Греческий ионический ордер и его построение

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте»

Ионический ордер. Эрехтейон. Акрополь. Афины

Два основных вида ионического ордера

Формы ионического ордера известны в разных вариантах (особенно база, капитель и антаблемент) и обычно описываются по частям, без ясного порядка. Ниже приводятся особенности двух основных вариантов ионического ордера в соответствии с процессом их возникновения, который подробно рассматривается ниже.

Малоазийский ионический ордер

Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в. до н.э. Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель.

База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которые она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы — полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большой сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента — плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса. Иногда к этому добавлялось ещё основание базы, состоявшее из трёх элементов с профилем в виде двойного валика (точнее — двух полувалов), разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Этот тип базы был распространен всюду, кроме Афин, и применялся чаще, чем все другие, вплоть до эпохи эллинизма.

В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (храм Артемиды в Эфесе).

Храм Артемиды в Эфесе (реконструкция)

Ионическая колонна стройнее дорической (её высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола кверху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживлявшие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение. Благодаря большей глубине желобков тени на ионической колонне более сильные. С ними резко контрастируют ярко освещенные белые дорожки и вертикальные линии выступают резче, делая колонну ещё более стройной.

В своём стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, приближаясь к пределу допустимых в материале напряжений. Так, в трёх средних пролетах восточного фасада храма Геры Самосской интерколумний достигает 8,47 м., расстояние между осями колонн западного фасада храма в Эфесе 6,12 м. Это даёт основание некоторым исследователям считать, что балки перекрытия первого из этих храмов были деревянными. Широкие интерколумнии сохраняются в ионических памятниках материковой Греции и в эпоху расцвета (в северном портике Эрехтейона в Афинах при высоте колонны 7,63 м. расстояние между их осями достигает 3,15 м.)

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречается в большом количестве вариантов. Она состоит из прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Волюты, или завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, называемые балюстрами, являются характерной особенностью ионической капители. Абака и эхин ионической капители обычно покрыты богатой порезкой.

Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в пане, благодаря чему её конструктивная роль приближалась к роли подбалки. В деревянных конструкциях сооружений Малой Азии это было особенно заметно. К концу VI в. до н.э. ионическая капитель в плане уже приближается к квадрату.

Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся один от другого главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается только в памятниках 2-й половины V века в Афинах, после чего получает повсеместное распространение. В установившейся форме угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45 к обоим фасадам.

Антаблемент основного (малоазийского) варианта ионического ордер состоял из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно легче дорического. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, чуть нависающие одна над другой полосы. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков». Венчающая часть — сила украшалась очень богатой орнаментальной порезкой.

Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».

Аттический ионический ордер

Второй важнейший вариант ионического ордера появился около 525 г. до н.э. на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-й половине V в. до н.э.

Он отличается от малоазийского не только менее сложной и потому более выразительной базой (её обычно называют аттической), но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и фронтоном.

Аттический ионический ордер в Дельфах

Так называемая аттическая база, первый незрелый образец которой появился в Дельфах, в стое афинян, датируемой началом V в. до н.э. обладала исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с её образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом, он отсутствовал в лучших ионических сооружениях V в. до н.э. в Афинах.

Колонны второго варианта ионического ордера не отличались от малоазийского, однако в некоторых небольших ионических постройках (типа храма в антах) колонны заменялись скульптурами девушек в длинных, богато украшенных одеждах. Подобные опоры в виде женских фигур, называемые кариатидами, чрезвычайно характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям и нарядности.

Кариатиды. Эрехтейон

Антаблемент второго варианта ионического ордера делился не на две, а на три части: над архитравом (иногда остававшимся гладким, без членений на фасции) проходил непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа. Пояс зубчиков и фриз до IV в. до н.э. не применялись одновременно в одном антаблементе.

Кровля построек ионического ордера не отличалась от дорических. Фронтоны, появлявшиеся лишь в постройках второго варианта ионического ордера, повторяли элементы карниза на продольных сторонах.

Обломы

Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами.

В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания.

Это были:

  1. Полочки (плинт) или (в случае больших размеров) плита;
  2. Полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми):;
  3. «дорический» ястребиный клюв» или слезник; дорического клюва, которой нередко предавали выпуклую кривизну;
  4. Гусек (дорический киматий) — прямой и обратный;
  5. Каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный
  6. Выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности;
  7. Скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец
  8. Астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой

Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки: другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг. Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом, гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты, каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними, четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом), астрагал — бусами (жемчужником).

Все написанное о дорическом и ионическом ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этим величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.) в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н.э. уже отражавшие влияние ордеров.

Греческий дорический ордер и его построение

Другие ордерные постройки

Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных данных в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшиеся величию больших храмов — мест государственных культов.

Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.

Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в ещё до ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.

Постройки из пористого камня обычно затирались сверху тончайшим слоем известковой, а позднее мраморной штукатурки и оживлялись покраской. Колонны, архитравы и фасадная плоскость карнизной плиты оставлялись светлыми или чуть тонировались для уменьшения блеска, а элементы ордерного декора оживлялись покраской. Так, синяя покраска триглифов, регул и мутул подчеркивала ритм дорического фриза, а основные плоскости метоп и тимпана окрашивались в красный цвет для лучшего выявления скульптурного декора. Нижние поверхности тении и карнизной плиты, а также «ремешки», разделявшие ствол колонны и капитель, были красными. Применялись и другие цвета — черный, желтый, темно-коричневый и позолота главным образом для выделения отдельных деталей (например, гутт), декора, украшавшего некоторые профили, а также для подцветки скульптурных фигур во фронтонах и на метопах (например, складок платья).

Покраска производилась методом энкаустики, т.е. восковыми красками, наносившимися, по-видимому, в горячем виде на поверхность соответствующих частей здания.

Происхождение  ионического ордера

Поскольку дорический и ионический ордера сформировались в разных областях греческого мира, строительство в которых имело локальные различия, происхождение каждого из них должно быть рассмотрено в отдельности.

Если дорический ордер сложился как изображение в камне дерево-сырцового народного зодчества и местных традиционных конструкций материковой Греции, то формирование ионического ордера связано с народным зодчеством Малоазийского побережья Эгейского моря и его островов. Сказались в нём и конструктивные традиции, сложившиеся в постройках соседствующих с этими территориями народов. Формы ионического ордера также связаны с деревянной стоечно-балочной конструкцией, характер которой, однако, был несколько иной, т.к. определялся другим наличным строительным материалом, а именно более мелким лесом. В условиях менее сурового климата, чем в горных районах материковой Греции, не было необходимости и в устройстве скатной кровли. Широкое распространение здесь имела плоская земляная кровля по горизонтальному настилу из мелкого леса, уложенного непосредственно на главные балки, — конструкция, сохранившаяся до наших дней в народном зодчестве многих районов Передней и Средней Азии.

Ионический ордер (антаблемент, капитель)

Ионический ордер (фрагменты антаблемента и плафона)

Подобный горизонтальный настил, служивший основой для земляной кровли, торцы которого были выпущены за пределы стен или главной балки, перекрывавшей портик дерево-сырцовой или деревянной постройки, явился прототипом верхних частей ионического антаблемента — его карниза с зубчиками. В поисках средств монументализации строительства борт этой кровли стал укрепляться терракотовой симой, получавшей значительную высоту (из-за большой толщины земляного слоя на кровле) и богатую орнаментальную обработку.

Главная несущая балка местной деревянной конструкции, очевидно, состояла из нескольких нетолстых брусьев, уложенных один поверх другого. Отсюда, надо думать, произошли характерные для каменного ионического архитрава фасции.

И если формирование дорического ордера укладывается в короткий период творчества одного поколения строителей, то создание ионического ордера должно быть отнесено к деятельности определённых мастеров, имена которых упоминаются в античных источниках в связи с первыми храмами ионического ордера в его малоазийском варианте — огромными мраморными диптерами на о. Самосе и в Эфесе (560—550 гг. до н.э.). возможно даже, что создание ионического ордера связано с творчеством одного из этих мастеров — Феодора из Самоса, замечательного строителя и изобретателя токарного станка, на котором обтачивались базы колонн. Он принимал участие в сооружении обоих диптеров, бывал и даже строил в греческой метрополии, и нет сомнения, что изобретение ионического ордера было подсказано и облегчено знакомством с уже сложившимся дорическим ордером.

Ионический ордер с антаблементом без фриза, но с зубчиками, господствовавший на своей родине (Малой Азии) почти до конца IV в. до н.э. можно рассматривать в качестве основного варианта этого ордера. Именно к нему относятся большие диптеры на о. Самосе и в Эфесе. Более сложный вариант ионического  ордера с трехчастным антаблементом, включавшим архитрав, непрерывный скульптурный фриз и карниз, сложился позднее основного, уже на почве греческой метрополии, и отразил взаимодействие с господствовавшей здесь дорикой. Примерами второго варианта являются ионические сокровищницы в Дельфах. Их ордер явно отображал раздельно существовавшие потолок по крупным балкам, подразумевавшийся за полосой рельефного фриза, и скатную крышу, скрытую за фронтоном. Фриз и зубчики под карнизом, являющиеся своего рода архитектурно-декоративным варваризмом, появились уже в IV в. до н.э.

Антаблемент и капитель ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

В то время как в дорическом ордере наибольшую трудность для объяснения представляло происхождение триглифно-метопного фриза, в ионическом ордере наиболее сложным оказалось установить связь и последовательность разрабатывавшихся в различных местностях вариантов и элементов капители. В развитии её было два конструктивных прототипа, сложившихся в одно и то же время (середина VII в. до н.э.) и ставших типическими для деревянной стоечно-балочной конструкции на двух различных территориях. Тип опирания балки на стойку с развилкой был распространен в северо-западной части Малой Азии, в Эолии. Тип завершения опоры подбалкой, укрепляющей прогон перекрытия, применялся в портиках сиро-хеттских дворцов. Декоративной обработкой высеченной в камне эолийской капители стали расходящиеся вверх и в стороны волюты, которые вообще являлись довольно распространённым декоративным мотивом в странах Переднего Востока и на Кипре. Главный фасад эолийской капители был ориентирован поперек прогона и обращен в сторону входа в помещение, тогда как деревянная подбалка была ориентирована главной фасадной стороной вдоль прогона.

Капитель, ставшая характерной чертой каменного ионического ордера, явилась, по-видимому, результатом сознательного творчества, объединившего черты различных одновременно существовавших прототипов, результатом применения системы декора, принятой в одном типе завершения опоры, и конструкции, свойственной другому типу.

Последний, характерный для ионического ордера элемент — его база, в основном своем варианте состоящая из высокого цилиндрического блока со слегка вогнутой поверхностью и крупного полувала, украшенных горизонтальными желобками, — также, по-видимому, обязан своим происхождением взаимодействию с архитектурными традициями соседних территорий. В V в. до н.э. появился ещё один, развитый в Аттике и потому названный аттическим, тип базы, состоящий из плинта и двух полувалов, разделенных более или менее глубокой и высокой скоцией, который затем в известной мере оказал и обратное воздействие на типы малоазийских баз, применявшихся в IV—II вв. до н.э.

База колонны и пьедестал ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Ионический ордер стал первым сложным ордером. О его происхождении Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» пишет следующее: «Впоследствии они (греки) построили в честь Дианы (Артемиды) храм нового ордера; при этом, изыскивая его внешнее отличие, они … придали ему грациозность женщины: прежде всего толщину колонны они сделали в восьмую часть её высоты, чтобы она была на вид более высокой. В основании колонны они положили вместо подошвы базис; на капители они приделали с правой и с левой стороны завитки, свисающие, как на прическе завитые кудри; лицевую сторону они украсили расположенными наподобие воин резным украшением и свисающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на столах, носимых женщинами. Таким образом, они изобрели … (колонну) по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину…»

Автор ионического ордера известен. Это зодчий Херсифрон, создатель третьего «чуда света» — храма Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э.).

У Виньолы этот ордер стал более утонченным по сравнению со своим античным прототипом. Диаметр колонны составляет 1/9 её высоты.

Способы построения ионической волюты по Виньоле

Первый способ построения ионической волюты

  1. Найти центр глазка волюты — точку О. Она лежит на линии стыка ствола и капители, между четвертным валом и валиком. Расстояние от оси колонны до него — 1 модуль (18 парт). Расстояние от верха канала волюты (или от основания каблука) — 9 парт.
  2. В центре глазка построить вертикальную и горизонтальную оси. Начертить окружность глазка диаметром 2 парты. Последовательно соединив концы осей на окружности, получим вписанный в глазок квадрат.
  3. Из центра глазка О опустить на стороны квадрата перпендикуляры (апофемы). Основания апофем на сторонах квадрата обозначить числами 1,2,3 и 4 против часовой стрелки.
  4. Отрезки О-1, О-2. О-3 и О-4 разделить на три равные части. Ближайшие к точкам 1-4 засечки последовательно обозначить цифрами 5,6,7 и 8, а ближайшие к центру О-цифрами 9,10,11 и 12.
  5. Установить ножку циркуля в точку 1 и радиусом в 9 парт провести из точки 1’ (начало волюты) четверть окружности до пересечения с горизонтальной осью глазка (точкой 2’). При этом расстояние 0-2’ будет равняться 8 партами.
  6. Установить ножку циркуля в точку 2 и радиусом в 8 парт провести из точки 2’ дугу в четверть окружности до пересечения с вертикальной осью глазка (точка 3’). Расстояние 0-3’ при этом будет равняться 7 партам.
  7. Последовательно устанавливая ножку циркуля в точки 3-12, завершаем внешнюю линию спирали волюты на окружности глазка. Половина работы выполнена. Осталось провести внутреннюю линию спирали.

Внутреннюю линию спирали проводим следующим образом.

  1. Делим отрезок 1-5 на три равные части. В точку, ближайшую к точке 1 (назовем её условно 1-а), устанавливаем ножку циркуля – отсюда начнётся построение.
  2. От точки 1’ откладываем вниз отрезок 1’-1”, равный 1 парте. Точка 1” — начало внутренней линии спирали.
  3. Соединив циркулем точки 1а и 1”, проводим четверть дуги до пересечения с горизонтальной осью глазка (точка 2”). Начало внутренней линии спирали положено.
  4. Дальнейшие построения совершаются аналогично. Хороший результат получается лишь при очень точном и аккуратном черчении.

 

Второй способ построения ионической волюты

Построение глазка ионической волюты как и в первом способе.

  1. Провести через центр глазка четыре оси — вертикальную, горизонтальную и две диагональных.
  2. Построить прямоугольный треугольник АВС (АВ = 9 парт, АС = 7 парт). Из точки С провести дугу окружности СЕ радиусом в 7 парт. Вокруг точки А описать окружность радиусом в 1 парту. Провести линию CD, касательную к окружности. Дугу DE разделить на 24 равные части. Полученные точки соединить с центром C и продолжить до пересечения с АВ. Постепенно уменьшающиеся отрезки А-1, А-2,…А-25 — искомые расстояния от центра глазка до внешней линии будущей спирали.
  3. От центра глазка О откладываем на все лучи против часовой стрелки отрезки А-1, А-2,…А-25, нумеруем их. Это отправные точки внешней линии спирали.
  4. Ставим ножку циркуля в точку 2 на оси 2-6. Радиусом в 9 парт делаем засечку на оси 3-7 и переносим ножку циркуля в полученную точку. Дугой радиусом в 9 парт соединяем точки 1 и 2. Таким методом строится внешняя грань спирали волюты. Нельзя забывать, что угол между точками 2, 0 и 7, в пределах которого велись построения на первом этапе, все время остается равным 135На каждом последующем этапе построений он будет лишь поворачиваться против часовой стрелки на 45.
  5. Начальная ширина спирали равна 1 парте или отрезку 1-3’. Расстояние А-3 нужно перенести из точки О в точку 3’ на оси 1-5, расстояние А-4 — из точки О в точку 4’ на оси 2-6 и т.д. Получаем отправные точки внутренней линии спирали.

Дальнейшие действия — как и при построении внешней линии спирали.

Построение по Михайловскому

Ионический ордер по Палладио

 

Источники:

Всемирная история архитектуры, Том II

Е.Н. Поляков «Архитектурные ордера по Виньоле» Учебное пособие.

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *