В какой период в Китае начали строить первые города? Когда зародилось Конфуцианство и как оно связано с искусством. И когда в Китае начали строить огромную стену для ограждения территорий?
Китайская культура насчитывает тысячи лет, а самые ранние памятники зодчества Китая относятся к неолитическому периоду (III — начало II тысячелетия до н.э.). В этот период население сменило кочевой образ жизни на оседлый.
В 1953—1965 гг. было открыто городище в деревне Баньпо, которое даёт представление о неолитической культуре.
При раскопках обнаружили каменные орудия труда и искусно расписанные глиняные сосуды.
Первой достоверно известной династией Китая считается династия Шан (ок. 1550—1030 гг.). В эту эпоху люди научились лить бронзу и стали делать из неё ритуальные сосуды.
Период Шан Инь (XV—XII вв. до н.э.)
К началу II тысячелетия до н.э. развитие земледелия привело к тому, что начали складываться племенные объединения. Наиболее значительными были племена Шан (инь). Они начали подчинять себе другие, более слабые племена. Древние китайские предания приписывают этому племени создание династии и государства к XVI в. до н.э.
Изначально это племя сложилось как Шан, но в последующих источниках указываются как Инь. В период Шан Инь возникли большие поселения и города. Государство Инь располагалось по течению реки Хуанхэ, и в эпоху расцвета охватывало такие современные провинции, как Хэнань, Шаньси, частично Шэнси, Хэбэй, Шаньдун и часть долины реки Хуай.
На берегах реки Хуаньшуй был открыт город, занимавший более 2,5 кв. км. От набега кочевников и соседних племен он был защищен высокой глинобитной стеной и рвом, наполненным водой. Раскопки их поселений позволяют сделать заключение о раннем сложении архитектурных форм Китая, поучивших развитие в последующие века.
Дома и храмы они строили из глины, древесины и обожженных кирпичей. Правитель считался посредником между всем земным и небесным. Его хоронили со всем необходимым для загробной жизни.
В гробницах были обнаружены изделия из бронзы, останки убитых людей и животных, которые должны были сопровождать правителя в иной жизни.
В XII в. до н.э. на северо-западной границе царства Шан усиливается мощный союз кочевых племен во главе с племенем Чжоу.
В XI в. до н.э. Чжоу вместе с кочевниками вторглись в пределы царства Шан Инь и оно пало под их ударами.
Период Чжоу (XI—III вв. до н.э.)
Правители Чжоу основали своё государство в бассейне реки Вэй со столицей Хаоцзин. В начальный период государство Чжоу достигло значительного могущества в области экономики и в политических отношениях. Большое значение приобрели торговля и ремесло. Так как правители пришли с запада, царство получило название «Западное Чжоу».
Сведения об архитектуре «Западного Чжоу» весьма немногочисленны. Из письменных источников известно, что в Хаоцзине, в Ванчэне и других городах были построены дворцы и храмы, что указывают на дальнейшее развитие архитектуры, основные принципы которой сложились в предшествующий период Шан Инь.
В VIII в. до н.э. непрерывные войны с кочевниками заставили правителей чжоусцев в 770 г. до н.э. бежвть на восток, где на месте города Ванчэн была основана новая столица —Лои. Со временем перенесения столицы чжоусцев в Лои начинается период «Восточного Чжоу» (770—256 гг. до н.э.).
В связи с появлением в VI в. до н.э. железа развивается земледелие, строятся плотины и оросительные каналы.
Бронзовый ритуальный Цичхун Ху, Западное Чжоу
Бронзовый сосуд, Дакэ, Западное Чжоу
В этот период подъем экономически вызывает значительное развитие наук и искусства. Начали появляться другие династии, которые вели войны за власть. Этот период политического хаоса и социальной нестабильности был крайне важен для культурного развития Китая. Появились многочисленные философские школы, и каждая из них пыталась найти способ спасения страны от политического и нравственного упадка.
В период «Восточного Чжоу» сложились и две наиболее известные и значительные философские системы Китая — даосизм и конфуцианство.
Конфуцианство — этико-политическое учение, которое получило название от имени своего основателя Кун фу-цзы. В европейской транскрипции Конфуция, жившего в 551—479 гг. до н.э.
Конфуций
В основе учения Конфуция лежала защита морали рабовладельческой аристократии. А также то, что власть должна принадлежать высшим в обществе, а низшие должны подчиняться. Это правило распространялось не только для общества в целом, но и для отдельно взятой семьи.
Конфуций учил, что положение человека в обществе зависит от его заслуг, а не от происхождения. Он полагал, что политическая система, основанная на взаимной терпимости и уважении авторитетов, может гарантировать мир и порядок в государстве.
Учение Конфуция постепенно ко II в. до н.э. превратилось в государственную доктрину и идеологию знати. Конфуцианство повлияло на развитие общественной мысли, науки и искусства.
А последователи даосизма развивали учение мистического толка, согласно которому человек должен познать закон существования мира (Дао) и стремиться к гармонии с природой. Это философское учение оказало огромное влияние на китайскую поэзию и живопись.
Конфуцианство оказало значительное влияние на архитектуру Китая, которое способствовало тому, что сложились определённые архитектурные принципы. К примеру, они строили дома, которые должны были соответствовать общественному положению хозяину дома. Это ограничивало творчество местных архитекторов.
Сведения об архитектуре периода «Восточного Чжоу» сохранились только в письменных источниках. Там рассказывается о том, что в Китае строили большие города с многочисленными улицами. В городах были дворцы знати и храмы.
Столицу Лои построили по правилам, которые описывали Као-гун-цзы (о технике) и Чжоу-ли (обряды Чжоу). Книги были написаны в III в. до н.э.
В тексте указывается, что проектировалась столица по установленному плану. Город имел квадратный план, каждая сторона которого была длиной в 9 ли (около 2,25 км). Он был обнесен крепостной стеной, имевший с каждой стороны трое ворот. Улицы были шириной 23 м.
В центре города находился дворец правителя с царским двором в передней части. С правой стороны от дворца возвышался храм божеств земли и злаков, а слева — храм в честь предков правителя — вана. Позади дворцовых помещений находился рынок. Система симметричной планировки городов, сложившаяся в глубокой древности, сохранилась на протяжении двух тысячелетий.
Сосуд Бо князя Цинь, Восточное Чжоу
Сосуд Пу с лунами, Восточное Чжоу
Двенадцать трупов лошадей были найдены в древней гробнице китайской династии Чжоу в Лояне, провинция Хэнань, Китай. Гробницам около 3000 лет.
Архитектура периода 403—221 гг. до н.э. Возникновение различных династий в Китае и первая китайская стена
Я уже выше писала о том, что в период Чжоу начали появляться династии, которые враждовали между собой. С ослаблением Чжоу борьба велась открытая и явная. Этот период обозначили в истории как период «Сражающихся царств». Он продлился до объединения Китая императором Цинь Шихуанди.
Период «Сражающихся царств» обычно рассматривается как время сложных политических событий и крупных общественных потрясений.
К V—IV вв. до н.э. царство Чжоу окончательно потеряло политический престиж и занимало лишь незначительную область со столицей в Лои.
На территории Китая в этот период сложились семь крупных царств — Цинь, Чу, Ци, Чжао, Вэй, Хань и Янь, и ряд маленьких, которые вели между собой непрерывные войны.
В V—III вв. до н.э. в классовом обществе Китая происходит изменения. Рабовладельческая аристократия лишается своего главенствующего положения. К власти приходят новые силы, порой вышедшие из низших слоев. Это были крупные земледельцы, ростовщики и торговцы, которые имели в собственности множество рабов и другие ценности. В этот период развиваются ремесла, торговля и начинают расти города.
В каждой из столиц отдельных царств сооружались величественные дворцы и храмы.
Свидетельством развития зодчества в период «Сражающихся царств» являются сохранившиеся описания великолепных дворцов и их внутреннего убранства. Сохранились сведения о сооружении многоэтажных зданий и 9-ярусных башен.
Об архитектуре рассматриваемого периода дают представление также изображения различных зданий и построек на бронзовых сосудах.
Ко времени «Сражающихся царств» относится также начало сооружения одного из знаменитых памятников древности — Великой китайской стены («Стены десяти тысяч ли»).
Великая Китайская стена
Отдельные участки стены появляются вдоль северных границ ещё в IV в. до н.э., когда на равнине центрального Китая начали расти и развиваться большие торговые города и поселения, которые часто подвергались нападениям конницы кочевников, совершавших набеги из-за горной цепи Иньшань.
Наиболее могущественные царства — Чжао, Янь, Вэй и Цинь, расположенные около северной границы, начали сооружать глинобитные защитные стены вдоль горной цепи. Около 353 г. до н.э. царство Вэй построило стену вдоль границы с царством Цинь.
Около 300 г. до н.э. были возведены стены в царствах Цинь и Чжао, а около 290 г. до н.э. была построена стена в государстве Янь. Позднее все эти части глинобитных стен были объединены в одно целое.
Остатки сооружений этого периода, которые были обнаружены при раскопках и письменные сведения об архитектуре позволяют сделать вывод, что было интенсивное развитие строительной техники. Также в период V—III вв. до н.э. складываются основные принципы китайской архитектуры на основе более ранних традиций. Китай достигает значительного прогресса и в вопросах высокой художественной значимости сооружений.
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂