Древние этруски, предшественники Римской империи

Искусство этрусков VIIIV вв до н.э.

Этруски один из самых значимых народов и ярких культур, являющимися предшественниками Римской империи. Ведь очень многое от этрусков мы находим в искусстве Римской империи. Сегодня не затихают вопросы по поводу их происхождения, языка, культуры. Что нам удалось узнать о них?

Территория этрусков

Территория к югу от Альпийских гор, включая Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря всегда была плодородна, обладая мягким климатом и различными полезными ископаемыми. Поэтому и привлекала различные народы с севера, юга и востока. Здесь происходило смешение разных культур — греческой и малоазийской.

На сегодняшний день ещё ведутся исследования происхождения этрусков. На многие исследователи считают, что они пришли с территорий Малой Азии в IX—VIII веках до н.э. Есть даже легенда о том, что Рим основали сбежавшие люди из Трои во время известной многолетней войне с Микенами. Эта версия находит подтверждение в искусстве этрусков. В ранний период своего развития они создавали памятники архитектуры и искусства с многочисленными восточными элементами. А более поздние их произведения искусства выполнены с очень сильным греческим влиянием. Ясно одно — они развивались, и этрусская цивилизация возникла на территории Италии.

Этруски перебрались на территорию современной Италии, осушили болота, и превратили их в плодородные земли. Широко применяли искусственное орошение. Активно торговали с Египтом, Финикией, Карфагеном, Грецией, Испанией и Сицилией. Греки упоминают в своих сказаниях этрусков пиратов.

Такой же тайной пока что окутано и происхождение языка этрусков. Алфавит они заимствовали из Греции. В период с VIII—VII вв. до н.э появилась этрусская письменность. Также, примерно, в этот период этруски перешли от первобытно-общинного строя к рабовладельческому.

Предположительный ареал в Италии этрусского языка на протяжении VI века до н. э.

В VIII—VI вв. до н.э. этруски распространили своё влияние на всю западную половину Средиземноморья. Этруски построили ряд городов на торговых путях. Наиболее значительными были Цере, Тарквинии, Вейи, Вольсинии, Клузий. Города были окружены мощными крепостными стенами с башнями. Их соединяли дороги, мосты и каналы. Всё это  свидетельствует о высоком строительном мастерстве.

Города-государства были рабовладельческими, возглавляли их цари. Также было влиятельное жречество. Аристократы вместе с отрядами наемников совершали набеги и грабежи на соседние земли для захвата добычи и порабощения населения.

К VI в. до н.э. 12 крупнейших городов объединяются в один союз.

Возле города Вольтумны располагался религиозный центр этрусков. Там проходили ежегодные празднества, и главы городов избирали верховного жреца.

Этрурия и города

 

 

Связь с Грецией

С  VI века на этрусков начинает оказывать очень сильное влияние соседняя Греция. Этруски заимствовали греческий алфавит, театральное искусство и мифологические представления эллинов. Также стали чеканить золотые монеты по греческому образцу.

Монета с изображением Минервы (Афина) 273—250 годы до н.э.

Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами. В этрусских гробницах обнаружены многие великолепные произведения греческой керамики.

Чернофигурная амфора. 540—530 годы до н.э.

Этруски поклонялись греческим 12 богам, но особую роль играли божества смерти и загробного мира, а также гадания по молниям, полёту птиц и внутренностям жертвенных животных.

Образец печени для гадания

Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов — Тиния (Юпитер, он же Зевс), Уни (Юнона, она же Гера) и Минерва (она же Афина). Их почитали во многих городах. В их честь строили храмы с тремя целлами. Учение о мироздании, которое разработали этрусские жрецы, имело сходство с греческим и с вавилонским.

Периоды этрусского искусства

В истории этрусского искусства выделяют 3 периода:

  1. VII—начало V в. до н.э.
  2. V— IV вв. до н.э.
  3. Середина IV—I вв. до н.э.

 

Первый период называют архаическим. В этот период они достигли расцвета. В эпоху архаики этруски испытывали сильное влияние народов Восточного Средиземноморья и особенно Греции. Эти влияния послужили основой развития самобытного искусства. Для этого периода характерен высокий уровень строительной техники.

Второй период отмечен упадком их могущества. Новые условия не способствовали развитию этрусской культуры. Если в других видах искусства заметно влияние греческого искусства «строгого стиля», то в архитектуре отсутствуют какие-либо новшества, не считая орнамента терракотовых облицовок и росписей в интерьерах гробниц.

И в третий период отмечается взаимодействие новых эллинских и эллинистических влияний. Они выражены в развитии жилого дома, военного строительства и более широком введении греческих ордерных форм, использовавшихся лишь как декор.

Основы строительства

Этруски умели дренировать болота, удалять воду, поднимать уровни земли, строить водосточные каналы и акведуки.

К IV— III вв. до н.э. этрускам стала известна техника построения клинчатой арки.

Этрусская арка в Перуджии

Главный водосток Рима — клоаку Максима — начали строить этрусские мастера в III в. до н.э., но все сводчатые части датируются II—I вв. до н.э.

Клоака Максима, или Большая клоака

Этруски, в отличие от греков, не применяли мрамор. Основными материалами у них были дерево и камень, связующими они использовали глину и вулканический песок. На севере применяли известняк, твёрдый песчаник и травертин. На юге различные породы туфа.

Из камня этруски строили в технике квадровой или полигональной кладки без раствора. Оштукатуривали стены известняковым раствором, затем окрашивали.

Для перекрытия гробниц и цистерн этруски применяли ложные своды и купола пролётом до 10 м., образуемые напуском рядов кладки. Этим же способом они пользовались для перехода от углов квадратного сооружения к куполу.

Дороги этрусков

Города Этрурии соединялись между собой сетью дорог. От них остались ниши в скалах и устройства для стока воды. Дороги III—II вв. до н.э. были мощенными и впоследствии использовались римлянами при строительстве военных дорог. В Перудже у арки Августа хорошо сохранилась дорога, замощенная плитами толщиной до 30 см и длиной 1,08 м. Устои мостов этруски высекали в скалах, строили из каменных блоков или из громадных деревянных брусьев.

Строительство городов

Этруски строили города и храмы, основываясь на свои ритуальные книги. В них говорилось по какому обряду основывать города, освящать жертвенники и храмы. Это помогало стенам оставаться нерушимыми. Жрец производил визирование по солнцу и определял направления главных улиц города по сторонам света. Затем он очерчивал границы будущего города и намечал места, где будут ворота. Если город уже был построен хаотично, то тогда отходили от религиозных норм. Ограничивались обустройство центра города с храмом триады божеств на холме. Храм должен был господствовать над городом.

Улицы старались разбивать так, чтобы получались прямоугольные кварталы.

Ширина главных и второстепенных улиц и кварталов находилась в определенном соотношении. Город должен был иметь не менее 3 улиц, 3 ворот и 3 храмов. Это соответствовало триаде богов. Некоторые учёные считают, что идея регулярного города пришла в Этрурию из Греции и Малой Азии. Впоследствии эта градостроительная схема получила своё развитие в римской планировке лагеря и города.

Стены городов начали возводиться этрусками с конца VI века до н.э. В некоторых городах они достигали 9—10 км. Стены завершались зубцами, а в кладке оставляли щели для стока дождевой воды.

Стена в Орбетелло

Фьезоле , городская стена.

 

Этрусский город Перузия

Наиболее значительный фортификационный комплекс — стены, башни и ворота — сохранился в Перузии. Здесь северный въезд в город — арка Августа — зажат между двумя башнями, которые сужаются кверху постепенным отступом рядов. Арка имеет пролёт 4,35 м., сложена из двух несущих рядов клинчатых камней, третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз, отделяющий арку ворот от верхней, декоративной арки, изображает карликовую колоннаду, скомпонованную наподобие триглифного фриза. Между каннелированными пилястрами с ионическими капителями. Она легче нижней, сложена из одного ряда клиньев, а её архивольт уже, чем у нижней.

 

Этрусский город Миза (Марцаботто)

Примером правильного этрусского города считался город, который стоял на месте современного Марцаботто. Остатки древнего города были открыты в XIX в. и возможно он носил название Миза и существовал в VI—V вв. до н.э. После нашествия галлов в IV в. до н.э. город пришёл в упадок. В северо-восточной части на холме был священный центр — акрополь, а у подножья простирался город. На холме нашли цоколи храмов и жертвенников. Город был поделен правильной сеткой. У него были 2 главные улицы, одна пересекала город с севера на юг, вторая с востока на запад. Они были 15 м. в ширину и включали в себя мостовую и тротуары. В южной части города сохранились улицы шириной 12 м. Главные улицы имели каналы для стока дождевых вод. Эти каналы проходили также через перекрёстки и в этих местах были покрыты каменными плитами. Тротуары были приподняты. На дорогах были отдельно уложены камни, которые позволяли перейти улицу даже при сильном дожде.

За городом было создано водосборное сооружение, и оттуда по подземным каналам вода поступала в город.

Каждый квартал был длиной 165 м и шириной от 35 до 68 м. В каждом квартале вдоль улицы размещались торговые лавки и мастерские. А позади них жилые комнаты группировались и выходили во внутренний двор. В городе был район с виллами знати, где проходили дороги, система водоснабжения и канализации.

План Марцаботто (Миза)

 

Этрусский город Спина

Исследователи на основе открытий в 1956 г. пришли к выводу, что только один этрусский город имел правильную планировку с взаимно перпендикулярными осями. Это город Спина, расположенный в старом устье реки. Очертания улиц и кварталов города под водой, в песке, были обнаружены с помощью аэрофотосъемки.

Этот город назвали Венецией V в. до н.э., потому что он стоял на воде, а жители передвигались по каналам на лодках. Город построен в лагуне По, в 3 км от моря. А канал города представлял собой исправленное русло реки По. Главный канал имел ширину 30 м и по прямой с севера на юг весь город пересекали небольшие каналы. Они все находились на равных расстояниях друг от друга и образовывали прямые кварталы. Здесь были найдены остатки свай, служившими фундаментами для домов. Схема города соответствовала градостроительным обычаям этрусков и приближалась к гипподамовой системе города.

Аэрофотосъемка Спины. Видны очертания города

Другие города Этрусков

Тарквиния, Вольсиния имели прямые улицы, дворцы и храмы. Там были найдены остатки крепостных стен и акрополей. В Цере в V в. до н.э. улицы выпрямляли, и спрямлению подвергались даже косо направленные фасады гробниц некрополя. Город Ветулония имел неправильную форму кварталов, вызванную сложным рельефом. Главная улица была изогнута, но к ней примыкали параллельные улицы.

 

Этрусские города погибли, но они строили гробницы и урны наподобие жилых домов, тем самым сохранив общее представление. Гробницы дают представление о том, какими были планы домов, их интерьер и детали.

 

Заупокойный культ

В VII—V вв. до н.э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н.э — трупосожжение.с умершими клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или вытесали их в скалах, придавая им форму и вид жилища.

Погребальные сооружения

Этрусские гробницы можно разделить на два основных типа.

Первый тип более древний — тумулус. Земляной холм конической формы. От осыпания его защищали каменные стены вокруг основания. Внутри была камера или две камеры. Они перекрывались ложным куполом или сводом. К концу VI вв. до н.э. этот тип гробниц был вытеснен гробницами высеченными в скалах. Они так же, как и погребальные камеры тумулусов, перекрывались ложными куполами или сводами. После VI вв. до н.э. эти перекрытия постепенно исчезают.

Этрусские гробницы возводились как целые некрополи. Место тщательно выбиралось, это могло быть отдельное плато или крутой склон горы. Иногда некрополи создавали на равнине. Но они всегда были за пределами стен города и образовывали целые улицы.

Некрополи

План некрополя

Гробницы северной Этрурии

Тумулусы были характерны для древних центров северной Этрурии — Популонии и Ветулонии. При круглой и прямоугольной форме плана размещение перекрытия создавалось напуском рядов кладки. При круглой форме напуск рядов начинался с самого пола, образуя ложный свод. Диаметр таких гробниц обычно составлял 3—4 м. При прямоугольном плане размеры камеры были до 5 м. в стороне. Нижние части стен вертикальны, а на некоторой высоте от пола в углах выступали первые камни, которыми начинались примитивные паруса, служащие переходом к круглому в плане перекрытию.

Тумулус

Гробницы южной Этрурии

Самые грандиозные некрополи южной Этрурии VII в. до н.э. обнаружены около Цере. Большинство тумулусов сосредоточено в некрополях Бандитачча и Абетоне, расположенных на высотах, за рекой, к северу от города. Место для некрополя Цере было выбрано с учётом формы самих гробниц и открывающегося отсюда вида на город и окрестности. Некрополь лежит на плато, на котором тумулусы разной величины и более поздние гробницы расположены по обеим сторонам главной и нескольких поперечных улиц. Эти невысокие «холмы» с примитивно профилированными крепидами, с входом, ранее украшенным каменными скульптурами, отличались простотой и, несмотря на относительно скромные размеры, монументальностью облика. Открытый в передней части коридор — дромос круто спускался в глубину туфовой скалы. Все элементы камер были вырезаны в туфе — предметы обихода, которые сначала погребались вместе с покойником, иногда высекались в скале, имитируя жилище живых.

Некрополь Бандитачча

Коридор-дромос

 

Гробницы юго-восточной Этрурии

В юго-восточной стороне некрополя обнаружено ещё более древнее кладбище — некрополь Сорбо, шахтные могилы которого относятся к железному веку и позволяют связать этрусскую цивилизацию с культурой Вилланова. Именно здесь в 1836 г. была открыта самая ранняя гробница Реголини Галасси, которая датируется началом  VII в. до н.э. Сначала она состояла из продолговатой камеры и дромоса, общей длиной около 20 м. и из двух овальных камер по бокам коридора. Затем дромос был перекрыт и обращён в переднюю камеру, аналогичную главной. Гробница Реголини Галасси — единственная в южной Этрурии, в которой камеры перекрыты ложным сводом, характерным для северной Этрурии. Этот памятник связывает северные гробницы, сложенные из блоков, с южными, вытесанными в туфовой скале, так как здесь видны оба приёма.

План гробницы Реголини Галасси

Гробница Реголини Галасси

Гробница «Нарисованных львов»

К этому же типу относится гробница «Нарисованных львов». Находится в Черветери и датируется VI вв. до н.э. Архитектурные детали, выполненные довольно обобщённо, помогают представить реальные конструкции жилого дома — прообраза этой гробницы. Перекрытие главной камеры в ней как бы поддерживается балкой на двух столбах, делящих помещение на две части. Эти столбы образуются частями гладкой стены, оставшимися после пробивки трёх больших проёмов, и архитектурно не расчленены. Главная часть камеры имеет двускатное перекрытие, облегченное небольшими углублениями и как бы изображающими деревянную конструкцию. Вытесанный в туфе коньковый брус этого перекрытия пропущен через поперечную стену и заканчивается большим диском на потолке передней части камеры. Особый интерес представляет зонтичное перекрытие передней части. Общая его форма близка к полуконусу. От трёх стен к диску на потолке идут полосы, как бы распёртые другими горизонтальными брусьями. Это покрытие, весьма распространенное в этрусских гробницах VI вв. до н.э. несомненно, воспроизводит деревянную конструкцию, вероятно, над апсидальным помещением жилого дома, которая в гробницах обычно, хотя и довольно неудачно, связана с прямоугольным планом.

Черветери

Гробницы Черветери

Гробница «Нарисованных львов»

Гробница «Нарисованных львов» интерьер

Планировка гробниц

В VII—VI вв. до н.э. пространственная композиция погребальных камер усложняется. Появляется тип гробницы с трехчленным делением плана. В одной из них — гробнице Греческих ваз в Черветери большая камера имитирует жилое помещение этрусского дома. Широкий дромос ведёт в большую камеру (8,7 х 3,3 м.) с двумя нишами по обеим сторонам и в три камеры меньших размеров. Двускатная кровля с коньковой балкой расположена по оси входа. Центральная и боковые камеры обставлены ложами, а три задние — скамьями.

Гробница «Кресел и щитов»

В так называемой гробнице «Кресел и щитов» с трёхчленным делением плана над главной камерой изображен плоский потолок с поперечными балками. Все три двери устроены одинаково, они немного сужаются кверху и обрамлены наличниками с прямыми выступами в верхних углах. Многократное повторение схемы гробниц с трехчленным делением плана говорит, по-видимому, о распространении этой схемы в архитектуре жилого дома не позднее  VI в. до н.э.

Гробница «Кресел и щитов» план

Гробница «Кресел и щитов» интерьер

Поздние скальные гробницы

Более поздние скальные гробницы III—II вв. до н.э. были сооружены в отвесных скалах близ небольших городов — Норчиа, Блера, Сована. Снаружи у них был портик с двумя, четырьмя или шестью дорическими или коринфскими колоннами, иногда портики были расположены друг над другом, двери имели трапециевидную форму.

Возможно, эти гробницы имитировали лоджии богатых этрусских домов II в. до н.э. или фасады храмов.

Гробницы в эллинистический период

В эллинистический период архитектура этрусских гробниц претерпела значительные изменения. Вместо индивидуальных тумулусских гробниц богатых семей стали преобладать громадные камеры без всякой архитектурной характеристики со стенами, испещренными сотнями маленьких ниш для урн с пеплом. Иногда они заполнены сплошными рядами погребальных ложе. От эллинистического периода до нас дошло так же несколько многокамерных гробниц, по которым можно проследить дальнейшее развитие этрусского дома.

Гробница Влумниев в Перузии, открытая в 1840 г. датируется концом II в. до н.э. На правом косяке двери имеется надпись, указывающая, что основателем гробницы был Волумний. Гробница размером 10,38 х 10,7 м. У неё 3 камеры, и главная вытянута в глубину. Поэтому боковые камеры, расположенные в глубине гробницы, выходят не в главную камеру, как в гробницах VI в. до н.э., а в её боковые крылья, сходные с крыльями италийского атриумного дома.

Атрий высотой 4,5 м с двускатным потолком имитировал помещение с деревянной крышей. В боковых стенах атрия имелись входы в ячейки, квадратные в плане, со скамейками вдоль стен, на которые ставились урны.

Главное помещение — таблинум — кажется очень большим, в центре урна основателя гробницы Волумния в виде саркофага. На богато декорированном ложе покоилась полулежащая фигура. Направо — саркофаги сыновей и родственников, налево — урна дочери. В центре потолка, в квадратном кессоне — рельеф с Медузой Горгоной со следами полихромии.

 

 Гробница Волумниев план

 Гробница Волумниев

 

Погребальные урны

Заупокойный культ также имеет сходство с культами древневосточных народов. Например, погребальные терракотовые урны со скульптурно исполненными крышами, которые относят к концу VII и началу VI века до н.э. В них хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшали фигурками воинов или изображениями человеческой головы. Мастера передавали основные индивидуальные особенности лица.

Погребальная урна этрусков

Многочисленные урны, найденные на территории Италии, были круглой или овальной формы и относятся к до этрусскому периоду. Эти урны отображают жилища самых древних италиков.

Погребальная урна

Урна из Поджо Гаэла близ Клузия, датируемая началом V в. до н.э. имитирует простейший дом этрусков. Эта модель дома с четырехскатной крышей, имеющей сильно выраженный уклон и огромный вынос, а в средней части — отверстие для освещения и выпуска дыма. На каждом фасаде показано по одной двери.

Погребальная урна из Клузия

Этрусский дом

По-видимому, простейший этрусский дом состоял из центрального помещения, атрия, где был очаг, и против входа у стены находилось ложе. В середине крыши имелось отверстие для света, через которое вода попадала в бассейн, расположенный под ним. Иногда атрий освещался через отверстие во фронтоне, которое по мере надобности запиралось. Постепенно план дома начал усложняться, к атрию с обеих сторон начали пристраивать комнаты, и главной частью жилища становится таблинум — приемный зал хозяина, где помещались ложе и алтарь предков. Отсюда двери вели в коридор — остий, в котором по обе стороны были расположены комнаты для женщин, детей, слуг. Таким образом, урны и гробницы показывают переход от простейших домов к сложным.

Модель этрусского дома

Этрусский дом, план и фасад

 

Саркофаги

Большую художественную ценность представляют саркофаги, находящиеся в этрусских гробницах. Они имели вид архитектурного гроба, на крышке которого размещалась скульптурная группа (супружеская чета или глава рода), воспроизводившая облик покойных.

Саркофаги делались из терракоты или из мягкого камня и ярко раскрашивались. В архитектуре саркофагов встречается классический мотив триглифного фриза, часто свободно переработанный.

На саркофаге второй половины VI века до н.э. из Цере мастер изобразил семейную пару знатных этрусков. Опираясь на подушки, они лежат на пиршественном ложе. Рука мужчины покоится на плече женщины. Их торсы переданы объемно, тогда как нижняя половина фигуры, скрытая одеждой, выглядит совсем плоской. Мягкой пластичной лепкой переданы лица умерших, оживленные легкой улыбкой. Длинные волосы падают на плечи, изящно вылеплены тонкие ступни ног. Художественные приёмы, которыми пользуется скульптор, явно говорят о его знакомстве с произведениями греческих мастеров эпохи архаики.

Росписи гробниц

Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц.

На стенах гробниц изображали мифологические сцены, атлетические состязания в честь умершего, картины погребальных пиров. В них ярко сказалось влияние искусства Греции. Лучшие из этих росписей сохранились в гробницах близ города Тарквинии.

Ахилл в засаде у фонтана. Сцена из гробницы Быков. Тарквиния, 540-530 годы до н.э

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н.э

Роспись гробницы Авгуров. Плакальщики. VI в. до н. э.

Роспись гробницы Жонглеров. Деталь. VI в. до н. э.

Роспись гробницы Чудовищ. Лицо женщины. IV в. до н. э.

Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V век до н. э

Фрагмент фрески из гробницы Триклиния. Около 470 г. до н. э

Храмовое зодчество

Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней Эллады в VI—V вв. до н.э. строили преимущественно храмы типа периптера из известняка и мрамора. Этруски камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании — подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Фасад здания украшал глубокий портик. Храмы были украшены цветными рельефами и статуями из терракоты.

О храмах можно судить  лишь по сохранившимся фундаментам и подиям, сложенным насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам, прежде всего по описанию Витрувия.

Уже в начале первого периода VII в. до н.э. наряду с открытыми святилищами у этрусков появились и простейшие храмы, напоминавшие греческие простили с двухколонными портиками перед единственным неглубоким помещением — целлой.

В конце VII— начале VI вв. до н.э. сложились и основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов с более развитыми многоколонными портиками, сохранившие ведущую роль в культовом зодчестве.

В одноцелловом храме, развивавшемся из простейших алтарей открытых святилищ, помимо глубокого переднего портика по сторонам целлы также нередко устраивались открытые крылья, а быть может, и колонные портики, более узкие, чем передний, подобные, например, высеченным в гробнице Ильдебранда в Саване.

В трехцелловом храме боковые целлы, возможно, иногда совсем не имели передней стены и оставались открытыми в сторону входа. Возникновение этого типа храмов связано с характерным для этрусского культа выделением важнейших триад небесных и подземных богов. Боковые портики по сторонам целлы, видимо, отсутствовали, тогда как передний портик, включавший два ряда колонн, получал максимальное развитие.

План храма по Витрувию и храму Портоначчо Минерва с тремя дверями

Для реконструкции такого храма источниками служат не только многочисленные, хотя и скудные археологические находки, особенно храм «Портоначчо» в Вейях или древнейшие остатки храма Юпитера Капитолийского в Риме, но прежде всего описания Витрувия.

Реконструкция этрусского храма Юпитера

По форме плана эти храмы приближались к квадрату. Это увеличивало значение главного, торцового фасада.

Деревянные, широко расставленные колонны, по высоте равные лишь трети ширины фасада, располагались строго по осям стен, образуя посредине более широкий интерколумний, чем остальные. Передний ряд колонн перекрывался двумя параллельными деревянными балками, на которые были уложены такие же балки, несшие перекрытие портика. Крутая двускатная кровля храма с большими свесами по сторонам, защищавшими сырцовые глиняные стены, крылась черепицей. Свесы кровли, образующие карниз как и терракотовые  облицовки, покрывавшие все деревянные конструкции над колоннами, были расписаны. Антефиксы находились не только по краям кровли, но и как бы на торцах балок, расположенных по низу загубленного поля фронтона.

Фронтон поздний терракотовый (частично реконструированный) из Таламоне

К концу VI в. до н.э. роспись стала наноситься на терракотовые части до обжига и потому стала прочнее и ярче. К этому же времени относится появление сложных акротериев по углам фронтона, напоминающих по форме раковины. Вероятно, уже к концу этого периода во фронтонах появились скульптурные группы — сперва объемные, а затем выполненные в высоком рельефе.

В целом фасад этрусского храма с его широкой лестницей относительно невысокими колоннами и перегруженными терракотой верхними частями имел приземистый, тяжелый облик. Отсутствие уравновешенности между несущими и несомыми частями в целом и грубые детали декора и колонн наталкивают на сопоставление этрусских храмов не с современными им храмами Великой Греции, а с более древними дерево-сырцовыми храмами греческой метрополии, предшествовавшими там переходу к строительству из камня и сложению четкой системы архитектурных ордеров.

Фриз


Так же близки по формам и прототипам греческих архитектурных ордеров и основные типы этрусских колонн, развивавшиеся вместе с храмами. Однако вряд ли можно применять к этим колоннам термин «архитектурные ордера», поскольку расположенные над ними части не имели четких тектонических членений. Основной тип этих колонн, который можно рассматривать как прообраз «тосканского ордера» Витрувия, характеризуется гладким, резко сужавшимся кверху стволом на грубой круглой базе, завершавшимся распластанным эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны.

Другой, более сложный тип этрусской колонны — с граненным стволом на круглом плинте и волютами, как бы выраставшими из астрагала, завершавшего вверху ствол. Капители имеют несомненное сходство с архаическими эолийскими капителями восточной Греции и с близкими им по форме «протоионическими» капителями из Сирии и с острова Кипра. Впоследствии этот тип колонны был вытеснен на италийской почве ордерами ионического, коринфского и композитного типа.

В последовавшем, втором, периоде этрусской архитектуры существенных нововведений в храмовом зодчестве и ордерах не наблюдается. Меняется в сторону все большего богатства и усложнения лишь терракотовый декор храмов, достигающий своего апогея в V в. до н.э. Фронтоны украшаются терракотовой скульптурой, сперва круглой, а затем, по-видимому, рельефной. Декор терракотовых облицовок значительно усложняется, хотя и носит преимущественно орнаментальный характер без включения встречавшихся, ранее изображений человеческих фигур. Зато скульптурные изображения появляются все чаще в антефиксах и особенно в акротериях.

Остатки группы терракотовых фронтонов (реконструированы более светлые участки).

По-видимому, в этот период у этрусков сложилась своя художественная школа. Известен один этрусский мастер по имени Вулка, относящийся к этой школе. Скульптура Вулки, украшавшая многие этрусские храмы, отличалась точностью, пластичностью линий и изящными формами. В живописи отразился  интерес художников к тонкой передаче движений, к мягким изогнутым контурам и вкус к сочному колориту.

Крылатые кони из терракоты, II век до н.э.

Скульптуры и керамика

Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII в. до н.э. В VI в. до н.э. терракотовая пластика достигла необычайного совершенства. Эллинские ваятели уделяли основное внимание пропорциональному построению фигуры, в то время как этрусские мастера стремились уловить выразительность позы.

Этрусская лошадь, VI век до н. э. Высота 20 см. Репродукция

В VII—VI вв. до н.э. этруски использовали такую технику изготовления керамики, которую называли «буккеронеро», что переводится как «черная земля». Кувшины и чаши, сделанные на гончарном круге, подвергали такому обжигу, что глина приобретала черный цвет. Затем сосуд полировали горячим камнем и украшали рельефными изображениями или скульптурными лепными фигурками животных или птиц.

Техника «Буккернеро»

Сосуд в форме кабана VI—V веков до н.э.

Также этруски овладели приёмами обработки драгоценных металлов и научились изготовлять красивые ювелирные изделия.

Посеребрённая амфора. II век до н. э.

Высокого совершенства достигла и техника бронзового литья. Скульпторов увлекало создание зверей и фантастических животных.

Бронзовая фляга для масла. II век до н. э.

Химера. Около 480 г. до н.э. Вытянув передние лапы и изогнув спину, химера злобно оскалила свою пасть. Из спины животного вырастает голова козы, в рог которой вонзились зубы дракона. Автор подмечает характерные признаки различных животных и умеет их правдиво передать. Образ огнедышащей химеры, одного из созданий греческой мифологии, воплощал в сознании этрусков страшную стихию подземного мира.

К памятникам искусства Этрурии относится знаменитая в истории Рима статуя Капиталийской волчицы. Мифы рассказывают, чту двух братьев-близнецов, которые якобы в 754 г. до н.э. основали Рим, в детстве вскормила волчица. В память об этом событии на Капитолии, одном из семи римских холмов, в конце VI или начале V в. до н.э. была установлена статуя.

Упадок культуры этрусков

Расцвет культуры и искусства Этрурии охватывает период с VII до начала V вв. до н.э. С этого времени наступает пора нарастающего упадка этрусских городов.

Борьба с многочисленными племенами, постоянные войны и социальные распри подорвали их политическое могущество.

В 474 г. до н.э. объединенный флот южноиталийских городов нанёс поражение этрускам и их давнему союзнику Карфагену.

С V в. до н.э. роль сильнейшей морской державы в западном Средиземноморье перешла к Сиракузам, которые потеснили этрусков на торговых путях.

С конца V в. до н.э. новый опасный соперник — рабовладельческий Рим — начинает теснить этрусков, и в течении первой половины IV в. до н.э. южная Этрурия попала под его власть. В дальнейшем та же судьба постигла и остальные этрусские города.

С утратой политической самостоятельности в значительной мере исчезает самобытность и оригинальность искусства этрусков. Сохраняя высокий уровень технического мастерства, художники Этрурии все более заимствуют систему пропорций и эстетические идеалы греческого искусства. Сцены из греческих мифов становятся излюбленными в творчестве этрусков. Они украшают бронзовые зеркала и погребальные сосуды — цисты, которые помещали в гробницы богатых рабовладельцев.

Тончайшим гравированным рисунком исполнены изображения на бронзовом сосуде конца IV в. до н.э. из города Пренесте, прославленного своими ремесленными изделиями. Художник запечатлел троянского царевича Париса в восточном, роскошно вышитом костюме. За его спиной — колесница, запряженная четырьмя лошадьми, а перед ним — Гермес, который привёл на суд Париса трёх богинь — Геру, Афину и Афродиту. Тонким вкусом отличается декорировка сосуда: его ножки сделаны в виде львиных лап, опирающихся на жаб, а центральную сцену обрамляют стилизованные пальметты и цветы лотоса, столь популярные у греческих художников. Реалистическая сила и зоркая наблюдательность, характерная для этрусков, сказывается лишь в изображении на крышке цисты двух амазонок, несущих тело мертвой подруги. Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима.

Во II в. Этрурия стала частью Римской республики.

Сопоставляя этрусское зодчество с римским, необходимо признать, что хотя этруски в широком историческом масштабе и не оставили выдающихся по своим художественным качествам сооружений, все же они определили многие важные черты раннеиталийской и позднейшей римской архитектуры. Черты, которые получили дальнейшее развитие на протяжении последовавших столетий и блистательно раскрылись во времена поздней Римской республики и ранней империи. От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища, культовые  сооружения и надгробия.

К этрускам восходят и такие важнейшие особенности римской архитектуры, как тенденции к четкой герметичности и симметрии плана и четкое выделение главной глубинной оси, завершение которой грандиозными абсидами также могло быть подсказано ложными полусводами, замыкавшими пространство многих этрусских гробниц.

Даже общая функциональная направленность римской архитектуры, её размах и трезвый практицизм находят свои истоки в строительной деятельности этрусков. В этой связи достаточно напомнить об этрусских инженерных сооружениях, нашедших прямое продолжение в великолепных дорогах, мостах и акведуках римлян, в их фортификационных постройках, послуживших форпостами римской экспансии на Апениннском полуострове, в регулярной планировке военных поселений, а затем и в новых городах, закладывавшихся римлянами в завоеванных ими провинциях.

 

 

Источники:

Всеобщая история архитектуры, Том II

Малая история искусств. Античное искусство

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *