Символика и история белого цвета

В западной культуре белый цвет олицетворяет чистоту и безупречную репутацию. Но в Китае и Японии этот цвет символизирует смерть, болезнь и похороны.

Белый цвет один из древнейших цветов, которые начал использовать человек. В период каменного века были три самых важных цвета: красный, чёрный и белый. Эти три цвета применяли в росписях пещер, к ним добавляли коричневую и жёлтую. Но тем не менее, во многих культурах возникла самая важная триада черно-белого и к ним, контрастного, красного. Эта первая триада носила символический и магический смысл.

Получение белых красителей

Свинцовые белила

Белый краситель невероятно сложно получить, потому что добавляя каике-то вещества, цвет всё больше и больше будет уходить от белого. К счастье, белый цвет давно доступен художникам благодаря одному из самых популярных пигментов, известных человечеству, — свинцовым белилам. Плиний Старший описал процесс их получения ещё в I в. н.э. Свинцовые белила оставались самыми востребованными в живописи, несмотря на сильную токсичность.

В 1678 году в журнале «Философские труды Королевского общества» была опубликована статья, в которой сэр Филиберто Вернатти описывал участь тех, кто занимался производством свинцовых белил:

«Травмы, случающиеся с рабочими: внезапная боль в желудке, которая сопровождается усиливающимися спазмами кишок и запорами, не поддающимися слабительным… Также они страдают от острой лихорадки, резких приступов астмы и удушья… Далее — вертиго или головокружения с усиливающейся головной болью, слепота, слабоумие; и приступы паралича; потеря аппетита, болезненная и частая рвота, обычно содержащая чистую слизь, иногда вместе с желчью, до крайнего истощения организма».

Но отравления свинцом не были чем-то новым. Греческий врач и поэт Никандр Колофонский, описывая симптомы отравления в начале II в. до н.э. проклинал «ненавистный отвар…что молочною пеной белеет, цветом свежим того молока, что сдоили весной». Но отравление получали не только те, кто работал в производстве, но и те, кто потом пользовался продуктами со свинцом. Ксенофонт в IV в. до н.э. порицал гречанок, носящих «как штукатруку, слоями, белила и румяна».

В середине XX века свинцовые белила использовали для эмалирования керамических блюд и сантехники, для изготовления малярных красок и обоев.

Оксид цинка

В 1782 году в лаборатории Дижонской академии был синтезирован белый краситель — оксид цинка. Но оказался более прозрачным, медленнее просыхал в масле и был в 4 раза дороже свинцовых белил. Кроме этого, он был ещё и нестабилен, давал тонкие трещины, как паутинка.

Титановые белила

Третий вид белил с металлической основой оказался более удачным. Массовое производство титановых белил началось в 1916 году. Они были более яркими и менее прозрачными и к концу Второй мировой войны они заняли 80% рынка. Сегодня этот яркий пигмент используется везде — от разметки теннисного корта до таблеток и зубной пасты.

Белый цвет всегда был связан с богатством и властью. Потому что отбеливание тканей, включая шерсть и хлопок, очень трудоемкий процесс. Только самые богатые, которые были окружены большим количеством слуг, могли себе позволить в XVI— XVIII веках кипенно-белые кружевные льняные манжеты, оборки, воланы у воротника и шейные платки. Это сохраняется и сегодня, человек в снежно-белом зимнем пальто ненавязчиво транслирует окружение, что, скорее всего, не пользуется общественным транспортом.

Слоновая кость

Бивни слонов, моржей, нарвалов, китовые зубы всегда ценились очень высоко. Когда охота на слонов стала символом статуса, то и престиж цвета под названием «слоновая кость» тоже вырос.

В 1889 году журнал Harper’s Bazaar рекомендовал «Атлас белого оттенка слоновой кости с ажурной тканью…для осенних свадеб». Сегодня этот цвет по-прежнему остаётся актуальным.

Из слоновой кости веками изготавливали дорогие декоративные предметы, такие как шахматы с острова Льюис, гребни или ручки для щёток.

Шахматы с острова Льюис

Позже стали делать клавиши для фортепиано, детали орнаментов и шары для бильярда. В Китае вырезали из слоновой кости скульптурные композиции с деревьями, храмами и фигурками людей. Спрос на костяные изделия возрос настолько, что к 1913 году только в Америке ежегодно перерабатывались около 200 тонн этого материала. Стоило это всё так дорого, что слоновьи бивни называли «белым золотом», а моржовые «арктическим золотом». Этот ажиотаж неминуемо сказался на судьбе животных. В 1800 году популяцию слонов оценивали в 26 млн, к 1914 году их осталось 10 млн, а к 1979 году всего 1,3 млн. ещё через 10 лет, когда на Западе наконец была запрещена добыча слоновой кости, их насчитывалось только 600 тыс. Спрос и сейчас остаётся высоким в Китае и Таиланде, поэтому браконьерство процветает. Считается, что с 2011 по 2014 год около 100 тыс. слонов были убиты с целью добычи бивней. Ежегодно находят ещё около 25 тыс. слоновьих скелетов, лишенных бивней. Если такое уничтожение продолжится с той же скоростью, то они могут исчезнуть из дикой природы ка вид уже через 10 лет. Моржи тоже входят в перечень животных, чье существование находится под угрозой.

Вклад в торговлю слоновой кости внесли вымершие мамонты, чьи останки стали проявляется после таяния ледников в районе арктической тундры. Точное количество их неизвестно, значительная часть торговли слоновой кости приходится на чёрный рынок. Но считается, что более половины продаваемой в Китае слоновой кости приходится на до мамонтовых бивней. В 2015 году 90-килограммовый бивень с резьбой был продан в Гонконге за 3,5 млн долларов.

Изделия из бивней мамонтов 

Серебро

Серебро с древнейших времён играло очень важную роль в культуре человечества. Люди постоянно иго искали и придумывали новые области применения.

С древности верили, что серебро способно обнаруживать яды, меняя цвет при соприкосновении с ними. Благодаря этому серебряная посуда вошла в моду, а позже появилось выражение «столовое серебро».

Серебро связывали с ночью. Золото традиционно символически связывали с Солнцем, а серебро с Луной. Также серебро тускнеет, окисляясь, и вновь обретает блеск при полировке. В этом видели определённый смысл, делая серебро более «человечным».

В XX веке с серебром связывали мечты о будущем, космических путешествиях и прогрессе. От блестящих комбинезонов первого отряда американских астронавтов «Меркурий—7» до металлических мини-платьев от Пако Рабана или костюмов из фольги от Андре Курреже 60-х годов — казалось, что мы все будем носить серебряную одежду, когда привыкнем к невесомости.

Белый цвет в древности

Древнейшее символическое значение цвета позитивное. Белый означал благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир и согласие.

Белый — это цвет солнечного света в полдень, цвет самого дня, как противоположности ночи. «Белый день» — это время трудовой активности и бодрости.

С белым цветом связано также самое начало жизни — материнское молоко. Белый цвет имеют важные для питания продукты — молочные, рис, мука и т.д.

Белый цвет рассматривался как доброе, а в противовес ему был чёрный, как нечто злое.

Но у белого цвета есть также негативная символика. Ведь это цвет седых волос, а значит старости, цвет покойника, а значит смерти. У некоторых народов белый цвет ассоциировался с болезнью, это цвет проказы и лишаев. Также белый цвет присущ некоторым стихиям, которые неподвластны или опасны для человека. Например, снег, лёд, иней, белая морская пена волн, вершины гор, облака. В моменты горя, болезни человек бледнеет.

В некоторых регионах белый носил скорее отрицательное значение, нежели положительное. Например, в классической японской поэзии белый символизирует холод, разлуку и страдания неразделённой любви.

Белый цвет стал символом капитуляции. Впервые белый флаг для этой цели применили в Китае, во времена империи Хань в 25 г. н.э. А потом в Риме во II веке н.э.

Белый цвет у племён Африки, Австралии и у индейцев Америки

Были исследованы культуры Африки, которые ведут традиционный образ жизни. И они используют цвет, как особый язык, который понятен не только людям, но и богам, демонам и духам. И самыми магическими являются черный, белый и красный. В этих цветах закодированы все важные понятия и ценности. Красный означает кровь, пищу (мясо), убийство, здоровье, жизнь и радость. Чёрный означает зло, неудачу, страдание, болезнь, колдовство, смерть, ночь, также связан с понятиями любви и брака. Белый цвет означает благо, чистоту, власть, пищу (растительную), охотничью доблесть, щедрость, плодовитость, возмужание (созревание), поминание предков и другое. У австралийских аборигенов цветовая система по сути такая же, хотя палитра красок чуть больше, чем три. Например, женские знаки австралийцы изображают красной и белой красками. У североамериканских индейцев система мира более упорядочена. У них сакральное число 4. Мир имеет четыре стороны и каждой соответствует свой цвет. Например, у чероков юг — белый, восток — красный, запад — чёрный, север — синий.

Племя ндембу в своих ритуалах применяют белый цвет как очищение и приобщение к добру. Когда они обращаются к духам предков вблизи особых священных деревьев, которые высаживаются в их память в деревнях, то они помечают дерево белым цветом. Потом проводят одну, три или пять полос от дерева до своих ступней, после чего мажут белой краской виски, глаза и область выше пупка. Этот обряд символизирует согласие между живыми и мёртвыми. Существует похоронный обряд, во время которого вдова или вдовец моются, мажутся маслом, сбривают волосы, надевают белую одежду и белые бусы.

Возможно, что обряд надевать на покойников белое возник как заклинание духам предков, чтобы они помогали живым, приносили им благо, а не зло. Скорее всего, поэтому духи предков представлялись белыми.

В мифах острова Пасхи рассказчик, желая дать самую лучшую характеристику королю, называет его белым. Этот король обеспечивал подданных обилием пищи.

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми. Вода считалась белой и поэтому этот цвет связывали также со всем, что даёт сама вода. Она помимо утоления жажды даёт чистоту и очищение. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности и безмятежности.

Белый был цветом божества и добрых духов и противопоставлялся чёрному, как цвету демонических сил.

У африканского народа баньоро белый цвет также присутствует в ритуалах. Белых коров передавали главному в знак верности и подданства. Королевский повар перед тем, как приступить к приготовлению пищи должен был очиститься и обмазать половину своего тела белой глиной. Участников церемонии коронации государя осыпали белым порошком. Основным цветом королевских регалий был белый.

В Северной Нигерии есть племя Хауса. Они считают, что белые духи более доброжелательные, поэтому во время обряда они поливают алтари молоком в качестве подношения. Еще они говорят «белый живот», что означает счастье, и «белое сердце», подразумевая мир.

Белый — цвет смерти

Во многих странах, включая Китай, Индию, Эфиопию, Корею и страны Среднего Востока белый считается цветом траура. Люди на похоронах надевают белую одежду. В Индии есть традиция, согласно которой вдова до конца жизни должна носить только белую одежду.

Традиция белого цвета и смерти была распространена ещё в период Античности. В Риме жрицы Весты носили длинные белые льняные одеяния, также как и жрицы египетской Исиды. Траурная одежда в средневековой Европе была белой. Французская королевская семья придерживалась этой традиции вплоть до XVII века, хотя дети носили белую одежду как траурную дольше. И когда траурной одеждой стал чёрный цвет, некоторые традиции белого цвета сохранились. Например, покойных укладывают в белые ткани.

Белый — свадебный цвет

Традиция, которая также затрагивает белый цвет — свадебное платье. В некоторых странах эта традиция берёт начало в Античности. В Древней Греции невесты была одеты в белые платья, несли белые цветы и красили себя в белый. В Японии невеста надевала белое кимоно, которое символизировало чистоту, которую она принесёт в новый дом. Также белый цвет символизировал девственность.

Хотя во многих странах Европы невесты надевали на свадьбу просто самое лучшее свое платье, и цвет был неважен. Такие платья можно было носить потом снова. Часто выбирали платья синего, серого, жемчужного и даже чёрного цветов. Белое платье не было очень популярным из-за своей непрактичности и маркости. А традиция белого свадебного платья относительно новая. В Средние века подружки невесты надевали платья такого же цвета, что и у невесты. Считалось, что с помощью такого приёма можно запутать злых духов, которые хотят причинить вред невесте. Если невеста выбирала белое платье, то все подружки также надевали белое платье, которое было очень марким и любое пятно на нём хорошо видно, что вызывало расстройство и раздражение.

Богатые семьи и семьи из аристократов часто выбирали красное платье. Королевские невесты обычно надевали парчовые расшитые платья, как правило, аристократического красного цвета и очень редко белого. В 1559 году Мэри, королева Шотландии, была одета в белое, когда выходила замуж за французского короля Фанциса II. После смерти короля через год её стали обвинять в том, что она его прокляла, надев на свадьбу платье «похоронного» цвета.

Традиция белого свадебного платья в Европе и Америке началась с королевы Виктории. 10 февраля 1840 года она вышла замуж за своего немецкого двоюродного брата Альберта Саксен-Кобург-Готского. Виктория выбрала белый цвет, чтоб продемонстрировать свои кружева ручной работы. Общественность взяла это на заметку. Аристокарты посчитали себя обязанными пойти по стопам королевы. Через 9 лет американский журнал позволил себе некоторое преувеличение, высказав следующее: «С древних времён так сложилось, что белый является наиболее подходящим цветом для всех, и неважно, из какого материала сшито платье. Это символ непорочности и чистоты девичества, незапятнанного сердца, которое она вручает своему избраннику».

В XIX веке даже появилась такая песенка:

Вышла замуж в белом — сделала всё правильно

Вышла замуж в сером — далеко пойдёшь

Вышла замуж в чёрном — захочешь вернуться

Вышла замуж в красном — ты предпочтёшь умереть

Вышла замуж в синем — ты всегда будешь верной

Вышла замуж в жемчужном — будешь жить как в вихре

Вышла замуж в зелёном — стыдно на люди показаться

Вышла замуж в жёлтом — стыдно за парня

Вышла замуж в коричневом — будешь жить за пределами города

Вышла замуж в розовом — настроение пропадёт

Свадебное платье королевы Виктории

К концу XIX века белый прочно занял свои позиции основного свадебного цвета. Ещё одно американское издание предоставило необоснованное утверждение, что «С незапамятных времён платье невесты было белым». Во времена Первой мировой войны в Европе и Америке популярность белого платья снизилась, но быстро восстановила свои позиции после войны. И больше белый цвет свадебного платье не сходил с пьедестала. Начиная с 1920 года надевать белое платье на свадьбу уже требовалось этикетом — это символизировало девственность, которой, как предполагалось, невеста ещё обладала. Когда эта ассоциация закрепилась, невесты не осмеливались надевать цветные платья.

Белый цвет в Китае

В Китае своя космическая система, которая включает в себя и цвет.

  1. Зелёный — синий: весна—дерево—восток—Юпитер—Дракон
  2. Красный: лето—огонь—юг—Марс—Феникс
  3. Белый: осень—металл—запад—Венера—Тигр
  4. Чёрный: зима—вода—север—Меркурий—Черепаха и Змея
  5. Жёлтый: конец лета—земля—центр—Сатурн

В Китае возникло своё уникальное мировосприятие, где понятие дао не имеет формы, веса, вкуса, цвета. Но его можно было сравнить с водой, туманом и облаками. Поэтому визуально понятие дао могло быть выражено белым и серым цветами. В даосской живописи из всех цветов чаще всего изображалась хризантема, а из всех птиц аисты и белые журавли.

Белый цвет в Индии

В древней Индии также были приняты две цветовые системы. Троичная, более архаичная, и пятеричная, возникшая примерно в VIII—VI вв. до н.э. Обе системы описаны в Чхандогья упанишаде — памятнике древнеиндийской философии середине I тысячелетия до н.э. В них красное, черное и белое названы сущностями или «образами» всех вещей. Их приравнивали к божествам.

Белый цвет — образ воды, чистоты, покоя и безмятежности. Белый составляет чуть духа (атмана), он противоположен материи (красному). В человеке белое связано с речью, мыслью и дыханием. С белым ассоциируются также ритуальные гимны Яджусы.

Первичную триаду — красное, белое и черное — можно встретить повсеместно в изобразительном искусстве древней Индии, в поэзии, философии и в культовой практике.

В той же упанишаде описана и другая система цветов, связанная больше с ведическим культом. Здесь основными сущностями названы солнечные лучи. Они окрашены в красный, белый, чёрный и очень чёрный. В целом эта система выглядит так:

  1. Восточные лучи — Красный — Ригведа — Риги
  2. Южные лучи — Белый — Яджурведа — Яджусы
  3. Западные лучи — Чёрный — Самаведа — Саманы
  4. Северные лучи — Очень чёрный — Итихаса — атхарвангирасы — пураны
  5. Центр — Невидимые лучи — тайные наставления

Остальным цветам в древней Индии не придавали священного значения.

Также общество Индии было поделено на касты и варны. И каждой из них соответствует определенный цвет. Высшая варна — брахманы, к которым относятся священники, князья, министры. Их цвет — белый.

Белым цветом в Индии также отмечали южное направление и Яджусы (ритуальные гимны). Белым цветом также обозначали философские понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает пустоту, но не пространство, а психологическое состояние. Это когда у человека душевная пустота, отсутствуют эмоции, страсти, восприятия и даже восприятие собственного «я».

Комментатор Алмазной сутры шри Раджниш говорит: «Вы—это совершенная пустота». Но тот, кто достигнет такого состояния превращается в святого, бодхисаттву. Святость издавна одевалась в белое. «Саттва» — понятие, которое близко «шунье». Оно означает чистоту и безмятежность. Противоположным понятием для него было «тамас», что означает сдавленность, угнетенность и оно обозначается чёрным цветом.

Белый цвет в Древнем Египте

В Древнем Египте почиталась та же триада цветов — красный, белый и чёрный. По своей символике они совпадали с другими регионами. Бог солнца Амон-Ра был наделён белым цветом как символика света и жёлтым, как сияющее золото.

Египетские жрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и покойников, т.е. мумий.

Белый цвет в Древней Греции

В период Античной Греции возникли искусства и философия, которые отражали взгляды греков. Они, осмысливая мир, создали удобную и понятную его конструкцию. Эмпедокл, учёный V в. До н.э., утверждал, что вселенная состоит из четырёх «стихий» (элементов): воды, воздуха, огня и земли. Каждой «стихии» соответствует цвет. Чёрный для воды, белый для воздуха, красный для огня и жёлтый (охра) для земли.

Белый цвет был символом благородства, знатности и величия. Вместе с красным и пурпурным они были привилегированными цветами.

Античные философы подняли значение белого цвета на максимально возможную высоту. Белый цвет стал первым из божественных цветов, потому что символизировал свет.

Белый цвет в Римской империи

Римский учёный Плиний в своём произведении «Натуральная история» описывает различные краски, способы их изготовления и области применения. Основными цветами он считал красный, жёлтый, чёрный и белый, которых вполне достаточно для живописи.

Представители верхушки общества носили тоги и туники, женщины носили белые платья, которые называются столы. Тога делалась из шерсти и была очень неудобной в носке и стирки, но ради эффекта величия её продолжали носить. Человек в белоснежной тоге был похож на мраморную статую. А для статуй римляне любили использовать белоснежный вид мрамора.

Белый цвет в Средневековье

В период Средних веков, когда начал распространятся монотеизм, а рабство сменятся на феодализм, система цветов и их восприятия начала меняться. Появляется понятие Бога, который дарит свет. Поэтому главным цветом становится белый, который ассоциируется со светом. Что в христианстве, что в исламе, этот цвет занимал первую и важную строчку, хотя во втором случае не такую выраженную.

В Ветхом завете белый — это цвет ангелов, святых и праведников. Белую одежду носят достойные, праведные, соблюдающие божественный закон, а также борцы за веру. В христианстве белый имел родство с божественным светом. Белый цвет перенял всё символическое значение от света. И это не только божественное что-то, но и слово, разум и любое благо. Белый также означал радость, веселье духа, невинность, чистоту. Средневековая символика также сохранилась и в периоде Возрождения.

Белый цвет был основным при совершении религиозных ритуалов. Например, когда проходило торжественное богослужение в честь вступления Карло Малатесты во владение городом Римини, шла целая процессия. В этой процессии было 9000 мужчин и 8000 женщин. И все они были одеты в белое.

Белый цвет в мусульманских странах

Белый цвет занимает почётное место, но уступает, конечно же, зелёному. В Исламе ангелы одеты в зелёное, а верные Богу люди носят белые головные уборы. На территории Аравийской пустыни сакральными считается триада из зелёного, белого и чёрного цветов.

Белый цвет в эпоху Возрождения

В период Возрождения появляется новый принцип классификации цветов. И в этот период он основан уже не на мифологии и религии, а на практики живописи. Создателем новой цветовой системы стал Леонардо да Винчи. Основными цветами он считал красный, жёлтый, зелёный, синий, белый и чёрный.

Именно в эпоху Возрождения в Европе появляется учение о цвете как самостоятельная научная отрасль.

Позже белый цвет начинает ассоциироваться с негативными аспектами: смерть, холод, молчание, истощение сил, одиночество, и даже ненависть и жестокость.

Белый цвет в XVII веке

В этот период белый цвет носил уже и негативную характеристику. К примеру, в этот период, белое перо стало символом трусости. А позже, во времена Первой мировой войны, на молодых людей штатской одежде, которые не прошли срочную службу, женщины прикрепляли белое перо. Корень этого пошёл от поверья, что бойцовские петухи с белыми перьями в хвосте в бою всегда уступают другим петухам.

В XVII веке монархи юго-Восточной Азии любили дарить белых слонов. Отсюда пошло выражение «белый слон», которое означает бесполезную вещь или вещь, причиняющую хлопоты. Потому что белые слоны считались священными и их нельзя было заставлять работать.

Белый цвет в сказках

Самой известной сказкой, в которой белый значимый цвет, является Белоснежка. Она показывает значимость и важность белоснежной кожи, которую так ценили во многих культурах, и всячески пытались сделать светлее. Девушка со светлой кожей всегда воспринималась не только как красивая, но и добрая, искренняя и чистая. Ещё здесь нужно добавить, что в первой версии сказки Братьев Гримм, девочка была светловолосой. И уже в более поздних версиях она стала темноволосой.

Мода на «Белую кожу»

До середины XX века в Европе идеалом красоты была белоснежная кожа, не тронутая загаром. Кожа Белоснежки была самой желанной, к которой стремились. А в прошлых веках мода была на алебастровую кожу. Для большинства женщин был единственный вариант сохранять белизну кожи, это полностью закрываться от солнца, руки в перчатках, а лицо под широкой шляпой. У бедных людей, которые работали в поле, такой возможности не было и они получали загар, их кожа выглядела темнее, грубее и неухоженнее. Поэтому цвет кожи был индикатором социального статуса. Поэтому рабов и слуг называли «чёрными», а их хозяев — «белыми».

Идея того, что красота требует алебастрово-белоснежной кожи привели к использованию белой свинцовой пасты как основы для белил, в особенности в XVIII и XIX веках. Эта паста была сделана из карбоната свинца. Даже в античные времена было уже известно, что свинцовый белый очень ядовит. Его произвели 4300 лет назад в Анатолии и он стал популярен как основной белый пигмент для красок и косметики. Плиний Старший предупреждал, что это вещество токсично. Греческий поэт Никандр тоже описывал его как «омерзительное зелье». В XVII веке голландцы изобрели новый способ, который позволял производить пигмент в больших количествах. У рабочих, которые работали в производстве свинцовых белил начались проблемы со здоровьем. У них наблюдались такие симптомы, как острая лихорадка, сбивчивое дыхание, головокружение, боль в бровях, слепота, потеря аппетита, частая рвота, паралич, «тугоумие» и другие. Это были симптомы отравления свинцом.

Первое упоминание об использовании свинцовых белил в косметике было в Греции, в IV в. до н.э., и в Древнем Китае примерно в это же время. Крем для лица, сделанный из свинцовых белил, стал особенно популярен в XVIII и XIX веках в Европе и США среди женщин из высшего общества. Они применяли его для придания своей коже эталонного алебастрового цвета. И это многих убило. Одной из жертв стала ирландская герцогиня Мария Ганнинг. Она слишком сильно пристрастилась к белилам и когда началась сыпь, то она стала использовать белила ещё больше. Это продолжалось до тех пор, пока она уже не могла показываться на публике. У неё начались и другие проблемы со здоровьем. Умерла она в 1760 году от отравления свинцом. Ей было 27 лет. В высших кругах общества говорили, что она стала «жертвой косметики».

Мария Ганнинг

Несмотря на то, что токсичность белил была известна, это мало на что повлияло. Даже спустя сто лет продолжили выпускать и рекламировать базу для макияжа на основе свинцовых белил, например косметическая компания George W. Laird, под названием «Цветок молодости». Другие косметические продукты со свинцом выпускались под названиями «Сокровища пустыни Али Ахмеда» или «Любимая Евгении». К концу XIX века свинцовые белила заменили новой синтетической косметикой. В США свинец был запрещён только в 1977 году.

Больше всего вреда свинцовые белила нанесли людям в Японии. Там они широко использовались гейшами, жёнами самураев, куртизанками, актрисами и остальными женщинами в течении трёх веков правления сегунов. Японские исследователи при изучении костей детей самураев обнаружили, что содержание свинца в них превышено в 50 раз. Было установлено, что причиной этому послужила белая пудра, сделанная из свинцовых белил и хлорида ртути. Эту пудру использовали женщины, но дети травились при кормлении грудью.

Отравление свинцом вызывало целый набор заболеваний, в том числе повреждения мозга. как отметил один из исследователей: «поражение мозга у правящего класса не способствует успеху государства». Окончание правления сегуната произошло в 1868 году.

Белый цвет в XX веке

Художники наделяли белый цвет некоторой мистикой, он с одной стороны неопределённый, но с другой полон возможностей. Часто белый цвет связывали с негативными эмоциями и мыслями, обращенными в потусторонний мир. Подобные смыслы есть не только у художников, но и у поэтов. У Блока, например, белое означает смерть, тоску, холод и отчужденность.

Кандинский писал о белом цвете, что он действует на нашу психику как молчание такой величины, которое для нас абсолютно.

 «Внутренне оно звучит как беззвучие, что в значительной мере соответствует музыкальной паузе. Это молчание не мёртво, но полно возможностей. Белое звучит подобно молчанию, которое вдруг может быть понятно. Это есть нечто как бы молодое, или, вернее, ничто, предшествующее началу, рождению. Быть может, так звучала земля в белый период льдов».

Малевич писал: «Движение супрематизма уже идёт в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение». Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне».

Кандинский. Малевич. Гирке

Немецкий художник Раймунд Гирке писал о белом цвете так: «Белое есть покой и движение, активность и пассивность. Белое есть чистота и ясность. Белое — это неограниченное безмерное пространство, нечто нематериальное. Белое — это сплошная энергия…Белое есть нечто активное, постоянно меняющееся. Расширяясь или сокращаясь поочередно, или одновременно, оно едва поддаётся разделению. Колебательное движение белого подвергается членению, образуя обрывы, каскады, разрушаясь в процессе движения по участкам разной ширины… Никогда не кончаясь, белое, распространяясь, создаёт пространство, безграничное пространство. Белое переводит картину во взвешенное состояние, снимая с неё тяжесть. Белое, членясь на горизонтальные участки, силовые поля, меняет свою материю, в результате чего возникает белое разной энергии и силы притяжения.

В искусстве XX века белый стал любимым цветом у художников-сюрреалистов.

В XX веке белый цвет принят как символ божества во всех религиях мира. Его себе взяли и новые религиозно-философские течения, такие как теософия, агни-йога и другие.

Ле Корбюзье в 1925 году в книге «Декоративное искусство сегодня» провозгласил закон Ripolin (первый коммерческий бренд эмалевой краски) который говорил о том, что  все внутренние стены должны быть выбелены. Он настаивал на том, что это послужит моральному и духовному очищению общества.

Архитектура Ле Корбюзье

Ведущие модернисты и минималисты от знаменитого японского архитектора Тадао Андо до Кельвина Кляйна и Джонатана Айва из Apple охотно полагались на высокомерную силу белого.

Архитектура Тадао Андо

Кельвин Кляйн. Джонатан Айв

Белый дом

Основы преклонения перед белым цветом в архитектуре были заложены благодаря ошибке. После эпохи Возрождения, где возрождали эпоху Античности, возникала эстетика, основанная на древнегреческих и древнеримских руинах. И они белых оттенков.

В XVIII веке люди очень любили всё греческое. И они ошибочно считали, что Античная Греция была вся построена из белого мрамора. Поэтому они старались воспроизвести все, что соответствует античному стилю, начиная от колонн и заканчивая мраморными зданиями и скульптурами. Но, многие года спустя, были изобретены технологии с помощью которых удалось узнать, что в Античной Греции здания и скульптуры окрашивали в яркие цвета. Просто в течении веков краска выветрилась и стёрлась, что поспособствовало ошибки.

Общество не сразу начало принимать этот факт, а скульптор Огюст Роден бил себя в грудь со словами: «Я чувствую вот здесь, что их никогда не красили».

Источники:

Л.Н. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»

Кассия Сен Клер «Тайная жизнь цвета»

Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

 

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.
Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.
Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.
Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *