Помпеи известны на весь мир, как город, который остался погребен под пеплом после извержения вулкана Везувия. Под слоем пепла остались дома, посуда, люди. Помпеи законсервировались и сохранились как древний римский город.
В этой части я расскажу как образовались Помпеи, какая была планировка города. Какие сооружения строили римляне. Рассмотрю форум, храмы, театры и амфитеатр в Помпеях. А также термы и публичный дом. И о том, как погибли Помпеи.
Как погибли Помпеи
Город погиб 24 августа 79 года нашей эры, но есть данные, которые свидетельствуют, что извержение произошло осенью, 24 октября. Погибшие Помпеи дают полное представление о планировке и архитектуре, о быте и многих сторонах жизни того времени.
Население Помпей составляло около 20 000 человек. Около 2000 человек погибли и остались погребены под многометровым слоем пепла. Останки жителей находят также и за пределами города, поэтому сказать точное количество нельзя. Люди бежали от извержения вулкана, который длился около суток. Пепел от него долетал до Египта и Сирии. Люди погибали от пепла, от раскаленной температуры, от обрушившихся зданий и крыш. Извержению предшествовали землетрясения.
От извержения Везувия погибли Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии, а также ряд поселений. Несколько сотен трупов были найдены в Геркулануме и Оплонтисе.
Реконструкция гибели Помпей
Кратер Везувия
Изучая окрестности, исследователи обнаружили несколько сотен трупов в районе пляжа и в каменных сооружениях рядом. Видимо, они хотели покинуть эти места на кораблях, но не получилось. В некоторых помещениях были найдены по несколько человек, и даже по несколько десятков. Скорее всего, они уже не успевали убежать из городов, либо они надеялись, что смогут переждать стихию в помещениях.
Останки ребенка, найденные в термах
Погибшие в Помпеях
Но лавовый поток бил на протяжении 22 часов и достигал 15—25 километров в высоту. Пепел и пемза засыпали города, местами слой достигал 20 метров. Под этой тяжестью здания рушились. Были найдены останки людей, у которых мягкие ткани испарялись, а мозг превращался в стекловидное вещество. Исследования показывают, что они погибли при очень высоких температурах, которые достигали 250 градусов.
Погибшие люди в Помпеях, находящиеся в Помпеях
Сегодня Помпеи являются музеем под открытым небом и внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Основание Помпей
Помпеи были основаны в VI в. до н.э. греками. Город просуществовал несколько веков, и за это время власть менялась несколько раз. Город стал римским в конце I в. до н.э. и получил права колонии. Тогда же там поселилось значительное количество римлян. За долгий период существования города в нем смешались греческие и римские архитектурные стили.
Самая древняя часть города находилась с северо-запада и примыкала к форуму. Там сохранилась первоначальная планировка с узкими кривыми улицами и кварталами неправильной формы. Другие части города, которые строились позднее и имели более упорядоченный вид. Но в целом Помпеи не имеют строго регулярной планировки.
Планировка Помпей
В Римском градостроительстве улицы, которые идут с востока на запад называют декуманус. А улицы, которые идут с севера на юг называют кардо.
В Помпеях основу планировки составляли два декумануса (улицы Стабианская и Меркурия) и два кардо (улицы Изобилия и Ноланская).
Помпеи были построены на плато, которое когда-то образовала лава, и занимали территорию от склона Везувия до моря. Над городом и Неаполитанским заливом царила огромная живописная вершина Везувия. На неё были направлены две самые главные магистрали Помпей — улицы Стабианская и Меркурия. На Везувий была ориентирована и площадь форума, вместе с амфитеатром и храмом Аполлона. Всё это помогало ориентироваться в городе.
После того, как римляне поселились в Помпеях, они внесли свои черты в архитектуру. Больше всего изменений появилось на форуме. Форум Помпей располагался не в центре города, а в его юго-западной части.
Форум Помпей
Форум в Помпеях сформировался к III в. до н.э. Там были построены храмы Юпитеру и Аполлону.
Форум Помпей
Форум Помпей
Храм Юпитера возвышался на высоком подии на фоне Везувия и замыкал короткую сторону форума. А храм Аполлона ограничивал форум с запада.
Святилище Аполлона в Помпеях
Святилище Аполлона в Помпеях
Во II в. до н.э. форум был окружен с трех сторон портиками, которые придали ему форму прямоугольника 38 х 142 м. Колоннады выделили стоящий в глубине форума храм Юпитера как главный элемент ансамбля.
Почетные арки возле храма Юпитера
Почетные арки возле храма Юпитера
Храм Юпитера в Помпеях
Храм Юпитера в Помпеях
В I в. до н.э., когда Помпеи стали римскими, колоннады портиков, сделанные из туфа, стали заменяться на белые колонны из травертина. В это время за портиками построили несколько общественных зданий. Справа от храма Юпитера построили торговое помещение — мацеллум. Рядом с ним построили храм городских лавров и храм Августа, позже перестроенный и посвященный Веспасиану.
Храм Веспасиана в Помпеях
Мацеллум в Помпеях
На южной стороне площади расположился деловой центр, где построили базилику, курию и здание Евмахии, которое служило складом и рынком шерсти.
На схеме отмечены туннели, которые проходят под форумом в Помпеях
Вот такие туннели проходят под Помпеями
Базилика
Одна из самых древних Базилик сохранилась в Помпеях. Она датируется II в. до н.э.
Базилика находилась рядом с храмом Аполлона и представляла собой большое прямоугольное здание. Её главный фасад был со стороны форума. Базилика имела 5-пролетный входной портал, который вёл в вестибюль. А оттуда открывалось внутреннее пространство сооружения размером 60 х 24 м.
Базилика в Помпеях
Основное пространство Базилики было немного приподнято на несколько ступеней и отделено от вестибюля колоннами. Помещение было покрыто стуком и росписями, имитирующими мраморные квадры. В интерьере проходила двухъярусная колоннада. Нижний ряд колонн был ионическим, а верхний коринфским. У боковых стен были полуколонны.
Базилика в Помпеях
В глубине Базилики находился трибунал. Он был двухъярусным и предназначался для выступлений судей и других должностных лиц.
Термы
Термы — это римские бани. Они сформировались в эпоху республики. В Помпеях сохранились термы, которые показывают процесс перестройки и реконструкций. Называются они Стабинские термы и датируются II в. до н.э. Реконструкцию проводили в I в. до н.э.
Стабинские термы
Термы находились на участке неправильной формы, который повлиял на общий план. Первоначально там было 4 тесных темных помещения, которые использовались как отдельные кабины. Главный вход был с улицы изобилия. Основные помещения располагались справа от входа.
Термы начинались с аподитерия — мужских бань, свод которых был украшен лепниной. За ним следовали круглый фригидарий с 4 нишами, тепидарий и кальдарий с прямоугольным бассейном, наполненным горячей водой, и апсидой, заключавшей круглую каменную чашу с холодной водой. За котельной следовала аналогичная группа помещений женских бань, но без фригидария.
Во время реконструкции Стабинских терм в I в. до н.э. к ним подвели водопровод. Также сделали отопление горячим воздухом, изобретенное Сергием Оратой. Отопление циркулировало в каналах, скрытых под полом и в стенах.
С внешней стороны терм проходили портики из дорических колонн, которые огибали двор палестры. На его открытой стороне находился плавательный бассейн и залы для гимнастических упражнений.
В последнее десятилетие жизни Помпей термы были заново отделаны. В то время господствовал низкий вкус в Помпеях и термы потеряли свой изысканный облик. Колонны были отделаны толстым слоем штукатурки и стали выглядеть тяжеловесно и грубо. Над капителью был пущен орнамент, который только ухудшил эффект.
Центральные Термы на форуме Помпей
Чуть позже, в 80 г. до н.э., в Помпеях были построены ещё одни термы. Они были аналогичны Стабинским термам, но меньше по размерам и без палестры.
У них были большие остекленные окна, которые освещали тепидарий и кальдарий.
По своему устройству Стабианские и Центральные термы похожи на греческие гимнасии, но с преобладанием банных помещений над гимнастическими.
Большой театр в Помпеях
Самым ранним из сохранившихся римских театров является Большой театр в Помпеях. Он был построен в III—II вв. до н.э. из камня. Театр примыкал к форуму и в 75 г. до н.э. был реконструирован. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
Первоначально Большой театр в Помпеях был близок к греческим театрам. Места для зрителей, называемые театроном, были расположены полукругом и представляли собой ступени, врезанные в холм. Орхестра была греческого типа и круглая в плане. А сцена представляла собой отдельное здание. Сразу за сценой находился портик, который служил фойе. Позже, во время реконструкции, фойе переделали в казармы гладиаторов.
Во время реконструкции театра по его краям сделали сводчатый коридор — крипту, которая служила опорой для дополнительных мест. Концы полукружия зрительных мест и сцена соединялись сводами. Над сводами построили места для почетных зрителей — трибуналии. Тем самым отдельные части театра соединились в одно целое. И это стало характерной чертой римского театра. Также в крипте сделали 3 дополнительных прохода, по которым люди могли попасть в театр. Заполняемость Большого театра в Помпеях достигала 5 тысяч, и люди заходили и покидали театр через главные входы возле сцены и через 3 входа крипты.
Казармы гладиаторов рядом с Большим театром
Малый театр в Помпеях (Одеон)
В Помпеях был построен небольшой театр, который называют Одеоном, который служил для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
Одеон построили в 80—75 гг. до н.э. сразу как единое целое. В плане театр был прямоугольным, перекрыт крышей, а внутри украшенный росписями. Места для зрителей были в виде полукруга, как и у стандартного театра. В их углах были размещены лестницы, которые вели на несколько верхних рядов.
Форма орхестры была другой, в отличие от обычного театра. По форме она была полукруглой и вмещала кресла для почетных граждан.
Малый театр в Помпеях был рассчитан на 1200 зрителей.
Одеон в Помпеях рядом с Большим театром
Амфитеатр в Помпеях
Амфитеатр служил для сражений и кровавых представлений. На его арене сражались друг с другом не только гладиаторы, но и гладиаторы с животными. Поэтому здесь требовались помещения определенного назначения, в отличие от обычного театра.
Амфитеатр по своей архитектуре представлял соединение двух классических театров. И получалась круглая сцена, вокруг которой расположены места для зрителей.
Амфитеатр в Помпеях был построен в 70 г. до н.э. Его арена, размерами 66 х 35 м, опущена ниже уровня земли. Часть мест для зрителей также была вырыта в почве. С двух сторон амфитеатр опирается на крепостные стены города. Два яруса аркад образуют фасад. С площади вели четыре лестницы на галерею амфитеатра. Две лестницы были двойные.
Над зрительскими местами были построены кладовые и помещения для гладиаторов, зверей и охраны. Также там располагались проходы на арену и площадь. Эти проходы были перпендикулярны большой оси арены.
На парапете арены, со стороны зрительного зала, сохранились остатки росписей с изображением гладиаторских боев.
Размеры амфитеатра в Помпеях в осях достигают 105 и 140 метров. Он вмещал в себя 20 тысяч зрителей.
Во время непогоды зрителей защищал специальный тент, который растягивали на стойках, укреплённых по верху двух башен крепостей стены.
Мавзолей Истацидиев
Мавзолей построен на высоком кубическом основании, которое производит солидное впечатление. Колонны и полуколонны фасада выполнены в тосканском ордере. Моноптер выполнен с ионическими колоннами, между которыми помещались мраморные статуи. Чуть выше располагался ступенчатый пьедестал, на котором находилась основная статуя мавзолея.
Внутри была погребальная камера. Для главы семьи была сделана большая ниша, а для остальных членов семьи 10 маленьких. В центре погребальной камеры стоял пилон, который поддерживал свод. Он был покрыт росписями.
В целом Мавзолей необычен. За счет того, что в него внедрили изящный греческий моноптер, он немного смягчился и не выглядел слишком сурово, как это было принято в римской архитектуре гробниц.
Храм Веспасиана и Атрий городских лавров
Во 2-ой половине I в. до н.э. начинается отход от традиционных форм. Об этом свидетельствуют 2 культовых сооружения на форуме Помпей, которые необычны в плане.
Храм Веспасиана не имел портика, как остальные храмы. Он делился на три части: вестибюль, среднюю часть и три служебных помещения за ними. Средняя часть выполняла роль пронаоса. У его задней стены находилась эдикула, которая заменяла традиционную целлу.
Рядом с храмом Веспасиана находился Атрий городских лавров. Он был открыт в сторону форума и имел алтарь в центре. По главной оси здания находилась апсида и две прямоугольные экседры возле входа.
Храм Исиды
В Помпеях был построен храм Исиды, египетской богине. Он стоял на высоком подии с двумя экседрами вокруг целлы. Храм стоял в центре ограды. К задней стене примыкали два зала. Один использовали для церемоний посвящения, а второй для проведения общих трапез верующих. Внутри эти помещения были расписаны египетскими религиозными сюжетами. Перед храмом слева от лестницы находился алтарь. Там же рядом стоял небольшой храмик, оформленный в восточном стиле. Внутри него находился резервуар со священной водой из Нила.
Палестра в Помпеях
Сад беглецов
Внутри сада с виноградниками в различных точках были найдены 13 жертв, взрослых и детей, хозяев и слуг, которые были схвачены смертью при попытке найти путь к бегству за пределами ворот Порта Ночера
Пекарня Popidio Prisco
Публичный дом в Помпеях (Лупанар)
В здании два этажа: на верхнем расположены дом хозяина и рабовладельческий дом, на нижнем — пять комнат, оборудованных каменной кроватью, расположены по бокам коридора, соединяющего два входа на первом этаже. Комнаты закрывались занавеской. В конце коридора, под лестничной клеткой, виднеется уборная. На стенах центрального коридора небольшие картинки с эротическими изображениями.
Загородные бани
Эти бани, в отличие от Стабианских бань и бань Форума, были частными. В гардеробной ( аподитерий) есть изображения эротической тематики, рекламирующие действия, которые происходили в комнатах верхнего этажа, вероятно, предназначенные для занятия проституцией, как это часто происходило незаконно, в банях. Остальные спа-залы роскошно декорированы. В небольшом холодном бассейне из искусственной пещеры, украшенной мозаикой, изображающей купидонов, передающих свое оружие Марсу, струился каскад воды, стены были расписаны фресками, изображающими морские сражения и морскую фауну.
Скульптуры Помпей
Вот такими были основные общественные сооружения Помпей. Во второй части я детально рассмотрю городские дома и загородные виллы в Помпеях.
Источники:
Всеобщая история архитектуры, Том II
pompeiisites.org
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂