Фараон, впервые объединивший Египет вокруг одного общего центра – Фив. Его имя почти нигде не звучит, но именно он положил основу строительства колоннад у храмов и первым возвёл храм в Долине царей. Его развалины находятся рядом со знаменитым храмом Хатшепсут. Имя его Ментухотеп. И здесь есть путаница, т.к. по некоторым источникам храм в Дэйр эль-Бахри построил Ментухотеп I, а по некоторым Ментухотеп II. Я же буду ссылаться на Википедию, и писать Ментухотеп II .
Среднее царство является периодом, когда расцвела культура Египта, создавались художественные произведения, наука и техника шагнула вперед. Всё это положило начало развитию страны не только в культурном, но в экономическом и политическом плане. Возникли грандиозные ирригационные системы, русло одного из рукавов Нила превращается в судоходный канал, что сыграло большую роль в становлении страны. Художники Среднего царства вносят новшества в архитектуру и скульптуру. Улучшается настенная роспись. И небольшой город Фивы вырастает в один из самых крупных городов Древнего мира. Но сам Египет оставался ещё достаточно разрозненным.
Ментухотеп II
И среди всех памятников эпохи Среднего царства особое место занимает заупокойный храм Ментухотепа II.
Реконструкция храма
Храм являлся центральным звеном архитектурного ансамбля, который был окружён высокими скалами. Путник шёл по дороге через пустыню, затем дорога поднималась всё выше и выше и наконец, подводила его к стене, которой был окружён храм, в глубине находился храм, на вершине которого красовалась пирамида.
Внутри двора находилась аллея с раскрашенными статуями фараона. Чуть дальше находился портик с двумя рядами колонн, разделенный на две части пандусом. Впереди на террасе находился храм. На этих колоннах, которые имели форму четырехгранных столпов, было написано имя фараона Ментухотепа II.
Архитектурный ансамбль заупокойных храмов. Самым первым был построен храм Ментухотепа II.
На стенах были изображения сцен царской охоты и войны. Выше находился второй портик, окружавший с трёх сторон колонный зал. Там уже изображали богов и фараона, различные культовые сцены. Через западную дверь можно было попасть в открытый двор, обнесенный колоннадой. За этим двором находился второй гипостильный зал. И под этим двором, а также частично за его пределами были устроены шесть гробниц женщин из семьи Ментухотепа II.
План храмового комплекса
Разрез
Благодаря строительству этого храма в Египте получила широкое распространение колоннада. В архитектуре впоследствии постоянно встречается использование колонн вместо обычных портиков.
Сейчас развалины храма выглядят так:
Вид сверху. Рядом храм Хатшепсут.
На одной из заупокойных плит сохранилась надпись скульптора Иритисена, работавшего в Фивах при Ментухотепе II. Вот что он сообщает:
«Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения. Я устраивал всякие обряды так, что ничто не ускользало от меня. Ничто из них не было скрыто от меня. Я – великий таивник, и я вижу Ра в образе его. Но я был и художником, опытным в своём искусстве, превосходящим всех своими знаниями. Я знал формулы ирригации, взвешивание по правилу, как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своём месте. Я умел передавать движение мужчины, походку женщины; положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного; как один глаз смотрит на другой; выражение ужаса того, кто застигнут спящим; положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына по плоти моей. Когда фараон приказывал, он создавал и он был превосходен в этом. Я видел творение его рук, как начальника работ, в каждом ценном камне от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева»
Благодаря этой надписи перед нашим взором предстают два художника, сыгравшие большую роль в развитии фиванской школы. Произведения Иритисена и его сына занимали видное место среди рельефов храма Ментухотепа II и гробниц фиванской знати.
Ментухотеп II
Ментухотеп II
Рельеф с изображением Ментухотепа II
Кроме храма в Дэйр эль-Бахри сохранилось и другие произведения искусства, которые указывают на мастерство исполнителей. Показательны храм в Джерти и гробница царицы Нефру. Хотя стелл и храмовых рельефов немного, и в основном они дошли до нас в виде отдельных фрагментов, они говорят о многом. Композиция и тематика всё та же, что и во времена Древнего царства, а вот стиль изменился, приобрёл несколько иной оттенок, появились особенности, характерные для фиванской школы. Но в XXI веке до н.э. в Фивах было ещё недостаточно мастеров, обладавших таким профессиональным уровнем. И встречаются работы слабые в художественном отношении. Примером является гробница хранителя гарема Джара, расположенная также в Дэйр эль-Бахри. Иногда такое встречается и в одной гробнице.
Различаются качеством и памятники, выполненные в разных областях Египта. Например, гробница Анхтифи в эль-Моале. Он правил в одно время с Ментухотепом II и постоянно конфликтовал с ним. Ведь именно в этот период шло постепенное объединение Египта в одно государство. Усыпальница неправильной формы, колонны расположены без точного расчёта. И таких примером в Египте много.
Рисунки из гробницы Анхтифи
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Спасибо за информацию. То что надо спасибо
Замечательный обзор, очень подробный и богато иллюстрированный! Собираюсь в Египет, хочу посетить долину царей и надо быть готовой, знать, что перед тобой, не надеясь на гида. Вы очень помогли, Спасибо!