Все о Помпеях. Часть 2. Как жили люди в Помпеях, как строили дома римляне. Фрески и искусство Помпей

Когда были основаны Помпеи, как они погибли, что строили и какие общественные сооружения были в Помпеях читайте в первой части.

В этой части я рассмотрю городские дома и загородные виллы в Помпеях. А также фрески, мозаики, украшения и предметы быта.

Городские дома

Основное население Помпей составляли богатые землевладельцы, а также владельцы небольших пригородных участков, ремесленники и торговцы. Бедное население проживало в небольших домиках из 3-4 комнат. В домах торговцев и ремесленников были так называемые таберны — помещения, сочетавшие в себе мастерскую и торговую лавку. Таберны выходили на улицу. А жилые комнаты располагались на антресолях или втором этаже.

Карта маршрута по Помпеям

Можете скачать карту маршрута по Помпеям в PDF формате

Карта маршрута по Помпеям

У состоятельных граждан Помпей дома были большими и просторными, иногда они занимали целый квартал. Особенно такие дома были популярны в IV—III вв. до н.э., когда в Помпеях ещё не было плотной застройки. К IV в. до н.э. уже установился тип этого патрицианского жилища, называемый домусом.

По сути домус сложился как продолжение атриумного дома этрусков. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание. Главным фасадом служила одна из торцовых стен, в середине которой находился вход. Вестибюль приводил в атрий — обширный двор в центре здания. Вокруг этого двора располагались жилые и хозяйственные помещения. Атрий был перекрыт крышей, в которой было квадратное отверстие, называемое комплювием. Через него попадал свет и дождевая вода, которая стекала в бассейн. Такие бассейны для сбора дождевой воды назывались имплювий. Под имплювием размещали цистерну, где и накапливалась вода.  В некоторых дома встречаются полностью закрытые атрии, но так строили редко. Только если там достраивали второй этаж.  К атрию с левой и правой стороны примыкали спальни. Их называли кубикулы. Они были полутемными, потому что получали свет только из атрия. На противоположной стороне от входа находилось помещение, приподнятое на одну-две ступени — таблинум.

В древности таблинум был главным помещением дома. Там стояло супружеское ложе и совершались трапезы. Это помещение почиталось как священное место семейного единения. Позже таблинум начал использоваться для деловых занятий главы семьи, приема клиентов и тому подобное.

Такая схема дома применялась в разных вариациях в богатых домах в течении столетий. А Помпейские дома демонстрируют то, как развивались и менялись атриумные дома римлян. Самых ранних образцов, которые не перестраивались, сохранилось очень мало.

Ранние дома в Помпеях

Дои хирурга в Помпеях

Дом Хирурга является одним из самых ранних сохранившихся атриумных домов. Он был построен в IV в. до н.э. из известняка, взятого из какого-то более древнего сооружения. И сложен на глине. Вход с фасада был выделен антами. Внутри дома пол был глинобитный. Стены покрыты штукатуркой и окрашены.

Дом Хирурга свидетельствует о том, что в IV в. до н.э. дома патрициев были очень простыми.

Дом Саллюстия в Помпеях

 Дом Саллюстия перестраивался, но в целом повторяет классическую схему атриумного дома. Его ядро было построено в III в. до н.э. Со стороны заднего фасада позднее был достроен портик, который частично выходил на боковые фасады. Таким образом, дом все больше раскрывался в сторону фасада. Интерьер в доме Саллюстия был оформлен богаче, чем в доме Хирурга. Его стены были покрыты росписями.

Изменения в жилых домах Помпей

Начиная с середины II в. до н.э. дома патрициев начинают усложняться. В них проявляются особенности, которые были присущи богатым греческим домам. В первую очередь к домам присоединяли перистиль, который в италийском варианте приобрел иное значение, чем в греческом.

Перистиль располагали по главной оси жилища, он был прямоугольным по форме и являлся центром всего дома. В центре перистильного двора разбивался сад с фонтаном или бассейном. Эта часть дома была очень тихой, наполненной светом и воздухом. Рядом находился сад. От фонтана или нимфея шла освежающая прохлада. Именно в этой части дома и стали строить жилые комнаты.

Часто к перистилю примыкали бани и хозяйственные помещения. Эта часть дома имела отдельный вход — постикум.

В передней части дома кипела деловая жизнь. Атрии стали приемным залом, а таберны обращены на улицу.

Для богатых городских домов II—I вв. до н.э. были характерны роскошь и комфорт. Это выражалось не только в больших размерах домов, но и в сложной планировке и пышной отделке помещений.

Атрии украшались мраморными мозаичными полами, в бассейнах сооружались фонтаны, ставились мраморные столы, а стены расписывались и украшались статуями. Атрий приобретал вид парадного зала и демонстрировал вкус хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, в котором находились сады, цветники, мраморные статуи и искрилась вода фонтанов.

Дом Пансы в Помпеях

Дом Пансы в Помпеях представлял собой атриумно-перистильный дом с четко выраженным симметричным построением относительно продольной оси. Он был построен во II в. до н.э. Дом был вытянут в глубину, а ширина его фасада составляла 34 метра.

Пол атрия был покрыт полированным бетоном с примесью кирпичной крошки с белым меандровым узором на красном фоне. Следом за ним находился пертистиль с бассейном в центре. У перистиля было 16 ионических колонн, а размер составлял 19 х 15 метров. Позже дом перестроили и расширили.

Дом Фавна в Помпеях

Дом Фавна был построен во II в. до н.э и дошел до нас почти без реконструкций. Его композиция немного сложнее, чем у предыдущих домов. В передней части дома находился не один атрий, а целых два. А за ними поперечно главной оси был расположен перистиль. А дальше ещё один перистиль, окружавший сад.

Служебная часть жилища находилась в правой стороне. Её сосредоточием был 4-х колонный атрий, без таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, который отделял от перистиля корпус кухни и бань.

В парадной части дома на пороге была выложена из камешков надпись: «Have» — Здравствуй. На стенах были выполнены архитектурные декорации и рельефы из стука. Следом за вестибюлем шёл атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна. Таблинум был слегка приподнят над уровнем атрия и у него был выложен пол мозаикой. Из таблинума открывался вид на перистиль, размером 24 х 20 метров. В центре перистиля находился мраморный столик с фонтаном. Площадь двора перистиля окаймляли ионические колонны.

Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, которая выходила под портик перистиля. Она отделялась от него коринфскими колоннами. Внутри была большая мозаичная картина, на которой изображалась битва Александра Македонского с Дарием. Экседра замыкала парадную часть дома, начинавшуюся с вестибюля.

Со временем к дому был пристроен второй перистиль с дорическими колоннами и большим садом. По своим размерам он превзошел первый перистиль и был 32 х 35 м.

Дом Альбуция Цельса или Серебряной свадьбы в Помпеях

Дом Альбуция Цельса был построен в начале I в. до н.э., но известен больше под названием дома Серебряной свадьбы. Дом атриумно-перистильный, небольшого размера. Атрий размером 12 х 16,5 м. имел 4 колонны. Перистиль не следует точно за атрием, так как его ось немного сдвинута. Это было вызвано границами участка, которые просто не позволили сделать эти помещения на одной оси.

В доме Серебряной свадьбы у перистиля портик выполнен в эллинистическом стиле, который называли родосским портиком. Только в Италии его применяли немного по другому назначению. Портик перистиля примыкал к атрию. Его дорические колонны были немного меньше коринфских колонн атрия, но значительно выше остальных колонн перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения.


Дом Серебряной свадьбы — первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение.

Появление террасных домов в Помпеях

В конце II в. до н.э. появился новый вид атриумно-перистильного дома. К нему добавились террасы. Их строили в разных городах Римской республики. Этот тип дома развился из атриумного дома, построенного на склоне холма. Уровнем ниже строили сад. В этих случая добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Таким образом, атрий и перистиль оказались на разных уровнях. И из атрия,  и из перистиля, окруженного аркадой, открывался вид на окружающий ландшафт.

Дом Мозаики в Помпеях

Дом Мозаики в Помпеях отличается от многих домов тем, что у него отсутствует перистиль. Его заменяют три сводчатых зала, открытых на природу на одной из террас. В таблинуме и в соседних комнатах пол выложен мозаикой с голубями. Интересной особенностью дома является то, что вместо лестниц был построен длинный пандус, который проходил вдоль правой стены зданий. Он соединял террасную часть дома со входом в дом.

Виллы в Помпеях

В Римской республике в основном проживали землевладельцы, которую значительную часть своих доходов получали от эксплуатации своих поместий.

Вилла была центром поместья, где сосредоточивалось управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и её хранение. Поэтому большое значение придавалось организации хозяйства и целесообразному устройству виллы. От этого зависело благосостояние хозяина.

Об этом свидетельствуют трактаты Катона (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), письма Цицерона и другие источники. В них рассматривается технология сельскохозяйственного производства и даны рекомендации правильного устройства виллы и её отдельных частей и наилучших условий её местоположения.

В ранний период республики самой распространенной была сельская вилла. Она являлась самостоятельной экономической единицей, которая обеспечивала себя многим из самого необходимого. Изначально они укреплялись стенами и башнями. Центром сельской виллы был хозяйственный двор, вокруг которого размещались кладовые, погреба, хлевы для скота, мастерские, винодельня, баня, пекарня, жилища рабов и домик управляющего виллой у ворот. Дом владельца был скромным и не строился как отдельный корпус.

Варрон и другие авторы писали о том, что нужно строго соблюдать правильные пропорции размеров имения и размеров виллы. Если вилла слишком мала, то из-за недостатка хранилищ пропадет часть урожая, а если слишком велика, то постройка и поддержание виллы в порядке обходятся чересчур дорого.

Вилла Азеллия в Боскореале

Известным образцом сельской виллы была была вилла Азеллия в Боскореале возле Помпей. Она была построена во II в. до н.э. Помещения виллы находились с трех сторон прямоугольного двора. Дом хозяина находился в глубине и был разделен проездом от хозяйственных помещений.

Развитие вилл

Римляне всегда тяготели к природе, и поэтому для их городских домов было характерно устраивать внутри сады, бассейны, источники в нимфее, а стены расписывать пейзажами. На развитие загородной виллы оказали влияние эллинистические дома, а также высокие потребности в комфорте.

Места для вилл выбирались тщательно. Чаще всего это были высокие места на южном склоне холма, богатого ручьями. Эти места находились в удаленном месте от испарений низин, продувались ветрами и считались наиболее здоровыми. Кроме того, оттуда открывался шикарный вид на окрестности.

Площадку перед строительством виллы выравнивали и укрепляли искусственными террасами. Основным объектом был сам дом хозяина, который по своей планировке был таким же как и другие домусы, варьировалась только последовательность помещений.

Спальни, библиотеки и кабинеты планировали дальше от шумной части жилища. Виллы богатых хозяев включали в себя целый комплекс помещений для поддержания здоровья. Там были термы, бассейны, солярий, иногда строили гимнасии для физических упражнений. Также строили крытые аллеи для прогулок, где высаживали деревья и стригли кустарники.

Характерной особенностью римской загородной виллы было взаимопроникновение архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм — все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков.

В принципах устройства вилл ярко проявилась характерная для римлян черта — умение извлечь из окружающей среды все полезное, что она может дать человеку. Созерцательное восприятие природы, стремление получить максимум впечатлений от неё, не выходя из дома или за пределы виллы, коренились в особенностях римского жизненного уклада, в привязанности к домашнему очагу и пристрастии к душевному комфорту.

По своему архитектурному решению загородные виллы, особенно в I в. до н.э. сильно отличались друг от друга и почти не поддаются классификации.

Вилла Мистерий в Помпеях

Вилла Мистерий рядом с Помпеями считается ранней из сохранившихся городских вилл. Её построили в III в. до н.э. Вилла знаменита своими росписями со сценами мистериального культа, отсюда и название. Росписи датируются серединой I в. до н.э.

Вилла своим главным фасадом обращена к Неаполитанскому заливу. И построена на пологом склоне холма. Частично вилла стоит на почти квадратной террасе, которую поддерживали арочные субструкции. Под ней находился сводчатый криптопортик.

Атрий виллы в III в. до н.э. был оформлен в тосканском ордере, вокруг него располагались портики. Во II в. до н.э. напротив таблинума, к зданию был пристроен перистиль, ставший центром хозяйственной половины дома. Вдоль его южной стороны размещались термы и кухня с двориком. А вдоль восточной стороны находились комнаты рабов и кладовые, соединявшиеся с винодельней в северном углу виллы.


Вилла в Ангуилларе

Вилла в Ангуилларе была построена в середине I в. до н.э. на высокой террасе. Она выделяется среди других вилл тем, что имела вогнутый дугообразный фасад, разделенный нишами с полуколоннами между ними. Фасад завершался лоджией. В каждой нише находился небольшой фонтан. По краям фасада находились нимфеи на расстоянии 87 метров друг от друга.

Вилла Диомеда

Вилла Диомеда, расположенная возле Помпей, была построена в двух уровнях. Её расположили на возвышенности в конце правления республики и она неправильной формы. Дом, термы, кухня и двор помещаются на участке треугольной формы. Дом стоял на краю откоса. Атрий у виллы был выполнен в коринфском стиле. Позже перед ним на том же уровне был построен триклиний на искусственной террасе, обращенной к морю.

Реконструкция виллы Диомеда

Преобразования и изменения римских вилл

В конце I в. до н.э. социальные и экономические условия жизни в Италии стали сложными. Это сказалось на финансовом положении многих владельцев домусов и привело к тому, что они были вынуждены преобразовывать свои владения. Ряд помещений атриумно-перистильных домов приспосабливался под производственные мастерские. В городах начался жилищный голод, который также привел к тому, что отдельные части домусов стали сдаваться в аренду.

В это же время декоративная отделка домусов становится более пышной. В росписях стен стали преобладать яркие цвета. Качество выполнения рельефов, скульптур и стуковых деталей снизилось. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии.

Помпейские дома I в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.

Дом Веттиев в Помпеях

В доме Веттиев были произведены реконструкции атрия. Вместо таблинума зделали широкий проход, который отделялся от перистиля двумя столбами. Из-за этого атрий превратился в простое преддверие перистиля. Перистиль занял его роль. У перистиля колонны были окрашены в желтый и голубой цвета. В середине перистиля стояли статуи, окруженные зеленью.

Дом Веттиев знаменит своими фресками. Они имеют ценность не только с художественной точки зрения, но и с исторической. Там изображены мини сцены, в которых амуры и психеи показывают различные трудовые процессы представителей ремесел. А также показывают сцены быта жителей Помпей.

Дом Лорея Тибуртина (Октавиа Квартио)

В доме Лорея произошло соединение атриумно-перистильного дома с садом, который по своим пропорциям и устройству был характерен для загородных вилл, а не городских жилищ.

В доме Лорея был большой атрий и маленький перистиль. Дом был расположен на невысокой террасе и обращен к саду портиком и перголой. На краю террасы находился нимфей, соединенный с перголой, из которого вытекал ручей и падал в длинный канал. Канал пересекал сад и был окружен перголами. А по его краям стояли статуэтки муз и животных

Дом Аполлона в Помпеях

Нынешняя планировка восходит к последнему периоду жизни города, когда дом занимал ближайший к стенам сектор, создавая большой двухуровневый сад. Несомненно, это самая важная часть дома: летний триклиний с видом на нижний сад, украшенный сценографическим мраморным фонтаном с лестницей для каскада воды. Из известняка, имитирующего пещеру, и три мозаики с мифологическим сюжетом из ракушек. и пасты для цветного стекла.

Дом Диоскуров в Помпеях

Дом, один из самых роскошных и обширных за последний период Помпеи, отличается сложной архитектурой помещений и особым богатством картин. В доме есть два атриума, соединенных элегантным перистилем, северная часть которого живописно возвышается над другими, из которого вы можете увидеть глубокий бассейн, используемый для водных игр, и который выходит на элегантную гостиную. Он был покрыт мрамором, что редко встречается в Помпеях.

Я рассмотрела кратко историю возникновения разных типов домов в Помпеях. Теперь давайте познакомимся с интересными домами, которые были построены в разный период и относятся к разным типам.

Дом Трагического поэта в Помпеях

Это дом-атриум. Он интересен своей надписью возле входа в виде мозаики, которая гласит CAVE CANEM («берегись собаки»).

 Атриум и таблинум украшены изысканной мозаикой, в том числе той, на которой изображены актеры, готовящиеся к спектаклю, что и дало дому название. Особое внимание было уделено убранству гостиной: из больших картин на мифологические сюжеты с эпизодами из Илиады до сих пор видна картина с брошенной Тесеем Ариадной, на противоположной стене сюжет «Распродажа купидонов» это стало очень популярным в начале 800-х, после раскопок дома. В перистиле можно увидеть небольшую святыню. Это ларариум, присутствующий почти во всех домах и посвященный культу ларов и других защитных божеств в семье.

 

Малый фонтанный дом в Помпеях

Это небольшой дом, названный из-за фонтана, который виден с улицы.  Драгоценный фонтан, отреставрированный в 2015 году, покрыт цветной мозаикой и ракушками и украшен бронзовыми статуями рыбака и Купидона. Вокруг боковые стены перистиля расписаны фресками с большими пейзажными видами, сделанными за несколько лет до извержения, среди которых стоит отметить изображение морского города, очень популярную тему в изображениях того времени и особенно подходящую для украшения. садов.

Дом золотых амуров в Помпеях

Дом, один из самых элегантных домов имперской эпохи, построен вокруг впечатляющего перистиля с садом редкого родиевого типа, с одной стороны, оборудованного более высокими колоннами, увенчанными фронтоном, что придавало ауру священности помещениям, которые они упустили это из виду. Среди них стоит упомянуть большой зал для приемов, украшенный драгоценными мифологическими картинами и оборудованный мозаичным полом с центральным окном-розеткой в ​​соответствии с модой эпохи Августа.

Религиозность перистиля также подчеркивается наличием двух культовых сооружений: святыни и часовни. Святилище ларариума предназначено для традиционного домашнего поклонения, а особая часовня предназначена для поклонения египетским богам, изображенным на картинах: Анубису, богу мертвых с головой шакала, Гарпократу, сыну бога Исиды, Исиде. она сама и, наконец, Серапис, бог-целитель. Рядом с ним находятся предметы культа Исиды, владельцем которых был, возможно, священник.

Сад, являющийся своего рода музейной коллекцией, был украшен мраморными барельефами и скульптурами, некоторые из которых являются греческими оригиналами. Свое название дом получил от изображения купидонов, выгравированных на двух золотых медальонах, украшающих кабину портика. Граффити и кольцо с печатью указывают на владельца в Cnaeus Poppaeus Habitus , связанного с Поппеей Сабиной, второй женой Нерона.

Дом Триптолема в Помпеях

Дом Триптолема выходит в один из самых престижных районов города, напротив Базилики и недалеко от Форума, центра политической и коммерческой жизни. Своим названием он обязан знаменитой фреске в триклинии, изображающей Триптолема, героя, который передал людям знания о сельском хозяйстве, получив корзину с ушками от богини Персефоны.

Дом раненого медведя в Помпеях

Дом, построенный в середине 1 века. Н.э., он обязан своим названием красивой мозаике с изображением раненого медведя, помещенного у входа, которая присоединяется к приветственной надписи «HAVE», которой владелец приветствовал своих гостей.

Дом Сирико в Помпеях

Большой дом является результатом объединения двух резиденций, которое произошло в I веке до н.э., одна из которых имеет вход со стороны улицы Стабиана, а другая — со стороны Виколо-дель-Лупанаре. Во время извержения все здание подвергалось радикальному обновлению декоративных элементов в соответствии с требованиями времени. Среди уже завершенных частей была экседра, где гости пировали на триклиниевых кроватях, размещенных вокруг драгоценного мраморного пола и окруженного изысканными фресками с мифологическими сюжетами, вдохновленными Троянской войной, одна из которых выставлена ​​в Национальном археологическом музее Неаполя.

Опознание последнего владельца дома, Публия Ведия Сирика, связано с обнаружением бронзовой печати с этим именем. Сирико принадлежал к политическому и коммерческому сословию Помпеи и каждый день принимал своих сторонников, приветствуя их в своем доме благоприятной надписью SALVE LUCRU, Benvenuto gain !, которую можно было прочитать на полу у входа.

В доме были найдены погибшие.

Дом Марко Лукреция Фронтоне в Помпеях

За простым фасадом открывается один из самых элегантных домов Помпеи, отличающийся очень изысканным живописным декором, богатым литературными и художественными отсылками, которые подчеркивают высокий культурный уровень владельца. Центральным элементом дома, иллюстрирующим изысканность владельца, являются атриум и стол.

В атриуме обращают на себя внимание мраморная чаша имплювия и стол на львиных ногах, на котором выставлена ​​мебель. В этом доме жил магистрат Марк Лукреций Фронтоне , имя которого дошло до нас по избирательным надписям на фасаде дома.

 

Дом Обеллио Фирмо в Помпеях

Это один из самых больших и сложных домов в Помпеях, который своим фасадом занимает почти всю короткую сторону квартала. Дом разделен на два атриума и перистиль. Первый атриум с коринфскими колоннами из туфа был монументальным и торжественным, украшенный изысканной мраморной мебелью, подчеркивающей богатство владельца. Второй атриум с дорическими колоннами окружали жилые и служебные помещения.  Скорее всего, это дом Марка Обеллия Фирма, который играл ведущую роль в политической жизни города и чья могила была найдена в соседнем некрополе Порта Нола.

Дом Марко Лукреция в Помпеях

Дом является результатом объединения двух изначально независимых домов, что обозначено неправильной планировкой, с двумя атриумами, расположенными под прямым углом друг к другу и размещенными на разных уровнях. На хорошем уровне представлены мифологические картины, которые украшают залы, открытые для атриума и относящиеся к последнему периоду Помпеи, некоторые из которых можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя.

Самая характерная часть дома — небольшой сад, который с более высокого уровня выходит на атриум. В конце сада, видимый от входа в дом, изящный мраморный фонтан помещал статую Силена, из которой лилась вода и падала каскадом по лестнице.

Дом Джулио Полибио в Помпеях

Владелец этого дома Джулио Полибий, о котором упоминаются надписи на фасаде и прилегающих территориях, входил в состав городской администрации. Дом датируется II веком до нашей эры. Перистиль оформлен на белом фоне натюрмортами и масками. На него выходил триклиний с черным кессонным потолком и полностью расписанными фресками стенами, на одном из которых изображена сцена казни Дирсе. Помещение было заперто бронзовым замком, который был помещен, чтобы спрятать сокровища: бронзовую статую Аполлона, вазу с мифологическими изображениями и большую бронзовую вазу V века до нашей эры, антиквариат. Кроме того, была найдена богатая мебель, которой была обставлена ​​комната для банкетов.

Дом Кифариста в Помпеях

Дом, один из самых больших в городе, площадью 2700 квадратных метров, занимает почти квартал и достиг этой площади благодаря постепенному объединению различных объектов собственности. Это сложное строительное событие привело к разработке неправильного плана с двумя атриумами и тремя перистилями, которые составляют самую богатую и роскошную часть жилища. В центральном перистиле есть бассейн, вокруг которого стояли бронзовые скульптуры кабана, на которого напали две собаки, лев, олень и змея. Все они оснащены фонтанными струями, которые создавали захватывающие водные игры, согласно моделям, модным в те времена. более богатые везувианские виллы.

Дом Менандра в Помпеях

Этот большой дом пострадал от сложных строительных событий и представляет собой типичный пример высокопоставленного семейного дома. Атриум украшен фресками со сценами из Илиады и Одиссеи. Своим названием дом обязан портрету афинского драматурга Менандра, помещенному в портике. В доме есть небольшая спа-зона, под которой находится подземная комната, возможно, подвал, в которой был найден сундук со 118 серебряными изделиями, которые сейчас выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя.

Вот такие интересные дома и виллы есть в Помпеях. Здесь представлены не все образцы, да и раскопки ещё ведутся в самих Помпеях. Теперь давайте посмотрим на различные предметы быта и украшения Помпей.

Украшения и предметы быта Помпей в музеях

Этот экспонат находится в доме  Каска Лонга и театральных картин

Производственное предприятие предназначалось для стирки одежды и обезжиривания свежих тканей

 

Вот такие интересные вещи были в Помпеях.

Источники:

Всеобщая история архитектуры, Том II

pompeiisites.org

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *