Греческий коринфский ордер и его построение

В Коринфе, знаменитом городе Пелопоннеса, был впервые изобретен ордер, называемый коринфским. Он более украшенный и стройный, нежели ионический и дорический. И наиболее сложен в построении по сравнению с остальными. При этом ему присуща особая визуальная гармония и изящество, он самый пышный и богато украшенный, что соответствовало богатой частной жизни.

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах

Происхождение коринфского ордера

Существует целая легенда о его происхождении.

«Третий ордер, так называемый коринфский, создан в подражание девичьей грациозности, т.к. его более изящные, чем в других ордерах, украшения производят впечатление нежности девы, обладающей, благодаря молодости лет, грациозными членами…А создание этой капители, как рассказывают, произошло вот при каких обстоятельствах. Одна коринфская гражданка, девица, уже вполне достигшая брачного возраста, тяжело заболела и умерла. После похорон её кормилица собрала и сложила  в корзину те безделушки, которые доставляли удовольствие этой девице при жизни, отнесла к памятнику, положила их на верху его и, чтобы эти вещицы оставались как можно дольше под открытым небом, покрыла их крышкой. Эта корзинка случайно была поставлена над корнем аканта. К весне находящийся посредине корень аканта, придавленный тяжестью, пустил листья и стебельки, а стебельки, растя по бокам корзины, придавленные на углах крышки силой её тяжести, волей-неволей должны были делать по краям изгибы и завитки. Как-то проходил мимо этого памятника Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своей работы по мрамору «искусником». Он заметил эту корзинку и вокруг неё нежные, молоденькие листья. Умиленный особенностью и новизной формы, он по этому образцу сделал колонны у коринфян и в сооружении зданий установил пропорции коринфского ордера».

 

Самый первый найденный образец коринфской колонны

Самый ранний известный образец — единственная колонна в храме Аполлона в Бассах. Она единственная стояла свободно, отделяя адитон и замыкая главную часть целлы. Она как бы указывала на недоступность адитона. Возможно, вся колонна была мраморной. Её база очень мало расширялась книзу, что подчеркивало конструктивное значение этой отдельно стоявшей опоры.

Коринфская капитель известна лишь по рисункам Коккереля и Галлерштейна, потому что сразу после раскопок она была разбита. Колонна представляет собой дальнейшее развитие капители массалийской сокровищницы в Дельфах VI в. до н.э. Внутренние спирали её были велики, абака тяжела: понизу шёл лишь один ряд листьев.

Учитывая место и роль коринфской колонны в композиции целлы, необходимо отвергнуть реконструкцию интерьера, предложенную археологом Динcмуром. Опираясь на новое толкование некоторых фрагментов, он утверждал, что в храме имелась не одна, а три коринфские капители: одна — у свободно стоявшей колонны и две — у полуколонн диагональных стенок по её сторонам. Но греческий зодчий едва ли сделал бы одинаковые капители на таких различных по своей конструктивной сущности и тектонической трактовке опорах. Реконструкция Динсмура не вяжется ни с архитектурно-композиционным решением целлы, ни с характером художественного мышления греков. Скорее можно предположить, что на диагональных поперечных стенках по сторонам колонны боковые волюты ионических капителей не обрывались посередине, но имели второй завиток, являя особый тип трехсторонней ионической капители, по своей форме отличающийся и от коринфской капители свободно стоявшей колонны и от капителей остальных ионических полуколонн.

Греческий дорический ордер и его построение

Расцвет коринфского ордера

В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система. Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками.

Коринфский ордер не получает ещё широкого распространения в качестве самостоятельной архитектурной системы и применяется главным образом в интерьере или в архитектуре «малых форм». Исключение представляет единственное крупное сооружение — Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах

Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в её верхней части (около 2/3 высоты).

Широкое и разнообразное применение получают перистили, т.е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.

Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к её высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах до 1/10)

Пропорции коринфского ордера

Греческий ионический ордер и его построение

Составные части коринфского ордера и их построение

Колонны такие же, как у ионического ордера. Длина колонны, учитывая базу и капитель, составляет 9,5 модулей. Если колонны каннелированы, то и число каннелюр должно быть 24, а глубина их в половину своей ширины. Дорожки, или промежутки между каннелюрами, втрое уже каннелюр. Архитрав, фриз и карниз составляют пятую часть высоты колонн.

Антаблемент и капитель коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXVI)

У Виньолы высота коринфской колонны равна 20 модулям, её диаметр составляет 1/10 часть высоты. Стержень колонны утоняется так же, как и в ионической колонне. На нём расположены 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками.

Под коринфскими колоннами находится пьедестал, равный по высоте четверти высоты колонны. Он делится на 8 частей, из которых одна приходится на карниз, две на базу и пять остается на стул. База делится на три части, из которых две образуют цоколь и одна — карниз. Колонны имеют аттическую базу, но последняя отличается от базы, применяемой в дорическом ордере тем, что она выступает на одну пятую часть диаметра колонны.

Коринфский ордер база колонны, пьедестал

Коринфская капитель в высоту равна толщине колонны у основания и сверх того должна быть увеличена на одну шестую, приходящуюся на абаку. Остальное делится на три равные части. Первая идёт на первый ряд листьев, вторая — на второй, третья же в свою очередь делится на две части: в части, смежной с абакой, делают завитки, поддерживаемые листьями, из которых они как бы вырастают. Поэтому ствол, из которого они выходят, делается более толстым, и завитки, по мере закручивания, всё утоняются, примером чего служат растения, более толстые у начала, чем у конца. Самый колокол или стержень капители под листьями, должен быть на отвесе дня каннелюр колонны.

Построение коринфской капители

По Виньоле

Для построения абаки с правильным выступом строится квадрат, сторона которого равна полутора модулям. Затем проводятся диагонали, в точке их пересечения, т.е. посредине, устанавливается неподвижная ножка циркуля и по направлению к каждому углу квадрата откладывается по одному модулю. Через засечки проводятся линии, пересекающие диагонали под прямым углом и касающиеся сторон квадрата, они будут определять конец выступа, а длина их — ширину конца абаки. Кривизна, или линия выреза, определяется посредством нити, которую протягивают между концами, и посредством точки, из которой строится треугольник, основанием коего и будет линия выреза. Затем от концов абаки проводится линия, касательная к краю астрагала, или валика колонны, при этом концы листьев располагаются так, чтобы они её касались или несколько выступали наружу, чем и определяется их выступ. Розетка должна равняться в поперечнике четверти диаметра колонны у основания.

Архитрав, фриз и карниз, составляющие пятую часть высоты колонны, делятся в целом на двенадцать частей, как в ионическом ордере. Различие же заключается в том, что карниз делится на восемь с половиной частей. Одна идёт на каблучок, другая на зубцы, третья на четвертной вал, четвертая и пятая на модильон, остальные три с половиной на венец с гуськом. Выступ карниза равен его высоте. Кессоны для розеток, находящиеся между модильонами, должны быть квадратной формы, а толщина модильонов должна равняться половине промежутков, в которых находятся розетки. Детали этого ордера не показаны буквами, т.к. они подобны предыдущим, на основании которых их легко определить.

Коринфский ордер по Палладио

Источники:

Всемирная история архитектуры, Том II

Е.Н. Поляков «Архитектурные ордера по Виньоле» Учебное пособие.

А. Палладио «Четыре книги об архитектуре»

 

Основные типы греческих храмов и их элементы

Общественные сооружения в городах Греции и возникновение ордерной системы в период архаики

 

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *