Общие исторические сведения
Древние Сиракузы были основаны греками в 734 или 733 году до н.э., коринфскими и тенейскими переселенцами. Это был важнейший город Великой Греции, который был одним из самых сильных в Средиземноморье. После войны с Афинами город начал процветать и разбогател. Он был окружен стенами в 28 км., в центре города стояли храмы Афины и Артемиды. В городе был театр, знаменитый своей акустикой. Сиракузы являются местом рождения ученого и математика Архимеда.
Древние Сиракузы на карте
Во время второй Карфагенской войны (218—202 гг. до н.э.) город был захвачен римлянами. И город разрешили грабить. Всё, что было накоплено за время процветания, было вывезено в Рим. Для этого даже построили в Риме храм Virtus, куда свозили богатства и произведения искусства и он стал первым музеем. Начался интерес к греческой культуре, искусству. Это обозначили как катастрофу, потому что начался культ всего греческого, и римское общество от этого стало уязвимым. Гораций писал (Письма, II, 1,156) что Греция «захватила» дикого победителя.
По приказу римлян грекам было запрещено жить в Сиракузах. После всех смут на остров отправили Цицерона, который и обнаружил там гробницу знаменитого Архимеда. После правления Октавиана, город стал крупным торговым центром. Приемник Октавиана Августа, Тиберий, перевез статую Аполлона из Сиракуз в Рим.
После падения Римской империи Сиракузы захватывали остготы и вандалы и, в конце концов, город стал частью Византии. В этот период в город стали массово переселяться активно настроенные христиане. Началась насильственная христианизация населения, в основном греков, и отказ от всего латинского.
После того, как Византийцы покинули город, оставив там хаос, его на два года захватили арабы, в 878 году, после 9 месяцев осады. Были убиты все солдаты и около 5000 населения, остальные 8000 вывезли в Африку. Сиракузы разграбили и сожгли. Людей после нескольких лет освободили, заплатив выкуп, и они переселились в Мессину, где жили греческие общины.
Период Античности
Политическое и экономическое могущество греческого города объясняется его выгодным географическим положением. Город расположен на небольшом острове Ортигия, на котором первоначально была расположена основанная коринфянами колония. Остров отделен от берега узким проливом и поэтому было удобно обороняться от туземного населения, несмотря на отсутствие акрополя, но и в то же время удобно было сообщаться с берегом. Благодаря сильному выступу острова в море с обеих сторон его образовались две бухты, из которых Малая была особенно удобна для небольших древнейших кораблей, а Большая — достаточно вместительна для стоянки развитого военного флота.
Город вскоре распространился и на другую сторону пролива, поднявшись на примыкавшие к берегу возвышенности, на острове Ортигии при входе в Малую бухту было воздвигнуто святилище Аполлона, а на возвышенности, расположенной по другую сторону Большой бухты и господствующей над долиной впадающей в бухту реки Анапос, почти одновременно появилось святилище Зевса Олимпийского.
Ворота в крепость
Эти ворота были главным входом в крепость, построенную Дионисием I (430—367 гг. до н.э.) и были частью стен, окружавших весь город до крепости Эвриелос.
Сегодня осталось основание двух квадратных башен высотой более 8 метров с каждой стороны ворот, через которые проходила дорога, ведущая к храму Аполлона и храму Афины.
Реконструкция ворот в Сиракузах
Остатки ворот
Храм Аполлона на о. Ортигии в Сиракузах
Самый древний из сицилийских периптеров — относится к концу первой четверти VI в. до н.э., а если судить по акротериям — к 570—560 гг. до н.э. Его материал песчаник с довольно тонким зерном. При расчистке храма от обстроек и раскопках был обнаружен в сохранности почти весь стилобат, основания колонн южного и восточного портиков, значительная часть южной стены целлы, многочисленные фрагменты, которые позволили восстановить две колонны с прикрывающим их блоком архитрава.
Реконструкция храма Аполлона в Сиракузах
Храм был сильно вытянут в длину и имел 6х17 колонн. Целла состояла из пронаоса, наоса и адитона. Здесь впервые встречается характернейшая черта сицилийского храмового зодчества — второй ряд колонн, поставленный позади колоннады главного фасада и придающий особую пространственность восточному портику.
Портики по бокам целлы также были довольно широки, однако скрывающиеся за наружной колоннадой пространство вряд ли могло просматриваться извне. Колонны храма имели самые приземистые пропорции из всех известных в эллинском зодчестве. При высоте колонны 7,98 м. и нижнем диаметре в среднем около 2,4 м. отношение высоты к диаметру составляло менее 4. Колонны были расставлены так тесно, что интерколумнии во всех пролетах, кроме расширенного среднего на восточном фасаде, не достигали даже размера диаметра колонны. Интерколумний боковых сторон составлял всего 0,7 или 0,8 нижнего диаметра. Мощные монолитные стволы колонн с сильным утонением кверху (0,10 м. на 1 пог. м.) имели по 16 широких каннелюр, в каждой из которых мог уместиться человек. Шейка капители, как и у капители храма Афины Пронайи в Дельфах, имела вид украшенной листьями скоции. Плоский эхин с огромным выносом был подчеркнут пятью ремешками.
Если каменные колонны храма Афины Пронайи по своим пропорциям напоминали деревянные опоры, то в Сиракузском храме зодчий явно впал в другую крайность, придав колоннам преувеличенно грузные пропорции. То же заметно и в размерах архитрава: его высота составляла более одной четверти высоты колонны, а между тем свободного пролёта, который требовал перекрытия, можно сказать, не оставалось, т.к. абаки соседних капителей почти соприкасались. В то же время ордер был выполнен как целостная, уже сложившаяся система архитектурных форм, поскольку храм имел полный антаблемент с триглифно-метопным фризом и карнизом, одетым в терракотовую одежду. Пропорции ордера были необычайно тяжелы: антаблемент составлял по высоте 1/3 всего ордера.
Триглифы и метопы были вытянуты по вертикали, а расположение триглифов было ещё случайным. На торцевых фасадах угловой триглиф был сдвинут на угол фриза, чуть смещаясь с оси угловой колонны верхний диаметр которой почти равнялся толщине архитравного блока. Прочие триглифы были расставлены более или менее равномерно, однако они не совпадали с осями колонн и серединами пролетов. На боковом фасаде несоответствие было ещё более разительно: на три пролёта приходилось по пять триглифов. Из-за того, что метопы почти равнялись триглифам по ширине, расположенные под карнизной плитой мутулы имели разную ширину — над метопами они были уже, чем над триглифами.
Гутты выполнялись, по-видимому, из какого-то другого материала (возможно бронзы), так как на их местах остались только углубления.
Руины храма Аполлона в Сиракузах свидетельствуют о том, что, хотя в начале VI в. до н.э. формы ордера, по-видимому, уже достаточно уверенно сложились на Пелопоннесе, на западе поиски «порядка» и определенной последовательности в формообразовании были в это время ещё в полном разгаре.
Храм Зевса Олимпийского в Сиракузах
Возведен быть может на десяток лет позже храма Аполлона, почти полностью повторял план своего предшественника. Он так же был сильно вытянут. Соотношение сторон стилобата, равного 22,1 х 62,4 м., составляло 3:8,5. Имел 6х17 колонн, целлу, заканчивающуюся адитоном, и второй ряд колонн в восточном портике. Монолитные колонны птерона, два неполных ствола, которые ещё стоят на своих местах лишь немного менее мощны, чем в храме Аполлона. Соотношение высоты колонны к её нижнему диаметру здесь составляло 4:3. Пролеты между колоннами на торцовых фасадах были чуть больше, чем на боковых. Однако по каждому из фасадов все интерколумнии были одинаковы, что свидетельствует о явном стремлении к регулярности планировки. Как были расставлены триглифы, неизвестно.
Храм Зевса в Сиракузах
Вид сверху на храм Зевса
Храм Артемиды
Храм Артемиды это ионический храм, расположенный недалеко от сенатского дворца. Его построили первые греческие переселенцы из Коринфа. Артемида была защитницей Сиракуз. По стилистике храм похож на храмы Малой Азии, но он так и не был закончен. Когда Гелон пришел к власти (485—478 гг.), то он предпочел строить дорический храм Афины.
Храм Афины
Дорический храм Афины был построен в V в. до н.э. тираном Гелоном после победы над Карфагеном. После того, как Сиракузы были захвачены римлянами, полководец Веррес разграбил храм. Храм использовали как церковь, а его колонны были встроены в стены собора Сиракуз. С левой стороны собора видны несколько колон из известняка, внутри видны 9 колонн. Мраморные плитки и рельефные львиные головы, сохранившиеся до сих пор, хранятся в археологическом музее Орси.
Реконструкция храма Афины и храма Артемиды
Собор в Сиракузах с остатками храма Афины
Колонны храма Афины в соборе
Греческий театр в Сиракузах
Лучше всего сохранился греческий театр, построенный в V в. до н.э. В театре было 9 зон и 67 уровней. Многие посетители считают его визитной карточкой города. Он расположен на высоком холме с прекрасным видом на город. В свое время театр был одним из крупнейших в Греции, а затем в Риме. К сожалению, в средние века испанцы демонтировали часть сооружения, чтобы укрепить остров. Сейчас театр может вместить до 15 000 зрителей. Театр в Сиракузах считается классическим образцом античной архитектуры.
Жертвенный алтарь
В III в. до н.э. в Сиракузах был построен жертвенный алтарь Гиерона II длиной почти 200 метров. Перед алтарем была колоннада и сад. В XVI испанцы также использовали камни жертвенника для строительства оборонительных сооружений. От алтаря остался лишь фундамент. Жертвенник являлся самым большим в римскую эпоху и был предназначен для подношений Зевсу. Есть сведения, что там ежегодно приносили в жертву 200 быков.
Реконструкция жертвенного алтаря
Римский амфитеатр
Рядом с жертвенным алтарем находится римский амфитеатр, построенный в I в. до н.э. Амфитеатр третий по величине в Италии после знаменитого Колизея и амфитеатра в Вероне. Имеет форму эллипса. Северо-восточная сторона хорошо сохранилась, потому что она просто высечена в скале. Видны подземные коридоры, по которым на арену выходили гладиаторы и животные. Амфитеатр был раскопан археологами в 1839 году.
Греческий театр, римский амфитеатр и жертвенный алтарь
Храм Адриана в Сиракузах (римский период)
В 2005-м году руины античных Сиракуз были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Источники:
Всемирная история архитектуры, Том II
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂