История и классификация шрифтов

Зачем дизайнеру история шрифта? Знания в этой сфере помогут понимать шрифты, чувствовать их, и благодаря этому хорошо подбирать. Вы научитесь понимать их характер, а также определять какой шрифт старинный, а какой новый.

Историю письма изучает отдельная наука — палеография. В ней изучают всё, что связано с историей, формированием и развитием письма. Исследуются памятники древней письменности, изучается то, какое влияние оказали экономические и социальные факторы. Исследуют формирование стилей письма, эволюцию графической формы букв, пропорции их элементов и инструменты письма. Когда графический дизайнер работает над проектом, то он тоже должен задумываться о буквах, их пропорциях, строении, стилях и пр.

Появление письменности

Алфавит происходит от символов, которые человек использовал тысячи лет. В какой-то момент истории люди стали общаться друг с другом с помощью визуальных образов. Нужны были способы передачи информации. Поэтому они создали простые изображения того, что их окружало. Это были примитивные картинки, либо упрощенные образы предметов и явлений. Они называются пиктограммами.

С развитием общества человеку потребовалось передавать не только смысл предметов и простых явлений, но и абстрактных вещей, идей. Тогда символы начали наделяться новыми смыслами. Абстрактные идеи стали передаваться с помощью сочетания различных пиктограмм. Также создавались новые абстрактные символы, которые передавали уже не предметы, а идеи — идеограммы. Некоторые пиктограммы упростились до образов и стали также идеограммами. Например, чтобы передать понятие «отдых», сочетали пиктограммы «человек» и «дерево».

Эволюция от пиктограммы до идеограммы стала большим шагом в развитии письменной речи. Ранние цивилизации для записи и передачи информации использовали сочетание символов — пиктограмм и идеограмм. Сейчас усложнённая версия такой системы используется в Китае. И сложность такой системы в том, что количество символов достигает нескольких тысяч.

История мировой письменности знает 4 основных вида письма:

  1. Пиктографическое (письмо картинками)
  2. Идеографическое (письмо иероглифами)
  3. Слоговое (один письменный знак — слог)
  4. Буквенно-звуковое (фонематическое)

Буквенно-звуковая система письма самая распространенная в мире.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга. Постое скелетное начертание буквы называется — графема.

 

Египетская письменность

В 35 веке до н.э. в эпоху Древнего царства сформировалось египетское письмо. Это был период, когда создавались дворцы, пирамиды-гробницы и храмы. Все стены украшались росписью и цветными рельефами. В этих росписях рассказывалось о жизни фараона, о происходящих событиях, в гробницах все надписи были посвящены заупокойной жизни и как туда попасть.

В этот период сформировались каноны, которые просуществовали сотни лет. Вся письменность, архитектура, скульптура и живопись подчинялись определённым канонам.

Египетская письменность — иероглифическая, там изображали людей, растения, предметы, животных и т.д. Как нужно изображать это всё предписывалось канонами. Также в Египте были идеограммы, которые означали отдельные слова или понятия. Также использовались вспомогательные идеографические знаки, которые уточняли значение. Все иероглифы были канонизированы и не менялись столетиями. Обычные люди читать и писать не умели. Это прерогатива жрецов и высокообразованных людей. Известно более 5000 иероглифов, но в каждую эпоху использовалось не более 800 знаков.

Иероглифы применялись в архитектуре снаружи и внутри, а также на папирусах, свитки которого достигали в длину 6 метров и больше. Ширина у них была 20-30 сантиметров. Самый большой свиток, который сохранился до наших дней — «Папирус Харриса», который был изготовлен в 1200 году до н.э. и достигает 40 метров в длину. Хранится в Британском музее Лондона.

«Папирус Харриса»

В Париже в Национальной библиотеке хранится папирус эпохи Древнего царства — «Поучения Птаххотепа». В нём содержится 46 наставлений нравственно-рекомендательного характера. Например: «Скрывай свои мысли, будь сдержан в речах. Нет предела умению и нет умельца, овладевшего искусством своим».

 «Поучения Птаххотепа»

Сохранились свитки известной «Книги Мёртвых» 1250 г. до н.э., в которых собраны заупокойные тексты различного содержания. Самый известный сюжет оттуда — суд Осириса. Чтоб попасть к нему в царство нужно пройти все испытания, сердце взвешивали на весах, и оно не должно было перевесить перо. Если человек грешил, то сердце будет «тяжёлое», а если нет, то «лёгкое».

Египетские иероглифы в XIX веке расшифровал французский лингвист Жак Франсуа Шампольон, благодаря «Розеттскому камню». На нём был один и тот же текст, написанный иероглифами, демотическим письмом и греческим. Благодаря греческому языку Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы.

Из иероглифического письма сформировалось два других — иератическое и демотическое. Язык письма из рисунков преобразовался в условно-графический. Демотическое письмо до сих пор не расшифровано.

Шумерская письменность

Шумерское письмо начало развиваться с 30 века до н.э. Это происходило в междуречье Тигра и Евфрата, когда образовалось государство шумер, после оно стало Ассирией. Я немного писала об этом в этой статье.

Сначала их письмо было идеографическим, но позже к нему стали добавлять слоговые обозначения. Так появилось словесно-слоговое письмо. Писали они клинком по глине, которую потом обжигали. Получались вот такие таблички. И письмо стало называться клинописью.

В XVIII веке до н.э. были написаны «Законы Хаммурапи». Это был диоритовый столб, на который нанесли клинописное письмо. До наших дней дошли тысячи глиняных табличек, в основном на них записи экономического характера, также математические сочинения, эпос, религиозные и магические тексты.

Шумерское письмо расшифровали в XIX веке.

Критская письменность

На острове Крит, в Афинах, Трое и Микенах письмо начало развиваться с 20 века до н.э. О всех этих городах того времени я писала статьи.

В 1900 году английский археолог Артур Эванс вёл раскопки Кносского дворца и обнаружил критское письмо. Ранее письмо было иероглифическим, а позднее линейно-слоговое. Учёные разделили его на линейное письмо А и линейное письмо Б. На сегодняшний день расшифровано только линейное письмо Б. Тексты им выполнены на глиняных табличках и содержат религиозные обряды, мифы, легенды, инвентарные описи и деловые документы.

Финикийская письменность

Финикийская письменность начала развиваться в 15 веке до н.э. Их культура процветала в портовых городах на Восточном побережье Средиземного моря. К началу 20 века до н.э. относится так называемый «Храм обелисков» в городе Библ — культовые сооружения в виде гигантских обелисков под открытым небом. Они декорированы бронзовыми украшениями и ценными породами кедра.

Финикийское письмо — буквенно-звуковое, когда одному звуку соответствует одна буква. В общем у них был алфавит. Письмо развивалось и сначала у них было 30 графем, потом сократилось до 22. Тексты финикийского письма почти полностью утрачены. Сохранились только надписи на памятниках, сооружениях и бытовых предметах. В 30-е годы XX века при раскопках в городе Угарит обнаружили много письменных памятников, но они в плохом состоянии. Содержат в основном мифы, эпос, гимны богам и описание ритуалов.

От финикийского алфавита ведут свое начало почти все европейские современные буквенно-звуковые системы письма. Таким образом, финикийская письменность дала начало нескольким ветвям:

  • Древнеливийская письменность
  • Турдетанское письмо (исчезло)
  • Берберское письмо (тифинаг)
  • Иберское письмо (палеоиспанское)
  • Арамейское письмо, от которого произошли: еврейское, самаритянское, арабское (через набатейское), сирийское (эстрангело), уйгурское и старомонгольское, армянское, грузинское
  • Греческое, от которого произошли: латинское (через этрусский алфавит), кириллица

 

Письменность брахми

Брахми является предком почти всех видов письма Юго-Восточной Азии и древнейшей разновидностью индийской письменности. Пишется слева направо. Существовало письмо до эпохи Средневековья. Дешифровано было в XVIII веке.

На основе брахми сложились три ветви индийского письма, куда входят такие как тибетское, бенгальское,гуджаратское, грантха, сингальское, бирманское, кхмерское, лаосское, тайское и письменности Индокитая и Индонезии (яванское письмо).

Есть версия, что брахми произошло от арамейского алфавита, потому что есть внешнее сходство некоторых знаков. Письмо возникло примерно в VIII или VII вв. до н.э.

Иероглифическое или идеографическое письмо

В иероглифическом письме, как я писала выше, у каждого знака есть определённое значение. Иероглиф может означать звук, слог, часть слова или целое слово.

Иероглифическое письмо Китая появилось ок. 2000 лет до н.э. Знаки в нём делятся на несколько видов, но в основном выделяют 6, хотя это спорный момент. А общее количество достигает 50—60 тыс. Китайский тип письма — вертикальный, читают иероглифы сверху вниз, а столбики справа на лево.

Знаки китайского письма используются в японской письменности, а также немного в корейской. Хотя и японский, и корейский считаются изолированными языками. Из Китая в Японию иероглифы пришли в IV в. н.э. и нет никаких свидетельств, что до этого в Японии существовала письменность. Сегодня в Японии существуют иероглифы китайского происхождения, а также две слоговые азбуки — хирагана и катакана. Сегодня иероглифы Китая и Японии отличаются.

В Корее в XV веке создали свою письменность — хангыль. В нём буквы соединяются в группы, что соответствует слогу.

В XIII—XIV вв. во Вьетнаме на основе китайской письменности сформировалась иероглифическая письменность тьы-ном. В начале XX века французское правительство перевело язык на латиницу, создав письмо под названием тьы куокнгы.

Современные буквенно-звуковые алфавиты (европейские)

Современные буквенно-звуковые алфавиты имеют два варианта графем — маюскульное (прописные буквы) и минускульное (строчные буквы). Прямым предшественником латинского и кириллического алфавита является греческий алфавит.

Рисунок знаков претерпевал различные изменения на протяжении веков.

Главными вехами в истории шрифта являются следующие:

  • образование законченной графической формы буквенно-звукового алфавита Древней Греции (IV века до н.э.)
  • образование совершенного по своим художественно-графическим качествам маюскула — римского капительного шрифта (I век до н.э.)
  • полное завершение графики строчных букв — каролингского минускула (VIII век н.э.)
  • создание алфавита славянской системы письма — кириллицы (конец IX века н.э.)
  • возрождение в Западной Европе каролингского минускула и античного письма
  • создание гуманистического шрифта — антиквы (XIV—XV вв.)
  • создание печатных шрифтов типа ренессанс— антиквы (XV—XVI вв.)
  • создание новой графики русского шрифта — гражданского (XVIII век)
  • образование классицистической антиквы как в Западной Европе, так и в России (конец XVIII — начало XIX вв.)
  • возникновение новых рисунков шрифтов: гротеска, брускового и его подвидов (XIX в.)
  • создание и дальнейшее развитие шрифтов типа гротеска

И обо всём по порядку, с картинками.

 

Греческая архаическая письменность

Выше я писала про Критское письмо, которое начало развиваться с 20 века до н.э., а к 8 веку до н.э. развивается греческое архаичное письмо. К этому времени мифология Греции уже сложилась. Первыми сохранившимися памятниками греческой архаики являются поэмы Гомера «Одиссея и Илиада». Греческое архаичное письмо развивается на основе финикийского. На начальном этапе развития в греческом алфавите отсутствовали гласные буквы, поэтому ранние письма очень трудно сегодня читать. Гласные буквы были внесены в алфавит позднее, и это стало очень важным переломным моментом в развитии письменности. Также развилось кипрское письмо в XI веке до н.э. предположительно на основе линейного письма А.

Для книжного письма применяли папирус и плоское перо, позднее стали использовать деревянные дощечки, которые покрывали слоем воска. На дощечках писали медным стрежнем, который с одной стороны был острый для письма, а другой широкий, которым заглаживали (стирали) написанное. Также надписи делали на камнях резцами. Дети в школах писали на таких дощечках, покрытых воском.

Интересен факт, что сначала письмо было справа на лево. Затем возникло так называемое письмо бустрофедон (греч. Бык и поворачиваю). Там первую строку писали справа налево, вторую слева направо, третью справа налево и т.д. С IV в. до н.э. все строки стали писать слева направо.

Древние греческие капительные буквы появились в VIII веке до н.э., но только к IV веку до н.э. они обрели относительную завершённость. Контраста в шрифтах почти не было, засечки едва намечены или совсем отсутствовали. Высота букв в одной строке могла быть разной. Строки формировались скорее зрительно, нежели между двумя строгими линиями.

Греческая архаика в VII в. до н.э. без изменений перешла в латинскую архаику, как и вся греческая культура в целом. Римская религия, культура, архитектура и искусство развивалось в очень тесной связи с греческим.

Римская монументальная письменность

Римское письмо начало развиваться в IV в. до н.э. в эпоху Римской республики. Жители Рима и его окрестностей заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. Об этом говорят названия некоторых букв и их графика.

Монументальное римское письмо было частью архитектурных сооружений, в первую очередь триумфальных арок, храмов и колонн. Знаки латинского алфавита развивались вместе с архитектурными сооружениями.

С этого периода можно говорить об искусстве шрифта в целом. Разделение знаков письма на широкие и узкие произошло в греческой архаике, а уже позже в латинской графике это переходит в разряд эстетической концепции.

Вместе с технологическим усовершенствованием обработки камня в знаках алфавита появились засечки. Идея засечек возникла, когда строка текста начала помещаться между горизонтальными линиями. Архаическое письмо было свободным и знаки не ставились ровно по горизонтали, а могли быть даже немного разных размеров. Горизонтальные засечки стали «держать» лини шрифта и выравнивали высоту знаков.

Римское письмо, которое изначально было маюскульным и сплошным, без отступов и интервалов между словами, тяжело читалось. Буквы вычерчивались, а не писались. И прошли века, прежде чем буквы стали минускульными.

Римская классическая письменность

Римское классическое письмо развивается в конце I в. до н.э. в эпоху Римской империи. Это время расцвета культуры, архитектуры и великих римских поэтов.

В I в. н.э. книга приобретает современный вид кодекса, до IV века параллельно существовал и свиток. В Римской империи существовали библиотеки с книгами на латинском языке и библиотеками с книгами на греческом языке.

Шрифт, который расположен на колонне Траяна является лучшим образцом римского классического письма и современного шрифтового искусства. На протяжении веков шрифт колонны Траяна поражает сложностью и совершенством рисунка знаков, безупречностью стиля и пропорциональной гармонией графических элементов каждого знака и всей композиции в целом.

Шрифт на колонне и арке Траяна

Шрифт в римской архитектуре берёт на себя часть эмоционального воздействия на зрителя. Буква алфавита передаёт нам не только информацию, но и заряжает нас энергетикой прошлых эпох.

В I в. н.э. в истории развития шрифта завершился этап формирования латинского маюскула и началась эпоха развития латинского книжного минускула, эпоха рукописной книги и каллиграфических шрифтов.

Рукописные книжные шрифты

Рукописные шрифты имеют индивидуальный характер, но их все объединяет плоское перо и общие правила письма.

И латинский и греческий минускул развивались на основе единого греко-римского маюскула. Но латинский минускул формировался плоским пером, а греческий формировался остроконечным пером, которое способствовало появлению более изысканного и сложного по форме строчного алфавита.

Развитие книжного письма сопровождалось развитием народной скорописи. И она влияла на книжное письмо на протяжении всех этапов развития. Скоропись свободна и не зависит от жёстких книжных правил, поэтому в развитии формы буквы всегда опережает книжное письмо.

Римское квадратное и рустичное письмо 

Квадратное и рустичное письмо развиваются одновременно со II в. н.э. в эпоху политического и экономического кризиса Римской империи. Квадратное письмо было официальным письмом придворных канцелярий и применялось для оформления деловых бумаг, грамот и документов. Знаки рисовали медленно плоским пером, чтобы сохранить графему монументального письма.

Квадратное письмо применялось в рукописных книгах для заголовков и выделения небольших текстов примерно до X века.

И квадратное и рустичное письмо повторяли графемы монументального римского письма и были маюскульными. В процессе развития, изменения материалов и технологий произошла трансформация знаков, они упрощаются, нарушается классическая ширина знаков. В квадратном письме знаки по ширине приближаются к квадрату. В рустичном письме разная ширина знаков сохранилась, но они приобрели новые эстетические качества. Они были обусловлены тем, что писать нужно было быстро, при этом сохранить читабельность. Рустика по сравнению с квадратным письмом более простая и быстрая. Её применяли в книгах и в повседневной жизни. В процессе развития рустичного письма элементы знаков приспосабливались к удобным движениям руки. Благодаря этому повысилась не только скорость письма, но и экономичность. Рустика применялась до XI века как декоративное письмо.

Унциал

Римский унциал развивается с IV века в условиях распространения христианства. Унциальное письмо является начальной стадией формирования латинского минускула и развивается на основе римского квадратного письма. Начался поиск новых минускульных графем для максимального быстрого читабельного письма. Необходимо было также уменьшить размеры книги. В ранних формах унциала перо располагалось горизонтально линии шрифта, как в квадратном письме. В позднем унциале и полуунциале перо ставится на линию шрифта под углом 40 градусов, что соответствует естественному положению руки при письме.

Полуунциал

С V века в римском полуунциале продолжается развитие книжных минускульных знаков под влиянием скорописи. Сформировалась новая эстетика шрифтовой графики, которая кардинально отличалась от эстетики классического монументального, квадратного и рустичного письма. Полуунциальное письмо распространилось по всей Европе к VI веку. Наибольший вклад в полуунциальное письмо внесло англосаксонский полуунциал с богатым цветным декором.

В эпоху полуунциального письма книги украшали цветными инициалами и миниатюрами на библейские сюжеты.

Каролингский минускул

К VIII веку первоначальный минускул через ряд промежуточных форм получает полное завершение в каролингском письме.

Каролингский минускул проникает из книжного письма в документы и обычное письмо, вытесняя все другие виды.

Затем каролингский минускул проникает в Рим, Испанию, Англию. К концу XI века это письмо господствовало в западноевропейских скрипториях, за исключением Ирландии и Южной Италии, где сохранялись национальные типы письма вплоть до XII—XIII веков.

В сравнении с полуунциалом каролингские буквы стали прямее, мельче и более сжатыми. Несколько увеличился угол письма. Каролингский минускул представлял собой самое рациональное и совершенное из всех типов латинского средневекового письма. Поэтому позднее, возрожденный гуманистами, с небольшим усовершенствованием, он лёг в основу известных нам строчных шрифтов антиквы.

Готическое письмо

Готический стиль зародился во Франции в середине XII века. Самым важным в искусстве оставалась архитектура, но готический собор — это синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В XIII веке началось изготовление книг в специальных помещениях монастырей — скрипториях. Там работали монахи, но только в дневное время, когда светло, потому что пользоваться свечами запрещалось. Разговаривать в скриптории строго запрещалось, входить кроме скрипторов могли только монастырские власти. После того, как рукопись была написана, её отправляли к корректору для проверки и сравнения текста с оригиналом. От корректора книгу передавали к рубрикатору, который отмечал начало фраз и абзацев красной краской, отсюда пошло выражение — красная строка. Далее книга отправлялась к иллюминаторам, которые украшали рукопись орнаментами, рисовали заглавные буквы и миниатюры. Затем переплётчики заканчивали изготовление книги. Переплёт делали из дерева, позднее из картона или обтягивали кожей. На переплёте закрепляли резные пластины и застёжки из золота и серебра с чеканкой и драгоценными камнями. В средневековых библиотеках самые ценные книги приковывали к полкам.

В XIII веке готическое письмо стало господствующим в Европе. Спрос на книги сильно возрос, поэтому стали открываться городские мастерские, благодаря которым сокращалось время для переписывания книг. В результате этого шрифт максимально сужается, уменьшаются расстояния между буквами и словами. Процесс письма превратился в «штамповку» букв на строке.

Готическое письмо имеет три основные формы — текстура, ротунда и фрактура. В конце XIV века готическое письмо изменяется и появляется так называемое бастардное письмо, последнее готическое письмо. Оно было более свободное в написании и более широкое в пропорциях. Места буквы занимали больше, но это явление объясняют тем, что для книг стали использовать бумагу, что было дешевле пергамента.

Готическое письмо развивалось как книжное, которое удешевило книгу и сделало её более доступной.

Текстура

Первое готическое письмо — текстура. Оно начало развиваться в Германии в конце XII века. Это письмо было рациональным, модульным, в котором все знаки состояли из прямых и диагональных элементов. В строке строго соблюдался чёткий ритм чёрного и белого цвета. Толщина вертикального элемента, а также расстояние между вертикалями знаков в слове равнялось ширине плоского пера. Пропорции знаков удлинённые, соотношения высоты знака к толщине равняется 5:1.

На странице текст помещали в две колонки. Текстура трудно читалась, слишком много было переплетений и мало свободного пространства вокруг элементов. Страницы книги украшались цветными инициалами, миниатюрами и орнаментами.

Ротунда

Ротунда начала развиваться в Италии в XIV  веке. Она была шире текстуры и выглядела светлее. За счёт  этого читалась легче. В истории развития шрифтовой формы круглоготическое письмо считается одним из красивейших европейских стилей письма. Текст также сопровождался красочными миниатюрами, инициалами и орнаментом.

Разнообразные стили письма были обусловлены тем, что развивались литературные жанры — героический эпос, рыцарский роман, городская сатира, аллегорическая поэзия, куртуазная лирика.

Фрактура

В конце XIV века развивается позднеготическое письмо — фрактура.  В этом письме снова вернулись изломы в вертикальных элементах. Характерной особенностью является рисунок круглых знаков. В них левый элемент прямой, а правый дугообразный. Фрактура имеет изящный рисунок с росчерками и декором.

Фрактурой чаще всего писали грамоты и деловые бумаги придворных канцелярий.

В 1513 году был создан «Молитвенник Максимилиана» по указанию императора Максимилиана. Специально для этой книги Дюрер разработал новый образец фрактурного письма. Книга была изготовлена на пергамене с иллюстрациями Дюрера, Кранаха и других художников.

Благодаря своему декоративному, изысканному рисунку фрактура применялась в северной Европе до XVIII века.

Возникновение типографского печатного станка

В 1434 году в Страсбурге зародилась идея шрифтовой подвижной литеры, принадлежащая Гутенбергу. В 1447 году он приступил к регулярному выпуску печатных книг. Гутенберг стал первым типографом в Европе и изобретателем процессов книгопечатания.

Гутенберг изобрёл подвижную шрифтовую литеру, станок для отливки литер, типографский сплав для литер, печатный станок и типографскую краску. Сначала он издавал небольшие учебные брошюры и календари. Примерно в 1452 году Гутенберг решил печатать латинскую Библию. Для этого было создано новое оборудование и отлит новый шрифт под названием «Шрифт 42 строчной Библии». Гутенберг разработал шрифт сам, помогал ему каллиграф, будущий великий типограф Николай Иенсон. Для изготовления литер Гутенберг использовал готический шрифт — текстуру. Текст Библии набирали в две колонки, где впервые была применена правая выключка строк. Заголовки и колонтитулы вписывались вручную киноварью. Крупные инициалы и орнамент рисовали краской и золотом. Издание было закончено в 1456 году. Общий тираж издания не превысил 300 экземпляров.

В 1456 году в Майнце были открыты уже две типографии, а Гутенберг был разорён кредиторами и прекратил своё дело.

Гуманистическое письмо. Антиква

В эпоху Возрождения сформировалось новое мировоззрение — гуманизм. Человек обретает некоторую свободу, права на счастье, развитие себя и своих способностей. Новое мировоззрение строилось на идеях Античности. Изучались античные памятники, переводились греческие поэты и философы.

В XV веке развивается гуманистическое письмо, в котором латинский алфавит рассматривается как обязательный комплект прописных и строчных знаков с общими стилистическими признаками. Гуманистический маюскул легко читался не только в заголовках, но и в небольших текстах. Вертикальные элементы не имели изломов как в готическом письме. Гуманистический минускул расширяется, контраст знаков уменьшается, что повышает его читабельность.

С развитием книгопечатания гуманистическое письмо разделяется на рукописное и типографское.

Рустика в кириллице

Развитие рустичного письма начало со II века. Оно является первым книжным письмом, и у него ярко выраженная рукописная графема знаков. При разработке кириллической версии рустичного письма основная трудность заключается в сохранении графической стилистики оригинального римского письма. Трудность ещё усугубляется тем, что несколько знаков прописного кириллического алфавита имеют по две, три графемы. Учитывая тот факт, что латинский и кириллический алфавиты являются родственными системами письма, разработка кириллической версии рукописных латинских шрифтов помогает понять логику формообразования того или иного знака и найти правильное решение его графемы и рисунка. При адаптации кириллицы к латинице рукописным шрифтам наибольшую трудность представляют симметричные знаки Ж, Ф и Я.

Унциал в кириллице

Эпоха унциала началась в IV веке, а закончилась к  VIII веку. При разработке кириллической версии унциального письма целесообразно сохранить без изменений максимальное количество латинских знаков и их элементов. Построенные кириллические знаки будут «б, л, н, ф, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю». При такой методитке адаптации кириллического письма легко сохраняется стилевое единство знаков. Основная трудность проектирования заключается в определении графемы и пропорций специфических, конструктивно сложных знаков кириллического алфавита, это знаки «г, ж, з, к, ф, ъ, ы, ь, я». Унциальное письмо как и рустичное письмо подчинено условиям, которые диктуются инструментом письма и основными правилами письма, приспособленными к естественным движениям руки, но в отличие от рустики унциальное письмо более конструктивно и рационально.

Отдельно необходимо сказать о знаке «м». В латинском унциале этот знак имеет характерную графему и выразительный рисунок, который является переходной формой маюскула к минускулу. Можно сказать, что он является «визитной карточкой» этого вида письма, поэтому при проектировании кириллического унциала для сохранения стилистики целесообразно сохранить латинскую графему знака «м», несмотря на то, что она напоминает строчный кириллический знак «т».

Текстура в кириллице

Самый первый вариант готического письма — текстура. В XIII веке появились многочисленные варианты текстурного письма.

Весь алфавит текстуры можно построить из трёх графических элементов, комбинируя, удлиняя и укорачивая их. Построение кириллического алфавита на основе латинской текстуры представляет собой хорошее упражнение в развитии графической конструктивной логики не только для построения знаков алфавита, но и для проектирования различных объектов графического дизайна, например, знаковых систем и логотипов. Процесс формирования шрифтовой формы помогает понять основные правила проектирования алфавита как единой знаковой системы. Отдельно стоит сказать о проектировании строчного знака «т». Традиционно он проектируется с тремя вертикальными элементами. Но в кириллическом алфавите преобладают вертикальные элементы, например в «и, н, п, ц, ш, щ,», помимо этого текстура вертикальная, поэтому сюда добавляются такие буквы, как «л и м». Поэтому появление в этом ряду знака «т» с тремя вертикалями значительно ухудшит читабельность текста.

Ротунда в кириллице

В XIV веке появилось готическое письмо — ротунда. Шрифт более круглый и читать его гораздо легче. Техника написания знака «о» в ротунде не отличается от техники написания этого знака в рустике или полуунциале. В пластике круглых элементов ротунды произошёл возврат к пластике полуунциала, но с более чётким обозначением положения плоскости пера в каждом дукте относительно горизонтальной линии шрифта.

Кириллическая версия ротунды проектируется по той же методике, что и предыдущие виды письма, исключение составляет знак «м». В кириллической ротунде этот знак целесообразно проектировать, как и знак «л», на основе диагональных элементов. Так как в латинской ротунде он повторяет рисунок современного рукописного и курсивного кириллического знака «т». Латинский и кириллический алфавиты построены на гармоничном сочетании трёх основных фигур — квадрата, круга и треугольника. Знак «х» строится из двух полуовалов, наложение которых друг на друга создаёт эффект диагонального пересечения этих элементов.

Готический кириллический минускул

Готический минускул в средневековой книге применялся только в качестве декоративных инициалов внутри текста для обозначения смысловых разделов.  Декоративная функция знака позволяла изобретать очень сложные буквы-орнаменты, в ущерб читаемости. Готический минускул выполнял двойную функцию, во-первых, обозначал смысловые акценты, а во-вторых поддерживал общий декоративный стиль книги.

Гуманистический кириллический маюскул

Развитие рукописного книжного письма завершилось гуманистическим маюскулом. Он отличается совершенной логикой построения знаков, легкостью исполнения и хорошей читаемостью. Кроме того, в данном письме появилась возможность изменения элементов формы, знаки можно написать с односторонними засечками или без засечек, изменить угол сопряжения овалов с вертикальными элементами. При этом письмо не теряет своих стилистических качеств, что было исключено во всех предыдущих видах письма.

Гуманистическое книжное письмо по построению знаков максимально приблизилось к народной скорописи и одновременно оно стало основой для формирования наборного латинского маюскула, разработанного Николя Жансоном в 1470 году.

Графема и построение знаков гуманистического письма соответствуют современной кириллической скорописи, за исключением нескольких знаков.

Николя Жансон (1420—1480 гг.)

Николя Жансон был гравёром монетных штемпелей в Париже. В 1458 году по распоряжению короля Карла VII он отправился в Майнц для того, чтобы научится искусству печатания книг, изобретенному рыцарем Гутенбергом.  В 1470 году Жансон приезжает в Венецию опытным печатником.

Для своих изданий Николя Жансон разработал новый типографский шрифт. За основу он взял рукописные шрифты каролинского и гуманистического минускула, шрифт Петрарки и монументальное римское письмо, которое выполняло роль прописных знаков.

Историческая заслуга Жансона в том, что он разработал новую графику латинского типографского минускула. Шрифт был максимально приспособлен к типографским технологиям и легко читался. Графема строчного латинского алфавита, разработанная Жансоном, не изменилась до настоящего времени. За 10 лет работы Жансон напечатал около 100 наименований книг. Красота этих изданий состоит прежде всего в совершенном рисунке шрифта, в соотношении размера шрифта и пропорций полосы набора, поля страницы часто заполнялись цветным, рисованным орнаментом.

Начиная с Николя Жансона, появляется традиция, согласно которой книги литературного и исторического содержания печатать антиквой, а книги богословские, юридические, математические и медицинские продолжать печатать готическими шрифтами.

Трактаты и построение шрифтов в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения шрифтам уделялось много внимания. Во второй половине XV века началось активное изучение римского монументального письма.

Сохранились 2 знака, которые приписываются Леонардо да Винчи, их датируют 1500 годом. По сложности построения и методике анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли под названием «О Божественной пропорции». В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга. Толщина вертикального элемента знака «Н» была равна 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки выполнены в совершенных внешних и внутренних пропорциях.

В 1525 году Альбрехт Дюрер издаёт свой знаменитый труд — «Правила измерения», который предназначался для архитекторов. Значительная часть этого труда была посвящена построению шрифтов. Дюрер конструировал латинский шрифт на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов.

В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори «Цветущий луг». В этом трактате Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделён на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака «Н» была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре.

Славянское письмо

Первые упоминания о славянской письменности относятся к началу IX века. Развитие письменности у славян связано с византийскими миссионерами-проповедниками родом из Фессалоники — Кириллом и его братом Мефодием. Славянский был их родным языком, но воспитание и образование они получили греческое. Кирилл был просвещённым монахом, он знал греческий, латинский, славянский, еврейский и арабский языки. Также преподавал философию. Мефодий поступил на военную службу и был управленцев в области, где проживали славяне. Затем он ушёл в монастырь.

Сведения о том, что славяне до принятия христианства уже имели свою система письма дошли до нас из упоминаний Черноризца Храбра — болгарского монаха, жившего на рубеже IX—X веков. Он писал, что это были знаки фигурного письма, противоположного фонетическому. Имевшаяся фигурная письменность восточных славян не позволяла передавать понятия новой распространяемой религии — христианства. Поэтому, по словам Храбра, славянам приходилось пользоваться знаками латинскими и греческими.

В 863 году по просьбе моравского (Чехия) князя Ростислава византийский император Михаил III направил в Моравию Кирилла и Мефодия для того, чтобы вести проповеди греко-православного христианства на славянском языке. Деятельности братьев-миссионеров активно препятствовали немецкие католические священники, обвиняя их в ереси. После смерти Мефодия в сане архиепископа Моравии началось жестокое преследование его учеников. По настоянию католического духовенства была запрещена славянская церковь, и в 887 году славянские священники были изгнаны из Моравии. Большинство из них пошли на восток и добрались до Болгарии, где возродили славянскую культуру и письменность. О времени возникновения древнего славянского письма очень мало сведений, известно только, что до приезда братьев фигурная письменность у славян уже была. По вопросу происхождения глаголицы и кириллицы исследователи разделились на два лагеря. Одни считают, что глаголица более раннего происхождения, о чём говорит её графическая сложность.

Другие предполагают, что Кирилл придумал глаголицу, а кириллица возникла значительно позже. Есть версия, что Кирилл вместе с Мефодием на основе греческого алфавита разработали славянский алфавит, чтоб написать на славянском богослужебные книги. В древней кириллице было 24 буквы из греческого алфавита и 13 специально созданных знаков для передачи Б, Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

«Собрались против него (Кирилла) латинские епископы, священники и черноризцы, как вороны на сокола, и воздвигли трёхъязыческую ересь. Горе вам, книжникам, присвоившим себе ключ разумения, гневно ответил им Кирилл. Не на всех ли равно идёт дождь божий? Не на всех ли равно светит солнце? Не все равно одним воздухом дышим? Как же можете вы признавать достойными только три языка, а все иные народы обрекать быть глухими и слепыми». Жития Кирилла и Мефодия IX век.

С помощью изобретенной азбуки сделали первый перевод Библии на славянский язык.

Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярских и церковных кругов до простых ремесленников. Тексты не писались, а процарапывались специальным стержнем из кости, металле или дереве, что позволило им сохранится.

Устав

Устав развивается с IX века. Крещение Руси, начатое князем Владимиром в 988 году, способствует развитию славянской письменности. В этот период создаются великолепные памятники архитектуры. С XI века при монастырях активно развивается производство рукописной книги. К древнейшим датированным памятникам уставного письма относятся четыре рукописные книги: «Остромирово Евангелие» (1056 г.), «Изборник» (1073 г.), «Изборник» (1076 г.) и «Архангельское Евангелие» (1092 г.).

Уставом писали книги, деловые бумаги, грамоты. Устав XI века отличается строгостью и чёткостью письма, буквы прямые и расположены на равном расстоянии друг от друга без разделения на слова. В XIII веке развивается новое начертание устава, в котором поднята средняя линия шрифта, увеличено количество сокращений с титлами. В XIV веке буквы устава значительно сужаются.

Полуустав

Полууставное письмо развивается с XIV века и к XV веку окончательно вытесняет устав. Потребность в книгах возрастала и это привело к изменению графики устава. Буквы наклоняются вправо, что соответствует естественному движению руки при письме, в знаках появляются выносные графические элементы.

Полууставное письмо читалось легче устава. Для ускорения письма и экономии дорогостоящего пергамена переписчики книг применяли лигатуры (соединение двух букв друг с другом), вводили сокращения часто встречающихся слов и над ними ставили знак — титло. Из греческого письма бела перенесена практика постановки ударения в каждом слове. Книги украшались одноцветными или многоцветными орнаментальными заставками, буквицами, декоративными рисунками, миниатюрами с библейскими сюжетами.

Полууставное письмо, практически не изменяясь, применялось до начала XVIII века. Только в 1708 году по приказу Петра Первого была разработана Гражданская Азбука, и новым шрифтом стали печатать книги «мануфактурные», светского и исторического содержания.

Скоропись

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись. Она очень быстро проникла в книги. В XV веке она становится более свободной и получает значительное распространение, ею пишутся различные грамоты, акты и книги. Скоропись проникла во все области и оказалась одним из самых подвижных писем, отличаясь каллиграфичностью и изяществом.

По значению её можно сравнить с первоначальным минускулом латинского письма. Развитие скорописи в XVII веке предопределило петровскую реформу азбуки в начале XVIII века.

Характерные виды каллиграфических почерков лучше всего отражены в букварях, которые назывались азбуковники. При этом одни из азбуковников были школьным пособием для обучения чтению, другие служили только образцами для письма, в которых приводились различные написания отдельных букв.

Устав и полуустав относятся к книжным видам письма, а скоропись — это деловое письмо.

Русская вязь

Русская вязь — особое декоративное письмо, которое применяли с XV века для выделения заглавий, а иногда для утилитарных целей.

Различают два вида вязи: круглую и угловатую. В русских рукописях преимущественно развивалась угловатая вязь, в украинских — круглая вязь.

Один из основных приёмов вязи — мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха двух соседних букв превращались в один. Этому подчинялись и округлые элементы, принимая форму вертикальных штрихов. Пустоты, образующиеся при этом, заполнялись либо сильно уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв или штрихами соседних букв, а иногда декоративными элементами. Вязь выполняли золотом или киноварью.

Лучшие образцы вязи сложились в середине XVI века в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. С XVIII века начинается упадок искусства вязи, которая сохраняется только в старообрядческих книгах в течение XVIII и XIX веков.

Франциск Скорина

В 1491 году мастер-золотошвей Фиоль в Кракове выпустил две книги, напечатанные кириллицей — «Осмогласие» и «Часословец». Книги напечатаны крупным Уставом, на многих страницах строки не имеют разделения на слова. В конце 1491 года краковская инквизиция арестовала Фиоля, обвинив его в ереси. Через год его отпустили, взяв присягу в верности католической церкви. В 1493—1495 годах иеромонах Макарий в Румынии выпустил 3 книги, напечатанные кириллицей — «Октоих», «Псалтырь» и «Молитвенник». Издания напечатаны Уставом рукописного образца XIII-XIV веков, с заставками и инициалами.

Франциск Скорина (1485—1551 гг) родом из белорусского города Полоцка. Он был мастером-печатником и просветителем. Как и многие типографы того времени, Скорина имел хорошее образование и высшие учёные степени. После окончания Краковского университета в 1506 году Скорина получил степень бакалавра философии. С 1512 года учился в Падуе (Италия) и получил степень доктора медицины.

В 1516 году Скорина поселился в Праге и организовал там свою типографию. В 1517—1519 годах Скорина печатал Библию в его собственном переводе на церковнославянский язык. В техническом и художественном отношении Библия Скорины является выдающимся памятником славянского книгопечатания. Рисунок шрифта выразительный, буквы прямые, вытянуты по вертикали, в заголовках использован тот же шрифт с добавлением декоративных элементов. Окончания глав набраны в виде треугольника, обращенного вершиной вниз. Текст Библии украшен гравированными инициалами и гравюрами на дереве с библейскими сюжетами.

В 1519 году Скорина переехал из Праги в Вильнюс и перевёз туда свою типографию. В 1525 году выпустил две последние книги — «Апостол» и «Малую подорожную книгу». Обе книги напечатаны в два цвета с заставками и украшениями. Последние годы жизни Скорина провёл в Праге в должности личного врача и садовода короля Чехии и Венгрии Фердинанда (1503—1564гг.)

Первая типография в Москве

Первая типография в Москве возникла в 1553 году. В современном книговедении она известна как «Анонимная типография», потому что книги, напечатанные в этой типографии, не имели выходных данных.

Сохранилось 7 изданий Анонимной типографии:

  1. «Евангелие» 1555 г.
  2. «Псалтырь» 1555 г.
  3. «Триодь постная» 1556 г.
  4. «Евангелие» 1560 г.
  5. «Евангелие» 1564 г.
  6. «Псалтырь» 1564 г.
  7. «Триодь цветная» 1564 г

В этих книгах применялся полуустав. Они печатались в 2 краски — чёрной и красной. Инициалы и орнаменты гравировались на дереве.

Иван Фёдоров

Иван Фёдоров (1510—1583 гг.) был дьяконом в одной из кремлёвских церквей. Он получил хорошее образование и знал греческий и латинский. Известно, что он работал в Анонимной типографии. В 1564 году вместе с Петром Мстиславцем напечатал «Апостол» и это была первая книга с выходными сведениями об исполнителях и времени её издания.

По оформлению «Апостол» является образцом высокого типографского искусства. Текст набран полууставом московских рукописных традиций, все полосы имеют правую выключку строк. Книга печаталась в 2 краски.

В 1577 году Фёдоров переезжает в волынский город Острог по приглашению князя Острожского и организует там печать полного текста Библии на церковнославянском языке. Для «Острожской Библии» были изготовлены новые шрифты, новые орнаменты и инициалы прямоугольной формы. В 1581 году Библия была напечатана.

Гражданский шрифт

Поиск нового гражданского шрифта, судя по всему, происходил многие десятилетия, на что указывают некоторые сведения. Во многих изданиях XVII века, особенно в гравированных картографических изданиях, применялись шрифты, которые по виду имели начертания латинского характера. Знаки кириллицы и знаки латиницы — исторически родственные графические системы.

По указу Петра Первого в декабре 1706 года под Львовом организуется центр по созданию рисунков новой азбуки. На всех этапах разработки рисунков нового алфавита и изготовления металлических шрифтовых литер Петр Первый принимал активное участие. Осуществление данной идеи было сложным предприятием, учитывая также, что были влиятельные противники, прежде всего со стороны церкви.

В 1708 году, 1 января вышел указ Петра Первого, согласно которому нужно было печатать гражданские книги новыми русскими литерами. 28 марта 1708 года вышла первая книга, набранная новым шрифтом, под названием «Геометрия». Окончательный рисунок новых литер был утверждён в 1710 году.

В Уставе и Полууставе знаки алфавита не разделялись на строчные и прописные. Это разделение впервые произошло в новой гражданской азбуке, что улучшило читаемость текста. Помимо рисунка шрифта, также была проведена реформа состава алфавита и правил набора текста. Были исключены ударения, сокращения в словах, были введены арабские цифры вместо буквенного обозначения чисел и исключены 11 букв, дублирующих один звук. До реформы кириллический полууставной алфавит содержал 41 букву.

Несмотря на существование в XVIII веке типографского гражданского шрифта, графика русского письма в полном смысле светской становится только в начале XIX века. В русском письме в течении всего XVIII века ещё сохраняются архаизмы. Однако по общей графике и по художественному облику московское письмо уже к концу XVII начинает отличаться от древнерусского.

Классификация типографских шрифтов

Антиква эпохи Ренессанса или старостильная антиква (Old Style)

Для первых типографских шрифтов эпохи Возрождения образцом служил шрифт Николя Жансона. Постепенно сформировались общие графические признаки, по которым многие шрифты, в том числе и современные, можно отнести в группу ренессансной антиквы.

В этой группе прописной знак «Н» проектируется на основе квадрата, при этом его ширина с засечками равна его высоте. Засечка имеет «треугольную» форму, её рисунок определяется радиусом сопряжения с вертикальными элементами знаками. Засечка может заканчиваться точкой или иметь вертикальный срез. Радиус сопряжения, как правило, равен толщине вертикального элемента или несколько меньше. Длина засечки с каждой стороны от вертикального элемента равна его толщине. Засечка в горизонтальной плоскости может иметь вогнутую форму. Ширина внешнего овала прописного и строчного знака «О» равна его высоте. Ось внешнего овала вертикальная, ось внутреннего овала имеет наклон против часовой стрелки 15—35 градусов. Контрастность шрифтов этой группы может незначительно меняться в пределах 2-3 : 1.

Антиква Ренессанса вместе с антиквой Барокко входят по классификации в группу шрифтов «Old Style», то есть старостильные антиквы.

Ниже представлены несколько шрифтов старостильной антиквы.

Bembo

Первые книги, напечатанные этим шрифтом, появились в 1495 году. Шрифт был разработан и изготовлен Франческо Гриффо для венецианского учёного-гуманиста, издателя и типографа Альда Мануция.

Шрифт Bembo стал образцом Old Style в проектировании шрифтов и может рассматриваться как предтеча европейских шрифтов следующих двух столетий. Знаки шрифта построена на основе римского классического маюскула.

Garamond

Данный шрифт был разработан Клодом Гарамоном в 1532 году.

Клод Гарамон первым из типографов сделал проектирование и отливку шрифтов самостоятельным производством и стал изготавливать и продавать типографиям готовые наборные шрифты. Разработанный шрифт  Garamond надолго завоевал лидерство во всей Европе и на четыре столетия стал источником вдохновения для художников-шрифтовиков.

Первый образец шрифта появился в книгах, напечатанных в Париже в 1532 году. Он имеет умеренную контрастность. Знаки строчного алфавита широкие, пересечение круглых элементов с вертикальными выполнено под небольшим углом, что делает внутреннее пространство знаков светлым и лёгким. Шрифт хорошо читается в мелких кеглях.

Sabon

Ян Чихольд в 1965 году разработал шрифт Sabon по заказу трёх шрифтолитейных заказов Германии.

Ян Чихольд написал более 50 книг, посвященных шрифту и типографскому искусству. Также он является ветераном школы Баухауз, был сторонником конструктивизма. Но в шрифте Sabon Ян Чихольд развивает традиции Гарамона. Рисунок шрифта с эстетической и технической стороны полностью удовлетворял вкусы и технологические возможности изданий второй половины XX века и не утратил их до нашего времени.

Переходная Антиква  (эпоха Барокко)

В этой группе шрифтов антиква разноширинная. Прописной знак «Н», как и в антикве Ренессанса, строится на основе квадрата. При этом его ширина с засечками равна его высоте. Рисунок и размер засечки определяются радиусом сопряжения с вертикальным элементом знака. Радиус сопряжения по сравнению с антиквой Ренессанса значительно уменьшился и равен приблизительно половине или одной трети толщины вертикального элемента. Длина засечки с каждой стороны вертикального элемента равна его толщине. Толщина засечки определяется контрастностью шрифта. А контрастность по сравнению с антиквой Ренессанса увеличивается и составляет 4-5 : 1. Ширина внешнего овала прописного знака «О» равна его высоте или несколько меньше. Внешний и внутренний овалы обязательно на одной вертикальной оси.

Шрифты антиквы эпохи Барокко также называют переходной антиквой. Шрифты постепенно трансформируются, увеличивается контрастность, ослабляется классическая разноширинность знаков прописного алфавита и овалы круглых знаков упрощаются.

Caslon

В 1720 году в Лондоне было основано шрифтолитейное производство Уильямом Кезлоном. Он сам разрабатывал шрифты для своего предприятия. Общество и типографы признавали шрифты Кезлона лучшими не только в пределах самой Англии, но и в континентальной Европе.

Шрифт Caslon был разработан примерно в 1725 году на основе датских шрифтов XVII века. По пропорциям прописных знаков Caslon был разноширинным, но приближался к моноширным шрифтам классицизма. И также Caslon является первым шрифтом, в котором ширина прописных знаков «B, E, F, R» приближена к ширине знака «Н», хотя традиционно в олдскульных шрифтах они самые узкие.

Благодаря своей эстетике и техническим характеристикам шрифт Caslon остается на протяжении веков одним из любимых у издателей. В современной полиграфии существует несколько версий шрифта, отличающиеся контрастностью и незначительными изменениями рисунка отдельных знаков алфавита.

Baskerville

Шрифт Baskerville разработал английский типограф и шрифтовик Джон Баскревилл в 1757 году. До этого он торговал лаками, что принесло ему приличные деньги, на которые он открыл свою типографию в 1750 году. Он начал издавать книги и разрабатывать шрифты. На его разработку ушло 7 лет. Баскервилл хотел отойти от принципов Old Style и создать новый, современный латинский алфавит.

В 1757 году Баскервилл выпустил книгу, напечатанную новым шрифтом. Усиленная контрастность, изысканность рисунка шрифта не соответствовали технологическим возможностям полиграфического оборудования и низкому качеству печатной краски и бумаги. Баскервилл смело преодолел эти ограничения. Он разработал краску, которая своим качеством и глубиной насыщенного цвета была предметом зависти в Европе. Также он усовершенствовал технологию горячего тиснения и на своей фабрике стал производить особый сорт так называемой веленевой бумаги с шелковистой поверхностью. Однако шрифт Baskerville в то время сильно критиковался и не был широко применим из-за низкого технологического уровня европейской полиграфии.

Baskerville стал звеном, который связал Old Style со следующими поколениями шрифтов эпохи классицизма.

Сегодня шрифт Baskerville остаётся популярным в мировой издательской практике благодаря своему чистому, чёткому рисунку с хорошей контрастностью.

Times New Roman

Шрифт Times был разработан дизайнером-графиком, шрифтовиком, теоретиком и историком типографского искусства Стенли Морисоном в 1932 году.

Морисон издал 4-х томную историю газеты “Times” и монографию «Печатная книга 1450—1935».

В 1929 году Стенли Морисон работал консультантом по шрифтовому дизайну в лондонской газете “The Times” и изучал все аспекты газетного производства. В это же время, по просьбе руководства, он начинает разрабатывать новый текстовый шрифт. 3 октября 1932 года газета “The Times” была впервые набрана новым шрифтом Моисона. Шрифт был назван Times New Roman. Вскоре шрифт стал популярным в полиграфической среде и имел большой коммерческий успех.

Новый шрифт был разработан на основе шрифта Роберта Гранжона Gros Cicero, созданного приблизительно в 1569 году. Шрифт Times New Roman был экономичнее всех шрифтов, которые использовали в то время для газетного текста. Также он был хорошо приспособлен к технологическим процессам газетного производства и хорошо читался в мелких кеглях. Шрифт является хорошим примером смешения стилей, но несмотря на стилевую эклектику он занимает ведущее место по сегодняшний день.

Новая Антиква или классицистическая (эпоха Классицизма)

В начале XIX века печатные процессы, полиграфические материалы, такие как бумага и краска, улучшились. Это способствовало появлению сверхконтрастных шрифтов антиквы. Также на этот процесс оказали влияние экономические факторы, и как следствие сужение знаков.

Шрифты антиквы эпохи классицизма трансформировались. Ширина прописного знака «Н» с засечками стала меньше его высоты, среднее отношение 0,7 : 1. Засечки трансформировались в тонкую горизонтальную линию. Длина засечки с каждой стороны вертикального элемента равна его толщине. Сопряжение засечки с вертикальным элементом минимальное или без сопряжения. Контрастность знаков алфавита максимальная, среднее отношение вертикали к горизонтали — 8 : 1. Ширина внешнего овала прописного знака «О» меньше его высоты и зрительно сравнима с шириной прописного знака «Н».

 

Bodoni

Шрифт Bodoni был разработан в 1800 году итальянским типографом и шрифтовиком Джамбаттистой Бодони. В 1768 году он переехал в Парму и был назначен директором типографии, где проработал 45 лет.

Своим шрифтом Бодони открывает новую эпоху в развитии типографских шрифтов — эпоху классицистической антиквы. Основная графическая особенность шрифта Bodoni — сверхконтрастные отношения вертикальных и горизонтальных элементов и зрительное равенство ширины знаков в прописном и строчном алфавитах. Жёсткий и выразительный рисунок Bodoni очень хорошо воспринимается в крупном кегле. Им до сих пор хорошо акцентировать внимания и что-то выделять. Станица, набранная Bodoni меньше 12 кегля трудно читается и значительно усиливает нагрузку на зрение.

Брусковая антиква или египетская

В формировании рисунка шрифтов основным стилеобразующим элементом была засечка. Треугольная засечка антиквы эпохи Ренессанса постепенно трансформировалась в тонкую горизонтальную линию. А затем, в начале XIX века, спустя 15 лет после появления сверхконтрастного шрифта Bodoni, заческа значительно увеличила свою толщину и стала похожа на брусок. Поэтому шрифты и получили такое название.

У брусковых шрифтов ширина прописного знака «Н» с засечками равна или больше его высоты. Увеличение ширины объясняется тем, что в брусковой антикве мощным горизонтальным засечкам требуется больше белого поля внутри знака. Толщина засечек меньше, равна или больше толщины вертикального элемента. Длина засечки с каждой стороны вертикального элемента равна или меньше его толщины. Сопряжение засечки с вертикальным элементом минимальное или без сопряжения. Ширина внешнего овала приписного знака «О» равна или больше его ширины и зрительно равна ширине прописного знака «Н». внешние и внутренние овалы на одной вертикальной оси.

В европейской классификации шрифты брусковой антиквы называются египетскими.

Clarendon

В 1815 году в Англии был разработан шрифт с толстыми засечками, названный впоследствии египетским. Этот шрифт послужил базовым образцом для многих типографов и шрифтовиков на протяжении всего XIX века. Они на его основе создали большое разнообразие декоративных, рекламных шрифтов. На смену лёгкому, светлому классицизму пришли чёрные, тяжёлые шрифты брусковой антиквы.

В 1843 году был разработан шрифт Clarendon, который сразу завоевал популярность у европейских типографов. В настоящее время этот шрифт существует в версии, разработанной для шрифтолитейной компании “Stempel” в 1963 году. В отличие от первых египетских шрифтов, в которых мощные горизонтальные засечки пересекаются с вертикальным элементом без радиуса сопряжения, Clarendon в местах пересечения имеет небольшой радиус.

Тяжёлые брусковые шрифты широко применялись в рекламе и в качестве акцентов. Со временем появилась новая разновидность брусковой антиквы — итальянские шрифты, в которых горизонтальные засечки стали толще вертикальных элементов, т.е. шрифты с обратной контрастностью.

Clarendon имеет максимально закрытую форму. Благодаря черному плотному рисунку, он создаёт четкую строку, выделяется на фоне других шрифтов и хорошо взаимодействует с цветными изображениями. Шрифт имеет крупные строчные знаки.

Гротеск или рубленный (Sans serif)

В конце XIX века появились шрифты без засечек и им дали название гротеск, что означало причудливый. Американцы назвали эти шрифты готикой, потому что они были грубыми и простыми.

В XX веке гротескным шрифтам уделялось много внимания, особенно конструированию знаков, которые строили, не опираясь на рукописные приёмы.

Геометрия гротеском требует к себе очень внимательного подхода, ведь даже незначительная ошибка в толщине штриха разрушает всё гармонию.

Большинство гротескных шрифтов начали создаваться по заранее разработанной схеме начертания. Рисунок алфавита трансформировался по двум параметрам — изменение толщины штрихов и ширины знаков. Большинство гротесков имеет универсальный рисунок, благодаря чему могут применяться при наборе текста практически любой тематики.

Гротескные шрифты почти не имеют сильного контраста штрихов, возможно только незначительное, либо оптическое. Различие в толщине горизонтальных и вертикальных элементов в каждом гротеске разное.

Все гротески можно разделить на 2 крупные категории — пропорциональные и моноширные.

Гротеск — антиквы или ренессансные гротески

В истории развития латинского алфавита гротесковая форма маюскула сформировалась в I в. до н.э. Она была настолько совершенной, что практически без изменений перешла в современные типографские шрифты.

Такие гротески без засечек, а прописные и строчные знаки приближены к шрифтам антиквы эпохи ренессанса. Ширина внешнего овала прописного и строчного «О» равна их высоте. Внешний и внутренний овалы на одной вертикальной оси. В некоторых шрифтах это циркульная окружность. Контрастность шрифтом минимальная.

Futura

Шрифт Futura разработан дизайнером Паулем Реннером в 1927 году для шрифтолитейной компании Бауэр. Типографика того времени развивалась под влиянием эстетики функционализма и конструктивизма «Баухауза», которые провозгласили, что функция определяет форму.

Для геометрии Futura характерны жёсткие циркульные формы круглых знаков. Высота строчных знаков небольшая, при этом верхние выносные элементы значительно больше нижних. Характерный рисунок имеют строчная и прописная «С». Шрифт построен на основе классической римской разноширинности знаков алфавита. Помимо совершенного рисунка и пропорций знаков, также присутствует совершенство сложных овалов и их сопряжение с вертикальными элементами знаков строчного алфавита.

Futura остаётся прекрасным примером воплощения римской шрифтовой классики в современном шрифтовом дизайне.

Gill Sans

Шрифт Gill Sans разработал Эрик Гилл в 1927 году для фирмы Монотайп. Этот проект завершил соревнование в создании гротесков, которое возникло после появления Futura.

Эрик Гилл работал печатником, художником-гравёром и был хорошим каллиграфом. В 1928 году он основал свою типографию. После создания шрифта Gill Sans сам Гилл стал заметной фигурой в шрифтовом дизайне.

В отличие от геометричных гротесков в Gill Sans применены принципы построения пропорционального классического римского маюскула, но только без засечек. Этот стилистический приём интересен, но только когда не нарушается баланс между простой и сложной формой знаков алфавита.

Особым элементом является необычный рисунок строчного знака «а» с тяжелым верхним элементом и строчного «g» с характерным немного зауженным рисунком.

В отличии от Futura шрифт более эмоционален и выразителен, более грубоват как по рисунку, так и по пропорциям.

Gill Sans хорошо воспринимается в рекламных крупных текстах и журнальной акциденции, кроме того он часто используется для разработки логотипов и фирменных знаков.

Optima

Шрифт Optima разработал дизайнер и типограф Герман Цапф. Первые эскизы были сделаны в 1952 году и работа продолжалась до 1958 года.

Шрифт Optima проектировался как текстовый шрифт. Его можно отнести к группе контрастных гротесков. Небольшое расширение окончаний вертикальных и горизонтальных элементов знаков создаёт эффект реальных засечек. В Optima произошло слияние римской и ренессансной классики с современным тонким гротеском.

Верхние выносные элементы строчных знаков значительно больше нижних выносных элементов, что придаёт шрифту стройность и лёгкость. Пропорции прописных знаков построены на классическом разноширинном римском маюскуле.

Классические гротески

История современных типографских гротесков началась в 1889 году, когда Бертгольд разработал шрифт Акцидент-гротеск. Дополнительные начертания разрабатывались до 1909 года. Шрифт Бертгольда стал основой многочисленных универсальных шрифтов.

Основные характеристики гротескных шрифтов такие:

  • шрифты без засечек
  • минимальная контрастность
  • пропорции прописных и строчных знаков приближены к пропорциям шрифтов антиквы классицизма
  • ширина внешнего овала присного знака «О» меньше его высоты и зрительно уравнена с шириной прописного знака «Н»
  • внешний и внутренний овалы на одной вертикальной оси

Franklin Gothic

Шрифт Franklin Gothic разработал Моррис Бентон в 1905 году для фирмы ATF. Разработка дополнительных начертаний продолжалась до 19013 года.

Проект Бентона внёс значительный практический вклад в проектирование гротесков. Несколько начертаний шрифта Franklin Gothic очень хорошо приспособлены к печати, также у них выразительный рисунок и удобочитаемость в небольших размерах.

Рисунок концевых элементов по характеру относится к закрытой шрифтовой форме, но имеет небольшие скосы, характерные для открытой формы знаков.

Строчные и прописные знаки шрифта Franklin Gothic имеют зауженные пропорции и по современной сетке начертаний большинство знаков можно отнести к узкому начертанию.

Univers

Шрифт Univers разработал Адриан Фрутигер в 1956 году. Шрифт разрабатывался для фотонаборных машин, которые пришли на смену металлическому набору.

Шрифт Univers вошёл в мир графического дизайна как новое направление проектирования гротесков. В то время романский стиль металлического набора был на некоторое время забыт. А в «простых» формах шрифта без засечек увидели сверхсложный и поэтому притягательный путь познания и создания совершенных шрифтовых структур.

Univers остаётся одним из лучших современных гротесков.  Univers имеет увеличенную контрастность , горизонтальные элементы знаков немного тоньше вертикальных элементов и это заметно. Шрифт имеет закрытый рисунок знаков с традиционным горизонтальным срезом концевых элементов.

По характерному рисунку знаков “G, K, Q, a” можно легко узнать Univers среди других гротесков.

Helvetica

Шрифт Helvetica был разработан в 1957 году Максом Мидингером для шрифтолитейной фирмы Haas и первоначально назывался New Haas Grotesque. Шрифт разработан в Швейцарии, там находилась влиятельная Швейцарская Школа графического дизайна (Swiss School).

Благодаря своим эстетическим и техническим характеристикам несколько начертаний Helvetica были использованы как стандартный комплект оборудования для офисных лазерных принтеров. На протяжении нескольких десятилетий Helvetica занимает лидирующее положение в мировой полиграфии и графическом дизайне, несмотря на огромное количество разработанных гротесков.

Helvetica имеет оптимальную контрастность, при которой горизонтальные и вертикальные элементы знаков воспринимаются одной толщиной. Шрифт хорошо читается в мелком кегле. Также у него закрытый рисунок знаков с горизонтальным срезом концевых элементов.

Лучшие универсальные гротески, шедевры XX века, шрифты Helvetica и Univers появились одновременно в 1957 году, но один в Швейцарии, а другой в Англии. В 1998 году фирма Linotype разработала новую версию шрифта Univers — Linotype Univers. В новой версии изменили пластику круглых знаков. В 2014 году началось обновление Helvetica. Новый шрифт получил название Helvetica Now.

Parangon

Шрифт Parangon разработал дизайнер-график Анатолий Кудрявцев. Работа над шрифтом началась в 1985 году. В самом начале работы была поставлена задача разработать начертание строчного алфавита для типографского шрифта на основе рукописного и курсивного начертаний кириллицы, так называемый прямой курсив.

Теоретические основы разработки новых строчных знаков для наборного шрифта изучались с 1972 года. Совместить поиск графем строчного алфавита и разработку нового шрифта в одном проекте практически невозможно, поэтому рисунок графем разрабатывался на основе латинского шрифта Helvetica. Работа продолжалась более трёх лет и была закончена в 1984 году. Данный шрифт демонстрировался на международных зарубежных выставках и был опубликован в профессиональных изданиях США, Южной Кореи и Чехословакии.

С 1999 года работа над шрифтом Parangon продолжалась на базе компьютерной технологии фирмы ParaType и была закончена в начале 2002 года.

Parangon относится к закрытым не контрастным гротескам.

Источники:

А. Кудрявцев «Шрифт»

С. Смирнов «Шрифт»

 

 

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *