В пустыне на юге Перу таится одна из величайших загадок человечества — земля, исчерченная огромными линиями. Животные, люди и геометрические фигуры на площади в сотни квадратных километров. Что это? Дороги древних, астрономический календарь или посадочные полосы пришельцев? Пустыню Наска называют картинной галереей. Она как чертежная доска древних племен. На ней насчитывают около 13 000 линий и около 800 геометрических фигур, а также 32 изображения животных. Но кто именно оставил эти линии и рисунки и что они означают?
Первые упоминая о данном плато можно обнаружить в испанской хронике XVI века, и там они обозначаются как «путеводные указания для странников». Но официальной датой открытия стал 1927 год, когда перуанский археолог Торибио Мехия Ксесспе проводил раскопки в маленькой боковой долине реки Рио де Наска. Поднявшись по крутому склону, он присел отдохнуть и тогда заметил полосы на пустынной равнине, но не придал им особого значения. И только когда он прошел по «рисункам и линиям» он сделал сенсационное открытие. В 1939 Пол Косок (американский историк и археолог ) сделал первые фотографии рисунков Наски со своего одномоторного самолета. И по напутствию Косока с 1946 по 1998 гг. изучением «картинной галереи» занялась его помощница — немецкий географ и математик Мария Райхе. Она посвятила им всю свою жизнь. И добилась, так скажем, успеха, когда в 1994 году геоглифы были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1960 году началось активное изучение данного плато, и уже в 1968 году Эрих Фон Дэникен выпустил книгу «Колесницы богов», где он утверждает, что древнейшие цивилизации получили знания от пришельцев, которых они принимали за богов. А относительно рисунков Наски, то они якобы являются посадочными полосами для космических кораблей. В 1973 году изучением занялась экспедиция Джеральда Хокинса. В 1997 году стартовал проект «Наска-Пальпа», а в 2006 г. немецко-перуанская экспедиция. И через год туда отправилась съемочно-исследовательская экспедиция Фонда «III тысячелетие».
Рисунки, сложные геометрические фигуры, а также зигзагообразные кривые называют геоглифами. Они поражают своими размерами, такие как 46-метровый паук или изображение птицы длиной, равной 7-ми футбольным полям. Но еще больше поражают прямые линии, протяженностью несколько километров. И их видно даже со спутника. Но рисунки есть не только на ровном плато Наски. Недалеко от них растянулись невысокие холмы с рисунками на плоских вершинах. Это Пальпа — изъеденная оврагами от ручьев и рек плоскость. Овраги образовались уже после нанесения рисунков, поэтому некоторые из них выглядят немного обрезанными.
Вот так видны линии с карты Google
Карты, составленные Марией Райхи.
А вот фотографии некоторых изображений
Многокилометровые линии
Контурные рисунки
Многочисленные пересекающиеся линии, расположенные очень хаотично
Астронавт )
«Канделябр», расположенный на побережье
Антропоморфные человечки, кстати, по стилистике исполнения соответствуют изображениям на керамике и тканях насканцев
Знаменитая «Эстрелла», которая вызывает очень много споров и предположений.
И еще один момент — рисунки изображены в 3d проекции.
Сделаны эти рисунки по очень простому принципу. Красноватые обломки риолита и вулканической гальки покрывают светло-желтую поверхность из песка, глины и кальцита. И чтоб сделать полосу, необходимо очистить поверхность от камней. Благодаря своему тѐмному цвету, камни на поверхности поглощают много тепла, образуя подушку из влажного воздуха, которая предохраняет грунт от сильных ветров, некоторое количество гипса, который увлажняется ежедневно утренней росой, также способствует закреплению грунта у основания лежащих на поверхности камней. Ну и дождь идет раз в два года и то, примерно полчаса. Именно эти природные факторы и поныне надѐжно сохраняют геоглифы, которые находятся в первозданном виде.
Но остается самый главный вопрос. Зачем? Зачем древние племена делали подобные рисунки, которые не могли лицезреть сами. На сегодняшний день существует множество предположений и версий. И так, давайте рассмотрим некоторые из них.
Версия 1. Рисунки сделаны не древними племенами. Они сделаны лучом лазера, под воздействием которого верхний слой испарялся или выжигался. Но если рассмотреть эти рисунки вблизи, то станет очевидно, что камни просто убирались в сторону.
Версия 2. Уильям Исбелл выдвинул теорию о демографическом происхождении рисунков. По его теории вожди племен хотели ограничить рождаемость и поэтому выгоняли индейцев на тяжелую работу, чтобы у них оставалось желание только поспать.
Версия 3. Эван Хадингем полагал, что рисунки помогали медитировать, объевшимся галлюциногеном шаманам.
Версия 4. Служили для вознесения душ умерших, с помощью якобы идущих от рисунков энергетических потоков.
Версия 5. По Ивану Кольцову изображения животных были символами племен, а место рисунка указывало на гробницу вождя. Но под самими геоглифами никаких захоронений нет. Гробницы находятся немного в стороне и весьма скромные по своим размерам.
Версия 6. Энтони Эвани считал, что линии указывали на источники воды. У них был культ воды и они проводили различные ритуалы на рисунках. Были найдены акведуки и спиральные колодцы, поэтому найти источники воды не было проблемой, там много подземных рек. И между колодцами и рисунками нет никакой связи.
Версия 7. Пол Косок предполагал, что линии указывают на важные точки небесного свода. Так сказать, древняя космическая обсерватория. Но Джеральд Хопкинс со своей экспедицией доказал, что только 20% совпадают с конкретными астрономическими объектами. Это подтвердили компьютерные расчеты.
Версия 8. Мария Райхи полагала, что рисунки представляют собой модель звездного неба, а изображения животных — это созвездия. Она составила общую картосхему плато, которой исследователи пользуются до сих пор. Благодаря ей, доступ на плато был ограничен и она выступила спонсором для строительства смотровой башни.
Версия 9. Эрих Фон Дэникен с теорией палеоконтакта. Хотя он в своих книгах не привел абсолютно никаких доказательств, книга стала мировым бестселлером. Если бы там были несколько линий, то можно было бы что-то предполагать, но на плато множество хаотичных линий и, пока что, не выявлено никаких закономерностей.
Версия 10. Роберт Бэст связал линии со всемирным библейским потопом и рисунки якобы обозначают памятные места.
Версия 11. Зигфрид Ваксман увидел в рисунках культурный атлас мировой истории.
Версия 12. Владимир Бабанин выдвинул гипотезу, что рисунки и линии представляют собой карту Земли, с помеченными древними цивилизациями.
Версия 13. Алла Белоконь считает, что изображения — это модель нашей солнечной системы, рисунки — это созвездия, а линии — это трассы между звездами.
Версия 14. Джим Вудмэн провел эксперимент с изготовлением воздушного шара из материалов, которые были доступны индейцам Наски, считая, что они могли передвигаться по воздуху.
Версия 15. Гилберт де Йонг, исходя из своих измерений, предположил, что геоглифы — зодиакальные изображения.
Версия 16. Симон Вайсбард считал, что плато Наска является метеорологическим календарем. Но его теорию опровергают за несостоятельность, т.к. какой прогноз можно сделать в пустыне? Если бы там были дожди, то рисунки бы просто не дожили до наших дней.
Версия 17. Майкл Ко считал, что линии — это пути для церемониальных обрядов.
Версия 18. По мнению Олдона Мейсона геоглифы служили знаками для небесных Богов.
Версия 19. Игорь Алексеев предположил, что линии и рисунки остались после деятельности инопланетной цивилизации по поиску и добыче полезных искоаемых.
Версия 20. Андрей Скляров и Андрей Жуков полагают, что в ходе событий Всемирного Потопа из остановившегося здесь селевого потока, спускавшегося с гор при возвращении в Тихий океан масс воды гигантской цунами, обрушившейся на Южную Америку. Селевой поток накрыл какие-то допотопные сооружения древней высоко развитой цивилизации, летательные аппараты которой в дальнейшем сканировали плато в поисках этих сооружений. Линии – побочный результат такого сканирования.
Чтобы сделать выводы необходимо данные геоглифы рассматривать в совокупности с населением, которое проживало в тех краях. И теперь, давайте посмотрим, что же из себя представляли местные культуры наска и паракас.
Первое, о чем хочется упомянуть — деформирование черепов. Данной операции подвергались младенцы, путем стягивающих повязок и уплотненных подушечек происходило сдавливание и деформация черепа, в следствии чего голова приобретала клиновидную форму.
Хотя подобные операции проводились не только у насканцев, во многих культурах практиковались такие деформации. Но больше всего «образцов» было найдено именно на территории культур наска и паракас.
Изменение формы головы никак не отражается на интеллекте человека, разве что может приносить дискомфорт и частые головные боли. Также при деформации не меняется объем головного мозга, но были найдены черепа, чей объем превышает объем Homo Sapiens почти в два раза. Данные черепа фотографировал Роберт Коннолли, путешествуя по миру и собирая информацию о древних цивилизациях. Данные образцы находятся в музеях Перу.
Второй феномен культур наска и паракас — это трепанация черепа. Причем, чаще всего, она не проводилась у тех, у кого была деформация.
Что касается жизни и быта данных культур, то можно обозначить наличие ирригационной системы. Археологи обнаружили спиралевидные колодцы. Выглядят они вот так.
Что касаемо домашней утвари, то она была вот такой.
Погребения насканцев выглядят следующим образом
В следующей статье рассмотрим точки зрения ученых, я буду приводить выдержки из их работ, относительно геоглифов Наска и Пальпа.
Рекомендую к просмотру:
National Geographic: Линии Наска. Расшифровано (2009 г.)
Запретные темы истории: Перу и Боливия задолго до инков. 1 часть Наска — за гранью логики. (всего 6 частей) 2008 г.
Самые загадочные места земли. Загадка пустыни Наска
Путешествие в таинственный мир — рисунки Наска. (2007 г.)
Охотники за тайнами. Рисунки плато Наска, трофейные головы.
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂