Символика и история зелёного цвета

Зелёный цвет имеет двойственную натуру, он может быть любимым цветом, а может раздражать. С одной стороны, зелёный символизирует рост, экологичность, природу, свежесть, надежду и саму жизнь, но с другой стороны он очень изменчивый, хаотичный и символизирующий яд и различных тварей.

Производство зелёных красителей было очень сложным мероприятием, поэтому зелёный редко применялся во многих культурах древности и средневековья. Также ткань зелёного цвета очень быстро выстирывалась. Поэтому зелёный стал ассоциироваться со всем изменчивым и долговечным, например, с детством, любовью, надеждой, удачей, случаем и деньгами.

В эпоху палеолита не обнаружено ничего зелёного цвета, также обстояло дело и в период неолита. Человек научился изготавливать и применять зелёные и синие цвета позже всех остальных. Почему так происходило ответить сложно, потому что человек возможно и не пытался воспроизвести цвет, который его и так повсеместно окружал, а возможно не получалось технически, либо по каким-то идеологическим причинам.

Возможно во время раннего развития социума, не было смысла наделять символикой именно зелёный цвет, ведь все цвета человек уже начал использовать осознанно. Во многих языках отсутствовали слова для обозначения зелёного, что в свою очередь в XIX веке породило миф о том, что древние люди не видели зелёный. Та же история с синим цветом и его названиями. Во многих античных источниках, например, Древней Греции, цвета описываются как тёмный, светлый, яркий, тусклый, блестящее, шероховатое, грязное, простое и так далее. А сами названия цветов применяются ко всем его оттенкам. Обозначение для зелёного цвета начало встречаться гораздо чаще только к эллинистическому периоду. Например, слово πράσινος (прасинос) начинает повсеместно употребляться для обозначения всех насыщенных зелёных и темно-зелёных тонов именно в период с III по II вв. до н.э.

В XIX веке, когда родились все споры о том, видели ли люди древности и античности зелёные и синие оттенки, они опирались в основном на произведения художественные, и чаще всего на Гомера, который, к слову, был слепой. Эти споры продлились до середины 20-30 гг. XX века, в это время они зашли до того, что поднимался вопрос о том, что если греки и римляне не описывали в творчестве синие и зелёные оттенки, то они стояли в своём развитии на ступень ниже германцев. Хотя их оппоненты указывали на то, что синие и зелёные цвета присутствуют в литературе технического и энциклопедического характера. Эти цвета окружали греков и римлян в быту и в архитектуре, поэтому то, что их нет в поэмах, может означать лишь отношение к этим цветам как символичным и значимым.

В латинском языке с названием зелёного дело обстояло проще, чем в греческом, там было слово обозначающее хроматическую зону зелёного — viridis. К этому слову просто добавляли префикс, чтоб сказать ярко-зелёный, тёмно-зелёный и т.д. Тем не менее, зелёный цвет очень редко встречался в быту римлян. В одежде зелёный можно было встретить только у бедных слоёв населения.

У германских и кельтских племён очень часто встречался зелёный цвет, они любили его не только в быту, но и в одежде.

Зелёный цвет в Египте

Также обстояло дело в Египте, там зелёный любили, и он считался благодетельным и часто использовался. Египетские красильщики умели изготавливать зелёные пигменты на основе медных опилок. Для египтян, как и для жителей Ближнего Востока, зелёные и синие цвета символизировали рост, воскрешение, плодородие, а зелёные вещи отпугивали силы зла.

Зелёный — цвет Осириса, бога загробного мира, а также бога земли и растительности. Осириса изображали с зелёным телом.

Зелёный цвет обозначался иероглифом в виде стебля папируса.

Зелёный цвет в Китае

Космическая система Древнего Кита выглядит так:

  1. Зелёный-синий: весна – дерево-восток-Юпитер-Дракон
  2. Красный: лето-огонь-юг-Марс-Феникс
  3. Белый: осень-металл-запад-Венера-Тигр
  4. Чёрный: зима-вода-север-Меркурий-Черепаха и Змея
  5. Жёлтый: конец лета-земля-центр-Сатурн

Синий цвет, как и зелёный, в Древнем Китае любили и применяли часто в искусстве и архитектуре.

Самый знаменитый тайный цвет династии Тан — изделия из селадона. Этот фарфор создавался для императоров и очень высоко ценился за свой природный мягкий цвет. А ещё считалось, что в селадоне сосредоточены магические силы. В Юго-Восточной Азии очень ценились китайские кувшины.

Обжиг селадоновой посуды проводился при температуре в 1150 градусов с резким понижением уровня кислорода в процессе. Многие образцы покрыты сетью трещин — их наносят специально, чтобы посуда походила на нефрит.

Впервые селадон начали производить в Китае, но похожая техника была в Кореи во времена династии Корё (918—1392гг). Селадон периода китайской династии Сун (960—1279 гг) распространялся на большие территории — от Японии до Египта. Во дворце Топкапы в Стамбуле можно увидеть целую коллекцию изделий из селадона. Они верили, что эти чаши могут действовать как противоядие. В Средней Азии считалось, что такой фарфор способен защищать семью.

Селадон в Японии и Кореи

 

Зелёный цвет в Греции

Греки считали, что основными цветами являются чёрный, белый, красный и жёлтый. Отсюда строилась определённая философия. Синий и зелёный они применяли в архитектуре и живописи, но считали второстепенными, поэтому они не наделялись космическим смыслом.

 

Зелёный цвет в Римской империи

В эпоху империи отношение к зелёному цвету начинает меняться. С I в. н.э. зелёный начинает появляться в женской одежде, хотя ранее его считали слишком эксцентричным. Красильщики достигают успеха в получении оттенков зелёного. Конечно, у этой тенденции были и противники, выступавшие за традиции, ведь зелёный и синий цвет ассоциировались с варварами. Постепенно зелёный даже обрёл статус модного цвета. Зелёная мужская тога появилась в Риме только в III-IV веках, но всё равно оставалась редкой.

Зелёный встречался в основном в женском гардеробе, а также в быту наиболее состоятельных римлян. Например, зелёный встречался в оформлении знаменитого Золотого дома Нерона и в домах Помпей. Известно о его любви к зелёному цвету, причём во многих областях жизни. Он часто появлялся в зелёной одежде, оформлял интерьер своего дворца, а также у него была большая коллекция драгоценностей и камней, где доминировали изумруды.

Золотой дом Нерона

Художники при оформлении стен изображали на них природу, цветы, где в большом изобилии встречаются зелёные оттенки. Что в Греции, что в Римской империи архитектура, скульптуры и интерьеры были полихромными, т.е. многоцветными. Хотя многие люди представляют себе их полностью белоснежными, но это не так. Больше всего полихромию, т.е. буйство красок в повседневной жизни, критиковал Плиний Старший, который с другими моралистами выступали за более сдержанные тона, которые были в период Римской республики, но стали кричащими в период империи. В этом же духе высказывались Катон, Цицерон, Сенека, Квинтиллиан и даже Витрувий. Все они критиковали новые яркие пигменты, завезенные с Востока. Сенека, например, высмеивал новое оформление терм, где «мужчины обнажены, а стены разряжены, словно павлины». В этот период впервые затрагивают и развивают тему взаимосвязи цвета и морали. После этого появятся такие эпитеты к цвету, как честные и бесчестные. Впоследствии появилась целая классификация цветов, в которой зелёный всегда занимал позицию аморального цвета, безвкусного, непостоянного и недостойного порядочного гражданина.

Зелёный цвет в домах Помпей

Зелёный цвет встречался в Римской империи очень редко, за исключением ипподрома. Всем известные Олимпийские игры, появившиеся в Древней Греции, стали устраиваться и в Римской империи. И гонки колесниц в этих соревнованиях не стали исключением. Чаще всего участвовали не по одиночке, а командой, поэтому у участников были формы, которые отличались по цвету. Также, как и сейчас, команды и страны имеют свою уникальную форму и цвета. Так вот, в Римской империи форма у участников одной команды была одного цвета, как правило, это была короткая туника. При императоре Августе в гонках участвовали 4 команды: Белые, Синие, Зелёные и Красные. Позже появились Жёлтые и Фиолетовые. Но в период поздней Империи, остались только две сильные команды: Синие и Зелёные. И эти объединения стали больше, чем просто спортивные команды и клубы болельщиков. Они превратились в настоящие политические партии, у которых есть свои сторонники, группы лоббистов. Синие, как правило, пользовались покровительством сената и патрициев, а Зелёных поддерживал народ. Многие императоры были сторонникам Синих, но со временем, чтоб добиться расположения народа, переходили на сторону Зелёных. Первыми к этой хитрости прибегли Нерон, Домициан и Коммод.

Команды Зелёных

Зелёный цвет в христианстве

В Библии очень сложно описываются цвета, потому что их не выделяют отдельно. Цвет, как правило, идёт вместе с обозначением предмета. Сами понятия цветов очень размыты и условны. В древнееврейском и древнегреческом варианте цвета почти не упоминаются, но начинают появляться в латинском варианте. В Библии больше уделяется внимания свету, веществу или качеству предмета, чем его окраске. Зелёный как цвет отсутствует в Библии, но он упоминается, когда речь заходит о растительности, но никогда не упоминается, когда речь заходит о предмете, ткани или одежде.

Упоминания зелёного произошли, когда на папский престол взошёл Иннокентий III (1198—1216). Именно он впервые рассматривал зелёный как цвет надежды, вечной жизни. Он назвал зелёный промежуточным цветом, который можно надевать в те дни, когда не нужно носить ни белый, ни красный, ни чёрный. Дело в том, что в определенные дни нужно было носить определённые цвета, например, белый в праздники, черный в дни скорби и т.д. Таким образом, в триаду важных цветов — белый, красный и чёрный, был добавлен зелёный. XIII век стал веком унификации правил богослужения, и зелёный становится богослужебным цветом в значительной части западно-христианского мира. Такому явлению, возможно, поспособствовало изучение студентами трудов Аристотеля, который также писал в своих трудах о зелёном, как о промежуточном цвете.

 

Зелёный цвет в Средневековье

Зелёный цвет начинает всё чаще появляться в быту, витражах Европы, начиная с XII-XIII вв., это период наивысшего расцвета средневековой цивилизации.

Отношение к цвету в те времена отличалось от восприятия в XXI веке. Например, в эпоху Средневековья самым резким контрастом являлось сочетание жёлтого и зелёного. А сочетания красного с желтым или красного с зелёным не воспринимались контрастными цветами. В те времена люди по-другому относились к цвету и с лёгкостью оперировали такими понятиями как тусклое, бледное, гладкое и ровное, они знали какой цвет мокрый, а какой сухой, при этом зелёный цвет считался холодным, а синий тёплым. И для них была ощутимая разница в пурпурном цвете на гербовом щите и в пурпурном цвете императорской мантии.

Зелёный цвет в одежде Средневековья 

Зелёный считался красивым цветом, потому что это цвет лугов, лесов и садов, а также он даёт отдых зрению и душе. Эти идеи встречались ещё в период Римской империи у Вергилия, Плиния Старшего и многих других авторов. В Риме даже делали бальзам для глаз из толченого изумруда. Эти идеи пронеслись через века и зелёный стал цветом фармакологии и медицины. Переписчики и миниатюристы клали рядом предметы зелёного цвета, и даже изумруды, чтобы время от времени давать отдых глазам.

Зелёный также считался веселым цветом, поэтому получил распространение в средневековых видах искусства, особенно в витражах, эмалях и миниатюре.

В эпоху Средневековья понятие природы было гораздо шире, чем у нас сегодня. Под природой они понимали совокупность всего, в том числе и животных. Это было своего рода соединение разных стихий в одно целое, а у каждой стихии был свой цвет. Воздух был белый, земля чёрная, огонь красный, а вода зелёная.

У зелёного цвета ассоциация была не только с самой зеленью, садами и лесами, но и со временем года — весной. Отсюда и ассоциативный ряд с зелёным, как цветом молодости, радости, праздника, музыки, а главное любви. Когда возвращаются ясные дни, то у человека возникает ощущение счастья, беспричинной радости, зарождается любовь.

1 мая был праздник прихода самого прекрасного месяца — мая. Люди надевали одежду зелёного цвета, а на голову венки, либо украшали шляпы цветами и зеленью. Со времён позднего Средневековья осталось много изображений, на которых запечатлены различные ритуалы в день этого праздника. Самые знаменитые изображения содержатся в «Великолепном часослове» герцога Беррийского. На миниатюре, посвященной маю, изображён государь, едущий со свитой вдоль опушки леса. Три молодые женщины одеты в наряды зелёного цвета, «веселого зеленого» о котором упоминается в описях гардеробов и в хрониках, а на 16 персонажах заметны майские символы — гирлянды из зелени, венки, листья и ветви. Подобные праздники, посвященные весне, проходили по всей Европе и праздновались ещё со времён язычества. Несмотря на борьбу церкви с ними, их так и не удалось искоренить. Разные праздники проходили 21 марта, в день равноденствия, либо в начале мая. Где-то украшали дом зеленью, цветами, где-то наряжались во всё зеленое, изображая растения, «зелёного» человека или просто дикаря. Всё это означало — зима закончилась!

Изображения из «Великолепного часослова» герцога Беррийского

Весна — время, когда рождается любовь и новые чувства. Поэтому зелёный не только цвет весны, но и любви, зарождающейся любви. «Зеленой» любви противопоставляется «синяя» любовь, законная, верная. «Серая» любовь несчастная. Зелёный цвет изменчивый, непостоянный и легкомысленный, как сама юность. Юность ассоциируется с зелёным не только в плане любви. Жизнь человека сравнивали с жизненным циклом растения.

В эпоху позднего Средневековья зелёный цвет становится цветом беременных. На миниатюрах и фресках, где изображена святая Елизавета, беременная Иоанном Крестителем, её иногда изображали в зелёном платье. На картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (ок. 1434—1435), изображена беременная женщина в зелёном платье. При этом эта идея не была новой, ещё в период Римской империи новорожденных заворачивали в зелёное, и на протяжении эпохи Средних веков беременные надевали зелёное.  На самой картине изображена очень богатая чета, потому что платье такого цвета получить — это невиданная роскошь. При этом у платья длинные и широкие рукава, просто до неприличия роскошные по тем временам. Получить такой оттенок зелёного было очень сложной задачей, окрашивание проводилось дважды, что было незаконно из-за средневекового запрета на смешивание цветов. В 1386 году красильщик в третьем поколении Ханс Толльнер был изгнан из профессии именно за нарушение этого запрета, при этом его ещё оштрафовали.

Изображение беременных в зелёном (рис.1). Святая Елизавета (рис.2)

Изображение беременных и родов сопровождалось зелёным цветом (рис.1). Картина Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (рис.2)

Рыцарский цвет

Рыцари, выступающие на турнирах, часто носили зелёный цвет в виде флажка на копье, на чепраке лошади, на накидке, надеваемой поверх лат, на шлеме или на какой-нибудь части вооружения. Рыцарь мог надеть съемный рукав или пояс зелёного платья дамы, которую любит.

Со второй половины XII века в литературных произведениях встречаются Зелёные рыцари. Часто это совсем молодые рыцари, полные безрассудной отваги, которые устраивают смуты.

Зелёные рыцари

Но кроме романов, Зелёные рыцари встречались и в реальной жизни. Самый знаменитый Амадей VI, граф Савойский (1334—1383). Ещё при жизни он получил прозвище «Зелёный граф», под которым вошёл в историю. На поединках и на турнирах граф всегда появлялся в зелёной одежде. Легенда гласит, что впервые в зелёном он был на турнире в Шамбери, состоявшимся весной 1353 года, а до этого он надевал на шлем съемный рукав от зелёного платья своей возлюбленной.

Амадей VI Зелёный

В Цюрихе в 1300—1310-х годах был создан иллюстрированный манускрипт «Манесский кодекс», который содержит произведения 140 немецких куртуазных поэтов XII—XIII веков и 137 миниатюр. Каждая миниатюра занимает отдельную страницу, на которых изображены либо портреты авторов, либо сцены из их стихотворений. Главная тема большинства миниатюр — любовь, и на них везде присутствует зелёный цвет.

Страницы из «Манесского кодекса»

Но зелёный, несмотря на некоторую популярность, почти полностью отсутствовал в геральдике. Зелёный цвет применялся у 5% всех гербов.

Знаменитый герой в зелёном — Тристан

Знаменитым литературным персонажем является Тристан, который пережил несчастную и трагическую любовь. Первые записи о нём появились во второй половине XII века, по легенде, уходящей в далёкое прошлое. Долгое время эта легенда существовала только в устной форме, её передавали барды на Севере и Западе Франции. В записях она разошлась по Германии, Италии, Скандинавии и ещё дальше.

Тристан был племянником Марка, короля Корнуолла. Во время возвращения из Ирландии, он сопровождал дочь короля, Изольду. Они по ошибке выпили любовный напиток, который привёл их к трагической страсти и в дальнейшем к смерти. Зелёный цвет сопровождал Тристана всё время.

Цвет дьявола

С XII века на изображениях начали изображать дьявола зелёного цвета, вместе со своей свитой. До этого цвета всегда выбирались чёрные и красный (цвет ада, огня и пекла). Почему такое произошло, вопрос трудный. Но в этот период зелёный становится нелюбимым цветом. Но зелёный цвет был не ярким и сочным, а тусклым, блёклым, напоминающим слизь или цвета разных существ — змей, лягушек, крокодилов. Для отображения всего дьявольского применялся зелёный цвет, который мы встречаем у плесени, гниения и разлагающейся плоти. Блекло-зелёным изображали приведений, по ассоциации с трупами.

Изображения дьявола и всякой нечисти зелёного цвета

Зелёные глаза в эпоху Средневековья

Зелёные глаза приобрели дурную славу ещё в период Римской империи и считалось, что обладатели таких глаз склонны к распутству. Это был признак злого нрава, хитрого и лживого ума. Зелёные глаза были у предателей, вероломны рыцарей, у продажных женщин, у женщин, которые наводят порчу, особенно если глаза были маленькие и глубоко сидящие. Зелёные глаза были у василиска, который убивал своим взглядом. Самого Дьявола иногда изображали с зелёными глазами. Эти стереотипы существовали и в период Средневековья, тогда даже говорили, что сероглазых — в Рай, черноглазых — в Чистилище, зеленоглазых — в Ад.

Бестиарии учили, что зелёные глаза не только у василисков, но и у змей и некоторых драконов. Глаза у колдунов и колдуний бледно-зелёные, такого же цвета, как и зелья и яды, которые они готовят. Хотя стоит отметить, что яды редко связывали с зелёным цветом вплоть до позднего Средневековья.

Почему зелёный стали не любить

Это объясняют тем, что появилось очень много регламентов и правил для красильщиков ткани, и это привело к тому, что прежними способами красить было нельзя. Окрашивание ткани с помощь растений давало бледный зелёный, при том очень недолговечный. Второй способ, при котором ткань окрашивали сначала в синий, а потом в жёлтый оказался под запретом. Потому что в мастерской где была синяя краска, запрещено было использовать жёлтую. Но, к примеру, красильщики в Германии, применяли этот способ.  Поэтому изготовить зелёную краску в целом в Европе стало очень сложно, чтоб при этом ещё получить стойкий и насыщенный цвет. Это, конечно же, и объясняет тот факт, что одежду зелёных оттенков носили простые люди, либо это была просто обычная повседневная одежда. Для получения яркого и насыщенного цвета необходимо было окрашивать минеральными пигментами на медной основе. Тогда получалась ткань яркого цвета, но подобное окрашивание было ограничено из-за токсичности. Именно поэтому зелёная одежда так редко встречалась у высшего сословия.

Даже у тех мастеров, которые красили ткань в два подхода, сначала в синий цвет, затем в жёлтый, оставалась нерешённой проблема стойкости цвета. Через некоторое время даже яркий зелёный превращался в тусклый зелёный. Отсюда пошла и дурная репутация у цвета, его называли ненадёжным, переменчивым, обманчивым, одновременно соблазнительным и разочаровывающим. К зелёному не было доверия.

На изображениях позднего Средневековья многие отрицательные персонажи представлены в зелёной одежде. Все они связаны с непостоянством, двуличием и предательством. Самая символически значимая фигура среди всех предателей — Иуда. На фресках и миниатюрах он изображается в жёлтой или зелёной одежде, либо с каким-то желтым и зелёным элементом.

Иуда и зелёный цвет

Зелёную одежду также носили распутные женщины, причём эта традиция одевать их в зелёное продержится у художников вплоть до XX века. Например, у таких художников как Тулуз-Лотрек, Шиле, Матисс, Бекман, «зелёные чулки» станут атрибутом женщин лёгкого поведения.

Изображение проституток в зелёном у художников

Зелёный цвет также присутствует, когда дело касается изображения семи смертных грехов. Гнев — чёрный, леность — синяя или белая, зависть и ревность — жёлтые, а скупость — зелёная. Иногда зависть и ревность могут быть также зелёными.

На неисправимых должников, а также на купцов или банкиров, которых уличили в злостном банкротстве, надевали «зелёный колпак». Позже эта традиция ушла в прошлое, но в языках осталось выражение «надеть зелёный колпак», «угодить под зелёный колпак». Самая логичная версия возникновения зелёного с подобными ассоциациями, это то, что зелёный изменчивый, как и сама Фортуна. И постепенно зелёный стал цветом денег, долгов, цветом азартных игр. С XVI века в Венеции и других городах игровые столы стали покрывать зелёным сукном.

Со времён Средневековья появилось выражение «зелёный», которое означает неопытного человека.

Зелёный цвет изгнан Реформацией

В период позднего Средневековья, когда началась Реформация, возникло движение против роскоши. Цвета были объявлены вне закона. Под запрет попали все, кроме чёрного, белого и серого. Было объявлено о том, что нужно изгнать цвета из церкви. Главной мишень стал красный цвет. Но также нужно было избавится от нелюбимых цветов — жёлтого и зелёного. Начинается преобразование церковных интерьеров, стены должны были стать монохромными. Росписи забеливали известью, либо окрашивали однотонной краской, черной или серой.

«Лучшее украшение храма — это слово Божие.» Кальвин

Из протестантского гардероба выгнали все цвета, оставили только темные. Белый рекомендовали носить детям, иногда женщинам. Синий допускался только темный. Особую неприязнь вызывал зелёный, это был цвет шутов, фигляров.

Зелёный цвет в Исламе

В Коране, также, как и в Библии, почти не упоминаются цвета. Но немного информации есть, и касательно зелёного цвета, всегда положительная. Зелёный ассоциируется с растительностью, с весной, с небом и раем. Впоследствии, зелёный стал главным цветом ислама, это произошло около XII века. Есть легенда, согласно которой, Мухаммед в течении периода своей жизни отдавал предпочтение зелёному цвету. Он часто носил зелёный тюрбан, но остальная одежда была белой. В битвах его знамя было то зелёным, то чёрным. В X веке, Фатимиды, называвшие себя потомками Фатимы, дочери Пророка, разрывают отношения с Багдадом, освобождаются из-под власти Аббасидов, перебираются в Египет, основывают Каир и выбирают зелёный своим династическим цветом. С XII века ситуация меняется и зелёный приобретает религиозное измерение, а после падения династии Фатимидов он уже не столько политический цвет, принадлежащий определённой династии, сколько цвет религии. Возможно, этому поспособствовали Крестовые походы, и из всех цветов остался зелёный, как противопоставление цветам христианства. Как бы то ни было, с XII века зелёный окончательно становится религиозным цветом ислама. Символика зелёного перекликается с символикой рая, счастья, богатства, воды, неба и надежды.

Очень много экземпляров Корана в зелёном переплёте или в зелёной обложке. Очень многие высокопоставленные духовные лица носят одежды этого цвета. Но его полностью убрали из ковров, потому что нельзя наступать ногами на такой почитаемый цвет. Зелёный цвет также присутствует на флагах современных стран исламского мира.

У арабов, которые захватили Испанию, цвета по важности располагались в таком порядке: красный, золото (жёлтый), зелёный, синий (голубой), фиолетовый, белый. Чаще всего в литературе упоминаются зелёный и белый, потом фиолетовый.

Зелёный в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи составил новую схему цветов, в которой указал основными цветами красный, жёлтый, зелёный, синий, белый и чёрный. Это были цвета, которые составляли полную палитру живописца.

 

Получение зелёного цвета в живописи

Нидерландец Самюэл ван Хогстратен писал в 1670 году: «Жаль, что у нас нет зелёных красок таких же хороших, как красные и жёлтые. ˝Зелёная земля˝— слишком слабая, ˝Испанская зелень˝ — слишком грубая, а выгарь — недостаточно стойкая».

Художники Возрождения не всегда смешивали синий с жёлтым, чтоб получить зелёный. Об этом говорят экспертизы. Например, Леонардо, Рафаэль, Тициан, Ван Эйк, Пизанелло, Мантенья, Боттичелли никогда не смешивали синий с жёлтым, чтоб получить зелёный. Исключение составляют Джованни Беллини, Джорджоне, чьи зелёные тона считаются едва ли не лучшими во всей истории живописи.

Зелёный цвет у Джованни Беллини

По-другому обстояло дело у художников-миниатюристов, которые нередко смешивали синий с жёлтым. В одной из книг рецептов для живописцев 1431 года описывалось смешивание синего и жёлтого для получения зелёного.

Художники мучились с получением зелёного даже в XIX веке.

Ярь-медянка

Ярь-медянка — карбонат естественного происхождения, который формируется на поверхности меди и её сплава бронзы при воздействии на них кислорода, воды, углекислого газа или серы.

Ярь-медянка формирует патину на старых медных крышах и трубах. Именно благодаря ей статуя Свободы имеет сине-зелёный цвет. После постройки Эйфелевой башни, в течении 30 лет, медно-розовый превратился в зелёный.

Художники, конечно же, не могли ждать столько времени, им хотелось заполучить подобный пигмент.

Учёный XVI века Григорий Агрикола писал, что пигмент привозят из Испании. Затем листы меди помещали в сосуд с раствором едкой щелочи и уксуса или кислым вином. Сосуд закупоривали и оставляли на две недели, после чего листы высушивали, соскребали с них патину, перемалывали и формировали из полученного порошка брикеты с помощью того же кислого вина. Эти брикеты шли на продажу. Но он очень капризный, обесцвечивается и вступает в реакцию с другими красителями.  Поэтому на работах от Рафаэля до Тинторетто, трава «пожухла» до коричневых оттенков.

Ярь-Медянка 

Запрет зелёного в театре Франции

Очень долгое время зелёный цвет был запрещён в театре. Это относилось не только к костюмам актёров, но и к мебели, аксессуарам и всему остальному. Есть несколько версий объяснения такого явления. Первая причина, возможно, уходит корнями в Средневековье, когда в зелёном на сцене были комичные, либо негативные персонажи, поэтому актёры не хотели ходить в костюме шута. Вторая причина может быть в стереотипах и страхах. К 1600 году сформировалось убеждение, что зелёный на сцене приносит несчастье. Существовала легенда, согласно которой, несколько актёров умерли один за другим после того, как исполнили роль Иуды, который традиционно на сцене был в зелёном, либо жёлтом костюме.

Зелёный цвет — амбивалентный

В Германии и Австрии существовал обычай, по которому дверь хлева окрашивали в зелёный цвет. Считалось, что это защищает скот от молний, ведьм и злых духов. В Баварии, Португалии, Дании и Шотландии зажигали зелёные свечи, чтоб отгонять нечистую силу. Но также были мнения, что зелёный наоборот притягивает весь негатив. Поэтому в различных верованиях зелёный имеет двоякое значение.

Такое же двойственное значение зелёный имеет в сказках. Зелёный — это цвет фей, в Европе до сих пор можно встретить выражение «зелёная дама». Феи в Северной Европе всегда изображались в зелёной одежде. Характеры у фей бывают очень разные, добрые или злые, но однозначно капризные.

Цвет фей — зелёный

Зелёный цвет применяют для изображения не только фей, но и эльфов, лесных духов

Также в культуре Востока существовал мифологический персонаж Аль Хидр, который носил зелёное, по характеру был добрым, охранял моряков и путешественников, тушил пожары и отгонял демонов. О его деяниях рассказывается во многих легендах и сказках.

Аль-Хидр всегда в зелёном

Зелёный в XVIII веке

В 1760-е годы поэты и художники стали уделять зелёному много внимания. Чувствительные души любили наблюдать за природой, а зелёный цвет в первую очередь — это цвет растительности. Зелёный был для них умиротворяющим цветом, целебным, который сам по себе уже был убежищем, источником вдохновения. Таким его изображает Жан-Жак Руссо в своем романе «Юлия, или Новая Элоиза» и в «Прогулках одинокого мечтателя». Эти идеи подхватывали подражатели. Но потом зелёный цвет уступил место синему, а потом чёрному.

Постепенно зелёный цвет начал превращаться в антагониста красному. Красный с давних пор ассоциировался с запретом, и зелёный, как противоположный ему, стал символом разрешения. Первый принцип использования красного/зелёного был применен в море, когда в 1760—1780 годах в портах Северного и Балтийского морей. Зелёный бакен означал, что корабли могут заходить в порт, а красный, что заход запрещается. В XIX веке такие сигналы станут общепринятыми не только в море, но и на суше. Самый ранний двухцветный светофор был установлен в 1868 году в Лондоне.

Зелёный, который убивал. Зелень Шееле

В 1770-х годах Карл Вильгельм Шееле, химик, работавший в Швеции, создал новую зелёную краску, проводя эксперименты с мышьяком. Цвет получился очень хорошим и вскоре краску стали производить. В 1777 году он написал письмо другу, в котором выразил своё беспокойство по поводу того, что природа краски ядовитая. Но краску уже начали использовать для обоев и в течение многих лет люди оклеивали ими свои комнаты. Считается, что к 1858 году около 100 кв. миль обоев, окрашенных новой зелёной краской, украшали стены не только британских домов, но и отелей, больниц, залов ожидания вокзалов. Ежегодно производили от 500 до 700 тонн зелени Шееле.

Появились первые настораживающие слухи, а потом и цепочка странных смертей. 19-летняя Матильда Шёрер проработала 18 месяцев на производстве искусственных цветов и её здоровье начало ухудшаться. Она страдала от головокружений, тошноты, диареи, высыпаний на коже и апатии — и скончалась в ноябре 1861 года. В другом случае маленькая девочка умерла, проглотив зелёный порошок, которым была обсыпана искусственная виноградная гроздь.

Понадобилось очень много времени, чтобы начать реагировать на случаи отравления. Умирали, либо получали серьезные проблемы со здоровьем в основном женщины и дети, потому что больше всего времени проводили в помещении. Мышьяк содержался не только в зелёной краске, но и в образцах синей, жёлтой и пурпурной. Затем мышьяк был обнаружен в коврах и тканях для одежды и даже в новой оберточной бумаге, в которую заворачивали хлеб. Все они были того самого зелёного цвета.

Итого «зелень Шееле», а также его ближайший родственник, носивший такие имена как «зелень Веронезе», изумрудно-зелёный, швейнфуртская зелень или брауншвейгская зелень унесли ни одну жизнь.

В 1871 году была опубликована статья, в которой говорилось о том, что зелёные обои есть в домах любого уровня — «от дворцов до хижин». В образце такой бумаги площадью около 40 кв. см содержится такое количество мышьяка, которого достаточно для того, чтобы отравить двоих взрослых. Джордж Оуэн Риис, врач в лондонской больнице имени Гая, подозревал, что его пациент отравился через балдахин над кроватью. Углубившись в исследоваания, в 1877 году он, к своему ужасу, обнаружил, что некоторые муслиновые ткани прекрасного светло-зелёного тона, которые использовались для пошива женских платьев, содержали более 60 гран (гран равен 0,0648 грамм) различных соединение мышьяка на каждый квадратный ярд.

Владелец фабрики Zuber & Cie в Мулхаус писал одному профессору в 1870 году, что этот прекрасный пигмент теперь поставляется в слишком маленьком количестве. Он жаловался, что стремление запретить мышьяк в бумаге заходит слишком далеко и наносит бизнесу несправедливый и напрасный урон. Общественность с этим согласилась и никаких законов, запрещающих Шееле, не было принято.

Зелёный цвет в XIXXX веках

С развитием промышленности и городов, начиная с XIX века, люди начинают тянутся к зелёному. Им хочется отдыха, покоя и умиротворенности. От городского серо-коричневого однообразия европейцы стремятся на природу, на свежий воздух. Начинают появляться зелёные уголки, зелёные классы в школах. Постепенно люди начинают вспоминать, что зелёный связан с гигиеной и медициной. И зелёный цвет начинает ассоциироваться не только с природой, надеждой, но и со здоровьем.

А следом зелёный приобретает функцию социальной ответственности и становится символом движения, которое ставит себе цель — защиту окружающей среды. Зелёный и экология стали практически синонимами.

В этот период изготовители красок также делали успехи, им удалось расширить гамму зелёных оттенков. Но здесь надо сделать оговорку, что в XIX веке эти новые оттенки, применяемые в быту, были токсичны, что привело к негативным последствиям.

В живописи в XIX дела обстояли тоже не важно. Новые пигменты не были токсичны, но выцветали со временем. Многие художники столкнулись с такой проблемой. На картинах всё, что было зелёным, на свету выцвело и стало жёлтым.

Если говорить о дизайне, то зелёный не является основным цветом, он вторичный и дополняющий. Поэтому его не особо любят и живёт мнение, что художественные и дизайнерские работы должны выполнятся на контрастных цветах. И действительно, в XX век зелёного у художников очень мало. Абстракционисты почти отказываются от него. В школе дизайна Баухауз только Кандинский хорошо отзывается о зелёном цвете, в то время как Иоханнес Иттен его не слишком жалует.

Зелёного цвета в дизайне на самом деле было мало, он начал проникать в промышленный только благодаря движению в защиту окружающей среды. В дизайне рекламы зелёного также практически не было.

Зелёный сегодня не является серьезным цветом, солидным или высокоморальным. Он по-прежнему легкомысленный. Такое наследие получил зелёный цвет от эпохи Реформации. Его не стали применять в промышленном дизайне, потому что он слишком живой, не серьезный, а даже веселый. Если продукция используется в широкой массе, то зелёного стараются избегать даже сегодня.

До 1950-х годов зелёный цвет практически не встречался в интерьере. Только в помещениях, предназначенных для отдыха, и это будут очень светлый тона, либо серовато-зелёные. Тёмно-зелёные цвета в интерьере применяли в богатых домах XIX века на обоях и драпировок.

Зелёный можно часто встретить в игрушках для детей, оформлении книг и комиксов. во Франции в 1931 году появился персонаж Бабар, симпатичный слоник. Он толстый, добродушный, малоразговорчивый и одет в зелёный костюм с белой рубашкой.

С развитием пигментов появились новые оттенки, приглушенные, с коричневым подтоном, горчичным. Самым популярным из них стал цвет хаки. Он сливался с окружающей средой, был не очень марким. Цвет хаки начали применять в военной форме. Армии разных стран, одна за другой, переходили к этому цвету в военном деле. Это позволяло растворятся в окружающей среде и стать незаметными.

В 1970-е годы стилисты и кутюрье ввели в моду коричневато-зелёные тона, которые люди, буквально два столетия назад, никогда бы не надели. Но эта мода не продержалась очень долго.

Ирландский зелёный

Ирландский зелёный — это цвет молодой весенней травы, который применяют на праздник святого Патрика, появился в начале XX века.

Святой Патрик в V веке написал автобиографию «Исповедь» и это один из самых древних ирландских текстов, сохранившихся до наших дней. Он проповедовал христианство и крестил местных жителей, хотя его знакомство с этой страной нельзя назвать хорошим. Он прославился тем, что использовал трилистник клевера для того, чтобы объединить идею Троицы. Святой Патрик умер в V веке, а канонизировали его в VII веке. И цвет, который ассоциировался с Патриком до XVIII века, был синий. Поменялся он в силу исторических событий, во время которых ирландцы-католики захотели обрести свой цвет-символ. Клевер-трилистник уже занимал центральное место, а вот зелёный в то время был в центре революции Франции, как цвет надежды, но на короткое время. Его почти сразу заменил красный. У ирландцев были стычки с англичанами, поэтому они придумали для своего флага трехцветную символику. Зелёный — для католиков-националистов, оранжевый — для протестантов, а белый — ради мира, которого они надеются достичь между собой.

Тренд на озеленение

Начиная с 1860-х годов начали применять меры по озеленению городов. В Англии в период викторианской эпохи взяли под защиту несколько парков и рощ, также начали разбивку новых садов и парков. Парки и скверы всегда были частью королевских владений, а не городских окраин. Садоводство становится видом досуга. Этот тренд распространился по всей Европе.

Следом начинается реставрация исторических садов, создание «зелёных поясов», в жилые кварталы внедряют сады и парки. Врачи постоянно говорили о том, как озеленение важно для человека и его здоровья.

Деревья вокруг хорошо влияют на состояние людей, расслабляют и снижают давление. Сегодня для современных городов это остается очень важной задачей, озеленять окружающее пространство.

Зелёный цвет сегодня является символом медицины и здоровья. Аптеки практически всегда используют зелёный в своих вывесках. Медицинский персонал предпочитает оттенки зелёного, стены красят в холодные светлые тона.

Зелёный часто можно встретить в спортивных залах, продуктовых магазинах. Во многих городах зелёными стали мусорные баки, трубы и разные очистные устройства. Это цвет чистоты и санитарии.

В спорте и азарте часто можно встретить зелёный цвет, как символ переменчивости, судьбы и фортуны. Спортсмены в разных видах спорта носят зелёную форму.

Различные движения, которые ведут борьбу за экологию, защиту природы и животных, отказ от невозобновляемых энергоресурсов, охрану здоровья выбирают себе зелёный цвет.

 

Зелёный цвет сегодня — здоровье, свобода, надежда.

У зелёного есть ассоциация с завистью, но в целом он спокойный и умиротворяющий. Изумрудный был «цветом года» 2013, объявленного Pantone.

Зелёный находится посередине спектра цветов, и он самый нейтральный, его нельзя назвать очень холодным или очень тёплым. Зелёный спокойный и умиротворяющий. Зелёный — сама жизнь. Наверно поэтому за образом инопланетян закрепилось «зелёные человечки».

 

Источники:

Мишель Пастуро. «Зелёный. История цвета»

Виктория Финли «Цвет. Захватывающее путешествие по оттенкам палитры»

Л.Н. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Кассия Сен Клер «Тайная жизнь цвета»

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *