Дельфы. Святилище Аполлона в Древней Греции

Многие из нас слышали такие выражение как дельфийский оракул, пуп земли, знаменитый Омфал, и имя Пифия. И это все находилось в одном святилище под названием Дельфы. Это было место поклонения у всех греков. Они приезжали туда, чтоб получить какое-то прорицание от жрицы бога Аполлона, Пифии, там же находился центр земли Омфал, от которого рассчитывали все расстояния. Там же располагались сокровищницы многих греческих городов. Да и вообще это просто шикарное место в горах с потрясающими видами. Итак, знакомимся, Дельфы!

Дельфы были местом культа Аполлона — бога светлого, творческого начала, покровителя искусств и вместе с тем бога-прорицателя. Аполлон считался покровителем многих городских общин у эллинов, и ему было посвящено большое количество храмов архаической эпохи. Главнейшие святилища этого бога служили местопребыванием оракулов, предсказывавших будущее отдельным гражданам и целым общинам. Особой известностью и влиянием пользовался оракул в Дельфах. Роль оракулов в древней Греции была очень велика, т.к. ни одно важное мероприятие в жизни государства обычно не проводилось без оракула.

Оракулом в древности называли жреца, который давал предсказания от имени божества. В Дельфах таким оракулом была жрица Пифия. Её предсказания потом толковали жрецы и сообщали ответы тому, кто задавал свои вопросы оракулу. Как правило, эти ответы были в стихотворной форме.

Пифия

Изначально в Древней Греции прорицателем была Гея, а её жрицей была нимфа Дафна. От Геи оракул получила Фемида, которая позже передала оракул своей сестре Фебе. Ну а Феба передала своему внуку Аполлону. Он пришел в место прорицаний, которое охранял змей Пифон и убил его. Первой Пифией Аполлона стала Фемоноя. И это только одна из версий. В разных источниках легенда имеет ряд отличий.

Паломники приходили в Дельфы, совершали ряд обрядов, чтоб очистить себя, также совершали жертвоприношение, платили за «услугу» и могли задавать свои вопросы. Были определенные дни и месяцы, когда давались прорицания. Изначально это был только один день в году, затем постепенно увеличилось время до 9 месяцев в году, позже ещё чаще.

В храме, в закрытом помещении, Адитоне, находилась золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и сам камень Омфал из мрамора с двумя золотыми орлами. Под омфалом находился саркофаг, в котором находился пепел Пифона. Посреди амфитеатра была расселина в скале, откуда поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором и сидела Пифия.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности и могла быть даже замужем до принятия этого сана.

Перед пророчеством Пифия омывалась в Кастальском источнике, надевала золототканную одежду, распускала волосы и надевала на голову лавровый венок. Потом она спускалась в адитон, пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать.

Джон Кольер. Дельфийская пифия

Ойкумена

Все территории, которые были известны грекам, назывались ойкуменой, по сути, это слово означало всю землю. Какой бы город греки не строили, они всегда знали его местоположение в ойкумене. Благодаря развитию мореходства расширились географические  познания. Они объединились с астрономическими сведениями о Луне и Солнце и расположении созвездий, служивших дополнительными ориентирами во время постоянных морских путешествий. Все это слилось с общим представлением о Земле как о плоском круге. В одних источниках этот круг плавает на воде, в других — поддерживается воздухом. И уже в эпоху архаики появились первые изображения Земли. Известны карты Гесиода (VIII в. до н.э.), Анаксимандра и Гекатея (VI в. до н.э.). Эти карты, высеченные на камне или, как у Гекатея, процарапанные на медной пластине, изображали землю в виде круга, в центре которого располагался всеэллинский культовый центр Дельфы.

 

Омфал как центр земли

Согласно поверьям греков, местоположение Дельф было указано верховным божеством Олимпа — Зевсом, который, желая определить центр Земли, пустил двух птиц навстречу друг другу. Птицы встретились над территорией будущих Дельф. Эта легенда всячески поддерживалась греческим жречеством, и постепенно в эпоху архаики Дельфы превратились в центр всего греческого мира. В древнем святилище, в храме Аполлона, многократно перестраивавшемся, был установлен конической формы камень — Омфал, который греки считали центром (пупом) земли, откуда отсчитывались все расстояния. Здесь же рядом находился Дельфийский оракул, с которым «советовались» жители всех эллинских общин.

Омфал в музее

 

Дельфийский оракул и градостроительство

Ни один колониальный город Древней Греции не был основан без совета и одобрения Дельфийского оракула в лице жрицы Пифии. Конечно, дельфийские жрецы пользовались своим положением и неоднократно проводили выгодную им политику, но в то же самое время Дельфы для Древней Греции при изолированности её городов-государств были единственным центром, где греки получали информацию о многочисленных событиях и о строительстве новых городских общин, что было немаловажно для развития торговли того времени.

Таким образом, при закладке новых колоний, как бы далеко они не находились, греки мысленно соотносились с «географическим центром земли», расположенным в Дельфах, а иногда запечатлевали это соотнесение в ориентации главных планировочных осей городов.

Особенно это касалось городов, где, как и в Дельфах, главенствовал культ Аполлона.

 

Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах

Святилище в Дельфах было богаче и сложнее олимпийского святилища. Природа здесь совершенно другая. Священный участок расположен в уединенной и суровой лощине между двумя мощными горными кряжами — Федриадами. Сооружения святилища теснятся на склоне, почти под самыми скалами, которые неподалеку образуют ущелье со священным источником.

Храм Аполлона

Двуглавая вершина Парнаса доминирует над ландшафтом. Противоположная сторона ущелья покрыта лесом. В расщелинах скал отовсюду пробиваются ручьи. Лишь к югу лощина несколько расширяется, и вдали сверкают воды Коринфского залива.

В священном Кастальском ущелье эхо во много раз усиливает каждый звук, обращая крик в настоящий грохот. Из каменистой щели на территории священного участка поднималась холодная струя одуряющих испарений. Тут-то с древнейших времен и было расположено святилище богини земли Геи, позднее оно было посвящено Аполлону Пифийскому-прорицателю. Восточнее и несколько ниже главного святилища находился ещё один небольшой священный участок Мармария. Он располагался на двух террасах в разных уровнях. На нижней террасе в VII в. до н.э. был построен упоминавшийся выше храм Афины Пронайи.

 

Обнесенный оградой главный участок святилища Аполлона поднимался по крутому склону высотой в 50 м на протяжении 180 м, ширина участка 130 м.

Центральная терраса была искусственно расширена и укреплена снизу подпорной стеной полигональной кладки, камни которой в V в. до н.э. были сплошь покрыты посвятительными надписями и гимном Аполлону. К этой террасе подходила зигзагом священная дорога, вымощенная большими плитами. Уже в очень раннее время по сторонам её возникла целая цепь сокровищниц, памятников, вотивных колонн и статуй, сооружавшихся отдельными общинами. Сокровищница сикионян, построенная на развалинах древнего фолоса, уже упоминалась выше, как и сокровищницы сифносцев, массалийцев и афинян. Последняя является одним из произведений архаики, стоящих на рубеже классической эпохи, то же относится и к знаменитой стое ионического ордера, построенной афинянами из паросского мрамора. В ней были сложены трофеи, взятые афинянами у эгинян, беотян и халкидян. Далее за сокровищнецей афинян дорога подходила к священному ручью, вытекавшему из так называемого ущелья Змея. По бокам его — каменная глыба, изображавшая Латону, и скала Сивиллы, где по преданию, были произнесены первые предсказания. Тут же возвышалась сооруженная наксосцами высокая колонна, служившая постаментом для фигуры сфинкса, описанная выше. У следующего поворота дорога пересекала круглую площадку, откуда выходили священные процесс, и, наконец, поворачивала к террасе храма.

Главным зданием дельфийского святилища был храм Аполлона Пифийского. Его геометрически ясный и сверкающий белизной объем был четко противопоставлен суровому нагромождению красновато-коричневых скал гряды Федриад, окружавших его. Посетитель, подходя к храму, видел его благодаря поворотам «священной дороги» с разных сторон и на разном расстоянии. Ряд сокровищниц, колонн и статуй обогащал впечатление, контрастируя своим разнообразием и небольшими размерами с возвышавшимся в центре храмом. По мере приближения к храму должно было создаваться исключительно торжественное чувство. Вся окружающая обстановка, естественная и искусственно созданная, содействовала здесь основной цели — она подготавливала разум и чувства посетителя, пришедшего попросить божественного оракула.

С храмовой террасы можно было пройти в верхнюю часть святилища, где находился теменос. Неоптолема. Сохранившиеся там сооружения относятся уже к классическому и эллинистическому времени. Это театр, занимающий весь левый верхний угол святилища, и стадион, расположенные ещё выше, в пяти минутах ходьбы к западу (он не относится непосредственно к ансамблю).

Дельфийский ансамбль, почти целиком сложившийся в эпоху архаики. — один из самых совершенных в эллинской архитектуре. По силе впечатления и своему художественному уровню он не уступает ансамблям классики. Но это в значительной мере результат великолепной связи произведений с ландшафтом: сооружения дельфийского святилища дополняли могучую природу, в которую они были вписаны с непревзойденным художественным тактом.

Основная мысль архитектора состояла в выделении массива главного храма, который настолько господствует в композиции целого, что перед ним стушевывается все остальное, сливаясь с асимметрическими формами окружающей природы и вместе с ней играя роль фона по отношению к периптеру.

Именно там сложился вариант ионического ордера, который совместил в себе основные декоративные элементы малоазийской ионики с раздельными конструкциями плоского перекрытия и двускатной кровли. Это привело к появлению фронтонов.

Этот второй вариант ионического ордера был создан на рубеже последней четверти VI в. до н.э. в сокровищницах, которые малоазийские греческие города, по примеру прочих, возводили в святилище Аполлона. Интересно, однако, отметить, что ни в одной из этих сокровищниц не были применены ионические колонны, несмотря на то, что отдельно стоящая ионическая колонна и была установлена наксосцами в том же святилище в первой половине VI в. до н.э.

 

Колонна служила постаментом для скульптуры — крылатого сфинкса. Ствол колонны имеет 44 каннелюры с острыми ребрами. Эхин, отделенный от ствола скоцией, сильно развит, поверхность его украшена овами, а верхний край сильно подвернут под подушку волют. Сильно вынесенные спирали волют имеют сложный рисунок, образуемые четырьмя жгутиками. Подушка между волютами заметно вогнута, как в капителях классического времени.

Сфинкс. Дельфы. Ионический ордер

Храм Афины Пронайи

Одна из самых ранних построек святилища.

Храм Афины Пронайи (что значит «находящийся перед храмом») был построен в середине VII в. до н.э. недалеко от главного дельфийского святилища (в так называемой Мармарии). Геродот рассказывал, что после обвала скалы в середине VI в до н.э., храм был разрушен. И на его месте был построен второй храм. Капители старого храма пустили на замощение целлы нового храма, поэтому они сохранились. Что касается старого храма, то его планировка остается неизвестной. Известно, что его колонны были очень стройными и сыграли важную роль в развитии архитектуры в эпоху дорики. Остались барабаны 12 колонн, по которым установили, что отношение высоты к нижнему диаметру составляло 6,5:7. О тонкости ствола можно судить по отношению нижнего диаметра (0,517 м) и верхнего (0,312 м) — оно составляло 10:6. Колоны относят к 640 г. до н.э. и они имели 16 неглубоких каннелюр.

От деревянного зодчества сохранился приём, который спасал от загнивания. На сплющенном эхине лежала очень широкая абака, незначительный выступ на верхней поверхности, которой служил непосредственной опорой архитраву. Впоследствии, уже в каменном зодчестве этот приём исчез. И выступы на абаке встречаются снова только начиная с V в. до н.э., но имеют уже другое назначение.

Фолос (Толос) реконструкция

Форма капителей была очень древней, связана ещё с микенской традицией. Шейка капители не сохранилась, но полагают, что она имела западающую скоцию с венком из листьев.

За счёт этого всего храм Афины Пронайи считают памятником самой начальной стадии перехода эллинской архитектуры к камню, когда новый материал ещё не был освоен, а формы и пропорции деревянного зодчества целиком переносились в каменное.

II храм Афины Пронайи

Храм был возведен почти одновременно с храмом Аполлона и сокровищницей афинян. Это было примерно в VI—V вв. до н.э. Первый храм, согласно легенде, по приказу Аполлона был унесен Гиперборейским ветром в северные страны.

Храм представлял собой периптер с числом колонн 6 х 12 и был обращён входом на юг, что может быть, диктовалось расположением на затесненной террасе. Целла с пронаосом обычного типа не имела опистодома. Дорический ордер был уже очень близок к классическим пропорциям. Интерколумнии фасадов были немного шире боков, что было ближе к архаике.

Вскоре после постройки храма во время землетрясения на него упал осколок скалы. И храм был разрушен. В таком состоянии его видел Павсаний. Тоже самое произошло и в 1905 г., после проведенных раскопок. Были разрушены 12 колонн. Сейчас на месте храма можно видеть только его нижние части. Но даже они свидетельствуют о высокой технике строительства.

Древний фолос в Дельфах и сменившая её сокровищница мегарян

Под руинами сокровищницы сикионян в Дельфийском святилище Аполлона было обнаружено более сооружение. Оно было небольшое, круглое в плане и относится примерно к 580 г. до н.э. Это — древнейшая из известных нам круглых построек, которая имела все основные элементы дорического ордера.

Древний фолос возвышался на трехступенчатом основании. Диаметр постройки был 6,2 м. Целлу окружали 13 колонн, которые в высоту достигали 2,77 м. ствол колонны был 2,49 м, а капитель — 0,28 м. Верхний диаметр ствола равнялся 0,345 м,  так что отношение высоты колонны к нижнему диаметру приближалось к 6. Ствол имел 16 каннелюр. Капитель напоминала микенский тип. Антаблемент древнего фолоса был очень тяжел и имел ряд особенностей, характерных для ранней стадии развития ордера.

Интерьер отражал влияние Иктина — на профилированном цоколе из темного элевсинского камня должно было находится 10 (без одной, пропущенной из-за широкого дверного проема) приставленных к стене коринфских колонн. Их оси приходились против середины каждого второго наружного интерколумния. Форма коринфской капители с её ясно очерченным колоколом и двумя венцами невысоких акантовых листьев явно напоминает иктиновскую. Однако угловые волюты здесь начинались двумя большими спиралями.

Дельфийский фолос отличался изяществом и богатством отделки. Его дорические колонны — три из которых восстановлены в 1938 г, стройные. По краю кровли, позади симы, шёл ряд дополнительных разных украшений, в метопах была скульптура. Кривизна поверхности триглифов, отвечавшая радиусу окружности антаблемента, свидетельствуют о высоком мастерстве строителя и скульптора.

Зодчий фолоса — Феодор из Фокен — написал, по свидетельству Витрувия, о своем произведении трактат.

Сокровищница мегарян, сменившая фолос, почти не поддается реконструкции. По-видимому, это был простиль, у которого триглифы располагались только над осями колонн — приём, отмеченный ещё только лишь в одном архаическом храме Аполлона в Сиракузах. Это обстоятельство, а также стилистические особенности скульптурных метоп, изображающих мифы, связанные с Диоскурами, позволяют предполагать, что найденные фрагменты относились скорее всего к сокровищнице сиракузян.

Архитектура храма Аполлона в Дельфах

Храм известен тем, что неоднократно перестраивался и до нас дошли остатки пятого по счёту храма. Он был построен после пожара в 548 году, когда сгорел его предшественник. Возрождением храма занимался род Алкмеонида, которых изгнали из Афин. Поэтому храм также называют алкмеонидовым.

Храм Аполлона

Храм имел 6 х 15 колонн, относился к типу периптер. Размер по стилобату составлял 21,65 х 58 м. Восточный фасад, кровля, пол, орфостаты и часть фриза храма были в основном выполнены из мрамора. Остальные части (в том числе и фронтонные скульптуры) были у пороса, покрытого белой штукатуркой. Внутреннее пространство было сильно вытянуто. Помещение состояло из пронаоса, глубокой трехнефной целлы (где помещался знаменитый оракул —пифия) и опистодома.

Храм Аполлона в Дельфах реконструкция

Колонны были сложены из отдельных барабанов и имели по 20 каннелюр. Предположительная высота колонн составляла около 8 м. Нижний диаметр был 1,8 м, а верхний — 1,35 м. получалось соотношение Н=4,60. Расстояние в осях колонн 4,12-4 м. Сторона абаки 2,25 м. Высота капители 1,1 м. Архитрав имел ещё архаическую конструкцию из уложенных одна на другую плит. Его высота 1,415 м, высота фриза 1,372 м.

Фронтоны храма были очень низки. Отношение высоты к длине 1:8,636. В восточном фронтоне стояла мраморная фигурная группа, западный был украшен горельефом из пороса. Оставшиеся фрагменты скульптур говорят о том, что техника в передаче движения, складок тканей была на высоком уровне. Но какая была общая схема всей композиции можно только предполагать.

Храм в Дельфах очень близок по архитектуре к храмам в Коринфе и в Афинах. Поэтому существует предположение, что его строил тот же архитектор, который построил храм в Коринфе.

Сокровищницы в святилище Аполлона в Дельфах

Сокровищница афинян в Дельфах

Сооружение эпохи архаики. Павсаний, ссылаясь на надпись на ступенях террасы сокровищницы, утверждает, что афиняне соорудили её за счёт марафонской добычи (490 г. до н.э.), но значительная часть исследователей, основываясь на несколько архаичном характере скульптурных украшений и живописного орнамента, относит её к концу VI века, точнее — к 510—507 гг. до н.э. Здание сокровищницы было небольшого размера 9,75 х 6,68 м. и повторяло тип дорического храма в антах.

Материал мрамор, был использован тот же самый, который позднее применялся при постройке Акрополя в Афинах. Стены сложены из квадров. Колонны портика близки по пропорциям к классическим. Интерколумний составляет 1,9 диаметра колонны. Кривая эхина, подчеркнутого 4 ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здания, украшая не только фасад, но и гладкие боковые стены.ооружение. Причём собрал почти все составляющие его квадры. Их установили на свои места, опираясь на надписи на стенах. Надписи включали в себя общие сведения государственных актов Афин, а также глины в честь Аполлона (текст и ноты).

Не были найдены скульптурные украшения фронтона, но скульптуры на метопах уцелели. На них изображены подвиги Тесея и Геракла.

Место для постройки было выбрано очень удачно. Это самое эффектное место у священной дороги. Зигзагообразный путь отвечал крутизне склона. И посетитель, поднимаясь на террасу, тратил больше времени на подъем, при этом мог увидеть все сооружения в самых различных аспектах.

Реконструкция

Сокровищница стоит на приподнятой на три ступени треугольной в плане террасе. Постройка была обращена к дороге своей боковой южной стеной, поэтому её украсили триглифным фризом. Главный фасад открывался только тогда, когда человек подходил на расстояние около 5 метров. В самом начале пути путник встречал обильно украшенные скульптурой сокровищницы ионического ордера, и в конце его встречала строгая и гармоничная сокровищница афинян. Она вырисовывалась на фоне мощной подпорной стены полигональной кладки и должна была производить особенно сильное впечатление.

Сокровищница сифносцев в Дельфах

Была построена полностью из мрамора около 525 г. до н.э., с кариатидами вместо колонн и с богатым декором. Единственная сокровищница, которая сохранила все свои основные части. По композиции — это небольшой храм в антах.

Фасадная часть установлена в музее. Сокровищница имела 5 метров в ширину и 8,5 метров в длину. Орфостаты стены завершались внизу астрагалом с порезкой бусами. Стены были сложены из квадров с ложковой перевязкой. Анты имели очень простые капители в виде киматия с порезкой листьями, увенчанного простой абакой. Стоявшие между антами кариатиды поддерживали сложные капители. Антаблемент состоял из гладкого архитрава, увенчанного киматием, из украшенного барельефом фриза и из карниза без зубчиков, покрытого резными пальметтами и лотосами. Фронтон был украшен скульптурами, по углам стояли скульптурные акротерии. Древний проём, обрамленный наличником с фасциями, немного суживался кверху и венчался сандриком на двух консолях в виде волют. Софит сандрика и наличник двери были декорированы орнаментом из лотосов и пальметт.

Сокровищница сифносцев, так же как и сокровищницы других городов, имевших население ионийского происхождения, вероятно, возводились строителями-ионянами. Именно этим, скорее всего, можно объяснить неожиданные сочетания ионических элементов с дорическими в греческой метрополии. Такое предположение подтверждают, например, формы описанного Павсанием трона Аполлона в Амиклах в Пелопоннесе, возведенного греком Бафиклом из Магнессии. Это необычное по форме сооружение, плохо поддающиеся реконструкции из-за скудности остатков, имело дорическую капитель с консолью в виде волюты.

Сокровищница массалийцев в Дельфах

Была сооружена в те же годы (около 525 г. до н.э.). это тоже мраморная постройка типа храма в антах с колоннами, увенчанными пальмовидными капителями. Они в какой-то мере предшествуют коринфской капители: состоят из двух поясов тесно сомкнутых листьев. Эта круглая в плане капитель, в отличие от обычных ионических капителей архаического времени, выглядит одинаково со всех сторон, подобно четырехсторонним капителям развитой ионики или коринфского ордера. Колонны имеют базы, состоящие из каннелированного полувала и сложной по профилю двухчастной подставки. Стволы покрыты 22 каннелюрами с острыми ребрами.

Сокровищница книдян в Дельфах

Построена в начале последней четверти VI в., имела, подобно сокровищнице сифносцев, кариатиды между антами. Ширина её по фасаду (около 8 м.) более глубины (около  6,5 м). Высота стены от фундамента до архитрава 3,71 м.

Сокровищница эта была построена из паросского мрамора. Ширина фундамента под стенами достигала 1,35 м. На фундаменте покоилось основание стены в виде ступени и каннелированного торуса над ней. К торусу примыкал астрагал с жемчужником, высеченный на первом ряду кладки стены. Орфостатов не было, и стена состояла из чередующихся тычковых (низких) и ложковых (высоких) рядов. Высота рядов уменьшалась кверху (соответственно от 53 до 47 см и от 23 до 18 см). Прием уменьшения рядов кладки снизу вверх указывает на сознательное стремление усилить впечатление перспективного сокращения.

Антаблемент состоял из гладких архитрава и фриза, увенчанных астрагалами с порезкой жемчужником, и карниза без зубчиков. Под карнизом был протянут лишь пояс, состоявший из астрагала с бусами. Входной проём в наос обрамлен наличником, разделенным по ширине на три полосы (фасции) астрагалом, с порезкой бусами.

Стоя афинян в Дельфах

Ещё один памятник с ионическими колоннами, базы которых предвосхищали аттические. Она была построена сразу же после окончания греко-персидских войн, в 478 или 475 гг. до н.э., т.е. уже в начале следующей эпохи в развитии греческой архитектуры. Однако по стилю её форм — это сооружение переходного периода. По сути дела — это легкий навес, прислоненный к мощной подпорной стене из полигональной кладки, над которой возвышался храм Аполлона.

Стоя афинян в нижней части

Навес предназначался для хранения посвященных афинянами богу военных трофеев: отсюда его легкость и изящество. Впервые афиняне, принадлежавшие некогда к ионическим племенам, воспользовались здесь ионическими колоннами. Необычайно широко расставленные (отношение диаметра колонны к интерколумнию составляло 1:8,2), с маленькими капителями и своеобразной, расширявшейся книзу базой, эти колонны, выполненные из мрамора, четко выделялись на фоне грубой серой стены, сплошь испещренной, словно орнаментом, надписями.

Исключительно удачно расположение стои на последнем верхнем изгибе священной дороги, внизу которого стоит другое, дорическое сооружение афинян — их сокровищница.

Театр в Дельфах

 

Стадион в Дельфах

Гимнасий в Дельфах

Источники:

Всемирная история архитектуры, Том II

Очерки по истории архитектуры. Том II. Брунов Н.И.

Савренская «История градостроительного искусства»

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *