Древнейшее святилище Олимпия в Греции — родина Олимпийских игр

Древнейшее святилище Олимпия знаменито в первую очередь тем, что именно там появились и проводились первые Олимпийские игры. И даже сегодня олимпийский огонь возжигают именно там за несколько месяцев до начала игр и потом его доставляют в город, где проводятся очередные соревнования. И, конечно, одно из семи чудес света когда-то находилось там. Это статуя Зевса Олимпийского. А ещё там сохранились руины одного из древнейших дорических храмов.

И обо всём по порядку.

Сначала я расскажу в целом об этом месте, затрону Олимпийские игры, затем перейду к общему описанию города. И закончу архитектурным разбором отдельных мест.

Святилище Олимпия

Греческие города-полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из них были Олимпия и Дельфы. Олимпия один из самых древних центров, возникла у подножия горы Кронос, на полуострове Пелопоннес. Область именуется Элидой.

Полуостров Пелопоннес

Территория Элиды на полуострове Пелопонесс

План Олимпии

Отсюда стартует Всемирная эстафета Олимпийского Огня, которая совершив обход по Греции, продолжает свой путь из Афин — до страны, в которой проводятся очередные Олимпийские игры. Это мероприятие в современную эпоху впервые было проведено в 1936 году (спустя 46 лет после возобновления игр, которые не проводились уже столетия).

Холм Кроноса

Редкие фотографии Лени Рифеншталь в Древней Олимпии

(немецкий режиссёр и фотограф, сняла фильм «Олимпия», также сняла фильм «Триумф воли», эти фильмы сделали её пропагандисткой Третьего Рейха, она потом говорила, что попала под влияние личности Гитлера)

Олимпийские игры

Олимпийские игры были событием религиозным, связанным с культом Зевса, поэтому участники давали клятвы перед внушающей и величественной статуей.

Официальной датой начала игр считается 776 г. до н.э., но скорее всего различные состязания проходили и раньше. Но с этого времени они стали настоящим событием, в котором принимали участие только эллины, не лишенные гражданских прав. Такое лишение было серьезным наказанием и называлось атимия. В Спарте, к примеру, атимии подвергались те, кто сбегал с поля сражения. Также не допускались к участию в играх варвары, им разрешено было только быть в качестве зрителя. А ещё не допускались к играм женщины, причём им запрещено было даже смотреть игры.

В начале Олимпийские игры состояли из соревнований по бегу, позже к ним добавили борьбу и гонки на колесницах. Победитель получал венок из оливы, прославлялся сам и прославлял свой город, который получал потом различные льготы и привилегии. С 540 г. до н.э. победителю ставили статую в Олимпии и награждали денежными призами.

Олимпийский бег

Борьба

Гонки на колесницах

Ипподром

И вот победителями в гонках были не участники, а владельцы лошадей. Поэтому технически женщины могли принять участие. И вот в Олимпии была найдена скульптура женщины, первой победившей в таких состязаниях. Она была дочерью спартанского царя Архидама II, и её брат уговорил её завести скаковых лошадей, и принять участие в Олимпийских играх. По легенде, целью было посрамить гордость мужчин и доказать, что такие состязания заслуга не мужской доблести, а наличие денег. Звали её Киниска и она стала первой, но далеко не последней победившей женщиной. И, как и всем победителям, ей возвели статую в Олимпии, в виде колесницы и самой женщиной. На базе сохранилась часть надписи, датируемая 390-380 гг. до н.э.:

Спарты (цари мне) отцы и братья! Победив (колесницей на быстроногих конях) я, Киниска, (воздвигла) эту статую! С гордостью я говорю: единственная из всех женщин Эллады я получила этот венок…

Апеллей, сын Калликлея, сделал

Киниска

Позднее женщинам организовали специальные игры, в которых победительница получала оливковый венок и еду (даже мясо).

Олимпийские игры повторялись каждые 4 года. И на время их проведения прекращались междоусобные войны, и все мужское население устремлялось в Элиду. Торговцы продавали здесь свои товары, поэты выступали на публике.

Этот флейтист оживит банкет. Мужчина заводит застольную песню

С V в. до н.э. игры постепенно стали терять религиозный смысл и больше приравниваться к обычному спорту. Отсюда и начался их закат. Особенно после того, как власть перешла к Риму. И в 394 г. н.э. римский император Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, как языческих. Возродили их только в 1896 году.

Структура города

Сам город был небольшим, в нём проживали жрецы и судьи, участвовавшие в Олимпийских играх, а также простые рядовые торговцы, ремесленники. И ещё проживали люди, которые занимались обслуживанием большого потока прибывших греков во время игр. Следует отметить, что рабы, хотя и использовались для всех тяжелых работ, не допускались на Олимпийские игры.

 

 

 

 

В Олимпии находилось святилище Зевса с храмом, посвященным ему, а также храмом, посвященным Гере. Были святилища, посвященные героям и нимфам. Также ряд административных сооружений. Ну и, естественно, стадион, гимнасий (воспитательно-образовательное сооружение, где проходили тренировки), Палестра (гимнастическая школа). Также были греческие бани, термы, гостиницы и мастерские.

Святилище в Олимпии сложилось в эпоху архаики, но в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени. В городе отсутствовала жесткая симметрия. Все архитектурные объемы были построены в гармоническом равновесии с окружающей природой. Прекрасно был найден масштаб, соразмерный слегка монументализированному, гармонически сложенному человеку.

План всей территории

Развитие мореходства и потребность во внешней торговле, а также рост численности населения греческих полисов привели в VII—VI вв. до н.э. к активному процессу колонизации побережья Средиземного и Черного морей, куда переселялись жители из городов-метрополий. Между метрополиями и новыми городами-полисами сохранялись торговые, культурные и культовые связи. Так началось распространение греков и их культуры на соседних территориях.

Олимпия. Вид сверху

Храм Зевса в Олимпии

Храм Геры

План храма Реи

Южная колоннада

Археологические остатки монументального фонтана Герода Аттика в Олимпии

Реконструкция монументального фонтана Герода Аттика в Олимпии

Стадион и ипподром

Знаменитые Олимпийские игры, в которых бег являлся неизменно основным видом состязаний, проводились на стадионе и ипподроме. Стадион был расположен рядом со святилищем, с восточной стороны, с севера он примыкал к холму Кроноса, и места для зрителей были устроены на естественном склоне. С трёх других сторон имелись земляные насыпи. Каменных сидений на олимпийском стадионе не было. Старт и финиш отмечены двумя линиями каменных плит. Длина беговой дорожки составляла 192 м. (600 олимпийский футов). Так как оба торца стадиона прямые, то соревнующиеся должны были делать резкий поворот и возвращаться обратно.

Поле стадиона соединялось со священным участком узким проходом (перекрытым в римскую эпоху сводом). Отсюда выходили соревнующиеся и судьи.

Ипподром лежал параллельно стадиону с южной стороны. В настоящее время он размыт водами Алфея, не раз менявшего свое русло.

Сегодня посетители Олимпии все еще могут увидеть основания, на которых стояли статуи. На заднем плане — вход на стадион.

Скульптуры атлетов, которые были вывезены в Римскую империю

Вход на стадион

Стадион

Гимнасий

Булевтерий в Олимпии

Булевтерий — зал заседаний совета старейшин святилища — самое раннее общественное здание такого типа, известное нам в эллинском зодчестве. Остатки его обнаружены непосредственно к югу от священного участка. По стилю сохранившихся терракотовых украшений наиболее древнюю часть булевтерия датируют второй половиной VII в. до н.э. Однако в своём современном виде — это комплекс выполненных в камне построек VI и V вв. до н.э.

Судя по остаткам фундаментов и стен, комплекс состоял из квадратного зала с двумя фланирующими его одинаковыми в плане пристройками — крыльями, которые с запада заканчивались апсидами, а с восточной стороны были раскрыты и имели по три дорических колонны в антах.

По продольной оси каждого крыла стояло в ряд семь колонн, деливших прямоугольную часть боковых помещений пополам. Апсиды отделялись перегородками.

План Булевтерия

Южная пристройка VI в. до н.э. с её не вполне прямыми стенами и эллиптическим очертанием составляла, видимо, древнейшую часть всего комплекса. Северную пристройку, стены которой сложены из камня с применением более позднего способа креплений, считают построенной в V в. до н.э. Ещё позднее все помещения были объединены общим портиком.

Дом консула

План дома консула

 

 

Казначейство

Колоннада «Эхо»

Отели

Палестра

План Палестры

Филиппейон

Филиппейон в Олимпии сооружен царем Филиппом II Македонским в ознаменование победы, одержанной им при Херонее, в 338 г. до н.э. Этот монумент, воздвигнутый в знак торжества македонской монархии, знаменует наступление конца политической самостоятельности эллинских полисов и их ограниченно-демократического государственного строя.

Филиппейон представлял собой круглое в плане здание, стоявшее не трехступенчатом основании и обрамленное 18 колоннами ионического ордера.

Филипейон

Диаметр стилобата Флиппейона был около 14 м. Ионические колонны наружного ордера имели базы и капители аттико-ионического типа и стволы, украшенные 24 каннелюрами. Каждая из колонн состояла из пяти или шести барабанов. Пропорции колонн были стройные.

Высота антаблемента относилась к высоте колонны, как 1:5. Архитрав, расчлененный по горизонтали на две части, был высечен вместе с фризом из одного блока.

Круглая целла обрамлялась стеной, поднимавшейся, возможно, значительно выше карниза наружной колоннады и перекрывавшейся конусообразной крышей с черепичной кровлей.

Потолок наружной колоннады был выполнен из каменных плит, украшенных простыми по очертаниям ромбическими кассетами. Конструкция потолка совершенно необычна, он был разрезан по ширине перистасиса пополам, и каждая из двух частей его зажималась  — одна в антаблементе, другая в стене внутреннего помещения. Таким образом, обе части его висели, как консоли.

Стены Филиппейона внутри украшались полуколонами коринфского ордера, расположенными в два яруса.

Здание было сооружено из мелкозернистого известняка. Лишь ступени стилобата, цоколь стен внутреннего помещения, а также сима с антефиксами и львиными головами были высечены из паросского мрамора. Стены покрывала раскрашенная штукатурка.

Внутри здания стояли исполненные аттическим скульптором Леохаром хрисоэлефантинные статуи представителей македонского царского дома. В предшествующий период статуи, исполненные из золота и слоновой кости, изображали только главнейших богов — покровителей полиса. Постановка подобных статуй в Филиппейоне говорило о желании македонских царей окружить себя ореолом божественного величия и поднять авторитет своей власти в глазах покоренных Македонией эллинов.

 

Реконструкция Филиппиона

Эта фотография археологических останков мастерской Фидия показывает многие византийские элементы раннего средневековья, когда мастерская была преобразована в церковь

Святилище Зевса

Главным храмом святилища был храм Зевса, построенный в 460 г. до н.э. и украшенный скульптором Фидием статуей Зевса. Кроме храма Зевса в святилище было ещё несколько храмов, построенных в эпоху эллинизма и раннее. Здесь же располагался алтарь Зевса, на котором во время Олимпийских игр поддерживали яркий огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик-стоа «Эхо» (крытая галерея, с одним или двумя рядами колонн). Его неоднократно перестраивали. Внутри этих зданий было пространство, которое было прообразом будущих городских площадей—агор.

Рядом со святилищем располагался стадион. Его трибуны могли вместить 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. Рядом протекала речка Алфея. И в ей долине, кроме стадиона находился ипподром для конных состязаний.

Святилище Зевса окружают многочисленные спортивные сооружение, здесь же находится и гимнасий с палестрой и прочие сооружения. Также рядом имеются общественные сооружения, такие как булевтерий (сооружение для проведения заседаний). Некоторые из этих зданий были заново отстроены в эпоху эллинизма.

Уцелевшая колонна в храме Зевса

Скульптура Зевса в храме

Храм Зевса, структура и пропорции храма

 

Храм Зевса, структура и пропорции храма

Греки построили этот храм после победы над персами при Платеях в 479 г. до н.э.

Храм был сооружен зодчим Либоном из Элиды. И этот храм стал примером дорического стиля ранней классики.

Храм прославился на всю Грецию статуей Зевса, работы Фидия. Зевс был выполнен из слоновой кости и золота. И считается одним из Семи чудес света.

Реконструкция статуи Зевса

Сегодня храм лежит в развалинах. Реконструировать его удалось по уцелевшим фрагментам и описанием античных авторов.

Храм представляет из себя дорический периптер размером 27,68 х 64,12 м. по стилобату с числом колонн 6 х 13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Материалом послужил  ракушечный известняк, а затем его покрывали тонким слоем белой мраморной штукатурки. Кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные.

На стилобате ещё сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.

Исследователи особенно охотно отмечают регулярность в строении храма, например, кратность основных размеров его плана дорическим или олимпийским футам или равенство диаметров колонн и интерколумниев со всех сторон периптера и др.

Однако практически с торцевой стороны все интерколумнии были разными: средний расширен, а угловые — сужены. Все колонны чуть наклонялись внутрь, угловые были толще остальных.

Высота колонн была 10,43 м. И вдвое превышала расстояние между осями. Они состояли из 14 барабанов и были обработаны 20 каннелюрами.

Суровость форм смягчалась праздничной окраской. Красная — на тении, увенчивающей архитрав, синяя — на мутулах и триглифах.

Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Композиция восточного фронтона изображала приготовления к состязанию на колесницах героев Пелопса и Эномая, западного — борьбу лапифов с кентаврами.

Фронтон храма Зевса увенчивался почти отвесной мраморной симой, тянувшейся и вдоль боковых сторон храма. По углам фронтона стояли позолоченные треножники с чашами, а центральным акротерием служила позолоченная статуя летящей Ники.

За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими 12 подвигов Геракла. Эти метопы считаются лучшими скульптурными произведениями.

Интерьер храма и статуя Зевса

Массивная бронзовая дверь закрывала 5-метровый проём. Наос разделен двумя двухъярусными колоннадами на три нефа. Каждая колоннада состояла из семи колонн и завершалась на торцовых стенах наоса пилястрами.

Над боковыми нефами олимпийского храма шли галереи, по которым, согласно Павсанию, можно было приблизиться к статуе Зевса, установленной в глубине наоса. По обе стороны от входа в наос располагались лестницы, которые вели на галереи.

Передняя часть среднего нефа была глубиной 7,5 м. и включала первые два пролета внутренних колоннад. Средняя часть центрального нефа была глубиной 9,5 м. перед культовой статуей. От пятой колонны и дальше вокруг пьедестала статуи — вместо мраморного барьера шли металлические решётки или экраны. Из металла же были сделаны и калитки, которые закрывали боковые нефы по оси вторых колонн.

В средней части центрального нефа, непосредственно перед пьедесталом, квадратный участок поля был слегка заглублен и вымощен темным элевсинским камнем. Бортик из белого пентелийского мрамора окружал это углубление.

Сюда, согласно Павсанию, стекало масло, которым поливали статую. Пьедестал в плане был 6,65 х 9,93 м. И отделан темным элевсинским камнем. Вокруг трона Зевса были размещены шесть панно, написанных живописцем Паненом, но их расположение не установлено. Узкий проход, размером 1,74 м. соединял позади статуи западные концы боковых нефов.

Храм с течением времени обогащался новыми приношениями. Так, в 456 г. до н.э. его фронтон был украшен золотым щитом.

Фидиев Зевс представлял собой одно из самых значительных и прославленных в древности произведений монументальной скульптуры, посвящённых образам греческой мифологии. Статуя была так велика, что Зевс, будь он живым, не мог бы подняться со своего трона, не разрушив крыши. Для точного учёта размеров и общего впечатления от статуи, Фидий воспроизвел в своей мастерской основные особенности интерьера храма. Остатки этого сохранились рядом с Теоколейоном.

 

Данный раздел взят из монографии М.В. Степанова «Отношения и пропорции в древнегреческой и древнерусской архитектуре»

Фотографии с греческими надписями взяты из лекции Университета ΠΕΛΟΠΟΝΝΗΣΟΥ, Кафедра истории, археологии и управления культурными ценностями. Лектор Δρ Χαρά Θλιβέρη. Лекция в свободном доступе в интернете

Понятия пропорций древних эллинов отличалось от последующих понятиях о пропорциях. Эллины руководствовались магией чисел, религиозными убеждениями, и своим пониманием красоты.

Что о пропорциях нам говорит Витрувий в своей книге «Десять книг об архитектуре»:

«Пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чём и основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорций не может иметь правильной композиции, если в нём не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека»

Исследователям не удавалось с помощью трактата Витрувия разгадать утраченные секреты архитекторов Эллады. Потому что они не рассматривали понятие модуля в архитектуре и мировоззрения греков.

«Античное пифагорейство прославилось своим учением о числе. У пифагорейцев, а за ними, можно сказать, и во всей античности, реальная действительность на всех ступенях своего развития всегда мыслилась числовым образом устроенной, так что без числовой структуры античный философ вообще не мыслил ничего существующего, будь то душевное или то абсолютное первоединство, будь то неживая вещь, будь то человек, будь то сам бог. Мы не ошибемся, если скажем, что эта числовая теория, аритмология, была для античности самым настоящим априоризмом, под который подгонялось всякое позитивно-реальное и даже экспериментальное наблюдение».

Лосев А.Ф. «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития»

Если Лосев прав, то в основе модульной системы ордеров, описанных Витрувием, лежит атомистическое мировоззрение Эпикура, логично предположить, что на основании апостериори в классический период Греции связь мировоззрения с пропорционированием в архитектуре тоже могла существовать. Если в I в. до н.э. такая зависимость между методами определения размеров и философскими учениями существовала, то можно предположить,  что и раньше такая зависимость тоже могла быть. Возможно, на рубеже VI-V вв. до н.э. греческие архитекторы находились под влиянием философии пифагорейцев. Главной заслугой Пифагора и его школы является философское осмысление числа и числовых закономерностей окружающего мира, символизм и полная суеверий мистика чисел, а начиная со второй четверти V в. в Афинах — школы Анаксагора.

Сравнительный анализ пропорций дорических храмов VI—V вв. до н.э. позволил выявить два периода. К первому периоду относятся храмы, построенные в конце VI в. до н.э. и начале V в. до н.э. В этот период идёт активный поиск соотношений в дорическом ордере габаритных размеров архитектурно –конструктивных элементов и их взаимосвязь между собой с точки зрения красоты. В основе этого учения, кратные количественные отношения являются сущностью вещей, а также мистика чисел, посвященная богам. С приходом к власти Перикла лидирующую роль в поиске числовой гармонии габаритных размеров архитектурно-конструктивных элементов заняла философия (принцип универсальной смеси) Анаксагора, которая, судя по пропорциям храмов, представляла гармонию как сумму соизмеримых и несоизмеримых величин.

Исследования показали, что расчёт размеров стереобата и фундаментов начинался с определения размеров стилобата. Отношение ширины и длины стилобата зависело от количества колонн на торцевом и боковом фасадах. Если на торцевом фасаде в основном было шесть колонн и реже восемь, то на боковом фасаде количество колонн было разное. Потому греки на протяжении VI—V вв. до н.э. искали такое соотношение сторон стилобата, чтобы размеры интерколумниев торцевого и бокового фасадов были равны между собой. После определения размеров стилобата греки определяли ширину ленточных фундаментов в зависимости от количества ступеней стереобата и плит стилобата под колоннами большого ордера.

Стилобат храма Зевса (выделен красным), относительно всех остальных конструкций

Здесь указан стилобат на фото

Красным указан антаблемент  (1.архитрав, 2.фриз, 3.карниз)

Текст на фото: Строение шейки дорической капители . В шейке колонны есть декоративные элементы, которые создавались при переходе от деревянной техники к каменной, они служили соединяющими элементами

С точки зрения красоты Витрувий предлагает вычитать одну колонну от удвоенного количества колонн торцевого фасада, иными словами удваивать не количество колонн, а количество промежутков. Древние греки руководствовались другими соображениями. Для них количество колонн на боковом фасаде  имело особое, религиозное значение. При помощи числа колонн они связывали храм с божеством, которому посвящался храм. Общее представление о богах, как числах, даёт Прокл:

«…Математические науки были изобретены пифагорейцами для припоминания о божественном; посредством образов они пытались трансцендировать к потусторонним началам. Как говорят те, кто занимался изложением пифагорейских учений, они посвящали богам и числа, и фигуры».

Греки делили числа на чётные, нечётные и смешанные (чётно-нечётные). Чётные числа они посвящали женским богам, нечётные мужским, а чётно-нечётные — мужетворным богиням. Также они посвящали богам геометрические фигуры. Числа и геометрические фигуры приравнивались по количеству углов и сторон. Причём греки приписывали одному и тому же богу различные фигуры, углы и числа. Поэтому очень трудно связать божество, которому посвящён храм, с количеством колонн на боковом фасаде. Есть храмы, где эта связь очевидна.

Известно, что Зевсу приписывали число 12. Прокл:

«…Образованная ими Двенадцатерица простирает власть Зевса до одной – единственной Единицы, ибо угол двенадцатиугольника, по словам Филолая, принадлежит Зевсу, поскольку Зевс в одном единстве содержит целиком всё число Двенадцатерицы».

Как вариант, число 13 можно разложить на 12+1, где единица (монада) — бог.

Текст на фото (кратко): Правила дорического ритма: 6 х 13 колонн, соотношение ширины храма к длине  2 х 2 + 1

Олимпия с её знаменитыми играми служила воплощением идеи национального единства всего эллинского мира, и храм Зевса, построенный в период большого политического подъема Греции, как бы скреплял это единство художественным показом величия и мощи главного общеэллинского божества.

Победа эллинского мира над варварами нашла выражение в мифологической форме в виде изображений борьбы греков с кентаврами. Скульптурная композиция была западном фронтоне храма. Полулюди-полуживотные олицетворяли всех врагов эллинского мира, варваров.

Олимпийский храм, объединивший в себе различные виды искусства, был по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики первой половины V в.,  до н.э. как впоследствии Парфенон — образцом аттической архитектуры второй половины этого века.

Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира, так и непосредственной близости к нему.

Скульптуры храма Зевса в Олимпии

Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя её требованиям архитектуры. Выдающуюся роль в истории классического искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения храма Зевса в Олимпии. Создавались они в 470—456 гг. до н.э. из паросского мрамора. Имена скульпторов остались неизвестными. В данный момент они хранятся в музее Олимпии.

Вся композиция западного фронтона храма Зевса

На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, на восточном фронтоне — миф о возникновении состязаний на колесницах, на западном — сцена битвы богов и героев с дикими кентаврами. Сюжетом западного фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифов — Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку.

Скульптуры занимают все поле фронтона. Его длина чуть больше 26 м, а высота 3 м. В центре композиции расположен Аполлон, который принёс победу лапифам. Он является олицетворением героизма и мужества человека. Жестом уверенной руки Аполлон указывает на кентавров.

Аполлон

Слева изображён Пейрифой с Дейдамией, в руке он сжимает меч. А Дейдамия отталкивает рукой кентавра Евритона, который вцепился в неё. Справа от Аполлона стоит Тесей, герой Афин, победивший когда-то минотавра в лабиринте. Он держит в руках двойной топор и готов нанести удар на голову кентавра. Все скульптуры выполнены так, что считывается уверенность в победе греческих героев.  Кентавры злые, их лица и движения полны ярости, а вот герои спокойны и мужественны. Гуманистическая идея подобных сюжетов заключается в том, чтобы показать превосходство разумного человека над стихийными силами природы. Её образный смысл близок гордым словам Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего».

 Дейдамия отталкивает рукой кентавра Евритона

Тесей и кентавр

Мастера, создавшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приёмами построения скульптурной композиции. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая симметрия. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создаёт ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей самостоятельной жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики.

В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана «состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела». В творческом воображении мастеров скульптуры этот идеал связан прежде всего в обликом юноши атлета.

Скульптуры из Археологического музея Олимпии

Медная коллекция

Медная коллекция

 

Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии

Важнейший памятник ранней дорики. Это один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. И здесь нужно учитывать тот факт, что храм отстраивался три раза, и сейчас мы имеем остатки третьего из них.

Самый ранний храм датируется 640 г. до н.э. Он имел прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом. По плану он был уже последующих храмов и не имел наружной колоннады. При постройке второго храма площадь увеличили, а фундаменты были выложены из правильно отесанных блоков. Храм имел пронаос, наос и опистодом (самый ранний из дошедших до нашего времени), окруженный колоннадой 6 х 16 колонн.  При третьей перестройке в начале VI в до н.э. была сохранена основа плана второго храма.

Третий храм имел двухступенчатое основание размером 18,75 х 50 м. Цоколь выполнен из известняка-ракушечника высотой 1 м. Наружная сторона цоколя состояла из поставленных на ребро высоких плит — орфостатов, внутренняя — из четырёх горизонтальных рядов квадров. Часть стены на цоколе была выложена из кирпича-сырца. И она имеет значительную ширину, чтоб выдерживать перекрытия. Остатки этой стены были обнаружены в виде толстого слоя глины, который покрывал пол наоса и портиков. Под этим слоем сохранилась знаменитая статуя Гермеса работы Проксителя, которая когда-то стояла на одном из пьедесталов в храме. Стены снаружи  были оштукатурены. От перекрытия ничего не осталось, поэтому, вероятнее всего, оно было деревянным.

Гермес и маленький Дионис

Боковые стены наоса имели по 4 выступа в виде коротких стенок. Эти поперечные стенки располагались в плане соответственно колоннам птерона, но в два раза реже. Также имелось два ряда пристенных колонн. Когда в VI в. до н.э. поперечные стенки были разобраны, исчезли и ниши вдоль стен. Наос оказался разделенным на три части двумя рядами по 8 колонн.

Две ступени у храма Геры

Расстановка колонн в Герайоне отличается регулярностью, которая была не свойственна дорике позднего времени. Внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях. Вероятно, это объясняется необходимостью связать в дерево-сырцовой конструкции наружный портик и деревянный каркас целлы.

Текст на фото (кратко): Впервые было выполнено трехстороннее закономерное разделение наоса

Текст на фото: Храм представляет собой двухколонный павильон.  Он состоит из пронаоса с двумя колоннами, пилястрами и окружён колоннадой 6 х 16. Неф удлиненный и разделен тремя проходами с внутренними колоннами.

Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей.

То обстоятельство, что Павсаний во II в. до н.э. видел ещё в описфодоме одну дубовую колонну, дало повод предположить, что первоначально все колонны третьего храма тоже были деревянными. И уже потом их заменяли на каменные, но выполняли в стиле соответствующего времени. Колонны очень разнообразны в своей стилистике, что дало предположения, что их по мере разрушения заменяли на новые. И отражали в них новые формы развития архитектуры, начиная с VII в. до н.э. и заканчивая римской эпохой.

Сохранившиеся колонны составлены из двух или нескольких барабанов. Выполнены они из ракушечника, покрытого штукатуркой. Диаметр их колеблется от 1,01 до 1,29 м. Число каннелюр и их глубина также различна. Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла, имеет 16 каннелюр. Это единственная колонна, которую относят к VII в до н.э.

Текст на фото: Замена деревянных колонн производилась постепенно, поэтому проявляются существенные отличия по форме и конструкции

Слева колонна храма Геры, справа колонна храма Зевса

Начиная с этого времени все изменения, характерные для дорической колонны, нашли своё отражение в Герайоне. Особенно показательны в этом отношении капители. Их вынос уменьшается, профиль эхина приобретает большую упругость. В Герайоне нет соответствия между осями колонн и расположением плит стилобата.  Эта черта встречается лишь начиная с поздней архаики. Пролёты в осях на торцовых сторонах храма колеблются от 3,51 до 3,65 м. на длинных сторонах они уже — от 3,2 до 3,3 мю Аналогичное соотношение было принято в дорических храмах Сицилии.

Важно отметить, что угловые интерколумнии Герайона были сужены на 20-30 см. по сравнению с соседними. Это первое сужение, отмечаемое в греческом зодчестве. Очевидно, при подведении отдельных каменных колонн под деревянный архитрав они ставились примерно заподлицо с наружной стороны архитрава и таким образом сдвигались с его оси к стенам целлы. То же происходило и по торцевым сторонам храма, из-за чего все угловые пролеты, измеренные в осях колонн, оказались уменьшенными. Так совершенно естественно родилось сужение угловых интерколумниев, встречающееся во всех храмах материковой Греции и ставшее в дальнейшем обязательным приёмом, обеспечивавшим упорядоченное расположение триглифе в дорическом триглифно-метопном фризе.

Судя по наличию пазов, вырезанных в цокольной части стен и в плитах пола, торцы стен пронаоса для защиты их сырцовой кладки от разрушения были обиты досками. В дальнейшем эта обшивка, аналогичная облицовке ант в архитектуре эгейского мира, дала постоянную форму дорическому анту, всегда имевшему раскреповку и очень узкий торец сбоку.

Гейсон храма имел ещё слаборазвитую форму. Нависшая часть была окрашена снизу в чёрный цвет.

Уже самый ранний из строившихся на том же месте храмов имел двускатную кровлю, крытую черепицей. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты терракотовых частей, являющиеся одними из самых ранних примеров архитектурной терракоты.

Кровлю позднего Герайона также покрывала черепица. Плоские черепицы были слегка вогнуты. Перекрывавшие швы камптеры имели полуциркульное сечение. Полукруглые антефиксы украшал расписной пестрый узор по черному фону.

Посредине они имели выпуклую розетку. Фронтон был увенчан большим круглым акротерием с зубчатыми краями. Диаметр его достигал 2,31 м свидетельствуя о высоком керамическом мастерстве того времени. Акротерий особыми связями (подпорками) был скреплен с огромной коньковой черепицей. Роспись акротерия состояла из очень красивого чередования кругов геометрического узора — то светлого по темному фону, то темного по светлому. Под двускатной кровлей в Герайоне имелось, по-видимому, ещё горизонтальное потолочное перекрытие.

Акротерий храма Геры

Акротерий

 

В 2020 году состоялись летние Олимпийские игры. Из-за пандемии зажжение огня в Олимпии происходило без зрителей. Фотографии того, как проходит этот процесс.

Стадион в Олимпии

 

Олимпийский огонь 2020

Факелоносец Греции Анна Коракаки, золотая медалистка Рио 2016 в стрельбе из пистолета на 25 м принимает огонь

 

Вот такое культовое и значимое место есть в Греции. И несмотря на то, что от святилища остались лишь руины оно по-прежнему выполняет свою историческую функцию. Здесь начинаются все Олимпийские игры, с их главного символа — огня. Он зажигается задолго до начала и гаснет только после окончания игр.

 

Источники:

«Малая история искусств. Античное искусство»

Т.Ф. Саваренская «История градостроительного искусства»

«Всеобщая история архитектуры» Том 2

М.В. Степанов «Отношения и пропорции в древнегреческой и древнерусской архитектуре». Монография

Фотографии с греческими надписями взяты из лекции Университета ΠΕΛΟΠΟΝΝΗΣΟΥ, Кафедра истории, археологии и управления культурными ценностями. Лектор Δρ Χαρά Θλιβέρη. Лекция в свободном доступе в интернете

http://ancientolympics.arts.kuleuven.be/eng/TA000EN.html

http://kannelura.info

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

2 thoughts on “Древнейшее святилище Олимпия в Греции — родина Олимпийских игр

  1. Веду уроки начальным классам под общим названием «Достояния человечества». Для темы «Олимпийские Игры» очень полезная информация. Не перестаю восхищаться античными греками.
    Благодарю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *