Большой Сфинкс Древнего Египта

Что означает название «Сфинкс»? У многих людей ассоциации с этим словом вызывает лишь большой Сфинкс у подножия египетских пирамид, хотя определение этого слова звучит как – зооморфное мифическое существо. И подобных сфинксов в истории очень и очень много, изображений и скульптур на любой вкус. Но я рассмотрю сейчас самого большого и древнего.

1

 

Думаю, что нет такого человека, который бы ни разу не слышал о египетском Сфинксе, о  его загадках и тайнах, большом количестве невыясненных фактов и гипотез. Это именно тот объект, перед которым теряются ученые и пышным цветом расцветают фантазии и предрассудки человечества. Но почему это происходит?  Является ли сфинкс древним или его построили в XVI веке? И вообще, быть может, это дело рук вовсе не людей с планеты Земля?  Почему мы совершенствуем нанотехнологии, но не можем датировать архитектурный памятник? Когда заходит речь о Древнем Египте, то это сразу же вызывает ассоциации чего-то  непознанного и таинственного? Но так ли это на самом деле? Все ли так загадочно или это маркетинговый ход для привлечения туристов и съемки большого количества «документальных» передач о тайнах и прочей аномальной ерунде, с колоссальными рейтингами на развлекательных телеканалах? Давайте рассмотрим пару вариантов и гипотез.

2

Большой Сфинкс – это монументальная скульптура, высеченная в известковой смоле. Длина составляет 72 метра, а высота 20. Фигура льва и голова человека, смотрящего на восток. Позади расположены прекраснейшие пирамиды. На плато видна только голова, тогда как его тело уходит вглубь траншеи.

Scanned by: Retouched by: DT-AS QC'd by: DT-SO

Что же касается догадок его происхождения, то вариантов,  конечно же, масса — от самых банальных до вопиюще бредовых.

Начнем с традиционного.

Египтологи считают, что Сфинкс был построен Хефреном  (правление четвертой династии 2613-2494 гг. до н.э.) с помощью тех же примитивных технологий, что и пирамиды.

Фараон Хефрен

4

Основанием для того, что его построил Хефрен, является тот факт, что храм подле него построен из точно таких же блоков, как и соседняя пирамида. Ну и неподалеку было найдено диоритовое изображение Хефрена. Хотя этот факт оспаривают тем, что Хефрен, возможно, только реставрировал объект. На этом доказательства заканчиваются. Как же они это делали? Из куска огромного камня высекались блоки и переставлялись на свободную территорию перед Сфинксом. Из этих блоков был построен храм.

5

Вроде бы все логично и понятно. Для всех, кроме инженеров и геологов.

Еще один интересный факт, который стоит сразу рассмотреть — это пропорции головы к телу. Ведь египтяне отлично строили, у них все хорошо с композицией и пропорциями. Почему же здесь они так облажались? Складывается впечатление, что египтяне откопали древний памятник и его голову заново обтесали под вид фараона. Соответственно, прилично уменьшили её этим в размерах. Это наверно и сделал Хефрен, к примеру, и потом на табличке это указали. Мне кажется, это выглядит более логично, чем то, что они целенаправленно сделали большим тело и такую маленькую голову. Хотя, опять таки, никаких подтверждений этому нет.  Возможно, что ее обтесали гораздо позже самих египтян, например. В сравнительном антропологическом анализе выяснилось, что голова Сфинкса не совпадает с головой известного нам Хефрена и, скорее, напоминает очертаниями представителей негроидной расы. По поводу внешнего вида Сфинкса, на сайте Института древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации значится информация о предположении того, что Сфинкс это не лев, а судя по пропорциям — гепард.

6

7

8

Переходим к версии ученых-практиков.

С инженерами то все понятно, они как всегда против того, что такие огромные глыбы, которые весят тонны, можно не только передвигать, но еще и поднимать на определенную высоту с помощью веревок, деревянных брусков и пары тысяч рук. А вот геологов смущает весьма другой факт и вот он уже научно подтвержден различными другими природными экспериментами. Все дело в самих камнях. В их эрозии. То, в каком состоянии находятся камни и как они выглядят, показывает и способ их разрушения. Сфинкс пострадал от эрозии, нанесенной ему водой.  В пустыне. Ученые сходятся во мнении по этому поводу. Эрозия от воды получается волнами, местами гладкая, местами выгравирована потоками воды, тогда как эрозия от песка и ветра оставляла бы острые скошенные выбоины. Она бы выдувалась, а не омывалась. И, учитывая климатологию, можно рассчитать в какой период времени на территории Гизы были тропики и она частенько «умывалась водой». Так вот, это было задолго до появления древней египетской династии. Эту версию выдвинули геологи Джон Энтони Уэст и Роберт Шоч в 1992 году на съезде Американского геологического общества. Участники съезда поддержали их выводы. Вскоре после этого Захи Хавасс (глава комитета по древностям Египта) затеял реставрацию и обложил Сфинкса каменной кладкой, а спина подверглась «зачистке».

9

Но также есть еще одна версия геологических процессов. О ней  пишет Тюрин А.М., кандидат геолого-минералогических наук.  Объекты плато Гизы он рассматривает с точки зрения формирования пустынного загара, растворения минералов и естественного разрушения и выветривания пород. Но Сфинкс был засыпан песком, поэтому датировать его по пустынному загару нельзя и поэтому его датировка основывается на разрушении известняка. И делает он это по сравнению рисунков различных путешественников, что, на мой взгляд, не совсем научный подход.  Внимание сосредоточено на том, за какой промежуток времени выветрился и разрушился головной убор фараона.

10

1- Головной убор Сфинкса. 2 – Корнелис де Брюн (1698 год); 3 – Фредерик Норден (1755 год);
4 – фрагмент фотографии (1867 год)  5 – фрагмент фотографии (XXI век).

11

12Сфинкс. (1698). Внизу слева – фрагмент рисунка де Брюна Внизу справа – фрагмент фото Сфинкса (1867 год)

 

Также основываясь на рисунках Даппера, Тюрин А. М. делает заключение о том, что Сфинкс не был засыпан песком в 1665 году.

13

Да, рисунок нарисовал Олферт Даппер. И он рисовал не с натуры, а лишь по рассказам. Да, весьма «научный» подход. Когда в XVI веке европейцы услышали о Сфинксе, он фигурировал как «не засыпанный песком».  Также опираясь на новую хронологию Фоменко и Носовского, Тюрин А. М. сделал вывод, что Сфинкс построен в XV веке. Хотя, на мой взгляд, есть вероятность того, что в середине XV века Сфинкс был основательно реставрирован, а не создан.

Также спорным фактом является потеря носа и церемониальной бороды фараона. Самая распространенная версия, что нос отбили при наполеоновском сражении и этот факт опровергают рисунки датского путешественника Нордена в 1737 году, а также по арабским свидетельствам это произошло в период с 1698 по 1737, опять-таки, с учетом новой хронологии. Хотя рисунки французов доказывают обратное —  в тот момент Сфинкс уже был без носа.

Рисунки Нордена  Ф.Л.

14 15 16

Рисунки французов

Description-egypte-01-fr

Description-egypte-01-fr

Description-egypte-01-fr

Подводя итог, можно сказать, что есть три версии происхождения Сфинкса. Возможно, он был возведен еще до египетских династий, а возможно и в период их правления, а то и вовсе гораздо позже, примерно в XV веке. Приводятся различные доводы в пользу каждой версии, но официальной по-прежнему считается египетская. В любом случае скульптура весьма массивная, амбициозная и вызывает восхищение. Прекрасный образец.

Полистать книги Нордена Ф. Л. можно по ссылкам:

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k104534c.image.f3.langEN

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k104883n.image.f3.langEN

https://books.google.fr/books?id=3VIGAAAAQAAJ&dq=intitle:drawings%20intitle:of%20intitle:some&lr&as_drrb_is=q&as_minm_is=0&as_miny_is&as_maxm_is=0&as_maxy_is&num=20&as_brr=1&hl=en&pg=PP1#v=onepage&q&f=false

 

С версией Тюрина А.М. можно ознакомиться на сайте  http://new.chronologia.org/turin/index.php

 

Французские исследования

http://descegy.bibalex.org/

 

Ну и с древней версией происхождения Сфинкса на сайте:

http://www.lah.ru/text/sklyarov/zth-book/01-text.htm

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *