Как потребитель воспринимает дизайн на уровне физиологии?

Я уже писала о том, что в дизайне есть сам объект, т.е. то, что разрабатывается и есть субъект, тот, для кого разрабатывается. Также я писала о важности целевой аудитории и о том, как её сегментировать. Так вот, следующим этапом я буду рассматривать то, какие у человека есть стереотипы восприятия. Они также очень важны, потому что это то, как работает наш мозг и наша физиология

Какие восприятия я буду рассматривать:

  1. Восприятие красоты
  2. Восприятие цвета
  3. Восприятие формы
  4. Восприятие пространства и движения
  5. Константы восприятия
  6. Иллюзии восприятия

У человека от природы есть органы восприятия, которые эволюционировали и развивались вместе с нами. И сформировались определенные стереотипы, которые помогают нам выживать. Благодаря им мы можем очень быстро оценивать то, что нас окружает. Человеку для выживания нужно было быстро идентифицировать объекты и звуки, чтобы выжить. Распознать в темноте хищника или заметить издалека свою добычу. Человек выработал определенные стереотипы восприятия, чтоб делать это мгновенно и распознать опасность. Все мы знаем реакцию «Бей или беги».

Восприятие красоты в дизайне

Так вот, этот же механизм работает и тогда, когда мы смотрим на что-то и оцениваем его привлекательность. То есть оценка красоты у нас физиологична. И я начну с того, как мы оцениваем красоту других людей. Да, да, я в курсе про все современные движения, тенденции, но все-таки у каждого из нас есть природная функция по считыванию и оценке красоты в природе. И эта тема очень глубокая, вызывающая сильный эмоциональный отклик. Я буду говорить лишь об объективных вещах, которые подтверждены тысячелетиями. И такой вещью является Золотое сечение, или золотая пропорция.

Существует 2 способа создать гармонический баланс в предмете или пространстве:

  1. Разделить его на равные части, создав симметрию равновесия. Пример такой симметрии — двухлучевая симметрия
  2. Разделить его согласно золотому сечению, создав идеальную форму асимметрии — идеальную потому, что отношение меньшей части к большей точно такое же, как большей части к целому. Это динамическая система

Что интересно, динамическая симметрия характерна для роста живой материи, а симметрия равновесия — для роста кристаллов.

Первый аспект восприятия красоты.

И если мы говорим о стереотипном восприятии красоты, то наш мозг выделяет следующие принципы:

  1. Пропорциональность
  2. Целостность
  3. Считывание формы и цвета

Вот они критерии красоты в дизайне. Абстрактно, правда? Чтоб научиться разбираться в этих понятиях и применять их, изучается композиция и колористика. И да, я буду писать об этом отдельные статьи. Буду рассматривать темы композиции, колористики, стилистики, типографики и различных технических моментов в работе дизайнера. В общем, всю теорию графического дизайна.

Пропорциональность — это гармоничное соотношение элементов друг к другу. И самого элемента к окружающему миру. Сюда же вписывается понятие эргономики, т.е. насколько удобно человеку пользоваться тем или иным объектом дизайна. Пропорциональность можно создать с помощью разных композиционных приёмов.

Целостность — это общее совокупное расположение элементов, гармонично сочетающихся по форме, цвету, размеру и стилю. Когда ни одни элемент не противоречит остальным. Они все едины и поэтому воспринимаются цельно.

Считывание формы и цвета — это когда человек может понять, что перед ним находится, т.е. происходит быстрая идентификация предмета. От этого процесса узнавания мы получаем положительные эмоции, и они подкрепляют положительное восприятие объекта. Нами очень часто управляет наша лимбическая система, и мы не может противостоять эмоциям, поэтому поддаемся соблазнам.

Золотая пропорция заложена в самой природе, и ещё древние греки начали её применять при строительстве своих храмов. Как работать с золотым сечением в дизайне я напишу отдельную статью, сейчас только обозначу влияние этой пропорции на нас.

Второй аспект восприятия красоты.

Восприятие красоты заложено в нас природой.

Если у человека спросить, что он считает красивым, то можно получить самые разнообразные ответы. И никто не сможет сформулировать это каким-то принципом, потому что мы его не осознаем. Он интуитивный. А всё завязано на нашем выживании. Потому что внешняя красота человека это свидетельство его здоровья. А соответственно это возможность оставить потомство. А здесь есть явные показатели — симметрия в скелете, определенный баланс в движениях, равновесие, стабильность. Также красота в тех продуктах, которые потребляют все живые существа. Хищник нападает на здоровых животных, травоядные выбирают спелые и здоровые фрукты, листья и прочее.

В своей книге «Умный ген. Какая еда нужна нашей ДНК» Кэтрин Шэнахан, врач-генетик и биохимик, затрагивает тему физической красоты.

«Наше стремление к красоте — это не просто вопрос тщеславия. Наша внешность очень многое говорит о здоровье, потому что форма подразумевает функциональность. Менее привлекательная форма лица менее функциональна. Детям с не очень хорошим развитием черепа могут понадобиться очки, брекеты или даже операция на ротовой полости, а вот детям с идеальной архитектурой черепа — нет. Все потому, что плохая архитектура мешает развитию нормальной геометрии, что приводит к неидеально сформированным чертам лица, будь то глаза, уши, нос, челюсть или глотка… Например, когда неправильно формируются дыхательные пути в глотке, ребенок может страдать от апноэ, лишающего мозг кислорода, необходимого для развития нормального интеллекта…У детей с аномалиями роста чаще всего обнаруживают генетические болезни и нарушения развития внутренних органов: у них часто наблюдаются расстройства обучения и проблемы с социализацией. Менее привлекательные люди считают себя менее популярными, менее счастливыми и менее здоровыми. Также они больше страдают от депрессии, дольше сидят в тюрьмах, а во взрослом возрасте зарабатывают меньше, чем их красивые ровесники». От себя здесь добавлю, по поводу внешнего вида и заработка. Да, проводились исследования, которые доказали эту взаимосвязь. И, все мы учились в школе и знаем, как дети любят гнобить тех, кто внешне не очень хорош. Как бы это все не было печально, но это факт и мы не должны отрицать это явление.

Аспекты восприятия красоты

Какое лицо считается красивым?

Сколько сегодня в мире проводится пластических операций и манипуляций в салонах красоты? Миллионы. И один из  хирургов задумался над тем, а что такое красивое лицо. Он занимался восстановлением лиц, после различных катастроф, аварий и несчастных случаев. Это был молодой челюстно-лицевой хирург и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по имени Стивен Марквардт. В 70-х годах ему предстояло делать операцию женщине и восстанавливать сильно поврежденную нижнюю часть лица. Его мучил вопрос: «Как я могу быть уверен, что ей понравится результат?» Как врачу понять, какой нос, или подбородок, или линия челюсти лучше всего подходит по пропорциям человеку, лежащему на операционном столе? Марквардту стало интересно, почему не существует никаких правил или стандартов, которым нужно следовать.

Иллюстрация из книги  «Умный ген. Какая еда нужна нашей ДНК» Кэтрин Шэнахан

В поисках ответов доктор Марквардт начал изучать знаменитые произведения искусства. Он хотел узнать, каким принципом руководствуются создатели великих произведений искусства. Он изучал правила красоты в архитектуре, живописи, музыке и других видах искусства. Он изучал людей, чтобы найти в них что-то общее, и этим общим стала математика. В сердце математических принципов красоты лежит набор чисел, названный именем итальянца, впервые открывшего его в XI веке — ряд Фибоначчи.

Число Фибоначчи и есть то самое Золотое сечение. Золотое сечение обозначается греческой буквой φ (фи) и равно 1,6. Египтяне и греки поклонялись числу φ как истоку вечной красоты и называли его божественной пропорцией. Философ Сократ считал геометрию, в которой число φ играет важнейшую роль во взаимоотношении разных форм, не только руководящей константой природного мира, но и потенциальным источником самой жизни.

Иллюстрация из книги  «Умный ген. Какая еда нужна нашей ДНК» Кэтрин Шэнахан

В поисках идеального лица доктор Марквардт обнаружил, что золотое сечение уникально ещё и тем, что создаёт симметрию особого типа — динамическую симметрию.

Доктор Марквардт стал тщательно искать число φ. Божественная пропорция определенно должна быть скрыта в чертах идеального человеческого лица. И он её нашел.

«Маска Марквардта» — это матрица из точек, линий и углов, составляющих геометрический каркас и границы так называемого архетипического лица. Визуальный идеал, к которому стремится наше коллективное бессознательное. Внутри матрицы скрываются 42 вторичных «золотых десятиугольных матрицы» той же самой формы, что и большая матрица, но меньше в φ или несколько раз φ. С большой матрицей они пересекаются как минимум двуми вершинами. «Маска» определяет идеальное трехмерное расположение каждой черты лица, от размера глаз и расстоянии между ними до ширины носа, полноты верхней и нижней губы и т.д. Каждая линия «маски Марквардта» проведена согласно динамической симметрии числа φ. И она отлично ложится на любое красивое лицо любой расы.

Иллюстрация из книги  «Умный ген. Какая еда нужна нашей ДНК» Кэтрин Шэнахан

Маска Марквардта

Золотое сечение формирует паттерны, которые мы считываем интуитивно

В работе Марквардта мы видим вполне конкретную лицевую геометрию, создаваемую здоровой человеческой ДНК. Она продолжает традицию многих архитекторов и математиков, обнаруживших число φ в человеческом теле: Витрувия в I в. до н.э., Леона Баттисты Альберти и Франческо ди Джоджо Мартини XV в., Луки Пачоли и Себастьяно Серлио в XVI веке, Ле Корбюзье в XX веке.

Адольф Цейзинг в 1854 году заявил, что в золотом сечении «содержится фундаментальный принцип всех форм, стремящихся к красоте и полноте в мире природы и в живописном искусстве, который с самого начала был высшим стремлением и идеалом всех фигур и отношений форм — космических и индивидуальных, органических и неорганических, акустических и оптических, — который нашел своё идеальнейшее воплощение только в человеческой фигуре».

Почему нам нравятся красивые вещи? Биоматематика, новая научная дисциплина стремится ответить на этот вопрос. Биоматематики подтверждают, что число φ и ряд Фибоначчи закодированы не только в человеческом лице, но и во всей живой материи.

Тот факт, что архитектура нашей нервной ткани настолько похожа на динамически симметричные — и, соответственно, привлекательные — предметы из внешнего мира, помогает объяснить как работает мозг. А ещё он объясняет, почему наш мозг предпочитает изображения с такой же симметрией, а не любые другие: знакомая геометрия тут же входит в резонанс с нашей собственной, красивые предметы просто легче воспринимать.

Иллюстрация из книги  «Умный ген. Какая еда нужна нашей ДНК» Кэтрин Шэнахан

Идея, что мы инстинктивно узнаём взаимоотношение формы и функции и оцениваем здоровье по присутствию или отсутствию динамической симметрии, подтверждается исследованиями, в которых людям показывали серию мужских и женских лиц с разным уровнем симметрии и просили их оценить, какое лицо принадлежит самому здоровому человеку. Результат — несомненная положительная корреляция между динамической симметрией лица и отношением к нему как к здоровому. С точки зрения мозга, динамическая симметрия и привлекательность равняются здоровью.

Исследования показывают, что в поисках идеального мужчины или женщины черты лица, даже немного отличающиеся от геометрического шаблона Марквардта, оставляют невероятно сильное впечатление — или, наоборот, не оставляют вообще никакого.

Мы предполагаем, что красивые лица в первую очередь привлекают нас сексуально, но, возможно, дело в том, что нас привлекают их паттерны. Когда учёные показывают крысам изображение шахматной доски, мозговые волны начинают совершать ритмичные скачки, которые отображают состояние «внимательности и неподвижности». При виде клетчатого изображения приток крови к центру удовольствия в мозге усиливается, что говорит о том, что крысе нравится на него смотреть. Учёные считают, что подобная мозговая активность делает возможной «оптимизацию сенсорной интеграции в корково-таламических нейронных путях», которая помогает крысе «выучить» узор.

Именно поэтому в дизайне так часто можно увидеть красивые лица, она обращают на себя внимание, буквально притягиваю и завораживают. Они продают. Также всё, что выполняется по золотой пропорции, мы считаем красивым, потому что для нас это понятно, привычно и комфортно.

Восприятие цвета в дизайне

Цвет — это ощущение, которое рождается у человека при попадании на сетчатку глаз световых волн определенной длины. Человек способен видеть только очень маленькую часть всего диапазона электромагнитных излучений. И вот цвет, как ощущение, может раздражать наш мозг больше или меньше.

Восприятие цвета мозгом

Длина волны, которая нами ощущается как оттенки красного, раздражает нас сильнее. И соответственно, на противоположной стороне длина волны, которой соответствуют синие цвета, раздражает нас меньше. Отсюда и строится наше восприятие цветов, где красный самый яркий, агрессивный и возбуждающий, а синий самый спокойный и стабильный. Дизайнер должен знать подобные вещи, изучать колористику, чтоб правильно работать с цветом и получать нужный результат.

Дальтонизм

Также к особенностям восприятия относятся различные особенности восприятия у людей. Речь о дальтонизме, когда человек по-особому воспринимает определенные цвета, или вообще все цвета. Дизайнеры это учитывают и разрабатывают с учётом подобных особенностей.

Цвет и вес

Ещё к восприятию цвета, мы относим то, что цвет имеет условный вес, и каждый из нас  примерно одинаково его воспринимает. Самым тяжелым, как правило, кажется, красный цвет, а самый легкий — белый. Поэтому конструкция с белым цветом у основания, может казаться неустойчивой. Для человека комфортно, когда низ темный, а верх светлый. Мы растём с детства в таком окружении — темная земля и деревья, а небо светлое. Это устойчиво и не предвещает ничего опасного. В дизайне тоже самое восприятие. Тяжелый низ воспринимается комфортно. А вот если надо, наоборот, сделать неожиданное восприятие, то можно сделать тяжелый верх и легкий низ.

Цвет и размер объекта

В значительной степени цвет влияет на восприятие размеров объекта. Объекты, окрашенные в «тяжелые» цвета, кажутся нам меньше. Интересный факт — синяя, белая и красная полосы французского флага имеют одинаковую ширину. Однако на кораблях их соотношение меняют на пропорции 33:30:37, чтоб на расстоянии они казались равными.

Восприятие формы в дизайне

Для того, чтобы распознать какой-то объект, мы его выделяем из окружения и пытаемся увидеть и узнать фигуру. Также мысленно мы придаем этой фигуре значимую или/и известную нам форму. Т.е. в любой мазне, в любом объекте мы пытаемся рассмотреть что-то знакомое. Кто из вас в печеньках видел рожицы? А глядя на облака так вообще целые сюжеты можно распознать. Это всё особенности восприятия нашего мозга. Как это работает? Это всё благодаря гештальту.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом». И к слову, в психологии развилось целое течение под названием гештальт-терапия. Потому что человек стремиться и жизненные ситуации завершать. И если ккая-то ситуация не завершилась, не высказались эмоции, не было необходимых действий, то наш мозг будет проигрывать эти ситуации и постоянно к ним возвращаться, пока не совершит завершение. В общем все незавершённые процессы стремятся к тому, чтобы вы их завершили.

 

Исследования показали, что человек всегда выделяет фигуру от фона и сосредотачивается на чем-то одном. Либо видит фигуру, либо фон.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Мы пытаемся «закрыть» гештальт, когда в кляксах пытаемся узнать какие-то объекты. Мы просто должны что-то увидеть. Наш мозг протестует и требует. Привет, современное искусство!

Именно отсюда и название в дизайне — гештальт-принципы.

Итак, какие гештальт-принципы выделяют в дизайне.

Гештальт-принцип фигуры и фона.

Всё, что имеет для человека смысл, воспринимается как фигура и отдельно фон. При этом фон гораздо менее структурирован, чем значимая форма. Этим и пользуются дизайнеры, когда работают над объектом и над фоном совместно. Человек всегда фокусируется на чём — то одном. И отсюда же интересные фишки с взаимодействием объекта и фона. 

В данных примерах видно как авторы интересно обыграли взаимодействие объекта и фона. Это называется игра с негативным пространством.

Гештальт-принцип целостности

Мозг человека старается свести части изображения в плотную фигуру с четкими контурами. То есть он видит детали, но мозг умеет их подсобрать вместе и выстроить узнаваемую форму. Поэтому лучше ему помочь в этом и не разбрасывать элементы хаотично.

В данных примерах мы видим и узнаём объекты, хоть они и собираются из других форм, но они соединяются и переплетаются так, что мы видим общий образ. Это и есть наше восприятие целостности.

Гештальт-принцип группировки элементов

Мозгу свойственно объединять элементы по признакам близости, сходства, непрерывности и симметрии. Поэтому в дизайне всё должно группироваться в зависимости от контекста и логики.

В данных примерах видно, как разные элементы сгруппированы отдельно друг от друга. Например, адресный блок всегда отдельно от остальной информации и там находятся все контакты. Самая важная информация тоже группируется отдельно, например, на упаковках. Наш мозг любит порядок и иерархию.

Гештальт-принцип близости

Неважно какие это объекты, схожие или нет по форме и цвету, если они рядом, то мозг объединит их в одну форму или группу. Поэтому все должно располагаться в соответствии логической мысли.

В этих примерах хорошо заметен этот принцип. Человек не должен гадать к какому из объектов относится заголовок. Он должен быть рядом.

Гештальт-принцип сходства

Все элементы, которые похожи по каким-то признакам, мы объединим в единую форму. На этом принципе строятся графические стили, а также айдентика.

В данных примерах видно какие схожие по форме, цвету, расположению, шрифтам элементы работают  вместе и усиливается эффект общности. Мы воспринимает это как общий фирменный стиль, как серийность и прочее.

Гештальт-принцип непрерывности

Если объекты расположены в каком-либо порядке или следуют в каком-то направлении, также будут восприниматься едино. Этот принцип используется в веб-дизайне, где объединяются схожие элементы, можно полистать похожие новости и прочее.

Гештальт-принцип симметрии

Всё, что симметрично, имеет одну или несколько осей, воспринимается нами как что-то правильное. И это тоже восприятие нашего мозга. Никто не говорит, что асимметрию нельзя использовать, просто симметрия воспринимается нашим мозгом как что-что правильное.

Восприятие пространства и движения

Как только мы устремляем взгляд вдаль, бинокулярные подсказки нам уже не помощники, поскольку нет необходимости в сведении глазных осей, и на расстоянии более 10 метров оба глаза видят одинаковую картинку. Поэтому мозгу требуются уже монокулярные подсказки. Эти подсказки обусловлены в основном нашим жизненным опытом.

Все эти принципы активно применяют художники.

К этим подсказкам относятся следующие:

  1. Относительный размер. Из двух объектов, кажущихся нам одинаковыми, дальше от нас находится тот, чей образ на сетчатке меньше
  2. Интерпозиция. Если один объект частично перекрывает другой, то мы воспринимаем его, как размещенный ближе
  3. Относительная четкость (воздушная перспектива). Поскольку свет от дальних объектов проходит через более толстые слои атмосферы, невыразительные объекты кажутся нам расположенными дальше, чем объекты с достаточно четким контуром
  4. Градиент текстуры. Мы воспринимаем постепенную смену выразительных текстур расплывчатыми как признак увеличения пространства
  5. Относительная высота. Объекты расположенные выше, воспринимаются как расположенные дальше, т.е. на большем расстоянии. Тем не менее этот эффект не срабатывает применительно к объектам, находящимся над линией горизонта. Птица, летящая выше другой, кажется более близкой к нам
  6. Относительное движение. Когда мы движемся, нам кажется, что окружающие нас неподвижные объекты движутся относительно нас в обратную нашему движению сторону. Этот эффект хорошо применим при создании анимации.
  7. Линейная перспектива. Мы воспринимаем видимое схождение параллельных линий как подсказку для определения расстояния. Также ещё один приём передачи движения, это видимые линии и эффект от «сотрясения» воздуха, который применяется в комиксах и мультипликации
  8. Относительная яркость. Объекты, расположенные рядом с нами, отражают для наших глаз больше света. Поэтому из двух одинаковых объектов менее яркий кажется более отдаленным

 В подобной графике видеоигр хорошо показал себя принцип относительной высоты. Чем выше объекты, тем они дальше

Константность восприятия

Итак, наш мозг воспринял некоторую форму. Следующим этапом будет идентификация этой формы с ранее увиденным образом.

Мы часто наблюдаем один и тот же объект под разными ракурсами и при различной степени освещенности. К примеру, прямоугольная столешница. Когда мы смотрим на неё с привычных ракурсов, то мы видим разные формы трапеции. Но мы ведь знаем, что предмет на самом деле прямоугольный. Так же происходит с размером и цветом объекта.

Все это возможно, благодаря константности (постоянству) нашего восприятия.

 

 

И именно на этом строятся многие оптические иллюзии.

Оптические иллюзии

 

Дизайн всегда создаётся для людей, поэтому дизайнер должен понимать как работает мозг человека, как он воспринимает объекты и цвета, чтоб использовать это в правильном русле и достигать главной цели — функциональности дизайна.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *