Средства композиции

В композиции выделяют следующие средства:

  1. Форма
  2. Цвет
  3. Фактура

Форма

Форма есть повсюду. Все объекты состоят из простых форм или сложных. Любая форма начинает строиться из двух элементов — точки и линии. Образуются простые формы — квадрат и прямоугольник, круг и овал, треугольник, трапеция, крест. Более сложные формы строятся из простых форм.

Поэтому есть определенное деление объектов. Их можно поделить на 2 большие группы:

  1. Абстрактные объекты
  2. Конкретные объекты

Абстрактные объекты включают в себя:

  1. Точка
  2. Линия
  3. Поверхность
  4. Объемная фигура
  5. Измерение (мы воспринимаем объекты в трех измерениях — длина, ширина, высота — остальные мы может только представить)
  6. Формат

Конкретные объекты включают в себя:

  1. Форма
  2. Размер

 

Абстрактные объекты

Точка и линия

Простые абстрактные объекты — точка и линия — способны задавать определенный тон и настроение.

Расположение точки на плоскости может вызывать различные эмоции, в зависимости от того, в каком месте формата она расположена.

Линия может задавать настроение. Она может быть тонкой, толстой или с переменной толщиной. Линии могут быть прямыми и плавными, жесткими и мягкими, пунктирными и рваными.

Расположение линий на формате может стремиться вниз, вверх, идти ровно. Линии могут вести взгляд к конкретному месту. Линии могут быть самостоятельными, а могут служить контуром объекта. А ещё они могут быть не видны, но ощутимы, когда образуют структуру и объединяют разные объекты. И эти линии мы можем образно провести.

 

 

Поверхность

Поверхность задаётся двумя линиями, которые не совмещаются, или минимум тремя точками, не расположенными на одной линии. Если две линии имеют одну общую точку, поверхность становится плоскостью.

Как линия представляет собой бесконечный ряд точек, поверхность определяется как бесконечный ряд линий. Поверхность имеет два измерения. Внешняя сторона объемной фигуры — её поверхность.

 Объемная фигура

Если поверхность представляет собой бесконечный ряд последовательных линий, то  объемная фигура состоит из совмещенных плоскостей. И имеет три направления — три измерения фигуры.

Существует множество геометрических объемных фигур. Геометрические фигуры — это математические абстрактные модели — куб и тетраэдр, сфера и полусфера, цилиндр и конус, призма и параллелепипед.

Измерение

У нас, как и у всего, что нас окружает, есть высота, ширина и глубина. Это три измерения, которые мы можем воспринимать, остальные мы можем только вообразить. Например, тессеракт, в фильме Интерстеллар попытались визуализировать. Или, знаменитый роман Эдвина Эббота «Флэтландия», где двумерный мир, в который вторгается трехмерный объект, и там очень хорошо продемонстрировано то, как можно сталкиваться измерениям.

Формат

Формат — это то, что мы воспринимаем с учётом внешних границ.

Термин «Формат» применяют к следующим описаниям:

  1. Измерения
  2. Пропорции
  3. Шкалы измерения

Например, метрическая система (метр, сантиметр, миллиметр), английская система мер (футы и дюймы). Форматы бумаги обозначаются как A, B, C, D, E, F, G (А0, А1, А2, А3, А4, А5, А6, также B1, B2, B3  и т.д.). Для продуктов, которые демонстрируются на экране, формат задаётся в пикселях. Типографический пункт — это минимальная типографская единица измерения, составляет примерно 0,376 мм. Форматы карт и архитектурных чертежей основаны на отношении  изображения к физическому размеру и обозначаются как масштаб.

Конкретные объекты

Форма

У объектов имеется граница, показывающая, где визуальный объект есть и где его нет. Эта граница называется контуром. Контур задает форму.

Форма может быть:

  1. Геометрической
  2. Органической
  3. Случайной

Геометрические формы создаются в соответствии с математикой. Органические формы создаются природой, живыми организмами и под их влиянием. Случайные формы могут возникнуть вследствие повторения, неосознанных действий людей или влияния природы.

Формы могут быть самостоятельными объектами, либо группы объектов могут быть вписаны в форму. Тогда они уже образуют структуру.

Размер

Размер объектов соотносится с тем, как воспринимает его человек и как он вписывается в окружающую среду и формат.

Цвет

Цвет очень сложная вещь и работать с цветом не просто. Но тем не менее это важная составляющая. С помощью цвета мы можем выделять какие-то объекты, либо наоборот, подобрать цветовую гамму из монохромных и аналоговых сочетаний. Цветом можно создать цельность или противопоставление. Цвет также задаёт стилистику и настроение.

В цвете выделяют тон, оттенки, яркость, насыщенность.

Фактура

Фактура играет роль, когда мы создаём осязаемый дизайн, то, что будет изготавливаться. По характеру фактура может быть естественной и обработанной механически.

Естественная фактура — это характер поверхности предмета. Может быть разной. Например, поверхность металла — гладкая, а камня — шершавая.

К обработанной фактуре относят те, на которые воздействовал инструмент или механическое устройство, например гравировка.

Фактура в дизайне выражается материалом, способом обработки материала, применением тиснения, фольгированния, лакирования, гравировки и прочее.

Тем самым, с помощью фактуры мы можем выделять объекты, ставить акценты, повышать уровень восприятия, не только визуального, но и тактильного. Тем самым можно повысить запоминаемость объекта. С помощью фактур и материалов можно повысить качество продукта, уникальность и эстетическое восприятие.

Дизайн всегда создаётся под материал, ну или как минимум учитывает его. Ведь иногда сама фактура выходит на первый план и только поддерживается и дополняется минимальными графическими элементами.

Все средства композиции могут быть в единстве, а могут выстраивать контрастные соотношения. Эти элементы могут контрастировать только визуально, а могут строить фактурный контраст.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что композиция — это создание структуры в дизайне, где создаётся иерархия элементов.

Дизайн чаще всего уравновешен, строится на единстве и соподчинении всех элементов друг к другу. В большинстве случаев есть композиционный центр, который может строится на контрасте, скоплении энергии или пустоте.

Для достижения общей гармонии, повышения интереса и впечатления, дизайнер применяет различное формообразование, тщательно прорабатывает колористику и учитывает фактуру материалов, которые будут применяться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *