После крушения династии Цинь, в 202 г. до н.э. Лю Бан одержал победу и провозгласил себя императором. В истории он остался под именем Гао Цзу как основатель династии «Западной Хань», которая существовала с 206 г. до н.э. по 8 г. н.э. Следом возникла вторая империя «Восточная Хань», которая существовала с 25 г. н.э. по 220 г. н.э.
В период династии Хань страна была вновь объединена в одно целое государство. Изначально столицей стал город Лоан, а затем перенесли в город Чанъань. Границы страны были расширены, улучшена экономическая обстановка. Культура продолжала развиваться, и Китай приобрел авторитет среди других древних народов. На территории страны складываются феодальные отношения. Торговля и ремесла достигают большого развития. И в конце II в. до н.э. Китай осваивает караванный путь на Запад.
Формирование Великого Шелкового пути
Путь пролегал через Среднюю Азию, Парфию и Сирию. Китай отправлял железо, керамику, шелк, лак и другие ценные изделия из столицы Чанъань в Среднюю Азию. Товары через Сирию доходили до Александрии и Рима.
На территориях Средней Азии кочевники Гунну постоянно нападали на караваны. Китай организовал ряд военных походов против кочевых племен в конце II в. до н.э., тем самым укрепив положение «Шелкового Пути».
В I в. до н.э. Китай захватывает южные области и открывает дополнительный к сухопутному морской путь в Индию.
Благодаря торговым путям Китай крепнет и выходит на мировую арену.
Территория империи Хань и направления Шелкового Пути
Расцвет Династии Хань
В сельскохозяйственной отрасли начинают строительство каналов, создают новые железные орудия труда, тем самым развивая область.
Начинают развиваться культура и искусство. Во II в. до н.э. была изобретена бумага, что привело к дальнейшему развитию письменности.
Господствующее положение в обществе снова занимает конфуцианство, которое было свергнуто в период династии Цинь. Идеология отвечала требованиям крупных землевладельцев. Императорская власть наделялась божественной природой. Почитались старшие в семье и по чину. Это всё стало феодальной идеологией Китая.
В I в. до н.э. из Индии через Центральную Азию в Китай начинает проникать буддизм. Во II в. н.э., спустя почти 3 века в Лояне строят первый буддийский храм.
Керамика Династии Хань
Становление национального архитектурного стиля в Китае
Те традиции в искусстве и архитектуре, которые начали складываться ещё в эпоху «сражающихся» царств, продолжают развиваться. В этот период архитектурный декор теряет свою культовую и мистическую направленность.
В I—II вв. н.э. начинают складываться основные черты национального стиля китайского искусства и архитектуры. Благодаря торговым связям со Средней Азией, Ираном и другими странами происходит обогащение новыми элементами и мотивами.
Об архитектуре мы знаем из письменных источников, рельефах, изображениях и моделях сооружений, найденных в гробницах. Архитектура в этот период была разнообразной и богатой.
Города обносились крепостными стенами, строились мосты, галереи и павильоны. Многочисленные дворцы и храмы возводились многоэтажными. Гробницы часто строили из камня и кирпича, они уходили глубоко под землю и состояли из нескольких помещений.
Голова лошади из терракоты времен династии Хань
Система Фэн-шуй
Жилые дома строили по модульной системе и согласно социальному положению владельца дома. На архитектуру оказывало влияние народное зодчество, которое выражалось в системе «Фэн-шуй». Согласно этой системе выбирали место для постройки и для захоронения
Для того, чтоб построить дом по системе Фэн-шуй, нужно было хорошо знать рельеф местности, как и в какую сторону дуют ветра, а также уровень воды в реке. Перед домом обязательно должна протекать река. А позади него должны возвышаться горы. Фасад должен выходить на юг, чтоб солнечные лучи обогревали дом зимой.
Система Фэн-шуй содержала ряд суеверий, связанных с псевдонаучными теориями, но в своей основе базировалась на народных наблюдениях и опыте.
Столица Чанъань
В центре равнины Гуанчжун, на правом берегу реки Вэйхэ, располагалась столица Чанъань. Она существовала с 202 г. до н.э. по 8 г. н.э.
Когда к власти пришел второй император династии Хуэй-ди, он был недоволен тем, что его дворцы не защищены стенами. Он решил это исправить и согнал 290 тысяч крестьян и рабов, а также более 20 тысяч заключенных для строительства крепостных стен. Стены были 12 метров по высоте и 16 метров по ширине у основания.
С каждой стороны города были ворота, которые достигали 8 метров в длину. Через них одновременно могли проехать 12 повозок. По бокам у ворот были построены башни. На одном из рельефов сохранилось изображение ворот с башнями.
Вокруг города вырыли огромный ров и заполнили его водой. Через него соорудили каменные мосты, ведущие в город.
Планировку столицы сделали, ориентируясь на традиции. В городе проходили 9 улиц с юга на север и 9 улиц с запада на восток. Эти улицы образовывали 60 отдельных кварталов. Каждый квартал был обнесен стенами и имел ворота с 4-х сторон, которые запирали на ночь.
Дворцы и административные здания располагались свободно. Их было несколько десятков. Пять дворцов были построены в юго-восточной и юго-западной частях города. Остальные 40 дворцов были разбросаны точечно по всему городу.
Реконструкция ансамбля дворца династии Хань
В столице Чанъань было 9 рынков и несколько кварталов ремесленников. В городе были найдены керамические водопроводные трубы и кровельная черепица с бороздками в елочку, а также круглые украшения скатов кровли, покрытые изображениями животных, цветов и надписями.
В основном все общественные здания строили из дерева. При постройке возводили сначала возвышенность — стилобат, на котором устанавливали деревянные столбы, несущие кровлю. Сам стилобат делали из земли, а сверху укладывали слой мелкой гальки, которая защищала от сырости. Высота стилобата зависела от ранга хозяина дома. Столбы разделяли пространство дома на 3 продольных нефа, по сторонам которых образовывались узкие проходы. Стены не несли кровли, а служили лишь перегородками между помещениями. Благодаря этому окна и двери можно было распределять в зависимости от естественного освещения.
Система доугун
Сопряжение несущих и заполняющих частей деревянных конструкций достигалось применением особой системы доугун, возникшей первоначально в народном строительстве. Это система подкровельных кронштейнов. Эта рациональная система стоечно-балочных конструкций сочеталась с совершенным мастерством плотников, которые умели выявлять художественную значимость отдельных конструкций и деталей.
Доугун устойчива к землетрясениям, и очень характерна для китайской архитектуры. Позднее систему доугун разрешалось применять только в богатых парадных зданиях, а в народных жилищах её употребление было запрещено.
Система доугун в китайской архитектуре
Особенности китайской архитектуры
Одной из самых характерных и важных частей здания была высокая двускатная крыша с большим выносом, украшенным сильно акцентированным коньком. Большой вынос крыши защищал дом от жарких лучей солнца летом, а зимой, когда солнце низко не мешал солнечным лучам попадать в жилище. Края крыши завершали круглые или полукруглые черепичные украшения с рельефными рисунками. Они создавали по краю волнистую линию.
В период Хань сложился и основной тип здания, который представлял собой одноэтажный павильон, прямоугольный в плане. Здания ориентировали по оси юг-север. Павильоны дворцовых и храмовых ансамблей располагались по оси один за другим. Их разделяли между собой широкими дворами, вымощенными каменными плитами. С запада и востока они замыкались галереями, служившими переходами между главными зданиями. Если нужно было расширить дворец, то просто увеличивали количество павильонов и дворов.
Основными цветами был красный и белый. Ими покрывали отдельные части здания. Стилобат облицовывали белым камнем, а столбы покрывали красным лаком.
Модель дворца династии Хань
Архитектура жилых домов в Китае
Жители столицы со средним достатком жили внутри прямоугольных кварталов. Дом состоял из 2-4 зданий, разделенных дворами и садом. Стены состояли из деревянного каркаса, заполненного глиной. Крыши покрывались соломой или тростником. Полы обычно оставляли земляными.
Богатые жители городов строили дома из кирпича и покрывали его черепицей.
Архитекторы при строительстве жилых домов должны были учитывать чин и ранг владельцев, от которых зависели размеры дома, его окраска и все детали.
Модель жилого дома династии Хань
Модели жилых домов династии Хань, найденных в Китае
В окрестностях Пекина были найдены модели домов, у которых фасады были украшены зооморфными масками фантастического животного «бисе». Это существо оберегало дом от вторжения злых сил и несчастий.
В центральном Китае, в провинции Хэнань, была найдена модель многоэтажного дома высотой 155 см. Это здание имеет 4 этажа и сверху расположена четырехугольная башня. В плане здание прямоугольное. Перед зданием имеется небольшой дворик со стенами. Первые два этажа дома отличаются массивными стенами, украшенными на фасаде живописью.
Модель дома Хэнань
Город Фаньюэ династии Хань
Город Фаньюэ сегодня является современным Гуанчжоу. В период Хань он достиг экономического развития и был крупным культурным центром. В порт Фаньюэ прибывали корабли из многих стран, что позволило городу процветать.
Около Гуанчжоу были найдены погребения с моделями архитектурных построек. Они сильно отличались от домов северных и центральных городов. На юге страны дома строили двухэтажные с двускатными прямыми крышами. Нижний этаж служил хлевом и по кругу шли ажурные решетки вместо стен. А верхний этаж был жилым.
Стены домов более легкие, иногда вместо стен, также как и на первом этаже, делали решетки. Видимо для лучшей циркуляции воздуха в жарком климате.
Многоэтажные башни династии Хань
Возле дворцов строили многоэтажные башни, которые использовали для наблюдения и дозора. В исторических записях сохранились многочисенные сведения о них, их называли «тай» и «лоу». В провинции Сычуань сохранилось рельефное изображение такой башни во дворе богатого дома.
Башни имели выступающие крыши и обходные балконы с ажурными перилами. Тем самым расчленяя сооружение и придавая ему нарядность. Из стен выступали кронштейны, которые поддерживали крыши, которые загибались кверху. Эта своеобразная форма крыш послужила началом особенности архитектуры Китая. В дальнейшем такте крыши получили развитие и распространение. Такой изгиб крыши подобен «поднятым крыльям птицы».
Башня выполняла дозорные функции, поэтому у нее были маленькие смотровые окна. За ними находились стрелки. Обходные балконы вокруг башни служили также для наблюдения.
Дозорная башня династии Хань, модель из гробницы
Смена власти и перенос столицы династии Хань
Со временем крупные землевладельцы богатели, а мелкие крестьяне начали разоряться. Начались внутренние противоречия в стране, которые привели к восстанию народных масс. Это произошло в 17—27 гг. и носило название «Восстание краснобровых». В следствии этого восстания династия «Западная Хань» пала, а дворцы в Чанъане были разрушены и сожжены.
В 25 г. представитель аристократического рода Лю Сю захватил власть, с помощью поддержки крупных землевладельцев. Он присвоил себе титул императора и основал новую династию под названием «Восточная Хань». Эта династия существовала с 25 года по 220 год.
В этот период были совершены важные военные походы против Гуннов, которые не давали покоя китайским караванам и не пропускали их на Запад. Гунны были побеждены, а торговые связи восстановлены. Экономика начала процветать и дала толчок для культурного развития страны.
Столицу из Чанъаня перенесли в Лоян. Этот город уже был столицей в VIII в. до н.э. во времена династии Чжоу.
Планировка новой столицы отвечала всем традициям китайского градостроительства. Город был прямоугольным в плане с пересекающимися улицами. Но согласно записям, дошедшим до нашего времени, новая столица не могла сравниться со старой. Дворцы и архитектурные сооружения Лояна уступали дворцам Чанъяна.
Погребения в период династии Хань
Помимо дерева при строительстве крепостей, башен, мостов, стилобатов и погребений также применяли и кирпич.
Поле для погребения выбиралось по системе Фэн-шуй. В центре этого поля строили высокую усеченную пирамиду на квадратном основании. Все сооружения погребального ансамбля делали по традиции и располагали по оси север-юг.
С южной стороны к погребальной пирамиде вела «дорога духов», которая замыкалась с двух сторон каменными пилонами. Эти пилоны по своей архитектуре были похожи на дозорные башни у дворцов, которые описывались выше. Далее вдоль «дороги духов» по обеим сторонам стояли фигуры львов и тигров, а у самой пирамиды стояли стелы. Перед пирамидой также располагались небольшие каменные открытые павильоны.
Пилоны в архитектуре Китая династии Хань
В записях и архитектурных чертежах до нас дошли сведения о таких конструкциях как пилоны. Их сооружали у дворцов и богатых домов. К этим пилонам примыкали дозорные вышки.
Пилоны были четко поделены на части. Они состояли из прямоугольного основания, на котором располагался прямоугольный столб с выступающим карнизом и покрытием. Некоторые пилоны имели дополнительные примыкающие столбы, которые выполняли функцию контрфорсов.
На многих пилонах были рельефы и гравированные изображения, надписи и прямоугольные углубления. Карнизы состояли из целого ряда доугунов, их высекали в камне, и они точно повторяли деревянные конструкции.
Самые запоминающиеся пилоны были найдены в провинции Сычуань. Они сочетают в себе принципы архитектуры и скульптуры.
Одним из таких примеров является пилон, который стоял на дороге, ведущей к гробнице Чжао Цзя-пина. Это прямоугольный пилон, расширяющийся книзу, увенчанный выступающим карнизом. Под карнизом проходит фриз с фигурами демонических чудовищ, которые своими длинными лапами поддерживают угловые доугуны. Доугуны каменные, но имитируют деревянные, которые применяли в архитектуре. В верхней части сделаны горельефы с изображениями сцен охоты, мчащихся всадников и борьбы зверей.
Пилон в провинции Сычуань
По китайским традициям с южной стороны пилона в невысоком рельефе высечена фигура «красной птицы юга» с распростертыми крыльями.
Стороны пилонов украшали фигурами животных, которые символизируют стороны света. Белый тигр символизирует запад, черная черепаха символизирует север, синий дракон символизирует восток, а красная птица символизирует юг.
Символика сторон света в Китае по Фэн-шуй
Гробницы периода династии Хань в Древнем Китае
В Китае найдены многочисленные подземные гробницы-склепы, которые демонстрируют мастерство строителей того времени. Они сооружались глубоко под землей и обычно состояли из нескольких помещений. Хоронили в них знатных людей. Стены, балки, колонны и потолки украшались барельефами и живописью.
Гробница придворного евнуха Сун-Чэна
Гробница расположена около города Баодина в провинции Хэбэй. Она построена из кирпича и богато украшена стенописью. Идентифицировали её по надписи, которая гласит, что там похоронен придворный евнух Сун-Чэн, служивший императору Шунь-ди (126—144 гг.).
Гробница представляет собой подземное сооружение протяженностью 20 метров с юга на север. Она состоит из 3 залов и целого ряда боковых помещений. По своей планировке гробница довольно сложно выполнена.
Гробница неизвестного знатного человека в Китае
В провинции Шаньдун было найдено погребение в горном районе. Остается неизвестным кого там похоронили. Гробница состоит из нескольких помещений и скорее всего воспроизводит дом знатного человека периода Хань.
Стены, колоны и притолоки дверей и проходов покрыты рельефами, на которых показана жизнь знати. Также присутствуют изображения различных архитектурных сооружений того времени, что является очень ценным в изучении древней архитектуры. На стенах гробницы изобразили жилые дома, храмы и другие общественные постройки.
Погребения в провинции Сычуань
В провинции Сычуань были найдены гробницы, которые вырубили в склонах гор. В некоторых случаях для захоронения использовали естественные пещеры. Эти склепы в горах достигают 30 метров в глубину, при высоте в 2 метра.
Все архитектурные памятники, которые дошли до наших дней, свидетельствуют о том, что архитекторы и строители периода Хань в Китае обладали очень высоким уровнем профессионализма. В этот период складываются все основные типы китайской архитектуры. И все конструктивные особенности продолжили развиваться в последующие века.
Источники:
Всеобщая история архитектуры, Том I
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂