Оранж — город на юге Франции, ранее носивший название Араузион и принадлежащий к Римской империи. Именно там сохранился один из древнейших театров Рима и ранняя арка с тремя пролетами.
Во второй половине I в. до н.э. в Италии проявляется интерес к театральным представлениям. В это время начинают активно строить театральные сооружения, у власти находился Октавиан Август. Во время правления Доминикана строительство продолжалось.
Как был устроен Римский театр
Все театры возводились на опорных конструкциях, которые называются субструкции. Для большинства театров использовали склоны холмов, чтоб передать на них часть давления от театрона.
В римском театре главным фасадом служила наружная стена сцены. Если театр строили на ровной площадке, то главным был его полукруглый фасад. У тех театров, которые прислонялись к холму эта стена служила галереей, которая частично открывалась аркадами, а частично переходила в сводчатый коридор. Этот коридор ограничивался извне подпорной стеной холла.
Между субструкциями проходили лестницы, по которым публика попадала из одного яруса в другой. Радиальные коридоры выводили публику в зрительный зал.
Внутри театр обычно состоял из 3 ярусов мраморных ступеней, каждый из которых поднимался круче предыдущего. Сам театрон старались располагать на северной стороне холла, чтоб создать естественную затененность мест зрителей. Театр со сценой соединяла галерея. Зрительный зал затенялся также веларием — огромным ярким тентом на канатах, который веером расходился над орхестрой. Полукольцо и внешние концы канатов привязывались к стойкам, укрепленным с помощью консолей по верху стен здания.
Театр в Оранже
Чаще всего в римских театрах переделывали сцену. Она представляла собой узкое здание или стену, с квадратными пристройками по концам. В этих пристройках были расположены комнаты актеров и помещения для хранения реквизитов. Галереи обходов, которые примыкали к концам сценического здания, и места над входами объединяли сцену с театроном.
Внутренний фасад сцены был разбит на ряды ниш и колонн. Он создавал фон для действий на площадке перед ней. В глубине центральной ниши помещалась статуя императора и в остальные ниши помещали вазы и другие статуи.
Театр в Оранже
Площадка была приподнята. Сцену скрывал занавес, который опускали к началу представления в специальное углубление перед рампой.
Чтоб осадки не мешали представлению, над сценой на консолях была деревянная крыша. Она сооружалась немного наклоненной к стене и отводила осадки с помощью желобов, расположенных в ней и выходивших на фасад.
Театр в Оранже
Одним из ранних театров Римской империи в хорошей сохранности считается театр в Оранже. Он относится к типу театров, которые врезаны в холм. Наружная стена сцены является главным фасадом театра.
План театра в Оранже
Диаметр театра составляет 103 метра и он по своей структуре не отличается от большинства римских театров. Театр в Оранже вмещает 7 тысяч зрителей.
Сцена расположена около внушительного фасада, у которого немного выдвинут вперед центр. Над главной дверью находится большая ниша, где стоит статуя императора. Фасад размером 37 х 103 м. В его нижней части выполнены аркады, а наверху проходят горизонтальные карнизы и два ряда кронштейнов. Эти кронштейны выполняли роль стоек велария. Вся композиция фасада поделена на 3 части — цокольную, среднюю и венчающую. Это членение хорошо выявляет всю тектонику монументальной стены.
На фасаде сохранились следы от примыкания крыши портика, пристроенного к нему. Этот портик был смежным между театром и гимнасием.
Внешний фасад театра
Реконструкция театра в Оранже
Триумфальная арка эпохи Августа
В Римской империи строили очень много арок, которые несли самые разнообразные функции. Изначально они были однопролетными, а чуть позже стали делать с тремя пролетами. В Оранже сохранилась одна из древнейших арок с тремя пролетами. Её построили в период правления императора Августа.
Арку в Оранже построили в самом начале становления империи и она имеет очень много сходств с однопролетными арками того же времени.
То, что эта арка относится к ранним трехпролетным аркам, свидетельствуют детали. В ней архитекторы ещё не следуют обязательным правилам, которые применяют в более поздних арках. В арке уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов, чего нет в арке в Оранже.
Реконструкция триумфальной арки в Оранже
Сами формы арки ещё не совсем уравновешенны. Аттик слишком тяжелый, а членения фасадов слишком дробны. Декора также слишком много, что было характерно для искусства галлов того времени.
Аттик арки разбит на два яруса и образует три постамента для скульптурных групп. Необычным является и антаблемент боковых фасадов арки.
Панель триумфальной арки со скульптурами
Источники:
Всеобщая история архитектуры, Том II
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Интересно. А вот, когда проходят большие оперные спектакли, не жестко ли зрителям сидеть на каменных «ступенях».