Искусство времён Эхнатона и Нефертити. Амарнское искусство

Амарнское искусство. Часть 3

Ну и последняя заключительная часть, относящаяся к амарнскому искусству.

Первая часть

Вторая часть

В ней я рассмотрю, как развивалось искусство после смерти Эхнатона, при его преемниках. И самым ярким образцом послеамарнского искусства стала гробница фараона Тутанхамона. Начну с общих перемен, которые происходили во времена правления 4 преемников, потом немного сравню гробницы этих фараонов и их ключевые особенности.

Преемников нельзя рассматривать отдельно друг от друга, потому что они все правили очень мало. И ещё узурпировали, и присваивали постройки и вещи друг друга.

Если у любого человека спросить, что он знает о египетском искусстве (я спрашивала очень много раз), то под номером один он назовёт пирамиды, потом вспомнит мумии, гробницы и самую знаменитую из найденных гробниц. Имя фараона могут вспомнить единицы. И сейчас как раз о ней и о том периоде, когда правил этот фараон.

Гробница Тутанхамона. Единственная гробница, которая была найдена нетронутой и не разграбленной. Единственная среди царских гробниц. Потому что нетронутых нашли достаточно, но это гробницы жрецов, знати и обычных людей. И, как вы понимаете, раз гробница царская, следовательно, богатая. По египетским традициям в ней складывали самые ценные вещи фараона и всё то, что могло ему понадобиться в потустороннем мире. Всё самое дорогое и красивое от лучших мастеров. Ну и росписи! Какая гробница без них. Тоже очень качественная и детально проработанная, хоть и наспех. И это не только кладезь информации для археологов и историков, но и для искусства. Ведь это сохранились самые лучшие образцы того времени. После её открытия начался мировой ажиотаж вокруг.


Гробница Тутанхамона в 2004 году. На заднем плане виден вход в KV9, гробницу Рамсеса VI

Открыл её Говард Картер в 1822 году. Это сразу стало известным событием. Ведь после вскрытия гробницы, началась череда смертей её участников. В течении нескольких лет с жизнью попрощались многие участники, кроме самого Говарда Картера. И началась новая волна сумасшедшего ажиотажа вокруг этого события. В мире оно обозначилось как «Проклятье фараона». И прошло уже почти сто лет, но это до сих пор осталось среди людей, подпитываемое кинематографом, мультипликацией и видеоиграми.  Ещё одна волна интереса пронеслась, когда пошёл шум по поводу различных фальсификаций в мире. И начались различные расследования этого события. Почему Картер приехал за пять лет до начала раскопок в Египет? Почему ему так быстро улыбнулась удача? И не просто какая-то гробница ему попалась, а именно не разграбленная. Гробница фараона Тутанхамона, не самого знаменитого в истории, но и не самого неприметного. Тутанхамон хоть и прожил крайне мало, но сделал кое-что значимое для Египта. Точнее это сделали его приближённые, воспользовавшись тем, что фараон ещё ребёнок. Ему было 9 лет, когда он взошёл на престол.

Говард Картер

Для искусства Тутанхамон значимая фигура. Он стал наследником перемен и реформ Эхнатона. И именно Тутанхамон официально вернул Египту прежний пантеон богов. А значит вернул их изображения в искусство.

При рождении его имя было Тутанхатон, но после отказа от всех реформ, он берёт себе имя Тутанхамон. Он женился на дочери Эхнатона и Нефертити. Ей при рождении дали имя Анхесенпаатон, но она вслед за супругом поменяла своё имя на Анхесенамон.

Тутанхамон. Cтатуя в Карнаке

Монументальная статуя Тутанхамона, выполненная в традиционном стиле

Но вернёмся сейчас к тому, как власть перешла к Тутанхамону. Это произошло не сразу, и точно не известно при каких обстоятельствах передавался престол. Точно известно, что одним из преемников был Сменхкара, и ещё при нём началось возобновление культа Амона. Верхушка знати и жречества одержала победу. И уже в коронационном декрете Тутанхамона говорится о том, как восстанавливался культ Амона во всех городах. Там же Тутанхамон указал, что назначал жрецов, выбирая их из сыновей местной знати. Отсюда и получилось так, что знать и жречество состояло в родственных связях. И началось проявление очень сильной агрессии к реформам Эхнатона. Всё это присутствует в коронационном декрете, который был высечен в плите. Его установили в Карнаке, перед самым входом в храм Амона.

Исследователи склоняются к мнению, что это было навязано Тутанхамону и не отражало его истинные взгляды. Ведь на момент вступления на престол ему было около 9-10 лет. И во время его правления Ахетатон продолжал существовать. Ну и конечно же, явная демонстрация его взглядов кроется в его гробнице. Многие предметы сохранили изображение Атона или его имя. И местом постоянного пребывания фараона был город Мемфис, а не Фивы с культом Амона.

Статуи Тутанхамона и Анхесенамон в Луксоре

Политическая ситуация в корне меняется, когда к власти приходит Харемхеб. Но он не был связан с правящей династией ни кровным родством, ни брачным. Он был воином и ещё при первых преемниках Эхнатона стал во главе войска. Вероятнее всего он захватил престол. Чтоб заручиться поддержкой жречества, он активно поддерживал культ Амона. Но для надёжности, он назначил жрецов в храмы, выбирая из воинов. Об этом упоминается в его коронационном декрете. Также он начинает проводить ряд мероприятий по уничтожению всего, что связано с именем Эхнатона и его преемниками.  Именно Хармехеб разрушает, либо узурпирует все памятники. И это его приказ — стереть с лица земли Ахетатон. Из-за разрушений мало что осталось от периода правлений преемников Эхнатона.

Они располагаются в следующем порядке:

Сразу после Эхнатона к власти пришёл Сменхкара;

Затем Тутанхамон;

Потом Эйе;

И Харемхеб

Эти три фараона правили так мало, что в принципе не могло остаться в большом количестве памятников. А их потом Харемхеб ещё и уничтожал.

Точно известно, что возобновление культа Амона произошло ещё при правлении Сменхкара. И началось восстановление храмов, создавались также и новые памятники.

Развернулось строительство и в Карнаке. Там были обнаружены архитравы с именами Тутанхамона и Эйе, колонны с именем Тутанхамона. Харемхеб всё не уничтожал, а то, что считал правильным, сохранял. Сюда попадали постройки в честь Амона, он просто присваивал их себе.

При Тутанхамоне были построены стены вдоль гигантской колоннады, поставленной ещё при Аменхотепе III. И в ознаменование восстановления культа Амона возвели торжественный проход. По нему шли процессии. И как раз эти процессии изобразили на стенах этого прохода. Там изображался торжественный вынос статуи Амона и поклонение перед ним Тутанхамона.

И при Харемхебе развернулось строительство в Карнаке. Он ставил пилоны с рельефами, которые показывали помощь Амона в победоносном исходе войн. На стенах, которые соединяли новые пилоны изображены как вожди Пунта приносят дары. На другом рельефе изображены пленные азиаты.

 

Заупокойные храмы преемников Эхнатона.

О заупокойном храме и гробнице Сменхкара ничего не известно. Часть его погребального инвентаря была использована при похоронах Тутанхамона, а мумия погребена в чужом саркофаге.

Череп мужской мумии из гробницы KV55, возможно, принадлежавший фараону Сменхкара

 

Шаровидная ваза из гробницы Тутанхамона с именем фараона Сменхкара

Деревянная деталь ящика из гробницы Тутанхамона (№001K) с начертанными на ней в иератическом стиле именами Эхнатона, Нефернеферуатон и Меритатон

Тутанхамон для своего заупокойного храма выбрал место недалеко от храма Аменхотепа III. Насколько его успели построить при фараоне не известно. Храм был узурпирован Эйе. Помещения были распланированы симметрично, с вестибюлем, колоннами и несколькими помещениями.

Харемхеб вместо постройки своего заупокойного храма узурпировал храм Эйе, значительно расширив его. Также были внесены изменения внутреннюю часть храма, а, например, второй пилон Эйе и вовсе уничтожен.

 

Планировки гробниц преемников Эхнатона.

Как сооружали свои гробницы эти фараоны, судят по гробнице Эйе. Сменхкара был погребен в случайной гробнице, а гробница Тутанхамона строилась очень быстро и не совсем продумана так, как другие.

Предполагают, что гробница Эйе была начата Тутанхамоном и только потом узурпирована Эйе, который решил похоронить внезапно умершего молодого предшественника в скромном, наспех приготовленном склепе. Гробница Эйе — это сочетание царских гробниц в Фивах и Ахетатоне. Подобно гробнице Эхнатона, она не имеет поворотов, характерных для всех предшествующих усыпальниц. Помещения расположены по прямой линии. После первого коридора у Эйе имеется перерыв и отсюда начинается спуск. А перед залом саркофага, согласно древним традициям, устроен небольшой зал. Позади зала саркофага находится небольшая комната для хранения погребального инвентаря.

Изображение текстов Книги Амдуат на стене гробницы Эйе. Западная долина KV23.

Изображения двенадцати священных бабуинов, по количеству ночных часов.

Каменный блок с рельефом из гробницы Эйе в Амарне, на котором Эйе со своей женой получают от фараона Эхнатона золотой символ почета

Мотивы настенных картин, связанных с темой путешествия по загробному миру.

Погребальная камера в гробнице Эйе (WV23) в Долине Царей

Фараон Эйе выполняет обряд ‘отверзения уст’ для умершего Тутанхамона. Роспись из гробницы Тутанхамона

Фаянсовая палетка с полной царской титулатурой фараона Эйе.

Фрагмент картуша с именем Эйе

 

 

А вот в гробнице Харемхеба сильнее прослеживаются прежние традиции.

Гробница Хоремхеба в Долине царей (KV57). Панорама одной из перегородок, выше шахты. Сцены представляют фараона, принятого миром богов и подносящего им дары.

 

Зодчий Майа

При Тутанхамоне, Эйе и Харемхебе работал зодчий по имени Майа. При Тутанхамоне он был начальником работ в некрополе, начальником сокровищницы, царским писцом. В гробнице Тутанхамона были найдены два предмета, которые Майа поднёс царю в день похорон. Это заупокойная статуэтка (ушебти) и уникальное скульптурное изображение Тутанхамона на погребальном ложе. По сторонам тела фараона сидят две птицы, одна с человеческим лицом — олицетворение души «Ба», другая сокол — символ двойника «Ка».

При Эйе зодчий сохранил своё положение, потому что уже при Харемхебе его деятельность значительно расширилась. Сохраняя все свои прочие звания, он получает новое — назначается носителем опахала по правую сторону фараона, также начальником всех работ в Карнаке, руководителем празднества Амона. И получает возможность встать во главу всех архитектурных строительств в храме Амона. А это главное святилище всей страны. Поэтому Майа стал не только архитектором гробниц этих трёх фараонов, но и архитектором грандиозного гипостиля в Карнаке.

 

Послеамарнское искусство.

В искусстве и ремесле в этот период прослеживается смешение амарнского стиля с прошлыми традициями.

Конечно, такие сцены, где участвовал Атон или сцены из бытовой жизни не воспроизводились. Потому что это было настолько чуждо традициям прошлого, что не могло остаться незамеченным жрецами и знатью. Но, например, мотивы реализма вполне встречались в Фивах. Ведь туда приехали мастера из Ахетатона и не могли уже просто делать всё в духе прошлого, их всё-таки тянуло к тому искусству, которое пропагандировал Эхнатон.

Скульптуры

В Лувре находится одна очень знаменитая статуя. Это скульптура Сменхкара, её выполнили в Фивах. Он сидит с жезлом и плетью в правой руке. И это только часть изначальной композиции. На талии фараона сохранился фрагмент руки царицы, которая находилась справа от него.

Сменкхара с жертвенником

Чтобы продемонстрировать то, что новый фараон признан Амоном, его изображали так — сидящий на троне Амон обнимает Тутанхамона. Иногда фараон сидит рядом с богом, касаясь его одной рукой. Главенствующее положение, разумеется, занимает Амон, но его лицо выполнено чертами Тутанхамона. Т.е. между ними создаётся портретное сходство. Но стилистически работы выглядят по-разному, потому что их выполняли разные мастера. Где-то скульптуры с очень мягкими чертами, пластичные. А где-то получались с очень точной проработкой и высокой портретной схожестью, передают настроение Тутанхамона.

Всё, что было найдено в гробнице Тутанхамона, создано с отсылкой на амарнское искусство. Деревянные статуи фараона выполнены с хорошим портретным сходством. Однако ярче всего традиции Ахетатона отразились в лицах трёх саркофагов и золотой маски, покрывавшей голову мумии Тутанхамона. Маска получилась невероятно живой, с характерным профилем царя. Вздёрнутый нос, пухлые губы, почти прямая линия подбородка. Конечно есть и декоративные элементы, — инкрустированные полосы бровей и протянутые до висков линии век. Есть в ней и отличие от других изображений Тутанхамона. На маске у него немного грустный вид, что было не свойственно другим его изображениям. Всё-таки она погребальная.

Маска Тутанхамона

Ещё в его гробнице находились 4 статуэтки богинь. Это канопы — специальные сосуды, в которые клали не бальзамированные внутренности фараона. Они выполнены в амарнском художественном стиле. Они абсолютно не соответствуют стандартному стилю. И позы в движении, и сами формы грациозные, просвечивающиеся сквозь одежду. Создаётся впечатление, что их выполнили мастера Ахетатона. Но канопы были взяты из инвентаря Смехкара, поэтому здесь нет ничего удивительного. При этом фигурки богинь изображали супругу Сменхкара Меритатон. По религиозному культу Атона, именно фигуры царицы должны были охранять гроб фараона.

Что касается Эйе, то его портретов сохранилось мало. Наиболее известные из его заупокойного храма, где фараон сидит на троне. И по классическим амарнским традициям (реализм) фараон изображён старым.

Подлинных скульптур Харемхеба тоже мало. Большинство статуй с его картушами — это узурпированные памятники его предшественников. Образ Харемхеба идеализирован, без веяний амарнского искусства. Но в Карнаке была найдена группа скульптур, точнее много разбитых её частей. И сохранилась голова богини Мут, где прослеживаются традиции искусства Ахетатона. Это доказывает насколько сильным было его влияние на последующие периоды.

Двойная статуя Харемхеба и бога Хора.

Харемхеб подносит дары Атуму

Узурпированная Хоремхебом статуя Тутанхамона с богом Амоном.

Харемхеб

В гробнице фараона Харемхеба были найдены крышки из ящика с углублениями в форме каноп, и в них также ощущается амарнское наследие. На них изображены головы царя в полосатом платке и с Уреем на лбу.

Что касается скульптур частных лиц, то очень сложно определить, когда какие изменения происходили, потому что нет точных датировок.

Очень хорошо чувствуются амарнские традиции в оформлении гробниц знати. Их выполняли те же мастера, которые обучались и работали в Ахетатоне, затем вернулись в Фивы.

 

Росписи гробниц

В гробнице Тутанхамона росписи находятся только в погребальной камере. Они по своему сюжету полностью соответствуют старым традициям. На них изображён фараон в потустороннем мире. Высшие вельможи двора тянут салазки с гробом фараона, его преемник Эйе, в одеянии жреца, совершает обряд «отверзания уст» мумии умершего царя, воскресший Тутанхамон встречается с богами. Но образы Тутанхамона и Эйе по своей стилистике близки к искусству Ахетатона. Амарнские контуры также присутствуют в изображениях богов — Анубиса и Нут. В одеянии богинь также заметны отступления от старых традиций. А вот в группе вельмож всё соответствует иконным традициям.

Гробница Эйе в этом отношении очень близка к гробнице Тутанхамона и композицией, и очертаниями фигур. Но присутствуют и композиции очень традиционные — охота Эйе, к примеру.

В гробнице Харемхеба очень много однообразной тематики в росписях, но краски ярче.

Изображение Хоремхеба на стене храма в Луксоре

Рельеф из саккарской гробницы Хоремхеба, изображающий многочисленных пленников после азиатских походов и самого Хоремхеба (справа), одариваемого за заслуги.

Рельеф на десятом пилоне храма в Карнаке, изображающий Хоремхеба, который делает подношение богу Амона

Стела Хоремхеба из Саккары

Сцена ‘золотого чествования’ Хоремхеба. Фрагмент рельефа из его гробницы в Саккаре

 

 

Вещи из гробницы Тутанхамона.

Вещи, найденные в гробнице Тутанхамона заслуживают отдельного внимания.

Деревянный ларец, покрытый весь росписями, около 50 см в длину и 15 см высотой. На продольных боковых стенках показаны битвы с неграми и азиатами на поперечных стенках — Тутанхамон в виде сфинкса, попирающий врагов, на крышке — две сцены охоты в пустыне. В центре каждой крупной композиции изображена колесница, запряженная двумя конями. На ней стоит фараон, стреляющий из лука. Вслед за фараоном несётся его свита — воины охотники. Они по размеру меньше, чем фараон. Перед царём лежат убитые звери или воины. Сам образ Тутанхамона выполнен по старым образцам, а вот некоторые композиционные элементы, позы его спутников, растения сделаны по образцам Ахетатона. Да и враги располагаются на плоскости слишком свободно, а не в один ряд. А лица многих вообще изображены в фас. А верный пёс фараона грызёт одного из врагов. Опахалоносцы также присутствуют позади фараона. Ну и группа львов выполнена на очень хорошем уровне и в очень смелой трактовке. Три крупных льва и львёнок лежат убитыми, лапу одного из них грызёт охотничий пёс. В верхней части львица, которая пытается спастись, но в её теле стрелы. Навстречу колеснице царя идёт рычащий лев, рядом убегающая львица. Внизу раненная львица, но готова защищаться. Животные изображены в необычных позах, у них разное поведение, предсмертная агония — всё это красноречиво говорит о наблюдательности и таланте художника. Все сцены выполнены в золотисто-коричневой гамме. Мастер умело применяет различные контуры. Общее цветовое решение удачно оттеняется шашечным орнаментов и зелёно-жёлтыми розетками.

Изображения бытовых сцен больше не использовались в росписях гробниц. Но появляются на бытовых вещах. Все сцены изображают Тутанхамона и его супругу Анхесенамон. Обстановка самая разная. То во дворце, то на пруду, то в беседке. И везде демонстрируется взаимная любовь. Они всегда по отношению друг к другу совершают какие-то действия. Дарение цветов, протягивание духов, иногда Анхесенамон играет на систре. Их позы свободные и непринуждённые. И почти все изображения имеют прототипы в Ахетатоне, их фигуры часто копируют фигуры Эхнатона и Нефертити.

На парадном царском кресле изображён диск Атона с лучами-руками над царём и царицей.

В некоторых сценах всё же есть отличия от амарнского искусства. Если сюжет повторится, то позы могут быть строже, прямее.

Отверстие в стене в кладовую, проделанное ворами. На переднем плане — царское ложе.

Печати на входе. Правый оттиск с различимым шакалом сверху упоминает девять луков. Верхняя печать с картушем и тронным именем Тутанхамона


Целые печати на дверях второго внутреннего ковчега свидетельствовали о том, что мумия осталась непотревоженной.

Фараон и его Ка. «Стражи» перед частично разобранным входом в погребальную камеру

 

Транспортировка ценностей по временной железной дороге

Схема гробницы

Саркофаги

 

Реконструкция гробницы Тутанхамона

Ковчеги Тутанхамона

Копии саркофагов Тутанхамона

Алебастровый сосуд с эмблемами долголетия и символами двух царств

Амулет фараона, ожерелье пектораль (деталь) в виде стервятника Нехбет — считается примером первого использования эмали в ювелирном искусстве

Анубис. Каирский музей

Игра-сенет. Каирский музей

Изображение Атона над царственной четой Тутанхамона и Анхесенамон. Кресло из гробницы KV62, экспонат Каирского музея

Крылатый скарабей с тронным именем Тутанхамона. Египетский музей

Маска Тутанхамона

Одна из ушебти Тутанхамона. Позолоченное дерево.

Ожерелье с тремя скарабеями найдено на мумии Тутанхамона

Статуэтки из гробницы Тутанхамона

Третий саркофаг из листового золота

Уроборос на втором внутреннем ковчеге (копия). Оригинал выставлен в Каирском музее

Церемониальное опахало. Каирский музей

Гробницы знати

Если рассматривать гробницы знати и высокопоставленных людей, то в период правления Эхнатона и первых преемников амарнский стиль встречается чаще в росписях. И уже во времена правления Харемхеба всё больше появляется традиционных мотивов.

 

Итог.

Все памятники амарнского и послеамарнского периода составляют одно целое. Искусство Мемфиса широко использовало творческие достижения Амарны. Они брали лучшие образцы и самые удачные элементы.

Для ряда композиций Амарны вообще удалось установить фиванские первоисточники. Они несомненно повлияли на создание живых и интересных сцен в Ахетатоне. Например, известная сцена оплакивания умерших. Группа мужчин оплакивает умершего, выполненная с глубокой выразительностью. Подобные композиции разрабатывались ещё в Древнем Царстве, в Мемфисе. И уже во времена XVIII династии изображались с выразительными художественными приёмами. Эти идеи и приехали в Ахетатон вместе с фиванскими художниками. И ярко выразились в сцене оплакивания царевны Макетатон.

Значение всего искусства Ахетатона не ограничилось только влиянием на искусство ближайших преемников. Оно оказало огромное влияние в сложении искусства второй половины Нового Царства.

Сосуд из кальцита в виде Беса. Гробница Тутанхамона. Каирский музей

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *