Расцвет греческой культуры совпадает с возвышением Афин. Этому способствовали сразу несколько факторов. Помимо развития торговли, ремесла и мореходства, сказались победы афинских полководцев в греко-персидских воинах. Афины за короткий период сумели укрепить свой портовый район — Пиреи. Греки создали из него мощную военную и торговую гавань.
В данной статье будут общие сведения об Античных Афинах, планировке города и Акрополя, а также идеи градостроительства Платона и Аристотеля. Афинам у меня посвящено много статей:
- Афины. Акрополь
- Афины. Акрополь. Парфенон
- Афины. Акрополь. Эрехтейон
- Афины. Акрополь. Пропилеи
- Афины. Акрополь. Храм Ники Аптерос
- Афины. Акрополь. Театр Диониса
- Афины. Акрополь. Одеон Герода Аттика
- Афинская Агора
- Храм Гефеста
- Храм Зевса Олимпийского
- Памятник Лиссикрата
- Башня ветров или первая метеорологическая станция
Возникновение Афин восходит к глубокой древности. Легенда приписывает Тесею объединение нескольких населенных пунктов. Но Тесей больше известен своим сражением с Минотавром на острове Крит. Подробнее о Тесее написано в статье о Минойской цивилизации.
К VI в. до н.э. Афины представляли собой уже большой город, теснившийся вокруг скалы Акрополя — главного культового центра полиса. Помимо этой древней цитадели, в городе выделялись и другие общественные центры. Пникс был местом древнего культа, а затем местом где собиралось народное собрание. Ареопаг, он же холм Арея, был раньше местом сбора аристократического совета, сегодня это просто голая скала. И Агора, которая, скорее всего, раньше находилась между Акрополем и Пниксом, а затем её перенесли севернее Ареопага. Агора стала общественным центром города. При Солоне город был обнесен стенами, но согласно указаниям Фукидида, город и раньше имел укрепления.
Афины периода классики
Расцвет греческой культуры совпадает с возвышением Афин. Этому способствовали сразу несколько факторов. Помимо развития торговли, ремесла и мореходства, сказались победы афинских полководцев в греко-персидских воинах. Афины за короткий период сумели укрепить свой портовый район — Пиреи. Греки создали из него мощную военную и торговую гавань.
Афины и Пирей
Расцвет и начало обширного строительства в Афинах
Для проектирования плана города был приглашён Гипподам из Милета. Но он в большей степени проектировал именно Пирей. И все работы являлись частью одной обширной программы по укреплению оборонной способности Аттики с созданием собственного большого морского флота.
Душой и инициатором многих строительных начинаний этого времени был крупный государственный деятель и полководец — Фемистокл (525—460 гг. до н.э.). При нём началось строительство городских стен Афин и так называемых Длинных стен, соединивших Пирей и Афины в единое целое. Он убедил Народное собрание построить военный флот в 200 триер (вид древних кораблей). По его инициативе возник в 478 г. до н.э. Афинский морской союз.
Афинский морской союз был создан для совместной борьбы греков против персов. В него входило около 250 греческих городов-государств, которые должны были поставлять вооружение, корабли и войско. С течением времени эти поставки были заменены денежными взносами. Хранилищем союзной казны служило святилище Аполлона на острове Делос. В 454 г. до н.э. афиняне настояли на том, чтобы казна хранилась в хорошо укрепленных Афинах. С этого времени гегемония Афин среди союзных городов начала возрастать. Афины взяли на себя роль по защите греческих городов и в полной мере стали использовать союзную казну для укрепления своего города. На эти деньги они также пополняли флот и перестраивали Акрополь.
Муниципалитеты и племена древних Афин
Греция во время фиванской гегемонии
Демократия в античных Афинах
Период расцвета Афин совпал с правлением крупного государственного деятеля Перикла (443—429 гг. до н.э.), который в результате проведенных им реформ закрепил в Афинах демократическое правление.
Перикл царь Афин
Верховным органом власти в Афинах было народное собрание, в котором участвовали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Народное собрание имело самые широкие полномочия и решало все основные вопросы внешней и внутренней политики государства. Оно собиралось каждые 10 дней. С введением решающей власти Народного собрания старые органы власти Ареопаг и архонты потеряли своё значение.
Античные греки
В Афинах общество делилось на так называемые филы. Всего их было 10. И вот совет пятисот избирался из всех 10 фил. Он сохранил, как и прежде, значение совещательного органа и приобрел ряд дополнительных функций. Так, например, в его ведении находились государственные финансы, он ведал благоустройством городов, наблюдал за строительством флота, за чеканкой монет и т.д.
Исполнительная власть принадлежала различного рода коллегиям, члены которых избирались на год. Коллегии подчинялись Народному собранию. Обычно они состояли из 10 человек. Их функции были весьма разнообразны. Например, сбор налогов, наблюдение за рынками и торговлей и многое другое.
Перикл в Афинах
Таким образом, при Перикле система управления государством была подлинно демократической. Но этими правами пользовалось не всё население Афин. Однозначно прав были лишены рабы, которые составляли 1/3 населения города. А также старики, женщины, дети и приезжие из других городов не имели права участвовать в государственном управлении. По некоторым подсчетам, демократическими правами пользовалось лишь 20% всего населения.
Античные греки
Новое демократическое устройство требовало строительства новых архитектурных сооружений. Если Народное собрание в силу своей многочисленности пользовалось склонами холма Пникс и театром Диониса, то заседания совета пятисот потребовали строительства специального здания — булевтерия, сооруженного на афинской агоре. Для работы коллегий использовались многочисленные портики, возникшие в это время в Афинах, главным образом, в районе той же агоры. Здесь же построен был Пританей — здание, где собирались для трапезы почетные граждане объединенных общин и должностные лица-пританы.
Античные греки
Планировка античных Афин
В эпоху Перикла Афины представляли собой довольно значительный город. Его протяженность с запада на восток была около 1,5 км. На территории города имелись холмы, среди которых выделялась скала Акрополя. Холмы служили водоразделом между двумя небольшими речками Эридан и Илис. Речки впадали в реку Кефис, а летом и вовсе пересыхали. Река Кефис впадала в море.
Планировка Древних Афин
В древности холмы в Афинах использовали для совершения местных культов и это сохранилось в их названиях. Например, холм Нимф или холм Арея. Позднее на холмах стали строить храмы, к примеру, всем известные храмы Акрополя и храм Гефеста возле Агоры.
Водопровод (акведук) в Афинах. Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком, сооруженным в VI в. до н.э. С далеких Гиметских гор почти за 12 км Писистрат провел в город водопровод. Канал частью был высечен в скале, частью проложен по каменному акведуку. Этот канал снабжал водой главный городской водомет или фонтан — Каллироэ, названный с этого времени эннеакрунос.
Инженерное искусство возродилось в Греции при строительстве больших водопроводных сооружений (после развития Крита, которое впоследствии было утрачено в Гомеровскую эпоху) в эпоху тираний. Первым большое водохранилище и портик над водоразборным резервуаром построены для Мегары в середине VII в. до н.э. при тиране Феогене. Павсаний восхищался размерами этого сооружения, количеством пилонов и его декором. В настоящее время можно видеть лишь следы шестидесяти восьмигранных столбов.
К концу VII в. до н.э. относится сооружение двух крупных водопроводов Коринфа. В Афинах Писистрат снискал себе популярность простроив над источником Каллироэ «девятиструнный» (эннеакрунос) водоразборный резервуар.
Тип водоразборных сооружений был в значительной мере постоянен. Частично помогает составить о нем представление вазовая живопись. Обычно это высеченные непосредственно в скале большие водоразборные резервуары, в которые вода поступала иногда через особый отстойник. Так был устроен «девятиструйный» водопровод Писистрата. Воду можно было брать из водометов, имевших часто вид львиных голов.
Иногда вода поступала в небольшие резервуары, расположенные впереди главного, откуда её и черпали. Эти устройства помещались под портиком, который, судя по рисункам на вазах, увенчивался фронтоном.
Крепостные стены в Афинах, соединявшиеся с Пиреем. Произведенные персами разрушения не только стерли с лица земли предшествующие сооружения и жилища, под угрозой было само существование независимого Афинского государства. В этих условиях укрепления Акрополя и города получили первостепенное значение.
Крепостные стены, построенные при Фемистокле, имели несколько ворот, среди которых главными были ворота, соединявшие город с Пиреем и северо-западные, соединявшие Афины со святилищем в Элевсине. Северные Ахарнские и восточные Диахарнские ворота вели в глубинные районы Аттики, а южные — к Фалерской гавани и мысу Суний.
Город был как бы повернут к морю, с которым его соединили «Длинные стены», «Северная» и «Фалерская» стены были завершены около 457 г. до н.э. «Средняя» или «Южная» стена, тянувшаяся к Пирею, была построена около 445 г. до н.э.
Эти сооружения были возведены в самый короткий срок, для строительства не щадили в поисках материала ни частных, ни общественных построек, ни надгробных памятников.
Перестройка Акрополя и Агоры в Афинах. В конце VI в. до н.э. при Писистрате было проведено обширное строительство. На Акрополе перестроен древний храм Афины — Гекатомпедон, на южном склоне Акрополя устроен театр Диониса, на агоре воздвигнут алтарь Двенадцати богов, во многих местах города основаны новые святилища.
Постепенно обстраивается и центральная площадь, агора. Агора была главным общественным местом, на которой размещались и торговые лавки. Во времена Перикла она располагалась в северо-западной части города между Акрополем и Дипилоскими воротами. В V веке агору застроили по периметру общественными и культовыми зданиями. В некоторых источниках указывается, что по контуру агоры было озеленение платанами.
Античный Акрополь в Афинах
С запада агоры находились: храм Матери богов, булевтерии — места собраний Совета пятисот, Пританей — очаг объединенных общин, где получали пищу почетные граждане, храм Диоскуров, круглое здание неизвестного назначения — фолос. В северной части агоры были Леокориум, «Царская стоя», «Пестрая стоя» и другие строения. Близ агоры был возведен храм Гефеста.
Жилые районы в Афинах. В Афинах сохранились названия отдельных жилых районов города: Лимны, Милете, Керамик. Последний был ремесленным районом города. Именно там афинские мастера создавали свои шедевры керамического искусства.
Жилые дома в Афинах строили из дерева и кирпича-сырца, поэтому они не сохранились. Античные писатели упоминали жилища как очень скромные и соответствующие демократическим принципам того времени.
Афинский акрополь
Главным архитектурным ансамблем в Афинах являлся акрополь. Изначально он служил в качестве городской крепости, но постепенно стал обрастать храмами.
Хронология развития Афинского акрополя V в. до н.э. позволяет нам проследить процесс формирования этого ансамбля. Самым первым произведением стало не архитектурное сооружение, а скульптурное. Первой сделали Афину Промахос (Воительницу). Скульптором был Фидий, который и возглавлял работы на акрополе. Назначил его Перикл. Сама статуя не сохранилась до наших дней, поэтому не известно какой высоты была скульптура. Известно лишь, что медное копье богини было видно с моря на расстоянии в несколько километров от города.
Афинский Акрополь в Афинах
Через год после установки монументальной скульптуры архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы — Парфенону (447—438 гг. до н.э.)
В 437 г. до н.э. архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь — Пропилей. Композиционная ось Пропилей стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос.
В 431 г. до н.э. в связи со смертью Перикла (429 г. до н.э.) и началом пелопонесской войны строительство на акрополе было приостановлено, но уже в 421 г. до н.э. начинается строительство Эрехтейона.
Существует мнение, что маленький ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) был задуман архитектором Калликратом почти одновременно с Парфеноном, однако он был построен несколько позже. Во всяком случае, в 421 г. до н.э. он уже существовал.
Хронологическая последовательность строительства показывает нам главный замысел, но не раскрывает до конца всей сущности. Главным сооружением эпохи Перикла стал Парфенон, который был задуман как всеэллинский храм. До него такими храмами были Храм Зевса в Олимпии и Храм Аполлона в Дельфах. Но в отличие от них, Парфенон был скорее не вместилищем божества, а памятником военной и гражданской славы Афин.
Афинский акрополь объединяет архитектуру и скульптуру в единое целое. Но скульптурное убранство акрополя имело и свою сюжетную и композиционную логику. К примеру, богиня Афина изображается в разных ипостасях. То она в виде воительницы, то в виде Девы внутри Парфенона, то в виде покровительницы города внутри Эрехтейона, то в виде Афины Гигейи — покровительницы здоровья, то в виде Афины Эрганы — покровительницы ремесел и т.д. Каждая из скульптур имела свой масштаб и располагалась в определенном месте. Так и архитектурные ордера находились в пропорциональной взаимозависимости. Афинский акрополь таит в себе ещё много интереснейших творческих приёмов, достойных изучения.
Акрополь и Панафинеи
Задумка при строительстве Акрополя была такая, что храмы на нём должны были открываться зрителю по мере продвижения по определенной территории. Дело в том, что в Афинах были праздники, которые назывались Панафинеями. И во время них греки устраивали церемониальное шествие по Афинам, которое заканчивалось на вершине Акрополя. Более детально о том, как и по какой траектории шли, какие виды открывались описано в статье «Афины. Часть 1». Здесь же будут просто общие понятия. Панафинеи, к слову, такой же древний праздник, как и Олимпийские игры. Они были учреждены афинским правителем Писистратом в 566 г. до н.э.
Панафинеи в Афинах
Целью Панафиней было поднять престиж Афин в греческом мире. Их ещё называли «Большие Панафинеи». Они проходили раз в четыре года летом в конце июля месяца. Праздник длился несколько дней. Народ с вечера собирался на агоре. Панафинеи открывались пением и танцами. Затем начиналось шествие в сторону акрополя, по ходу дела разбавляемое различными ритуальными действами.
Панафинеи в Афинах
Порядок торжественного шествия был запечатлен Фидием на ионическом фризе Парфенона. Впереди шли знатные девушки и несли вытканное ими в подарок богине покрывало — пеплос, за ними шли старейшины города, послы других городов, их слуги с дарами, атлеты, жрецы, жертвенные животные. В течении дня шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.
Изображения Панафиней на рельефах в Афинах
Закат расцвета Афин
Расцвет Афин был недолговечным. Стремление этого государства к расширению своего политического и экономического влияния привело к столкновению с Пелопоннесским союзом городов, во главе которого находилась Спарта. Это привело к тяжелой и бесславной для Афин Пелопоннесской войне (431—404 гг. до н.э.), в результате которой Афины постепенно утратили свое ведущее положение в Греции. Но прежде чем наступил этот период многовековой процесс строительства городов-государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности Платона (428—348 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.).
Мировоззренческие концепции Платона и Аристотеля
Все градостроительные проекты и рассуждения о них отражали общие мировоззренческие концепции Платона и Аристотеля. Кроме этого, в их работах отражены идеи политических партий, к которым они принадлежали.
Идеи философа Платона
Философ-идеалист Платон, состоявший в аристократических кругах, был приверженцем жестко регламентированного государственного устройства. Ему принадлежат такие труды как «Государство» и «Законы», в которых Платон описывает устройство идеального города-государства. Также свои идеи об этом он отразил в произведении «Атлантида». Мифическая страна Атлантида стала историческим прототипом идеального государства, которой управляли царь и архонты.
Что включало в себя идеальное государство по Платону
Во-первых, общество должно делиться на три сословия. Первые — это философы, которые призваны управлять государством. Вторые — это воины, которые призваны защищать государство. А третье — это демиурги, т.е. ремесленники, землевладельцы и купцы, которые снабжают город всем необходимым. Рабы не входили в сословия, они рассматривались просто как живые орудия труда. Все население города-государства делилось на 12 имущественно равных групп. Эти группы назывались филами. Каждые филы размещались в своём районе.
Платон предлагал разделить всю территорию города на 12 частей. Эти части поделить на земельные наделы. Всего наделов Платон насчитывал 5040, что соответствовало числу землевладельцев. Причем каждый из наделов состоял из двух участников, один из которых находился в зоне ближайших окрестностей города, тогда как другой — на периферии страны.
Город-государство, по мнению Платона, кроме главного города с акрополем в центре, должно было включать ещё 12 поселков. Эти поселки размещались равномерно вокруг главного города и находились в центре своей сельской округи.
Предположительно численность населения идеального государства Платона равнялась 30—40 тыс. жителей. Эта цифра получилась путём прибавления к землевладельцам, которых должно быть 5040, членов их семей. Плюс количество рабов, из расчета 1:5 рабов, которые обычно составляли 1/3 городского населения, а также прибавления других жителей, не имевших прав гражданства.
Согласно Платону, численность населения идеального города должна оставаться постоянной. И в случае перенаселения требовалось строительство нового аналогичного города.
В какой-то мере такое распределение земельных наделов в государстве Платона напоминало реформу Клисфена (510—509 гг. до н.э.), согласно которой прежнее деление Аттики на четыре родо-племенных филы было заменено делением на 10 территориальных фил. Вся территория Аттики в это время была поделена на три зоны: территорию Афин, срединную Аттику — Месогею и окраинную — Паралию. Каждая из 10 фил имела свои земельные наделы во всех трех зонах, причем эти территории часто не соприкасались друг с другом.
Таким образом, идеальная схема расселения, по Платону, скорее относилась уже к пройденному этапу греческого градостроительства, чем отражала насущные требования его эпохи. В то же самое время его схема оказалась весьма живучей и неоднократно повторялась теоретиками-утопистами эпохи Возрождения и новейшего времени.
Идеи философа Аристотеля
Рассуждения Аристотеля и Платона значительно отличались друг от друга. Более того, Аристотель неоднократно критиковал отдельные положения своего учителя, касавшиеся государственного устройства и города.
Аристотель
Платон, к примеру, считал, что город должен быть изолирован от внешнего мира, особенно от морской торговли. Он считал, что жители города должны кормить себя сами, а не надеяться на привозные продукты и товары. А вот Аристотель придерживался другого мнения и считал, что город должен находиться у моря, потому что такое расположение будет способствовать его дальнейшему развитию.
Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерно жесткую планировочную схему Платона. Он писал: «не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше и для безопасности города и для его благообразия».
Аристотель также не оставил без внимания и городские площади. Он считал, что одни площади нужно посвятить торговле и разместить вокруг них базилики и судебные учреждения. Другие площади, которые он называл «чистыми», окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н.э.
Большую ценность представляет и эстетическая концепция Аристотеля. Она подытожила расцвет греческого искусства классического периода и открыла новые горизонты эпохи эллинизма. Аристотель определял красоту как соразмерность и порядок, понимал гармонию как единство целого и частей, взаимосвязанных соразмерностью и пропорциями. Эти эстетические проблемы являлись философским обобщением конкретных художественных задач его времени, в том числе и вопросов, связанных с архитектурно-пространственными композициями и ансамблями.
Платон и Аристотель не были единственными античными авторами, писавшими о городе. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) написал специальный трактат о воздухах, водах и местностях, в котором изложил свои наблюдения за климатическим режимом в греческих городах. Историк Фукидид (460—400 гг. до н.э.) уделил большое внимание изучению истории городов и прежде всего Афин. Жизнь греческих городов была отражена и в произведениях великих античных писателей Эсхила, Софокла и Эврипида. И все же эти источники лишь частично отражают все многообразие и богатство греческого градостроительства классического периода.
Источники:
Всемирная история архитектуры, Том II
Савренская «История градостроительного искусства»
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Очень интересно и познавательно , спасибо вам