Символика и история чёрного цвета

Чёрный цвет — один из первых, который получил человек. Тьма и ночь сопровождали человечество всегда, она пугала, поэтому черный был мрачным цветом. Также различные религиозные и мифологические описания создания Вселенной и нашего мира начинаются с тьмы. Сначала всегда будет тьма, и только потом появляется свет и, соответственно, жизнь.

Черная ночь. Человек, который физиологически не приспособлен к ночной жизни, всегда боялся ночи. Ведь на охоту выходят хищники и может произойти всё, что угодно, а он не видит. Поэтому рассвет и солнце всегда воспринимались очень позитивно. Потом он научился этот свет создавать сам, получив огонь. Мрак перестал быть настолько пугающим и человек встал на ступень выше. Человек научился сжигать разные элементы и познакомился с углём и разными его оттенками. Затем человек взялся за минералы, начал их толочь, подвергал окислению, добавлял разные связующие вещества и получал новые красители, более яркие и прочные. После угля для получения цвета человек начал использовать оксид марганца. Например, в пещере Ласко черный цвет получен из марганца. Поэтому древесный уголь и оксид марганца стали самыми популярными для получения черного цвета. Но дети до сих пор боятся темноты.

Чёрный цвет — это пещеры, ущелья, ночь, темнота, сгоревшее дерево и глубокие ямы — то, что всегда пугало человека. Чёрное поглощает энергию и делает бессильным зрение человека и это очень опасно. У многих древних народов чёрный цвет всегда означал что-то негативное, какое-нибудь колдовство, несчастья, болезни, гордыню, подлость, злобу и т.д.

Женское начало часто связывалось с чёрным цветом, поскольку это цвет Проматери-Земли. Кроме того, женщинам в больше степени, чем мужчинам приписывалась колдовская или пророческая сила.

Чёрный одновременно цвет моды, стиля и траура. За свою историю он символизировал плодородие, научные знания, благочестие и скромность. Это цвет дьявола и цвет смирения. Чёрный цвет имеет очень сложную символику.

Чёрный — это с точки зрения физики не цвет, это отсутствие цвета. Но на эмоциональном уровне мы воспринимаем чёрный как полноценный цвет. Сегодня. В производстве мы не можем создать абсолютно чёрный цвет, который поглощал бы все лучи спектра. Самый чёрный цвет удалось создать в 2014 году, когда создали нанотрубки, способные поглощать 99,945% видимого спектра. Человек не способен увидеть текстуру или глубину этого материала, он для нас «ничто», «черная дыра» в пространстве. Называется он vantablack.

В природе чёрный вместе с красным или жёлтым символизирует нам об опасности или яде. Некоторые неядовитые насекомые имитируют ядовитую окраску и пугают ей.

Любовная страсть покрыта темнотой и тайной, поэтому чёрное может символизировать нечто сокровенное и страстно желаемое.

Очень многие образы в символике возникли в период древности и передавались из поколения в поколение.

Сегодня символика цвета широко используется в бизнес-рекламе. В товарах высокого ценового сегмента чёрный цвет используется как дорогой и элитный.

Черный как цвет смерти

В эпоху неолита люди использовали черные камни в погребальных обрядах. Иногда к ним добавляли фигурки темного цвета. Такая практика существовала на территории Египта и Ближнего Востока. Но эти цвета в то время ассоциировались с плодородной землей и символизировал возрождение после смерти. Анубиса в Древнем Египте всегда рисовали черным цветом. Обожествленные цари и царицы также изображались чернокожими. В Египте черный не был зловещим и опасным цветом. Негативные ассоциации были связаны с красным цветом, а точнее с его багровым оттенком.

В Библии черный цвет ассоциировался с чем-то негативным и плохим. Черными были враги Израиля и божественные проклятия. Это цвет первозданного хаоса и смерти. Только свет является источником жизни. Христос – свет миру. Ад- черно-красный. И красный там горит, но не освещает. Поэтому черный и красный стали цветами дьявола.

В культурах Античности чёрный был демоническим и противопоставлялся белому. Тартар (царство мёртвых) было темным и мрачным. Античные поэты называли зависть, злобу, гибель, яд — чёрными. Гомер в «Илиаде» часто писал, что персонаж «гибели чёрной избегнул».

В древних религиях преисподняя скорее монохромная, без красного цвета. Там нет огня, потому что огонь и красный носили положительный характер, это священная стихия. В подземном мире холод и тьма. В такой тьме и мраке находится преисподняя в греческой мифологии, где восседает Аид на черном троне. И самое глубокое место для преступников – тартар- тоже окутано тьмой, с озерами серы и кипящей смолы. Обитель Аида во все времена описывалась черной.

 У римлян преисподняя практически не отличалась от греческой, и она тоже чёрная. В период ранней Римской республики черный цвет применяли во время похорон в виде статуэток и росписей. Чуть позже стали надевать темную одежду. Так зарождается традиция траура. Название используемого траурного цвета означает невзрачную темную шерсть серого или коричневого цвета. В период Римской империи черный цвет утратил свои позитивные ассоциации. Теперь за черным цветом тянется шлейф из прилагательных – грязный, печальный, жуткий, коварный, жестокий, смертоносный.

Чёрный цвет в русском языке

В русском языке чёрный носит негативную окраску. Чёрная старуха, чернавка (прислуга), чёрный ход, черновик. В противоположность чёрному выступает белое, как красивое, чистое и благородное — белые ручки, белолицый. Но в декоративно-прикладном искусстве чёрный не имеет негативных окрасок, поэтому его применяют в качестве фона в росписях славянские народы.

 

 Чёрный цвет в Скандинавских странах

В Швеции и Норвегии чёрный цвет означает ревность и зависть, и они от зависти не зеленеют, а чернеют и буквально говорят svartsjuk, что означает «чёрная болезнь». А в Финляндии про тех, кто ревнует говорят mustasukkainen, что означает «в чёрных носках».

 

Черный цвет в странах Ближнего Востока

Чёрный цвет использовали для подводки глаз и применяли химический элемент под названием «сурьма» или «коль». Этот элемент в Азии использовали как духовную защиту или лекарственный препарат. В Афганистане, например, фундаменталистов легко узнать по глазам, обведенным черным цветом. Они используют сурьму, чтоб показать, что находятся под защитой Аллаха. Также женщины на обширных территориях Востока и Азии сегодня применяют сурьму в косметических целях.

Чёрный цвет ценился на мусульманском Востоке. Смуглая кожа, черные волосы и глаза считались красивыми. Также влюбленные встречались ночью, и сама ночь идёт впереди дня, поэтому её наделяли позитивными характеристиками. Халифы династии Аббасидов любили надевать чёрное, их знамя также было чёрное.

В некоторых арабских странах грубого человека стали называть с «чёрным сердцем», как в племенах Африки.

Чёрный цвет в Индии

В Древней Индии также возникла сначала троичная, а потом пятеричная система цветов. В одной из упанишад красное, черное и белое называются сущностями и приравниваются к божествам.

Красный — это образ жары, энергии и возбуждения. Красный составляет суть таких явлений как огонь, молния, солнце и луна. Красное есть и в человеке —кровь, мясо, а вообще сила, дающая жизнь.

Белый — это образ воды, чистоты, покоя и безмятежности. Белый составляет суть духа. В человеке белое связано с речью, дыханием, мыслью.

Чёрный — это образ земли, смерти, глубокой сосредоточенности в себе. Черный составляет суть пищи и всего материально-земного. В человеке черное — это все грубое и твердое — кости, отходы.

В той же упанишаде описана и другая система цветов — более абстрактная, связанная больше с ведическим культом, чем с философией природы. Солнечные лучи названы основными сущностями. И они окрашены в чёрный, красный, белый и очень чёрный.

Также, помимо систем цветов, в Индии возникли касты (варны), которым тоже присущи разные цвета. Чёрный цвет соответствует шудрам, к которым относятся крестьяне, мелкие ремесленники, рабочие.

В живописи Древней Индии чёрным цветом обозначали зло, ужас и отрицательные качества.

В Индии богиня Кали изображается чёрной.

Чёрный цвет у африканских племён

У африканских племён черный имел негативные и позитивные значения. Позитивные — это чёрные тучи, которые приносили долгожданный дождь и поэтому так воспринимались. Чёрных животных и птиц также приносили в жертву во время ритуалов вызывания дождя.

У африканского племени ндембу чёрный цвет связан с половым влечением, поэтому женщины с очень чёрной кожей ценятся как любовницы, а не как жёны.

Во многих странах Африки чёрный ассоциируется с колдовством. Люди племени хауса в Нигерии боятся чёрных богов, которые сводят людей с ума и парализуют их. Когда человек в печали, то про него говорят, что он с «чёрным животом», а злого или с дурными намерениями — с «чёрным сердцем».

Чёрный цвет у американских племён

Для некоторых американских племён чёрный цвет означал мужественность, силу, агрессию и мощь. Во время войны лица красили чёрным цветом, смешивая уголь, животный жир или слюну.

В Древней Мексике во время жертвоприношений человека лицо и руки жреца должны быть окрашены в чёрный цвет.

Чёрные глаза и поныне считаются опасными и завистливыми. В чёрное всегда одеты зловещие персонажи.

 

Чёрный цвет в Китае

В Китае об искреннем и открытом человеке говорили «красное сердце», а вот о дурном и коварном «чёрное сердце».

В Китае цвет одежды наполнен смыслом, это зародилось в театре, где каждый персонаж носил одежду только определённого цвета. И чёрный цвет надевали персонажи, которые изображали людей низшего ранга.

Китайский император Цинь Ши Хуан 2300 лет назад выбрал своим цветом чёрный, потому что говорилось, что «чёрная вода тушит красный огонь», подразумевая свержение красной династии Чжоу.

Чёрный цвет в Китае символизирует воду, потому что её так видят в колодце. Также символизирует северное направление, которое представлено чёрной черепахой, планету Меркурий, зиму, холод, свинью, каштан, просо и неактивную стадию развития.

Чёрный символизирует «полный Инь», противоположную светлой силе Ян, представленной белым цветом.

Чёрный цвет в Японии

В Японии эпохи императоров около тысячи лет назад считалось, что ношение чёрного приносит неудачу в деньгах. Поэтому люди, которые соблюдали дистанцию от общества — монахи и отшельники — носили чёрное. Сегодня в Японии злых людей называют «чёрный живот».

 

Чёрный цвет в Индонезии

В некоторых частях Индонезии чёрный цвет считается цветом демонов и катастроф, болезней и левшей.

Черный цвет в древности и античности

Чёрный цвет в Древнем Египте

В Древнем Египте черный цвет был связан с идеей плодородия. Они всегда ждали разлива Нила, с его черным плодородным илом. И противопоставляли его красному цвету песков и зноя. В других культурах, очень засушливых, люди ждали черных туч и дождя. Поэтому люди до самого Средневековья связывали черный цвет с плодородием. И в определении стихий земля носит черный цвет, огонь –красный, воздух – белый, природа-зеленая. Черный в этом контексте не носит никакой негативной характеристики.

Чёрный в Египте был также символом смерти и тьмы, поэтому бог Анубис был чёрного цвета.

Во времена Древнего Египта уже были известны разные красители и разные цвета. И там впервые появляется серый. Они смешивали древесный уголь со свинцовыми белилами и получали различные оттенки серого.

Египетский бог Бес, сделанный между 1400 и 1300 годами до н.э. скрывал в своей голове небольшой контейнер в котором хранили карандаш с сурьмой для подводки глаз – кайала. Статуэтки Беса — одно из 50 подобных хранилищ для кайалов в музеи Лувра. Некоторые статуэтки изображали слуг, домашний скот или богов. Иногда это были просто чаши из алебастра. В Древнем Египте, абсолютно все, подводили глаза толстыми чёрными линиями, многих хоронили с сосудами и сурьмой. Считалось, что сурьма обладает защитными свойствами, при этом делая глаза более выразительными. Качество косметики зависело от социального статуса и богатства человека. Бедные люди использовали смесь сажи и животных жиров. Богатые использовали совсем другие ингредиенты — темный металлический минерал под названием галенит. Его измельчали и смешивали с золотом, жемчугом, кораллами или изумрудами, что придавало глянец и легкие полутона. Также добавляли фенхель, ладан или шафран для аромата. Полученный порошок разводили маслом или молоком и наносили на кожу вокруг глаз. Учёные исследуя применяемую сурьму, обнаружили, что там содержаться 2 химиката искусственного происхождения, включая два вида хлоридов свинца. Для их производства требуется около месяца. Эти химикаты стимулируют кожу вокруг глаз производить на 240% больше окислов азота, что существенно снижает попадание инфекций в глаз.

Черный цвет в Античной Греции и Риме

Греки и римляне получали красивый черный оттенок, сжигая высушенные побеги виноградной лозы. В некоторых странах Ближнего Востока использовали битум. Но красить ткани в чёрный цвет было очень трудной задачей, красильщики быстрее научились применять красные пигменты для покраски. Чтобы получить насыщенный красивый черный цвет, нужно было приложить немало усилий. Они получали то коричневатые, то серые оттенки, то темно-синие. Краска плохо распределялась и ложилась пятнами, выглядела грязно. Поэтому черную одежду носили только самые бедные слои населения и выполняющие грязную работу. Остальные надевали черное только в знак траура.

В период античности и средневековья священнослужителей обозначали белым цветом, воинов красным цветом, а ремесленников черным цветом.

В различных социумах также изображали белым тех, кто молится, красным тех, кто сражается, а чёрным тех, кто трудится. Пещеры, темные и очень часто чёрные, были местом таинств, обрядов, первых храмов, там человек прятался, рождался, восстанавливался и спасался. В пещерах и гротах рождались боги и герои. Пещера во многих культурах были священными, например, в Древней Греции и Индии. Но пещеры носили двойственную символику, ведь они также таили в себе опасности для человека, там обитали хищные животные или даже, мифологические чудовища. В пещерах можно заточить людей, и они будут страдать вечно. Пещера может быть гробницей или даже адом. Поэтому возникла ассоциация со смертью.

В период древности и античности люди научились создавать различные оттенки черного и наделять их разными смыслами. Восприятие цвета у них было многогранно. У греков и римлян были различные слова для описания черных оттенков, матовых и блестящих, с различными отливами. Но все названия оттенков строились вокруг пигментов, а не хроматических особенностях. Поэтому сегодня очень сложно их идентифицировать и приводить к каким-то определенным значениям. В их лексике будут названия, которые отражают плотность цвета, текстуру, насыщенность и блеск. А сам тон остается вторичным. Отсюда и очень большие трудности в составлении истории цвета. Латинский язык сегодня ближе к современным языкам касательно лексики цвета. Но и он в первую очередь говорит об интенсивности (светлый-темный, матовый-блестящий), о структуре поверхности цвета, а потом уже о самом цвете. Иногда, когда писали о чёрном цвете, подразумевали коричневый, синий или фиолетовый.

Называя цвет, человек в первую очередь указывал матовый он или блестящий, светлый или темный, насыщенный или блеклый и только потом к какой гамме он относится – белых или черных тонов, красных или зеленых, синих или желтых. Вот такое восприятие цвета была в периоды древности и античности. Поэтому названия оттенков в прошлом не совпадают с тем, как мы их называем сегодня. Существовали два названия черного цвета. Один обозначал матовый черный, а другой блестящий черный. Такая же ситуация была с белым цветом. И символика у матового, будет отличаться от символики блестящего. Примерно во времена средневековья понятия цвета упростились и осталось только по одному названию цвета. И это название и собрало в себя всю положительную и негативную символику вместе. И потом, чтоб определить оттенки стали прибегать к дополнительным словам и сравнениям.

Черный цвет у германских и скандинавских племён

У германцев и скандинавов богиня Хель, властительница царства мертвых, имеет два цвета. Её лицо, безобразное, поделено на две части, одна часть черная, а другая белесая. Белесый – это цвет тумана, призраков и злых духов, а черный – это цвет мрака.

У них также существовала в языке два слова для черного. Матовый черный собирал в себе все негативные характеристики, а блестящий – все позитивные. Двойственность черного цвета вобрал в себя ворон. У германцев ворон носит позитивные смысле, это божественная птица, поэтому у Одина есть два ворона. В христианстве черный цвет имел совершенно другую характеристику, поэтому, когда на территории северной Европы пришло христианство, то оно запретило употреблять в пищу огромный список животных, в том числе черных птиц. У ворона очень отрицательная характеристика в Библии.

Чёрный цвет в эпоху Средневековья

Черный цвет в христианстве

В христианстве черный и белый предстают как две противоположности с символикой добра и зла, и строятся они от понятий света и тьмы. Поэтому постепенно пришли к тому, что белый – позитивный, а черный – негативный цвет. И если белый имеет только положительную характеристику, то черный имеет обе. В хорошем контексте он употребляется в одеяниях монахинь и символизирует смирение и воздержание.  В последствии белый цвет начинают применять в христианстве во время торжественных литургий. Белый цвет становится цветом чистоты, который следует надевать на праздники, посвященные Христу, а также ангелам, девственницам и исповедникам. Красный цвет надевали на праздники, посвященные апостолам, мученикам, Кресту и Святому Духу. А черный надевали в период ожидания и покаяния, например, в Великий пост, на мессы по усопшим и в Страстную пятницу. Поэтому в эпоху раннего Средневековья белый, черный и красный играли важную символическую роль.

В иконописи только глубины пещеры как символ могилы и ада закрашивали чёрным цветом.

В эпоху феодализма черный теряет всю свою положительную окраску и остается только негативным цветом. Черный приобретает символику устрашающего и смертоносного цвета. Его носили только монахи-бенедиктинцы в знак былой славы. А черный постепенно набирает обороты в восприятии людей как цвет Дьявола. Этот образ черного будет существовать на протяжении нескольких веков. Дьявола не существовало в Ветхом Завете, он появляется только в Евангелии и в Откровении он выходит на первый план. И попытки поставить Бога и Дьявола в противовес друг другу воспринимались как ересь. Он всего лишь падший ангел. Так утверждали учёные богословы и мыслители. Но в повседневной жизни мирян и монахов дьявол присутствует повсюду и у него очень большая власть. И добро и зло сталкиваются друг с другом в чистом виде. Средневековое христианство признавало существование некой злой силы, имя которой Сатана. Это имя впервые упоминается в Ветхом Завете. С древнееврейского слово означает «противник в споре», им называли ангела, который искушал героя, чтоб испытать его твердость в вере. У Отцов Церкви слово «сатана» превращается в имя собственное. Но чаще употребляли слово Дьявол, оно в древнегреческом означало «тот, кто сеет ненависть, раздор, зависть», а в широком смысле обманщик и клеветник. Дьявол не появляется в изобразительном искусстве до VI века. Романский стиль с XI века выдвигает его на первый план, и он встречается также часто, как Христос. Появляется он со свитой демоном, чудовищ и животных темного цвета. Дьявол предстает везде в скульптурном образе в церквях и напоминает о вечных муках. В книжной миниатюре и скульптуре ад изображается в виде пасти гигантского чудовища. В глубине находится печь, которая полыхает пламенем, а демоны с вилами подталкивают в неё грешников. Со временем богословы выдвигают идею, что каждому типу греха должен соответствовать свой тип наказания. К началу XIII века этот тезис приобретет свою окончательную форм в виде семи смертных грехов и каждый будет ассоциироваться с определенным цветом. Гордыня и прелюбодеяние с красным цветом, зависть с желтым, чревоугодие с зелёным, леность с белым, гневливость и скупость с черным.

Образ Дьявола складывался с VI по XI век и постепенно становится отвратительным. Он очень худой, покрыт шерстью, иногда пятнистый или полосатый, обычно двухцветный – черный с красным. За спиной у него хвост и крылья, а вместо ног козлиные копыта. Голова огромная и темного цвета, на ней расположены рога. На лице застывшая гримаса. Его слуги демоны изображаются нагими, черными, волосатыми и безобразными. Неважно о ком идёт речь, о Сатане или его демонах, цвет в описании всегда будет чёрный.

Черный также считался цветом одежды тех, кто был в родстве с Дьяволом или служит ему. И не только черный, а вообще все темные цвета. Например, темно-коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. В середине XII века появятся зеленые дьяволы.

В черном цвете также изображали всех животных и мифических существ, сопровождавших Дьявола. Животных и птиц считали дьявольскими за черную шерсть или оперение, а еще тех животных и птиц, которые ведут ночную жизнь. Самая символическая и значимая птица – ворон.

Черный цвет в геральдике

Первые гербы возникли в Европе в XII веке. Они состояли из фигуры и цвета и размещались на гербовом щите. Создавать их могли любые социальные слои. Цвета и фигуры на щите располагались в строгом порядке, согласно правилам геральдики. Именно эти правила отличают европейские гербы от всех других категорий эмблем. Фигуры могли быть самые разные, но цвета ограничивались. В Средние века использовали 6 цветов. В геральдике цвета называли немного по-другому. Желтый цвет назывался золото, белый — серебро, красный – червлень, синий – лазурь, черный – чернь, зеленый – зелень. Эти 6 цветов были базовыми в европейской культуре.

Цвет в геральдике не воспринимается хроматически, он всего лишь идея. И не важно, к примеру, зеленый будет темным, светлым, блестящим, матовым и т.д. Важно, что это зеленый. Поэтому на разных носителях один и тот же герб мог быть матовым или блестящим.

Эти шесть цветов на гербе нельзя распределять произвольно. Все цвета делятся на 2 группы. В первую группу входят белый и желтый, а во вторую входят красный, черный, синий и зеленый. Нельзя располагать два цвета рядом или в внахлёст, если они относятся к одной группе, кроме совсем мелких деталей. Здесь главная цель была такой, что герб должно быть видно с большого расстояния, а желтый элемент на белом фоне не будет видно, так же как синий на черном. Первые гербы вообще были только двухцветные.

Черный в гербах являлся самым обычным цветом, он не обладал какой-то особой выразительностью или значимостью. Геральдика помогла черному избавиться от негативного восприятия цвета Дьявола, которая продолжалась триста лет.

Черный цвет в гербах встречался у 15-20 %. И чаще всего на территории Северной Европы и в странах Священной Римской империи, у которой на гербе расположен черный орел. И здесь уже нет негативного контекста в восприятии черного цвета, наоборот, возникает ощущение мощи и величия.

Отношение к черному меняет появление соболиного меха, которого завозили в Западную Европу из России и Польши. Этот черный мех считается самым красивым среди всех остальных. Он становится украшением королевского и княжеского гардероба. Ткани, которые научились окрашивать в глубокие и насыщенные черные оттенки стали называть «sobelins», этимология происходит от русского «соболь». А в геральдике черный станут называть «sable».

Черный цвет в литературных произведениях или кто такой Черный рыцарь

В литературе Средневековья в XII-XIII веках возник цветовой код, которым обозначали разных героев-рыцарей. Элементы их одежды, щита, герба и прочего имели определённый цвет, который служил подсказкой читателю. Черный рыцарь – это всегда один из главных персонажей, который по какой-то причине скрывает свое имя. Обычно у него добрые намерения. А вот Красный рыцарь как правило является врагом главного героя, он коварен и замышляет что-то плохое. Белый рыцарь чаще всего друг или покровитель главного героя, он может быть пожилым. Зеленый рыцарь – это молодой юноша, недавно посвященный в рыцари. Он своим дерзким и наглым поведением сеет смуту, может быть злым или добрым. Редко можно встретит Желтого рыцаря, а Синий не встречается вообще.

Черных рыцарей встречается очень много, их лица скрыты шлемами, а щиты полностью черные. Одежда рыцаря и коня тоже черная. И все это указывает не на что-то плохое, а на инкогнито главного героя. В романах про рыцарей черный цвет становится символом тайны. Это продлится очень долго, и в 1819 году появляется знаменитый роман, где Черным рыцарем оказался Ричард Львиное Сердце.

В XIII веке в Европе городской патрициат, чиновники и судьи завели обычай одеваться в чёрное, и после этого статус черного поднимается. Теперь он ассоциируется с достоинством и высокой моралью. А после того, как научатся окрашивать ткани в насыщенный красивый черный цвет, то к нему потянутся сильные мира сего. Черный становится цветом князей и королей. Таким он будет до середине XVII века.

Отношение к темному цвету волос, глаз и коже

Чёрный цвет, как негативный и цвет дьявола и демонов, распространялся и на людей. Если человек имел темную кожу, то его воспринимали как нехорошего человека, возможно даже преступника, а вообще это был показатель, что человек не знатного происхождения. Темными элементами наделяли образы Иуды, хотя волосы его на изображениях были рыжими. Почему рыжие я описала в статье о символике красного цвета.

В литературных произведениях, описывающих войны христиан с сарацинами, вторые описывались с рыжими волосами и темной кожей. После этого сарацинов стали называть маврами, от слова maure. Маврами сначала звали жителей Северной Африки, потом стаи называть всех мусульман от Испании до Среднего Востока.

В литературных произведениях часто через оттенок кожи отделяли знать от простонародья. Красота также выражалась через цвет волос и кожи, а не через атлетическое телосложение. Красивый значит белокурый и светловолосый, значит здоровый. Рыцари всегда описывались как  светлые. Тоже самое распространялось и на женщин. В романе красавица обязательно будет светловолосая и белокожая. Смуглая кожа и темные волосы описывали некрасивого персонажа.

В «Повести о Граале» Кретьен де Труа описывают самую некрасивую женщину так:

«Шея и руки у неё были чернее, чем самый чёрный из металлов; глубоко сидящие, похожие на впадины глаза были крошечными, как у крысы; нос был похож то ли на обезьяний, то ли на кошачий; уши что-то среднее между бычьими и ослиными; зубы были цвета яичного желтка, а на подбородке росла козлиная борода; на груди торчал горб, такой же, как на спине»

Смуглыми и темными изображали чертей, демонов, язычников, изменников, предателей, преступников, проституток, колдунов и прочих негативных персонажей до самого заката Средневековья. А вот потомки знатных родов, порядочные люди и добрые христиане всегда изображались светлыми.  С XIII века по XIV отношение к черному цвету меняется, и хотя негативное восприятие темной кожи ещё присутствует, но все же меняется. Появляются смуглые персонажи, которые не носят негативной характеристики. Например, темная кожа могла говорить о человеке издалека, и она воспринималась просто экзотично. Свою роль сыграл и христианский святой из Египта Маврикий, который был темнокожим. Он стал покровителем красильщиков в XIII веке и появился праздник Святого Маврикия.

Черный цвет и запрет на роскошь

Мода на чёрное начала формироваться в начале XIII века. Первыми  его начали носить юристы, судьи и чиновники. У них этот цвет ассоциировался с аскетизмом и добродетелью. Черный носили духовные лица, поэтому они стали использовать чёрное для соответствующих ассоциаций. Спустя какое-то время черный цвет стали носить преподаватели и другие просвещённые люди. Это была не униформа, а отличительный признак определённого статуса. Затем эту моду подхватили купцы, банкиры и все, кто связан с финансами.

В моде на черное рассматривают влияние эпидемии чумы. Сама мода на черное возникла раньше эпидемии, но возможно, потом она её усилила. Чума воспринималась как Божья кара, поэтому богатые должны были подать пример всем остальным и показать благочестивую и честную жизнь. А одежда является внешним признаком этого. В этот же период появляется закон о запрете на роскошь. Этот закон распространялся не только на предметы обихода, но и на одежду. Людей поделили на разные классы и обязали носить только определенную одежду определенных цветов. У высшего класса появляется запрос на красивую черную ткань и красильщики наччинают активно работать над этим. Ведь черную ткань было сложно получать, она была тусклой и часто получалась  серой, коричневой или темно-синей с пятнами. Спустя 2-3 десятилетия красильщики получили долгожданную черную насыщенную ткань. В 1360-1380 годах мода на чёрный цвет окончательно восторжествовала. И она просуществует до середины XVII века.

После эпидемии чумы запреты на роскошь распространятся по всему Христианскому миру. Причин было три. Первая экономическая. Богатые тратили на одежду баснословные деньги, некоторые влезали в долги ради дорогих вещей. Поэтому кичливости объявляется война. Также нужно было предотвратить повышение цен, переориентировать экономику, приостановить импорт предметов роскоши, привозимых издалека. Вторая причина запрета на роскошь лежала в моральной плоскости. Нужно было прекратить слишком сильно заботиться о своей внешности и вспомнить христианскую традицию скромности и добродетели. И основная причина запрета на роскошь была идеологической. Одежда должна была стать средством сегрегации. Каждый был обязан носить одежду для своего сословия, возраста, профессии и полу. Чтоб различные классы общества не смешивались. Регламентировалось даже количество вещей в гардеробе, их ткань, цвет и качество. Некоторые цвета были объявлены запретными для определенных слоев населения, потому что красители были слишком дорогими. Так, знаменитое алое венецианское сукно могут носить только князья. Некоторые должны были носить строгие цвета, а кто-то наоборот носил яркое, чтоб выделяться в толпе и оповещать окружающих о своем презренном положении. Яркий цвет служил эмблемой для всех прокаженных и отвергнутых. Определенные цвета носили люди, которые занимались подозрительной деятельностью – палачи, проститутки, ростовщики, бродяги, нищие, музыканты и врачи. Затем к другой категории относились люди, которые совершали проступки и получали наказания – драчуны, пьяницы, воры, лжесвидетели и богохульники. Далее – убогие и увечные. Физическое или умственное увечье считалось грехом. И отдельной категорией выделяли всех нехристиан, это решение было связано также с запретом на браки между разными религиями.

Цвета, которыми разделяли, сочетали между собой. Это были белый, черный, красный, зеленый и желтый. Сочетали в одежде по 2 цвета, например, красный и белый, красный и желтый, белый и черный, желтый и зеленый. Среди этих цветов не было синего. Черный и белый были отличительными знаками убогих и калек, особенно прокаженных.

Мода на чёрное родилась в Италии.

Мода на серый цвет

Из-за возникшей моды на чёрный цвет, популярным становится ещё один оттенок – серый. Раньше его получали очень тусклым и поэтому его носили крестьяне и бедные рабочие. Но потом красильщики смогли получить красивый, насыщенный серый цвет.

В XVI веке серый цвет стал привлекать принцев и поэтов. С 1420-1430 гг. серый привлекает знатных особ и открываются целые цеха по производству серого сукна. Во Франции мода на серый достигла такого пика, что принцы делают свои ливреи серыми, в сочетании с красным, черным, или с черным и белым. Самой эффектной комбинацией считалось черно-бело-серая гамма.

В сером цвете видели противоположность черному, он стал символом надежды и радости. Эта символика распространилась не только на одежду, но и на предметы обихода. Серых лошадей до этой моды не считали породистыми.

Серый цвет становится выразительным и его сочетают с черным, белым, красным и золотым. Эта мода продлится несколько десятилетий и к концу XV века пойдет на убыль. И серый вновь вернется к своему статусу нелюбимого цвета грусти и старости.

Чёрный цвет в книгопечатании. Черным по белому

Восприятие черного цвета снова претерпевает изменения, когда в XV веке появляется печатный станок. Книги начали печатать на белоснежной бумаге угольно-черными красками. Эта краска отличалась от тех чернил, которые использовали при написании пером. Она впечатывалась и на протяжении веков оставалась черной, даже сейчас эти книги сохранили черный цвет. Также впервые бумагу стали делать белоснежной. До этого книги писали не совсем черными чернилами, да и бумага не была белоснежной. Поэтому появление настоящих черно-белых книг произвело настоящую революцию. Отсюда и пошло выражение «черным по белому», ведь настоящая книга будет обязательно черно-белой. Цветная бумага или цветная краска в книгах воспринимались не очень.

Также черно-белыми были гравюры. Изображения вырезали или вытравливали на твердой поверхности, а потом отпечатывали на белой бумаге. Они поспособствовали тому, что черно-белые воспринимались как цвета. Пока Ньютон не доказал обратное.

Так как процесс печати книг был очень грязным, сама краска черная была маслянистая и жирная, то мастерские выглядели очень черными, как и сами работники. В обществе их даже побаивались, потому что они грязные, черные и вонючие выглядели так, как будто вышли из преисподней. Мастерские в городах переносили в отдаленные районы, подальше от центра и от богатых кварталов.

В эпоху Средневековья книги были с цветными изображениями, и когда появились черно-белые иллюстрации, то восприятие к черному и белому изменилось. К ним стали относится по-другому и даже начали отделать от других цветов. На протяжении всех Средних веков черный и белый считались такими же цветами, как и все остальные. Стоит отметить, что позже некоторые изначально черно-белые гравюры раскрашивались, потому что их можно было продать дороже. Сегодня ценнее черно-белые гравюры, потому что в них художник, используя только 2 цвета создавал настоящий эффект объема за счет разной толщины линий, самого характера и направлений линий, точек и пунктиров. В общем изобретательность была на высшем уровне.

Очень чёрный XVII век

В социальном и в религиозном плане этот век оказался поистине чёрным. Придворная жизнь, конечно же, черной не была, а вот остальные жизни очень  даже были.

XVII век — это войны, бедствия, религиозные конфликты, непосильные налоги, эпидемии, климатические аномалии, экономический и демографический кризисы и ужасная нищета с голодом. Смерть буквально повсюду поджидала человека. продолжительность жизни стала очень низкой. В протестантской Европе все ещё сохраняются очень строгие правила относительно цвета, разрешены только темные цвета, но предпочтение отдаётся чёрному, он становится практически униформой. Католическая Европа не отстаёт в этом плане. Храмы, конечно, сияют и наполнены цветом. Но простым смертным нельзя носить цвета. Католик должен носить чёрное и избегать всяких прикрас во всех смыслах этого слова.

В Париже в 1700 годах у дворян 33% одежды были чёрного цвета, 27% — коричневого и 5% серого цвета. У чиновников чёрной одежды было 44%, коричневой 10% и серой 13%. У слуг черной одежды было 29%, коричневой 23%, а серой 20%.

Представители духовенства полностью контролируют жизнь людей, постоянно пытаясь найти проступки и грехи. Люди должны исповедоваться, предаваться самобичеванию и в знак покаяния одеваться в чёрное. Такие наставления дают людям иезуиты и янсенисты. Чёрный цвет также выбирали для себя новые монашеские ордена.

Кроме одежды темные тона преобладали в интерьере. В богатых домах стекла становятся толще, с узорами и пропускают меньше света. Мебель становится тяжеловесной и темной. Помещения делали меньше по размеру и появляется множество чуланов, темных комнат и потайных помещений. Люди прячутся, шпионят друг за другом. В бедных домах царит нищета, освещение недоступная роскошь.

В это время и ношение траура в чёрном цвете становится общепринятой нормой и распространяется по всей Западной Европе.

Чёрная охота на ведьм

В 1550—1560 гг. увеличивается количество судебных дел о колдовстве. Усиливается борьба с любым инакомыслием и с поведением, которое трактуется как ересь, также идёт борьба с «проделками» нечистой силы. Процессы над ведьмами, которые зародились в конце Средневековья, достигают наибольшего размаха именно в XVI-XVII вв. Реформация со своей пессимистичной концепцией жизни укрепляет веру людей в сверхъестественные силы, колдовство и волшебные зелья. А бороться с этим можно только через пытки и костёр. В колдовстве обвиняли в основном женщин, и это получило огромный размах, особенно в Германии, Франции и Англии. У охоты на ведьм есть свой цвет: чёрный. В описании обрядов, в трактатах по демонологии и руководству по экзорцизму — везде фигурирует этот цвет.

Есть версия, что в этот период появляется страх перед черными животными, особенно когда они появляются неожиданно. Раз они чёрные, значит, приносят несчастье. Скорее всего, опасения таких животных возникли раньше, но именно в период охоты на ведьм появляются разные поговорки и пословицы с опасениями по поводу черных животных и птиц.

Во время процессов над колдунами и ведьмами все судьи были одеты в черный цвет, а затем и палачи тоже, хотя их цвет всегда был красный. Тюрьмы, застенки, сама инквизиция тоже предпочитает чёрный цвет.

Ньютон, новый спектр и готические романы

Но XVII век имел и обратную сторону — это век прогресса и науки. Именно тогда появляется очень много трудов о физике, оптике и, соответственно, цвете. Была подготовлена хорошая база для открытий Ньютона. Он открыл то, что белый — это совокупность всех цветов. И разложил солнечный свет на все хроматические цвета спектра. И, конечно же, ещё одно важное достижение — порядок цветов. А чёрный и белый перестали быть цветами.

В XVIII веке, веке Просвещения, чёрный цвет, да и все тёмные цвета, уступают пальму первенства другим цветам, более ярким и насыщенным. Появляется жанр романтизма, а с ним и сюжеты, и колорит приходят другие.

Во второй половине XVIII века людям надоедает все приторно ванильное и романтичное, им захотелось мрачных историй. Популярными становятся готические романы. И мода на чёрное вновь возвращается. Это триумф смерти и тьмы, колдуний и кладбищ, всего причудливого и жуткого. В 1808 году выходит знаменитая трагедия Гёте «Фауст», которая задаёт определённый тон в моде. В XIX веке каждый уважающий себя поэт должен быть меланхоликом, замкнуться в себе и вообще умереть молодым. В моду входят эзотеризм и спиритизм.

Черный цвет стали очень часто использовать для мужского костюма. Эта мода появилась в конце XVIII века и просуществует до 1920 года.

Чёрный графит

Графит — это чёрный углерод, который сегодня известен нам всем благодаря простым карандашам. Но этот материал сначала использовался совсем по-другому. В XVI веке его применяли для создания боеприпасов. Графит наносили внутри формы для отливки пушечного ядра и готовое изделие потом с легкостью выскакивало наружу. Оттуда и шла основная прибыль для добытчиков графита. Но потом графит начали использовать совсем по-другому.

В Британском Озёрном крае добывали графит высокого качества и изготавливали карандаши мирового уровня. Там сегодня расположен музей карандашей. В XVII—XVIII вв. графит стоил тысячи фунтов и приносили немалый доход. Поэтому шахты, где его добывали, были засекречены. Их иногда и вовсе закрывали, чтоб поддержать высокие мировые цены на графит.

В 1795 году британскую монополию на карандаши удалось победить, когда Никола Жак Конте придумал современные карандаши. Он взял французский низкокачественный графит, измельчил и смешал с глиной. И стало возможно изготавливать карандаши разной мягкости и жесткости. Современная градация возникла чуть позже, и твердые карандаши стали обозначать буквой H, а мягкие букой B. В русском языке их обозначают Т и М. Максимум может быть 9H или 9Т у твердых карандашей, которые оставляют очень светлый след на бумаге и у мягких карандашей максимум 9B или 9М, которые оставляют очень черный и маслянистый след. Посередине расположен HB или ТМ, которые считаются стандартными карандашами. Чем меньше глины, тем мягче и чернее карандаш.

Затем английскому карандашу был брошен ещё один вызов, когда в 1847 году француз Жан-Пьер Алибер искал золото в Сибири. На пике Ботогол, недалеко от китайской границы, был найден пласт графита, и он был ничем не хуже английского. Из этого графита карандаши изготавливались в Америке и они стали оформлять их в желтый цвет, который копировал цвет императорских мантий и символизировал Восток. Сегодня крупнейшим добытчиком графита является Китай.

Черный цвет в XX веке

Черные костюмы станут повсеместной одеждой самых разных слоев населения. В XIX веке начинается индустриальная революция в Европе и Америке, от которой всё вокруг начинает чернеть. Это продлится до середины XX века. Это время угля и гудрона, железных дорог и битума, а позднее стали и нефти. Символом этого времени становится уголь — основной источник энергии для промышленности и транспорта. Повсюду вырастают фабрики и мастерские. Усиливается контраст между богатыми и бедными. Богатые живут в чистых и зеленых кварталах, а бедные в серых и грязных. Часть людей трудится под землей, в царстве тьмы. Появляются метрополитены. Люди все время находятся в помещениях, под искусственным светом, у них начинают меняться взгляды и предпочтения. Рабочие отдают предпочтение чёрной одежде, потому что она наиболее практичная. Также по-прежнему в чёрное одеваются все, кто обладает властью и знаниями: судьи, адвокаты, врачи, преподаватели и нотариусы. Также в черное одеваются полицейские, пожарные, таможенники, почтовые служащие и моряки. Затем в XX веке черную униформу многих профессий сменит темно-синяя.

Началось массовое производство различных вещей, оборудования, машин и все они черных, серых или коричневых тонов. Это объясняли тем, что в основном весь промышленный и финансовый капитал по обе стороны Атлантики находится в руках протестантских семей, а у них была своя философия и этика касательно цветов ещё со времен Реформации. Хотя промышленность могла создать любые цвета и оттенки, предпочтение отдавали темным. У Генри  Форда была настоящая индустриальная хромофобия, он по моральным причинам отказывался выпускать любые цвета, кроме чёрных или почти чёрных. Одна модель «Форд Т» является исключением.

Мода на загар

Солнце и свежий воздух становятся недоступной роскошью, поэтому появляется новая система ценностей. Вот здесь и меняется отношение к цвету кожи и загару. Бледная кожа рабочего класса презирается.  «Приличное общество» должно устремляться на солнце и свежий воздух, выезжать на берег моря. В моду входят обветренные и загорелые лица. К этому стремится вся верхушка среднего класса, ведь страшно представить, что примут за рабочего. Эта тенденция сменится после Второй Мировой войны, в 1960—1970 годах такой отдых смогут позволить себе очень многие, поэтому мода на загар спадает. Также участились случаи рака кожи, поэтому возможно станет модно быть не загорелым. А если загар ещё и искусственный, то выглядит вообще глупо.

Черно-белая фотография и черно-белое кино

Появление в XVIII-XIX вв. черно-белой фотографии оказало влияние не только на общество в целом, но и на работы художников. С её помощью они стали создавать свои работы, избавились от перспективы и открыли новые оптические эффекты. Также идёт сильное противопоставление черно-белого мира цветному. Хотя саму фотографию нельзя в полной мере назвать черно-белой, там все-таки присутствуют некоторые другие оттенки. Под влиянием фотографии формируются новые взгляды и вкусы.

Черно-белое кино возникает в XIX веке и очень долго удерживает свои позиции, но причина в первую очередь была технической. Сделать цветное кино оказалось очень трудной задачей. Сначала фильмы красили вручную с помощью трафаретов. Краску наносили кисточкой и это была очень трудоемкая работа. Для полнометражных фильмов она была неосуществима. Затем пленку стали окрашивать, погружая в ванночки с краской. Потом начали использовать цветные фильтры. Затем начали применять другой прием – накладывали 3 плени разных цветов друг на друга, чтоб получить все цвета. Первый цветной мультипликационный фильм Уолта Диснея вышел в 1932 году. В конце 1960-х количество цветных фильмов превысило количество черно-белых. Сегодня снимать на черно-белую пленку с обязательным содержанием серебра стоит дороже, чем на цветную. Поэтому мы наблюдаем ценителей более захватывающего и, по их мнению, более настоящего черно-белого кинематографа.

Чёрный цвет у художников

В конце XIX века и особенно после Первой Мировой войны, художники начинают применять черный цвет в своих работах. У некоторых чёрный становится основным цветом. Супрематизм придаёт чёрному цвету очень весомое значение. А художник Пьер Сулаж посвятил чёрному своё творчество.

Первой по-настоящему абстрактной картиной был «Чёрный квадрат» Малевича. Он очень хотел освободить искусство от мёртвого груза реального мира и поставил квадратную чёрную точку на всём современном (тогда) искусстве и провозгласил, что оно должно начать развиваться другим путём.

Дизайнеры вводят чёрный цвет в моду

Благодаря работам дизайнеров, стилистов и модельеров чёрный цвет становится модным, популярным и занимает важную роль в жизни общества.

Чёрный цвет XX века элегантный, изысканный и функциональный. Он яркий и насыщенный. Он стал символом дизайна и современности.

В 1913 году Марсель Пруст одевает одну из своих героинь в чёрное, очень современную и элегантную особу, хоть и куртизанку. После войны в 20-е годы чёрный становится ещё более современным. В 1926 году Коко Шанель создаёт своё знаменитое чёрное платье, которое будет оставаться актуальным многие десятилетия. С 1930 – х годов все дома мод начнут выпускать чёрные костюмы — символ строгой элегантности и удобства. В дальнейшем чёрный цвет станет фетишем у модельеров и всего мира моды.

Черный цвет используют архитекторы, банкиры и все люди власти. Постепенно он становится цветом передовой мысли и творческого вдохновения.

Триада — красный, белый и чёрный широко применяется в графическом дизайне и рекламе. Художники и дизайнеры могут придавать то или иное звучание и смысл чёрному цвету. И в разных ситуациях чёрный может быть и мрачным, и жизнерадостным, и грустным, и весёлым.

В искусстве второй половины XX века чёрный цвет занимает почётное место. Художники заново нашли в нём метафизические смыслы. Чёрное — это то, из чего мы все вышли и куда вернёмся.

Бунтарский чёрный

У чёрного есть и другая, противоположная, репутация. Во второй половине XX века чёрный цвет стали использовать представители различных движений и групп, чтоб выразить свои протестные настроения. Чёрный не был новым для подобных целей. В XIV веке пираты на Средиземном море использовали белый флаг с изображением головы чернокожего мавра в белой повязке. Затем начали изображать на чёрном фоне белый череп вместо головы. К концу XVIII века голову мавра окончательно перестают использовать. И такой чёрный флаг стали использовать все разбойники планеты.

Черный флаг перемещается на сушу и его начинают использовать все анархистские и нигилистские движения. Но чёрный флаг не обязательно означает какие-то бунтарские настроения. У него есть и другие значения. С одной стороны, он может быть ультраконсервативным, с другой стороны, во всем черном маршировали активисты итальянской фашистской партии. В чёрном ходили и защитники другого, более жестокого тоталитарного режима — эсэсовцы.

Обычный чёрный

Сегодня чёрный цвет уже не воспринимается как символ протеста. Чтоб выразить свой протест, неприятие общественных установок или ненависть к власти, уже недостаточно просто надеть чёрный. Сейчас так поступают неуверенные в себе подростки — создают образ бунтаря, надевают чёрное, делают пирсинги, ведут себя эксцентрично и агрессивно. Чёрная одежда перестала ассоциироваться с агрессивностью или нарушением запретов. Но то, что мы делаем сегодня, привело бы в ужас людей сто лет назад — надеваем чёрное на голое тело, спим на темном постельном белье, вытираемся чёрными полотенцами и одеваем в чёрное детей. Общепринятые системы ценностей перевернулись с ног на голову. С одной стороны, раньше не надевали цветное и тем более чёрное на голое тело из-за того, что одежда линяла. Кхм, кхм, сейчас ведь не линяет? Ну хотя бы нам доступен душ и моющие средства. В середине XX века стали появляться предметы одежды, нижнего и постельного белья постельных и светлых тонов, а также полосатые. Возникла новая гамма цветов для нижнего белья. Одни цвета считались более женственными, другие более целомудренными, третьи более эротичными. Сегодня все сошло на нет, и чёрный цвет уже не считается антагонистом белого, он сегодня один из самых популярных цветов в нижнем белье. Тем более он очень практичен с точки зрения частых стирок.

Чёрный цвет сохранил репутацию зловещего цвета только в лексике и мире суеверий. Во всех европейских языках остались пословицы и поговорки с негативным восприятием чёрного цвета. Все мы знаем чёрный список, чёрный день, чёрные мысли, чёрный рынок, чёрная полоса и т.д.  Во всём остальном чёрный стал обыденным цветом, мы его видим повсюду в одежде и этим никого не удивишь. Чёрный потерял и символику власти, разве что в спорте остался в виде чёрного пояса, к примеру.

Появление черно-белых шахмат

Шахматы как игра появились в Индии в VI веке и распространились в сторону Персии и в сторону Китая. Затем Персию завоевали арабы и игра попала к ним. Первоначально фигуры и доска были покрашены в черный и красный цвет. Именно эти цвета считались антагонистами, т.е. противоположными друг другу на территориях Индии и Ближнего Востока. Затем через Испанию, и через Причерноморье шахматы проникают на территорию Европы. Но там красный и чёрный не считались антагонистами. Поэтому шахматы стали делать белыми и красными, чтоб это было понятно для европейского общества. Потому что на территории Европы антагонистом к красному был белый. Со временем, к середине XIII века, цвет шахмат снова меняется и приобретает привычные нам цвета – черный и белый.

Чёрный цвет сегодня

Людей, которые предпочитают чёрный цвет другим цветам, меньшинство. Он не является особо любимым, но ему отдают предпочтение в самых разных областях жизни. Чёрные, белые и серые автомобили самые популярные. Одежда чёрного цвета самая продаваемая в мире. Чёрный цвет также самый популярный среди гаджетов — компьютеров, фотоаппаратов, игровых приставок, телефонах и т.д. Цвет интересует людей в большей степени от 15 до 25 лет. Чем старше человек, тем больше он отдает предпочтение практичному цвету. Молодёжная аудитория предпочитает чёрный цвет для того, чтобы выглядеть солиднее, а вот люди в возрасте отдают предпочтение ярким цветам, наоборот, чтоб выглядеть моложе.

Сегодня чёрный цвет один из самых продаваемых на Западе, его носят и любят в том числе люди, которые сами занимаются творчеством. Чёрный знаменит и любим женщинами, потому что стройнит. Также огромную роль сыграло создание маленького чёрного платья, которое можно надеть на торжество. Хотя чёрный также самый незаметный цвет и его носят очень скромные и застенчивые люди. Многие модельеры после показа своей коллекции, скромно выходят к публике в чёрном. Тем самым творческие люди не затмевают своё творчество.

Чёрный цвет внушает уважение. Ещё Генри Форд говорил: «Клиенты могут выбрать любой цвет автомобиля при условии, что это будет чёрный». Чёрный придаёт статус и шик. Но стоит иметь ввиду, что есть матовый чёрный и глянцевый чёрный. В европейских языках оттенки чёрного назывались по-разному и, соответственно, смысловая нагрузка у них тоже была разной. У древних греков самым статусным был матовый чёрный. Спортивные автомобили чёрного матового цвета — символ роскоши и успеха. В одежде чёрный цвет позволяет спрятаться, а в декоре, наоборот, привлекает внимание. Ну и стоит отметить, что чёрный делает помещения меньше и затемняет их, поэтому его используют в ночных клубах или в кинозалах. Матовый чёрный цвет любят использовать ювелиры, это незаменимый фон для украшений. Чёрный можно использовать в интерьере, но он, скорее должен быть акцентным, а не доминирующим. Чёрные коробки и чёрная бумага для оформления подарков может создать ощущение более дорого подарка. Чёрный цвет является также лучшим для производственных помещений и лесопильных заводов.

Источники:

Мишель Пастуро. «Чёрный. История цвета»

Виктория Финли «Цвет. Захватывающее путешествие по оттенкам палитры»

Л.Н. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Жан-Габриэль Косс «Цвет. Четвёртое измерение»

Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *