Греческий дорический ордер и его построение

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора.

В храмах классической Греции (V—IV вв. до н.э.) стоечно-балочная система была художественно обработана и превратилась в универсальный, архитектурный «модуль», равно пригодный для использования в зданиях самого различного назначения.

Дорический ордер. Парфенон. Греция

Ордерные системы на протяжении длительного периода сохраняли ведущую композиционную роль и широко варьировались в архитектуре различных эпох и стилей (ренессанс, барокко, классицизм, неоклассицизм, советский классицизм и др.). Традиции ордера в своеобразных интерпретациях используются и в современной архитектурной практике (индустриальный классицизм, постмодернизм и др.)

Широкое распространение ордер получил в архитектуре итальянского Возрождения (Ренессанса). Наследие античности в Италии практически никогда не забывалось, даже в романскую эпоху и эпоху готики. А во времена Возрождения античные традиции стали особо популярны. Этому способствовали найденные в конце XV в. книги римского зодчего Витрувия, жившего во второй половине I в. до н.э. В третьей главе третьей книги, посвященной строительству храмов, Витрувий изложил правила построения ордеров, где в качестве размерной единицы принят нижний диаметр колонны.

Трактаты Витрувия тщательно изучаются в XV—XVI вв. и на их основе создаются трактаты С. Серлио, В. Скамоцци, Л.Б. Альберти, А. Палладио, Д.Б. да Виньолы. Все они начинали свое архитектурное образование с обмеров и раскопок античных построек, и это нашло отражение в их литературном наследии.

Однако наиболее доступным для понимания и вследствие этого наиболее привлекательным для архитекторов стал трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры». Не менее популярной теоретической работой были и «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио. Эти два исследования, основанные на тщательном изучении античности, послужили теоретической базой для многих архитектурных произведений.

Основные виды ордеров

Существуют 4 основные разновидности ордера. Это тосканский, дорический, ионический и коринфский. Все они в той или иной мере отличаются друг от друга степенью архитектурно-декоративной проработки. Пятый тип ордера — композитный («сложный») — принято считать составным из ионического и коринфского ордеров.

Структура ордера

Ордера подразделяются на полные и неполные.

Полный ордер состоит из 19 частей, из которых 4 части приходятся на пьедестал, 12 частей — на колонну и 3 части — на антаблемент.

Неполный ордер состоит из 5 частей, из которых 4 части приходятся на колонну и 1 часть — на антаблемент. Пьедестал является частью, которую можно исключить из ордера, все же остальные части являются обязательными.

Слева: полный ордер, справа: неполный ордер

Почему дорический ордер считают мужским

Дорический ордер относится к разряду простых ордеров. О его происхождении Витрувий написал следующее: «Первым делом греки возвели храм Аполлону Панионийскому…Когда они пожелали поставить в этом храме колонны, то не имея для них правил соразмерности и размышляя, каким бы способом сделать их так, чтобы они были и пригодны для поддержания тяжести и обладали правильным и красивым обличием, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение в колонне и, сообразно с толщиной основания её ствола, вывели её в высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела…»

Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее — высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера — зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали — каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Они будут рассмотрены в конце.

Составные части дорического ордера

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора.

Дорический ордер связывают со Спартой, в противовес ионическому ордеру, который связывают с Афинами. И Спарта, на самом деле, выглядит деревней, по сравнению с Афинами, если сравнивать с архитектурной точки зрения. Ранние версии этого ордера можно встретить на полуострове  Пелопоннес, в Олимпии, например. Но тем не менее своего развития ордер достигает именно в Афинах, в Парфеноне (447—438 гг. до н.э.), построенный Иктином. Именно в этот период окончательно сложилось афинское демократическое государство, и были созданы выдающиеся ценности в области греческой науки и искусства. Положение Парфенона на гребне этой волны развития греческого зодчества позволяет называть его «самым классическим» произведением греческой архитектуры V в. до н.э.

Уже в VI в. до н.э. система ордера окончательно сложилась. В дальнейшем шло её развитие вплоть до Парфенона.

Дорический ордер делится на 3 части:

  1. Ступенчатый постамент
  2. Колонна
  3. Антаблемент

Ступенчатый постамент состоит из:

  1. Самой нижней и самой большой ступени, выложенной из более грубо обработанных квадров камня, которая называется стереобат
  2. Трех одинаковых ступеней над стереобатом, из них верхняя образующая ровную искусственную площадку, на которую поставлены колонны и стены целлы, называется стилобат

Колонна дорического ордера не имеет базы (подставки в виде профилированной, более широкой, чем сама колонна, круглой плиты) и непосредственно поставлена на стилобат. Колонна состоит из ствола и капители.

Ствол колонны сужается кверху неравномерно, примерно с трети высоты сужение усиливается. Благодаря этому получается впечатление припухлости колонны, которая называется энтазис. На поверхности колонны обычно около 20 каннелюр. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Каннелюры создают игру света и тени, подчеркивают вертикаль.

Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами, их ещё  называют врезы гипотрахемона (шейки). Капитель состояла из округлой подушки — эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты — абака. Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками от одного до пяти.

Дорический антаблемент

Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся  на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шёл дорический фриз (триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза — по его краям. Между триглифами размещались почти квадратные, чуть вытянутые в длину питы — метопы. Они были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались скульптурой. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась ещё небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями.

Все составные части дорического ордера

На каждый интерколумний (расстояние между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Последние располагались над центром каждой колонны и каждого интерколумния. Греческие зодчие неизменно придерживались этой простой и четкой схемы, которая осложнялась только по углам постройки. Здесь зодчий сталкивался с «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах периптера метрически чётное и тектонически осмысленное решение, необходимо, чтобы крайние триглифы на каждой стороне сооружения касались своей гранью крайнего триглифа соседнего фасада и, следовательно, были поставлены на углу антаблемента. При этом правило установки триглифа на оси колонны могло быть выдержано по углам сооружения лишь в том случае, если ширина триглифа соответствовала ширине поперечного сечения архитрава. И это неизбежно должно было привести либо и расположению крайних триглифов не над центром угловой колонны, либо к тому, что на углах антаблемента должны были бы оказаться не триглифы, а доли метоп, что, разумеется, нарушило бы четкость композиционной схемы.

Построение антаблемента на основе деревянных конструкций

Все части дорического антаблемента очень легко свести к их деревянным прототипам и объяснить их из них. Также объяснить из деревянных конструкций саму форму колонны и её капители. По-видимому, именно колонны раньше всего стали делать каменными. Интересной промежуточной формой являются храмы с уже каменными колоннами, но ещё деревянным антаблементом.

Архитрав — это те горизонтальные балки, которые соединяли колонны друг с другом, и на которых покоилась вся кровля. Очень вероятно, что их на колоннах лежало несколько и что они были соединены друг с другом металлическими скрепами. Триглифы объясняются как торцы поперечных балок, которые были перекинуты от одной длинной коллонады на другую через пространство целлы и лежали на продольных балках — будущем архитраве. Первоначально торцы поперечных балок оставались обнаженными, потом их стали закрывать орнаментированными терракотовыми пластинками — так образовались триглифы. Место метоп занимали первоначально пустоты между торцами поперечных балок. Вскоре, однако, и эти пустоты стали закрывать терракотовыми плитками, чтобы предохранить кровлю от действий атмосферных осадков. Несколько терракотовых метоп, покрытых живописью, сохранилось от архаического периода. Позднее они были заменены метопами, покрытыми скульптурными изображениями.

Сходным образом пытались объяснить и ионический ордер, однако это труднее и менее убедительно.

Пропорции всего антаблемента и отдельных его частей в дереве сильно отличались от каменных. А между тем принятые в классическом греческом храме соотношения частей являются определяющими для производимого им впечатления. На точку зрения сторонников объяснения архитектурных форм целиком из материала, техники и конструкции можно возразить. Действительно, возводя колонны из камня, в силу свойств нового материала, естественно, приходилось делать их значительно толще, чем из дерева, также и отдельные части антаблемента. Кроме того, приходилось значительно ближе придвигать друг к другу колонны, чтобы каменные горизонтальные плиты могли выдержать лежащую на них тяжесть.

Все же бросается в глаза, что дорические колонны даже в Парфеноне намного толще, чем это требовалось из конструктивных соображений, что они придвинуты друг к другу значительно ближе, чем это нужно на основании расчета конструкции. Это становится особенно ясным, если сравнить колонны Парфенона с колоннами северного портика Эрехтейона. Излишнюю с точки зрения конструктивного расчета массу материала в Парфеноне можно было бы объяснить тем, что греческие архитекторы только постепенно усовершенствовали свои конструкции и технику и что приближение к предельной тонкости колонн шло постепенно и ещё не было достигнуто в эпоху постройки Парфенона. Но и такое объяснение будет неправильным, т.к. мы уже в архаическую эпоху, задолго до Парфенона и других близких ему по пропорциям зданий, имеем греческие храмы, в которых колонны расставлены гораздо дальше друг от друга, чем в Парфеноне. В них колонны, кроме того, отставлены значительно дальше от стен целлы, так что наружные массы этих зданий были гораздо легче, воздушнее и больше пронизаны пространством. Все это показывает, что пропорции наружных масс классических греческих храмов нельзя целиком вывести из требований материала и конструктивных расчетов.

Расстановка триглифов

Несложные вычисления, впервые произведенные Кольдевеем, показывают, что если ширина поперечного сечения архитрава А больше ширины триглифа Т, то угловой триглиф оказывается смещенным на величину. Эту величину греческие зодчие обычно старались незаметно распределить между несколькими ближайшими к углам метопами, а для того чтобы избежать заметного нарушения метра расстановки триглифов, очень рано стали сужать крайние, а иногда и следующие за ними интерколумнии. Сглаживанию разницы в  длине угловых метоп способствовал и наклон угловой колонн к центру соответствующего фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе углов стилобата.

Такое композиционное решение углов в храмах и других ордерных постройках может считаться типичным для зрелой формы дорического ордера. Впервые отмечаемое в храме Аполлона в Коринфе (около 540 г. до н.э.) и несколько позднее в постройках Великой Греции (храм Геракла в Акраганте, конец VI в. до н.э.) сужение угловых интерколумниев неизбежно возникло уже в самом начале VI в. до н.э. Например, храм Геры в Олимпии, где оно соответственно получилось при сочетании регулярно расположенных деревянных балок с каменными колоннами, постепенно подменившими деревянные стойки.

Реконструкция храма Геры в Олимпии

Различная разбивка фриза и размещения угловых колонн, отличавшиеся от описанного выше типического решения, известны нам только по сооружениям Великой Греции и будут рассмотрены в связи с соответствующими памятниками.

Следует отметить, что традиционная форма дорического фриза и его элементов установилась раньше, чем форма других частей ордера, и была наиболее устойчивой. Начиная с самых ранних памятников дорического ордера (храм в Фермосе) и заканчивая эллинистическими постройками (сооружения Пергама, Магнесии или Афин), везде триглифы слегка вытянуты в вертикальном направлении, а метопы — в горизонтальном. И эти формы почти не меняются в ордере, несмотря на то что другие его элементы — форма колонн, капителей или карнизов, отклонение высоты колонн к интерколумнию или к высоте всего ордера — иные в каждом отдельном памятнике.

Триглифы, метопы и интерколумнии

Дорический карниз и фронтон

Находящийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступает вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза — выносная плита — в более ранних храмах имел прямую подрезку без утолщения по низу наружного края плиты. Вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима — водостоный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами — мутулами, расположенными по одному над каждым триглифом и метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли, подобные помещавшимся под регулами (в три ряда, по шесть капель в каждом). Иногда в VI в. до н.э. капли бывали врезные.

Дентикулы

Гутты

Мутулы

 

Расстановка колонн (интерколумнии)

Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.

В размере интерколумниев значительную роль играли абсолютные размеры построек. При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большего размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т.е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий рассмотрел различные типы интерколумниев и дал им названия, которые указываются на рисунке.

Широкие интерколумнии обычно совмещались с легкими пропорциями антаблемента. Иногда это приводило к увеличению числа триглифов на пролет, иногда же — к их отсутствию.

Фронтон дорического храма

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму: крыша была двускатной с довольно отлогой черепичной кровлей.

Верхняя часть торцевого фасада (щипцовая стена») отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом и была обычно несколько загублена. Эта треугольная стена вместе с обрамлявшим её по низу горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней и также обработанными в форме карниза, называлась фронтоном. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется тимпаном.

Тимпан

 

Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV в. до н.э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы, которая завершалась у нижних углов фронтона водомётами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струёй била вода. Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения). Карнизы продольных сторон храма в тех случаях, когда сима над ними отсутствовала, часто увенчивались антефиксами — вертикальными лобовыми черепицами, украшенными порезкой. Они завершали ряды узких желобчатых черепиц кровли, перекрывавших стык основных плоских прямоугольных черепиц.

Сюжетом рельефов, украшавших фронтоны и метопы, обычно были мифы об эллинских богах и героях, изображения их подвигов. Такие изображения требовали передачи движения, однако фигуры, представленные на рельефах древнейших храмов, кажутся застывшими и оцепенелыми. Вместе с тем орнаментальная отделка деталей и богатая расцветка, в которой преобладали красный и синий тона, придавали скульптурам декоративный характер, так что подчас они производили впечатление многокрасочного узора.

Реконструкция Парфенона

Построение дорического ордера по Виньоле

Виньола рассматривает ордер как совершенно абстрактную математическую систему, никак не учитывающую ни абсолютных размеров зданий, ни перспективных искажений, неизбежно возникающих при увеличении размеров построек. Не мог же он считать, что эти пропорции пригодны для любой абсолютной величины и что их можно механически увеличивать или уменьшать, не искажая их смысла. В то же время ни один архитектор не может пройти мимо трактата Виньолы, если он хочет понять историю классического наследия в европейской архитектуре, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней.

Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 частей, а в сложных — на 18 частей.

В таблицах приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в модулях и партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз — от карниза антаблемента до базы пьедестала.

Основные размеры ордеров по Виньоле в партах (частях) даны в таблице 1

Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров — правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. Т.е. ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны. Ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, не обременяя свеса капители.

Антаблемент и капитель модульонного дорического ордера из трактата Виньолы

Модульонный дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

Модульонный дорический ордер (фрагмент антаблемента, плафон)

 База колонны и пьедестал дорического ордера из трактата Виньолы

База колонны и пьедестал дорического ордера

 База колонны, пьедестал дорического ордера

Триглиф дорического ордера (фронтальная и боковая проекции)

Как было указано выше, зубчатый дорический ордер отличается от модульонного отдельными деталями в антаблементе и капители. Ствол, база колонны и пьедестал имеют такие же пропорции, как и у модульонного ордера.

Иллюстративная часть по зубчатому дорическому ордеру

Антаблемент и капитель зубчатого дорического ордера из трактата Виньолы

Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель)

Зубчатый дорический ордер (антаблемент, плафон)

Зубчики (дентикулы): а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер

Построение энтазиса колонны простого ордера (дорического и тосканского)

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончающийся кверху. Желательно уяснить, чем вызвано такое утонение колонны. Обращаясь к древнейшим греческим образцам, мы и в них уже находим подобное утонение.

Существует такое предположение. Если поставить круглый столб повсюду одинаковой толщины (правильный цилиндр), то нашему глазу он будет казаться утолщающимся кверху.

Для предотвращения этого оптического обмана приходится кверху уменьшать толщину столба. Это утонение, очень незначительное, составляет от 1/5 до 1/6 нижней толщины. Другими словами: верхний диаметр (или радиус) колонны составляет 5/6 нижнего диаметра (или радиуса). Однако обычно утонение колонны начинается не непосредственно снизу, а нижняя 1/3 колонны делается цилиндрической без утонения, и только, начиная с 1/3 высоты, колонна кверху утоняется.

Если колонны вычерчиваются в небольшом масштабе, то обычно утоняющаяся часть ограничивается просто слегка наклонными прямыми линиями, т.е. колонна представляет собой усеченный конус, поставленный на цилиндр. Но исполнить так колонну в натуре было бы рискованно, в особенности из отшлифованного мрамора. Трудно скрыть перелом, который появится в том месте, где цилиндр соприкасается с конусом. Поэтому в натуре утонение делается по более плавной параболической кривой, касательной к вертикальной линии очертания нижней трети колонны.

При построении энтазиса ствола колонны простого ордера следует воспользоваться левыми половинами рисунка.

Построение энтазиса колонны в простом и сложном ордерах

Пусть MN — ось колонны

MA — нижний радиус колонны

NC — верхний радиус, равный 10 парт

Линией OB заканчивается остающаяся без утонения нижняя треть колонны. Из точки О проводим окружность радиусом ОВ, а из точки С опускаем вертикальную прямую до встречи с окружностью в точке К.

Разделим дугу КВ на произвольное число одинаковых частей — например, на четыре. На столько же частей разделим ось ОN. Такие деления на дуге КВ обозначим снизу вверх цифрами 1,2,3, а на оси — цифрами 1’, 2’, 3’. Из точки 1 проводим вертикальную линию до встречи с горизонтальной, проведенной из точки 1’. Точку встречи этих линий назовем I. Также поступим и с точками 2-2’, 3-3’. Полученные таким методом точки I, II, III, а равно и конечные точки В и С принадлежат искомой кривой. Эта кривая строится по лекалу или путём плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.

Построение энтазиса простого и сложного ордеров

Источники:

Всемирная история архитектуры, Том II

Очерки по истории архитектуры, Том II, Бруков Н.И.

Е.Н. Поляков «Архитектурные ордера по Виньоле» Учебное пособие.

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *