Афин, по одному от каждого сословия были выбраны Дельфийским Оракулом.

Знаменитые герои упоминаются Аристофаном в 426 г. до н.э. Археологи взяли 430 г. до н.э. как датировку строительства. Памятник был найден под Средней Стоей и является его предшественником.

Памятник представляет собой ограждение, включающее удлиненный постамент. Постамент располагался на ступенях. Общая ширина первой ступени достигала 1,69 м., а второй ступени 0,9 м. На ступенях стояли стойки, образующие высокое основание памятника. На стойках были надписи, списки призыва, общественные почести и прочее в соответствии с каждым сословием. Эти надписи были под фамилией и статуей героя. 10 статуй были размещены в обрамлении треножников. Они смотрели в сторону центра площади Агоры, на восток, и были установлены на одинаковом расстоянии друг от друга.

По словам Павсания, десятью героями были: Гиппотон, Антиох, Аякс, Саламин, Лев, Эрехтей, Эгей, Акамос, Кекропс и Пандион. Их размер был немного больше естественного.

 

Южная Стоя I

Южная Стоя I — большое продолговатое здание с 15 комнатами внутри, было построено около 430 г. до н.э. для официальных банкетов и обедов, но в период раннего эллинизма его использовали в коммерческих целях. Здание было разрушено в середине II в. до н.э., чтобы построить самую роскошную Южную Стою II.

Южная Стоя I (430 г. до н.э.). Внутри было 16 комнат, которые служили либо магазинами, либо обеденными зонами.

Южная Стоя I являлась прямоугольной галереей с внешней колоннадой из 45 колонн и внутренней колоннадой из 22 колонн, вероятно, ионических. Размеры здания 80,5 х 15 м. Сооружение имело 2 этажа, на это указывает лестница.

Южная сторона. Справа участок рощи Эакион, слева — Южная Стоя I.

Дом Симона

Скромный дом, расположенные в юго-западном углу Афинской Агоры, был идентифицирован благодаря чаше с надписью знаменитого сапожника Симона, друга Сократа.

Согласно свидетельству Диогена Лаэртского, философ приходил в мастерскую и домой своего друга, и читал там некоторые из своих знаменитых лекций. Дальновидный мастер записывал диалоги Сократа со своими учениками. Сократ известен тем, что не оставил ни единого письменного слова из своего учения. А позже были опубликованы записи мастера. Эти диалоги так и назвали «Диалоги сапожника».

Помимо надписи дом также был идентифицирован по другим находкам, например, тем, которые использовались в работе сапожника.

Планировка дома была очень характерной для жителей Афин. Дом имеет в плане неправильную форму. В нём две комнаты первого этажа выходят во внутренний двор, в котором находился колодец.

Монетный двор

Здание Монетного двора в настоящее время находится частично под церковью Агиос Апостол и Юго-восточной церковью.

Монетный двор состоял из просторного двора и ряда комнат. Скорее всего функционировал до II в. до н.э.

Здание состояло из крытых комнат и просторного внутреннего двора, под которым проходил главный водопровод Агоры. Самая большая комната имеет размеры 14 х 11 м. Скорее всего там были 2 колонны. Ещё 2 комнаты, с восточной стороны, были смежными. Первая имеет размеры 5 х 3,9 м, а вторая 4,2 х 3,9 м.

Керамика, найденная в фундаменте, датируется примерно 410 —400 гг. до н.э. Отождествление с монетным двором было основано на многочисленных находках монет и не разрезанных металлических дисков, а также ремесленных установках (медные печи, резервуары для воды и прочее). Имеющиеся данные не позволяют выдвинуть гипотезу о том, что в дополнение к бронзовым монетам здесь чеканились серебряные монеты города. Не исключено, что здесь изготавливали различные бронзовые предметы для нужд афинского государства.

Храм Гефеста

У меня есть отдельная статья про храм Гефеста

Храм Гефеста. Афины. Греция

 

Под храмом Гефеста в скале были высечены ступени, идеально подходящие для сбора людей. Скорее всего, место под названием «Конференция» обслуживает суды или другие общественные собрания.

Храм Гефеста и Агора. Вид с Акрополя

 

Афинская Агора в эллинистический период

Афины боролись против македонцев на протяжении правления Филиппа. Однако после поражения союзных войск южной Эллады знаменует собой конец независимой внешней политики Афин. С тех пор и на весь период III в. до н.э. грод остается в подчинении македонцев. Освобождение Афин происходит в 220 г. до н.э. Город переживает настоящий культурный и архитектурный ренессанс в середине II в. до н.э. Именно тогда Агора приобрела окончательную прямоугольную форму с образованием обширных колоннад по всему периметру. Непрерывная колоннада проходит вдоль фасадов памятников на западной стороне, а южная сторона украшена рядом величественных зданий — Средняя Стоя, Южная Стоя II и прочие. Старый Булевтерий был заменен на новый. Перистили, ограды, статуи и памятники завершают украшение площади. Афинская Агора соответствует городским стандартам крупных мегаполисов того времени.

Сильным ударом по эллинистическим Афинам стало их разрушение в результате вторжения римского полководца Суллы, который осадил и занял город в 86 г. до н.э. Большая часть южной стороны Агоры была полностью разрушена. С этого момента территория использовалась в основном для ремесел. Другие здания также были серьезно повреждены, но отремонтированы.

Вид на Агору в 4 веке до нашей эры.

1. Квадратный Перистиль 2. Расписная Стоя, 3. Алтарь 12 богов, 4. Стоя Василиоса, 5. Стоя Элефтериоса Зевса, 6. Храм Патроса Аполлона, 7. Храм Гефеста, 8. Старый Булевтерий, 9. Новый Булевтерий, 10 Толос, 11. Юго-западный фонтан, 12. Эакион, 13 Южная Стоя, 14. Юго-восточный фонтан, 15. Монетный двор.

Стоя Аттала

Стоя Аттала — это самое блестящее эллинистическое здание на Агоре и единственное, которое было отреставрировано с использованием современных строительных материалов. Здесь находится музей археологических раскопок Агоры. Здание представляет собой величественную двухэтажную галерею на восточной стороне Агоры.

Во время строительства электрической железной дороги, идентификация здания была подтверждена. Была найдена надпись, которая гласила, что этот портик построен царем Атталом II во время своего правления (159—138 гг. до н.э.).

Она имела в длину 142 м и в ширину 19,5 м. Была двухэтажной и занимала восточный край площади. В верхнем этаже постройка была однонефной, в нижнем двухнефной. Наружные колоннады были дорическими, в верхнем ярусе ионическими, как и средний ряд опор нижнего яруса. Верхний ярус посередине не имел опор.

Стоя Аттала была построена из пентелийского мрамора. Колонны выходили на Агору.

Надписи гласят о том, что галерея была привилегированным местом для установки почетных статуй и памятников афинским благотворителям.

Перед галереей была большая площадка и она давала возможность большой толпе людей смотреть спортивные состязания и другие мероприятия на Агоре.

Стоя Аттала внутри

Jpeg

В южной части находился фонтан, а перед постаментами Агоры были раскопаны статуи, ступени и другие фрагменты. Части здания оставались видимыми до середины XIX века. Тогда считалось, что руины принадлежат двум разным зданиям.

Средняя Стоя

Средняя Стоя была построена около 180 г. до н.э. Это был подарок правителя Понта Фарнакиса. Вместе с восточными постройками и Южной Стоей II она составляла комплекс Южной площади.

Когда начали строительство Средней Стои II, то постройки к югу от Толоса были разрушены.

Средняя Стоя — это продолговатое здание размером 147 х 17,5 м., которое делит площадь Агоры на две неравные части. Галерея была с обеих сторон обнесена дорическими колоннадами. Таким образом, северная сторона выходила на главную площадь Агоры, а южная сторона выходила на Южную площадь.

Вид изнутри Средней Стои

Стоя располагалась на трехступенчатой платформе, которая неплохо сохранилась. Внутри галерея была разделена на 2 прохода колоннадой, поддерживающей крышу.

Южная Стоя II

Южная Стоя II частично построена на руинах Южной Стои I, но немного по другому ориентирована. Её положение, вместе с другими зданиями, которые я выше упоминала, образовывали комплекс Южной площади. Здание использовалось в основном в административных целях. Стоя была построена в середине II в. до н.э. и имеет размеры 93 х 8,5 м. Стоит на двухступенчатом основании.

Здание было разрушено Суллой в 86 г. до н.э.. Его не восстанавливали, а помещения стали использовать как мраморные, керамические и литейные мастерские.

Панорамный вид на комплекс южных галерей. Слева Средняя Стоа, а напротив нее Южная Стоа 2

Административное восточное здание

Восточное здание было построено как единое целое со Средней Стоей и Южной Стоей II. Это было коммерческое и административное здание, небольшое в своих размерах — 13,8 х 39,8 м. Стена разделяла его на 2 части: восточную, выходящую на улицу Панатинаион, и западную, выходящую на Южную площадь. Сооружение было двухэтажным.

Оружейная палата

Здание расположено к северу от холма Агарайос Колонос. Его отождествляют со складом оружия и военной техники. Это основано на сравнении его архитектуры с подобными зданиями, и тем фактом, что часть архива афинской кавалерии была обнаружена по соседству. Также подтверждением служит близость здания к мастерским медников, а также близость к храму Гефеста.

Это большое здание рядом с храмом Гефеста считается оружейной палатой

Постройка датируется 290—260 гг. до н.э. Здание сохранилось в очень плохом состоянии. Это было прямоугольное сооружение размером 17,6 х 44,4 м. Внутри было два ряда по 8 колонн, которые делили пространство на 3 прохода, примерно равной ширины. В задней части здания была единственная дверь. В окрестностях была обнаружена система резервуаров, благодаря которой здание снабжалось водой.

Юго-западный фонтан

Юго-западный фонтан был построен в середине IV в. до н.э., в то время, когда Афины страдали от засухи. Он сохранился в очень плохом состоянии, тем не менее его положение в доминирующей точке Агоры и его размер показывают, что это было самое важное фонтанное сооружение Агоры.

Трубопровод сохранился в необычайно хорошем состоянии. Он был построен из порфира и имел достаточно большие размеры, что облегчало его обслуживание и чистку. Примерно на расстоянии 220 м. от фонтана трубопровод исчезает за современными домами.

Фонтан был вырыт глубоко в скале, чтобы лучше добраться до воды и чтоб она оставалась прохладной. Колоннада разделяла здание на 2 части, в одной из которых был резервуар. Сооружение было размером 17 х 10,5 м.

Афинская Агора в римский период

\Отмечены следующие постройки: 1. Храм NA, 2. Нимфей, 3. Библиотека, 4. Стоя Аттала, 5. Агриппа Одеон, 6. Храм Ареса, 7. Моноптерос, 8. Василики, 9. Расписная Стоя, 10. Храм и алтарь Урании Афродиты, 11. ЮЗ Храм и правительственные учреждения, 12. Средняя галерея, 13. Храм Гефеста.

 

Базилика

Базилика — это административное здание, которое было построено в период правления Адриана (117—138 гг). Сооружение доминировало в северо-восточном углу площади. Сохранилось в очень плохом состоянии. Сегодня здание частично похоронено под улицей Адриану и соседними домами.

Базилика — большое и просторное крытое здание с внутренним разделением на 3 части. Использовалось в период Римской империи для административных, судебных и коммерческих целей. По функциям соответствовало галереям греческого типа — Стоям. На южной стороне здания была колоннада на трехступенчатом основании. Точные размеры сооружения остаются пока неизвестными.

Храм Ареса.

Нигде не упоминается.

Храм Ареса располагался в центре Агоры. Он был окружен Алтарем 12 богов на севере, храмом Аполлона на западе, Панафинейской дорогой на востоке и Консерваторией Агриппы на юге.

Очень интересная деталь храма заключается в том, что его перенесли на Агору. Постройка датируется 436—432 гг. до н.э. и примерно во 2 г. н.э. храм был полностью перенесен.

Храм Ареса упоминается Павсанием, но он тогда не знал, что храм переносили. Это обнаружилось при археологических исследованиях в 1937 г.

Раннее считалось, что храм перенесли из Ахариеса, но недавнее исследование показало, что это не так. Более вероятно, что его перевезли из Паллини, где почиталась Афина.

Идею переноса связывают с культом императорской семьи. Внука Августа, Гая, на востоке прозвали «Новый Марс». И об этом свидетельствует надпись, сделанная во 2 г. н.э. Вероятно она была сделана в день повторного освещения храма. Это отождествление, несомненно, дало толчок поклонению Марсу (Аресу) в восточной части Римской империи, наряду с тем фактом, что одним из божеств, которых Август особенно продвигал в самом Риме, был Марс Ультор.

Храм Ареса — типичный образец афинской архитектуры третьей четверти V в. до н.э. Это дорический храм с колоннадой 6 х 13, пронаосом и целлой. Высота колонн 6-6,2 м.

Храм Ареса был разрушен в 267 г. н.э. во время вторжения в Афины.

На расстоянии около 10 м. от фундамента располагался алтарь. Его размер 6,3 х 8,9 м. Алтарь также быд перенесен и датируется второй половиной IV в. до н.э.

Павсаний называет наиболее важные памятники. В первую очередь культовая статуя бога, созданная Алкаменисом (V в. дон.э.), Афина, скульптора Локроса, и две статуи богини Афродиты. Мраморная статуя женской фигуры, найденная у позднеримской стены, скорее всего, изображает богиню. Она датируется V в. до н.э. и не исключено, что она из храма Ареса. Афину, упомянутую Павсанием, гипотетически отождествляют с фрагментом конца V в. до н.э., найденным в византийском здании.

Павсаний также упоминает серию статуй, которые он видел между храмом Ареса и Консерваторией Агриппы. Это статуи Геракла, Тесея, Аполлона, Каладиса и Пиндара. Рядом с этим местом находились статуи тираноборцев Гармодия и Аристогейтона. Также упоминает о статуях египетских царей (греческого происхождения) Птолемея Лагоса, Птолемея Филадельфия и его сестры Арсинойи, Филиппа и Александра, Лисимаха и Пирра. Ни одно из этих произведений не сохранилось, либо не было отождествленно с какими-либо фрагментами. Исключением является комплекс тираноборцев Гармодия и Аристогейтона, убийц тирана Гиппарха и первых героев Афинской республики. До наших времен дошла римская копия.

Гармодий и Аристогитон  (римская копия с работы скульпторов Критиоас и Нисиотиса  477—476 гг. до н.э.)

Гармодий и Аристогитон вошли в историю как убийцы афинского тирана Гиппарха. Первоначально скульптуры были созданы скульптором Антинора примерно после 510 г. до н.э. В 480—479 гг. до н.э. после вторжения персов, их царь Ксеркс, увез скульптуры в Персеполь. Скульптуры сразу заменили аналогичными скульптурами, которые выполнил Критиос и Нисиотис в 477—476 гг. до н.э. После захвата персидской столицы Александром Македонским первоначальные скульптуры вернули в Афины и они были поставлены вместе с новыми скульптурами.

От храма сохранилась только часть фундамента, около 200 фрагментов стен, барабаны колонн, также части триглифа, капители, антаблемента и мраморные плитки. Это дало основания для реконструкции архитектурного облика храма Ареса.

Моноптерос

Небольшое круглое сооружение перед Стоей Аттала. Диаметр в плане равен 8,1 м. Постройка состояла из 10 колонн, выпиленных из зеленого мрамора, с композитными капителями, поддерживающими купол из пентелийского мрамора. Антаблемент богато украшен. Сам купол выполнен из кирпича, что было довольно редким явлением. Постройка датируется II в. н.э. Её назначение не определено. Южнее Моноптероса были обнаружены следы свинцового трубопровода, поэтому есть мнение, что это фонтан.

Моноптер перед базиликой и Стоей Аттала.

Сооружение обозначили как Моноптерос, потому что этот термин использовал Витрувий для обозначения построек подобного типа.

Консерватория Агриппы

Располагалась в центре южной стороны Агоры, напротив Южной площади, к северу от Средней Стои.

Консерватория Агриппы была построена для проведения музыкальных мероприятий и философских лекций. После обрушения крыши, консерватория была перестроена в середине II в. н.э.

Агриппа был зятем Августа и его главным соратником.

Сооружение было двухэтажным, с амфитеатром вместимостью около 1000 человек. Его общие размеры составляли 51,3 х 43,2 м. Длина главного зала около 25 м. С трех сторон его обрамляли двухэтажные галереи. Фасад сцены был украшен скульптурами. Внешний вид здания украшали колонны с коринфскими капителями. У здания было 2 входа. Главный вход выходил на Агору и был украшен монументальным пропилоном.

После перестройки были внесены изменения. Амфитеатр был преобразован в театр, вместимостью 500 человек.

Павсаний упоминает о консерватории только тогда, когда он говорит о статуе Диониса, которая там находилась.

Считается, что статуя сидящих мужчин, которая, вероятно, олицетворяет философов (две из них найдены, одна возможно изображает Эпикура), дополняли скульптурное убранство фасада консерватории.

Перед западным фасадом находится пьедестал, на котором была установлена статуя человека в колеснице.

Библиотека Пантайноса

Одно из выдающихся зданий на Афинской Агоре, где процветало изучение философии и поклонение музам.

Здание было посвящено Тито Флавием Пантеоном и его детьми, императору Траяну и афинскому народу. Эта надпись была выгравирована на перемычке главного входа, которая сохранилась. Утверждается, что библиотека была введена в эксплуатацию в период между приходом к власти императора (98 г. н.э.) и кампанией даков (115 г.). Однако есть основания полагать, что здание было построено отцом Пантена и что это была философская школа.

Раскопки здания не были завершены, потому что его восточная часть застроена другими постройками.

План здания необычен и не похож на другие известные римские библиотеки. Сооружение состояло из двух комнат, большого открытого двора размером 20 х 13,5 м и большой квадратной комнаты, выходящей на восток. Позже ко двору пристроили перистиль. Никаких следов внутренних опор для размещения полок для книг не сохранилось. Стены и пол были выложены мраморными плитами.

Библиотека Пантеона сверху. Слева южный конец Стои Аттала.

Антаблемент северного и западного фасадов здания поддерживается ионическими колоннами из голубого мрамора.

Пантаинос был сыном Флавия Менандра. Возможно он был главой философской школы. Согласно надписи он посвятил зданию за свой счёт галереи, перистиль, библиотеку с книгами и оборудованием. Другая надпись, найденная на здании, гласит о правилах работы библиотеки. «Ни одна книга не покинет библиотеку, потому что мы поклялись. Библиотека будет открыта с первого по шестой час». Пантаинос называет себя покровителем Философских муз.

Библиотека Пантеона с северо-запада. На заднем плане, в правом верхнем углу, виден Акрополь.

Найдены фрагменты статуи Траяна с пленником из Даки у его ног, статуя его священника Ирода Марафона. Другие находки составляют комплекс двух женских фигур в доспехах, олицетворяющих Одиссею и Иллиаду, подписанную скульптором Ясоном. Предполагается, что статуи обрамляли сидящего Гомера.

Разрушение Агоры и дальнейшая перестройка в период Средневековья

Город был разграблен герулами в 267 году, что привело к сожжению всех общественных зданий, разграблению нижнего города и разрушению Агоры и Акрополя После этого город к северу от Акрополя был спешно укреплен, но в меньшем масштабе, из-за чего Афинская Агора осталась за пределами стен.

В Агоре были снесены все здания, за исключением храма Гефеста, которому был нанесен на удивление незначительный ущерб.

Панорамный вид на Агору около 500 г. н.э. В центре выделяется большой комплекс зданий, вероятно, средняя школа. Внизу справа храм Гефеста после преобразования в церковь Святого Георгия. Слева — позднеримская стена, в которую входил портик Атталоса.

Вход в гимназию, где были помещены статуи гигантов и тритонов, которые находились в консерватории Агриппы.

Вот так они сохранились сегодня

Храм Гефеста после преобразования в церковь Святого Георгия. Древняя крыша была разрушена во время набега 267 года. Новый свод был построен над нефом, когда он был преобразован в церковь.

Храм Гефеста после преобразования в церковь. Видна арка святилища, которая заменила древний вход с востока.

Стена в том месте, где находилась Стоа Аттала. Там, где видны ворота, была дорога, которая проходила между Стоей и библиотекой Пантаиноса.

Руины Стои Аттала, которые стали частью позднеримской стены

Общий вид средневекового Акрополя. Пропилеи были преобразованы в укрепленный замок-дворец полководца, церковь Парфенона с колокольней и командный пункт Эрехтейон. Слева вверху можно увидеть башню Бельведер.

Башня Бельведер, где сегодня стоит греческий флаг.

Вид на Башню Бельведер с Акрополя

Познакомиться с постройками Античного Акрополя можно в этих статьях

Акрополь. Афины. Греция. 1 часть

Акрополь. Эрехтейон. Афины. Греция. 5 часть

Парфенон был разрушен пожаром, вероятно, во время вторжения герулов в 267 году нашей эры. В этом пожаре обрушилась крыша и разрушилась внутренняя двухколонная колоннада. В ходе последовавшего ремонта восстановить крышу в ее первоначальном виде было экономически невозможно, поэтому была построена новая, в которой находился только неф, а внешняя колоннада оставалась открытой.

По приказу преобразования древних храмов в христианство, Парфенон был посвящен в VI веке, вероятно, Святой Богородице Софии, а затем Деве Марии. С восточной стороны вход был заблокирован и заменен аркой, так как теперь там располагалось святилище церкви. Интерьер был украшен фресками и мозаикой. Известна своим качеством мозаика с изображением Девы Марии в своде святилища. В первые годы латинского правления (13 век) в южной части тыла была построена башня, вероятно, для поддержки колокольни, а церковь была преобразована в католическую церковь, посвященную Деве Марии

Парфенон, преобразованный в церковь

С историей античного Парфенона можно познакомиться в этой статье

Акрополь. Парфенон. Афины. Греция. 2 часть

Пропилеи. Центральная лестница заменена извилистой дорогой между стенами. Главные ворота закрыты, вход из соображений безопасности сзади. Пространство между колоннами в основных корпусах закрыто, а над ними надстроен второй этаж для командирских квартир.

Пропилеи Акрополя в эпоху средневековья

Эрехтейон претерпел различные строительные преобразования. Он начинался как трехнефная королевская церковь. После обрушения крыши внутри были построены новые постройки, а остальное пространство служило двором.

Эрехтейон после средневековых дополнений с востока.

Агора сегодня

Источники:
http://project.athens-agora.gr/

Home

 

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *