Древний Египет славится не только пирамидами, но и самыми первыми в мире лабиринтами. Место для сакральных жертвоприношений и погребений фараона. Концепция запутанности проходит через все постройки — пирамиду, заупокойный храм и даже близ лежащий город строителей — Кахун.
Как известно, территория Древнего Египта делилась на номы – административные единицы, т.е. области. В каждом номе был свой управляющий. И хронологическая летопись велась по учёту времени правления не только фараона, но и управляющих номами. Вот так фиксировали номы в настенной росписи:
Список номов на цоколе здания-храма, так называемого «белого святилища», построенной фараоном Сенусертом I (Карнак)
Каждый ном развивался по-своему, и более развитые из них становились впоследствии художественными центрами. Управленцы, так же как и фараоны и любые люди власть имущие, окружали себя различными людьми творческих направлений. Под рукой всегда были скульпторы, музыканты, художники. Общаясь и сотрудничая друг с другом развивались все направления. Процветали обучающие школы. И это привело к тому, что как раз в период Среднего царства сложились стилистические особенности каждого центра. Эти отличительные особенности хорошо видны по гробницам управляющих номами. В зале гробницы номарха Аменемхета в конце находилась ниша для заупокойной статуи, а сам зал разделялся двумя рядами колонн на три нефа.
Гробница номарха Аменемхета
Потолок зала был расписан разноцветными геометрическими орнаментами. Позы заупокойных статуй повторяют позы статуй Древнего царства. Но появляется и новый тип в виде сидящего на корточках человека, тело которого закутано в широкий плащ, так что видна только голова.
Но уже к XIX веку до н.э. самостоятельность номархов была подорвана в результате ряда мероприятий, проводимых фараонами. Что придумали фараоны? Да много чего. Например, они брали на воспитание и обучение во дворец наследников правителей номов, тем самым, влияя с детства, на их политические и экономические взгляды, удобные для правящей власти. Художественные предпочтения также прививались и воспитывались. И постепенно реалистичный стиль в номах сменился официальным стилем росписей. Это происходило не везде и не сразу, и поэтому ряд памятников этой эпохи сохранил свое реалистичное направление.
Но всегда и везде происходят изменения. Египет славится военными походами, происходят хозяйственные изменения, объединение различных территорий, и это изменило общую обстановку в стране. А всё, что происходит в обществе, всегда находит отражение в искусстве. Военные успехи Сенусерта III привели к его культу, который хорошо заметен в храмах, построенных в крепостях покоренной Нубии. Аменемхет III, его сын, продолжал в общих чертах политику отца. Египет окреп, к этому моменту были завершены крупнейшие ирригационные работы в Фаюме. Но с укреплением власти фараона, власть номархов пропорционально ослаблялась. И как следствие — центр художественной жизни образовался подле фараона, сюда стекались самые лучшие мастера в стране. И одним из ярких памятников архитектуры этого времени стало заупокойное сооружение Аменемхета III в Фаюме. Пирамида, сложенная из кирпичей и облицованная плитами известняка, имела интересную систему расположения внутренних ходов, придуманную для того, чтобы обеспечить сохранность царской мумии. Начинавшаяся от входа длинная лестница приводила в глухую комнату с подвижными плитами в потолке, через которое можно было проникнуть в коридор, устроенный только для того, чтобы ввести в заблуждение вора, так как этот коридор заканчивался тупиком. Настоящий же ход из комнаты шёл в совершенно другом направлении и приводил в следующую комнату с подвижными камнями в потолке. Таких комнат было три. В коридоре, который соединял последнюю из них с погребальной камерой, было устроено новое препятствие – в полу его находились два ложных колодца. Погребальная камера была высечена из глыбы и имела в длину 6,71 м, в ширину 2,44 м, в высоту 1,83. Проникнуть в неё можно было только через потолок, состоявший из трёх камней, самый большой из которых, весом около 175 кг, был подвижной.
Пирамида Аменемхета III
У восточной стены пирамиды по обыкновению был расположен заупокойный храм – наиболее грандиозный из всех заупокойных царских святилищ. В храме было очень много помещений, впоследствии греки назвали его Лабиринтом. Описание храма сохранилось у нескольких греческих и римских авторов. Его считали одной из главных достопримечательностей.
Египетский лабиринт. Рисунок Тони Пекораро
«Я видел его и нашёл, что он выше всякого описания» — пишет Геродот. «Действительно, если бы собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это 12 крытых зал, порталами своими расположенных одна против другой и соединённых между собою в одно помещение; шесть зал обращены на север, а шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода, одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Покои наружные мы видели сами, ходили по ним, рассматривали их и на основании этого говорим о них, тогда как о покоях подземных мы узнали только по рассказам. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать их нам, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов. Таким образом, о подземных покоях мы говорим по слухам, а наружные, превосходящие дела рук человеческих, мы осматривали сами. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы. Крыша над всеми помещениями, равно как и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиной».
Реконструкция Египетского Лабиринта
Страбон, посетивший Лабиринт 5 веков спустя, пишет следующее: «Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола; на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов; именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой; все они размещены в один ряд и у одной стены, перед которыми все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собой извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из неё невозможен для постороннего человека без проводника. В конце этого здания, занимающегося пространство больше стадии, помещается гробница, четырехсторонняя пирамида, каждая сторона которой имеет четыреста футов ширины и такую же высоту. Говорят, что такое количество зал было сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел. Каждый округ занимал отведенное ему особое помещение».
Реконструкция египетского «лабиринта». Атанасий Кирхер.
Диодор, описывая свои впечатления от поездки в Египет, также восхищается знаменитым памятником и говорит, что это «здание, известное под именем Лабиринта, менее удивительное по величине работы, чем по неподражаемому искусству, развернутому во всей его конструкции, т.к. после того, как в него входили, выйти оттуда было трудно без помощи опытного проводника».
Лабиринт занимал огромную площадь в 72 000 кв. м. Это было здание, окруженное колоннадой и состоявшее из множества разнообразных помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Архитектурное убранство Лабиринта почти исчезло. От многочисленных колоннад до нас дошли только незначительные обломки колонн, также фрагменты сохранились от бесчисленных рельефов, украшавших некогда стены.
Было найдено большое количество скульптур, среди них особое место занимают статуи божеств Фаюма – крокодил Себек и богини Меридова озера.
Крокодил Себек
Недалеко от пирамиды и лабиринта, на месте современного Биахму, стояли колоссальные статуи Аменемхета III. Они стояли на огромных пьедесталах в виде усеченных пирамид, высота их превышала 6 метров. Сами статуи фараона были выполнены из кварцита и в высоту достигали 11,7 метров. Во время разлива пьедесталы частично заливала вода, и статуи казались сидящими среди озера.
Геродот, видевший их как раз в период наводнения пишет: «…почти посредине озера стоят две пирамиды, поднимающиеся над поверхностью воды на пятьдесят сажен и на столько же сидящие под водой; на каждой из них помещено по колоссальному каменному изображению, сидящему на троне…»
Отличительной чертой стиля Лабиринта была его монументальность, чему способствовало применение больших плоскостей каменных монолитов для перекрытий архитравов, а также ряды монолитных колонн. Многочисленные колоннады являлись одной из характерных особенностей художественного оформления Лабиринта. Что стояло в связи с общим ростом применения колонн в архитектуре Среднего царства.
Около места сооружения каждой пирамиды обычно возникали целые города, в них жили ремесленники, обслуживавшие строительство пирамиды, персонал, руководивший этим строительством, а также вельможи двора во время наездов фараона, который периодически осматривал постройку своей будущей усыпальницы.
Особенно интересны результаты раскопок такого «пирамидного города» около пирамиды Сенусерта II. Он назывался Хетхетеп – Сенусерт, и расположен на месте современного Кахуна. Массивная стена делила город на две части. В восточной находился дворец, караульные помещения, большие дома знати, склады и несколько улиц с домами меньшего размера. В западной же части города, за стеной, ютились домики ремесленников. Дворец был расположен на холме, значительно выше других зданий. У подножия холма были помещения для дворцовой стражи. Вдоль улицы, отходившей от дворца, были расположены пять больших участков с жилищами виднейших вельмож. Все дома были выстроены по одному плану, из кирпича – сырца, с каменными косяками и дверьми с полукруглыми арками; на улицу выходила глухая стена с одним выходом, от которой шёл длинный открытый проход мимо кухонного дворика, кладовых и других служебных помещений, вглубь участка, где лежал большой двор. На этот двор выходил зал, занимавший всю длину северного фасада дома и отделенный от двора колоннадой, за ним находился второй зал и главная приемная комната дома – центральный зал с четырьмя колоннами. В глубине дома были расположены жилые комнаты, в том числе женская половина с особым колонным залом. В комнате хозяина дома имелся большой каменный бассейн. За ними находились улицы, с жилищами значительно меньших размеров, в 6-7 комнат. Здесь были обнаружены фрагменты очень интересных росписей, изображавших какие-то здания, а также различные сценки.
Дома рабочих в западной части города представляли собой резкую противоположность. Они состояли вместе с дворами из четырёх помещений. Кровли были плоские, и на них снизу вели лестницы.
Улицы были устроены слегка наклонными к середине, где находились выложенные камнем стоки.
Планировка города Кахун
Развитие скульптуры в течении XIX в. до н.э. шло по тому же направлению, о котором я уже упоминала. Успешному развитию такого течения в официальном искусстве содействовал и расцвет реалистических тенденций в местных художественных центрах.
Показательна в этом отношении голова сфинкса Аменемхета II. Здесь чувствуется мускулатура лица, прекрасно сделаны щёки, нижние веки, складки около носа и губ.
Голова сфинкса Аменемхета II
Дальнейшее развитие того же направления видно и на ряде статуй следующего фараона – Сенусерта II, очень хорошо воспроизводящих индивидуальные черты лица фараона.
Расцвет придворного искусства наступает при Сенусерте III, портретные статуи которого считаются шедеврами египетского реалистического портрета. Самым замечательным из этих памятников является голова небольшой статуэтки из обсидиана. Мы не найдем в этом лице ни одной черты старого канона. Всё здесь индивидуально: глаза, поставленные наклонно и глубоко сидящие в орбитах, большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Мастер смело передаёт морщины, глубокие складки кожи, прекрасно проработан весь костяк лица. Игра света и тени чрезвычайно усилена и является характерной особенностью всего стиля.
Сенусерт III
Статуй, изображающих Аменемхета III, сохранилось также немало. Ряд портретов, изображающих Аменемхета III в более зрелые годы, в стилистическом отношении продолжает развивать тип реалистического царского портрета, который был создан в предыдущие десятилетия. В этом направлении выполнены знаменитые сфинкс из Таниса, впервые определенные как портреты Аменемхета III.
Аменемхет III
Аменемхет III
Сфинкс из Таниса Аменемхета III
Однако, несмотря на реализм трактовки, портреты Аменемхета III уже несколько отличаются от портретов Сенусерта III. Мы не найдем здесь ни тех резких линий и глубоких впадин. На смену произведениям, дышащим всей силой увлечения формами, впервые воплощенными в жизнь после долгих и упорных поисков, теперь создаются вещи, в которых чувствуется спокойная уверенность в правильности найденного. Как и раньше, лицо, несомненно, портретно. Однако образ решён менее страстно и остро, без подчеркнутого пафоса образов Сенусерта III. Постепенно начал чувствоваться спад. Стремление к подражанию образцам официального искусства, которое проникло в местные центры ещё при Сенусерте II, продолжало расти. Постепенно эти центры утратили силу своей индивидуальности, и свежесть их творчества, сыгравшая такую большую роль для развития искусства Среднего царства в начале этого периода, к концу его уступила место традиции в скульптуре и стандарту в рельефе и росписи.
На смену интересным, отмеченным печатью своего собственного стиля местным произведениям XX в. до н.э. ко времени Аменемхета III появляется множество статуй очень хорошей работы, но индивидуальные черты уже не даны так отчетливо, как раньше. Характерным становится повторение на статуях частных лиц портретных черт правящего фараона. Однако в ряде центров продолжали создаваться и выдающиеся произведения, передававшие несомненные портреты частных лиц и выполненные с учётом достижений, накопившихся к этому времени и в официальном и в местном искусстве.
Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических походов богатство знати, а также усилившееся поступление золота, слоновой кости и ценных пород дерева. В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало развивать формы найденные мастерами Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы, равным образом, как и новые технические приёмы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую играли для художественного ремесла времени Среднего царства тесные отношения Египта с соседними странами – Сирией, Двуречьем и Критом.
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Спасибо, интересная стаття и изображения класные, хотел бы узнать какие источники использованы при написании етой статти