Символика и история красного цвета

Человек научился добывать цвета очень рано и с тех пор осмысливал их, смешивал, получал оттенки, снова осмысливал, классифицировал и придавал цветам огромное значение. Так в разных регионах начала возникать символика. Но цвета уже были знакомы человеку по окружающему миру, поэтому символика часто происходила оттуда. Но не всегда. И таким образом, цвета в разных культурах носили иногда один и тот же, или схожий, смысл, но могли носить и совершенно противоположный.

Сформировалась культура цвета. Это объединение всех знаний и представлений о цвете. Человек собрал информацию относительно смысловой нагрузки цвета, эстетического восприятия цвета и эмоциональную реакцию на него.

Цвет всегда был не только материальной составляющей, но и духовной.

Символическое значение цвета всегда изучается в разрезе истории и культуры отдельной страны или региона. И только в определённый промежуток времени, потому что со сменой эпох, менялось и отношение к цвету, люди получали другие оттенки, менялась мода и происходили прочие изменения. Но можно выявить некоторые закономерности. Я собрала информацию из разных источников и получилась внушительных размеров статья.

В цикл статей о колористике я включила символику, но пройдусь только по основным цветам, в которых буду упоминать и об оттенках. В данной статье о красном цвете упоминаются темные оттенки, немного оранжевые, розовые, пурпурные и фуксия.

Так как это первая статья с символикой, то начну немного издалека.

Язык цвета

Итак, язык цвета может иметь несколько значений.

Первое значение — это коммуникация. Цвет может создавать связь между определёнными предметами, явлениями и событиями.

Второе значение — это символика. Цвет может указывать на явление, предмет или их сущность.

Третье значение — выразительность. Цвет может указывать и передавать определённое чувство, а также способен вызывать эмоции.

Часто все три значения воспринимаются человеком одновременно.

Изучая символику цвета, нужно обязательно учитывать историю, географию, религию, фольклор и многие другие науки и сферы деятельности. Отношение человека к цвету всегда определялось эпохой и её духовным мировоззрением в этот период.

Некоторые цветовые символы возникли в очень древние времена и держатся до сих пор. При этом одни и те же цветовые символы характерны для разных цивилизаций. Например, много общего у китайской, древнегреческой, древнеегипетской и европейской символик. Зелёный и синий означали дерево, небо и мудрость. Красный означал огонь, солнце и добродетель. Белый был символом зимы, холода, Луны и чистоты. А чёрный символом серьёзности и греха. И у европейцев, и у китайцев боги были белыми, демоны — красными, а черти — чёрными.

Сегодня цветовая символика во многом утрачена из-за развития индустриального общества. Она сохранилась в искусстве, архитектуре, дизайне и литературе. Также символика цвета по-прежнему используется в межличностном общении, геральдике, национальных флагах и одежде. А ещё сегодня существуют цветовые метафоры, например, «синий чулок», «розовые очки» и т.д.

Художники в изобразительном искусстве используют символико-выразительные значения цвета, чтобы создать цветовую гармонию и яркий художественный образ. Коммуникативное значение цвета применяют для решения таких задач, как выделение, различение и объединение объектов. В дизайне и архитектуре при помощи цвета, как правило, одновременно решаются и художественные, и утилитарные задачи. Архитектура использует в основном цветовые знаки-символы.

Красный цвет — первый добытый человеком

Красный цвет является самым первым, который человек научился добывать и применять. В древности люди использовали три цвета — черный, белый и красный. И это были первые цвета, которые символизировали наиболее важные явления. Белый и чёрный отождествлялись со светом и тьмой, и они ахроматические. А вот красный стал первым хроматическим цветом. Эта триада использовалась во всех культурах. И во многих языках красный обозначал также такие явления как красивый или само слово цвет. Также от этого слова такие глаголы как красить, раскрасить и слово красивый. В исландском, германском и французском эпосах основными цветами являются красный, черный и белый.

Красный стал отправной точкой в применении цвета. Люди добывали разные оттенки красного и экспериментировали. Красный стал главным цветом.

В период палеолита люди покрывали им участки своего тела. В некоторых захоронениях была найдена красная охра, которой посыпали могилы. Художники древности применяли красный цвет в наскальной живописи.

Когда человек во времена палеолита открыл для себя красный цвет и научился его добывать, тогда зародилось искусство.

Ко времени Древнего Египта техника и производство красителей значительно усложнились. Там в ход пустили и сульфид ртути и сернистый мышьяк. Египтяне изготавливали красный цвет для быта, для косметики, для окрашивания воды, для стекла, мыла и для продажи.

Формирование стереотипов цветовых сочетаний

Психологическое воздействие красных оттенков на человека обосновано физиологией восприятия. Они нас стимулируют и раздражают. Например, красный — это волевой и жизнеутверждающий цвет. Кармин — повелевающий и требующий. Киноварь — подавляющий цвет. А охра смягчает раздражение.

С древних времен у разных народов возникли определенные стереотипы цветовых сочетаний. На это повлияла географическая и природно-климатическая среда.

Народы могли копировать цвета той природы, которая их окружает, либо «достраивать» недостающие цвета с помощью архитектуры и искусства. Например, в искусстве южных народов отражены привычные краски тропиков и субтропиков. А в искусстве северных народов преобладают чистые и яркие краски, которые отражают стремление к цветам, которых им не хватает. Любимыми цветами могут стать холодные или теплые оттенки, которые противопоставлялись холодному или теплому климату.

В архитектуре Средней Азии, где преобладают цвета степи, использовали бирюзовый цвет для облицовки дворцов и куполов мечетей. В России любимым цветом стал красный, как дополнение к лесам и окружающей зелени. Также на формирование этнических цветовых предпочтений влияли традиции, связанные с духовной и материальной культурой народа.

Цветовые предпочтения менялись в разные исторические периоды. Поэтому их изменения напоминают приливы и отливы.

В древности люди применяли естественные и ненасыщенные цвета, но позже стали добавлять яркие краски. Например, архитектура Египта, Месопотамии и Греции полихромная и яркая. Но к периоду Римской империи цвета снова становятся менее яркими. В период Средневековья можно выделить яркие мозаики Византии и яркие витражи Готических соборов. Но во времена Ренессанса краски вновь приглушаются. В период барокко в моде насыщенные глубокие цвета, которые светлеют и переходят к пастельным в период Классицизма. Затем цвета становятся блеклыми, в период модерна «ломаными», а затем снова идёт возврат к полихромии. Такие приливы и отливы прослеживаются и у других народов и регионов. Цвета характеризуют взаимодействия и изменения в обществе. Именно потому цвет — это не только индикатор эпохи и архитектурного стиля, но и характер всей духовной и материальной культуры какого-то конкретного региона или народа в определенную эпоху.

В период Античности у жителей Греции, Рима и Египта не было понятия цвета как абстрактного явления, они всегда употребляли цвета с указанием предмета.

Эволюция понятий цветов происходила очень медленно и сложилась в период Средневековья. Именно в этот период человек мог сказать, что ему нравится синий цвет и не нравится красный. А до этого люди говорили, что им нравится конкретный синий предмет и не нравится конкретный красный предмет. И уже к XII веку люди могли оперировать понятиями красный, зеленый, синий, желтый без привязки к материальному носителю цвета или красителю.

 

Символика красного цвета в древности

Красный цвет — это цвет жизни. Наша кровь красного цвета, плоды многих цветов и растений также красного цвета. Различные настои трав, ягод и веток также получаются в итоге красного цвета. Листья на деревьях к осени становятся желтыми, оранжевыми и красными. Закат нередко сопровождается оттенками красного. Красный – это жизнь и смерть.

Красный цвет, как первоисточник жизни, фигурирует во многих мифах и сказаниях разных народов. Например, есть миф о сотворении людей из красной глины. В мифах Древнего Вавилона говорится, что бог Бел отрезал собственную голову, а другие боги собрали эту кровь, смешали её с землею и из этого кровавого теста вылепили людей. Божество инков Мама Хуако появилась из Пещеры Рождения в красных одеждах.

У австралийских аборигенов красный — это цвет силы, энергии, как видимой сущности, и цвет духовный, как невидимой сущности.

Древние люди верили, что если опрыскать кровью, или хотя бы окрасить что-то в красное, то это способно вдохнуть жизнь и укрепить любое живое существо. И они использовали красный как магический и ритуальный цвет для обрядов в сельском хозяйстве. Например, при посадке риса племена острова Калимантан пробуждали его «душу», опрыскивая кровью жертвенного петуха или свиньи.

Во многих древних культурах, таких как, Греция, Рим, Ближний Восток, племена Британии и Германии, использовали красный цвет в погребальных ритуалах и захоронениях. Археологи находят гробницы, начиная со времен палеолита, в которых применяли красный цвет. Например, покойник мог лежать на ложе цвета красной охры или предметы в гробнице были красного цвета. Красный цвет помогал получить вновь часть жизненных сил в потустороннем мире. В древнейших захоронениях Анатолии и Месопотамии находят захоронения, в которых люди посыпаны охрой. Это была замена крови, чтоб умерший возродился в загробном мире. А некоторые племена даже опрыскивали умершего кровью его родственников. Те, сами себе наносили раны для этого ритуала. Они верили, что благодаря этому покойный получит запас энергии. В Ветхом завете даже есть запрет этого обряда. Но красный цвет и сегодня применяют в погребальных ритуалах, разумеется, не в таком варианте как это делали раньше. Наверно.

Самые древние фрагменты ткани, дошедшие до нас, датируются началом 3 тысячелетия до нашей эры, и они окрашены в красный цвет. Хотя в рисунках различных племен изображали одежду разных цветов. Но как было на самом деле трудно сказать. Вопрос о том, когда люди научились окрашивать ткани в разные цвета, остается открытым.

Красный цвет, кроме ритуальных обрядов, использовался в целебных целях. Потому что много целебных растений, отваров из них и ягод имеют красный цвет. Также красный отпугивал злых духов. Новорожденных детей помечали красной краской, взрослые носили красные повязки и амулеты. И это было распространено по всему миру. Люди изготавливали различные красные элементы для дома, чтоб они защищали его от злых духов.

Красный цвет с самых древних времён и по сегодняшний день ассоциируется с теплом и светом, благодаря солнцу и огню.

Красный цвет имеет и негативную символику. Он ведь не только жизнь, но и смерть. А ещё символ войны, убийств, греха и демонических сил. Красным цветом характеризовали тяжелый мучительный труд. Это цвет крови, мяса и плоти, поэтому его связывали с агрессивностью и плотскими желаниями.

Красный также цвет греха и позора. Самый тяжелый грех — кроваво-красный, как цвет застывшей венозной крови. Его смывают самой чистой алой жертвенной кровью. Поэтому искупление грехов происходило через жертвоприношение животных. Кровью птиц очищали дома. Кровь Христа смыла первородный грех со всего человечества.

Красный символизирует власть, агрессию и вожделение. Дьявол традиционно изображается красным.

Красный цвет в Древнем Египте

В Древнем Египте почитались те же цвета, что и во всем мире —   красный, белый и чёрный. Символика этих цветов совпадала с другими культурами. Позже в их систему были добавлены и другие цвета — синий, желтый и зеленый.

Некоторые оттенки красного носили в Египте отрицательную характеристику. Это были цвета насилия, жестокости и смерти. Например, бога Сета, который убил Осириса, изображали красного либо рыжего цвета, а имя его писали красным. Другие оттенки красного применялись как символ победы и могущества. Но значения цветов могли меняться на протяжении времени и территории, начиная с Древнего царства и заканчивая эпохой эллинизма.

Египетский бог подземного царства Осирис известен также под именем «Господин красных одежд». А египтяне заворачивали мумии в ткани, окрашенные в красный.

В Египте с 1500 годов до н.э. начали применять ткань, окрашенную мареновым корнем. Такую ткань нашли в гробнице Тутанхамона.

 

Красный цвет на территории Ближнего Востока. Шумеры и ассирийцы.

На территории Ближнего Востоке красный цвет использовался как символ процветания, могущества и был связан с некоторыми культами. Шумеры и ассирийцы красили статуэтки богов в красный цвет.

В культуре Ислама сложно выделить какую-то иерархию цветов, они все имеют как положительную окраску, так и отрицательную. Выделяют только зеленый цвет. Но статья не о нём.

 

Красный цвет в Древнем Китае

У древних народов Востока возникла система, включающая в себя искусство, космос и цвет. К примеру, космическая система Древнего Китая выглядела так:

  1. Зелёный-синий: весна—дерево—восток—Юпитер—Дракон
  2. Красный: лето—огонь—юг—Марс—Феникс
  3. Белый: осень—металл—запад—Венера—Тигр
  4. Чёрный: зима—вода—север — Меркурий—Черепаха и Змея
  5. Жёлтый: конец лета—земля—центр—Сатурн

В древних китайских храмах жрецы встречали восход солнца в красном. А вот сочетание красного вместе с черным уже ассоциировалось со смертью, поэтому их применяли в гробницах. Красный цвет использовали только императоры и храмы. Обычные люде не имели права применять красный в своем жилье.

Сегодня в Китае красный цвет символизирует радость и удачу.

В некоторых районах Китая детям наносят красную отметку на лоб, чтоб защитить от злых духов. Если ребенок робкий, то ему на одежду привязывают красный мешочек, чтоб придать ему больше храбрости.

 

Красный цвет в Древней Индии

В Древней Индии также возникла сначала троичная, а потом пятеричная система цветов. В одной из упанишад красное, черное и белое называются сущностями и приравниваются к божествам.

Красный — это образ жары, энергии и возбуждения. Красный составляет суть таких явлений как огонь, молния, солнце и луна. Красное есть и в человеке —кровь, мясо, а вообще сила, дающая жизнь.

Белый — это образ воды, чистоты, покоя и безмятежности. Белый составляет суть духа. В человеке белое связано с речью, дыханием, мыслью.

Чёрный — это образ земли, смерти, глубокой сосредоточенности в себе. Черный составляет суть пищи и всего материально-земного. В человеке черное — это все грубое и твердое — кости, отходы.

Также в Индии возникла система деления общества на касты, или варны (варна означает краску, цвет).

Высшая каста — брахманы (священники, князья, министры), им присвоен белый цвет.

Вторая кшатрии (воины), им присвоен красный цвет.

Третьи — вайшьи (земледельцы, хозяева мануфактур), им присвоен желтый цвет. Четвертые — шудры (крестьяне, ремесленники, рабочие), им присвоен черный цвет.

В древнеиндийской философии красный цвет соответствовал понятию «раджас» — принципу активности, возбуждающему энергию. Раджас понимался как одна из трёх нитей существования, пронизывающих насквозь всё бытие. Две другие нити — саттва и тамас — соответствовали чёрному и белому цвету и означали чистоту и сдавленность.

Красный также цвет чистоты, чувственности, жизненной энергии и радости, поэтому его используют во время свадебных церемоний. Жених окрашивает пробор своих волос и подошвы в красный цвет. Невеста окрашивает в красный подошвы ног, волосы красит хной, также наносит красную точку на лоб, которая называется бинди. Если жена умрет раньше мужа, то её саван тоже будет красный.

 

Красный цвет также присутствует на празднике Холи — фестивале красок.

Красный цвет в период Античности

В античной Греции и Риме очень любили красный цвет. Жилые дома строили из обожженного кирпича, интерьеры украшали красным цветом. Женщины любили носить красную одежду и драгоценные камни красных цветов. Мужчины также носили украшения с красными камнями как амулеты.

А вот красновато-рыжие цвета волос воспринимались не очень хорошо. У женщин рыжий цвет волос ассоциировался с распутством. А вот у мужчин выглядел нелепо, и что ещё хуже, мог говорить о германском происхождении. В тот период германцы считались варварами и у них был очень негативный образ: краснолицый, рыжий и тучный. А слово рыжий вообще использовалось как оскорбление.

У греков и римлян красный цвет был символом плодородия. А поскольку жизнь и плодородие связаны с любовью и браком, то красный цвет стал символом всего, что сопровождает эти явления.

Красный цвет присвоили себе цари, императоры, короли и военачальники. Цари скифов и персов носили красные одежды.

Римские императоры носили пурпурные туники, а сенаторы — тоги с пурпурной каймой. Плиний упоминал, что красный цвет кармин предназначался только для военачальников. И на протяжении долгого времени красный был цветом армии, включая оттенки розового, вплоть до знаменитых британских «красных мундиров».

Античный пурпур для окрашивания ткани в цвета от розового, красного и до фиолетового получали из секрета желез некоторых видов моллюсков у берегов Восточного Средиземноморья. Добывать этих моллюсков было трудно. Окрашивающая способность у них терялась в брачный период весной, а летом они прятались слишком глубоко. Поэтому добывали их только в осенний и зимний период. А также сок для окрашивания моллюск выделял только в момент смерти. Вот таким тяжелым трудом люди получали красную ткань.

И именно поэтому пурпур стоил так дорого и так ценился. Пурпур входил в число самых изысканных предметов роскоши. В этот период появлялись и подделки, когда ткань красили другими соками или смешивали с более дешевыми, а выдавали за дорогой сорт сока моллюсков.

Пурпур можно было носить только избранным людям, и даже пошло выражение «надеть пурпур», которое означало занять очень высокую должность. Носить полностью все пурпурное мог только император. Нарушение этих правил приравнивалось к государственной измене. Обычным смертным разрешалось надевать пурпур только по праздникам и то, это был всего лишь элемент одежды. Пурпурные ткани разрешалось использовать в предметах быта, но позволить себе такую роскошь, как одеяло, могли только очень богатые люди.

Красный цвет в Греции

У многих народов красный цвет ассоциировался с огнём и кровью. Огонь не сразу поддался человеку и поэтому воспринимался как самостоятельная стихия. От огня исходили свет и тепло, поэтому он превратился в культ. Огонь начали ассоциировать с жизнью, а следом и красный цвет тоже. Огню поклонялись, потому что считали, что через огонь у человека есть связь с богами. В некоторых культурах вообще укоренилось мнение, что боги питаются кровью, поэтому начали практиковать жертвоприношения.

В Древней Греции очень рано кровь заменили вином в культе Диониса. И греки стали орошать алтари и землю, окроплять жрецов и людей вином. Виноградную лозу считали даром богов, поэтому и произошла такая замена. А само вино начали считать источником жизни и бессмертия, символом радости и энергии.

И с вином у греков связано следующее. По легендам бог Дионис не пьянел. Пьянеть было уделом смертных. Поэтому, когда человек пил вино и не пьянел, то тем самым показывал себя достойным богов. А вот все слабые люди, развращенные и тираны на это были не способны.

Живопись в Древней Греции была сложнее, чем живопись других регионов того времени, например, Египта. У них везде была полихромия, т.е. множество цветов. Красили они интерьеры, посуду, скульптуру и архитектуру. Но среди всех цветов, одним из основных в архаическую эпоху был красный. В период классики красного, конечно, стало гораздо меньше, и к периоду эллинизма он остался в незначительном количестве.

Если говорить в целом о цветах в Древней Греции, то там было все рационально и логично, в принципе, как и в других сферах их жизни. Греки выделили 4 стихии: вода, воздух, огонь и земля. Каждой стихии соответствовал свой цвет — чёрный, белый, красный и жёлтый. Вода была чёрной, потому что ею управлял бог преисподней, а его цветом был чёрный. Греки считали эти цвета основными, но пользовались и другими — и синим, и зелёным. Но они никогда не использовали все цвета сразу в живописи и в архитектуре. У них был очень строгий вкус.

В период классики именно в Античной Греции появляется первая классификация цветов по естественно-научному принципу. Идея принадлежит Аристотелю, жившему в IV в. до н.э. Он заметил, что цвет очень тесно связан со светом и без него в принципе невозможен.

А ещё в Античной Греции был принят закон, согласно которому граждане Афин получили в монопольное владение очень богатые залежи природного гематита. Месторождения находились на острове Кея. Гематит, или кровавик, является минеральной формой оксида железа, и он самый распространённый из цветов. Из него получали объекты темно-красного цвета, которые очень ценились со времён верхнего палеолита. Греки получали гематит и использовали его в самых разных целях, начиная от судостроения и заканчивая изготовлением лекарств и чернил. А красные чернила настолько широко использовались для заглавий и подзаголовков, что появилось новое слово — «рубрика» (от латинского слова rubric, т.е. красная охра). Кровавик утратил свою популярность, как только появился оттенок ярче.

Красный цвет в Римской империи

Римляне начали применять красный цвет, позаимствовав знания у греков, египтян и финикийцев.

Красный цвет символизировал силу, энергию, власть и победу. Эти слова даже связаны между собой этимологически. Например, ruber (красный) и robur (выносливость, крепость, мощь).

В символике красный цвет сочетается с жёлтым, а он олицетворял Грецию для римлян. В Риме чаще всего красный сочетали с белым. Их считали цветами антагонистами, т.е.  противоположными друг другу.

В Древнем Риме использовали красные цветы во время погребений. Цветы подбирали такие, которые вот-вот опадут. Это символизировало быстротечность жизни.

Красная одежда ценилась и стоила дорого, поэтому её могли позволить себе цари, жрецы и военачальники. Ткань красного цвета не выгорала на солнце и была самой яркой из всех цветов. Римские военачальники высших рангов носили ярко-красные плащи, которые крепились на плече. Они служили символом их власти.

Римляне очень любили красный цвет и умели создавать самые разнообразные оттенки. В Помпеях, в интерьерах вилл, часто встречается красный цвет в оформлении стен.

 Немного о киновари. Плиний писал о том, что киноварь использовали во время религиозных праздников. Её наносили на лица статуй Юпитера и на тела верующих. Это при том, что киноварь была достаточно редкой. Основной её объем привозили в Рим из Испании в сопровождении охраны. А стоила она в 10 раз дороже красной охры. Для создания этого красителя требовалась ртуть и сера, а приготовление приравнивалось к получению золота, поэтому держалось в тайне. И ещё стоит учесть, что получение красителя было очень опасным и его даже запретили в Венеции в 1294 году. Перед киноварью благоговели и использовали на уровне сусального золота и ультрамарина.

Киноварь была королевой красной палитры, и все хотели производить такой ценный краситель. Но когда её начали применять в масляной живописи, то оказалось, что она в этом процессе теряет свои характеристики цвета и становится немного прозрачной. Поэтому в живописи киноварь не получила широкое применение. Зато позже её стали активно применять в лаковых изделиях и темпере. В XVII-XVIII вв. научились синтезировать киноварь и она получила очень широкое применение.

Кроме киновари, Плиний писал и о марене. Он утверждал, что марена была очень важна для античного мира. Во время раскопок в Помпеях археологи нашли запасы этого пигмента в одной из мастерских. Позже, во времена Средневековья, мареной красили свадебные одежды. Она придавала им праздничный цвет. Но её использовали как дешёвую замену кармина. Римские папы и кардиналы носили красные мантии, окрашенные мареной.  Сам кармин применяли для покраски мундиров солдат британской армии.

С красным цветом периода Римской империи связана ещё одно выражение, которое стало поговоркой. «Перейти Рубикон», что означает нарушить запрет. Оно появилось, когда в январе 49 года до н.э. Юлий Цезарь, преследовав Помпея, перебрался через реку под названием Рубикон. Река называлась от слова ruber, что переводилось как красный. Река Рубикон служила границей между Италией и Галлией и ни один полководец не имел права переходить её без разрешения Сената. Но Цезарь нарушает это правило, проникает в Италию и развязывает гражданскую войну. Река была не только географическим рубежом, но и символическим, её называли «красной линией», которую и перешёл Цезарь.

Красный цвет в Японии

В средневековой Японии алый цвет был символом любви. А в японской поэзии «красный клен» — метафора красавицы.

Японские храмы окрашиваются в красный цвет. С древности считалось, что красный отпугивает зло.

Для семьи красный символизировал процветание и мир. Поэтому на праздники столы застилали красными тканями. Праздничные сувениры также покрывали красной краской.

 

Красный цвет в России

В России красный цвет считался символом любви и брака, поэтому в XIX и начале XX века свадебный наряд невесты был красным. И каравай на свадьбу украшали калиной.

В русском языке «красный» и «красивый» имеют один корень и в некоторых случаях они используются как синонимы. Красный цвет олицетворял собой радость, позитив и праздник. Это отражено в живописи и литературе, например, у Есенина. В русском фольклоре солнце называют красным, а огонь «красным петухом». Красный это тепло.

И также, как и у других народов, генералы России использовали красный цвет, но не так явно. У них было пальто на красной подкладке и красные лампасы.

Красный цвет в Индонезии

В традиционном театре Индонезии каждый актер носит маску определенного цвета, которая символизирует характер персонажа. Красная маска демонстрировала жадность и честолюбие.

Красный цвет олицетворял кровь и все материальное, телесное в мире. Красный — цвет храбрости.

Красный цвет в Средневековье

Понятия и смыслы эпохи Средневековья очень тесно связаны с христианством. Я немного разделила понятия и смыслы красного цвета в этот период, касательно религиозных и мирских составляющих. Но во многом одно происходит от другого.

Императоры и короли эпохи Средневековья также отдавали предпочтение красному цвету в одежде, пытаясь связать себя с наследием императоров Римской империи. Чаще всего красный блистал на важных церемониях. Следом феодалы часто стали использовать красный цвет в своей атрибутике. И таким образом сложилась тесная связь между такими понятиями, как красный цвет и власть. А потом к ним присоединились и герцоги, которые начали применять красный цвет на своих гербах. И завершили процесс судьи и правосудие в целом, применяя красный цвет.

Каждый король, который выполнял обязательства отправляться на охоту, использовал красный цвет. Вот так красный стал спутником аристократии, власти, войны и охоты.

Красный — первый цвет в геральдике

С XII по XIV вв. красный цвет был самым популярным в гербах. В этот период их насчитывают около 7000 штук и в 60% использовался красный цвет. К XVIII веку количество гербов достигает 20 миллионов и красный цвет встречается у 30%. Гербы стали распространятся по всем сословиям, они стали эквивалентом удостоверения личности и передавались по наследству, как фамилии. Появление гербов не имеет отношение к крестовым походам. Там красный цвет появился по другим причинам, о чём будет написано ниже.

Геральдисты в первую очередь выбирали красный цвет и называли его червлень. Он символизировал красоту, благородство и доблесть. Носить красный цвет могли люди только знатного происхождения. Красный ассоциировался со всеми добродетельными качествами и наделял отвагой того, кто его носил. Также считалось, что красный соответствовал темпераменту сангвиника и человеку в самом расцвете сил. Из планет красный соответствовал Марсу, а из знаков зодиака — Льву.

Сочетание красного с другими цветами

Сочетание красного с белым означало самые высокие добродетели. Сочетание с зеленым – юность и радость жизни, а с синим – мудрость и верность. Сочетание красного с желтым символизировало скупость и алчность. С черным цветом красный не сочетали.

 

Красный для женщин

В Средние века красный цвет был не только мужским, но и женским. Это был цвет любви, красоты и блеска. Когда проходили турниры, то после окончания дама дарила своему рыцарю свой красный рукав, который символизировал завоевание сердца. Красные ягоды, особенно вишни, стали атрибутом и символом любви. Но не всё было так просто и радужно.

Косметика красного цвета

С точки зрения христианства женщине нельзя пользоваться косметикой. Это вносит изменения во внешность, а она создана творцом. Использование губной помады приравнивало женщину к блуднице или ведьме. Темно-красные помады стали считаться вульгарными, хотя ими пользовались в Римской империи. Ну и красное, обветренное лицо тоже не несло никакой красоты и боролись с этим любыми способами.

И в период с XIV по XVIII вв. женщин стали обязывать носить что-то красного цвета, иногда в сочетании с жёлтым или чёрным. Это делали чтоб отличать их от порядочных женщин.

Появление конкурента у красного

В XII веке у красного появился конкурент — синий, который стал очень популярным. Он начинает появляться во всех сферах жизни. Но это произошло благодаря тому, что химики и красильщики смогли получить более красивые и яркие оттенки синего. И вот уже Дева Мария на изображениях начинает появляться в красивом синем цвете на основе кобальта. Синий цвет становится очень идеологическим. А следом подтянулись к моде короли и феодалы, используя синий цвет в одежде.

Но при всей моде на красивые оттенки синего, красный позиций полностью не сдал. Алый и багряный оставались любимыми цветами высшего сословия.

Запрет на роскошь и красный

В XIV веке красильщики Флоренции могли получать огромное количество красных оттенков. И они активно заполняли гардероб женщин. Об этом рассказала перепись предметов роскоши. Дело в том, что власти установили запрет на роскошь и началась перепись вещей, их активно сжигали и уничтожали. Также в Леоне и Кастилии в XIII веке были приняты законы против роскоши. И красный цвет разрешили только королям.

Красный цвет в Христианстве

Библия написана на древнееврейском языке и не содержит большого количества описаний цветов. Позже её перевели на древнегреческий. Цвета начинают появляться с переводом на латынь и на другие европейские языки. Например, на древнееврейском и древнегреческом употребляются такие слова как «великолепная ткань». А вот в латинском переводе значится уже «красная ткань», во французском переводе «алая ткань». «Царское одеяние» превращается в «Пурпурное одеяние». Такие прилагательные в древнееврейском и древнегреческом, которые обозначают «чистый», «незапятнанный», «новый» на латинском переводятся «белоснежный». А слова, обозначающие «темный», «мрачный», «пугающий» переводятся как «черный». Таким образом выстроилась сложная символика, которая повлияла на многие аспекты не только религиозной жизни, но и на обычаи, создание гербов, костюмов и знаков отличия.

В религиозном контексте красный цвет также очень многогранен. У него есть негативная и положительная окраски. В негативном восприятии красный — это адское пламя, красные демоны, предателей. В позитивном восприятии красный — это цвет огня, через который является Бог в Ветхом Завете. В Новом Завете от него исходит огненно-красный цвет. Этот красный цвет оживляет, возрождает, очищает. Это цвет крови и жизни. А жизнь принадлежит Богу, поэтому пролить кровь означало покуситься на то, что принадлежит Богу. Священные писания поэтому запрещают употреблять в пищу кровь животных, потому что в крови содержится душа. Что же касательно женской менструации? В период Средневековья авторы очень много писали о женской менструации. Она объяснялась как ежемесячное напоминание о первородном грехе. Поэтому в этот период женщине запрещалось что-то делать. Например, средневековые авторы писали, что если женщина прикоснётся во время менструации к железу и бронзе, то они начнут ржаветь от этого. А если подойдёт к дереву, то с него опадут все плоды. Это было нечто опасное и зловещее, поэтому кровотечение постоянно возобновлялось. Некоторые из тех, кто уходил в монахи, писали об этом. При этом они указывали на то, что это всё гниль, грязь и нечистоты. И этим всем наполнены все женщины. В период Средневековья люди не связывали менструацию с деторождением.

Но из-за того, что Иисус пролил свою кровь на кресте, красный цвет обрел другое значение. Это животворящий красный, который наносили крестоносцы на свои знамена. Цвет мучеников приобрел со временем пурпурный оттенок и стал главным цветом христианства. Со временем образ распятого Христа распространяется и развивается культ Святой Крови. Кровь Христа – это кровь спасения, искупления и пролитая за искупление грехов человечества.

После того, как арабы захватили Святую Земли, в Европе начали раздаваться призывы об её освобождении. Крестоносцы начали вырезать и нашивать на одежду крест. Это был символ того, что они готовы отдать свои жизни за освобождение, как это делал Иисус. Сначала это были кресты разного цвета и только ко второму Крестовому походу это становится ритуалом. Кресты раздавали людям после проповедей, они были небольшие и вырезанные из красной ткани. Носили их на левом плече. С XIII века красную одежду начинают носить другие воины Христа — кардиналы. В эпоху Средневековья представители церкви начинают все больше предпочитать красное, как это делали в период античности высокопоставленные люди. Власть принадлежала церкви, поэтому красный становится её символом. Но к XVI—XVII вв. понтифики все больше начинают отдавать предпочтение белому.

К концу Средневековья красный цвет начинает терять свою позицию главного цвета. В схватку с красным вступает не только синий, но и черный. А в XV — начале XVI веков такие оттенки, как красно-коричневый и темно-рыжий признаются самыми некрасивыми. К этой моде подключились идеи Реформации, которые объявили красный цвет слишком ярким, дорогостоящим, непристойным и развратным. А потом ещё и Ньютон открыл цветовой спектр, в котором красный оказался не в его центре. Это было символично и красный продолжил сбавлять свои позиции.

Сочетание красного с черным вообще было непринято в эпоху Средневековья, потому что считалось, что это приносит несчастья. В геральдике оно было и вовсе под запретом. Красный с чёрным применяли художники для изображения дьявола и ада. В культурах Азии черный являлся антагонистом красного и их сочетание воспринималось как напряженное.

Ещё одни оттенок, который приобрёл негативное восприятие — темно-рыжий. И с XII века он превращается в позорную отметину. В этот период Иуду начинают изображать рыжим, хотя нигде нет описания его цвета волос. В искусстве позднего Средневековья предателей и клятвопреступников изображали рыжими. А потом и всех неугодных, презираемых, отверженных, еретиков, попрошаек и нищих начали изображать рыжеволосыми. И это не было чем-то новым, потому что рыжих не любили со времён Античности греки и римляне, считая это цветом позора. В театре римляне с помощью рыжего цвета волос показывали, что персонаж урод и шут. Быть рыжим было стыдно и смешно. А ещё считалось, что рыжие люди лживые и жестокие. Это мнение продлилось вплоть до Нового времени.

Также в период позднего Средневековья всем слоям населения, кроме высшего сословия, запретили носить ткани из дорогих красных красителей. Реформация запрещала все элементы роскоши, и также запретила все цвета, кроме черного, белого и серого. И главной её жертвой стал красный цвет. Его «выгнали» из храма, вплоть до уничтожения витражей. Оставили только три разрешенных цвета — черный, белый и серый. Храмы стали выглядеть очень строго. Одновременно с этим шла также борьба с иконами.

В одежде также убрали все цвета, оставили только приглушенный синий. Никто не имел права носить дорогую одежду, украшения и в целом уделять внимание своей внешности. Считалось, что это побуждает людей к блуду и распутству. В 1558 году выходит запрет на ношение красного цвета, а к концу столетия ненависть к красному достигает своего апогея. В искусстве разрешалось использовать только максимально спокойные цвета, но никак не красный.

В 1464 году Папа Римский Павел ΙΙ указал, что кардиналы должны носить рясы ярко-алого цвета, а не пурпурного. К тому времени моллюски, из которых добывали тирский пурпур, находились на грани исчезновения. И так красный стал символом власти и статуса, особенно в церкви и научных кругах.

Красный цвет в Византии

Цвет в искусстве Византии играл очень важную роль и воспринимался как материализованный свет. Цветной свет и блеск мозаик создавал необыкновенный эстетический эффект цветовой атмосферы. Цвет способствовал углубленному восприятию философско-религиозного материала.

Большим успехом Византии было раскрытие секрета производства шёлка, тайна которого строго оберегалась веками в Китае. В VI веке стали производить шёлк-сырец и шёлковые ткани. Шелкоткацкие мастерские приобрели огромный успех как в Империи, так и за её пределами. На изготовление шелковых тканей была установлена государственная монополия. Одежды из шёлковых тканей, окрашенных в пурпур, могли носить только члены императорского дома.

В Византии формируются отличительные признаки богатого сословия. Они носили одежду, на которой изображали полосы, ромбы, углы, кресты или круги. У императора, к примеру, был золотой ромб на пурпурном плаще. Ближайшее окружение императора носило пурпурные ромбы на белой одежде.

Красный цвет очищал и карал, он символ жизни.

Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне. Также пурпурной тканью обтягивали кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах.

Красный цвет тепла, любви, жизни. Красный цвет стал символом Воскресения, что означало победу жизни над смертью. Но с другой стороны красный был символом мучений и в иконах мучеников изображали в красной одежде. Красный фон на иконе означал торжество вечной жизни.

Византийские кесари одевались также в пурпур.

Красный цвет в эпоху Возрождения

С древнейших времен и до эпохи Возрождения красному в большей степени приписывались положительные характеристики.

В эпоху Возрождения появляется новый тип классификации цветов, основанный на практике художников. Создателем новой цветовой системы стал Леонардо да Винчи. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Но тем не менее, многие деятели эпохи Возрождения все равно пришли к системе, о которой говорили Эмпедокл и Платон, а также средневековые авторы.

Когда появился цвет под названием фуксия

Фуксия. Леонард Фукс, обучавшийся на доктора в Баварии, занимался ботаникой. В своем саду он высаживал и изучал разные растения, пытаясь заполнить пробелы в этой области. Также просил своих друзей и знаком, которые отправлялись в Новый свет, присылать ему образцы или описания растений, которые они встречают там. В 1542 году он издал иллюстрированный сборник с растениями. Сборник содержал 400 диких и 100 окультуренных растений, которые были полностью проиллюстрированы и содержали образцы из Нового света, с которыми европейцы ещё не были знакомы. Фукс давал названия этим растениям, например, перцу Чили. Но растение, которое носит имя Фукса, получило не от него. Спустя чуть больше 40 лет после смерти Фукса, в 1703 году, на острове Эспаньола в Карибском море Пэр Шарль Плюмье обнаружил цветок. Он назвал его в честь своего кумира Фукса – фуксией. И от названия этого цветка произошло и название цвета.

Красный цвет в XVII  веке

В XVII веке красный цвет начинает приобретать негативные значения. В искусстве у Рембрандта красный цвет драматический и трагический. У караваджистов красный цвет безрадостный. Рубенс использовал чистый алый цвет, за что был осужден Французской академией искусств.

Также в XVII веке происходят важные перемены в красках. Появляется очень много трудов о свете, соответственно и цвете. И красный вновь занимает центральное место в новых диаграммах цвета. Художники активно экспериментируют, смешивают пигменты для получения самых разнообразных оттенков. Делают попытки создать карту цветов, выделить базовые цвета, систематизировать все цвета, придумать схему комбинирования цветов. В этот период появляются такие слова как «базовые, первичные, основные, природные». Задавались вопросами по поводу их количества. Именно в этот период Ньютон научным способом доказывает, что черный и белый не являются хроматическими цветами и выбрасывает их из базовых. Именно Ньютон, проводя эксперименты с призмой и светом, открыл последовательность, которая никогда не менялась – фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Сначала Ньютон выделил 6 цветов, но потом добавил седьмой – голубой. Грассман позже, уже в ΧΙΧ веке упростил цветовой круг и добавил в него пурпурный цвет. Это было построение физического цветового круга.

Но его можно получить ещё одним путем, с помощью закона цветовой индукции, или контраста. Возьмите небольшой лист бумаги в виде красного квадратика. Положите на белый фон и смотрите 15-20 секунд не отрываясь. Потом переводите взгляд на чистый фон, и вы увидите на белом фоне зеленоватый квадрат. Тоже самое будет, если вы будете долго смотреть на зелёный квадратик, то потом на белом фоне вы увидите красноватый квадратик. Такой эффект вы получите в паре «желтый-фиолетовый» и «синий-оранжевый». Глаз сам пытается воспроизвести цвет антагонист, или контрастный цвет. Когда глаз видит два контрастных цвета, то испытывает удовлетворение, ему нравится такое сочетание. Поэтому в искусстве разных народов мы видим контрастные сочетания цветов. Учёные времен античности, Возрождения замечали гармоничное сочетание таких цветов, но не могли дать этому объяснения. Впервые это сделал Гёте в 18 веке. Наблюдая за цветовыми индукциями, он пришёл к выводу, что глаз стремится к целостному восприятию и единству. Поэтому, когда он «раздражается» одним цветом, ему нужно получить противоположное. Но вернёмся в XVII век.

В XVII веке красный уступает свои позиции самого популярного цвета. Но свою символику и значение сохраняет. Красный стали меньше использовать в одежде и домашней обстановке.

В этот период происходили тяжёлые испытания для людей в виде войн, голода, эпидемий. Добавились климатические аномалии, экономический и демографический кризисы. Продолжительность жизни снижалась, люди находились в страхе. Им было не до яркого и дорогого красного, поэтому его почти перестали использовать. Мелькали только темные и приглушенные красные оттенки.

Но красильщики продолжали работать и совершали попытки получить новые красители красного. Они улучшали растения, привозили из Америки тонны кошенили, в общем экспериментировали как могли. Кошениль это жук, которого перемалывали и получали натуральный краситель. Сегодня он известен как Е120, который добавляют в косметику и в продукты питания. Чтоб получить много краски, необходимо очень много насекомых. Поэтому краска и, соответственно, красная ткань получалась очень дорогой. Этот красный стал цветом королей и аристократии.

И вот в 1670 году в Версале начинается мода на красный каблук. Это становится символом аристократизма. Во Франции возникает новое выражение «красные каблуки». Им называли аристократов и всех, кто изображал из себя знать Старого режима.

В целом XVII век можно назвать мрачным. Были войны, голод, нищета и болезни. Но элита общества устраивала пышные празднества и торжества.

 

В 18 веке в Европе начинается антипатия к красному цвету. И его заменяют на розовый. Красный разбавляется и приглушается, из него убирают энергию и силу. Мощный и чистый красный возвращается вместе с Французской революцией. Цвет становится символом потрясений 19 века, его связывают со смертью, кровавой борьбой и напряжением. И красный становится любимым цветом Делакруа. Позже цвет начинает угасать, он становится темным и приглушенным. Такие течения, как Модерн, предпочитают более сложные оттенки красного и избегают чистых и ярких цветов.

В 1870 году изобрели более дешевый заменитель кошенили, поэтому красный стал цветом вульгарным, ярким и эротичным.

В начале 20 века мир снова переживает ряд потрясений, а искусство всегда идёт и развивается вместе с жизнью. Поэтому красный цвет снова выходит на арену, как цвет революционных перемен. Красный цвет вновь обретает силу, яркость и воинственный дух

 

Красный цвет в XVIII веке

XVIII век озаряется светом, блеском и становится более открытым. Это время, когда начинается эпоха Просвещения. Дома начинают строить с более широкими и открытыми окнами, которые пропускают больше света. Двери также становятся шире. Освещение становится более совершенным и начинает стоить дешевле, его могут позволить себе более широкие слои населения. А химия красок делает успехи. И вот уже средние слои получают возможность носить яркие и сочные цвета, наравне с аристократией. Светлые, пастельные и яркие оттенки становятся модными, их применяют в одежде и интерьере. Больше никаких тусклых и темных цветов прошлого! Но это век упадка красного, и торжества синего.

Розовый

В эпоху Просвещения начинают угасать споры о цветах в символике, геральдике и области морали. И в этот период детального изучения физики и химии цвета на арену восходит розовый.

Итак, касательно оттенков красного. В эпоху Античности были известны и получены около 15 оттенков красного. Ко времени Средневековья отделился в самостоятельный цвет рыжий, который вобрал в себя все негативные характеристики красного и жёлтого. Также был отделен в самостоятельный цвет фиолетовый. Но он был определен как ближайший к чёрному. Только после открытий Ньютона было доказано, что это смесь красного и синего. И также отделился от красного розовый цвет. Но во времена Древнего мира его было очень сложно определить и дать место на цветовой шкале и назвать как-то. Точного определения розовому тогда не существовало. В период Античности были обозначения ярко-розовым, алым и багряным оттенкам. Но не розовому в нашем восприятии. В эпоху Средневековья ситуация не сильно изменилась и люди предпочитали яркие и насыщенные цвета. Розовому места снова не нашлось. А слова roseus, rose, rosaceus обозначали алый цвет и применялись при описании щек, губ или румян.

Ситуация немного поменялась, когда в 1380-1400 годах красильщики, применяя особые протравы, получают новые оттенки. Они получились более стойкими. И это были розовые тона. Новый загадочный и экзотичный оттенок сразу захотели носить князья. Цвет сразу полюбился Западной Европой. Название для цвета взяли из венецианского и тосканского диалектов, и оно перекочевало во все европейские языки.

Мода на розовый цвет достигает своего апогея в XVIII веке. Розовые оттенки помогли высшему сословию отделиться от средних слоев общества. Во Франции с легкой руки мадам де Помпадур возникла мода на розовый в интерьере. Она очень любила сочетания розового с голубым и этот цветовой тандем вскоре стал популярным по всей Европе. В те времена розовый не считался женским цветом, поэтому его носили все. К этому времени ботаникам удалось вывести новые сорта роз и новый популярный цвет получает свое новое название – розовый (rose) от цвета лепестков.

«Голубая» кожа аристократии с красной помадой. Красный цвет на протяжении всего XVIII века считается цветом праздника и его надевают на празднества все крестьяне.

Во второй половине XVII-начале XVIII века среди высших сословий было модно использовать белила, к слову, на основе свинца, а также красные румяна и помаду. Наносили это все очень толстым слоем на лицо, а женщины ещё и на область шеи и декольте. Это делалось, чтоб отличаться от крестьян, которые были загорелые, и подчеркнуть свою белизну и происхождение. При этом они знали, что это вредно для здоровья, но красота ведь требует жертв? А жертвы были. Ведь помимо вредных белил некоторые принимали пилюли на основе мышьяка, которые тоже делал кожу бледной, сквозь которую просвечивались вены, что показывало «голубую кровь». Голубоватый оттенок кожи считался доказательством чистоты расы и древности рода. Зародилась мода вероятнее всего в Испании, и к середине XVIII века распространилась по всей Европе и достигла своего апогея. Лицо должно было напоминать Луну. С яркими губами и румянами на лице. Румяна также изготавливались на основе оксида свинца или сульфида ртути. Косметикой, разумеется, пользовались и женщины, и мужчины. Во Франции чем выше положение человека при дворе, тем ярче у него помада. Также приклеивали черные «мушки» на лицо, чтоб придать пикантность. И люди в принципе жили в обстановке, напоминающей театр.

К 1770 такая мода начинает идти на убыль, появляется все больше тех, кто считает её смехотворной. Мода меняется, на лица начинают наносить гораздо меньше слоев косметики в течении всего XIX века. Манера красится становится более изящной. Ярко красились только жрицы любви.

 

Красный цвет во времена Великой Французской революции

С конца XVIII века красный цвет приобретает ещё один символический аспект – политический. Все началось с Французской революции. После этого красный становится почти синонимом таких прилагательных как «революционный», «социалистический», «коммунистический», «экстремистский». Послужило этому создание и применение всего двух изделий – красный колпак и красный флаг.

Фригийский красный колпак

Во Франции люди восстали против короля, привилегий знати и духовенства. Они надевали красный колпак, который стал патриотической, социальной и революционной эмблемой. Но появился он не во Франции. Его и ранее использовали в подобных целях. Различные авторы писали о красном колпаке в XVI, XVII и XVIII веках. А упоминался он ещё во времена Античности. Был такой регион, который назывался Фригия, в Малой Азии. Легенда гласит, что там жили свободные люди. Оттуда очень часто в период Римской империи привозили рабов и когда они получали потом освобождение, то надевали свой национальный головной убор – красный колпак конической формы, приплюснутый спереди. Стоит отметить, что это не было каким-то очень распространенным явлением. Символика красного колпака на этом не заканчивается. Дело в том, что были неоднократные революции и восстания, где «участвовал колпак», что побуждало повторить символику. И кроме этого, в XVIII веке галеру заменили каторгой и осужденным было положено носить красный колпак. Что интересно, ношение колпаков нравилось не всем. Робеспьер заявлял, что ему не нравятся ни «красные колпаки» (вооруженные люди), ни «красные каблуки» (аристократы).  В 1802 году со всех монументов свободы убирают колпаки. И несмотря на то, что колпаки убрали, красный цвет остаётся цветом с определённым политическим значением.

Красный революционный флаг

В 1971 году на Марсовом поле были расстреляны восставшие и флаг, обагренный их кровью, стал символом Революции. До этого события красный флаг использовали в качестве предупреждения. Когда люди собирались для забастовок, то поднятие этого флага означало, что пора расходится. Но после трагедии на Марсовом поле становится знаменем угнетенного народа, поднявшегося против тирании.

Красный флаг мир увидит ещё не раз во время восстаний и революций, под знаменем которого объединился угнетённый рабочий класс. Затем под ним начинают выступать профсоюзы и партии, защищающие права трудящихся. Этот флаг также выбирали все, кто разочаровался в национальных, либеральных и народных революциях 1848 года. Поэтому под красным флагом в Европе в конце XIX века собираются социалисты и революционеры. Значение красного флага возросло после праздника всех трудящихся Перового мая.

Красный цвет в XX веке

Красный в косметике

После Первой мировой войны помады стали доступные по цене и у них поменялась упаковка. Их стали продавать в виде карандаша в тюбике. Помадами продолжали пользоваться женщины, а вот мужчины перестали их использовать начиная с ΧΙΧ века. Помады среди мужчин применяли только актёры и колуны. И красный со временем становится все больше женским цветом. Но его, как правило, надевали и использовали только по праздникам. Красное платье являлось атрибутом вечера, а не дня.

После Второй Мировой войны все начало меняться. Начиная с 1960-х табу по поводу цвета уходят в прошлое.

Красный в политике

Во время революции в России 1917 года использовали красный флаг. И потом он был выбран как официальный государственный флаг СССР. На нём появились изображения серпа и молота, которые символизировали единство рабочих и крестьян.

В 1949 году Китайская Народная Республика примыкает к коммунистическому движению и выбирает себе красный флаг. Они добавили на него 5 жёлтых звёзд. Позже множество партий выбирали и выступали с красным флагом. Во французском языке прилагательное «красный» стало политическим, его использовали в прессе противники коммунистического движения.

На международной арене во второй половине ΧΧ века слово красный начнёт ассоциироваться с СССР, Китаем и их союзниками. Политика заставила забыть все другие символичные значения красного, осталось только – коммунисты, партии, кровавые теракты, группировки крайне левого толка. Красный стал в первую очередь идеологией, а потом уже цветом. Сегодня это постепенно сходит на нет и к красному цвету меняется отношение. Его место занимает зелёный, со своим определением борцов за экологию, зелёную энергетику и биологического земледелия.

Красный цвет в современной геральдике

Сегодня красный цвет на государственных флагах используют 77% стран, членов ООН. Он доминирует среди всех остальных цветов. Белого цвета 58%, зелёного 40%, синего 37%, жёлтого 29% и чёрного 17%.

Флаги построены по тем же символическим системам, что и гербы, которые возникли ещё в период Средневековой Европы. Отсюда и объясняют доминирование красного цвета. Но это всё слишком обыденно и символично. Поэтому создаются различные легенды, которые привязывают создание флага к какому-то трагическому или радостному событию.

Красный цвет в дорожных знаках

Современные флаги не единственная область, которая берёт начало в Средневековой европейской геральдике. Оттуда и происхождение дорожных знаков. Они построены по всем правилам сочетания геральдических гербов.

Система автомобильных знаков произошла от системы морской сигнализации, которая была разработана и принята в XVIII веке, и от железнодорожной, которая начала применяться с 1840-х годов.

Дорожные знаки могут быть горизонтальными, вертикальными и световыми. Используются только 6 цветов: красный, синий, желтый, зелёный, белый, чёрный. Начиная со Средневековья в Европе эти цвета считали базовыми. Белый применяют всегда в сочетании с другими цветами. Он не имеет самостоятельности, оно и понятно почему. Красный цвет несёт смысловую нагрузку. Он либо предупреждает, либо запрещает. Синий часто используется как фоновый цвет. По смыслу он часто применяется как предписание, например, ограничение минимальной скорости, движение прямо и пр. Синие знаки также могут просто сообщать какую-то информацию, например, парковка или зона для разворота. В этих случаях синий сочетают с белым. Бывает ещё, что синий используют с красным в таких знаках, как стоянка запрещена. Жёлтый используют чаще всего для временных знаков, а также он служит фоном для призыва водителей к осторожности. Жёлтые знаки ставят в местах стройки или аварии. Зелёный цвет применяют в дорожных знаках редко, но имеет разрешительный смысл. Эта система цветов гибкая и может варьироваться в разных странах. Но одно остается неизменным — красный означает запрет.

Цвета светофора

Светофоры появились на море в XIX веке и имели два цвета – красный и зелёный. Самые первые, конечно, имели только один цвет – красный. Позже такие светофоры с двумя цветами начали использовать на дороге. Оранжевый цвет добавили только в XX веке.

Красный имел функцию запрета и опасности ещё с древних времён, но тогда его антагонистом был белый цвет. Позже стали считать, что красному противоположен синий. Зелёный в те времена считался цветом беспорядка и нарушения закона. Так когда же появился зелёный в качестве разрешительного? А тогда, когда Ньютон открыл физический спектр, и выяснилось, что противопоставлением к красному служит зелёный. А раз красный цвет выполнял функцию запрета, то зелёный стал выполнять функцию разрешения.

Красный цвет в наше время

В наше время у красного цвета остается такая же функция, которая была приписана Библией и средневековой христианской моралью. Красный предупреждает, наказывает, предписывает, запрещает и осуждает. Красный цвет до сих пор применяют на всех элементах, которые служат для предупреждения опасности, а также на всём, что борется с огнём.

В значении наказания и внимания красный цвет используют в школах. Учителя вносят пометки красным цветом, исправляют ошибки, ставят оценки. В правосудии раньше использовали красный цвет и каторжников клеймили красным цветом и надевали на них тоже красное.

В маркетинге применяют красный для привлечения внимания, например, когда проводятся акции и скидки. Здесь цвет олицетворяет соблазн.

Какой праздник без красного? Это цвет радости.

Театральный занавес сохранил свою функцию торжественности, и поэтому они в театре и опере будут различных красных оттенков. Вообще, изначально занавес в театре был синим или зелёным, но от него падал отсвет на лица актёров, которые становились бледными и безжизненными. Поэтому и решили поменять на красный. А потом и весь зал начали окрашивать в красные тона. И вскоре красный стал символом театра и оперы.

Красный как цвет торжества начали применять ещё в период Античности для оформления официальных церемоний. И сегодня красный также присутствует на различных церемониях открытия и награждения. Также в красных тонах отдавали почести членам рыцарских орденов.

В 2012 году журнал «Journal of Hospitality & Tourism Research» были опубликованы результаты исследования, в которых выясняли влияние красного цвета и чаевых. И обнаружили такую закономерность -официантки в красном получали от мужчин больше чаевых на 26%.

В 2004 году во время Олимпийских игр в Афинах спортсмены единоборств, одетые в красное, побеждали в 55% случаев.

Бренд Coca-Cola взял себе фирменные цвета — красный и белый — от флага Перу. Именно оттуда они импортировали листья коки и кокаин до 20-х гг. XX века.

Художники любили придавать драматизм своим полотнам, используя все оттенки красного. Для прерафаэлитов красный и рыжий стал практически талисманом. Из современных деятелей Аниш Капур создаёт инсталляции в красном цвете, которые вызывают самые разнообразные эмоции.

Конструктивизм, который зародился в России, имеет основную палитру из черного, белого и красного. Красный часто уходил в бордовые оттенки, а черный и белый в серые.

Сексуальный красный

Красный используют женщины как сексуальный сигнал, который говорит о готовности к деторождению. Эту функцию сегодня выполняет красная помада, красный лак для ногтей и красное платье. Некоторые биологи-эволюционисты и социобиологи исследовали использование красного макияжа женщинами и пришли к выводу, что это уже стало привычкой, закрепленной эволюционно. Десмонд Моррис, британский зоолог и писатель, предположил, что красная помада — результат эволюционной адаптации, возникший ещё у обезьян, где самцов привлекают красные ягодицы самок во время течки. На практике, сегодня, использование красной помады носит культурный характер больше, чем эволюционный, потому что её стали широко использовать только в XX веке, в результате активных рекламных компаний.

Красный в сексуальном контексте часто носил негативный характер. Женщин за измену подвергали публичной порке и пришивали им на одежду алую букву А (adultery — измена), если они спарывали эту букв, то их пороли снова. Термин «алая буква» до сих пор означает, что человек сделал в прошлом что-то нехорошее.

В классической версии «Красной шапочки» девочка была одета в красный плащ с капюшоном. Её обманывает волк в бабушкиной одежде, который провоцирует лечь к нему в постель и проглатывает её. В одной версии «Шапочка» подошла, в более ранней версии она легла в постель. В те времена, в конце XVII века, красные головные уборы считались вызывающими. И мораль сказки рассчитана не на маленьких детей. В 1845 году Ганс Христиан Андерсен написал сказку «Красные башмачки». В них девушка ослушалась советов и купила красные башмачки, и как только она их надела, ноги пустились в пляс и остановится было невозможно. В конце концов она попросила лесоруба отрубить ей ноги, после чего она умерла.

Красный день календаря

В римских календарях с 509 г. до н.э. повелось отмечать в календарях важные дни красным цветом. В средневековой Европе большие буквы и важные слова отмечали красным. Эта практика сохранилось и после того, как изобрели печатный станок. Позже праздники в календарях стали отмечать красным цветом. И отсюда сформировалось выражение «Красный день календаря», который означает важный день.

Красный Санта-Клаус

Образ Санты — это образ святого Николая, доброго священника IV века, который носил красные церковные одежды. Образ Св. Николая в Средневековье чаще всего был красным, хотя встречались и другие цвета. В Европе много лет был образ Санта-Клауса в коричневом, только в XIX веке красный стал основным цветом. А широко известный образ современного Санта-Клауса создал шведский иллюстратор Хэддон Сандблом. Его наняла компания Coca-Cola для разработки серии рекламных плакатов.

Розовый и голубой. Разделение на мужской и женский

Одевать малышей в голубое и розовое начали в середине XIX века в англоязычных странах. Причем мальчиков одевали чаще в розовое, а девочек в голубое.

В 1893 году New York Times опубликовала статью, в которой говорилось о таком правиле — мальчику всегда давать розовое, а девочке синее. В этой статье брали интервью у продавца магазина и та, объяснила такой выбор цветов тем, что жизненные перспективы мальчиков гораздо радужнее, чем у девочек и что девочек может заставить загрустить мысль о том, что всю оставшуюся жизнь ей предстоит провести женщиной. В 1918 году один из журналов пояснил, что это «общепринятое правило», поскольку розовый цвет более решительный и сильный, а синий более утонченный и деликатный. Это отчасти имеет логику, потому что розовый цвет является оттенком красного. А тот в свою очередь являлся цветом солдат в красных мундирах и был мужским цветом. А вот синий был традиционным цветом Богоматери.

До XX века сама идея того, что дети разных полов должны носить определенные цвета была странной. Мода эта существовала только в кругах аристократии и буржуазии, другие социальные слои одевали своих малышей в льняную белую одежду.

И уже к середине XX века розовое и голубое начинают использовать все слои населения, потому что появились красители, после которых ткани не выцветали после кипячения. В это же время и начинается повсеместное разделение. Розовый для девочек, а голубой для мальчиков.

А с 1970-х розовый стал общепринятым женским цветом.

Когда и как розовый стал женским цветом

Розовый своей популярностью среди женщин обязан таким историческим личностям как Диана Вриланд (редактор модных журналов), Эльза Скиапарелли (дизайнер модной одежды, создавшая понятие «прет-а-порте»), Дэйзи Феллоуз (дочь французского аристократа) и Мэрилин Монро. Они сделали ярко-розовый цвет популярным среди женщин XX века.

Сегодня имидж розового цвета связан с инфантильностью и сексуальностью. Это связано с тем, что розовые оттенки использовали художники для изображения обнаженных женщин, а их в искусстве гораздо больше, чем обнаженных мужчин.

Налог на розовый

Недавно обнаружилось ещё, что товары для женщин обычно стоят дороже, чем аналогичные продукты для мужчин и мальчиков. В ноябре 2014 года госсекретарь Франции по правам женщин Паскаль Буастар потребовала ответа на вопрос: является ли розовый цветом роскоши? Потому что выяснилось, что дисконтная сеть Monoprix продаёт упаковки из пяти одноразовых бритв розового цвета за 1,8 евро, а упаковку из десяти одноразовых синих бритв за 1,72 евро. Этот феномен получил название «розовый налог». Жизненные перспективы мальчиков по-прежнему более радужные?

 Источники:

Мишель Пастуро. «Красный. История цвета»

Л.Н. Миронова. «Цвет в изобразительном искусстве»

Кассия Сен-Клер «Тайная жизнь цвета»

Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *