Искусство времён Эхнатона и Нефертити. Амарнское искусство

Амарнское искусство. 1 часть.

 

Я начну с того, почему в Египте в этот период происходят изменения и как они отразились на искусстве. А также в целом опишу архитектуру города Ахетатон. Что из себя представляли его храмы, дворцы, жилые дома и в целом планировка города.

Во второй части я рассмотрю детали искусства Ахетатона, его рельефы, скульптуры и оформление гробниц.

 В третьей части я рассмотрю, как развивалось искусство после смерти Эхнатона, при его преемниках — Сменхкара, Тутанхамоне, Эйе и Хармехебе.

 Итак, всё искусство этого периода возникло благодаря одному фараону и повлияло на несколько поколений вперёд.

Эхнатон

Времена правления XVIII династии фараонов. К власти приходит Аменхотеп IV. И тогда никто не мог себе представить какие перемены ждёт Египет. Имя его в истории останется как Эхнатон. Он реформатор не только в политике и социальной жизни египтян, но и реформатор в искусстве.

Один из шедевров в искусстве, известный на весь мир — бюст его супруги Нефертити.

Всё великолепие, которое мы можем наблюдать, рассматривая бюст Нефертити — это результат реформ и нового взгляда на всё — фараона Эхнатона.

Правил он 17 лет, но этого времени для него оказалось достаточно, чтоб оставить такой яркий след в истории.

Что он такого интересного сделал? Он отменил весь пантеон богов. И сказал, что бог только один и имя его Атон. Это был первый монотеизм.

Началось всё с того, что предыдущие фараоны очень много воевали и захватили соседние территории. Соответственно, богатства оттуда вывезли много. И так как самым главным государственным святилищем был храм Амона, как и сам Амон, туда всё богатство и стекалось. И жречество постепенно стало невероятно влиятельным. Настолько, что все победы фараонов причислялись к заслугам Амона. И между жречеством и правящей верхушкой возникают конфликты, это началось ещё при Аменхотепе III. И уже его сын, Аменхотеп IV, взойдя на престол, полностью разрывает связи не только с жрецами, но и со знатью. Его действия активно поддержал средний класс, которые в большинстве своём были рабовладельцами.

Как подорвать власть жрецов в глазах народа? Разрушить не только их авторитет, но и подорвать веру в то, что они обладают сокровенными знаниями и чародейными силами.

 

Аменхотеп IV нашёл только одно средство — опорочить самих богов и в первую очередь Амона. Просто так богов убрать нельзя. В условиях рабовладельческого общества это можно было сделать только противопоставив прежним божествам какой-то новый культ.

И Аменхотеп IV выдвигает нового бога. Имя его Атон. Это солнечный диск, который был объявлен создателем мира и всего, что в этом мире существует. А фараон, т. е. cам Аменхотеп его сын и единственный человек, познавший истинную веру. А все остальные боги ложные, и жрецы истину не знают.

Атон

 

Чтоб представить себе каким был новый культ можно почитать гимны и восхваления Атону.

Вот, например, гимн из гробницы Эйе, одного из приемников Аменхотепа IV:

 

«О, бог единый, нет другого, подобного ему

Ты создал землю по своему желанию, ты один, —

людей, всякий крупный и мелкий скот.

Всё, что ходит по земле ногами,

Всё, что в вышине летает своими крыльями,

Страны Сирии и Нубии, землю Египетскую,

Ты поставил каждого человека на его место,

Ты творишь его пищу и исчисляешь время его жизни,

Языки разделены в речи и различны они по образу

Кожи их разные ибо ты различаешь народы

Ты творишь Нил в преисподней и приводишь его по своей благости

Чтобы оживить людей так же, как ты их сотворил

О Атон дневной могучий ты творишь жизнь и всех чужедальних земель!

Ты даруешь Нил с неба и он спускается для них

Он творит воины на горах подобно морю

И наводнены их поля в их поселениях…

Ты творишь миллионы образов из одного себя

Города, селения, поля, дорогу и поток

Ты в сердце моём, нет другого познавшего тебя…»

 

Новый бог требовал и создания новых ритуалов. Поэтому Аменхотеп отменил все привычные статуи и изображения богов. Атона нельзя было изображать. Поклонялись непосредственно самому солнцу. И архитектура храмов поменялась. Теперь у них не было крыши. Новые ритуалы совершались под открытым небом.

В сюжетах, где Аменхотеп IV поклоняется Атону, изображали просто солнце с очень длинными лучами, на концах которых были руки, а на его шее висел иероглиф жизни — анх, эти же знаки у него в руках-лучах.

И везде, где впоследствии, изображался Аменхотеп IV с семьей, везде их сопровождал солнечный диск с лучами.

Но утверждать, что Аменхотеп IV взял и просто придумал нового бога нельзя. Он его и не придумывал. Атон уже существовал давно. Солнце начинают именовать Атоном в период Среднего Царства, но ко времени правления XVIII династии он упоминается всё чаще и чаще. И изображения его были не в новинку. А подобным образом изображались ещё в период правления  Аменхотепа II. Именно тогда Аменхотеп II начал опираться на Атона, как покровителя фараонов, в борьбе со жрецами и знатью, и укреплением своей собственной власти. Поэтому эти перемены выросли в условиях политического и экономического развития Египта и не были переняты от других народов.

И уже Аменхотеп IV начинает полноценную постройку храма бога Атона. И не где-нибудь в стороне, а демонстративно выбирается место в самом гнезде старой веры — святилище Амона в Карнаке. Фиванское жречество активно сопротивлялось, но…бесполезно.

Почему стиль называется амарнским?

Уже на 6 году своего правления  Аменхотеп IV переносит столицу из Фив. Он выбрал удобную равнину возле гор Среднего Египта и начал строительство новой столицы. Современное название этой местности Эль-Амарна. И весь период правления  Аменхотепа IV именуется по названию этой местности — амарнским.

Новая столица получила название Ахетатон, что значит «Небосклон Атона». И именно в этот период происходит изменение имени фараона и его супруги Нефертити.

Новое имя Аменхотепа IV теперь Эхнатон, что значит «Благой для Атона». А новое имя Нефертити — Нефер-Нефру-Атон, что значит «Прекрасна красотою Атона». (Но есть исследователи, которые оспаривают этот момент).Также Эхнатон (он под этим именем больше известен) запрещает использовать литературный язык в надписях. Гимны стали писаться разговорным языком.

Политически-религиозная реформа напрямую отразилась на искусстве. Всё это Эхнатон провернул не в одиночку, к власти пришли новые люди и активно поддерживали все реформы. Плюс в обществе уже была создана подходящая почва, чтоб всё это началось внедряться.

 

 

Ахетатон. Планировка города.

Новую столицу построили быстро. В неё были разнообразно декорированные храмы и дворцы, окруженные садами. В центре столицы стоял храм Атона.

Фараон вместе со своей супругой сами совершали богослужения. Эхнатон хоть и назначил новых жрецов, но всё равно сам оставался главой культа.

Ахетатон находился в самом центре Египта. Все основные сооружения — дворец со святилищем, главный храм Атона, его склады, жилища жрецов, военное управление, ведомство иностранных дел, казармы — всё это располагалось в самом центре города и занимало около квадратного километра. Город в целом был чётко спланирован.

С юга располагались дома знати и вельмож. Они располагались правильными прямоугольниками вдоль основных магистралей города. Постройки были обширными с большими дворами и садами. Дороги в городах, как правило, шли параллельно Нилу и пересекались через определённые промежутки поперечными, более узкими улицами.

 

За домами знати располагались дома средних размеров и ещё дальше — хижины бедняков.

Было найдено очень много остатков стен, лестниц, полов, колонн, росписей — что даёт картину того, какой была архитектура амарнского периода.

Храм Атона в городе Ахетатон.

Есть свидетельства того, что храмы перестраивали. Сначала это было небольшое святилище, окруженное деревьями, с аллеей сфинксов. Но потом это всё засыпали песком, около 1 метра глубиной. И сделали новые ворота, за которыми построили павильон с колоннами.

Далее дорога шла к первой части храма. Там было два павильона с восемью колоннами в каждом. Позади них развивались флаги. Стены выполнены из кирпича с деревянными балками внутри и облицованы камнем с внешней и внутренней стороны. Эта часть храма называлась «Пер-Хаи», что переводится как «Дом ликований».

Следующая часть храма состояла из трёх открытых дворов со множеством алтарей. Эта часть называлась Гем-Атон, что означает «Нахождение Атона». Следом за ним располагалась колоннада с такими же алтарями, потом ещё один двор с алтарём. И потом ещё два двора, в каждом из которых был большой алтарь, в окружении нескольких помещений. В западной части Пер-Атона находилось по 900 кирпичных жертвенников, размером 1х1,5 м и высотой 1 м.

Через 350 метров к востоку от всех этих помещений, было построено святилище, как раз на месте старого святилища. Оно состояло из двух внешних дворов, к которым вели пилоны.

В первом дворе с правой стороны находились жилища жрецов, во втором находилось само святилище. Его фасад представлял собой пилон, к которому спереди примыкали два павильона с колоннами и статуями царя.

Перед фасадом святилища, налево от ворот, стояли большая стела и монументальная статуя фараона. За пилоном начинался открытый двор с большим жертвенником, вокруг которого было расположено множество малых алтарей, а вдоль стен — ряд молелен.

За стеной, наглухо замыкавшей этот двор, был устроен ещё один открытый двор, в который входили через боковые ворота и посередине которого был огромный жертвенник. И он, скорее всего, был самым ранним местом культа Атона в Ахетатоне.

 

 

В Ахетатоне также был второй храм, он был меньше по размеру, но по внешнему облику очень близок к большому храму.

Руины Малого храма Атона (Хут-Атон «Дворец Атона») в Ахетатоне

 

Оба храма являются характерными памятниками. На первый взгляд они резко отличались от обычных храмов Нового Царства. В них не было гипостильных залов и молелен с культовыми статуями божества. Наоборот, в них были открытые дворы с многочисленными жертвенниками. Во всём остальном они схожи с традиционными храмами. Как и все храмы они ориентированы с запада на восток и территория обнесена прямоугольной стеной со входом в виде пилона с неизменными мачтами. И, как и раньше, основными элементами декорирования остаются колонны и скульптуры.

Из-за поспешности в строительстве все архитектурные сооружения были скромнее в размерах и дешевле в материалах. Поэтому вместо камня использовали кирпич, побеленный под известняк, и лишь местами облицовывали камнем.

Нарядность придавали росписями, рельефами, иногда покрывали листовым золотом. Таким образом и недостатки скрывали. В итоге получилось дешёвое подражание подлинной монументальности. Но скульптуры выполнялись прекрасными, с очень высоким мастерством. И они обошли своих фиванских предшественников.

 

 

Дворцы Ахетатона.

Их было три.

Главный дворец.

Главный дворец Ахетатона представлял из себя целый комплекс сооружений. Ориентирован был с севера на юг и находился в центре города. Был официальной резиденцией фараона. Делился на две части большой дорогой, параллельной главным городским магистралям.

Вдоль её западной стороны была расположена официальная часть дворца. Вдоль восточной — личные помещения царя и его семьи с примыкающими садами, святилище Атона и различные постройки служебного характера. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над дорогой.

Колонны были самыми разнообразными. Например, воспроизводившие изгибы древесного ствола, колонны в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в виде раскрытых цветов папируса, колонны с редким сочетанием листьев пальмы и фиников, и, наконец, колонны со стволами покрытыми изображениями вьющихся растений.

Фрагменты расписного пола из амарнского дворца.

 

Первый загородный дворец

Находился в северной части города. Его построили целенаправленно для проведения праздников для царя и всей его семьи.

Территория дворца в плане была прямоугольной и окружена массивными стенами. Толщина стен составляла 2 метра. В центре западной стены был вход и за ним открывался двор, так же прямоугольный в плане.

С левой стороны находился дворик, в центре которого был алтарь, с правой и левой стороны от алтаря находилось 9 комнат, а в южных углах (сразу с двух сторон) вели лестницы на крышу.

В правой части двора (напротив алтаря) находилось несколько помещений. Следом за описанным выше двором располагался центральный двор с большим прямоугольным бассейном. Вокруг бассейна росли деревья.

Справа от него находились жилые помещения. Там, видимо, проживал обслуживающий персонал. С левой стороны были помещения такого же размера. Там находился зверинец.

Все помещения делились на три части, с коридором, колоннами и пилястрами. В правой части находилось помещение сторожа. На стенах были изображения животных и растительности. Там же располагались кормушки.

В восточной части всей территории находились три больших комплекса. Они были отделены от всего остального двумя коридорами. А ещё имели два выхода, один в северной, другой в южной стене.

Фараон, скорее всего, пребывал в среднем комплексе. В центре этого комплекса было сразу три зала, они шли один за другим. И самый большой зал выходил непосредственно во двор с бассейном. И в этом же зале было 26 колонн, за ним шёл длинный узкий зал с 12 колоннами. И уже потом последний (третий зал) с двумя колоннами в центре и возвышением для трона. На стенах остались остатки росписей. Они были очень красивыми и богатыми. Там были изображения ложных дверей, которые чередовались с геральдическими растениями Верхнего и Нижнего Египта. А также были росписи различных сцен, от которых, к сожалению, остались только части, где-то ноги, где-то пруд с лотосами и цветами.

В тронном зале, скорее всего, были изображения семьи фараона. По обеим сторонам тронного зала находились продолговатые залы. Там были найдены обломки винных сосудов с указанными названиями вин. Например, — «Вино дома Атона», «Прекрасное вино дома Атона». Поэтому эти залы, вероятно, предназначались для застолий, а кладовые для хранения вин.

К западу располагались личные комнаты фараона. Их было пять. Одна из комнат имела возвышение для кровати, а соседние с ней комнаты использовались как умывальня.

Все комнаты выходили в общий коридор. Весь комплекс этих помещений открывался двориком, где были лестницы. Они вели на крышу. Остальные помещения, которые располагались рядом, имели колонны и росписи нильских зарослей. Для чего они предназначались, не установили. Третий левый комплекс также остался загадкой в своём предназначении.

Руины Северного дворца

Факсимиле из Зелёной комнаты Северного дворца

 

Второй загородный дворец.

Находился на южной окраине города и назывался Мару-Атон. Он состоял из двух частей, каждая из которых представляла собой в плане прямоугольник, обнесенный массивной стеной из кирпича-сырца. Внутренние поверхности стен были покрыты росписями, изображавшими вьющиеся виноградные лозы с пурпурными гроздьями.

Вход находился в западной стене. Прямо от входа был расположен большой зал с 36 колоннами. Рельефы на стволах колонн изображали традиционные сцены поклонения фараона и его семьи Атону. Стены этого зала были покрыты рельефами со сценами царских процессий и приёма дани.

Основную территорию северной части занимал сад с огромным бассейном посередине (120 х 60 метров и 1 метр глубиной).

Планы дворцов Ахетатона выполнены с чётким построением всех главных линий, общей симметрии и с разнообразной планировкой отдельных помещений. Строители хорошо совмещают разные части дворца единым стилем.

Все внутренние помещения распланированы чётко и ясно. Также характерной чертой является умелое разделение и оформление помещений, предназначенных для разных целей.

Дворцовое исполнение в классическом египетском оформлении — с пилонами, карнизами, колоннадами, скульптурами и мачтами с флагами также активно применялись.

Яркой особенностью и отличием являлись новые разновидности капителей. Они применялись в павильонах, садах и внутренних двориках. Это были, скорее всего, деревянные, тонкие и легкие колонны. Они ярко расписывались и украшались инкрустациями и позолотой. Эти колонны не сохранились, но они присутствуют на рельефах в амарнских гробницах.

Инкрустация колонн не была в новинку, в качестве декоративного материала использовали фаянс. Но в Ахетатоне использовали в больших масштабах и с применением новых красителей.

Рельефы стен всегда соответствовали его назначению. Если это был зал для пиршеств, то там изображали вино или сцены из быта. Если это были официальные залы, то там уже изображали поклонение Атону или сцены военной тематики, например, фигурами пленных врагов.

 

 

Как строили дома обычные египтяне. 

Дома в городе были построены из кирпича-сырца. Для перекрытий и оснований лестниц использовали дерево. В богатых домах имелись колонны, и они также были деревянными.

Начнём с богатых домов. Они очень похожи на современные богатые дома.

На большом участке располагался дом, служебные помещения, фруктовые сады, беседки и веранды. Общая площадь территорий была разной, но всегда большой. К примеру, у начальника скота Атона только один сад занимал 1700 кв. м. Общая площадь домов тоже могла быть самой разнообразной. Дом верховного жреца Пауаха был 550 кв.м., а везира Нахта – 910 кв. м.

Деревья в домах сажали либо в ямы, либо в глиняные горшки. В садах стояли беседки, имелись пруды и колодцы для поливки.

Вся территория дома обносилась стеной. И было два входа. Один вёл на задний двор, где были хозяйственные помещения, жилища слуг и рабов, а также стойла для скота. Другой вход был центральный для хозяев и гостей. Его оформляли в виде пилона. От входа вела вымощенная дорожка, сначала к молельне, затем поворачивала к дому. Перед домом находился небольшой дворик. Вход в дом обычно делали с севера, к нему вела лестница. Над входом делали обрамления из известняка с именем и званием хозяина, а также с молитвой Атону.

В домах на стенах были росписи и колонны, несколько веранд. Также был центральный приёмный зал, он находился в окружении других комнат, поэтому его делали выше остальных. Окна были под потолком. В принципе во всех помещениях делали окна под потолком, чтоб избежать лишнего света и жары. В окна вставляли решётки.

Особенностью домов были ниши 1,5-2 метра в высоту, их располагали напротив дверей. В них были росписи поклонения Атону, а вокруг ниш надписи с молитвами и именем хозяина.

В приёмном зале находился каменный бассейн для омовения и места для сидящих гостей. Также в некоторых домах была встроенная в пол жаровня, в некоторых она была переносной. За приёмным залом располагалась частная половина дома — столовая, отдельные спальни, умывальни и уборные, детские комнаты и другие помещения семьи.

На крышу дома вела деревянная лестница. Перекрытия домов делали из деревянных балок.

 

Дома средних слоёв населения.

Они были гораздо меньше жилищ знати, но располагались по тому же плану. И у них обычно была только одна веранда. И в оформлении они могли быть немного скромнее. Но весь принцип обустройства жилого помещения сохранялся.

Итог.

Архитектура Ахетатона оставила очень много интересных памятников и является главным источником по гражданской архитектуре Нового Царства. И до нас дошли имена зодчих Ахетатона: Хатиаи, Маанихетутеф, Паренаефер, Туту и Маи. Обнаружены остатки домов двух первых архитекторов, и гробницы трёх остальных. 

Но, несмотря на все старания, Ахетатон всё-таки не стал подлинным сердцем Египта, ибо подавляющему большинству населения новые идеи оставались чужды. В их домах были найдены фигурки старых богов. Эхнатон начал закрывать храмы старых богов, уничтожать их изображения, но вера людей всё равно сохранялась.

Но здесь ещё произошли перемены и во внешней политике. Так как Эхнатон полностью сосредоточился на своём новом культе, на поддержание хороших отношений с соседними государствами времени не осталось. Да и денег тоже. А может ещё и желания. Покорённые народы начинают восстания, постепенно выходя из подчинения Египту. Жрецы старых богов сразу воспользовались сложившейся ситуацией и объяснили это всё гневом богов на царя-еретика. Начались проблемы в стране и проявления недовольства народа.

Жизнь города Ахетатона была короче, чем всех остальных городов. После смерти Эхнатона (напомню, он правил 17 лет) город начали покидать.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *