Храм Махабодхи, расположенный в Бодх-Гая (штат Бихар) привлекает к себе множество паломников, да и просто туристов. Ведь именно в этом месте, Гаутама Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой. Основателем храма является Ашока, правивший в III в. до н.э. Но стоп! Это ведь не архитектура Древней Индии, а Средневековой.
Давайте разбираться. И в этой статье я сразу пройду по истокам основания архитектуры Индии, особенно в становлении буддийских храмов, построенных по типу шикхары. Именно к этому типу и относится храм Махабодхи.
Храм Махабодхи
Когда-то (около 500 г. до н.э) странствующий Гаутама остановился для медитации под деревом Бодхи и именно в этом месте достиг своего просветления. Любого, кто этого достиг называли Буддой, что означает просветленный. К слову, Гаутама был не первый и не последний. После этого он пошёл странствовать и проповедовать своё учение, как достичь этого просветления. Дерево Бодхи стало символом буддизма и возле храма растёт прямой потомок этого самого дерева. Поэтому и собирает этот храм так много людей.
Дерево Бодхи
Итак, начнём с периодов истории архитектуры Древней Индии.
Архитектура, созданная народами, которые населяли в древности территорию Индии, Восточного и Западного Пакистана и Непала, является общей для этих стран. В политическом отношении почти за всю историю Индия не представляла единого целого и не имела общего для всей страны названия. Каждый был сам по себе, но культура была общая, либо имела незначительные отличия.
В истории архитектуры можно выделить три основных периода:
- Древний период, включающий наряду с памятниками неолита высокоразвитую городскую цивилизацию Хараппы, процветавшую примерно с XXXIII в. до н.э. по XV в. до н.э.
- Ведический период с XV по VI в. до н.э. известен главным образом по литературным источникам
- Период расцвета рабовладельческих государств с VI в. до н.э. по V в. н.э., связанный с развитием монументального каменного зодчества в Индии.
История индийской архитектуры начинается с поселений, там встречаются погребения с различными предметами домашнего обихода. Следующий этап — это цивилизации в городах Мохенджо-Даро и Хараппы.
Далее государства становились рабовладельческими, и это дало новый толчок к развитию каменного монументального зодчества.
Варны
Не установлено, с каких пор древнее индийское общество стало расслаиваться на варны. Впоследствии это деление развилось в кастовую систему. Привилегированное место в обществе занимали представители двух высших сословий — жреческих родов и военной знати — брахманы и кшатрии. Земледельцы, торговцы и ремесленники составляли третью варну — вайшья, к низкой варне — шудрам, принадлежали слуги, сжигатели трупов и другие бесправные люди.
Касты (варны) в Индии
Первые религиозные течения Индии
Самой ранней из известных религий была ведическая. В ней так же как в ранних религиях других народов, обожествлялись различные явления природы, и боги наделялись человеческим обликом. В многочисленном пантеоне богов главное место занимали бог солнца (Сурья или Вишну), бог грозы (Индра), огня (Агни). Но постепенно с расслоением общества возникла сложная система в форме брахманизма, которая сводилась к тому, чтобы оправдывать классовое деление. И с развитием рабовладельческих отношений ведийская религия слилась в той или иной форме с тремя религиями: брахманизмом, буддизмом и джайнизмом.
Брахманизм освящал кастовое деление общества и господство жречества. Эта религия самая ранняя из трёх оказалась очень живучей. Современный индуизм не потерял с ним глубокой преемственной связи. До настоящего времени в Индии среди многочисленных богов, наиболее чтимыми богами являются Шива и Вишну. Их сложные образы основаны на древних племенных культах. В Шиве воплощается образ грозных разрушительных сил природы, её вечного умирания и вечного рождения. В образе Шивы нашёл продолжение культ плодородия. Вишну — хранитель мирового порядка тесно связан с образом Сурья.
Никаких культовых сооружений древней ведической и брахманской религий не сохранилось.
Основы строительства Индии
Ремесло строителя, плотника, скульптора могло передаваться только по наследству. А стать архитекторами могли только представители высших каст. Это способствовало совершенствованию архитектуры.
Накопленный опыт строителей принял форму «Шильпашастры». Это единая система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства, которая долгое время не фиксировалась письменно, а устно передавалась потомкам и на практике. Тексты «Шильпашастры» были написаны в первых веках н.э.
Шильпашастра — произведение, в котором описаны основные правила строительства зданий и сооружений, единая система канонов строительного искусства, градостроения и всех элементов жилища. Практические руководства «Шастра» по 18 различным дисциплинам были хорошо известны в V-VI вв. В них излагались отдельные теоретические положения и практические руководства по вопросам архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Содержит в себе, наряду с ценными практическими указаниями и сведениями, целый ряд символических толкований, описаний религиозных обрядов, церемоний, жреческих заклинаний, которыми в тех условиях неизбежно сопровождалось любое дело, в том числе и строительство даже обычного жилого дома. В некоторые, распространённые на практике, геометрические формы, как, например, куб, квадрат, круг и в отдельные числовые соотношения «Шильпашастра» вкладывала символический или религиозный смысл.
Планы поселений по Шильпашастра
Планировочные схемы Шильпашастры
В V-VI вв. появились письменные специальные тексты по архитектуре на санскрите. Сведения также содержали общие социально-экономические, политические и философские трактаты. Из них большую известность получил социально-политический трактат «Артхашастра», в котором отводится большое место вопросам градостроительства и жилища. Руководство по архитектуре и строительству «Ваштувидия» или «Вастушастра», содержит сведения о сооружениях как культового, так и светского назначения и включает огромное число технических правил и предписаний.
Из многочисленных сохранившихся текстов «Ваштувидия» наиболее полноценным текстом можно считать трактат по архитектуре «Манасара». Это — подробное руководство по вопросам градостроительства, конструкций, соблюдения пропорций в частях и деталях здания, применения изобразительных средств в архитектуре. Датировка «Манасара», отнесенная П.К. Ачария примерно к VI в., оспаривается другим учёным — Бхаттачария. Последний относит составление текста «Манасара» к XI в., полагая, что многие его утверждения распространяются главным образом на архитектуру Южной Индии.
Планировки города по руководству Манасара
Сведения о характере строительства в древности можно почерпнуть из эпических произведений «Рамаяна» и «Махабхарата». В них упоминаются самые различные виды зданий: склады, тюрьмы, больницы, гостиницы, а также зрелищные сооружения, крепости. Целые страницы описывают дворцы с сотнями комнат и залов, многоэтажных домов богатых людей.
Все основные архитектурные формы зданий, конструкций, строительные приёмы сложились ещё в ведическую эпоху. И основным материалов в Древней Индии было дерево. И резьба по дереву достигла впечатляющих высот. К сожалению, они не дошли до наших времен, но принципы потом будут применяться в камне и отразятся на всех последующих эпохах. И сохранились в более поздних сооружениях. Вместе с деревом также применяли обожженный кирпич.
Большим толчком в развитии служили вторжения сначала персов, затем греков. Эти соприкосновения с персидской и средиземноморской культурами дали новый толчок в развитии.
Именно, благодаря, такой общей системе и требованиям, архитектура Индии по всей территории канонична.
Профессия архитектора
Подготовка профессии архитектора была очень длительной. К изучению специальных предметов архитектуры и строительства допускались лишь те ученики, которые сумели в течении многолетнего обучения последовательно овладеть в совершенстве искусством танца, музыки, живописи, скульптуры и прикладных видов искусства. Благодаря многостороннему образованию архитектор был способен руководить всем процессом строительства, подчиняя своему замыслу работу скульпторов, художников, каменщиков и тем самым добиваясь идейно-художественной целостности произведения.
Философские направления
В это время возникают различные философские направления. Наиболее сформировавшиеся течения — буддизм и джайнизм.
Буддизм (первоначально не религия, а этическое учение), по преданию, был основан в VI в. до н.э. царевичем из рода Шакья по имени Сидхартха Гаутама, прозванным затем Буддой, т.е. «просветленным». Будда проповедовал идею самосовершенствования человека, отречения от мирских соблазнов и не сопротивления злу. От брахманской религии была заимствована идея о перерождениях. Будда говорил, что состояние высшего покоя — нирваны, может достичь каждый, даже бесправный шудра.
Буддизм был очень демократичен к своим последователям, это заключалось в том, что был доступен абсолютно всем кастам (за исключением рабов). Поэтому он и начал распространяться не только на территории Индии, но и за её пределами. Впервые в истории возникла идея равенства между людьми, идея совершенствования человека, его морального и физического облика. И это гуманистическое начало нашло отражение в лучших произведениях искусства. Свои проповеди священнослужители – буддисты вели на разговорных языках, брахманы же пользовались только санскритом.
Но буддизм с распространением и временем приспосабливался к новым общественным и местным условиям, преобразовываясь в своём содержании. И в конечном итоге, стал выражать интересы господствующего класса.
Влияние буддизма на архитектуру
Вместе с буддизмом возникла монашеская община «сангха», объединившая людей, добровольно отказавшихся от мирской жизни, от семьи и собственности. Они обязаны были соблюдать моральную чистоту, и поддерживать её с помощью постов и молитв. Первоначально монашеские общины не имели зданий для своих собраний и проведения церемоний. Свои сборы они приурочили к сезону дождей, и в это время собирались в пещерах. В остальное время монахи разбредались по городам и деревням, проповедуя свое учение. И им приходилось собирать милостыню себе на пропитание.
Место, где монахи собирались, называлось вихара или сангхарама. В дальнейшем монахи начали приспосабливать пещеры для своих церемоний. Но об этом подробнее будет в другой статье.
План вихары в пещере
Ступы и чайтьи начали создаваться, когда личность легендарного учителя Будды стала обожествляться, и появился предмет самого поклонения и его реликвии. Возникла необходимость помещать буддийские святыни в специальные хранилища. Так появились реликтовые курганы ступы.
Ступа — это хранилище святыни и ведёт свое происхождение от могильных холмов.
Одна из ступ в Санчи
Отдельная статья про Большую ступу в Санчи
Затем возникла необходимость в хранении реликвий и для самих молящихся. Таким помещением стала чайтья — буддийский храм молельня, в котором совершался обряд поклонения ступе.
Чайтья в Карли
Появление таких видов сооружений как вихара (сангхарама)
Постепенно сангха превратилась в организацию. Там была установлена строгая иерархия. В общину стали поступать финансы от частных лиц и от государства. И началось строительство монастырских зданий, храмов, ступ. Так развился новый тип сооружений — сангхарама или вихара. (названия их мест сбора сохранилось). Это был монастырский комплекс жилых и культовых зданий. И возникла традиция для живущих рядом крестьян — поставлять монахам продукты, потому что те, не вели самостоятельное хозяйство.
Первоначально сангхарама состояла из одноэтажных построек, примыкающих к друг другу. Располагались они вокруг прямоугольного двора с трёх сторон. В центре двора ставили ступу. А с четвертой стороны этого двора были ворота с оградами.
Вихара первоначально была в пещерных храмах, но постепенно стала отдельным наземным сооружением.
И храм Махабодхи пример наземной вихары.
Основа храма, а точнее святилище, было заложено при правлении императора Ашоки. Разбираемся кто это, и с чего вдруг он начал колоссальную постройку культовых буддийских сооружений.
Династия Маурьев и правление императора Ашоки (III в. до н.э.)
Государство Магадха достигает своего расцвета в III в. до н.э. В это время правил император Ашока из династии Маурьев. Он объединил разноплеменную и разноязычную страну в одно политическое целое. Была развита земледельческая культура, создавались ирригационные и навигационные каналы, мосты, плотины и дамбы. Страна была покрыта сетью мощёных дорог. Вдоль дорог строились колодцы, постоялые дворы, больницы. Создавались речные и морские корабли. Паталипутра была столицей могущественной империи Маурьев.
Ашока воспользовался буддизмом и с его помощью объединил страну и начал распространять своё политическое влияние за её пределами. К периоду Ашоки относятся первые религиозные миссии буддийского учения, направленные на Цейлон и в страны Юго-Восточной Азии.
Во время правления Ашоки сложился обычай устанавливать на дорогах и в наиболее оживленных местах мемориальные столбы с царскими указами и буддийскими изречениями. Иногда это были отдельно стоящие монолитные каменные столбы (стамбха), завершенные скульптурой. Капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур животных и прочее. Уцелело лишь 10 столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают 15 м. высоты и свыше 50 т.
Одна из уцелевших колонн (стамбха) Ашоки
Наиболее известна «Львиная капитель» колонны Ашоки из Сарнахта. Она стала национальной эмблемой Индии. Стилизованные фигуры четырёх львов, как символ власти, смотрят по 4 сторонам света. Га их спинах колесо, символизирующее закон движения вселенной. Фигуры львов опираются на капитель столба в форме колокола. Эта форма, характерная для ахеменидских колонн, была заимствована индийскими мастерами.
«Львиная капитель» Ашоки
Именно в период правления Ашоки, если судить по уцелевшим памятникам, начали строить монументальные сооружения буддийского культа: ступы, чайтья и вихары.
Первая ступа
По заказу Ашоки были созданы первые в Индии сооружения, высеченные в скалах гор Барабара в районе древних городов Раджгрихи и Гайи. Но все же монументальное строительство развернулось с размахом позже, лишь в середине II в. до н.э. при династии Шунги и Андхры.
При Ашоке личность Будды была обожествлена, и буддизм стал официальной религией в 261 г. до н.э.
Культовые сооружения
По преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. После смерти великого учителя его последователи стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая в толще скал пещеры. Одни из этих пещер были храмами-чайтья, другие монастырскими кельями-вихара.
Среди наземных сооружений наиболее распространёнными были: реликварии-ступы, колонны-стамбхи, пещерные храмы и монастыри – чайтьи и вихара.
Вихарой было принято называть многоэтажную пирамидальную постройку. Вихара оформлялась портиком-террасой со столбами, поддерживающими архитрав. Ашока построил храм Махабодхи в виде наземной монолитной вихары.
Святилища представляли прямоугольные или квадратные в плане строения. Сложилась их форма с 4-5 уступами, суживающими верхнюю часть ложносводчатого покрытия. Стены раскрепованы слабо выступающими пилястрами. Над карнизами уступов соответственно опорным элементам помещались маленькие ниши с фигурами в них.
Таковы основные типы культовых памятников буддизма, создававшихся в III-I вв. до н.э. и в первые века н.э.
Основным строительным материалов для культовых сооружений являлся естественный камень: базальт, песчаник и кирпич, качество которого улучшилось только после II в. н.э. Сооружения отличаются необычайно тесным слиянием архитектуры и скульптурного оформления.
Ранние сооружения буддизма не имели скульптурных изображений Будды. Вместо статуи ставили ступы внутри чайтья.
Влияние на искусство извне
К началу нашей эры власть в северной Индии захватили кочевые племена во главе с династией Кушанов, которые пришли сюда из Средней Азии. Их держава простиралась на обширной территории, занимавшей часть Средней Азии, Афганистана и Северную Индию. Индия была тесно связана с соседними странами и имела широкие торговые связи с дальними государствами, в частности с Римской империей. Постоянный обмен культурными ценностями способствовал сложению нового стиля — так называемого «грекобуддийского» искусства, где нормы греко-римской пластики были применены к буддийским темам. Это искусство также называют гандхарским — по месту формирования и месту первых находок — в области Гандхара, занимавшей Пенджаб и Северо-восточный Афганистан.
Кушаны начали поощрять развитие скульптуры на буддийские сюжеты и для этого для обработки камня приглашали греков и мастеров из Малой Азии.
В I в. н.э. в Гандхаре появляются антропоморфные изображения Будды. Прототипами фигур стоящего Будды послужили греко-римские скульптуры, например, статуи римских императоров и философов. Поза сидящего Будды была местной.
Стоящий Будда Шакьямуни I-II вв. н.э. Греко-буддийское искусство, Гандхара
Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, храм Махабодхи, Индия
А теперь более подробно о появление такого элемента архитектуры, как шикхара — пирамидальной башни, над священной частью храма.
Шикхара
Шикхара храма Махабодхи
В Индии с давних пор существовали два основных вида деревянного покрытия: плоское блочное, опирающееся на столбы, и двухскатное сводчатое. Различные формы покрытия, устанавливавшиеся в деревянных постройках, обнаруживаются впоследствии в памятниках монументального зодчества Южной Индии.
Медленно и постепенно индийские зодчие отказывались от слепого подражания деревянным формам и переходили к освоению каменных. Для этого потребовалось несколько столетий. И все же в более позднем строительстве с применением каменной кладки продолжали сохраняться старинные приёмы и формы.
Пирамидально-ярусная композиция, характерная для деревянных многоэтажных зданий, перешла в формы шикхары (башенного верха над святилищем). В монументальных зданиях фундаменты под стены выкладывались из кирпича.
Полы чаще всего находились на уровне цоколя. Сравнительно высоко приподнятый от земли цоколь является характерной чертой как культовых, так и гражданских зданий.
Оштукатуривание зданий ведёт свои традиции от построек древнейшей цивилизации Индии.
Одной из причин широкого применения штукатурки в строительстве, возможно, была необходимость скрыть различия в фактуре разнородных материалов, часто сочетаемых в постройках. Другой не менее важной причиной могла быть стремление предохранить здание от жары и влажности воздуха. Штукатуркой покрывали не только глинобитные или кирпичные здания, но и здания, сооруженные в камне.
В шикхаре сохраняется тот же пирамидально-ярусный характер, только реальная этажность, свойственная гражданским зданиями, в храме исчезла. Она стала иллюзорно-декоративной, изображаемой на внешней поверхности шикхары (она полая внутри). Таким образом, здесь формы, имевшие утилитарный и конструктивный смысл, превратились в декоративные и под обильным пластическим убором с трудом угадываются структурные основы.
Декоративность храма Махабодхи
В период раннего средневековья, когда отживали старые типы сооружений буддийского культа — ступа и храм-чайтья, вихара стала преобразовываться в новый тип храма. Кельи превращались в целлы с установленными в них статуями Будды, или джайниских святых, или же брахманских богов, а общий зал приспособлялся для совершения ритуала. Вихару, совмещающую в себе функции монашеского общежития, лучше называть сангхарамой в отличие от вихары, функционирующей в роли храма.
Храм начинает восприниматься как божья обитель и как священный памятник, которому следует поклоняться.
Поклонение храму начинается так же, как и поклонение ступе, с церемонией обхода вокруг предмета культа, после чего поклоняются самому храму и статуе божества с преподношением различных даров-пуджа, сопровождаемым молитвой мантра, произносимой в честь божества. Храм должен быть обозрим со всех сторон и поэтому не имеет главного фасада.
Цветы являются одним из главных элементов пуджи
Перед деревом Бодхи
Ранние храмы в каменной кладке имели над святилищем плоское перекрытие. Башенная надстройка, или шикхара, появились по-видимому, позже — в храмах VI в.
Объем святилища, завешенного шикхарой, обычно принято называть вимана, а для объема святилища без шикхары употребляется другой термин — прасада.
Шикхара не имеет утилитарного назначения, судя по тому, что чаще всего она представляет груду камней, уложенную в форме пирамиды сверх плоского перекрытия. Появление шикхары было вызвано желанием зодчих возвеличить сооружение самого святилища. В дальнейшем шикхара возрастала в своих размерах и декоративном богатстве так же, как и наружные стены святилища стали с течением времени покрываться обильным пластическим декором.
Форма шикхары определила два основных типа храма: южного и северного. Для южного характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды, завершенной многогранным, колоколообразным перекрытием, а для северного — шикхара параболических очертаний, приплюснутым кольцом — амалака – наверху.
Северная и южная шикхара
Возникновение шикхары вызвало ряд предположений.
В отношении башни северного типа параболического очертания была сделана попытка доказать, что её происхождение идёт от жилого дома с перекрытием, подобным куполу параболического очертания с вертикальными рёбрами. Были также попытки доказать, что башня северного типа развилась из буддийских ступ, постепенно изменяя полусферическую форму на продолговатую, а формы чайтья и буддийские образовали шикхару.
К VI в. окончательно сложилась объемно-пространственная структура средневекового храма, которая была воспринята почти целиком в одинаковой степени последователями брахманской, джайнской и буддийской религий.
Ядро храма составляет кубический объем святилища с внутренним помещением для статуи божества или его символа гарбхагриха. Вокруг святилища в некоторых храмах имеется крытый темный для церемонии обхода храма коридор. В южно-индийских храмах святилище окружено двойным, а иногда тройным кольцом стен.
Необходимым элементом храма с VI в. стал зал для молящихся мантапаш, прямоугольное или квадратное в плане помещение с колоннами внутри и чаще всего плоским или же сплющенным, ложнокупольным перекрытием. Нередко встречаются храмы с несколькими святилищами. Храм центрической композиции из пяти святилищ называется панчаятана.
Храм Махабодхи в Бух-Гайе относится к наиболее ранним храмам — квадратным в плане, с входными портиками и башенном верхом — шикхарой.
Храм Махабодхи подвергся в XIV в. реставрации. Его современный вид совпадает с описанием китайского пилигрима Сюань-Цзана VII в. Это пирамидальное сооружение, стоящее на высокой платформе, окружено 4 башнями, подобными по форме расположенной в центре главной башне. Все башенки завершены каннелированным кольцом — амалака.
Амалака
В памятниках храмовой архитектуры можно заметить, что зодчие в пропорциональных членениях сооружений следовали хорошо им известным закономерностям природы. Статическая и зрительная устойчивость зданий достигалась большой площадью основания, низким расположением центра тяжести и нарастанием членений кверху. Устойчивость зданий, как правило, подчеркивалась преобладанием горизонтальных членений в виде тяг, массивных цоколей и карнизов.
Также создавалась облегченность пропорций и нарастание членений кверху, и тем самым производилось впечатление роста и ритмичного движения архитектурных элементов. Для массивного цоколя характерна более крупная и тяжелая моделировка, а тонкие и изящные обломы были свойственны верхним карнизам и венчающей части шикхары. Острые шпили завершали купола и крыши.
Цельность и единство архитектурного произведения достигались зодчими подчинением в архитектурной композиции второстепенных элементов главным, а также ритмичным многократным повторением однородных объёмных элементов и подобием их составных частей.
В храмовом комплексе повторяющиеся в разных его частях элементы различных пропорций строятся метрическим рядом или группируются в пирамидально-ярусную композицию.
Образовавшаяся ещё в IV в. в бассейне Ганга империя Гуптов была последним крупным рабовладельческим государством, в недрах которого уже развивались элементы феодализма. В период расцвета в V в. гуптовая держава простиралась от Гималаев до Виндхейского горного хребта и являлась одним из крупнейших и влиятельнейших государств не только в Индии, но и на Востоке.
Храм в современном виде был перестроен в V-VI вв. во времена правления Гупта
Многие положения древнеиндийских трактатов сохранили свое жизненное значение.
Различие храмов 3 религий состоит только в том, что в буддийском храме стоят статуя Будды, в целлах джайнского храма — скульптуры 24 джайнских святых, в брахманском храме — символические изображения богов Шивы, Вишну и прочих.
Будда в храме Махабодхи
Сохраняя свои прежние формы, чайтья и вихара в новых условиях изменились в функциональном отношении. Вихара, бывшая монастырем, используется теперь как храм, а чайтья, служившая буддийским храмом, становится брахманским храмом.
В 2002 году храм Махабодхи получил статус охраняемого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источники информации:
«Архитектура Индии раннего Средневековья» Короцкая А.А.
«Искусство Индии в древности и средние века» Галеркина О.И., Богданов Ф.Л.
«Всеобщая история архитектуры» Том IX
И ещё.
В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂