Дура-Европос — это город, основанный в эпоху эллинизма, превращенный в военный лагерь в эпоху римской империи и увидевший раннехристианскую архитектуру.
В переводе с арамейского «Дура» означает крепость.
Поход Александра Македонского и основание эллинистических государств
Во время свих походов Александр Македонский захватил очень обширные территории на востоке, и по своей традиции строил там города, либо реконструировал существующие. Вавилон он сделал столицей своей империи. В 323 году до н.э. Александр Македонский скоропостижно умирает и начинается раздел его территорий. Огромная империя распалась на несколько эллинистических государств, в которых правили сподвижники Александра. К ним относятся царство Птолемеев, царство Селевкидов, Греко-Бактрийское царство, Пергамское царство и собственно Македонию.
Поход Александра Македонского на карте
Последователи Александра продолжали его градостроительную политику. Каждый в пределах своего царства основывал новые города в стратегических и торговых целях. Так, один только царь Птолемей I основал около 75 новых городов, среди которых особенно выделялась Птолемиада, построенная неподалеку от древних Фив на юге страны для наблюдения за речным и караванным путями к Красному морю.
Жизнь во вновь организованных городах была основана по типу городов-государств, но, тем не менее, городское управление было подчинено царским чиновникам. Усилилось правовое различие между столичными центрами и городами отдаленных областей, а также между греко-македонским и местным населением. Исключение составляли лишь сложившиеся греческие города-полисы, которые находились в зоне влияния новых монархий. В них обычно сохранялось местное самоуправление, но ограниченное и контролировавшееся царскими наместниками.
Государство Селевкидов
Если династия Птолемеев владела главным образом Египтом, то царство Селевкидов, самое крупное среди всех эллинистических монархий, тянулось от побережья Средиземного моря до Гиндукушских гор. Оно разделялось на три части: Северную Сирию со столицей всего государства Селевкидов — Антиохией на р. Оронт, Вавилонию с центром в городе Селевкии на правом берегу Тигра в 60 км. от Вавилона и Малоазийскую часть с главным городом Сарды.
Вся огромная территория Селевкидов объединялась торговыми дорогами, которые соединяли побережье Средиземного моря со Средней и Центральной Азией, Индией и Китаем. На этих путях было построено много новых городов, а также перестроены и приспособлены для новой жизни местные поселения. Наиболее хорошо сохранившийся город, возникновение которого относится к началу династии Селевкидов, был Дура-Европос на Евфрате.
Государство Селевкидов на карте
Город Дура-Европос
Город Дура-Европос находился на важном торговом пути, пересекавшем Евфрат. Он был заселен воинами греко-македонского гарнизона, получившими вместе с земельными наделами в сельской округе и право гражданства, тогда как местное население, лишенное этих прав, обязано было обслуживать завоевателей и обрабатывать их поля.
Город Дура-Европос у реки Евфрат
В городе было смешанное население. Власть имела греко-македонские корни, большинство населения составляли сирийцы, арабы, евреи и представители иранских племен. Город управлялся по греческим обычаям.
Дура-Европос на древней карте
Город Дура-Европос был расположен на правом берегу реки Евфрат, на слегка приподнятой террасе. Он был ориентирован углами по сторонам света, как и большинство городов Двуречья. В город вело трое ворот. Одни из них находились на юго-западе, а двое других выходили к реке. Город имел крепостные стены и цитадель в северо-восточной его части.
Дура-Европос на современной карте (на территории Сирии)
Главный вход в город Дура-Европос
Часть стен Дура-Европос
Цитадель
Масштаб стен цитадели
Падение города Дура-Европос
Дура-Европос пал в войне с сасанидами (персами) в 256 году. Персы возвели земляную насыпь в виде пандуса и штурмовали стену. Также были найдены следы подкопов под стенами. Римляне рыли подкопы со своей стороны и, в результате атаки, осталось много останков римских солдат, в том числе их оружия. На месте раскопок были найдены остатки серы и битума. Учитывая, что в подземных ходах найдены в основном останки римских солдат, исследователи сделали предположение, что сасаниды устроили газовую атаку. Скорее всего, сасаниды разводили огонь в тоннелях и бросали туда отравляющие вещества. После гибели большого числа римских солдат, персы по этим проходам проникли в город. И захватили его.
Крепостная стена с подкопом в Дура-Европос
Фотографии взяты с сайта: https://maximus101.livejournal.com/50429.html
Реконструкция тоннеля в Дура-Европос во время сражения и после устроенного пожара
Погибший в туннелях персидский солдат, которого по-видимому, тащили обратно к своим
Версию подкопа под башней №19 попытались воспроизвести. Подробнее можно почитать здесь
Римский скутум-щит. Дура-Европос. III век
Римский шлем, III век н.э.
Ряд чешуек от римского доспеха II–III веков. На фото хорошо видно расположение отверстий и метод крепления чешуек
Щиты из Дура-Европос, середина III века
Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень. Носили поножи поверх обмоток из грубой ткани, остатки которых были обнаружены в Дура-Европос.
Римские поножи III века
Город пришёл в запустение и был засыпан песком. Долгое время Дура-Европос был известен только по письменным источникам.
Обнаружение города Дура-Европос
В 1920 году солдаты-индусы под командованием английских войск рыли траншею возле неизвестных развалин на высоте Салихийе. Под песком открылась прекрасно сохранившаяся роспись на стене, на которой был изображен сирийский священник. Так был найден город Дура-Европос. Сразу начались раскопки американскими и французскими археологами. Первые находки оказались в Музее Лувра. Наиболее важные находки были сделаны под руководством русского историка М.И. Ростовцева, который эмигрировал в Америку сразу после революции.
Кроме остатков памятников архитектуры, фресок и уникальных предметов античного вооружения, найдены документы на греческом, латинском, арамейском и других языках.
Стены синагоги реконструированы в Национальном музее Дамаска. Письменные документы хранятся в Галерее искусств Йельского университета.
Планировка города Дура-Европос
План города имеет не совсем правильную форму, объясняемую рельефом местности. С востока он огражден крутым обрывом берега к реке, с севера и юга его защищают овраги, вдоль линии которых построены стены, с западной стороны к городу примыкает пустыня, и здесь городская стена проходит по прямой линии.
Основная часть городской территории, за исключением юго-восточного сектора, разбита сеткой прямоугольных кварталов согласно обычным эллинистическим принципам. Поблизости от места пересечения центральных улиц находится общественный центр города — агора. Строгая геометричность выдерживается несмотря на то, что рельеф этому мало благоприятствует. Многие улицы, идущие в направлении запад-восток, из-за крутого рельефа сделаны в виде лестниц.
Уличная система Дура-Европоса была прямоугольной. Главная улица, проходившая от юго-западных ворот, имела ширину 12,65 м. Две поперечных улицы, ограничивавшие главную площадь, имели ширину 12,65 м. Две поперечных улицы, ограничивавшие главную площадь, имели ширину 8,45 м., остальные — 6,35 м. Городские кварталы занимали участки размером 70,5 х 35,2, т.е. имели пропорции 1:2. Аналогичные пропорции кварталов наблюдались и в Дамаске, и в средиземноморском городе Лаодикее.
Дура-Европос в период Римской империи
После перехода под власть Рима город стал одной из важных крепостей в системе обороны богатейшей римской провинции — Сирии.
Римское завоевание весьма своеобразно отразилось на общем облике города. Четвертая часть его территории была экспроприирована у жителей, отгорожена стеной и превращена в римский военный лагерь. Большинство зданий здесь было снесено и заменено бараками для солдат гарнизона.
Центр лагеря занимало помещение штаба римского отряда-преторий, короткая улица перед которым имела колоннаду, завершающуюся триумфальной аркой. Для нужд солдат строятся несколько бань, храмы римских богов, покровителей армии — Митры и Юпитера Долихена, небольшой амфитеатр. Здесь же строятся дома для офицеров и роскошный дворец римского правителя пограничного района.
Таким образом, Дура-Европос римского времени представлял собой любопытный образец симбиоза обычного эллинистического города и римского военного лагеря, заключенных в границы, определенные расположением старых укреплений.
Храм Белла у восточных ворот
Фреска из сирийского храма
Женское божество-покровитель Пальмиры из храма Гадде в Дура-Европос
Рельеф из храма Адониса в Дура-Европос
Рельеф с божеством-защитником (Гаадом) Дура Европос в центре.
Дура-Европос в раннехристианский период
Кризис рабовладельческого общества постепенно выдвинул христианство на первый план идеологической жизни, так как оно оказалось наиболее приспособленным к новым социально-экономическим условиям. Проделав к началу IV в. н.э. значительную эволюцию, оно утратило свой демократический дух и стало лучшим инструментом социальной демагогии, удержания в повиновении угнетенных обещанием посмертного воздаяния. В начале IV в. н.э. при императоре Константине христианство получает официальный статус разрешенной религии, а вскоре становится и господствующей религией единственно допустимой в пределах империи.
Дом-церковь с баптистерием в Дура-Европос
Среди немногих памятников раннехристианской архитектуры этого периода известен дом-церковь в Дура-Европосе, превращенный в церковь после 231 г. Внешне он ничем не отличался от обычных жилых домов города, что не было лишним в условиях полулегального существования собиравшейся здесь маленькой общины.
Домовая церковь Дура-Европос с часовней справа
Центром комплекса был небольшой дворик с выходящими в него помещениями. На южной стороне находилась главная комната размером 5 х 13 м., с возвышением для совершения культовых обрядов, для совместных трапез, а также в качестве школы для детей христиан и обращенных. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий (место для крещения). Над прямоугольной купелью была устроена арочная сень. Её фасад был расписан растительным орнаментом, свод над купелью изображал небесный свод со звездами на голубом фоне. Помещение баптистерия было единственным, украшенным росписью. На стенах комнаты воспроизводились различные сцены христианской тематики. Фрески «Дома-церкви» являются древнейшими из известных памятников христианского искусства и датируются примерно с 232 по 256г.
Изображение пастуха в Домовой церкви Дура-Европос
Женщины у могилы Домовая церковь в Дура Европос
Исцеление парализованного Домовая церковь в Дура-Европос
Самаритянка у колодца. Домовая церковь в Дура-Европос
Христос и Петр идут по воде Домовая церковь в Дура-Европос
Реконструкция баптистерия в Дура-Европос
План и схема Домовой церкви в Дура-Европос
Синагога в Дура-Европос
Синагога была открыта во время раскопок 1932—1935 гг. Надпись на арамейском языке говорит, что здание было построено в 244—245 гг. н.э. Надпись на греческом сообщает, что основателем был «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди.
Город был захвачен сасанидами (персами) и во время осады для строительства укреплений крепостных стен с Синагоги сняли крышу, а само здание засыпали песком. Благодаря этому сохранились фрески.
Синагога в Дура-Европос
Двор, западное крыльцо и молитвенный зал в синагоге Дура-Европос
Синагога была около 7 метров в высоту. Зал имел размеры 7,68 х 13,35 м. Вдоль стен зала располагались скамьи.
Западная стена, обращенная к Иерусалиму, имела полукруглую нишу. В этой нише сохранились свитки Торы.
На стенах в три яруса располагались фрески на библейские сюжеты. Каждая фреска обрамлялась рамкой и растительным орнаментом.
Реконструкция Синагоги Дуры-Европос (Национальный музей Дамаска)
На фресках представлены: четыре сцены из жизни Моисея, сцены из жизни Аарона, Самуила, Давида, Соломона, Иакова, Илии, Иезекииля, Исход евреев из Египта, переход через Черное море, Ахашверош с Есфирью, история Ковчега Завета. На ряде фресок присутствуют греческие или арамейские надписи.
Фрески свидетельствуют о том, что ветхозаветный запрет на изображения людей в III веке соблюдался не всеми еврейскими общинами. Открытие фресок позволило исследователям сделать вывод, что в III веке еврейские общины трактовали ветхозаветный запрет изображать людей лишь по отношению к объемным изображениям и украшали синагоги библейскими сценами и фигурами пророков в плоской стилистике. Стиль исполнения фресок М.И. Ростовцев охарактеризовал как месопотамский, происходящий из сирийских традиций и не связанный с эллинистическим искусством. На фресках фигуры главных библейских героев изображены в греческих одеждах, израильские воины одеты в римские доспехи, а в сценах битв евреев с филистимлянами или на изображениях цариц герои одеты в парфянские одежды.
Библейский сюжет с младенцем Моисеем
Вид на храм Ирода с Масличной горы (Синагога Дура-Европос)
Давид помазан Самуилом (Синагога Дура-Европос)
Освящение скинии (синагога Дура-Европос)
Поклонение золотому тельцу (синагога Дура-Европос)
Раскопки синагоги, 1933 год
Страницы журнала о Дура-Европос
Источники:
Всемирная история архитектуры, Том II
Савренская «История градостроительного искусства»
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Первые 3 века христианства называются «мученическими»,верующих изощренно казнили, отлавливали «пачками», в 3 веке уничтожали сотнями в день в масштабах всей империи. Попросту говоря христиане не признавали императора Богом и отказывались от языческих жертвоприношений. Затем период иконоборчества, возникновение ересей. Советские гонения, которые превзошли римские гонения. Откуда у вас взялась идея , что христианство существует ради угнетения ?это невежество противоречит самой сути и смыслу веры.
Не надо смотреть зомби—ящик. Читайте первоисточники или хотя б догматику