Я уже писала о том, что греки переселялись и основывали города на соседних территориях. Селинунт является именно таким городом. И у него непростая история. Город был покинут в один момент, во время нападения Карфагена. Жителей убили, а кто уцелел, тех увели в рабство. А дальше пустующий город начал разрушаться. Археологи находят даже еду, которая осталась недоеденной, посуду, оставленную в мастерской на полпути изготовления. С помощью геофизических методов и раскопок были найдены 2500 домов, улицы, порт и промышленная зона города. Город как был, так и остался классическим греческим. Поэтому Селинунт даёт представление о количестве жителей города эпохи классики, об обустройстве различных его зон. По подсчетам в городе убили 16 000 тысяч жителей и воинов, а также 5000 мужчин и несколько тысяч женщин и детей увезли в рабство. Сам город не сохранился, и те постройки, которые там есть сейчас, были восстановлены и реставрированы.
Греческие города на Сицилии
Селинунт возник на острове Сицилия, на его западной стороне. Город основали выходцы из Мегары в середине VII в. до н.э. Название города происходит от греческого σελινον, что означает сельдерей. Растение в изобилии произрастало в окрестностях города, поэтому его изображали на монетах.
Сельдерей на монетах Селинунта
Монеты около 540-510 гг. до н. э.
Тетрадрахма Селинунты, 417-413 гг. До н.э.
Планировка города
В период архаики вся власть была в руках родовой аристократии, и в целом процветал рабовладельческий строй. Города этого периода строились по принципу разделения территорий. Выбирали место для акрополя (верхнего города на возвышении) и у его подножья строили нижний город с рыночной и общественной площадью — агорой.
Топографическая карта Селинунта
В VIII — VII вв. до н.э. города не имели ещё внешних крепостных стен. Они появились в более поздний период. В случае войны все городское и сельское население находило защиту на территории акрополя. Примером такого города, кроме Афин, может служить и Селинунт.
Акрополь Селинунта располагался на плоской скале. С западной стороны была долина небольшой реки, а с восточной стороны располагалась бухта с песчаными пологими берегами. Здесь, скорее всего, находилась торговая гавань.
Вид на Акрополь с востока
Вид с Акрополя, вдалеке храм Е
На акрополе, параллельно друг другу, располагались главные храмы. Большая часть этих сооружений относится к VI в. до н.э.
Город начал активно расширяться за счёт торговли с другими городами. В этот период были построены новые храмы на соседнем скалистом плоскогорье, восточнее города.
Селинунт многократно разрушался. В войне с Карфагеном в 409 г до н.э. город был разрушен. Затем были землетрясения, которые также разрушали его. Сейчас город лежит в руинах, но он свидетельствует о том, что древние греки стремились к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека.
Несмотря на то, что город не сохранился, археологи полагают, что планировка акрополя относится к архаической эпохе. И что тогда уже были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направлений. Исследователи установили, что ширина улицы северо-южного направления насчитывала около 9 м. на неё выходили кварталы протяженностью около 30 м. с поперечными проходами в 3,6—3,9 м. Пример Селинунта показывает, что уже в архаический период сложилась регулярная планировка.
Планировка Селинунта
Ансамбли храмов акрополя Селинунта
Архаические ансамбли, и в том числе, акрополь Селинунта, были полихромными. Храмы были выполнены в цвете. Например, в храме С были обнаружены красные метопы. Кроме того, на стенах висели золотистые медные щиты-трофеи и они создавали яркую колористическую композицию.
Строительная деятельность была настолько активна, что на протяжении одного только VI в. до н.э. в городе было сооружено три храма и начал строиться четвертый.
Внутри акрополя старого города было построено пять храмов (не считая сокровищниц), остатки которых условно обозначаются буквами O, A, B, C и D. В черте нового города находились храмы E (R), F (S) и G (T).
Однако наиболее ранее святилище, относящееся, ещё к VII в. до н.э. посвященно культу Деметры. Оно находилось не в самом городе, а поблизости от него в Гаджере, где первоначально помещался алтарь богини.
План святилища Деметры Малофор
Остатки небольшого храма относятся к самому началу VI в. до н.э. По типу это был мегарон без антов и колонн. Сохранившиеся руины принадлежат второму мегарону, построенному поверх первого около 550 г. до н.э.
Мегарон Малофороса (святилища Деметры)
Храм С
Храм С в Селинунте самый древний. Он был сооружен в конце первой половины VI в. до н.э. Это периптер с числом колонн 6 х 17. Размер по стилобату 28,93 х 63,76 м.
Целла у храма узкая и имеет размеры 10,48 х 41,63 м. Она отодвинута к западу, а образовавшееся за восточной колоннадой пространство заполнено вторым рядом колонн.
Пронаос не имел обычных колонн между антами. В передней стене был проём, который закрывался бронзовыми дверями, которые хитроумно раздвигались в обе стороны.
Пол целлы был приподнят над стилобатом, который с востока имел восьмиступенную лестницу. Позади к целле примыкал адитон. Замкнутый объем целлы отступал вглубь, в тень колоннады.
Колонны храма С очень тяжелые. Они резко сужаются кверху и не имеют энтазиса. Кажется, что ствол может проткнуть свисающую с него плоскую подушку эхина капители, подрезанного скоцией. Высота колонн в 4,5 раза больше их нижнего диаметра. Это самые тяжелые по пропорциям колонны из всех храмов Селинунта. Несколько более широки и интерколумнии: здесь они уже превышают диаметр колонн. Таким образом, в целом ряд колонн воспринимается как значительно более легкий, хотя грандиозный антаблемент буквально подавляет их своей тяжестью — он равен половине высоты колонн.
Метопы фриза, почти равные по ширине триглифам имели форму вытянутых по вертикали прямоугольников. Мутулы над метопами были вдвое уже, чем над триглифами, и имели только по три гутты в ряд. Поле метопов позади рельефов было красным. Карнизные плиты были облицованы терракотой.
Метопы
Такие же облицовки, завершенные великолепной резной, ярко раскрашенной симой, шли по карнизу фронтона. Интересная деталь — сима была также и на горизонтальном карнизе под тимпаном фронтона, где они совершенно не требуется по конструктивным соображениям. Согласно реконструкции первых исследователей селинунтских памятников — Кольдевея и Пухштейна, наклонный карниз фронтона имел изломы у углов храма, образуя горизонтальные участки, это изображалось на реконструкции фасада. Однако более поздними исследователями эта деталь оспаривается.
В планировке храма С в Селинунте ещё отсутствует регулярность. Единственная общая особенность — неравенство между собой торцовых пролетов и пролетов на боковых сторонах храма, причем торцовые пролеты были шире боковых. Размеры интерколумниев, так же как и диаметры колонн, были все различны, причём различия доходили до 15—25 см. Часть колонн имела по 16 каннелюр, другая часть — по 20. Не было регулярности и в расстановке триглифов. Угловой триглиф был несколько уширен, и его ширина почти равнялась толщине архитрава, который в свою очередь почти соответствовал верхнему диаметру колонны. Ось углового триглифа вследствие этого почти совпадала с осью угловой, несколько утолщенной, колонны, а все метопы несколько различались между собой по ширине. Таким образом, проблема регулярности в композиции фриза при установке триглифа на самом углу антаблемента ещё не возникала перед селинунтскими зодчими.
Исключительно богато было убранство храма, которое, если не считать терракотовых облицовок карниза на боковых фасадах, было сосредоточено на главном восточном фасаде. Помимо богатейших терракотовых карнизов, в тимпане фронтона находился единственный в своём роде огромный терракотовый рельеф (более 2,7 м. высотой), изображавший голову Горгоны, встречавшую всех приближавшихся своим высунутым языком и страшным оскалом улыбки. В метопах фасада были установленные скульптурные рельефы — один из самых знаменитых в архаической скульптуре: Персей, обезглавливающий Медузу, Геракл, держащий за ноги керкопов, смело повернутая в фас квадрига, запряженная в колесницу — все эти сцены поражают своей примитивной убедительностью.
Геракл и Керкопы
Квадрига и Аполлон
Персей и Медуза
Храм, выполненный из местного камня — ракушечника, некогда был покрыт тонким слоем штукатурки. В первые века нашей эры его разрушило землетрясение. Но в 1926 г. значительная часть северной колоннады была восстановлена, и это обстоятельство позволяет составить достаточно ясное представление о характере архитектуры памятника. В ней сквозит неуёмная сила молодого, на редкость предприимчивого и активного народа, эстетическому чувству которого ни грубоватая тяжеловесность, ни прямолинейная, на современный взгляд, экспрессивность форм, видимо, не могли казаться преувеличенными.
Храм D
Храм D стоял рядом с храмом C на акрополе Селинунта. Сооружен несколько позднее первого — около 540 г. до н.э. Размер по стилобату 23,53 х 55,96. При числе колонн 6 х 13 ставшем впоследствии распространенным в эллинском зодчестве, интерколумнии стали более широкими. Однако пропорции колонн все ещё очень тяжелые, приземистые. При высоте 7,35 м. они имели нижний диаметр 16,7 м. на торцовых сторонах и несколько меньший — на боковых. Если учесть, что интерколумнии на торцах были уже, чем на боковых сторонах, восточная и западная колоннады храма должны были выглядеть значительно более плотными и массивными и уже в небольшом ракурсе воспринимались как сплошная лишь расчлененная вертикалями каннелюр стенка.
План храма D
Часть колонн храма имела монолитный ствол, утонение которого довольно значительно, — верхний диаметр составлял около 1,15 м. Энтазис отсутствовал. Как и в храме С, капитель имела широкую абаку, но форму эхина — более приплюснутую, линии его вялые. Антаблемент храма D очень грузный, с массивным карнизом. Метопы — несколько шире триглифов. Целла храма состояла из пронаоса, наоса и адитона. Расположение её в пространстве образованном периптеральной колоннадой, более уравновешенное, так как удвоения восточной колоннады здесь не было. Из портика в пронаос и из целлы в адитон вели небольшие лестницы. По сравнению с храмом С площадь внутренних помещений возросла, однако расстояние между стенами и наружной колоннадой оставалось значительным. Примечательно решение пронаоса — торцы боковых стен целлы заканчивались вместо обычных антов трехчетвертными колоннами. Подобное завершение торца стенок колоннами встречающееся ещё в храме Афины (Деметры) в Посейдонии, не обнаруживается нигде в материковой Греции ранее, чем в храме Аполлона в Бассах.
Храм D, как и прочие храмы Селинунта, построен из местного известняка и был оштукатурен. Его руины до сих пор представляют собой огромную гору камней: ни одна из его частей ещё не восстановлена.
Храм F
Храм F в Селинунте строился одновременно с храмом D или несколько позднее (530 г. до н.э.). План его во многом напоминает планировку храма C, т.к. с восточной стороны портик был уширен и имел второй ряд колонн, расположенный, однако, значительно ближе к целле — почти впритык к ведущим в неё ступеням. Как и в храме С, целла не имела пронаоса в антах. В предшествующее наосу небольшое помещение вел большой проём.
Примечательно что при значительно меньшем, чем в более ранних сицилийских храмах, число колонн на боковых сторонах (соотношение их 6 х 14), стилобат сохранял значительную протяженность: при размерах его сторон 24,23 х 61,83 м. их соотношение составляло 3 : 7,3. В результате пролеты боковых колоннад были шире, чем у торцовых.
Колонны храма отличались стройностью: отношение высоты к нижнему диаметру составляло 5 : 1, так же, как и у колонн значительно более поздней сокровищницы афинян в Дельфах. Проблема углового триглифа решалась очевидно, тем обстоятельством, что триглифы были довольно широкими, а угловые метопы — шире остальных. Угловые интерколумнии все ещё не были сужены.
Терракотовые облицовки верхних частей более ранних храмов, по-видимому, были заметны каменной симой, расписанной пальметтами. Восточный фасад имел скульптурные метопы.
Гигантомахия
Главная особенность храма F — тонкие каменные стенки — экраны, заполнявшие все интерколумнии примерно до половины, высоты колонн. Лишь с восточной стороны во всех пяти стенках были сделаны входы. Таким образом храм имел исключительно замкнутый характер. Объяснение этому неизвестно. Можно лишь предположить, что в основе такого решения лежат ритуальные требования какого-то особенно таинственного культа, скорее всего Деметры. Возможно, что за колоннадой, по широким обходам, почти равным пролету целлы, совершались какие-либо скрытые за стенками процессии или иные действа.
Храм G (T)
Храм G посвящен Аполлону и возведён на территории нового города в Селинунте. Храм G один из самых больших храмов Греции. Его размеры 50,1 х 110,36 м. по стилобату.
Постройка храма G была начата примерно в 520 г. до н.э. и продолжалась в 470 г. до н.э. после перерыва в 480 г. до н.э. во время войны с Карфагеном. Вследствие изменившихся за время строительства требований произошли не только серьезнейшие изменения в пропорциях колоннад и их деталях, но были сделаны изменения и в самой его планировке.
Так, при достройке западной части храма в V веке на фундаментах заложенных для типичного в Сицилии адитона, были возведены две колонны антового опистодома, а вместо адитона внутри среднего нефа разделенный двумя рядами колонн целлы было устроено небольшое замкнутое с трех сторон помещение. Ещё незаконченный храм был разрушен карфагенянами в 409 г. до н.э. и сейчас представляет груду развалин. Большинство его колонн осталось неканнелированными. Лишь один ствол, поднимающихся примерно на две трети полной высоты, позволяет своими чудовищными размерами судить об абсолютной величине этого грандиозного мастодонта.
Число колонн птерона 8 х 17 — опять-таки, напоминает ионические диптеры. Но ширина портиков составляет здесь два интерколумния, так что храм может быть назван псевдоптеральным. Пролет этих портиков, равный 11,6 м. мог быть перекрыт лишь настоящей стропильной фермой с затяжкой. Целла в храме G была отодвинута назад от переднего ряда колонн на четыре интерколумния. Образовавшееся пространство занято не вторым рядом колонн, как в более ранних храмах, а вынесенными вперед колоннами пронаоса, огражденного, таким образом, антами и шестью колоннами. Аналогичное простильное решение встречается позднее в храме Афины (Деметры) в Посейдонии, но в храме G получившееся свободное пространство настолько значительно (17,8 м в в чистоте), что, вероятно, не было перекрыто.
При общей выдержанной по всему периметру храма высоте портиков (высота колонн 16,27 м.) решительно меняются пропорции колонн и интерколумниев, система их расстановки, общий абрис капителей, характер эхинов и прочих деталей. Так на восточной, более ранней (около 510 г. до н.э.) стороне храма колонны имели стройные пропорции, их капители, отрезанные от ствола глубокой скоцией, свисали в стороны в виде плоской, пухлой подушки эхина. Все пролеты — согласно архаической сицилийской традиции — были равны между собой, сужения углового интерколумния не было, и для установки триглифа на углу антаблемента, очевидно, необходимо было уширять одну или две крайние метопы. Внутри были, вероятно, трёхъярусные колоннады.
В западном, более позднем портике уже есть черты, выработавшиеся к началу классической эпохи в материковой Греции, а затем воспринятые и в архитектуре Великой Греции. Таковы пропорции колонн, высота которых почти в 4,5 раза превышает нижний диаметр. Более напряженная линия эхина отделенного от ствола тремя врезами Гипотрахемона, а главное — сужение углового интерколумния, свидетельствующее о серьезном внимании к проблеме «упорядоченной» расстановки триглифов, а вместе с тем и созданию более органичного впечатления, к гармонизации целого и его частей.
Храм E
Храм Е был воздвигнут между 480—460 гг. до н.э. в нижнем городе, а не на акрополе. Храм был разрушен землетрясением , но сейчас в большей степени восстановлен. Размеры храма по стилобату 67,8 х 25,3 м. Колоннада тяжеловесная и производит большое впечатление.
Храм имеет много локальных особенностей. У него удлиненные пропорции стилобата, большое число колонн на боковых сторонах. Также интересно выполнено устройство адитона. Несмотря на введение опистодома, пол каждого следующего подразделения целлы имеет подъем. Выровненные по торцевым и боковым сторонам интерколумнии — свидетельство четко выдержанного стремления к геометризму. Характерно, что угловой интерколумний был сужен и что это было подготовлено расположением плит стилобата.
План храма Е
Фасад храма Е
Детали храма Е
Сохранились и некоторые скульптурные метопы храма Е. Они принадлежат к числу лучших произведений сицилийской скульптуры этого периода. Одна из них, наиболее замечательная по художественным достоинствам, отображает Зевса, приглашающего Геру на своё ложе.
Гера и Зевс
На другой Артемида, приказывающая псам Актеона разорвать того, оскорбившего её юношу.
Артемида
Афина и Энцелад
Геракл и Антиоп
Храм А
План храма А
Руины храма А
Храм В
План храма В
Источники:
Всемирная история архитектуры. Том II
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть