Символика и история жёлтого цвета

История и символика жёлтого цвета напрямую связана с золотом, поэтому в каких-то моментах их сложно разграничивать. Поэтому сложно оценивать в историческом контексте жёлтый как цвет сам по себе, временами и местами он просто не упоминается, а вместо жёлтого идёт золото. Ведь история и символика цвета неразрывно связана с предметами, веществами, окружающей средой и пигментами краски. Но золото, в свою очередь, также имеет свой огромный спектр символов и образов.

Впервые человек начал производить жёлтый цвет ещё в древности, свидетельствуют об этом наскальные рисунки в пещерах. Доминируют там красные, черные, белые тона, но оттенки жёлтого также можно обнаружить. Они получались из глины с высоким содержанием охры. Находки археологов показали, что человек нагревал охру в каменных тиглях, чтобы выпарить из неё воду и изменить цвет. Некоторые из тиглей сохранились до наших дней, и на их стенках остались следы желтого, красного и коричневого. Исследования показали, что иногда желтые и красные пигменты древние люди обогащали материалами, которые мы сегодня считаем шихтой. Это делали для того, чтобы улучшить характеристики краски. Чтоб краска лучше ложилась на стены пещеры в неё добавляли тальк, полевой шпат, слюду, кварц и различные жиры.

Жёлтая охра — природный глинистый минерал, который содержит гидроокись железа, поэтому имеет желтый цвет. Поэтому все оттенки жёлтого во времена палеолита были ближе к красно-оранжевым цветам и коричнево-бежевым, но никак не к лимонно-жёлтым.

Когда точно человек научился окрашивать ткань в жёлтый цвет остаётся неизвестным. Но самые древние образцы окрашивания были найдены в долине Инда. Это были фрагменты хлопчатобумажной ткани, и они были ближе к красным оттенкам. Вообще, растений, способных окрашивать ткань в жёлтый, гораздо больше, чем растений, окрашивающих в красный. Во время раскопок были найдены жилища эпохи неолита, в которых были семена цервы. Это растение распространено по всей Европе и его, вплоть до XIX века использовали для окрашивания в жёлтый. Поэтому сказать с уверенность как применяли люди эти семена в эпоху неолита нельзя. Возможно, что окрашивали.

Во многих языках, зерно, растительное масло, мёд, воск послужили базой для создания группы прилагательных, обозначающих жёлтый цвет.

Начиная с эпохи бронзы, когда в жизни людей всё больше и больше появляется золота, понятия жёлтого и золотого начинают переплетаться.

Жёлтый цвет в Египте

В некоторых культурах престиж золота распространился и на жёлтый цвет. Это можно увидеть в египетских гробницах, где много золотых украшений, стены также расписывали жёлтой краской. В гробнице Тутанхамона сам саркофаг был покрыт золотыми пластинами.

Считалось, что этот металл — плоть солнца и порождённых солнцем богов. В гробницах, тела богов и богинь расписывали золотисто-жёлтой краской. Тела людей расписывали у мужчин красной или красно-коричневой, а у женщин желтовато-бежевым.

Золото в Египте, как и на Ближнем Востоке, ассоциировалось со светом, теплом, могуществом, богатством, красотой и бессмертием. Возможно, что жёлтый имел схожие ассоциации.

Жёлтый (золото) в Древней Греции

Моралисты Древней Греции не жаловали пристрастие к нарядам и считали, что повышенное внимание к свей внешности и одежде — бесполезная трата времени, лживые прикрасы, непристойные и аморальные ухищрения. Платон сказал: «Красота проста и чиста, без примесей, чужда разгулу пестроты и прочим суетным людским выдумкам. Стараться украсить себя с помощью одежды — вредное, лицемерное, низкое, рабское занятие; наряжаться значит обманывать, и не только с помощью покроя самой одежды, но и с помощью тканей и расцветок, румян и ухищрений всех видов». Поэтому и Платон, и после Аристотель, не любили краски и считали, что она скрывает реальную действительность.

В Древней Греции было написано множество мифов, которые многому учат. И в некоторых из них присутствует золото. Например, золотые яблоки из сада Гесперид, которые должен добыть Геракл. Помните, он совершал 12 подвигов? Так вот, один из подвигов включал в себя пройти испытания, чтоб своровать 3 золотых яблока. Гераклу это удалось, он добывает их, приносит в дар богине Афине, но затем Афина возвращает яблоки обратно в сад. С одной стороны, мы видим множество опасностей, которые преодолевает Геракл, но с другой стороны полную бесполезность своего так называемого героизма. Афина, богиня мудрости, возвращает украденное хозяину, чтоб не навлечь беды на Геракла.

Миф про поиски золотого руна также полон опасностей, и в тоже самое время, в какой-то мере бесполезен. Снова непонятная погоня за чужими сокровищами, особенно теми, которые из золота и принадлежат богам.

Миф про царя Мидаса показывает, что каждый, кто хочет иметь много, много золота, познает суровую кару за это. Вот так в мифах прослеживается связь между алчностью, скупостью, завистью и жёлтым цветом.

Жёлтый (золото) у германских, скандинавских племен

В германской, скандинавской и славянской мифологиях также есть погоня за золотом, которая сопровождается различными опасностями, а также о распрях и преступлениях, которые золото порождает.

Сказание о золоте Рейна, которое позже слилось с легендой и Зигфриде и нибелунгах. Изначально нибелунги — это карлики, которые живут в горах и владеют золотом огромной ценности, а также волшебными предметами. Зигфрид, король Нидерландов, обманывает нибелунгов, убивает дракона, который под горой охраняет золото и забирает всё себе. Через какое-то время он становится жертвой королевы Брунгильды и Хагена, который убивает его. Золото отправляется на дно Рейна. Есть много версий этой легенды, но все они рассказывают о проклятом золоте.

Культ Солнца

Во всех древних культурах, или почти во всех, существовал культ Солнца. Его считали божеством, потому что от него исходило тепло и свет. Поэтому древние люди почитали жёлтый цвет. Солнце было владыкой света и плодородия и являлось врагом тьмы и зла. У некоторых культур, например, у ацтеков, возникли даже кровавые жертвоприношения солнцу. Всё потому, что они боялись, что солнце перестанет светить. Некоторые культуры признали солнце предком богов или царей.

Например, в Египте, Ра — солнечный бог, который почитается как отец первых фараонов. Культуры Ближнего и Среднего Востока строили храмы, посвященные солнцу, и они всегда были ориентированы на восток. У жрецов, как правило, была одежда жёлтого цвета.

В древнегреческой мифологии бог Гелиос, дневное светило, не является первостепенным богом, он иногда просит помощи у Зевса. В Риме был бог Соль, который соответствовал греческому Гелиосу.

У славян у каждого сезона в году было своё солнце. В период от зимнего солнцестояния до весеннего почитали Хорса. В период с весеннего по летнее солнцестояние почитали Ярило. Даждьбога почитали со дня летнего солнцестояние до осеннего. А в период с осеннего до зимнего солнцестояния почитали Сварога.

Во всех культурах и мифах, солнцу соответствует жёлтый цвет. А жёлтый, в свою очередь, ассоциируется с сиянием, энергией, юностью и плодородием. Согласно древним классификациям цветов, белый, жёлтый и красный идут самыми первыми.

Жёлтый цвет в Римской империи

Мужчины Римской республики предпочитали носить белый, красный и коричневый и считали жёлтый женским цветом. Остальные цвета не принято было носить. Ситуация начала меняться во времена Римской империи, когда в гардеробе появились другие цвета под влиянием других культур.

В Риме, как и в Греции, не очень любили красильщиков, хотя и относились немного лучше. Они понимали, что это ремесло необходимо, но от мастерских постоянно воняло, сами красильщики ходили неопрятными, она были сварливы и драчливы.

Римские красильщики на закате республики были поделены по цвету окрашивания и по используемым пигментам. Было 11 категорий. Пять из них окрашивали в красное разными пигментами, три группы специализировались на оранжевых и жёлтых тонах и ещё три группы занимались коричневыми и чёрными тонами. О белых, синих и зелёных тонах — ни слова.

Самая дорогая и престижная жёлтая краска изготавливается на основе шафрана. Из измельченных тычинок готовят порошок, который применяют в красильном деле, в парфюмерии, в медицине и в кулинарии. В некоторых областях Римской империи шафран выращивали на продажу почти в промышленных масштабах. Растение капризное и его требуется очень много, поэтому краска очень дорогая. Шафраном в основном красили ткани для женской одежды и одежды жрецов.

Краску подешевле делали из цервы. Цвета получались более устойчивые, но не такие яркие как при помощи шафрана.

Чтоб получить простую жёлтую краску, использовали дрок, колючий кустарник. Цвета из него получались тусклые, холодные, скорее желтоватые, чем насыщенно жёлтые.

Этими пигментами пользовались не только в период Римской империи, но и на протяжении всего Средневековья. До III века мужчины носили тоги из неокрашенной и отбеленной шерсти, потом стали появляться жёлтые, красные, коричневые тоги и даже с двухцветными и трехцветными узорами. Такая одежда перестала быть вызовом обществу. В женской одежде не было таких строгих регламентов. Вместо шерсти и льна можно было носить шелк и хлопок, причём различных цветов. Самым распространим цветом стóле (длинное женское платье поверх туники) был жёлтый. Поверх столы надевали паллу, широкую и длинную шаль, которая покрывает плечи и спускается почти до колен. Во II веке со всевозможными оттенками жёлтого  появляются розовые, фиолетовые, светло-синие, бледно-зелёные и даже полоски, мелкие узоры.

Жёлтый — самый распространённый цвет в гардеробе замужней женщины. Во времена Республики правила брачной церемонии требовали, чтобы новобрачные были в жёлтом чтобы они вошли в комнату, стены которой окрашены в жёлтое или обтянуты тканью этого цвета. Жёлтый символизировал радость, счастье, плодородие и процветание. Со временем ритуал стал менее строгим, только невеста должна быть в жёлтом. Жёлтый был не только женским цветом, но и женоподобных мужчин.

Жёлтый цвет в геральдике

В геральдике жёлтый цвет впервые получает собственную символику, не связанную с материальностью. К трём изначально базовым цветам (белый, красный, чёрный), подключили ещё три — зелёный, жёлтый, синий. В XII веке символика жёлтого была ещё слабой, но в течении следующего столетия обогащается и выходит за пределы геральдики.

В геральдике фигуры и цвета располагаются на щите в определённом порядке и в определённых сочетаниях, согласно строгим правилам. Цвета в геральдике — это абсолютные, концептуальные, почти абстрактные. Цвет может иметь оттенки, ярким или светлым, но на его символику это никак не влияет. С XIII века жёлтый и белый иногда заменяются на золотой и серебряный.

Цвета на гербовом щите делятся на 2 группы. В первой группе белый и жёлтый, а во второй красный, чёрный, синий и зелёный. Правила геральдики запрещают помещать рядом или накладывать друг на друга цвета из одной группы. Ели поле щита, к примеру, красное, то лев, помещённый на него может быть белым или жёлтым, но никак не синим, чёрным или зелёным. И наоборот. В Средние века отступление от этого правила было в 1% случаев.

По правилам геральдики все цвета имеет свои особые названия. Красный — червлень, белый — серебро, жёлтый — золото, синий — лазурь, чёрный — чернь, а зелёный — зелень.

Жёлтый рыцарь

В средневековых литературных произведениях присутствуют рыцари разных цветов, которые символизируют и демонстрируют определённый типаж героя. Чёрный рыцарь — скрывает своё имя и происхождение, чтоб в нужный момент показать всю свою доблесть и отвагу. Он доброжелательно настроен к главному герою. Красный рыцарь, наоборот, негативно настроен, он жестокий и коварный, возможно даже выходец из Потустороннего мира. Белый рыцарь добрый, очень часто уже пожилой, возможно он друг или покровитель главного героя, дающий ему мудрые наставления. Зелёный рыцарь — это юноша, которого недавно посвятили в рыцари, он дерзкий и сеет смуту. А вот Жёлтый рыцарь — двойственный. Иногда он положительный герой, иногда отрицательный. Если он положительный, то это скорее всего будет король или князь. А если отрицательный, то это рыцарь-предатель и намерения у него будут нехорошие.

Такая двойственность появилась, когда цвет начал называться то жёлтым, то золотым. В геральдике, если цвет называется «золото», то он благородный и занимает верхнюю ступень в иерархии: золото, белый, красный, синий, зелёный и чёрный. А если он называется «жёлтый», то уже находится в середине иерархии: красный, синий, белый, жёлтый, зелёный и чёрный. Хотя во Франции верхнюю ступень в иерархии занимает синий, это цвет короля Франции.

Уроженец Нормандии или Пикардии, примерно в 1440 году написал:

«Первейший из цветов на гербовом щите есть желтый, в геральдике называемый «золото». Причина тут в том, что по природе своей «золото» – светел, ярок и блистателен, каким и подобает быть прекрасному цвету. Он полон достоинств и придает бодрость, поэтому врачеватели советуют показывать этот цвет человеку ослабленному, находящемуся при смерти: это вернет ему силы. Желтый подобен солнцу, благороднейшему из светил. Среди драгоценных камней этот цвет имеют топазы и бериллы, камни изысканные и большой стоимости. Из четырех стихий желтый связывают с огнем, как и червлень; из знаков Зодиака он соответствует Льву, а из дней недели – воскресенью. Добродетели, которым он соответствует, – благородство, отвага и честь. Вот почему никто не имеет права носить этот цвет в своем гербе, если он не принадлежит к славному роду, не могущественный сеньор и не рыцарь, являющий в бою беспримерную отвагу»

Уроженец Лилля или Брюсселя, говорит совсем другое в своём труде под названием «Книга о гербах, цветах, эмблемах и девизах», где рассуждает о символике жёлтого цвета:

«Желтый, как сказал Аристотель, занимает место между белым и красным, но ближе к красному; и, поскольку мы видим, что он лучше сочетается с красным, нежели с белым, по причине присущей ему яркости, то имеет сходство с огнем ‹…›. Этот цвет, существующий в природе или созданный искусством мастера, бывает трех родов: первый – средний желтый – обычный, повседневный цвет; второй – более светлый, поэтому он красивее; третий, похожий на красный – гадкий цвет, который мы называем оранжевым. Если моча такого цвета, это признак дурных соков в теле, как бывает при желтухе. Среди добродетелей желтый означает силу и богатство, однако весьма умеренные; но чаще это дурной цвет, и в этих случаях он означает зависть и стяжательство, ложь и притворство, и даже предательство ‹…› Ливреи желтого цвета носят слуги низшего разряда – пажи, лакеи и посыльные. В наше время этот цвет не самый желанный, поэтому его сочетают с другим цветом. Желтый с серым означает большую заботу; с черным – постоянство во всем, а с фиолетовым – блаженство любви»

Как относились к светловолосым людям в эпоху Средневековья

Во времена рыцарства белокурые волосы считались признаком благородства, чести, любви и красоты. Ещё боги Древней Греции были белокурыми, что отличало их от простых смертных и наделяло божественными качествами. Римлянки придумывали рецепты для осветления волос, чтоб стать ещё прекраснее.

В средневековых литературных приведениях цвет волос был наиважнейшей характеристикой, которая определяла персонажа. И волосам уделялось очень много внимания. Белокурые волосы говорили о том, что персонаж позитивный. У большинства королев и главных героинь, бесстрашных рыцарей белокурые волосы.

Прекрасная блондинка Изольда, стала супругой короля Марка Корнуэльского, благодаря светлым волосам. Её волосы стали легендой. Другие авторы в своих произведениях начинаю писать, что волосы героини сияют ярче, чем волосы Изольды Белокурой.

На закате Средневековья белокурые волосы выйдут из моды и будут восприниматься как диковинка из далёкого прошлого. В XV веке в литературных произведениях у героев, герцогов и королей темные или чёрные волосы. У женщин тоже снизилась популярность светлых волос, но более плавно, чем у мужчин. Всё благодаря тому, что появились краски для волос, способные придавать различные оттенки в диапазоне от белокурых до каштановых и рыжих. При этом можно выбрать свой вариант оттенка — золотистого, русого с медным отливом или даже пепельного. Эта тенденция просуществовала до конца XVI века.

Жёлтый цвет на Востоке

В странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии жёлтый цвет имел совсем другие позиции, в отличие от Европы. Там он был важным и любимым цветом. Он часто встречался в тканях и в интерьере.

Жёлтый цвет в Китае

В XVII веке на территорию Европы начинают привозить большое количество разнообразных тканей, керамики, шкатулок, пряностей, драгоценных изделий и во многих вещах присутствовал жёлтый цвет. Именно тогда возникла мода на Китай, ведь в нём европейцы видели идеальную страну. Всё, что было связано с Китаем, имело большую популярность в обществе. А в Китае жёлтый цвет символизировал землю и центр вселенной. Жёлтый считался благородным цветом и с давних времён китайские императоры одевались в жёлтое, их карета, флаги и печати жёлтые, либо сделаны из золота и завёрнуты в жёлтую ткань. Императоры с семьёй жили во дворцы, стены которого были красными, а крыши выложены черепицей и окрашены в жёлтый цвет. Жёлтый также в космической системе Китая означал конец лета, землю, центр, и Сатурн.

В 618 году н.э. был принят закон, который запрещал простолюдинам и чиновникам носить одежды и украшения красновато-жёлтого цвета. Этот оттенок стал императорским цветом на века. После Синхайской революции 1911 года жёлтый цвет, служивший талисманом верховной власти, утратил своё символическое значение.

Жёлтый цвет в Индии

С глубокой древности индийское общество было поделено на касты и варны. Каждой был присвоен свой цвет. Брахманам белый, кшатриям красный, вайшьям желтый и шудрам чёрный.

Создатель буддизма Будда Гаутама выбрал цветом своей одежды жёлтый. Это был знак добровольного самоунижения. Затем буддийские монахи и отшельники стали одеваться в жёлтое, унижая самих себя. Тем самым они обеспечивают себе почёт и вечную жизнь в загробном мире. Вместе с буддизмом жёлтый цвет стал священным и начал нести ценность.

Кришну обычно изображают в жёлтой одежде. Жёлтый в Индии символизировал спокойствие и знание, а также это был цвет, который «обеспечивает миропорядок, поднимает дух и улучшает проницательность».

В Индии молодожёнов обсыпают жёлтой куркумой, чтоб у них была жизнь в изобилии. И когда женщина выходит замуж, то говорят, что она «покрасила руки в жёлтый цвет». Многие индийцы носят талисманы жёлтого цвета для защиты от болезней и неудач.

Жёлтый цвет в странах Ислама

У жёлтого во многих исламских странах также была неважная репутация. Жёлтый цвет ассоциировался с предательством и ложью, как и в европейских странах. Также это был цвет болезни и старости.

В Османской империи жёлтый цвет ассоциировался с евреями, а синий цвет был цветом христианских меньшинств.

В начале VIII века халиф Медина приказал всем иудеям и христианам носить жёлтые нашивки, так же поступили и мусульманские лидеры в Багдаде. Подобная практика была продолжена в Индии для индусов в XVI веке, и то же самое было сделано для индусов в Афганистане в период правления Талибана в конце прошлого века. Жёлтый считается цветом неверующих.

Негативные ассоциации и символика жёлтого цвета

С конца XIII века символика жёлтого цвета меняется на негативную, теперь это цвет зависти, ревности, лжи, бесчестия и предательства.

Здесь стоит начать с общих понятий средневековой медицины. Здоровье и состояние человеческого тела зависело от сочетания 4 стихий — воды, воздуха, земли и огня, а также равновесия между 4 первичными сущностями — жаром, холодом, сухостью и влагой. В человеческом теле этим сущностям соответствуют четыре телесных жидкости — кровь, флегма, жёлтая желчь и чёрная желчь. Все болезни вызваны нарушением равновесия между ними, и задача врача его восстановить. Для этого применялись лекарства, либо корректировался режим питания. Также в лечении учитывались время года, климат, образ жизни, а также характер и стиль поведения человека. В Средние века считали, что у человека преобладает одна из жидкостей, которая определяет его здоровье и характер. У сангвиников преобладает кровь, у флегматиков лимфа, у холериков жёлтая желчь, а у меланхоликов чёрная желчь. Поэтому каждый из темпераментов связан с определённой стихией и у каждого свой доминирующий цвет. У сангвиника доминирует красный, у флегматика белый, у холерика жёлтый, а у меланхолика чёрный. Таким образом, красный цвет — это жар и влага, белый — холод и влага, жёлтый — жар и сухость, чёрный — холод и сухость.

Поэтому жёлтый цвет ассоциировался с желчью и темпераментом холерика, который редко воспринимался позитивно. В средневековом обществе существовала иерархия темпераментов, в моральном и социальном отношении. На верхней ступени — сангвиники, а на нижней — холерики.

Жёлтый цвет — не только цвет желчи, но и мочи, что не добавляло приятных ассоциаций. И то и другое считалось нечистотами. Моча — это первое, что изучали врачи, чтоб поставить диагноз, поэтому жёлтый стал ассоциироваться с нечистотами и болезнями. Этот цвет не может символизировать силу и здоровье. Жёлтый — цвет упадка, засухи и старения. Цвет осени, увядания и тления.

Жёлтый — цвет зависти, лжи и измены

В конце Средневековья всё больше пороков начинают ассоциироваться с жёлтым цветом. И у него скорее преобладает негативное восприятие, чем позитивное. Потому что когда речь заходит о жёлтом цвете, то это негатив, а позитивное восприятие осталось только о золоте.

Самый первый порок, который ассоциируется с жёлтым цветом — зависть. В XIII веке окончательно утвердился список семи смертных грехов, каждый из которых получил свой цвет. Гордыня и похоть ассоциируются с красным, скупость с зелёным, лень с белым, зависть с жёлтым, чревоугодие то красное, то фиолетовое, гневливость либо с красным, либо с чёрным или жёлтым. К последнему прицепилась цела вереница других грехов, таких как зависть, гнев, ревность, ложь и лицемерие, трусость, обман, бесчестие и даже предательство. Все эти пороки в итоге сводятся к жёлтому цвету.

Жёлтый становится неискренним, двуличным цветом, он обманывает и предаёт. Почему такое произошло, конечно вопрос, ответ на который искали в разных областях. Потому что в период Античности подобного отношения к жёлтому не существовало. В красильном деле самым изменчивым цветом был зелёный, и негативное восприятие к нему можно объяснить, а вот жёлтый не создавал подобных проблем. Ответ искали в области лексики, метафор и переносных смыслов. Существуют гипотеза относительно слов в латинском, старофранцузском, германском языках. Там есть созвучные слова к жёлтому и словам с негативной окраской. Поэтому, есть предположения, что была какая-то игра слов.

Во времена позднего Средневековья и чуть позже существовал обычай красить в жёлтый цвет дом важного лица, которой совершил государственную измену или был еретиком. Впервые эта практика появилась в Италии в конце XIII века, а в последующие десятилетия распространилась на Южную Германию и соседние с ней области. Сначала герб осуждённого красили в жёлтый цвет с обратной стороны либо поднимали в людном месте. Потом начали на жилье рисовать самого обвинённого в непристойных позах, а потом частично или полностью покрывали дом жёлтой краской. Такое проделывали с фальшивомонетчиками или с теми, кто подделывал документы в крупных масштабах. Затем такая практика затронула еретиков, вероотступников, предателей, а также виновных в посягательствах на государя или в нарушении общественного спокойствия. но все равно это не было какой-то постоянной практикой. Распространение обычая жёлтой краски началось к 1500 году и затронула значительную часть Европы.

Известна история, когда еретика Яна Гуса на казнь сожжения на костре привели одетого во всё жёлтое в 1415 году. Он родился во Франции в 1370 году, получил образование теолога в Париже, стал профессором, деканом и затем ректором.  Будучи священником в Праге, он критиковал церковную верхушку, выступил против папы и призывал к реформированию Церкви. Требовал запрета на продажу индульгенций, выступал против немецкого языка и предлагал служить мессу на чешском языке. Сначала его отлучили от церкви, потом призвали к суду. После отказа от покаяния он был объявлен еретиком и приговорён к сожжению. На костёр его вывели в длинном жёлтом балахоне и головном уборе, напоминавшем митру, с изображением двух демонов. После казни его останки бросили в Рейн. Жёлтый цвет в этом случае символизировал одежду Иуды. Хотя в писании нигде не сказано про одежду Иуды, и жёлтый цвет, как его символ, появился на картинах спустя столетия, де-то в XIII веке. Также Иуда всегда изображался с рыжими волосами. Иногда к жёлтому добавляли зелёный, чтоб подчеркнуть его алчность.

Сколько жёлтого цвета было в женском гардеробе XIV века

С осени 1343 до весны 1345 года каждая жительница Флоренции была обязана предъявить всю имеющуюся у неё одежду нотариусу своего квартала, который пересчитывал эти вещи и полностью описывал. Опись проводилась по приказу местных властей, которые таким образом проверяли соблюдается ли закон против роскоши. И если кто-то его нарушал, то с них взимали налог. Роскошь была объявлена вне закона как непродуктивная инвестиция, сюда подключилась религия и законы также были направлены против новой моды, которая считалась слишком вызывающей. Эти сведения были собраны в нескольких тетрадях, сегодня они сшиты в один том. В них содержится 3257 записей, в которых перечислены 6874 платья и плаща, 276 головных повязок и большое количество аксессуаров. Всё это принадлежало более чем 2420 женщинам, есть имена, которые повторяются несколько раз. Что касается цветов, то доминирует красный цвет, на втором месте жёлтый. Эти два цвета часто сочетаются вместе в виде полоски, клетки, просто половинок. На третьем месте зелёные и синие цвета, а коричневые, серые и белые встречаются совсем редко. Мода на чёрное ещё тогда не дошла до этого региона.

Получается, в разгар эпидемии чумы, женщины любили одеваться в жёлтое и носили этот цвет в городах Италии, Франции, Германии и Англии. И это последний всплеск популярности жёлтого. В дальнейшем он никогда не будет модным цветом. Жёлтый цвет станут носить только крестьянские женщины и он исчезнет как цвет одежды для города. А с конца XIX века исчезнет как цвет одежды вообще в Европе.

Как появилась жёлтая звезда

В искусстве позднего Средневековья жёлтый цвет стал ассоциироваться с евреями и Синагогой. Например, на картине Конрада Витца, изображена Синагога в образе женщины в длинном жёлтом платье. На глазах у неё тонкая повязка, в одной руке она держит скрижали завета, в другой руке у неё сломанное копьё. Картина написана в 1434—1435 годы.

На витражах и миниатюрах той же эпохи у персонажей-евреев либо вся одежда, ибо один из предметов очень часто бывают жёлтого цвета. Средневековая иконография отражала постановления об одежде, которые начали выходить с начала XIII века. Они предписывали евреем носить на одежде особые знаки, часто жёлтого цвета, чтоб в толпе их можно было отличить от христиан. В искусстве этот цвет стал преобладать у целого элемента одежды или предмета. Метки носили и мусульмане, и в целом предписания были для всех и разных слоёв населения,  в общем религиозная и социальная принадлежность должна была быть видна сразу. Метки были самые разные по форме, цветам, также были предписания на ношение в целом цветов одежды и даже её ткани. Таким образом, шла борьба с роскошью. Во Франции евреям было предписано носить жёлтые кружочки на одежде, и есть исследователи, которые считают их предком жёлтой звезды. Но, дело в том, что жёлтые кружочки носили не только евреи, но и другие отверженные, вне зависимости от религии. Поэтому нет ни одного знака или цвета, который предназначался бы только евреям.

В разное время, когда издавались законы о запрете роскоши, вместе с ними или сразу после, выходили предписания для одежды. Они предназначались для всех людей, которые занимаются постыдным или подозрительным ремеслом. Например, к таким относили  хирургов, палачей, проституток, жонглёров, музыкантов, нищих, бродяг и прочих подозрительных личностей. Также знаки носили все, кто был признан в чём-то виновным, были ворами, богохульниками или лжесвидетелями. Убогие и увечные также попадали под эту категорию. Единой цветовой системы не существовало для этих категорий людей, в разных местах они были свои. Дискриминационную функцию выполняли пять цветов: белый, чёрный, красный, зелёный и жёлтый. Синий цвет не фигурировал нив одном из предписаний. Но, тем не менее, жёлтый для евреев встречался очень часто, поэтому некоторые находят связь между средневековыми законами и жёлтой звездой.

Жёлтый цвет в XVIXXI века

В XV веке жёлтый цвет любили и продолжали носить. Чаще всего он встречался в женском гардеробе, причём как у знатных дам, так и у крестьянок. Но к следующему столетию он начинает встречаться крайне редко. Жёлтый утрачивает статус модного цвета и не вернёт себе уже никогда на территории Европы, даже сегодня он встречается редко.

Возможно, здесь дело в негативной символике цвета, которая держится до сих пор, возможно из-за того, что это был сложный цвет для красильщиков и художников, он часто становился грязным. В эпоху Барокко жёлтый цвет уступил первенство золотому.

Жёлтый встречался часто в эпоху Средневековья, причём это был яркий и чистый жёлтый. Но после 1560 годов его популярность начинает снижаться и он всё реже используется художниками в чистом виде, чаще в смешанном, вплоть до расцвета импрессионизма в XIX веке.

В XVII веке, когда произошла революция в цветовосприятии, жёлтый, который не является популярным, ставят в один ряд с красным и синим как основной цвет. Наука говорила о том, что к цвету надо подходить объективно, без учёта нашего  восприятия или символики.

Но, тем не менее, жёлтый так и не стал любимым цветом. Люди его редко носят, он редко встречается в живописи и интерьере. Также в технической литературе он встречается крайне редко. Если обратиться к лингвистики и словарям, то там есть глагол желтеть, который означал стареть, пачкаться, вянуть, плесневеть или гнить. Никаких ассоциаций с солнцем, золотом и теплом.

Жёлтая раса

Почему жителей Средней Азии и Дальнего Востока называют «жёлтой расой»? Скорее всего, такое обозначение появилось не раньше конца XVIII века. Одним из первых, кто употребил это определение, был немецкий врач и антрополог Иоганн Фридрих Блуменбах (1752—1840). Он стал автором трактатов по анатомии и естественной истории, в частности исследования о роде человеческом и о различиях между расами, напечатанного в Геттингене в 1795 году. Он различал пять рас по цвету кожи, но также писал о промежуточных оттенках кожи. Существование рас он объяснял географическими и климатическими факторами, причём он не писал ничего нового. Относительно влияния климата на внешность человека писали ещё в Античности и Средневековье.

Его суждения подхватили другие авторы, которые не отличались миролюбивыми взглядами, плюс колониализм и зарождение капитализма сделали своё грязное дело. И в XIX веке словосочетания «белая раса», «чёрная раса» и «жёлтая раса» стали общеупотребительными. А потом сократили до белых, чёрных и жёлтых.

Жёлтая угроза

Ассоциации Востока с жёлтым цветом с западной точки зрения, имеет место в первую очередь из-за основного цвета Древнего Китая. Общемировой страх перед Восточной Азией породил такие понятия как «желтая угроза» и «жёлтый террор». Этот страх возник в период нашествия татаро-монгол под предводительством Чингисхана в XIII веке. Весь христианский мир почувствовал угрозу от азиатов и термин «жёлтая угроза» подразумевал всех людей, живущих в Восточно-Азиатском регионе, не выделяя какой-то один народ.

Китай начал набирать силу на рубеже веков, а Япония проявила ярый милитаризм в кровопролитной войне с Россией в 1904—1905, и появилось выражение «Желтая опасность».

Жёлтые книги и жёлтая пресса

Во Франции с середины XIX века чувственная литература выходила под жёлтыми обложками. Издатели воспользовались этим маркетинговым приёмом и вскоре книги в жёлтой обложке наводнили киоски на каждой железнодорожной станции. В Китае также жёлтый цвет использовали в порнографических книгах и изображениях.

 В 1846 году американский писатель Эдгар Алан По презрительно упоминал «вечную ничтожность желтообложечных памфлетов». Другие воспринимали жёлтый как цвет модернизма и движения эстетов. Для них жёлтый представлялся символом времени и их отказа от викторианских ценностей, которые сковывали свободу творчества.

В апреле 1895 года в Лондоне был арестован Оскар Уайльд. На следующий день новость вышла под заголовком: «Арест Оскара Уайльда, жёлтая книга у него под мышкой». Общество разразилось критикой, разве может приличный человек открыто появится на улице с жёлтой книгой?!

Скандальные бульварные газеты с 1900-х годов называют «жёлтой прессой». А само понятие «Жёлтая журналистика» означает беспринципную погоню за сенсационностью.

Жёлтая карточка в психиатрических клиниках

В Российской и Австро-Венгерской империях проституткам выдавали документ, заменяющий паспорт, который называли «жёлтым билетом».

По всей Европе жёлтый цвет ассоциируется с людьми, которые по тем или иным причинам оказались за рамками общества. Душевнобольных иногда одевают в жёлтое, психиатрические больницы красят в жёлтый цвет, а в Венгрии и России их так и называют «жёлтый дом».

Первая известная «Тупая блондинка»

В 1748 века во Франции родилась Розали Дюте. С самого детства она была знаменита своей красотой и родители, чтоб уберечь дочь от неприятностей, отправили её в монастырь. Вскоре, она попалась на глаза богатому английскому финансисту, третьему графу Эгремонта, и сбежала из монастыря под его покровительство. Но, когда у него кончились деньги, Розали стала куртизанкой. Прославилась она не только своей красотой, но и глупостью, а также готовностью позировать обнаженной для художников. Также она занималась танцами и вскоре стала актрисой. Умерла в забвении в 82 ода. Шамфор, писатель, мыслитель и моралист, упоминал её в своих «Анекдотах и характерах».

В Древней Греции и Риме высококлассные проститутки обесцвечивали волосы. А исследование, проведенное в 2014 году, показало, что по всему миру почасовая оплата у проституток-блондинок сильно выше, чем с любым другим цветом волос.

Первую библейскую грешницу Еву художники часто изображали со светлыми волосами, а её духовную противоположность Деву Марию обычно брюнеткой.

Здесь также можно упомянуть известный фильм «Джентльмены предпочитают блондинок», в котором героиня откровенно с куриными мозгами во всех ситуациях, не затрагивающих деньги.

В противовес стоит отметить и то, что светловолосых также и боготворили. Боги в мифологии очень часто златовласые. Нацисты считали голубоглазого белокурого арийца идеальным человеком. У них даже была таблица цвета волос, по которой они определяли подлинно арийские черты. А ещё официантам-блондинам дают больше чаевых.

Жёлтая ленточка суфражисток

В 1867 году в Канзасе, штате США, суфражистки начали носить жёлтые ленты как символ протеста. Символ штата Канзас — жёлтый цветок подсолнечника. С тех пор жёлтый стал официальным цветом организаций суфражисток, использовался на митингах, конвенциях и парадах.

Жёлтая ленточка как символ поддержки солдат

Долгое время жёлтыми лентами приветствовали возвращающихся с битвы. Во время Первой мировой войны канадки, жёны, матери, возлюбленные солдат использовали жёлтую ленту как символ посвящения себя тем, кого они любили.

В 1986 году была запущена кампания по прекращению призыва в ЮАР, состоящая из призывников и их семей. Они запустили акцию «повяжи жёлтую ленту», тем самым изменив смысл традиции повязывания жёлтых лент по возвращению домой. Они повязывали сотни лент вокруг фонарных столбов и деревьев, призывая свои войска домой, чтобы покончить с обязательным военным призывом.

В Дании, Швеции и Германии жёлтая лента стала официальным символом поддержки военнослужащих за границей. В Индонезии жёлтая лента была символом симпатии жертвам китайских погромов в 1998 году. Она также была символом возвращения войск или знаком памяти в Италии, Кувейте, Израиле и в Южной Корее. В США жёлтую ленту использовали для поддержки солдат, служащих за границей, а так же как память о тех, кто отдал свою жизнь за страну.

Жёлтый цвет в XX веке

У жёлтого по-прежнему негативная символика и он ассоциируется с предательством, обманом и изменой. Опросы людей показывают, что жёлтый цвет является любимым у менее 3% опрошенных.

Жёлтый цвет очень яркий, поэтому он часто присутствует в детских игрушках или у спортсменов. Но доверию к жёлтому цвету вернут художники. Эжен Делакруа в 1850 году писал: «Всем известно, что жёлтый и оранжевый — красивые цвета, они говорят о радости и удовольствии». Большинство художников от импрессионистов до фовистов любят жёлтый цвет и часто используют. Популярностью пользовались два цвета: жёлтый хром и жёлтый кадмий. Одним из художников, который очень любил жёлтую краску, был Винсент Ван Гог. Позже преданными поклонниками стали фовисты — Дерен, Матисс, Марке, Ван Донген  и ещё несколько других художников.

Жёлтый цвет в спорте

В XX  веке для репутации жёлтого больше всего сделали спортсмены. Сначала жёлтый цвет появился на майках. В футболе жёлтый цвет разрешили использовать в 1930 году, в лёгкой атлетике в 1950-1960-ые. Но самым популярным он стал в велоспорте, особенно в велогонке «Тур де Франс». Именно для этого соревнования была создана «жёлтая майка» в 1919 году. Цвет майки был выбран с целью рекламы. Только появившись, жёлтая майка стала очень популярной и стала культовой.

Затем легендарный атрибут спортивной формы породил устойчивое словосочетание «жёлтая майка лидера», которое вышло за пределы порта и применялось в области экономики, промышленности, а позже в мире науки и техники.

К концу 1970-х годов белый теннисный мяч стал жёлтым. В руках футбольных арбитров появилась «жёлтая карточка», официальный дебют которой состоялся 31 мая 1970 года на матче открытия чемпионата мира, между командами Мексики и СССР. Позже «жёлтая карточка» начала применяться в регби, в гандболе и в настольном теннисе.

Жёлтый цвет на дорогах

Сегодня жёлтый цвет используется в дородных знаках, как сигнал об опасности. Его выбрали, потому что он является очень заметным, особенно в сочетании с чёрным.

Жёлтый цвет такси

Жёлтый цвет, который используют в Европе для почтовых ящиков, уходит корнями в геральдику. Жёлтый цвет был геральдическим и эмблематическим цветом княжеского рода Турн-и-Таксис, которые стали немецкими баронами, а затем князьями Священной Римской империи. Именно они в XV—XVI веках создали и организовали почтовую службу во всей Европе. Позднее в Германии они ввели в обиход конные экипажи, ставшие предками современных такси. Так династический цвет этой семьи — сегодня одной из богатейших в мире — превратился в коммерческий цвет её почтовых предприятий, а затем и транспортных компаний. Несмотря на многочисленные перемены, жёлтый цвет остался традиционным цветом почты и такси в некоторых странах Европы. Сегодня многие такси используют жёлтый цвет также по причине его яркости и заметности.

Появление смайлика

Сегодня известные эмоциональные эмодзи стали привычными в переписках и не требуют дополнительных толкований. Но когда они появились? На авторство есть несколько претендентов. Первое изображение смайлика появилось в американской телепрограмме в 1963 году, двое братьев из Филадельфии выпустили значки с рожицей. К 1972 году их было продано около 50 млн. Но в 70-х это изображение улыбки превратилось в символ подрывной деятельности во время политических пертурбаций. К 1988 году смайлик стал феноменом поп-культуры, и был неразрывно связан с клубной тусовкой.

Жёлтый самйлик украшал обложки британского сингла группы Talking Heads «Psycho Killer», дебютного сингла «Beat Dis» проекта Bomb the Bass. Позже самйлик с крестиками вместо глаз и перекошенным ртом стал неформальным логотипом группы Nirvana. Версия смайлика с кровавыми пятнами была главным визуальным мотивом комикса-антиутопии 1985 года «Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса.

Вскоре кислотный жёлтый цвет самйлика стал фирменным цветом помешанной на клубной жизни молодёжи, которая мгновенно переходила от состояния эйфории к бунту с новыми «веществами». Слово «кислота» относилась к скрытой энергетике музыки в стиле хаус и к ЛСД, хотя кислотный жёлтый больше вызывал ассоциации со световыми шоу в ночных клубах. У нового поколения эта рожица обрела совершенно новый смысл.

Источники:

Мишель Пастуро. «Жёлтый. История цвета»

Л.Н. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Кассия Сен Клер «Тайная жизнь цвета»

Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

 

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *