Символика и история синего цвета

Синий цвет человек научился добывать и окрашивать им ткани и предметы быта достаточно поздно. Синий цвет отсутствовал в период палеолита и неолита. А так как он применялся очень редко, то и символика у него была достаточно скудная.

Даже после того, как человек научился получать синий, он всё рано уступал другим цветам в своей распространённости. Поэтому он не нёс практически никаких ассоциаций в мире, за исключением некоторых стран, вплоть до Средневековья.

 

Влияет ли язык на способность воспринимать цвет?

В большинстве европейских языков происхождение слова «синий» идёт либо от чёрного, либо от зелёного, но не от какой-либо реальной синей вещи. Древние египтяне любили синий цвет и у них было отдельное слово для него, а вот у китайцев, японцев и евреев не было специального слова для синего. У древних греков название для синего происходило от зелёного. В Древней Индии также отсутствовало поминание о синем цвете. Даже сегодня в таких языках, как корейский, вьетнамский, тайский, курдский и зулу есть противоречия в отношении синего и зелёного. Одной из причин является то, что зелёный и синий расположены рядом в спектре.

У телеканала BBC есть программа о цветовосприятии, к которой привлекли племя химба из Намибии.

В одном тесте членам племени дали некоторое количество зелёных квадратов, один из которых был окрашен в слегка другой оттенок зелёного. И они с лёгкостью определили его, в отличие от западных добровольцев. При этом члены племени не смогли отличить зелёный от синего.

Причиной этого являются условия, в которых они охотятся — утренний свет, дневной свет, сумерки и вечер. Поэтому им легче определить тона одного цвета, а для определения синего у них даже слова нет. Здесь можно сделать вывод, что, когда дело касается цвета, язык влияет на восприятие.

Синий цвет — это классика?

Синий цвет очень часто добавляют в классическую систему, ведь он привносит ощущение одухотворённости и торжественности. Он спокойный и не раздражает глаза. С помощью синего мы можем продемонстрировать цельность, глубину, самообладание и достоинство. Множество государственных учреждений выбирают по-прежнему синий цвет, ведь он олицетворение стабильности и ответственности. Классические синие оттенки дарят ощущение спокойствия, традиционности и подходит под очень многое, как в интерьере и графическом дизайне, так и в одежде.

Синий также является самым темным цветом, поэтому его можно увести в ощущения тайны и теней. Во многих культурах тёмно-синий цвет ассоциировался с чем-то мистическим, отражал запредельные миры. Эти миры могли понимать только просвещенные, поэтому синие оттенки наделялись сакральностью и не использовались людьми в обыденной жизни.

Синий цвет у многих народов символизировал небо и вечность. Также он был символом доброты, верности и постоянства. Например, в геральдике синий цвет означал четность, добрую славу и верность. Англичане истинных протестантов называли «синими». Также всем известное словосочетание «голубая кровь» говорила об аристократическом происхождении. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий цвет служил цветом печали, горя и ассоциировался с бесовским миром. В старинных преданиях есть описания чёрных и синих бесов.

Синий цвет выбирают, чтоб произвести впечатление стабильности и традиционности в графическом дизайне. В одежде это цвет униформы и строгости. Джинсы ведь тоже стали уже своего рода классикой?

Гёте писал о том, что синий является пассивным цветом и антиподом жёлтого. Синий самый тёмный в спектре, самый серьёзный, печальный и тоскливый. Синий цвет с одной стороны может успокаивать, но, когда его слишком много, может действовать угнетающе.

Смысловая нагрузка синего цвета

Если изначально синий цвет не имел особой смысловой нагрузки, то после периода Средневековья он начинает её приобретать. Синий — это цвет Девы Марии, эмблематический цвет короля Франции и короля Артура, символический цвет королевской власти и просто модный синий всё чаще начинают ассоциироваться с такими понятиями, как радость, любовь, верность, покой и утешение. К концу Средневековья он становится прекрасным и благородным.

Синему цвету начнут противопоставлять красный и они станут антагонистами. Это противопоставление просуществует до наших дней.

В обиходе очень часто синий цвет употреблялся как негативный. Например, в Нидерландах неверную жену называли «синим плащом», а во Франции «синей юбкой» называли, наоборот, жертву супружеской измены. Выражение «синяя лодка» означало колымагу для дураков. В мусульманской Индии синий и голубой означали печаль и траур. В русской поэзии синий и голубой были символами страдания, порока и греха. Но это относится только к цветам, которыми красили тело человека, и которые не имели отношения к естественным природным. У Блока синий цвет выступал цветом сумерек, тайны, холода и печали.

Комнаты синего цвета кажутся более просторными, но в тоже время пустыми и холодными.

Кандинский считал, что главное свойство синего — его глубина. Синий вызывает серьезные мысли и чувства.

Синий цвет, который близок к небесному и создаёт ощущение покоя, но когда он становится темнее и ближе к чёрному, то создаёт ощущение печали. А чем светлее синий, тем больше он становится беззвучным, пока не уйдёт в белый, цвет покоя.

Сегодня психологи установили цвета, которые у потребителя вызывают ощущения элитного товара и среди них есть синий. Также туда вошли чёрный, белый, красный и золотой. Дизайнеры очень часто применяют в упаковке синий или чёрный в сочетании с золотом для элитного сегмента. А вот голубые оттенки часто используют, чтобы подчеркнуть свежесть продукта.

В английском языке есть выражение «синее настроение» (feeling blue), которое означает грустное меланхоличное настроение. В конце XIX века в США появился жанр музыки, в котором бедные чернокожие пели о своей тяжёлой судьбе, о проблемах, о безответной любви и нежелательной беременности и прочих подобных грустных темах. И вот выражение о синем настроение идеально подошло для подобных музыкальных композиций и так на свет появился блюз. А ещё в США фильмы для взрослых называют синими, а вот почему так повелось не совсем понятно. Есть несколько версий, начиная от «синих законов» для пуритан в XIX веке, заканчивая синей тюремной робой и синей подсветкой в стрип-клубах.

В исламских странах существует негативная ассоциация, связанная с голубыми глазами. Считается, что таким людям доверять нельзя. Это появилось ещё в доисламские времена, скорее всего, потому что люди с таким цветом глаз практически не встречались у арабов и поэтому, когда они видели такого человека, то это, скорее всего, был чужак, а с чужаками надо вести себя очень осторожно. Беспокойство по поводу голубых глаз встречалось и в Центральной Азии, они тоже почти не встречались у местного населения и вообще, голубые глаза считались некрасивыми. И чтоб защититься от сглаза носили амулеты в виде голубых глаз. Голубые глаза характерны для жителей северной и восточной Европы и появились менее 10 000 лет назад в этих регионах. Потом они распространились по другим территориям вместе с расселением европейцев. Сегодня количество голубых и серых глаз уменьшается во всем мире.

Откуда пошло выражение «Синий чулок»

Известное выражение, относящееся к высокообразованным женщинам, которых называют «синими чулками» берёт свои корни с конца XVII века. В тот период мужчины носили чёрные чулки из шёлка, но иногда надевали более дешёвые и менее формальные синие чулки. К середине XVIII века мужчины и женщины надевали синие чулки на литературные встречи, которые организовали три женщины. Они стали известны как Общество Синих Чулок. И этих хорошо начитанных женщин назвали Леди в синих чулках.

Древние красители синего цвета

Греки и римляне редко красили ткани в синие цвета, а вот кельты и германцы гораздо чаще. Использовали они вайду, или синильник. Процесс получения краски был долгим и сложным. Народы Ближнего Востока завозили из Азии и Африки индиго, которое добывали из растений Индигоноски, но оно не росло в Европе. Краситель индиго давал более насыщенный синий цвет, в отличие от вайды. В тех местах, где росла индигоноска, синюю ткань получали ещё во времена неолита. Популярностью пользовалось растение, растущее в Индии, поэтому оно стало экспортным. Поэтому стоило дорого.

Вайда, индигоноска и лазурит

Греки и римляне знали краситель, который привозили из Индии, отсюда и происходит его название. Помимо этого использовали минерал — лазурит. Из него научились создавать красивый синий цвет. Получение красителя было сложным и долгим процессом, его очищали с помощью воска, затем измельчали и вымачивали. Краска не годилась для больших поверхностей, её применяли только локально. Также придумали замену лазуриту — медную лазурь. Но этот краситель не был таким стойким и часто становился зеленым или чёрным со временем.

В древности люди также научились создавать искусственные красители синего из медных опилок.

Оттенки синего и их особенности

Ультрамарин — термин означает «из-за моря», потому что его привозили издалека. Краску делали из полудрагоценного камня — ляпис-лазури, — который встречается только в Чили, Замбии, в нескольких рудниках Сибири и в Афганистане.

Самые большие поступления происходили с территории Афганистана, из одной из шахт, которая называлась — Место камня. Вплоть до XVIII века в Европу привозили ультрамариновый пигмент из шахт современного Афганистана, которые находятся недалеко от долины Бамиан.

Ультрамарин Афганистана

Именно там находились когда-то самые известные изваяние Будды, украшенные орнаментом ультрамаринового цвета. В марте 2001 года правительство талибов взорвали статуи динамитом, объявив их фальшивыми идолами. Сегодня это место является труднодоступным, но когда именно там проходил Великий шёлковый путь, по которому доставляли ультрамариновый пигмент.

Долина Бамиан. Афганистан

Ляпис-лазурь по своему составу является смесью различных минералов. Египтяне использовали лазурит как камень, но не как пигмент. Синюю краску создавали из растертого в порошок стекла.

Кобальт — пигмент, который добывали в Персии, был не настолько ценен как ультрамарин, но тем не менее также значим. Сама по себе это не плохой металл, у которого есть интересные свойства. В XVII веке люди обнаружили его способность менять цвет при нагревании и использовали кобальт в качестве невидимых чернил: когда вроде бы пустой лист бумаги нагревали над огнём, он волшебным образом зеленел там, где были нанесены знаки секретного послания.

В течении многих лет кобальт использовался в качестве ингредиента смальты — пигмента, который делался из измельченного синего стекла с 1500-х годов.

Персы первыми поняли, насколько хорошо кобальт в качестве глазури и  использовали его для голубых плиток своих мечетей, изображающих небеса.

Китайцы очень хотели получить такой краситель, поэтому на протяжении четырёхсот лет меняли зелёный на синий.

Тем не менее, несмотря на то, что кобальт обнаружили давно, его не использовали в качестве краски для холста. К примеру, у Яна Вермеера не было кобальта, поэтому он для своих картин использовал другие синие цвета.

 

Британская лазурь. В 1704 году берлинский красильщик Дизбах собирался получить красную краску стандартным методом из кошенили и сульфата железа, с применением щелочи. Но оказалось, что щёлочь закончилась и он попросил немного у своего начальника. Тот дал ему щёлочь, которая уже использовалась для очистки животного масла, но Дизбах этого не знал. И к своему изумлению обнаружил, что он получил не красную краску, а синюю. Оказалось, что смесь содержала кровь, в которой присутствует железо. Дизбах невольно создал ферроцианид железа, который назвали «Берлинская лазурь». Новый состав сразу обрел популярность, особенно в качестве краски для дома. Спустя 40 лет берлинская лазурь изменила архитектуру и дизайн, став основной промышленного фотокопирования. Джон Гершель был химиком и астрологом, а также первым англичанином, который занялся фотографией. В 1842 году он понял, что если нанести узор на кальке поверх светочувствительной бумаги и посветить на них лампой, то кусочки бумаги, н защищенные темными линиями, изменят свою химическую формулу. Они будут незаметно преобразовываться из железо-аммонийного цитрата в цитрат железа-аммония. Если затем бумагу окунуть в чан с ферроцианидом калия, участки с цитратом железа-аммония превратятся в берлинскую лазурь, в то время как участки с желео-аммонийным цитратом останутся нейтральными. Получившийся призрачный узор из белых линий на синей бумаге был назван «синькой», и значение этого слова стало обозначать любой чертёж, независимо от того, был ли он выполнен в фотокопируемой форме, или нет.

Британская лазурь

Индиго в переводе с греческого означает «Из Индии». Скорее всего выращивать индиго начали более пяти тысяч лет назад в долине Инда, а потом, как это часто бывает, индиго распространился по всем частям света. Европа была знакома с индиго ещё со временем Древней Греции и Рима. В последствии индиго составил конкуренцию такому красильному растению как вайда, из которого также получали синий цвет. Вайда настолько быстро распространяется и растёт, что его считают сорняком и в некоторых американских штатах вайду запретили выращивать. А задолго до этого вайду использовали для окраски тела перед битвами кельты и британцы. Производство и окрашивание было очень дорогостоящим процессом, и некоторые производители и красильщики зарабатывали очень приличные деньги. И это всё приводило в их противостояние между собой.

Между индиго и вайдой были ожесточенные «битвы», такие, что даже в 1609 году французское правительство ввело смертную казнь за использование индиго вместо вайды. В Германии красильщики заявляли, что не используют «дьявольскую краску», говоря об индиго. Но проблема заключалась в том, что после завершения процесса окраски невозможно было определить, какая из синих красок была использована, так что защитникам вайды приходилось полагаться только на честное слово красильщиков. В Англии лоббисты получили сертификат о том, что индиго является ядовитым, что, конечно же, на самом деле не так. Но, индиго был запрещён до 1660 года, хотя его особо никто и не соблюдал.

Кроме того, в самой Индии использовали синие красители, чтоб сделать чёрную ткань более стойкой от выгорания, а белой одежде давали «новую» жизнь с помощью синьки.

Очень часто красильщики смешивали индиго и вайду для получения синих цветов. Например, ещё в 1930 годах в Великобритании использовали смесь вайды и индиго для окрашивания полицейской формы.

Синий цвет в Древнем Египте

Египтяне верили, что синий цвет приносит благополучие и отгоняет злые силы. Они использовали синий цвет в погребальных ритуалах, чтоб он защищал усопшего в потустороннем мире. Такие же свойства они назначили и зелёному цвету.

Синий цвет — это цвет неба, водных глубин, тёмных лесов, горных вершин, отражающих синеву неба. Синий это цвет места, где обитают боги и ангелы, солнце, луна и планеты.

Синий цвет в Древнем Египте был цветом неба, где обитает Амон-Ра.

Египтяне расписывали потолки храмов в виде синего фона с золотыми звёздами, летящими птицами, знаками луны и солнца. Камень лазурит был самым любимым и распространённым в украшениях и в изделиях ремесленников. Этому камню придавали магический смысл. Также было высоко развито производство изделий из фритты — ярко-голубого фаянса. Египтяне противопоставляли синий цвет золоту и охристым цветам. Вообще любовь к синему это отличительная черта древних египтян, они любили и применяли синий гораздо больше, чем другие народы. Синий был цветом самого Амон-Ра и его часто изображали с синей кожей или волосами. Египтяне верили, что синий цвет развеивает зло и приносит процветание. Позднее они начали носить талисманы с синими бусинами, веря, что они их защищают. На папирусах они писали египетской синью, вырисовывали её иероглифы на стенах и покрывали синей глазурью погребальную утварь и расписывали гробы. Египетская синь — это пигмент. Химическое имя этого пигмента — кальциевый силикат меди. Для производства этого пигмента использовали мел или известняк, медьсодержащие минералы, такие как малахит. В зависимости от степени помола цвет мог быть тёмным как ляпис-лазурь, или светлым как бирюза.

В Древнем Египте примерно с 2400 года до н.э. начали вплетать тонкие полоски синей ткани в льняные убранства мумии. Одно из тронных облачений было обнаружено в гробнице Тутанхамона, и оно было почти полностью цвета индиго.

Синий цвет у североамериканских индейцев

Система мира у них была очень упорядочена и основой мироздания было число 4. Мир имеет четыре стороны света и с каждой стороной связан определенный цвет и состояние. Например, у чероков север был синий и означал поражение. У многих племен древности, не только Северной Америки, но и Индонезии, Африки и других примитивных народах к основной триаде — чёрный, белый, красный — часто добавляли либо синий, либо жёлтый цвет. Иногда синим заменяли чёрный, а жёлтым заменяли белый.

Добавление четвёртого цвета к основному спектру чаще всего говорит о следующей ступени развития, и служит показателем духовного и интеллектуального развития.

Синий цвет у африканских племён

Юноши-туареги в Северной Африке во время обряда перехода во взрослых мужчин, получают головные уборы-шарфы цвета индиго. Самые авторитетные члены племени носят самые яркие оттенки индиго.

Синий цвет в Древнем Китае

Вместе с развитием искусства, развивается космическая система и цветовая. В Древнем Китае основным числом становится число 5. Помимо четырёх сторон света выделяется отдельно центр земли, и всем им соответствуют времена года, вещества, небесные тела и мифические животные.

Космическая система Древнего Кита выглядит так:

  1. Зелёный-синий: весна – дерево-восток-Юпитер-Дракон
  2. Красный: лето-огонь-юг-Марс-Феникс
  3. Белый: осень-металл-запад-Венера-Тигр
  4. Чёрный: зима-вода-север-Меркурий-Черепаха и Змея
  5. Жёлтый: конец лета-земля-центр-Сатурн

Синий цвет, как и зелёный, в Древнем Китае любили и применяли часто в искусстве и архитектуре.

В целом синий цвет не был позитивным, например, клеветника в Древнем Китае называли «синей мухой». В мифах очень много злобных и опасных существ имели синее лицо или тело, к примеру Лэй-гун, бог грома. Сан-лю, помощник злого духа Гун-гуна, был пепельно-синего цвета и являлся жестоким и жадным.

 

Синий цвет в Японии

В японском театре Кабуки злодеи и дьяволицы носили грим синего цвета.

Японский писатель Кобо Абэ воспринимает синий как знак смерти, отчуждения человека от общества и самого себя, этот цвет внушает самые пессимистичные ассоциации.

Синий цвет в Древней Индии

В Индии также сначала была троичная система цветов, а позже возникла пятеричная. И та, и другая описаны в упанишаде I тысячелетия до н.э. в этой упанишаде красное, белое и чёрное названы сущностями или «образами» всех вещей, т.е. приравнены к божествам. В той же упанишаде описана и более абстрактная система цветов, больше связанная с ведическим культом, чем с философией природы. И там основными сущностями названы солнечные лучи. Они окрашены в такие цвета: красный, белый, чёрный, очень чёрный и невидимый. Синий цвет не имел священного значения.

Многих богов индуистского пантеона, включая Кришну, Шиву и Раму, изображают с кожей небесного цвета, который символизирует их родство с бесконечностью.

Если тело Кришны приобретает синюю окраску, это означает, что цикл земной истории подходит к концу и нужно ждать гибели этого мира.

В Индии из-за кастовой системы людям приписывались определённые цвета. Синий цвет считался цветом касты шудр (неприкасаемых), поэтому считался нечистым. Доходило до того, что если брамин (высшая каста) каким-то образом, даже случайно, касался даже красителя индиго или растения, то он терял свой статус. Но женщины всегда были на низшей ступени, даже если рождены в высшей касте, и им разрешалось контакт с синим цветом. В то же время считалось, что синий отгоняет зло, потому что только что-то мерзкое способно отогнать «дурной глаз», поэтому матери надевали на детей синие браслеты.

Айшвария Рай из касты Шудры

Также ещё один парадокс — синий цвет в Индии символизировал высшую мудрость, и молитвенные свитки писали синим цветом. Считали, что это цвет «третьего глаза» и он усиливает интуицию.

В индуистской Индии синий цвет считается счастливым цветом Кришны. Это бог, который танцует по всему миру, любя и веселясь. В Индонезии, на острове Ява, синий цвет использовали, чтоб продемонстрировать благородных персонажей.

Синий цвет на Ближнем Востоке

В Древней Месопотамии синий и голубой являются доминирующими цветами в архитектурной полихромии. Самые известные синие глазурованные кирпичи мы встречаем у стен городов и зданий, на воротах, зубцах храмов, которые имеют облицовку. Зиккураты Вавилона состояли из семи этажей и последний этаж был облицован голубыми кирпичами, чтоб сливаться с небом.

В Средние века на территории Ближнего Востока и Средней Азии синий и голубой цвет применяли в большом количестве. Они не только «охлаждали» визуально, но и хорошо гармонировали с окружающими желто-оранжевыми песками.

Синий цвет в Древней Греции

Греки не очень ценили синий цвет, хотя и использовали его иногда в полихромной архитектуре как фон для скульптур. У них основными цветами были красный, жёлтый, чёрный и белый.

В эпоху ещё архаичной Греции, например в произведении Гомера «Одиссей и Илиада», описания цветов совсем не такие, как у нас. Ведь раньше люди называли не по цветам, а по насыщенности, яркости, блёклости цвета. Поэтому цвет описывался как светлый, но это мог быть абсолютно любой оттенок — красный, желтый или зелёный. В прошлом важнее была его характеристика.

Синий цвет в Римской империи

Римляне не очень любили синий цвет. Он ассоциировался у них с Востоком, варварами, поэтому синий был цветом мрачным. Плиний Старший писал, что лучшие живописцы используют только четыре краски — черную, белую, красную и жёлтую. Исключением является только мозаика. В мозаике синий использовали для воды или как фон. А иногда синий цвет символизировал свет. Но тем не менее, в латинском языке очень сложно уловить именно синий цвет, как и древние греки, римляне предпочитали использовать слова, которые обозначают характеристики цвета, а не тон. Цвет варваров, германцев и кельтов, которые применяли синий для окрашивания тела, чтобы устрашать врагов (по сведениям Цезаря и Тацита), вызывал у римлян либо равнодушие, либо враждебность.

В Риме синюю одежду считали ещё и эксцентричной, и носили ещё в качестве траурной. Темный синий ассоциировался с загробной жизнью и со смертью. Голубые глаза тоже не жаловали. У женщин они считались признаком склонности к пороку, а голубоглазые мужчины воспринимались женоподобными или смешными. В театрах использовали голубые глаза для создания комических образов. А если к голубым глазам добавить рыжие волосы, тучность и огромный рост, то получится крайне неприятный варварский образ. Это всё считалось изъяном в Римской империи.

Синий цвет в эпоху Средневековья

Средневековая культура связана с единобожными религиями — буддизмом, христианством и исламом. Это отразилось и на системе и восприятии цвета.

Здесь цвета поделены на три ступени. Главный цвет — максимально светоносный — это белый. На второй ступени расположены цвета, которые несут в себе отблеск божественного сияния — желтый, красный и синий. Третью ступень занимают цвета «земные», связанные с нижней сферой мира. Это зелёный, чёрный и фиолетовый. В культуре ислама зелёный цвет настолько значим, что его поместили «на небеса» и он стал главным. И остальная иерархия цветов не сильно выражена.

Серый и коричневый считались погасшими цветами, поэтому совершенно не ценились в эпоху Средневековья.

Синий по-прежнему остаётся в своей позиции — не очень любимого и не очень значимого цвета. Важными цветами остаются те же, что и в период Античности — чёрный, белый и красный. Также по популярности его обходит зелёный. Синий цвет не значит практически ничего, его иногда упоминают как цвет неба.

Синий цвет все же используют и применяют в текстиле и обиходе. Чаще всего это будет одежда простолюдин и крестьян. Либо потомков варваров, потому что германцы и кельты использовали и применяли синий цвет часто. Также от слов, обозначающих синий, не было образовано ничего в географических названиях, символике, именах и так далее. Но зато различные название создавались от слов, обозначающих красный, черный и белый цвет. И так продолжалось до XII века.

Во времена Каролингской эпохи синий начал часто встречаться как цвет фона на миниатюрах, иногда как цвет одежды некоторых персонажей. Но это был не яркий и насыщенный синий цвет, а приглушенный темно-синий. К XII веку синий становится светлее и начинает играть более важную роль в изображениях. Он уже гораздо больше, чем просто приглушенный фон. Но всё ещё были сильны позиции прошлого, отношение к цвету было двояким. Всё дело в том, что шли споры — что есть цвет и как он связан со светом. Потому что если цвет — это свет, то ему нужно присутствовать в церкви. Но если цвет всего лишь материя, то ему не место в святых местах, ведь он тогда всего лишь украшает, наводит лишнюю суету и отвлекает.

Но начиная с XII века судьба синего цвета кардинально меняется на противоположную. Синий цвет становится модным, аристократичным, а некоторые авторы называют его даже прекраснейшим из цветов. Его начинают больше носить, использовать в художественном творчестве. Это говорит о том, что поменялись социальные коды и восприятие многих вещей. В общем, произошли изменения.

В Византии в ранних памятниках раннехристианского зодчества в куполах изображали небо синим цветом, а не золотым. Ультрамарином и берлинской лазурью украшали средневековые христианские книги. Иисуса Христа и святых изображали в сини одеждах, потому что они небожители.

В средневековой Европе очень ценился сапфир.

Синий цвет присутствовал раньше в не очень больших объемах, его предпочитали применять в раннехристианских мозаиках и в миниатюрах эпохи Каролингов. И всё это время он был вспомогательным цветом.

С XII века Дева Мария начинает появляется на изображениях в синем цвете, и он превращается в один из её атрибутов. Раньше Деву Марию изображали в темных оттенках самых разных цветов, потому что цвета должны были символизировать траур и скорбь. А вот когда её начали изображать в синем цвете, то он уже не был тусклым и тёмным, он становится жизнерадостным. В эпоху барокко цвет снова поменяется, её начнут изображать в золотом, потому что это цвет золота начнёт восприниматься как сияние божественного света. А потом цветом Богоматери станет белый цвет, как символ чистоты и девственности.

Около 1140 года начинается реконструкция базилики Сен-Дени и мастера витражей создают там потрясающий синий цвет, который так и прославился как «Синий цвет Сен-Дени». Затем эти же мастера переберутся на другие строительные площадки и появятся такие цвета, как «Синий цвет Шартра» и «Синий цвет Ле-Мана».

Витражи Сен-Дени

А затем эти оттенки синего распространятся по многим другим соборам. Конечно, оттенки синего очень сильно зависели от того, с каким сырьём работали и синий цвет Сент-Шапель отличался очень сильно от синего цвета романской эпохи.

Сент-Шапель

Следом синий цвет перебирается с витражей на церковную и домашнюю утварь.

В период Средневековья синий цвет считался не просто тёплым, а даже самым тёплым из всех цветов. «Остывать» он начал с XVII века и только в XIX веке за ним закрепился статус «холодного» цвета.

Синий цвет в геральдике

Начиная с середины XII века синий цвет, его называли лазурь, начал появляется всё чаще и чаще в гербах. К 1200 годам лазурь встречалась у 5% гербов, а после 1250-х гг. цифра доходит до 15%. К 1300-м годам количество синего достигло 25%, а к 1400-м годам все 30%. Получается, что к XV веку каждый третий герб Европы включал в себя синий цвет.

Синий цвет в геральдике впервые появился у короля Франции в XII веке. Это был лазурный щит, усыпанный лазурными лилиями. Король Франции был единственным, на чьём гербе присутствовал синий цвет. Скорее всего он был выбран из-за того, что покровительницей французского королевства была Дева Мария, а её цветом стал синий. В XIII веке авторитет французского короля очень сильно возрастает, что знатные семейства начинают также вводить в свою геральдику синий цвет.

Королевский синий

Синий со временем выходит за пределы гербы. Этот цвет начинают применять во время коронаций, посвящениях в епископский сан и во время других церемоний не только в тканях, но и в одеждах. Распространяется мода на синий цвет.

Прогресс в окраски тканей достигает новых вершин, начали получать различные светлые и яркие оттенки синего, что также послужило его распространению. Теперь синий это красивый цвет, а не тусклый, темный и приглушенный. Раньше такие оттенки синего использовали ремесленники и крестьяне для работы, теперь же в синий цвет облачаются аристократы и патриции. В 1230—1250 годах даже короли начинают надевать синее. За ними повторяют придворные. Синий цвет не сразу прижился на разных территориях. В германских государствах и в Италии короли продолжали носить императорский пурпур. К концу Средневековья синий цвет становится повсеместно цветом королей, князей, феодалов и патрициев. А красный остался лишь как символ императорской и папской власти.

В XIII веке началась борьба между красным и синим, а точнее между торговцами мареной (из которой делали красный цвет) и торговцами вайдой (из которой делали синий цвет). В Тюрингии торговцы мареной даже попросили витражных мастеров изобразить чертей в синем цвете, чтоб дискредитировать новую моду. В Германии и в славянских странах, на фресках уже не черти, а сам ад изображен в синем цвете, как обитель скорби и плача. Вот как важно было дискредитировать новый модный цвет. Но никакие уловки не сработали. Синий цвет опережает красный и смещает его с пьедестала.

Высокоморальный цвет

В XV—XVII веках синий цвет начинает вести борьбу с чёрным. Здесь огромную роль сыграла Реформация, которая решала какие задачи должен выполнять цвет в обществе, в художественном творчестве и в религиозной обрядности. В этот период также существовала мода на чёрный цвет, который настоятельно приписывали носить. В 1360—1380 гг. красильщики сумели получить красивый насыщенный чёрный цвет, в этом история очень похожа на историю с синим. Появлению красивого чёрного поспособствовали новые требования общества, на которых настаивала Реформация.

После эпидемии чумы в 1346—1350 гг. в западно-христианском мире всё чаще стали издаваться законы против роскоши и предписания о том, какую одежду нужно носить для разных слоёв общества. Некоторые законы просуществуют вплоть до XVIII века. Причины таких ограничений лежали сразу в нескольких плоскостях. Первая причина была экономической, необходимо было ограничить расходы на одежду для всех слов населения, так как эти траты были непродуктивными. У некоторых знатных и королевских особ траты на одежду доходили просто до безумия. Некоторые тратились на модную одежду так, что влезали в долги или разорялись. Также нужно было переориентировать экономику, простимулировать местное производство и перестать привозить предметы роскоши издалека. Вторая причина носила моральный характер. Нужно было вести христианский образ жизни, который требует скромности. Началась борьба за моральность, а там в первую очередь попадают под удар молодые люди, которые любят все новое, эксперименты и хотят яркой жизни. А также женщины, которые тоже любят красивую одежду и украшения. Морализаторы, конечно же, очень не любят перемены, нововведения и новизну. И третья причина появления законов о запрете роскоши — идеологическая. Она же и самая основная. Эти законы стали средством сегрегации, каждый обязан носить одежду, соответствующую полу, сословию, рангу и заслугам. Разные классы общества не должны быть смешаны, поэтому нужно создать между ними барьеры. По одежде можно было распознать человека, принадлежащего к тому или иному классу. А разрушить подобные барьеры — значит нарушить порядок Господа. С тех пор одежда стала регламентироваться происхождением человека, его уровнем доходов, возрастом, родом занятий, социальной и профессиональной принадлежностью. Также был регламент на количество вещей в гардеробе, из какой они ткани, как сшиты, наличие украшений и, конечно же, цвет самой одежды. Законы против роскоши также затрагивали всё, что окружало его — посуду, мебель, предметы обихода, кареты, слуг и домашних животных.

Какие цвета предписывались, а какие запрещались. Некоторые цвета запрещались для конкретных социальных слоев населения по причине того, что красители были слишком дорогими, соответственно и одежда из подобных цветов тоже. Например, в Италии «алое венецианское сукно» изготавливалось из очень дорогой кошенили, поэтому разрешалось только князьям и сановникам высокого ранга. Но чаще всего в предписаниях были цвета, которые нужно носить и здесь речь шла о самом цвете, а не красящем веществе или ткани. Предписанные цвета должны быть насыщенными и яркими, а не блеклыми и нежными, потому что они являлись отличительной чертой, как положительной, так и отрицательной, например, позором или бесчестием. Дискриминационную функцию выполняли 5 цветов: чёрный, белый, красный, зелёный и жёлтый. Синий не фигурировал ни в одном из предписаний. Также его не было и в богослужебных цветах. В тот период синий ещё не был модным цветом, и так как он «не принимал участие в законах и предписаниях», говорит о том, что его роль в жизни общества была столь незначительной, что синий не мог служить каким-то знаком отличия. Его было слишком мало в жизни людей. Возможно это обстоятельство послужило тому, что вскоре синий цвет станет морализаторским и его можно будет носить всем слоям населения. Кроме одежды синий проникает во все сферы жизни общества.

Синий в XVIII веке

Отношение к цвету очень сильно поменялось после опытов и открытий Исаака Ньютона, когда появилось научное обоснование цвету, составлен спектр и все цвета были разложены по кругу. В следующем столетии появляются новые красители, расширяются возможности художников, и палитра красок становится больше. К концу XVIII века мир красок уже не тот, что был в начале столетия. Начинают выпускаться различные таблицы, схемы и шкалы по управлению цветом, его укротили. Цвет потерял свою прежнюю загадочность. На передний план стали выступать красный, синий и жёлтый. С их помощью можно было получить все остальные цвета и оттенки. Чёрный и белый были изгнаны из палитры цветов. Зелёный цвет, как цвет смешивания синего и жёлтого, опустился в своей иерархии. Хотя ранее он считался «первичным». В этот период все цвета вступают в новую фазу своей истории.

Синий в XVIIIXX веках

Синий цвет стал значимым в XII-XIII веках, именно тогда он стал цветом Пресвятой Девы и королевским цветом. Синий стал конкурентом красному, и они со временем начали делить между собой первенство. В различных областях они выступали антагонистами друг друга. Например, цвет праздничный/цвет высокоморальный, цвет материальный/цвет высокодуховный, цвет, бросающийся в глаза/цвет ненавязчивый, цвет мужской/цвет женский. Но к XVIII веку эта тенденция сходит на нет, потому что на первый план выходит синий, который становится самым распространённым цветом и самым любимым. Таким он остается и по сей день, превосходя все остальные.

И этот триумф синего готовился очень долго. В XII веке его начали восхвалять богословы, затем его открыли для себя художники. В XIII веке красильщики сумели получить яркий и насыщенный синий цвет. С середины XIV века синий занял почетное место в геральдике. В XVI веке Реформация дала ему значение высокоморального цвета. В XVIII веке за счёт распространения натурального красителя индиго, который до этого был малодоступен, синий цвет становится очень популярным. Также появился новый искусственный краситель – берлинская лазурь, с помощью которого можно было получать множество оттенков как в тканях, так и в живописи. И наконец, появилась новая символика цветов, где синий занял почётное место. Он стал символов прогресса, просвещения и желанных свобод человечества. И со временем любовь к синему только усиливалась.

В XVIII веке, после появления новых красителей, мода на синий цвет распространилась по всей Европе, но больше всего в Германии, Англии и Франции. Этот цвет чаще всего использовался в придворном и городском костюме, наряду с чёрным и серым. Голубые оттенки носили в основном крестьяне, потому что красили ткань кустарным способом, она выгорала на солнце и линяла с каждой стиркой. Поэтому у них и получались в итоге серо-голубые оттенки. Но в XVIII веке возникает мода на голубой среди знати, сначала его начали носить женщины, а потом мужчины. В некоторых странах мода на голубой, среди буржуазии, продлится до XIX века.

Мода на синее нашла своё отражение в литературе эпохи Просвещения. Гёте одевает своего персонажа Вертера в сине-желтый костюм. И после этого распространилась мода на «вертеровский» синий фрак по всей Европе. В 1788 году Гёте решил написать фундаментальный труд по цвету. Он считал, что теория Ньютона ошибочна, и цвет — это нечто живое и по своей сути близкое к человеку. По Гёте цвет невозможно свести к математическим формулам. Гёте заявил, что цвет, на который никто не смотрит, — это цвет, которого не существует. Трактат «Учение о цвете» был издан в 1810 году, но Гёте вносил в него изменения до самой своей смерти в 1832 году. В своём труде Гёте превозносит синий и зелёный цвет. Эти идеи подхватывает течение романтизма, которые тоже воспевают синий цвет, но самым лучшим из оттенков считают голубой. Повсюду голубой цвет наделялся всеми поэтическими достоинствами. Он стал цветом любви, мечты и меланхолии. Отсюда пошли многие выражения, поговорки в европейских языках, например, название музыкального течения блюз, (что изначально было сокращением от «синих демонов», но потом заимствовано во многие другие языки.

Вертер в фильме. Круг Гёте

В конце XVIII веке синий был не только романтичным цветом, но и политическим. Эта символика появилась во Франции, где синий был патриотичным и военным цветом. За несколько столетий синий стал цветом Франции. Синий цвет сегодня присутствует на флаге Франции, при этом в безветренную погоду это единственный цвет, который видно. Синий на флаге имеет историческую подоплёку, ведь король Франции имел герб в виде лазурного щита с золотыми лилиями, который появился ещё в XII веке. Синий во Франции стал цветом монархии, затем цветом государства и правительства, а сегодня цветом нации.

Великая французская революция не только дала жизнь триколору, но и на некоторое время одела солдат в синюю форму. Тем самым, синий цвет стал цветом защитников Республики, затем умеренных республиканцев, а потом цветом либералов и даже консерваторов. Примерно такой же путь прошёл синий цвет в других европейских странах.

Со временем синий стал политическим цветом, а впоследствии цветом, противоположным «красным» коммунистам.

Синий в одежде

Постепенно с XVIII века синий стал любимым цветом одежды всех слоёв населения. Апогея своего он достиг в эпоху Просвещения, затем немного ослаб во времена революций и в XIX-XX вв. уступил первенство черному цвету как в мужском, так и в женском костюме. С 1920-х годов начался снова модный бум на темно-синие оттенки. Многое из того, что было чёрного цвета, становится синего, например, униформа — военная и гражданская. Во многих странах гвардейцы, полицейские, жандармы, моряки, военнослужащие, таможенники, почтальоны и другие оделись в темно-синюю униформу. Популярность синий цвет вернул себе между первой и второй мировыми войнами. Синий снова носят все слои общества. Ну и конечно, вклад в популярность синего цвета внесли в 1950-х гг. — джинсы.

 

Синий — самый любимый цвет

После Первой мировой войны в Европе и Америке проводили опрос о любимом цвете, и половина опрошенных назвали синий. Около 20% опрошенных назвал зелёный любимым цветом. 8% выбрали белый цвет, и ещё 8% предпочли красный. Таковы были результаты опросов взрослого населения. Дети же, наоборот, в большинстве случаев предпочитали красный цвет, затем жёлтый и только потом синий. Только дети от 10 лет и старше отдавали предпочтение холодным цветам. Эти исследования проводят чаще всего в маркетинговых целях. Но тем не менее, и они являются по своей сути не очень обоснованными. Ведь здесь возникает вопрос, как определить любимый цвет вне его контекста? Любимый цвет в одежде может отличаться от любимого в интерьере или выборе цвета автомобиля. Что значит «предпочтение» цвета другим цветам? На какие стороны жизни это распространяется?  Как на выбор влияет социум, культура, маркетинг, профессиональная деятельность и прочие составляющие?

Несмотря на много спорных вопросов и неточности в ответах респондентов, всё-таки некоторые закономерности есть. Например, то, что спустя многие годы европейское общество по-прежнему отдаёт предпочтение синему цвету. А на втором месте идёт зелёный. Эти результаты, конечно же, зависят от страны. Исключением является Испания, Латинская Америка и страны Азии. В Японии самым любимым цветом, у 30% опрошенных, оказался белый цвет, 25% выбрали чёрный цвет и 20% отдали предпочтение красному.

Современный синий

Сегодня синий цвет остаётся самым популярным и самым продаваемым цветом. И здесь дело не в его значении или символике, а скорее наоборот, в его «размытой» символичности. Этот цвет не вызывает каких-то сильных эмоций и переживаний, синий спокойный, миролюбивый, ненавязчивый.

Синий цвет логотипа выбрали себе многие мировые компании и международные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, Европейский союз и т.д. У синего цвета сформировалась символика объединения и сотрудничества.

Художник Ив Кляйн и его синий цвет

Французский художник Ив Кляйн в 1960-х гг. запатентовал формулу международного синего цвета. Сотрудничая с одним из химиков, Ив Кляйн разработал специальный смоляной состав для смешивания, потому что при использовании необработанного порошкового ультрамарина цвет получался тусклым. Смешивая свой состав с искусственным ультрамарином он получил цвет близкий к самому минералу.

Источники:

Мишель Пастуро. «Синий. История цвета»

Виктория Финли «Цвет. Захватывающее путешествие по оттенкам палитры»

Л.Н. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Жан-Габриэль Косс «Цвет. Четвёртое измерение»

Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *