Как возникла Римская республика и какие типы сооружений строили римляне

Возникновение Римской республики и причины, по которым она стала Римской империей

Римская республика существовала с того момента, как изгнали этрусские династии в 509 г. до н.э. и плавно перетекла в Римскую империю, которая образовалась в 27 г. до н.э.  Постоянной территории у республики не было, потому что она постоянно расширялась.

Первоначально Рим был обычным городом-государством, который начал объединять другие города под своей властью. Под власть Рима попали все области Италии, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. Под конец правления республики все Средиземноморье подчинялось Риму.

На протяжении всего периода в республики были не только внешние войны, но и внутренние. Ярко отражена социальная борьба, которая проходила в несколько этапов и возникала из-за различных факторов.

Первый период социальной борьбы возник между патрициями, старой знатью сгруппировавшейся вокруг сената и рядовым населением города — плебеями, которые были лишены политических прав. После того, как плебеи получили формальные права ситуация не изменилась, а только лишь приобрела другой характер. Создается новая правящая группа, в которую входят патриции и богатые плебеи, а их противником остается остальное безземельное население Рима. Никакие реформы не смогли сдержать это противодействие и к I в. до н.э. социальные противоречия обострились до предела.

В Римской республике также велась постоянная борьба рабов против рабовладельцев. Что привело к двум восстаниям в Сицилии во II в. до н.э. и грандиозным восстанием Спартака в I в. до н.э.

Во внешних войнах Рим чаще всего выступал агрессором. Самыми тяжелыми столкновениями была борьба с нашествием галлов в конце IV в. до н.э. и три Пунические войны с сильнейшей морской державой западного Средиземноморья Карфагеном в III—II вв. до н.э. Особенно тяжелой оказалась вторая война, когда карфагенский полководец Ганнибал поставил Рим на грань катастрофы.

Внутренние противоречия Римской республики в течении I в. до н.э. спровоцировали несколько гражданских войн. Люди уже не могли существовать на основах и порядках Римской республики. Необходима была кардинальная реорганизация политического строя Рима. Что и породило Римскую империю. Многие полководцы, такие как Марий, Сулла, Помпей, Цезарь хотели себе единоличной власти. Но добиться этого смог только Октавиан Август в 30—14  гг. до н.э.

 

Культура Римской республики

Римская культура создавалась многими покоренными народами, которые иногда стояли на более высокой ступени культурного развития. Огромный вклад внесли греки и этруски, которые и стали основной всей культуры и архитектуры Римской республики.

Как раз в период правления республики и произошло становление всей архитектуры и культуры. Сама по себе римская культура не имела яркого творческого начала. Но римские зодчие отличались способностью тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать чужое, в соответствии со своими традициями и потребностями. Так они брали достижения других народов, их архитектурные формы, композиционные приемы и типы зданий и на их основе создавали свои.

Получилось так, что местная латинская и этрусская культура стали основной, на которую впоследствии оказала мощное влияние греческая культура. Наследие и живые греческие мастера постоянно питали римскую культуру.

Римляне преобразовали ордерную систему и различные типы зданий Греции, храмы, театры, жилище и прочее. Римские зодчие развили конструктивную мысль и совершенствовали строительную технику, что помогло развить инженерные сооружения.

Анализ зодчества республики позволит проследить как на основе некоторых типов зданий, отдельных композиционных и декоративных элементов, воспринятых из этрусской, греческой и эллинистической архитектуры, складывались характерно римские типы сооружений. Формирование многих из них завершилось уже к концу I в. до н.э.

Строительные материалы и строительная техника Римской республики

Основным строительным материалом в горной Италии был камень, который был самых разных видов. Самым удобным для обработки был туф, который был в светлых оттенках серого, желтого и коричневого. Очень ценился твердый известняк — травертин. Его применяли очень экономно на протяжении всего периода республики.

Из камня строили общественные здания и инженерные сооружения. Жилые дома строили из кирпича-сырца, а со II века  начали применять обожженный кирпич разных форм.

При строительстве стен в термах применяли пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.

К концу периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилых домов начали применять мрамор. Его добывали в Италии и привозили из Греции. К III веку до н.э. под влиянием греков римляне улучшили обработку внешних блоков и разработали различные способы рустовки.

Кроме стоечно-балочной системы в конструкциях использовали ложную арку и ложный свод. А в конце III в. до н.э. появился римский бетон, который расширил возможности в строительстве.

Типы арок

Появление бетона в Римской республике

Сначала римляне применяли известковый раствор в бутовой кладке. Этот приём был широко распространен в эллинистический период. А позже вместо песка начали использовать пуццоланные вулканические пески. Их назвали так из-за места добычи. Пуццоланы имели гораздо лучшие вяжущие свойства и придавали раствору водонепроницаемость, прочность и способствовали быстрому схватыванию.

В это время развивались арочно-сводчатые конструкции, которые применялись на Востоке и в некоторых городах Греции, например в Приене и Пергаме. В IV в. до н.э. появилась клинчатая арка.

Соединение арочно-сводчатых конструкций с бетоном позволили колоссально расширить строительные возможности. И с помощью этой строительной техники позже будут построены такие архитектурные сооружения как Колизей, Пантеон и римские акведуки.

Что строили в Римской республике

В течение нескольких столетий после появления Римского государства, в городах не было регулярной планировки. Их строили стихийно, в зависимости от рельефа местности. В этот период самыми главными элементами города были защитные укрепления и благоустройство города с помощью водоснабжения и канализации. А организация городской территории оставалась не очень важной.

Римские форумы

Самым главным элементом города был Форум, на котором сосредотачивалась вся жизнь населения. Здесь находились храмы главных богов-покровителей города, перед которым совершали религиозные церемонии. Также Форум был местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась торговля и заключались сделки. На праздники в центре площади форума устраивали гладиаторские бои.

Все эти функции отразились в планировке форума и в выборе архитектурных сооружений. Рядом с храмами возводили базилики, где проходили суды, устраивали биржи и прочее. Курии строили для заседаний сената и городского управления. Таберны использовались для торговли. На площади ставили скульптуры знаменитых граждан, а вокруг, по принципу оформления греческих агор, возводили колоннады портиков, на втором ярусе которых размещали места для зрителей.

План Римского форума эпохи республики

Римские храмы

Религия италиков основывалась на поклонении безликим божествам природы и не требовала их изображения и храмов. Богам просто посвящали алтари в лесу или у источников воды. Одна из главных богинь была Веста, хранительница домашнего очага. Местом её культа был просто круглый навес над неугасимым огнём.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились изображения богов в виде статуй и для их сохранения понадобились храмы. Из всех многочисленных духов и божеств, олицетворяющих силы природы выделили группу верховных богов, которые по своим функциям были близки греческим богам. Этими богами стали Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста. Но в отличии от греческих богов, они были формальными и отражали практический дух латинян.

C V по II вв. до н.э. храмы стали основным типом общественных сооружений.

На протяжении последующих столетий влияние греческой и эллинистической архитектуры на римскую усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразование его в соответствии с традициями италиков. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии — храм Мира в Пестуме, храм Аполлона в Помпеях.

Храм Геркулеса в Тибуре (комплекс)

Один из крупных культовых ансамблей в Римской республике появился в середине I в. до н.э. в Тибуре. Там был построен храм Геркулеса. По своей архитектуре он уже стоит выше, чем изначальные святилища богам. Сложные местные условия вызвали необычное архитектурное решение комплекса.

Поклонению Геркулесу Победителю возросло после ряда победоносных для Рима войн. И прежнее святилище Геркулесу в Габии уже не выдерживало огромного потока паломников, что и спровоцировало строительство храма Геркулеса в Тибуре. Нужны были дополнительные помещения для увеличенного жреческого персонала и для хранения доходов от святилища. Также нужны были дополнительные портки для молящихся, лавки торговцев и различные склады.

Храм Геркулеса в Коре

Помимо всех нововведений в архитектуре, по-прежнему существовали традиционные типы храмов.  Около 100 г. до н.э. построили дорический храм Геркулеса в Коре по всем старым традициям. Он стоял на крутой горе и представлял собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер здесь сделали без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнили без необходимого мастерства.

Возникновение псевдопериптера в Римской республике

На протяжении IV—II вв. до н. э. периптер приспосабливался к местным композиционным схемам. Лишь к концу II—началу I в. до н.э. римские зодчие смогли найти органичное сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма — псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу и фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы.

Храм Фортуны Вирилис в Риме (Храм Портуна)

К середине I в. до н.э. псевдопериптер стал ведущим типом храма. Не только новые сооружения строили по этому типу, но и переделывали старые под него.

Развитым псевдопериптером является храм Фортуны Вирилис, который построили между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем Рынке в Риме. Это единственный храм республики, дошедший до нас почти в полной сохранности.

Строительным материалом для храма послужил туф с травертином. Здание четко поделено на три равные части — портик и две ячейки целлы.

Портик ионического ордера с 4 колоннами по своим пропорциям близок к квадрату. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися канделябрами и человеческими фигурами.

Храм Геркулеса Непобедимого в Риме (раннее считался храмом Весты)

Ближе к концу эпохи Римской республики в Риме, на Бычьем рынке, построили храм Геркулеса. Его построили из паросского мрамора в греческой технике кладки и он имел коринфские колонны классического типа греческого образца. Чуть позже к храму пристроили ступени, как в греческих храмах.

 

И храм Геркулеса, и храм Фортуны Вирилис построили в период между двумя эпохами, поэтому они и содержат в себе разные черты. Оба храма небольшие по размерам. А храм Фортуны выполнен ещё из простых материалов. Но в этих двух храмах уже есть новые явления, которые будут применять в римском зодчестве позднее. Это монументальность сооружений, совершенство архитектурных форм и насыщенность декором. А в храме Геркулеса применен дорогой привозной мрамор и архитектура храма очень близка к типу центрических сооружений эллинизма.

Святилища

Древние места культа римлян со временем начали превращаться в целые комплексы и святилища. Поэту и располагались на склонах гор у священного источника или расселины скалы. Храм обычно сочетался с театром, который располагался немного ниже по склону холма, где происходили культовые представления.

Самый ранний комплекс святилищ был построен на острове Сардинии в Кальяри и датируется III в. до н.э.

Также известно древнее святилище Лация, где поклонялись Юноне. Оно было расположено в Габиях и было архитектурно оформлено около 200 г. до н.э. Священный участок находился на возвышенности к западу от города. В нижней части находился театр, ступени которого были вырублены в скале. Театр хорошо подчеркивал возвышенное положение храма, который стоял в центре более высокого участка. Чуть дальше и выше находились П-образные дорические портики, которые служили архитектурным фоном для храма и подчеркивали его главенствующую роль.

Габии. Святилище Юноны.

Базилики

Одним из общественных центров форума была Базилика. Это было сооружение, в котором оглашали постановления городских властей, там находились суды и биржи, места для деловых и приятельских встреч, торговли и в целом для праздного времяпрепровождения.

Самые ранние базилики не дошли до нашего времени. Самая древняя базилика находится в Помпеях и датируется II в. до н.э. Это было большое прямоугольное здание, стоявшее рядом с храмом Аполлона. Её фасад обращён на форум.

Базилики имели как продольную ориентацию, так и поперечную. Оба этих типа сформировались к концу правления римской республики и послужили основой для последующего развития базилик Римской империи.

Торговые сооружения

Во время эпохи Римской республики в домах на нижних этажах устраивали лавки—таберны. Эти дома с лавками располагались вокруг форума.

Следующий тип торгового помещения более обширный и монументальный. Это Мацеллумы, продовольственные рынки. Это были перистильные дворы, окруженные табернами. Одни таберны открывались внутрь рынка, другие наружу. Иногда в них был храм или эдикула со статуей божества. В середине двора был круглый или восьмигранный бассейн, окруженный колоннадой.

Мацеллум в Лептис-Манга, 8-9 гг. до н.э.


Термы

Термы — это  комплекс общественных бань Римской республики. Самые ранние бани, которые строили римляне, были небольшими и недостаточно освещенными. У них была скромная отделка. Колодезную воду накапливали в резервуарах, а затем нагревали в жаровнях. Этой системой пользовались до I в. до н.э.

К середине II в. до н.э. произошли изменения общего уклада жизни римлян, требовалось повысить степень комфорта. Это привело к созданию более сложной системы и планировки бань. К этому времени определился основной состав помещений для терм, которые использовали на разных стадиях омовения.

Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны.

Помпеи. Стабианские термы. II— I вв. до н.э. Колоннада палестры близ входа, план

Отопительная система терм а — схема устройства гипокауста; б — гипокауст терм в Каллеве

Нимфеи

Нимфеи — это места для отдыха. Первоначально нимфей был гротом с источником, где поклонялись нимфам — божествам, связанным с водой. Позднее в гротах начали сооружать архитектурные постройки и ставить скульптуры.

Также закрепилась практика строить отдельные сооружения, которые были овальными или прямоугольными. В них был либо источник, либо сооружался фонтан. Их строили отдельно на виллах и в термах.  Самые ранние нимфеи либо приспосабливались к естественному источнику, либо имитировали его.

Нимфеи вилл: 1 — Тибур. Нимфей виллы Горация, I в. до н.э., план и разрез; 2 — Формия. Нимфей виллы Цицерона, начало I в. до н.э., план и разрез

К началу I в. до н.э. нимфеи начали строить в форме базилик. Они стали очень распространенными по всей римской республике. Здание делили на три нефа и перекрывали цилиндрическими сводами.

Также широкое распространение получили небольшие нимфеи, которые служили украшением городских домов.

Геркуланум. Нимфей дома Нептуна и Амфитриты

Зрелищные сооружения

Римляне известны своей любовью к самым разнообразным зрелищам. Поэтому они занимали важное место в жизни. Это были драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и прочее. Эти зрелища и отличают римскую культуру от греческой. Среди греческих зрелищ важное место отводилось состязаниям самих граждан друг с другом. Причём не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. А в римских состязаниях главными участниками зрелищ были рабы, которые очень часто погибали на потеху зрителям — римлянам. Римские зрелища в основном были рассчитаны на примитивные запросы толпы и часто отвечали низменным вкусам и носили потребительский характер.

Для разного рода зрелищ требовались свои архитектурные сооружения.

Театры

В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры.

Большой театр в Помпеях

1 — Большой театр, III—II вв. до н.э. перестроен в 75 г. до н.э. Современный вид; 2 — план театров и Треугольного форума: а — Треугольный форум; б — Большой театр; в — Малый театр (Одеон); г — храм Изиды; д — портик театра,, позже казарма гладиаторов;3 — Малый театр, 1-я половина I в. до н.э. Орхестра

Амфитеатры

Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах. Эти сооружения имели эллиптическую в плане арену, которую окружали места для зрителей — театрон. Театрон повторял форму арены. Амфитеатр — чисто римский тип зрелищных сооружений. Арена определялась формой и характером представлений, когда гладиаторы наступали друг на друга с разных концов.

Амфитеатр в Сутри

Луцерия. Амфитеатр. План. Конец I в. до н.э.

Амфитеатр в Помпеях

Цирки

Римские цирки были подобны греческим ипподромам и служили для конных бегов и состязаний на колесницах. Этот тип сооружений складывался постепенно.

Самый древний образец, сохранившийся до наших дней, находится в Риме и называется «Большой цирк». Он возник ещё в царскую эпоху в долине между холмами Палатином и Авентином. На склонах холма располагались зрители. Со временем там сделали деревянные скамьи, а немного наискось от оси арены поставили стену. Эта стена называется — спина, вокруг которой происходили бега. Арена была длиной 480 метров и имела два входа по концам. Возле одного из них начинались состязания. В 329 г. там устроили загоны для лошадей и уже оттуда их выпускали в момент старта. На противоположной стороне арены в 196 г. до н.э. там сделали триумфальные ворота.

Большой цирк в Древнем Риме

В 174 г. до н.э. на концах спины установили конические обелиски.

К концу римской республики Большой цирк стал монументальным сооружением. Все элементы, которые были сделаны из дерева, переделали из камня. А спину украсили статуями и декором. В средние века Большой цирк почти полностью исчез.

Цирк — это тот тип зрелищных сооружений, который полностью сложился в период правления республики и в дальнейшем практически никак не менялся.

Вот такие типы сооружений возникли и развились в эпоху Римской республики.

Источники:

Всеобщая история архитектуры, Том II

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *