Основные этапы развития древнегреческой архитектуры и искусства

Сначала будет краткое описание каждого периода. А ниже более подробно расписан каждый из них. Также на сайте уже написаны статьи по некоторым архитектурным памятникам и городам, поэтому я буду вставлять сразу ссылки на них.

Античная греческая архитектура делится на следующие периоды:

 

1. С неолитического периода до XIV вв. до н.э. Крито-микенская цивилизация

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского моря находятся на о. Крит и в материковой Греции. Самым развитым государством были Микены. Также наибольшего развития достигла культура городов Трои, островов Лемнос и Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV—XIV вв. до н.э. не возвысилась микенская Греция. Также за две тысячи лет до Трои Гомера, на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. здесь возникла первая цитадель — Троя I.

 

2. От XII до середины VIII в. до н.э. Гомеровская эпоха

Это эпоха зарождения эллинского зодчества. Первые четыре с половиной века этого огромного периода часто именуются «гомеровской» эпохой, поскольку гомеровский эпос является главным и ценнейшим источником наших познаний о древнейшей культуре античной Греции. Это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, которые приводят в VIII—VII вв. до н.э. к формированию античного рабовладельческого государства. Эпос и дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, с одной стороны, о прочных и живучих традициях предшествующей эгейской культуры, с другой — о зарождении новых и самобытных черт, характерных для дальнейшего развития греческой культуры.

Для строительства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы.

 

3. VIII—начало V вв. 480-е гг. до н.э. Архаический период

В этот период завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство — полис. Разделение труда — не только между основными классами, но и между ремеслом и сельским хозяйством — приводит к развитию городов, становящихся центрами полисов, т.е. городских рабовладельческих общин или античных городов-государств.

В начале этого периода продолжает господствовать дерево-сырцовая техника, сочетаясь теперь в храмовом зодчестве с широким применением терракотовых облицовок, сменивших медные обшивки. Позднее она сохраняет своё значение в жилищном строительстве, тогда как в строительстве общественных зданий с конца VII в. до н.э. все шире применяется камень (известняк и к концу периода мрамор). Это — время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитектурных ордеров. Локальные особенности архитектуры различных областей греческого мира постепенно сглаживаются и складываются типически обобщенные архитектурные образы различных видов сооружений.

4.  Архитектура Великой Греции VII—VI вв. до н.э. 

Рост экономического могущества городов Великой Греции на протяжении VII—VI вв. до н.э. сопровождался систематическим закреплением примыкавших к ним территорий новыми волнами колонистов. Вместе с тем не прекращалось и духовное общение греческих племен и их обособившихся представителей, обитавших в различных районах Средиземноморья. На новых местах колонисты вели привычный образ жизни, они сохранили свои обычаи и религиозные представления, общий характер культуры, искусства, а также и политические установления. Вместе с тем, общее развитие цивилизации на новых местах не могло не получить самостоятельного направления, как в отдельных аспектах общественно-политической жизни, так и в области культуры в достижениях техники и ремесел.

5. Классический период 480—400 гг. до н.э.

Классический период — это время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья, и победы городов в Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельческая демократия, а вместе с нею — искусство и архитектура.

6. Греция в IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.) Время обострений и противоречий

Время обострения внутренних противоречий в греческом рабовладельческом обществе, вступающем в начальную фазу разложения городов-государств. В строительстве этой эпохи ведущая роль переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. С упадком полиса храмы теряют своё исключительное место в зодчестве. Развивается архитектура светских и жилых зданий. Зодчие чаще стремятся не к монументальности, но к изяществу своих произведений. Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и появившемуся ещё в V в. до н.э. коринфскому ордеру.

7. 330-е гг.—I в. до н.э. Эллинистический период

Эпоха эллинизма. Время распада старых форм греческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток. В Малой Азии и в Египте создается ряд новых городов, которые становятся главными центрами торговой, культурной, художественной жизни. Культура эллинизма носит не собственно эллинский, а греко-восточный характер. В зодчество проникают элементы порожденные художественным творчеством стран Востока. Архитектурные ордера варьируются часто только с декоративной целью, теряя в таких случаях былую лаконичность и монументальность. Вместе с тем создаются большие городские ансамбли, включающие некоторые новые типы архитектурных сооружений как декоративного характера, возводившиеся на основе значительного прогресса строительной техники и инженерии. Храм утрачивает роль ведущего архитектурного типа, на его место выступают светские общественные здания и жилые дома. В интерьере и в архитектуре городских ансамблей теперь широко применяются колоннады, в частности перистили-колоннады окружающие дворы и площади.

А теперь более подробно о каждом периоде

С неолитического периода до XIV вв. до н.э. Крито-микенская цивилизация

Минойская цивилизация, Крит

Микены, вид сверху

Троя

 

Минойская цивилизация  Остров Крит

Микены и микенская цивилизация  Полуостров Пелопоннес

Троя . Турция. В статье все периоды Трои до самой войны, также о героях Трои.

 

От XII до середины VIII в. до н.э. Гомеровская эпоха

Уже в начале 1-го тысячелетия до н.э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвозвратно утеряно. К концу этого периода в греческом обществе явно наметились различные социальные группы постепенно превращавшиеся в классы. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отношениям, а с конца VIII в. до н.э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось массовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции полис, или город-государство с республиканской формой правления.

Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии (евпатридам), в руках которых сосредоточивались большие богатства (земли, скот, рабы). Но основную массу населения городов составляли свободные ремесленники, земледельцы, торговцы, моряки (в приморских городах), составлявшие демос.

Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях.

Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, её крушение — гибелью. Побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство.

Местоположение городов в древнейшую эпоху определялось главным образом соображениями экономическими и фортификационными. Во многих случаях города располагались на скалистых возвышенностях, нередко на месте поселений доэллинской эпохи.

Складываются и простейшие типы храмов, к которым относится, по-видимому, большинство вскрытых раскопками построек. На всем протяжении своего развития греческие храмы строились не для вмещения молящихся, а в качестве жилища богов и — на этом раннем этапе — воспроизводили многие черты жилых домов, расширяя наши сведения о жилищной архитектуре.

Древнейшие постройки имели в плане круглую, овальную или узкую шпилькообразную форму, завершавшуюся криволинейной аспидой, что свидетельствует о неумении, во-первых, надежно выкладывать прямые углы, а во-вторых, перекрывать широкие пролеты.

Обожжённые глиняные модели храмов, найденные в Перахоре и Аргосе и относящиеся к VIII в. до н.э. дают представление о внешнем облике простейших храмов, украшенных росписью, о развитии скатной кровли и её сочетании с потолком, породившим фронтоны. В отличие от эгейского мегарона столбы в моделях стоят не между концами продольных стен, но образуют самостоятельный, впереди стоящий портик. Это первая типично эллинская форма сооружения.

Следующим нововведением был портик вокруг всего храма, защищавший сырцовые стены от дождя.

Храм VIII в. до н.э. Остров Крит

VIII—начало V вв. 480-е гг. до н.э. Архаический период

С развитием частной собственности и товарно-денежного хозяйства быстро выросло рабство, а также имущественное неравенство внутри класса рабовладельцев. В руках евпатридов понемногу сосредоточились годные для обработки земли, широкие слои мелких производителей стали нищать и разоряться. Обезземеливание мелких хозяйств и развитие торговли послужили толчком к развитию колонизации и возникновению новых греческих полисов на широких пространствах — от западной части Средиземного моря, по всему западному побережью Малой Азии и до Северного Причерноморья.

Карта Великой греческой колонизации

В передовых торговых городах Малой Азии уже в VII в. до н.э. началась чеканка монет.

Возникнув из поселков, образовавшихся вокруг укрепленных дворцов вождей родовой аристократии, города естественно становятся центрами многочисленных полисов.

С развитием плутократии (господства богатых как знатного, так и незнатного происхождения) в полисе разоряются рядовые члены общин.

Большое имущественное неравенство среди свободного населения греческих полисов, явившиеся следствием роста рабовладения и товарно-денежного хозяйства, привело к острой социальной борьбе в VIII—VI вв. до н.э. не только между рабами и рабовладельцами, но и внутри класса рабовладельцев. Классовая борьба в обществе свободных граждан часто завершалась свержением власти евпатридов и установлением тираний вождей народных движений, которые получали всю полноту власти в общине. Таким образом, тирания была одной из начальных форм рабовладельческого государства.

В борьбе с родовыми учреждениями тирании опирались на демократическое население полисов. Главнейшими завоеваниями греческой демократии, в социальной борьбе рассматриваемого времени было введение писаных законов, отмена деления населения по родам и введение имущественного ценза в качестве основного критерия при определении гражданских прав.

Период тираний, являясь важным этапом развития греческого рабовладельческого общества, был также временем культурного расцвета. Дворы тиранов становились центрами культурной жизни — около них группировались поэты и художники. Тираны стремились ознаменовать своё правление сооружением значительных произведений архитектуры и большими строительными работами, используя труд как рабов, так и свободных ремесленников.

Архитектура периода Архаики. В конце VII и в первой половине VI вв. до н.э. в архитектуре происходит крутой перелом. Именно в эту пору складываются новые типы многих общественных зданий, в связи с которыми совершается переход от дерево-сырцового строительства к каменному и формируются новые архитектурно-выразительные средства, вскоре превратившие эти сооружения в замечательные памятники монументального зодчества и подготовившие его небывало пышный расцвет в 480—400 гг. до н.э.

Подробнее о новых сооружениях можно прочитать в статье Общественные сооружения в городах Греции и возникновение ордерной системы в период архаики

Разрастание городов происходило стихийно, и поэтому они не имели правильной планировки.

Агора служила и рыночной площадью, и местом общения, и открытым залом для общего собрания всех полноправных граждан полиса.

Акрополь, превратившийся в главный культовый центр города, всё ещё сохранял своё фортификационное значение. Дело в том, что большая часть греческих городов не имела укреплений и стен до самого конца VI вв. до н.э., а многие из них и до эллинистического периода.

Жилая застройка отличалась значительной плотностью, так что соседние дома часто имели общие стены. Несмотря на это, к жилищам обычно примыкал небольшой участок с плодовым садом и огородом. В ремесленных слободах непосредственно при доме устраивались мастерские. Во двор обязательно выходила затененная лоджия, а часто и портики по одной или двум его сторонам, куда открывались помещения. Нововведением в архаическую эпоху было появление вторых этажей.

Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Храмы являлись не только вместилищем статуи бога-покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, составлявшей предмет гордости граждан и как бы воплощавшей чувство объединявшего их полисного патриотизма. Таким образом, храм при многих особенностях его композиции и планировки, обусловленных тем или иным культом, следует рассматривать как важнейшее общественное сооружение древнегреческого зодчества. В то же время многие гражданские сооружения посвящались различным богам и имели соответствующие жертвенники. Так, театры являлись святилищами Диониса. Различным богам нередко посвящались общественные портики, улицы в городе считались посвященными Гермесу — покровителю путешествующих. Их украшали изображениями этого бога.

Храмы строились, как правило, на акрополях, где они сменили дворцы, а также на священных участках рядом с агорой, где их посвящали различным культам.

Одновременно с храмами практически уже в середине VII в. до н.э. появились стои — длинные портики, восходящие, возможно, к галереям или портикам дворов во дворцах микенской эпохи. Стои строились на агоре, где они служили для деловых встреч и общений, а также в святилищах, где они предназначались для отдыха паломников и для хранения вотивных приношений.

Про все типы греческих храмов можно почитать в статье Основные типы греческих храмов.

Храм Геры в Олимпии, построенный в период архаики

Подробнее об Олимпии, месте зарождения олимпийских игр, можно почитать здесь

Храм Аполлона в Кирене, построенный в период архаики

Подробнее о Кирене можно почитать здесь 

Храм Аполлона в Дельфах, период архаики

Сокровищница афинян в Дельфах, период архаики

Сокровищница сифносцев в Дельфах

Подробнее о Дельфах, месте обитания Пифии, можно почитать здесь

К жилой архитектуре древнейшего периода восходят пропилон, или пропилеи — тип торжественного входа, обычно строившийся при входе в святилище.

В постройках эпохи архаики мы впервые встречаемся с древнегреческой или как её иногда называют, классической ордерной системой. Это одно из величайших достижений эллинского зодчества, наиболее полно воплотившим особенности архитектурного мышления древнегреческих строителей и явившимся одним из его важнейших вкладов в мировое развитие архитектуры.

Ордер — это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких  вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями и орнаментом, скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции.

Подробнее про дорический ордер 

Подобнее про ионический ордер 

Архитектура Великой Греции VII—VI вв. до н.э. 

Самостоятельный вклад был сделан Великой Грецией в развитие мировоззрения. Так, в VI вв. до н.э. в Сиракузах возникла философская школа Пифагора, выдвигавшая не только философско-религиозные и эстетические проблемы, но и ставившая политические цели. Будучи идеологом реакционных слоев аристократии Пифагор выдвинул учение о числе и гармонии, составившие ядро его метафизических взглядов на Вселенную. Изучая математическую зависимость между длиной звучащей струны и высотой тона, Пифагор  и его ученики выдвинули положение о необходимости применения математики и композиции художественного произведения. Эти положения не могли не повлиять — также и на теорию искусства, на зарождение теории пропорционирования также и в архитектуре.

Быстрое накопление материальных богатств сказалось в грандиозном размахе строительной деятельности в городах Великой Греции. Имеются основания полагать, что уже в VI в. до н.э. или самом начале V вв. до н.э. здесь намечались элементы регулярной планировки.

Главным свидетельством мощной строительной деятельности здесь являются культовые сооружения: алтари и храмы.

Другая примечательная особенность архитектуры Великой Греции — безусловное преобладание сооружений дорического стиля, что кажется странным, так как в состав первых колонистов греков в западном Средиземноморье входили и дорийцы, и ахейцы и ионийцы. Предприимчивый характер этих пионеров, надо полагать, способствовал их восприимчивости ко всему, с чем им пришлось соприкоснуться на новых местах, в частности, и к традиционным особенностям строительства привозимым из родных мест их соседями. Возможно, что строгий дух дорики и свойственные ей возможности создания монументального образа больше импонировали эстетическому вкусу быстро разбогатевших наследников первых западных переселенцев, и потому основные черты «мужественной» дорической архитектуры нередко в преувеличенно утяжеленных формах, были приняты за основу.

В то же время архитектуре Великой Греции свойственно большое количество ионийских черт. Прямым воздействием ионики является широкое применение резных тяг с ионическим орнаментом и различных деталей.

Особенности планировки храмов Великой Греции в эпоху архаики в известной мере связаны с характером наиболее распространенных здесь культов, в частности — культа Деметры (считавшейся покровительницей Сицилии) и её дочери Персефоны. Этот культ значительно более замкнутый, мрачный и таинственный, чем светлый и ясный культ олимпийских богов, преобладавший в материковой Греции, без сомнения, нашёл отражение в планировке архаических храмов и в общем локальном характере монументального зодчества в западных областях греческого мира.

Храм Е (Геры) в Селинунте на Сицилии

Подробнее о городе Селинунт на Сицилии (Италия) можно почитать здесь

Наиболее распространённым типом самых значительных и почитаемых храмов, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, являлся периптер.

В материковой Греции наос был раскрыт на восток широким проёмом, а пронаос и опистодом по сути дела уравновешивали восточный и западный торцы целлы, делая её равноценной для восприятия извне. В западных колониях обязательным элементом и композиционным ядром храма являлся адитон — темное, замкнутое помещение, расположенное в самой глубине целлы у её западного торца. На протяжении почти всей архаической эпохи опистодом в храмах Великой Греции отсутствовал. Он появился в Сицилии впервые лишь на рубеже VI  и V столетий. Вследствие того, что западный торец целлы был глухим, вся целла приобретала более замкнутый характер.

Развитие внутреннего пространства храма подкреплялось не менее последовательно осуществленным подъемом пола отдельных помещений и устройством ступеней при переходе от одного из них к другому.

Значение осевого построения и развитие интерьера храмов с востока на запад получило известное отражение и во внешнем облике сицилийских периптеров. Большая насыщенность колоннами восточной стороны не могла оставаться незаметной извне, тем более что храмы ставились либо на возвышенности, либо на открытых пространствах и их колоннада всегда просматривалась на фоне неба, ибо на сильно удаленном фоне окружавших городские святилища сооружений. Так нарушалась уравновешенность и равносторонность  восприятия всего периптера в целом.

Особенностью архитектуры Великой Греции является стремление к регулярности в построении планов, а нередко и фасадов сооружений. Это связано, по-видимому, с идущим от пифагорейцев повышенным интересом и математическим закономерностям и их признанием определенных чисел, например 9, священными.

Регулярная планировка Милета (Гипподамова система)

Подробнее о Милете и гипподамовой системе можно почитать здесь 

Проблема же углового триглифа решалась на протяжении всего в VI в.  по-разному. В храме С в Селинунте триглифы были почти равны по ширине метопам, в храме D — лишь немногим уже последних. Во многих храмах угловая метопа была значительно шире остальных (храмы F в Селинунте, Афины в Посейдонии).

Город Селинунт, Сицилия, Италия, вид сверху

В целом стремление к регулярности в архитектуре Великой Греции может быть, однако, названо не более, как общей тенденцией, поскольку, во-первых, отношения сторон плана в целых числах рассчитывались то по стилобату, то в осях угловых колонн, а иногда даже по тении архитрава. И, во-вторых, неизменно слегка нарушались, либо для выравнивания пролетов либо для выравнивания элементов триглифно-метопного фриза.

Храм С, Селинунт

Целла получает опистодом и начинает занимать большее место по отношению к общей ширине храма, исчезают развитые восточные портики, ширина колоннады птерона становится почти одинаковой со всех сторон. Иными словами, появляются зачатки процесса, который в классическую эпоху становится процессом создания единого всеэллинского стиля, заметного несмотря на ещё сохраняющиеся локальные различия архитектуры в различных географических районах.

Характерны для архитектуры Великой Греции и особенности деталей. Прежде всего — это не встречающиеся ни в каких других областях греческого мира керамические облицовки каменных карнизных плит, остатки которых найдены не только в сооружениях ранней архаики. Там их применение можно было объяснить как традицию, перешедшую по инерции от стадии дерево-сырцового строительства, но и в постройках  второй половины или даже последней трети в VI в. до н.э., где их уже нельзя принять за свидетельство непонимания строителями специфики каменных конструкций.

Храм Афины в Пестуме (Посейдония), Италия

Подробнее о Пестуме (Посейдония) можно почитать здесь 

Храм Аполлона в Дидимах, Милет (ссылка на статью о городе была выше)

Наиболее существенная особенность — огромные размеры обломов по отношению к частям здания, которые они увенчивали, а также к зданию в целом. Впечатление грандиозности, которое должны были производить эти преувеличенно мощные, тяжелые и перегруженные в своих верхних частях красочными украшениями храмы, должно было ещё усиливаться по мере приближения к ним зрителя, когда у него появлялась возможность сопоставить с собой действительные размеры всех, даже самых мелких архитектурных деталей.

Классический период 480—400 гг. до н.э.

Полное освоение широчайших выразительных возможностей ордеров приводит к небывалому до того многообразию и идейно-художественной содержательности архитектурных образов, придающих яркую индивидуальность каждому общественному сооружению. В архитектуре отдельных построек можно теперь проследить и личный почерк создавшего их профессионала — архитектора. Используя различные варианты ордеров как элементы единого архитектурного языка, мастера Аттики стремятся создать всеэллинский стиль. В Афинах впервые складывается теория градостроительства, включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов. Эта теория реализуется при строительстве нескольких новых городов. Складывается развитый тип греческого жилого дома, включающий иногда полностью окруженный портиками перистильный дворик. Появляются первые открытые каменные театры, одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний. Создаются замечательные новые и завершаются старые архитектурные ансамбли в больших городах и всеэллинских святилищах.

Рассматриваемый период, который в истории греческой культуры и искусств обычно называют классическим, ознаменовался вначале борьбой объединившихся греческих полисов с внешними врагами, угрожавшими их независимости, а затем соперничеством двух наиболее противоположных по развитию и общественному строю городов-государств — передовых Афин и отсталой земледельческой Спарты.

До конца VI в.  до н.э. Спарта была главной политической силой в Греции. Здесь сравнительно рано сложилось рабовладельческое государство, которое долго сохраняло пережитки общинного быта. Во-первых, равноправие всех спартанцев, которые совместно владели общиной собственностью — землей и обрабатывавшими её илотами, местным населением, порабощенным спартанцами. Во-вторых, военную организацию его господствующего класса, обусловленную необходимостью постоянной борьбы с илотами.

С начала V в. до н.э. рядом со Спартой выступает новое мощное и передовое государство — Афины. Это произошло благодаря быстрому развитию ремесел и обширным торговым связям с другими государствами Средиземноморья.

Проведенные ещё в начале VI в.  до н.э.  реформы Солона и Клисфена, возглавившего демократическую партию в конце того же века, завершили борьбу с пережитками родового строя, окончательно установили формы демократического государства, в Афинах и обеспечили его быстрый рост в V в. до н.э.

В первой четверти V в. до н.э. могучая персидская держава, под властью которой находились вся Передняя Азия и Египет, стремясь к господству на Эгейском море, неоднократно обрушивалась на Грецию. Особенно грозными для Афин были наступления персов в 490 и 480—479 гг. до н.э. Эти войны были успешно выиграны эллинами. В 480 г. до н.э. Афины были захвачены и разрушены персами. Однако, несмотря на разрушение своего города, афиняне, обладавшие большим флотом, продолжали деятельно участвовать в войне. В ходе войны Афинам удалось возглавить силы морских греческих государств. Это объединение получило название Афинского морского союза.

Афинский морской союз, союз спартанцев и союз Фив

Результатом греко-персидских войн было освобождение малоазиатских эллинов от персидского владычества, что не могло не отразиться на жизни крупных малоазиатских центров (Милета, Эфеса, Галикарнаса  др.), в которых греческая культура все же сохранила ряд местных  традиций.

Возглавлявшие морской союз Афины получили возможность бесконтрольно распоряжаться огромными взносами союзников, что позволяло им содержать большой военный флот и развивать интенсивную строительную деятельность.

Время Перикла — середина сороковых и тридцатые годы V в. до н.э. — знаменует собой, по словам Маркса, высочайший внутренний расцвет Греции. Огромные средства тратились на украшение Афин, которые стали «Школой всей Эллады».

В 431 г. до н.э. произошло столкновение Афинского морского союза с находившимся под гегемонией Спарты Пелопонесским союзом. Эта война продолжавшаяся с перерывами до 404 г. до н.э. известна под названием Пелопонесской. Война охватила почти всю Грецию.

Храм Зевса в Олимпии (Реконструкция)  Ссылка на Олимпию была выше

Скульптуры фронтона на храме Зевса в Олимпии (ныне в музее)

В скульптуре примитивные, условно стилизованные, словно оцепеневшие архаические статуи сменяются более свободными изваяниями. Образцы классической скульптуры более правдивы и убедительны, фигуры представлены свободно двигающимися в пространстве. Сюжетами скульптур являются изображения божеств и героев, а также «прекрасных и доблестных» граждан-атлетов-победителей на состязаниях. Художественные образы получают большую глубину содержания в соответствии с богатством и разнообразием философских, религиозных и художественных идей нового времени.

Храм Геры II в Пестуме (Посейдонии)

Как и в эпоху архаики, скульптура классики в значительной мере связана с архитектурой. В наружное убранство храма входили фронтонные группы, горельефные метопы, барельефные фризы. На крыше, по углам фронтонов, ставились акротерии, иногда представлявшие собой скульптуры из мрамора, терракоты или бронзы.

Афинский акрополь

Парфенон

Пропилеи, Акрополь

Эрехтейон, Акрополь

Кариатиды Эрехтейона

Храм Гефеста, Афинская Агора

Подробнее об Афинах можно почитать в следующих статьях

Афинский акрополь 

Парфенон, Афинский акрополь 

Акрополь. Парадные ворота — пропилеи 

Акрополь, храм Ники Аптерос 

Акрополь.  Храм Эрехтейон 

Афинская Агора. Храм Гефеста 

Афинская Агора

Особая роль принадлежала стоявшим в глубине целлы культовым статуям, нередко имевшим колоссальные размеры. Оживленные богатой расцветкой, исполненные часто из различных ценных материалов (золото и слоновая кость, мрамор и позолоченное дерево), эти скульптуры создавали впечатление торжественного великолепия.

Большое количество статуй и скульптурных групп входило в ансамбли греческих святилищ. Они также ставились на площадях и украшали акрополи.

С развитием экономики расширилось и строительство торговых, производственных и оборонительных сооружений: складов, портовых сооружений, ремесленных мастерских, эргастериев, городских стен и т.п.

Реконструкция Милета

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале V в. до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла — шире. Чтобы уменьшить массивность колонн и не слишком загромождать внутреннее пространство храма, их ставят в два яруса, что даёт возможность значительно уменьшить сечение ствола и придать интерьеру нужный масштабный характер.

Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по шесть колонн на торцовых фасадах и по тринадцать — на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцовых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось, благодаря чему наос лучше связывается с птероном.

К этому же времени окончательно установились и приёмы полихромии. Обогащало полихромию и применение разноцветных материалов.

Ионическое зодчество пользовалось цветом не в меньшей степени, чем дорическое.

Постепенно греческий периптеральный храм, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. Отличительные черты храма — ступенчатое основание и окружающая наос колоннада — определяют его внешнюю архитектуру и вместе с тем являются основными элементами его конструкции.

В этот период зарождается греческая градостроительная теория — гипподамова система. Именно в этот период в Аттике была сделана попытка создать единый всеэллинский архитектурный стиль, творчески сочетающий достижения дорического и ионического зодчества.

Греция в IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.) Время обострений и противоречий

В IV в. до н.э. социальная борьба усиливается, так как усиливается имущественное неравенство.

Новое возобновление междоусобных войн знаменует собой начало кризиса рабовладельческого строя в целом.

Рабский труд, будучи господствующей формой производства, быстро вытесняет свободных ремесленников. Этот процесс, а также дальнейшее развитие денежного обращения приводят к небывалому обнищанию широких слоёв свободного населения. По мере того как обнаруживаются коренные и неразрешимые противоречия, широкие массы свободного населения убеждаются в неспособности полиса обеспечить их благосостояние и теряют интерес к его судьбе. Это приводит к резкому падению полисного патриотизма.

Падение патриотизма и безразличия к судьбам полисной рабовладельческой демократии было характерным не только для низших слоев рабовладельческого класса, но и для его богатых слоев. Среди последних появляется тяга к монархическому строю или к военной диктатуре, которая могла бы оградить их от революционных выступлений бедноты.

Богачи связывали с монархией и надежды на объединение враждовавших полисов для военной экспансии на Восток. Она не только сулила овладение сказочными богатствами и рынками Персидской державы, но и освободила бы метрополию от беспокойных элементов. В силу этих причин македонские завоеватели, стремившиеся овладеть всей Грецией в середине IV в. до н.э. нашли поддержку в состоятельных слоях самых различных греческих государств.

Македония, до той поры, одна из отсталых областей Греции, выросла к этому времени в мощную военную монархию, которая постепенно захватывала одну греческую область за другой.

Театр в Эпидавре

Несмотря на сопротивление афинской демократии, Македония одержала победу на Афинами и их союзниками в битве при Херонее (338 г. до н.э.), овладев всей Средней Грецией.

В дальнейшем царь Александр предпринял с объединенными греко-македонскими силами поход против персидской державы. Завоевания Александра Македонского и создание им огромной рабовладельческой монархии, охватившей обширные территории восточного средиземноморья, открывают новый этап в истории античного рабовладельческого общества — эллинизм.

Филиппейон в Олимпии

Общественные интересы начинают отходить на второй план и развивается индивидуализм в искусстве и литературе усиливаются тенденции к отражению субъективного мира человека, его душевных переживаний. Развивается искусство индивидуального портрета, растет интерес к частному быту и отражению его в искусстве.

Храм Афины в Приене

Почитать подробнее о Приене (Турция) можно здесь 

Памятник Лисикрата в Афинах

Подробнее о памятнике Лисикрата можно почитать здесь 

Театр Диониса в Афинах

Подробнее о театре Диониса на акрополе Афин можно почитать здесь 

Деятельность скульптора не ограничивается теперь созданием торжественно-величавых изваяний богов-покровителей полиса и типических статуй атлетов – победителей на всенародных празднествах. Скульпторы ставят и разрешают новые задачи. Появляются первые образцы скульптурного портрета.

Если во 2-й половине V в. до н.э. первенствующее место в эллинском зодчестве принадлежало Аттике, то в следующем столетии эта роль перешла к Пелопоннесу и Малой Азии. Изменился общий характер монументального строительства, в котором храмы уже не занимали прежнего исключительного положения. Сильно возросло архитектурное значение открытых театров, развывшихся к этому времени в своеобразный тип монументальной архитектуры.

Булевтерии, одеоны превращаются в большие закрытые помещения для общественных собраний.

Ионический ордер, господствовавший ранее в Малой Азии и получивший довольно широкое применение в Аттике, проникает в консервативное до того времени зодчество Пелопоннеса.

Одновременное применение различных ордеров развивается во всех областях Греции, и сочетание их в одной композиции свидетельствует о принципиально новом отношении к ордерной системе.

Одна из характерных черт зодчества данного периода — интерес к деталям. Скульптурная отделка архитектурных элементов приобретает большее значение.

 330-е гг.—I в. до н.э. Эллинистический период

После завоеваний Александром Македонским территорий от Черного моря до Египта и от Дуная до Инда и их распада, возникает ряд эллинистических государств.

Это были: царство Селевкидов, включавшее почти все Переднюю Азию, царство Птолемеев, объединившее Египет с Киренаикой и Южной Сирией, Македонское, Пергамское, Понтийское и Бактрийское царства в Малой Азии на побережьях Эгейского, Черного и Каспийского морей.

«Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра» — писал Маркс в передовой статье к №179 Кёльнской газеты.

Карта похода Александра Македонского

Эллинистические государства

Этот расцвет эллинистических государств и эллинистической культуры относится к III и II вв. до н.э., но уже начиная со II в. и кончая 30 г. до н.э., когда Египет был присоединен к Риму, эллинистические державы одна за другой становятся жертвами римской агрессии.

Культура эллинизированных восточных государств, испытывая влияние высокоразвитой греческой культуры, все же продолжала сохранять сложившийся веками самобытный характер.

Особенно ярко сказались указанная двойственность и сложность в религии эллинизма, в которой почитание олимпийских богов, некогда непосредственно связанное с общественной жизнью полиса, смешивается с многочисленными восточными мистическими культами, нередко служившими обожествлению эллинистических правителей.

Развитие античной науки и техники пошло быстрыми шагами вперед. Для эпохи эллинизма характерен также расцвет прикладных и декоративных искусств, связанный с возросшей потребностью и роскоши среди зажиточных слоев населения начиная от придворных кругов.

Изобразительное искусство, скульптура и живопись, обогащаясь тематическим освоением новых жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр) и совершенствуясь в реалистической, а нередко и натуралистической передаче человеческого тела, все более и более утрачивают свойственные классическому искусству спокойствие и обобщенный образ героизированного человека.

Достигая замечательной художественной правдивости и совершенства в таких шедеврах, как Венера Милосская, Ника Самофракийская или рельефы алтаря Зевса в Пергаме, эллинистическая скульптура в то же время нередко отходит от идейной содержательности в сторону чисто внешнего эффекта. А иногда и натуралистической трактовки форм, получивших отражение, например, в широко известных скульптурных группах «Лаокоона» и «Фарнезского быка».

Ника Самофракийская

Венера Милосская

Алтарь Зевса в Пергаме

Лаокоон и его сыновья

Фарнезский бык

Поражает размах эллинистического строительства как в отношении размеров, так и в отношении количества сооружений. В это время заново реконструированы и построены сотни новых городов. Один Александр Македонский, согласно преданию, основал на пути своих завоеваний 70 «Александрий».

Строительство ряда новых городов диктовалось необходимостью создания широкой сети торговых и военных опорных пунктов для освоения новых территорий и обеспечения торговых путей на эллинистическом Переднем Востоке.

Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культурным центром всего эллинистического мира, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами. А также знаменитая Александрийская гавань с её монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах.

Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.

В области строительства вклад был внесен в строительство библиотек, дворцов, монархов, монументальных алтарей, гробниц, гаваней, маяков. Также существенно обновляются такие общественные здания, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.

Искусство «эллинизированных» восточных народов, имевших древние традиции (Египет, Финикия, Сирия и др.), хотя и получило новый толчок в своем развитии, сохранило, однако, и свои выработанные веками художественные черты. Так, например, египетские храмы в эпоху Птолемеев следуют в основном типам, выработанным Новым царством, а греческие влияния получают отражение в более свободной композиции ансамбля, живописной трактовке капителей и более разнообразном чередовании колонн различных ордеров (храмы в Эдфу и Дендера и ансамбль храмов на острове Филе).

Храм Эдфу в Египте

Храм Хатхор в Дендере

Храм Исиды на острове Филе

Фаюмские портреты (Эпоха эллинизма, период римской империи)

Подробнее о храме Эдфу можно почитать здесь

Подробнее о храме Хатхор в Дендере можно почитать здесь

Подробнее о храме Исиды можно почитать здесь

Подробнее о фаюмских портретах можно почитать здесь

 

 В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система. Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободно сочетаются друг с другом, но и смешиваются в своих элементах, например, ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками.

Коринфский ордер не получает ещё широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм».  Исключение представляет единственное крупное сооружение — Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах

Подробнее о храме Зевса Олимпийского можно почитать здесь 

Подробнее о коринфском ордере здесь 

Широкое разнообразное применение получают перистили, т.е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.

В отношении материалов и конструкций эллинистическое строительство мало чем отличается от строительства предшествующей эпохи, если не считать усовершенствования транспортных и грузоподъемных механизмов и более широкого применения разнообразных облицовочных материалов. Известны также единичные примеры клинчатых арок и цилиндрических сводов.

Прогрессивные черты эллинистической архитектуры проявились прежде всего и ярче всего в области градостроительства. В эту эпоху возникли заново либо были сильно перестроены и расширены города, ставшие крупными центрами эллинистической ремесленной промышленности, торговли и культуры. Это были Милет, Эфес, Пергам, Магнесия на Меандре, Приена, Ассос — в Малой Азии, Делос и Родос — на островах эгейского моря, множество новых городов и военных поселений возникло на территории Персии, Сирии, Двуречья и Африки.

Театр Приены

Театр Милета

Театр в Эфесе

Театр в Пергаме

Возведение городов становится делом государственным, что определило как размах строительства, так и значительную для того времени величину и благоустройство населенных пунктов. Население эллинистических столиц — Александрии, Антиохии и Селевкии — достигло невиданного для древнего мира количества — около полумиллиона человек.

Рыночные ворота из Милета

Требованиям нового градостроительства наилучшим образом отвечала регулярная система планировки, построенная по принципу перпендикулярно-осевой сетки жилых кварталов и улиц, которая и получила теперь исключительно широкое распространение.

Однако изучение планов эллинистических городов показывает, что начавшийся процесс разделения городов на центральную часть, в которой находились кварталы зажиточных рабовладельцев и торговцев, и периферию, где ютились городская беднота и ремесленники, коренным образом изменил социальный смысл этого приема, возникшего в классическую эпоху.

Башня ветров (первая метеорологическая станция)

Подробнее о Башне ветров можно почитать здесь 

Одна или две главные улицы делались более широкими, чем остальные. Эти городские магистрали, образующие в большинстве случаев перекресток, на котором и располагался комплекс общественного центра, составляли с последним единое композиционное целое.

С ростом городов, развитием экономики и усложнением различных социальных сторон общественной жизни отдельные части городского центра получают все большее развитие. Возникает необходимость в создании ряда самостоятельных, различных по назначению общественных центров: административных, торговых, зрелищно-спортивных и культовых.

В архитектуре ансамблей большую роль играла скульптура, достигавшая иногда колоссальных размеров. Особенно знаменит в этом отношении Родос, где, согласно античным свидетельствам, стояло сто статуй и среди них грандиозное изображение Гелиоса, достигавшее тридцати одного метра («Колос Родосский»), считавшееся одним из семи чудес света.

Городское благоустройство в эпоху эллинизма достигло значительной высоты. Улицы расширились и были разделены на главные и второстепенные. Раскопки обнаружили тщательно исполненные мостовые с тротуарами и приезжей частью водопроводы с глиняными или свинцовыми трубами, очистные коллекторы и водостоки, выложенные камнем и перекрытые плитами.

Поскольку эллинистические города были не только торговыми и культурными центрами страны, но и военными крепостями, строительство фортификационных сооружений достигает большого совершенства. Стены крепостей, сооружаемые обычно из каменных блоков, достигали 2,5—4 м. толщины и имели башни на своих выступах и въездных воротах.

Источники:

Всеобщая история архитектуры, Том II

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *