Храм Хатхор в Дендере

Храм Хатхор, расположенный в Дендере, наверно самый загадочный, вокруг которого так и вьётся куча псевдоучёных со своими мировыми заговорами, пришельцами и прочими «прелестями». Так вокруг чего же ажиотаж? Все дело в том, что именно в этом храме есть два интересных артефакта — Дендерский зодиак и лампа Дендеры.

Но начнём с того, кто же такая Хатхор, а потом уже и храм будет понятнее рассматривать.

В Дендере расположены большой храм и группа второстепенных храмов. Главный храм посвящен богине Хатхор, и в самом названии Дендеры до наших дней сохранилось обращение к культовому предмету, или фетишу, которому поклонялись в первобытном святилище Та-инт-нетерт («та богиня колонны»). Построен был в период Птолемеев (греческой династии, правящей в Египте, после захвата Александром Македонским), но достраивался уже при римском императоре Тиберии. Строительство заняло около 200 лет.

Реконструкция всего комплекса

Хатхор одна из главных богинь Египта, богиня неба, радости, веселья, любви, танцев, а также материнства и плодородия. Была известна ещё в додинастическом Египте. Имела несколько ипостасей (хотя, возможно, это были разные богини). Хатхор именно та богиня, которую изображали не только в профиль, но и в фас, например, на украшениях.

Хатхор

Инкрустация сундука с изображением анфас Хатхор из гробницы Сит-хатхор-юнет, XII династия (ок. 1887 −1813 годы до н. э.),

Хатхор супруга Хора. Но в некоторых городах Египта её мужем считали Ра, а где-то Птаха. Но, когда Ра начали возвышать, то Хатхор начали называть дочерью Ра. И очень часто сливали её с Нут (богиней неба, матерью звёзд, которая их каждый день заглатывает, а потом снова выпускает). Мать – Хатор также отождествлялась с богиней Нут, которая воплощала всеобъемлющее небо.

Храм Хора в Эдфу

Хатхор (в центре) в сопровождении фараона Древнего царства Менкаура и богини-покровительницы VII  нома

Также в мифах Хатхор истребляет людей за их грехи, по указанию Ра, но потом Ра смилостивился и уговорил Хатхор прекратить уничтожение людей. К слову, в этой легенде Хатхор сливали с грозной богиней Сехмет (с львиной головой). Но эти моменты и запутывают очень сильно, ведь где-то у Сехмет, её противоположная ипостась это Баст (с головой кошки).

 Тем не менее, Хатхор стала защитницей фараонов, встречала умерших в загробном царстве. Её, также как и Исиду, называли богиней-матерью.

Кажется, что культ Хатхор в основном имел радостный характер, который в более поздние времена выродился в распущенность, как произошло с культом сирийской богини матери и культом Исиды в Риме.

Центром додинастического культа Хатхор была Дендера, где она была в образе небесной коровы, а млечный путь это её молоко. Также Хатхор «перевозила» солнце.

Хатхор была популярна и за пределами Египта, поэтому можно встретить храмы, либо отдельные помещения в храмах, посвященные богини и в Нубии, и в Израиле.

Символами богини служат ожерелье-менат, а также музыкальный инструмент систр. Эти атрибуты встречались и у жриц богини Хатхор, и в погребальных изображениях .

Ожерелье Менат

Менат в храме Хатхор

Систр Эллинистического периода с изображением Хатхор

Нефертари с систром в храме Абу Симбел

Систр и менат в руках женщины. 1400 год до н.э.

Помимо изображения богини на стенах и украшениях, её изображали и на колоннах, так называемые хаторические колонны. Культ колонны не так часто встречается в Египте, как в других странах Восточного Средиземноморья. Три главных египетских божества, которым поклоняются таким образом, — это Хатхор, Осирис и бог солнца, и из этих трех Хатхор — единственная местная богиня. Колонны двух богов имеют совершенно разную форму и происхождение. Колонна Осириса, как выяснилось, произошла от связки тростника или снопа пшеницы, но позднее эту форму начали воспроизводить в различных материалах, и её происхождение было забыто. Священная часть обелиска, колонна солнечного бога, оканчивалась пира-мидионом — верхушкой в виде пирамидки, и возможно, что квадратный столб, на который она устанавливалась, был всего лишь подставкой, необходимой для того, чтобы поднять её высоко над землей. Иероглифы Древнего Царства изображают обелиск с коротким столбом на высоком квадратном основании и диском над пирамидионом, тогда как в храме солнца в Абусире все ещё видны остатки квадратного цоколя великого обелиска Ну-усер-ра.

Характерная колонна с головой Хатхор в Луксорском храме Хатшепсут

Храм Хатшепсут. Древний Египет

Хатхор, «госпожа колонны», известна уже в Древнем царстве, но в ещё более ранние времена она, была богиней-коровой, ибо древнейшее изображение Хатхор на сланцевой палетке фараона Нармера показывают её с лицом женщины и ушами и рогами буйволицы. На протяжении всего исторического периода она встречается в образе настоящей коровы или же женщины с коровьей головой, иногда изображалась с женским лицом в рогатом головном уборе. Её считали великой богиней матерью, и в поздние времена она слилась с остальными великими богинями, особенно с Исидой. Семь Хатхор, которые решали судьбу новорождённого младенца, не имеют своего храма и упоминаются только в религиозных мифах. Хотя они носят имя богини, возможно, что на самом деле они с нею не связаны. Быть может, здесь имя имеет общее значение «божественная» или в более узком смысле «прорицательница» или «пророчица».

Итак, о самом храме.

Количество скрытых и тайных камер в храме Дендеры говорит о религии таинств. В этот период, когда строился храм, Хатхор в глазах правителей Египта была всего лишь очередной ипостасью Исиды, и, согласно Диодору, таинства Исиды и, таинства Элевсина сходятся в деталях, за исключением имен соответствующих богинь. Культ богини кардинально отличается от культа бога. Первый — это мистерия рождения или жизни, происходящей от жизни, вечной неразрывной цепи. Второй — это мистерия смерти, вечно разрываемой и вечно воссоединяемой цепи.

Большой храм Дендеры — самый великолепный и грандиозный храм Египта периода Птолемеев. Создаётся впечатление, что богиня внушала религиозный пыл, неизвестный в культе других богов. И ничто не казалось слишком величественным, слишком прекрасным для её обиталища. Хотя храм сохранился не так хорошо, как храм в Эдфу, даже в руинах он являет собой более внушительное зрелище.

Панорама

Храм Хатхор

Ось храма проходит с севера на юг, вход расположен на севере. Все здание окружено стеной, которая также опоясывала внутренний двор и образовывала галерею, полностью обходящую вокруг собственно храма.

Общий план комплекса

План комплекса в Дендере

План храма Хатхор

Помещения в храме Хатхор

План второго этажа храма Хатхор

 

На храмовую территорию можно было попасть через каменный вход в стене, частично он сохранился, но колоннады, которая вела от входа к портику, больше не существует. Большой портик, возможно, является самым величественным сооружением в мире. Он включает зал с высоким потолком, крышу, опирающуюся на 24 огромные колонны по 12 с каждой стороны. Колонны фасада соединены ажурными простенками. Главное украшение массивного нависающего антаблемента — крылатый диск. Среди всей этой торжественности интересно было отыскать человеческий штрих. Это надпись, сделанная по карнизу, которая рассказывает, что портик строился на средства, собранные по местной подписке:

«Во славу императора Тиберия, молодого Августа, сына божественного Августа, под началом префекта Авла Авиллия Флакка, правителя Авла Фульвия Криспа и окружного правителя Серапиона, сына Трихамба, жители столицы и нома посвятили Пронаос великой богине Афродите и её божественным спутникам».

Верхняя часть Маммиси («Дома рождения») римского периода в Дендере. На капителях колонн хорошо видны фигурки Бэса

Римские колонны перед храмовым комплексом

Стены храма Хатхор

 

 

Колонны кажутся настоящими громадами. Они имеют около 15 метров в высоту и больше 10 в окружности. Стержни круглые с четырёхгранными хаторическими капителями. Они украшены надписями и символами в горизонтальных регистрах разной ширины, а также скульптурой, которая изображает религиозные сцены и фигуры богов. На колонны опираются поперечные архитравы из темного камня с барельефами со всех сторон. Иными словами резчик не упустил не единой возможности украсить каменную поверхность рельефом, не оставил ни единого пустого места, ибо даже вертикальные грани цоколей колонн украшены скульптурой. Видимо, архитекторы соблюдали древнеегипетское правило контрастов, сочетая массивную простоту архитектуры с многочисленными мелкими деталями украшения.

Хаторическая колонна

Хаторическая капитель (лицо уничтожали христиане)

Весь интерьер стены, колонны, потолок — когда-то был ярко раскрашен, теперь же остались лишь отдельные цветные пятна. Внутренняя отделка производит впечатление роскоши. Однако сцены очень интересны, они изображают церемонию посещения храма фараоном и дарования земельных владений богине. Потолок отделан исключительно астрономическими символами, знаками зодиака, изображениями звёздных ладей, деканов и фаз луны. Также необычна и интересна сцена, в которой солнце освещает храм, здесь оно представлено в виде головы Хатхор. И если понимать кто такая Хатхор, с кем её олицетворяли и сливали, то становится не удивительно, что именно в её храме весь потолок это сплошная тема астрономии. А в других храмах этого почти не встречается.

Южная стена портика первоначально была фасадом храма, стоявшего на этом месте раньше. Её не перестраивали, когда возводили портик, и потому в ней сохранились все особенности храмового фасада. Центральный вход ведёт в гипостильный зал, за ним на оси храма находятся два вестибюля и святилище. В гипостильном зале шесть колонн с капителями в виде листьев, вверху которых находятся головы Хатхор в роли своеобразных абак. Цоколи и подушки капители сделаны из гранита, верхние части из песчаника. Крыша невредима, свет и воздух попадают внутрь через восемь отверстий в каменной кладке. На скульптурных рельефах повествуется об основании храма, с одной стороны зала показан царь, с пышностью выходящий из своего дворца, он снимает дерн, он формует первый кирпич, он кладёт первый камень, он посвящает готовый храм богине и, наконец, торжественно начинает служение в храме и воскуряет благовония. На противоположной стене царь, со всеми регалиями покинув дворец, совершает другую церемонию посвящения. Он дарит слитки драгоценных металлов богине Хатхор, он подбрасывает над храмом шарики, возможно благовоний, посвящает здание Хатхор и Хору из Эдфу и в конце при посредничестве мемфиского Птаха представляется обоим божествам и их маленькому сыну.

Со всех сторон зала открывается по три камеры. Некоторые из них освящаются через потолочные люки, в других царит полная тьма, но все они отделаны скульптурой и имеют названия. Здесь, как и в Эдфу, одни названия даны из чисто практических соображений, другим присуща поэтичность. Серебряная комната предназначалась для хранения сокровищ, золота, серебра, ляпис-лазури, малахита и «всех драгоценных горных камней». Напротив Серебряной комнаты располагалось помещение, где жрецы готовили благовония и другие ароматы, которые, как они полагали, больше всего нравились богине. Остальные комнаты использовались для хранения кувшинов с водой и скоропортящихся и нескоропортящихся приношений.

Первый вестибюль был известен как Алтарный Зал, где приносились жертвы. Сцены изображают исключительно фараона, приносящего жертвы Хатхор и её сыну Хору. Возможно, стоит обратить внимание, что приношения в большинстве своём — это плоды и злаки, а не убитые животные. На западе находится камера под названием Комната Очищения, где, видимо, ритуально освящали приношения перед тем, как представить их богине. На востоке и западе расположены лестницы, ведущие на крышу.

Второй вестибюль — Зал Божественной Девятки, хотя в определенном смысле это всего лишь проходная комната, тем не менее, в ней разыгрывались некоторые мистерии культа Хатхор. Из скульптурных сцен следует, что, поскольку Хатхор воплотила в себе все остальные божества, она одна была источником жизни. Небольшая комната, названная Льняной, открывается с восточной стороны второго вестибюля, здесь хранились облачения, в которые изваяние богини наряжали во время больших праздников. Облачения шили изо льна, вытканного или вышитого узорами и окрашенного дивными сочетаниями цветов.

Дверь на западе ведёт во вторую Серебряную комнату, откуда можно попасть в небольшой двор без крыши, расположенный параллельно святилища. В дальнем конце двора находится небольшой киоск или молельня с двумя хаторическими колоннами, которые образуют фасад и опору крыши. В молельне проводились обряды, знаменующие рождение божественного младенца, которые совершались ежегодно в «день и ночь младенца в колыбели». Этот великий день в древности был праздником Нового года, днем Великого Нила, который радостно отмечали во всем Египте как величайший из праздников. Даже в наше время коптский Новый год, или Навруз, по-прежнему отмечается как общий праздник и время радости. На потолке этой небольшой молельни можно увидеть одну из самых интересных скульптур в Египте. Все пространство потолка покрывает изображение небесной богини Нут в её обычной позе, т.е. когда она образует небесный свод своим телом. Она стоит на воде, облачена в воду, и от неё исходят и луна, и солнце, поэтому она является первозданным источником влаги, света и тепла, без которых земля была бы бесплодна. И её имя значится здесь как Нут Неизвестная. Святилище Хатхор, стоящее позади неё, указывает на то, что Нут отождествлялась с богиней храма.

Молельня храма Хатхор

 

На оси храма находится святилище, в которое можно попасть из второго вестибюля. Это совершенно темная комната, и называлась она Золотым Жилищем. Здесь стояла священная ладья, и в ней было установлено самое священное изображение богини. Двери были закрыты и запечатаны, и только по великим праздникам печати торжественно взламывали и открывались двери. Но даже в этих случаях только верховный жрец и фараон, который по праву положения мог исполнять обязанности верховного жреца в любом храме, имели право входить в святилище. Скульптуры изображают весь ритуал посещения богини фараоном: он поднимается по ступеням, взламывает печати, раскрывает дверь, глядит на статую богини, приносит жертвы и поклоняется божественной Матери.

Проходы в храме Хатхор

Святилище окружает коридор, из него открываются семь маленьких комнат, тайные камеры. Они имеют разнообразные названия, например, Комната Рождения и Комната Воскресения. Предназначение этих комнат сейчас объяснить невозможно, смысл названий утерян. Возможно, что Комната Пламени — то же самое, что и Дом Пламени, о котором говорится в главе поминания Книги Мертвых:

«Я поместил моё имя в Большом Доме. Я сделал так, что моё имя помнят в Доме Огня в эту ночь счёта лет и счисления месяцев».

Лестница, ведущая на крышу храма, украшена изображениями процессий, во время которых богиню с большой торжественностью выносили из храма, чтобы усладить её взор зрелищем её великих владений и чтобы «соединить с лучами» бога-солнца. Длинный ряд жрецов, во главе с фараоном, нес священные предметы, божницу несли 8 дюжих жрецов. Через определенные промежутки процессия останавливалась и фараон сжигал благовония перед изваянием богини. Жрицы тоже участвовали в процессии с гирляндами и ветвями. И так как одно из имен богини было Хатхор Роз, они также несли гирлянды роз. Процессия поднималась по лестнице на крышу и потом снова спускалась в храм.

Крыша плоская, двухуровневая, так как портик выше, чем основной храм. На нижнем уровне несколько святилищ или молелен, самая большая в юго-западном углах, примыкая к стене портика, стоит по три малых молельни с обеих сторон. Они предназначались для поклонения Осирису, и на скульптурных сценах показаны его смерть и воскресение. На стенах запечатлен знаменитый обряд Дендеры, обряд изображен так, что подразумевается его совершение в землях Египта, на юге и на севере. В Дендере ритуал проводился как мистерия с куклами. Подробно описывается размер и материал каждой фигурки, а также какие действия следовало совершать, начиная со времени, когда мёртвое тело Осириса лежало на похоронных дрогах, до того момента, когда бог возвращался к жизни, спасенной Исидой, которая защищает глаза от исходящей восставшего бога великой славы.

Храм Исиды на острове Филе и его перенос

В одной из северо-восточных молелен изображается процессия из 29 жрецов в полосатых облачениях с флагами и священными символами. Перед ними идёт царь, воскуряющий благовония. Интереснее всего последние два жреца. На одном маска бога-шакала Анубиса, голова и плечи жреца намечены, как будто надетая на нём маска прозрачна, но очевидно, что он сквозь неё ничего не видит, потому что его ведёт другой жрец, держа за руку. Глиняная маска Анубиса, достаточно большая, чтобы человек мог просунуть в неё голову и плечи, в настоящее время хранится в музее Гельдесхайма. Апулей, в «Золотом осле», описывая процессию Исиды, говорит: «Вскоре показалась и процессия богов, соблаговоливших воспользоваться человеческими ногами для передвижения. Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою пёсью голову Анубис, в левой руке держа кадуцей, правою потрясая зелёной пальмовой ветвью». Маска и барельеф вместе с литературным свидетельством доказывают, что в Египте практиковали ритуальный маскарад и что гротескные боги с головой животных на самом деле были людьми в масках.

В центральной молельне из трёх на северо-восточной стороне был найден большой зодиакальный круг, теперь помещённый в парижскую Национальную библиотеку. В храме его заменили гипсовой отливкой. Откуда взялась скульптура такой формы — это можно объяснить только отождествлением Хатхор с небесной богиней. Но именно он вызывает огромное количество споров, предположений, мистификаций. Посвящен зодиак богу Осирису. Джон Х. Роджерс характеризовал как «единственную полную карту древнего неба, которую мы имеем», предположительно служил основой, на которой были построены более поздние астрономические системы.

Дендерский зодиак

Дендерский зодиак в храме

Схема зодиака

Схема в цвете

Тайных комнат, или крипт, здесь больше, чем где-либо. Они построены в толще стен и под полами, и войти в них можно было через раздвижные плиты, так что они были полностью скрыты от посторонних глаз. Все они украшены рельефами и росписью, и краски в отсутствие света сохранили чудесную свежесть и яркость. Некоторые комнаты предназначались для тайных ритуалов богини, другие имели более повседневные цели, как хранение храмовых сокровищ, которые судя по надписям, представляли огромную ценность. Огромный убор богини — состоящий из ожерелья усех и четырёх тотемов Хатхор, связанных цепью с менатом, так называемый противовесом, — был изготовлен из золота, инкрустированного драгоценными камнями. И это только один из множества предметов, используемых  в ритуале.

Ну и самое загадочное изображение, в одной из тайных крипт это «лампа Дендеры», в которой современники видят лампу накаливания.

Но тут сразу вспоминается, что люди склонны и в печеньках и в «рисунке» планет видеть лица, предметы, может быть и здесь что-то похожее играет роль. Потому что учёные опровергают эту идею, подкрепляя фактами отсутствия многих составляющих этой концепции.

Из Википедии:

«Критика альтернативного представления. Утверждение невозможности существования газоразрядный светильников в Древнем Египте основано на отсутствии там необходимых технологий, в частности: стеклодувного производства, вакуумных насосов, производства токопроводящих и изолирующих материалов, источников тока высокого напряжения».

По мнению египтологов барельефы города Дендера изображают символ надёжности джед (хребет бога Осириса) и змею, рождающуюся из цветка лотоса, что является типичным набором символических изображений египетской мифологии. Змея, возникающая из лотоса, означает изобилие, связанное с ежегодным разливом Нила. Связь барельефов с египетской мифологией следует также из текстов, их окружающих. Перевод, осуществлённый Вольфгангом Вайткусом, говорит о посвящении этих изображений ряду праздников и божествам, например Тоту или Айхи. 

Стены храма с внешней стороны украшены фигурами различных богов и сценами поклонения. Среди них есть Клеопатра в виде Исиды, в головном уборе богини с диском и рогами. Если сравнить лицо со статуей её отца Птолемея Авлета, находящейся в Британском музее, сомнений в правдивости портрета не возникает. Изображения сына Клеопатры Цезариона вызывают интерес, смешанный с жалостью, ибо после смерти его матери мальчика в возрасте 17 лет передали в руки Августа и убили.

Клеопатра VII и Птолемей Цезарь. Храм в Дендере

Картуш Цезареона. Храм в Дендере

Маммиси римского периода

Следы христианства

Священный пруд находится на юго-западе от Большого храма. Он имеет прямоугольную форму и ступени с каждого угла. Абу Салих (ок. 1200 г.н.э.) писал: «Есть тут колодец, четырехугольный по форме, отверстие которого равно 100 локтям с каждой стороны. Спускаются к нему по ступеням, где могут пройти верблюды, быки, овцы и все прочие животные, которые пьют воду из колодца. Неподалёку есть удивительный древний храм, невиданный больше на свете. Говорят, что построили его великаны, они же вырыли и колодец».

Во времена арабского автора Макризи в храме всё ещё сохранялись традиции рогатого божества. «Дух, посещающий этот храм, является в форме человека с головой льва, на котором два рога». Рога были характерной чертой Хатхор, а кошачьи божества в Египте обычно были женскими, поэтому интересно отметить, что дух богини поменял пол.

Старые фотографии храма

Исида в Дендере

Клеопатра в Дендере

Рисунки храма

По мотивам М.Мюррей «Египетские храмы»

Планы и чертежи взяты с сайта http://kannelura.info

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *