Айвазовский Иван Константинович

Один из моих любимых художников — Айвазовский Иван Константинович. Всемирно известный художник маринист-романтик.

Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив, благодаря популярности своих работ, немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. Но первостепенно все-таки остается искусство…и это было самое главное в жизни Ивана Константиновича Айвазовского!

Aivazovsky_portrait_by_Tyranov

Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Настоящее имя — Ованес Айвазян. Его отец был торговцем, который в результате начавшейся чумы в 1812, был разорен, но зная несколько языков Константин Айвозян стал заниматься переводами судебных исков и жалоб. Мать была рукодельницей, в трудные для семьи времена ее вышивание не раз спасало их. Иван был младшим пятым ребенком. И уже с 10 лет ему приходилось работать в городской кофейне. Его отец с матерью переехали из Польши в Феодосию, поэтому свою фамилию писали на польский лад. И сам Ованес в последствии писал фамилию также.

Дом их стоял на окраине Феодосии, на возвышенности, откуда было видно море. Наверно это и определило судьбу будущего художника. Море, такое разное — то спокойное, то непокорное, манило к себе. Юный Ованес часто наблюдал за ним. И однажды он взял кусок самоварного угля и нарисовал корабль на белой стене дома. Отец не стал его ругать, а дал ему лист бумаги и карандаш. И юный Ованес начал с увлечением рисовать, в ход шло все на чем можно рисовать и даже на страницах книг, за что он, конечно же, получал от родителей. В возрасте 12 лет он охотно изображал сражения за освобождение Греции, а также турецких крепостей.

Градоправитель Феодосии А. И. Казначеев прослышал о талантливом мальчишке от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов и дал ему несколько ценных уроков. Однажды Александр Иванович приехал в армянскую слободку посмотреть, правду ли говорят о чудо-ребенке. Словно подгадав к приезду градоначальника, Ованес изобразил стоящего в карауле солдата в полной амуниции, да еще и в натуральную величину, благо, что размер стены дома это позволял. Казначеев не остался равнодушным к судьбе юного таланта: первым делом он подарил Ованесу пачку настоящей рисовальной бумаги и ящик с первыми в его жизни акварельными красками, а затем предложил брать уроки рисования вместе со своими детьми у архитектора Коха. Так настенный рисунок изменил весь ход жизни армянского мальчика.

По очередной счастливой случайности, когда в 1830 году мальчик окончил армянскую приходскую школу, Казначеев был назначен губернатором Тавриды и, отбывая в Симферополь, взял его с собой и добился принятия в Симферопольскую гимназию. Понятно, что без такого надежного покровителя у Гайвазовского было бы мало надежды получить дальнейшее образование.

Три года, которые Иван прожил в семье Казначеева, не прошли для него напрасно. Он много читал, но еще больше времени уделял рисованию – писал с натуры и копировал с гравюр. Вскоре успехи молодого художника стали столь заметны, что на него обратили внимание представители высших городских кругов. Так Гайвазовский получил право пользоваться великолепной библиотекой в доме Н. Ф. Нарышкиной и делать копии с понравившихся иллюстраций. Наталья Федоровна была настолько уверена в исключительном даровании мальчика, что, обладая большими связями, начала ходатайствовать не только о приеме Ивана в Петербургскую Академию художеств, но и доказывала необходимость отправить его для обучения живописи в Рим. Через своего знакомого архитектора Сальваторе Тончи она хлопотала об определении Гайвазовского в Императорскую Академию художеств на казенный счет.

При содействии влиятельных столичных чинов Нарышкиной удалось добиться желаемого результата, несмотря на то, что мальчик еще не достиг приемного возраста. Приняли его в академию на казенный счет, а также на казенный счет привезли его из Крыма в Петербург.

Даже став знаменитым на весь мир художником, Иван Константинович будет с благодарностью вспоминать всех хороших людей, которые помогли в становлении его как личности, и сам будет следовать их примеру, творя добрые дела.

Склонность к изображению моря проявилась у него очень рано. Он копировал морские пейзажи  голландских маринистов.

В начале 1835 года по приглашению Николая I в Петербург приехал французский маринист Филипп Таннер. Ученик Айвазовский был определен ему в помощь. Он быстро освоил технику исполнения, но не желая копировать, стремясь к собственному творчеству, написал к академической выставке картину «Этюд воздуха над морем».

этюд воздуха над морем

Картина вызвала всеобщее одобрение и восхищение мастерством молодого художника. Он получил за нее от академии художеств серебряную медаль, но, оскобленный поведением своего помощника, Таннер пожаловался императору, и тот повелел все картины Айвазовского с выставки снять (а их было 6). Айвазовскому грозило отчисление, но профессора академии заступились за него и вскоре конфликт был улажен. Потом и отвергнутый Таннер покинул Россию.

В марте 1837 года по высочайшему повелению Гайвазовского причислили к классу батальной живописи Зауервейда. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. А в апреле художник был официально прикомандирован в качестве художника на корабли Балтийского флота и отправился в свое первое плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю. Это путешествие очень обогатило знания Айвазовского об изменчивой морской стихии. Гайвазовский делал стремительные успехи в овладении тайнами мастерства. В классе батальной живописи профессора А. И. Зауервейда на мольберте Ивана почти ежедневно сменялись холсты. Он работал ошеломляюще быстро и поражал всех не только «своей плодовитостью». Как писал Ф. Ф. Львов: «Уже тогда не было пределов воображению Гайвазовского».

Море стало единственной и главной темой его творчества.

В 1837 году Айвазовский получил золотую медаль по окончанию академии, дающую право на 6 лет уехать за границу. Сначала Айвазовский уехал в Феодосию, где не был 5 лет, и пробыл там в течении 2х лет, не переставая рисовать море.

Первые работы, выполненные с 1835 по 1840 года.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835

вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835

 Большой рейд в Крондштадте. 1836

большой рейд в крондштадте 1836

 Берег моря ночью у маяка. 1837

берег моря ночью у маяка 1837

 Вид на большой каскад и большой Петергофский дворец. 1837

вид на большой каскад и большой петергофский дворец 1837

Ветряная мельница на берегу моря. 1837

ветрянная мельница на берегу моря 1837

 Фрегат под парусом. 1838

фрегат под парусом 1838

Десант Раевского у Субаши. 1839

десант раевского у субаши 1839

Старая Феодосия. 1839

старая феодосия 1839

Кронштадтский рейд. 1840

кронштадтский рейд 1840

Морской берег. 1840

морской берег 1840

Одесса. 1840

одесса 1840

Летом 1840 года Айвазовский двинулся в путь в Италию. Венеция покорила красотой и очарованием. Его брат был монахом, поэтому Айвазовский некоторое время жил в монастыре. Он посвятил монастырю одну из своих картин.

Лазоревый грот. Неаполь. 1841

лазоревый грот. неаполь 1841

Айвазовский побывал во Флоренции, затем объехал все неаполитанское побережье. За несколько месяцев пребывания в Италии в 1940 году написал 13 больших картин. В следующем году 7 и еще через год 12. В их число не входят работы небольших размеров. Айвазовский постоянно делала наброски, где бы он не находился. Здесь сложился окончательный метод работы Айвазовского.

Картины, написанные в Италии в период с 1840 по 1845

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. 1840

неаполитанский залив в лунную ночь. везувий 1840

Вид на Венецианскую лагуну. 1841

вид на венецианскую лагуну 1841

Побережье в Альмафи. 1841

побережье в Альмафи 1841

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842

неаполитанский залив в лунную ночь 1842

Неаполитанский маяк. 1842

неаполитнаский маяк 1842

Берег моря. Штиль. 1843

берег моря. штиль 1843

Гондольер на море ночью. 1843

гондольер на море ночью 1843

Мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция. 1843

мхитаристы на острове св. лазаря. венеция 1843

Порт Ла Валетта. 1844

порт ла валетта 1844

Морской вид с часовней на берегу. 1845

морсокй вид с часовней на берегу 1845

Его работы всегда очень быстро раскупались. О нем восторженно писали римские газеты, профессионалы художники, знатоки и ценители искусства.

Каждый раз приступая к работе он искал новые оттенки освещения морской воды и облаков, пробовал разные темы пейзажей, изображал море в различное время суток — то при рассеянном свете дня, то под светом луны.

Папа Григорий XVI приобрел его картину «Хаос. Сотворение мира» для Ватикана и наградил художника золотой медалью.

Хаос. Сотворение мира. 1841

хаос. сотворение мира 1841

На каждой выставке ему сопутствовал успех. В Берлинских газетах в отзывах написали, что он возможно глухонемой — только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

За выставленные в Лувре картины он получил золотую медаль. Мечты Айвазовского-художника сбылись – ведь если обычно академические пенсионеры привозили из заграничных командировок свежие впечатления, новые картины и отточенное мастерство, Иван Константинович вез в Россию всемирное признание и славу.

Вскоре он вернулся в Петербург. Его удостоили звания академика. Айвазовский стал живописцем главного морского штаба, с правом носить мундир морского министерства. Начал получать первые официальные заказы — написать виды приморских городов и российских портов. Его картины получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

Впоследствии Айвазовский неоднократно был награжден различными российскими и иностранными орденами.

Возвращаясь из плавания, Айвазовский на короткое время задержался в Севастополе, а вернувшись в Феодосию, сразу приступил к строительству собственного дома в стиле итальянских ренессансных вилл, по своему проекту украсив его слепками с античных скульптур и большой мастерской, примыкающей к жилым комнатам. В 1845 году он приобрел участок земли на окраине города, у самого берега моря, и уже в ходе строительства предвкушал, как ему здесь будет комфортно жить и работать. Иван Константинович достиг славы и такого материального благополучия, что мог позволить себе жить в любом уголке мира, но он выбрал город детства. Его не привлекала возможность стать салонным или придворным художником, выполняя всю жизнь волю именитых заказчиков. Никто не хотел верить, что молодой, жизнерадостный Айвазовский, окруженный громкой славой, любящий театр, общество просвещенных людей, добровольно покидает столицу и поселяется в каком-то заштатном городишке на южной окраине России.

Зиму 1847/48 года Айвазовский провел в Петербурге и в Москве, где тоже организовал персональные выставки, которые лишь упрочили его славу. Но и в столице художник не отступал от привычного образа жизни: первую половину дня он работал в мастерской, а вечерами посещал театр или бывал у знакомых. Богатый академик живописи, 30-летний профессор академии, он теперь считался завидным женихом. Ивана Константиновича даже начали тяготить эти «смотрины» девушек на выданье из приличных домов. Однажды Одоевский пригласил его в дом, пообещав, что там они обязательно встретят Глинку. Хозяйка дома тут же распорядилась позвать в гостиную младших детей, чтобы и те могли послушать игру композитора. Детей привела гувернантка-англичанка. Девушка была очень хороша собой, а строгое темное платье и просто причесанные волосы выгодно выделяли ее из толпы разодетых и жеманных дам и девиц. С того вечера художник зачастил в этот дом, напрочь забросив работу. Обмен короткими фразами по вопросам искусства показал, что девушка достаточно образованна, может высказать свое мнение, а главное, скромна и обаятельна в общении, и, казалось, лишена меркантильности. Иван Константинович безоглядно влюбился, спустя две недели признался в своих чувствах и предложил Юлии стать его женой. Через несколько дней Петербург облетело известие, что знаменитый художник женится на обычной гувернантке. Высший свет не одобрил выбор Айвазовского, а двери некоторых домов даже закрылись перед ним – многие вдруг вспомнили о его плебейском происхождении.

32

 В семье Айвазовских через год после свадьбы родилась первая дочь Елена, а вслед за нею еще три – Мария (1851 г.), Александра (1852 г.) и Иоанна (Жанна, 1858 г.) А на 12-м году совместной жизни, сославшись на необходимость дать дочерям образование, Юлия Яковлевна вместе с детьми поехала в Одессу, да так оттуда и не вернулась. О муже она вспоминала, только когда ей были нужны деньги. Дальнейшие их отношения складывались очень тяжело: Юлия Яковлевна всячески препятствовала общению отца с дочерьми. Только время от времени она позволяла им его навещать. В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут. Юлия Яковлевна жила в Одессе с четырьмя дочерьми, к которым до конца жизни художник проявлял любовь, внимание и заботу, перешедшую позже и на внуков, трое из которых также стали художниками-маринистами.

Вторую жену Анну Никитичну Саркисову — Бурназян он увидел на похоронах ее мужа. Они поженились спустя год.

Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882.

68775d2b0b61eb4d922219f45ea1994a

1840–1860-е годы были для Айвазовского счастливой творческой порой.

Лучшими романтическими произведениями Айвазовского этого периода являются картины:

Буря на Черном море. 1849

буря на море ночью 1849

Георгиевский монастырь. 1846

георгиевский монастырь. мыс фиолент 1846

Вечер в Крыму. Ялта. 1848

вечер в крыму. ялта 1848

Венеция. 1842

венеция 1842

Вход в Севастопольскую бухту. 1852

вход в севастопольскую бухту 1852

Морской берег. Прощание. 1868

морской берег. прощание 1868

Суда на рейде. 1851

суда на рейде 1851

Севастопольский рейд. 1852

севастопольский рейд 1852

Лунная ночь в Крыму. 1859

лунная ночь в крыму 1859

Море. 1864

море 1864

Буря на Северном море. 1865

буря на северном море 1865

Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков… Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Уже ушли из жизни те, кто верил в подающего надежды академиста, – Оленин, Зауервейд, Крылов, в Италии угас веселый друг юности Василий Штернберг, скончался В. Белинский… Из Рима сообщили, что его итальянский друг Векки стал адъютантом Джузеппе Гарибальди. Мир изменился, он вдруг перестал быть безмятежным, а значит, и его искусство художника должно, как говорил Белинский, волновать и потрясать.

Эти мысли были столь несвойственны Айвазовскому, что он несколько дней даже не мог взяться за кисти. Сидел в мастерской, вспоминал и размышлял и наконец пришел к выводу, что какие бы препятствия не ставила перед человеком судьба, он стремится к победе из последних сил, превозмогает все боли и страхи, чтобы еще раз увидеть, как на следующее утро пробьется первый луч солнца. Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией. так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве. И хотя полотно полностью написано по наблюдениям и по воображению, оно является одним из самых впечатляющих произведений русской пейзажной живописи. Глядя на картину, зритель сразу же может представить себе, какая страшная минула ночь, какое бедствие потерпел корабль, как гибли моряки. Но даже изображая трагический конфликт между людьми и природой, Айвазовский остается верен себе: главную роль в картине играет море, и все внимание художника сосредоточено на его неукротимой силе. Живописец нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Могучим усилием воображения и творческой памяти Айвазовский создал правдивый и впечатляющий образ разгневанной природы. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Все в картине охвачено стремительным порывом – и несущиеся облака, и вспененные воды, и судорожно прижавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность.

Девятый вал. 1850

image001

Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана солнцем, что придает ей оптимистический характер. В значительной степени этому способствует цветовая гамма полотна, выдержанная в самых ярких красках палитры. Это было смелым и новаторским решением.

Сразу после показа картину приобрел Николай I, а в настоящее время она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Бури и кораблекрушения, борьба и победа человека над стихией становятся излюбленными темами Айвазовского. К ним он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Вслед за «Девятым валом» целая серия «бурь» рождается на его полотнах:

Бурное море ночью. 1853

бурное море ночью 1853

Овцы, загоняемые бурею в море. 1855

овцы загоняемые бурею в море 1855

Буря у скалистых берегов. 1875

буря у скалистых берегов 1875

Буря у мыса Айя. 1875

буря у мыса айя 1875

Буря под Евпаторией. 1861

буря над евпаторией 1861

До конца дней художник был поглощен идеей создания образа взволнованной морской стихии. Из-под его кисти вышел еще целый цикл картин, изображающих бурное море:

Волна. 1889

волна 1889

Буря на море ночью. 1895

буря на море ночью 1895

Они близки не только по замыслу и композиции, но и по цветовому решению. На всех написан бурный прибой зимним ветреным днем. Цикл этих картин обладал не меньшими достоинствами, чем «голубые марины» Айвазовского.

Естественно, живописец не мог обойти вниманием фигуру зачинателя русского флота – Петра I, деятельность которого обеспечила России выход к берегам Балтики. Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году он пишет батальные полотна «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 года», «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года».

Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 года. 1846

морское сражение при ревеле 2 мая 1790 (1846)

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года. 1846

`uD

Петр I при красной горке, зажигающий костер. 1846

петр 1 при красной горке, зажигающий костер 1846

Блестящее живописное мастерство, виртуозная техника и скрупулезное отражение деталей очень ярко отразились в одной из знаменитых батальных картин Айвазовского «Чесменский бой» (1848 г.), посвященной выдающемуся морскому сражению 1770 года во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770. 1848

чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 (1848)

Значительное место в творчестве Айвазовского занимают героические победы русского флота, которые происходили непосредственно при жизни художника. Он имел возможность поговорить с участниками морских сражений и даже побывать на местах боевых действий. Художник запечатлел эпизоды морских сражений: битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои, Севастопольскую оборону.

В октябре 1853 года Турция объявила войну России, а в марте 1854 года на ее стороне выступили английский и французский флот. В том же месяце в Севастополе Айвазовский открыл выставку своих батальных полотен в Севастопольском морском собрании. К его картинам невозможно было пробиться. В центре внимания были несколько полотен. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат. И это при том, что корабль получил 153 пробоины. Среди его героев были лейтенант Нахимов и мичман Корнилов, которые теперь считались мозгом и сердцем флота. В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. Самим строем композиции, умелым показом наступательного движения русского корабля художник не оставил никаких сомнений в исходе боя.

Наваринский бой. 1846

наваринский бой 1846

Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет. Легендарный бриг был полностью разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки удачными выстрелами нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те были вынуждены прекратить преследование. На этом полотне Айвазовского изображена безветренная лунная ночь, легкая зыбь чуть рябит на море, а над ним плывут светлые облака. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом.

«Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречаются с русской эскадрой.» 1848



Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Айвазовский нашел великолепное сочетание сине-голубых тонов моря с серо-жемчужными оттенками неба, на которых четко выделяются серебристо-белые паруса боевых кораблей, а вкрапления красного цвета (турецкие флаги с полумесяцами) оживляют несколько холодноватый колорит произведения. Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно.

«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

бриг меркурий

Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа. Эти полотна были для севастопольцев не просто картинами – это была жизнь, полная опасностей и героизма. Выставку посетил сам Нахимов. Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам. Как уже упоминалось, морские сражения парусных кораблей художник писал со знанием не только конструкции кораблей, но и всех деталей оснастки и вооружения.

Синопский бой. 1853

синопский бой 1853

 Синопский бой 18 ноября 1853 ночь после боя. 1853

ݜ9

С болью в сердце смотрел живописец на виднеющиеся в море верхушки мачт затопленных кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Он узнал мачту линейного корабля «Силистрия», на котором провел незабываемые дни во время десанта в Субаши. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя» (1859 г.)

Осада Севастополя. 1859

осада севастополя 1859

События Крымской войны будоражили ум и сердце Айвазовского до последних дней его жизни. Внутреннему взору художника все чаще представлялся Малахов курган, ждущий своего живописного воплощения. Эта картина должна была явиться данью памяти другу и великому соотечественнику В. А. Корнилову. И только в 1892 году сюжет «Малахова кургана» («Малахов курган – место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов») окончательно сложился в воображении Айвазовского.

Малахов курган. 1893

малахов курган 1893

Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена. Это событие произошло 16 января 1820 года, и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный». Об этой экспедиции Айвазовский слышал от адмирала М. П. Лазарева, и с только ему присущим умением он сумел силой воображения создать произведение, захватывающее своей убедительностью. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет только явственнее и живее выступать в памяти все подробности в моем воображении. Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-нибудь область Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Таково свойство моей натуры», – признавался художник.

Ледяные горы в Антарктиде. 1870

ледяные горы в антарктиде 1870

До последних дней своей жизни Айвазовский служил флоту, прославляя его славные победы и героизм русских моряков:

Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Черном море 13 декабря 1877 года

захват пароходом россия турецкого военного транспорта мессина 1877

 Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Черном море 11 июля 1877 года

бой парохода веста с турецким броненосцем фехти буленд 11 июля 1877

В творчестве Айвазовского 70-х годов XIX века появляется ряд картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий…» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Неповторимы и ночные марины художника.

Лунная ночь на Капри. 1841

лунная ночь на капри 1841

Неаполитанский залив в лунном свете. 1842

неаполитанский залив в лунном свете 1842

Лунная ночь. 1849

лунная ночь 1849

Лунная ночь в Крыму. 1859

лунная ночь в крыму 1859

Лунная ночь в Константинополе. 1862

лунная ночь в константинополе 1862

Восход луны в Феодосии. 1892

восход луны в феодосии 1892

Эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Они часто вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

Айвазовский не повторял выгодный живописный штамп – просто он открыл единственно возможный способ писать живое море, и этот способ ни разу его не подвел. А экспериментов в его творчестве хватало. Взять хотя бы длинное, во всю торцовую стену галереи, полотно «От штиля к урагану» (1895 г.; 212х708 см). На нем предстают различные состояния морской стихии – штиль, надвигающаяся буря и ураган, которые абсолютно естественно перетекают друг в друга, тем самым усиливая эффект чудесной фантасмагории.

От штиля к урагану. 1895

от штиля к урагану 1892

В течении жизни у Айвазовского было более 120 персональных выставок. В 1870 году его привлекали библейские темы, он искал мягких полутонов, возникли целые серии картин.

aivazovsky0

19 апреля 1900 года Айвазовский в своей мастерской писал картину «Взрыв турецкого корабля», но она так и осталась незаконченной, живописец умер во сне.

Взрыв турецкого корабля. 1900

взрыв турецкого корабля 1900

За 60 лет творческой деятельности Айвазовский создал около 6000 полотен, которые разлетелись по всему миру. До сих пор нет возможности составить единого перечня работ великого мариниста, который не только продавал картины галерейщикам и коллекционерам, но и просто дарил. Созданные им произведения принесли маринисту громкую славу при жизни, обрели необычайно широкую популярность в наши дни. Большая часть картин Айвазовского хранится в лучших музеях и галереях мира. Самое большое собрание, естественно, представлено в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского – 417 единиц хранения. Много знаменитых полотен в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Киева (городу передали свои уникальные собрания произведений искусства сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко), Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

И я, конечно же, не могу обойти стороной и другие работы Ивана Айвазовского. На них можно заметить, как кисть мастера становилась смелее, а картины становились глубже и проникновеннее.

Картины периода 1840-1860 гг.

Кораблекрушение. 1843

кораблекрушение 1843

Бухта. Золотой рог. Турция. 1845

бухта. золотой рог. турция 1845

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846

вид константинополя при лунном освещении 1846

Вид Одессы в лунную ночь. 1846

вид одессы в лунную ночь 1846

 

Лунная ночь у взморья. 1847

лунная ночь у взморья 1847

Петербургская биржа. 1847

петербургская биржа 1847

Берега Далмации. 1848

берега далмации 1848

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848

бой в хиосском проливе 24 июня 1770 (1848)

Утро на море. 1849

утро на море 1849

Смольный монастырь. 1849

смольный монастырь 1849

Буря на море. 1850

буря на море 1850

Гавань. 1850

гавань 1850

Сигнал бури. 1851

сигнал бури 1851

Двадцати шести — пушечный корабль. 1852

двадцатишести-пушечный корабль 1852

Набережная восточного города. 1852

набережная восточного города 1852

Рыбаки на берегу моря. 1852

рыбаки на берегу моря 1852

Севастопольский рейд. 1852

севастопольский рейд 1852

Аю-Даг в туманный день. 1853

аю-даг в туманный день 1853

Бурное море ночью. 1853

бурное море ночью 1853

Лунная ночь. Купальня в Феодосии. 1853

лунная ночь. купальня в феодосии 1853

Малага. Морской пейзаж. 1854

малага. морской пейзаж 1854

Взятие Севастополя. 1855

взятие севастополя 1855

Восход солнца в Феодосии. 1855

восход солнца в феодосии 1855

Лунная ночь на черном море. 1855

лунная ночь на черном море 1855

Закат солнца у крымских берегов. 1856

закат солнца у крымских берегов 1856

Море перед бурей. 1856

море перед бурей 1856

Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение. 1858

гибель корабля лефорт. аллегорическое изображение 1858

Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858

парусник у берегов крыма в лунную ночь 1858

Русский и французские фрегаты. 1858

русский и французские фрегаты 1858

Башни на скале у Босфора. 1859

башни на скале у босфора 1859

Картины периода 1860-1880 гг.

Море ночью. 1861

море ночью 1861

Ночь в Венеции. 1861

ночь в венеции 1861

Дарьяльское ущелье. 1862

дарьяльское ущелье 1862

Буря на Ледовитом океане. 1864

буря на ледовитом океане 1864

Вид моря с гор. Крым. 1864

вид моря с гор. крым 1864

Всемирный потоп. 1864

всемирный потоп 1864

Кораблекрушение. 1864

кораблекрушение 1864

Сотворение мира. 1864

сотворение мира 1864

У берегов Ялты. 1864

у берегов ялты 1864

Кораблекрушение. 1865

кораблекрушение 1865

Заход солнца на море. 1866

заход солнца на море 1866

Корабли на бушующем море. 1866

корабли на бушующем море 1866

Взрыв Аркадиоского монастыря на Крите в 1866 году. 1867

взрыв аркадиоского монастыря на крите в 1866 (1867)

Морской вид. 1867

морской вид 1867

Бурное море. 1868

бурное море 1868

Буря. 1868

буря 1868

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869

аул гуниб в дагестане. вид с восточной стороны. 1869

Прощание. 1869

прощание 1869

Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе. 1869

стычка ширванцев с мюридами на гунибе 1869

Венеция. 1870

венеция 1870

Кораблекрушение у скал. 1870

кораблекрушение у скал 1870

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1870

сошествие ноя с горы арарат 1870

Караван в оазисе. Египет. 1871

караван в оазисе. египет 1871

Лунная ночь. Разбитый корабль. 1871

лунная ночь. разбитый корабль 1871

Буря. 1872

буря 1872

В бурю. 1872

в бурю 1872

Золотой рог. 1872

золотой рог 1872

Золотой рог. Босфор. 1872

золотой рог. босфор 1872

Лед на Днепре. 1872

лед на днепре 1872

Спасающиеся от бури. 1872

спасающиеся от бури 1872

Буря на море. 1873

буря на море 1873

 

Буря на черном море. 1873

буря на черном море 1873

Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

неаполитанский залив в туманное утро 1874

Буря у мыса Айя. 1875

буря у мыса айя 1875

Кораблекрушение в Северном море. 1875

кораблекрушение в северном море 1875

Крушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь на 30 авг. 1842. (1876)

крушение корабля ингерманланд в скагерране в ночь на 30 авг. 1842 (1876)

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти Буленд в Черном море 11 июля 1877

бой парохода веста с турецким броненосцем фехти буленд в черном море 11 июля 1877

Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на черном море 13 декабря 1877

захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на черном море 13 декабря 1877

Облако над тихим морем. 1877

облако над тихим морем 1877

Взрыв трехмачтового парохода в Сулине 27.09.1877 (1878)

взрыв трехмачтового парохода в сулине 27.09.1877 (1878)

Купание овец. 1878

купание овец 1878

Ночь на черном море. 1879

ночь на черном море 1879

Картины периода 1880-1900 гг.

А.С. Пушкин в Крыму у гурзуфских скал. 1880

а.с. пушкин в крыму у гурзуфских скал 1880

Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин. 1880

взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин 1880

Сцены из Каирской жизни. 1881

сцены из каирской жизни 1881

Черное море. Начинает разыгрываться буря. 1881

Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêöèÿ íàõîäèòñÿ â èíòåðíåò-ìóçåå gallerix.ru

Афинский акрополь. 1883

афинский акрополь 1883

Кораблекрушение. 1884

кораблекрушение 1884

Буря. 1886

буря 1886

Венчание поэта в Древней Греции. 1886

венчание поэта в древней греции 1886

Смотр черноморского флота в 1849 г. (1886)

смотр черноморского флота в 1849 г. (1886)

Волга у жигулевских гор. 1887

волга у жигулевских гор 1887

Пушкин на берегу черного моря. 1887

пушкин на берегу черного моря 1887

Корабли в ночной тишине. 1888

корабли в ночной тишине 1888

Утро после бури. 1888

утро после бури 1888

Хождение по водам. 1888

хождение по водам 1888

Волна. 1889

волна 1889

Гибель Помпеи. 1889

гибель помпеи 1889

Облака над морем. Штиль. 1889

облака над морем. штиль 1889

Контрабандисты. 1890

контрабандисты 1890

Флот в виду Севастополя. 1890

флот в виду севастополя 1890

Хождение по водам. 1890

хождение по водам 1890

Черноморский флот в Феодосии. 1890

черноморский флот в феодосии 1890

Переход евреев через Красное море. 1891

переход евреев через красное море. 1891

Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892

корабль императрица мария во время шторма 1892

Ниагарский водопад. 1892

ниагарский водопад 1892

Буря на море. 1893

буря на море 1893 (2)

Конец бури на море. 1893

конец бури на море 1893

Прибой. 1893

прибой 1893

Путешествие Посейдона по морю. 1894

путешествие посейдона по морю 1894

Океан. 1896океан 1896

Наполеон на острове Св. Елены. 1897

наполеон на острове св. елены 1897

Пушкин на берегу Черного моря. 1897

пушкин на берегу черного моря 1897

Среди волн. 1898

среди волн 1898

В бурю. 1899

в бурю 1899

Лунная ночь. 1899

лунная ночь 1899

Ялта. 1899

ялта 1899

Морской залив. 1900 (Самая последняя законченная картина И. К. Айвазовского)

морской залив 1900

Ivan-Konstantinovich-Ayvazovskiy

Фотография И. К. Айвазовского

Айвазовский Иван фото

Морская стихия…такая непокорная, величественная и могучая. Во многих картинах отражена вся суть природы — как неподвластна нам она.  Также на полотнах очень много воздуха, что очень хорошо передает масштабы человека и природы. Человек мал и ничтожен по сравнению с природной стихией и все что он может — это бороться за свою жизнь…

 

Рекомендую к просмотру:

Иван Айвазовский (2000 г.)

Гении и злодеи. Иван Айвазовский (2006 г.)

Моря пламенный поэт. Иван Айвазовский (2007 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *